Научная статья на тему 'ОТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ К ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ'

ОТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ К ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / САМОРАЗВИТИЕ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вилкова Алевтина Владимировна, Фадеева Светлана Александровна, Алексеева Ольга Вячеславовна, Александрова Наталья Викторовна

Рассмотрена проблема, связанная с выявлением особенностей персонифицированного подхода в педагогическом процессе детей и взрослых. На основе историко-педагогического анализа характеризуется феномен персонификации, выявляются его особенности. Доказывается, что персонификация в образовании как педагогический принцип обусловливает возможность самоорганизации личностного образовательного пространства, так как связана, прежде всего, с максимальной активностью обучающегося. Определены основные пути персонификации в дополнительном профессиональном образовании взрослых. Представлены ориентиры организации персонифицированного образовательного процесса: восприятие образовательной ситуации педагогом-слушателем курсовой подготовки как проективной ситуации; обеспечение возможности внесения педагогами корректив в программу повышения своей квалификации; фокус внимания - на персонификацию обучения, саморазвитие, самовоспитание педагогов; обеспечение возможности индивидуального консалтинга преподавателей, экспертов и кураторов курсов в любых форматах; доступность всех учебных онлайн- и офлайн-ресурсов; возможность прохождения учебных курсов и модулей в удобном для обучающегося темпе; организация неформальной образовательной среды и поддержки в информальном образовании; стимулирование мотивации к самообучению; актуализация перехода на проблемно и проектно-ориентированные модели формирования знаний, умений и компетенций; «опредмечивание» (и проявленность) личностных результатов обучения педагогов. Показана взаимообусловленность опыта педагогической персонификации и персонификации обучающегося. Персонифицированный подход в образовании, заложенный в трудах А. В. Петровского и А. Б. Орлова, в настоящее время предполагает смещение акцента на личность обучающегося, его интересы и потребности и построение на этой основе траекторий его развития с опорой на субъектный опыт самого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вилкова Алевтина Владимировна, Фадеева Светлана Александровна, Алексеева Ольга Вячеславовна, Александрова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM PERSONALIZED EDUCATION OF ADULTS TO PERSONALIZED EDUCATION OF CHILDREN

The article raises the problem of identifying the features of the personified approach in the pedagogical process of children and adults; on the basis of historical and pedagogical analysis, the phenomenon of personification is characterized, its features are revealed. It is proved that personification in education as a pedagogical principle determines the possibility of selforganization of the personal educational space, as it is associated, first of all, with the maximum activity of the student. The main ways of personification in additional professional education for adults have been determined. The guidelines for organizing a personified educational process are presented: the perception of the educational situation by the teacherstudent of course training as a projective situation; providing the opportunity for teachers to make adjustments to the training program; focus of attention - on the personification of teaching, self-development, self-education of teachers; providing the possibility of individual consulting for teachers, experts and course curators in any format; availability of all educational on-line and off-line resources; the possibility of completing training courses and modules at a pace convenient for the student; organization of an informal educational environment and support in informal education; stimulating motivation for self-learning; actualization of the transition to problem- and project-oriented models of the formation of knowledge, skills and competencies; «Objectification» (and manifestation) of the personal learning outcomes of teachers. The interdependence of the experience of pedagogical personification and personification of the student is shown.

Текст научной работы на тему «ОТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ К ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ»

УДК 378

й01: 10.23951/2307-6127-2020-6-23-30

ОТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ К ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ

А. В. Вилкова1, С. А. Фадеева1, О. В. Алексеева2, Н. В. Александрова2

1 ФКУ ФСИН России, Москва

2 Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород

Рассмотрена проблема, связанная с выявлением особенностей персонифицированного подхода в педагогическом процессе детей и взрослых. На основе историко-педаго-гического анализа характеризуется феномен персонификации, выявляются его особенности. Доказывается, что персонификация в образовании как педагогический принцип обусловливает возможность самоорганизации личностного образовательного пространства, так как связана, прежде всего, с максимальной активностью обучающегося. Определены основные пути персонификации в дополнительном профессиональном образовании взрослых. Представлены ориентиры организации персонифицированного образовательного процесса: восприятие образовательной ситуации педагогом-слушателем курсовой подготовки как проективной ситуации; обеспечение возможности внесения педагогами корректив в программу повышения своей квалификации; фокус внимания - на персонификацию обучения, саморазвитие, самовоспитание педагогов; обеспечение возможности индивидуального консалтинга преподавателей, экспертов и кураторов курсов в любых форматах; доступность всех учебных онлайн- и офлайн-ресурсов; возможность прохождения учебных курсов и модулей в удобном для обучающегося темпе; организация неформальной образовательной среды и поддержки в информаль-ном образовании; стимулирование мотивации к самообучению; актуализация перехода на проблемно и проектно-ориентированные модели формирования знаний, умений и компетенций; «опредмечивание» (и проявленность) личностных результатов обучения педагогов. Показана взаимообусловленность опыта педагогической персонификации и персонификации обучающегося. Персонифицированный подход в образовании, заложенный в трудах А. В. Петровского и А. Б. Орлова, в настоящее время предполагает смещение акцента на личность обучающегося, его интересы и потребности и построение на этой основе траекторий его развития с опорой на субъектный опыт самого ребенка.

Ключевые слова: персонификация, личность, индивидуальность, повышение квалификации педагогов, саморазвитие, персонализация, субъектность.

В условиях современного общества актуализировалось стремление человека быть самим собой, необходимость развития в человеке персонифицированного начала, его индивидуальности, инициативы и самостоятельности. Проблема персонификации в образовании уже стала предметом широкого научного исследования [1-4]; потребности науки и практики требуют ее все более тщательного и разностороннего изучения.

Прежде всего, следует отметить, что определение понятия «персонификация» тесно связано понятием «индивидуальность». Под индивидуальностью обычно понимают совокупность уникальных качеств личности человека, отличающих его от других людей. Безусловно, эффективность педагогического процесса невозможна без изучения и учета индивидуальных свойств и качеств личности и, далее, адаптации образования к их индивидуальности. Изменение индивидуальности человека в угоду обобщенных требований педаго-

гической системы приводит не только к нивелированию его уникальных особенностей, но и толкает к проектированию формального образовательного процесса.

С возможностями проявления своей индивидуальности связана, в свою очередь, персо-нализация образовательного процесса (ведь персона и есть человек с присущими ему индивидуальными особенностями). Начало исследований феномена персонализации в отечественной науке было положено А. В. Петровским. Именно ему принадлежала идея изучения человеческой личности с позиции включенности ее в личностное пространство другого. По мнению ученого, персонализация основывается на потребности человека в демонстрации себя окружающим до получения «идеальной» представленности в сознании других людей. Данный процесс сопряжен с изменением личностных смыслов [5, 6]. Однако более интегративным и целостным процессом, по мнению исследователей, является именно процесс персонификации. Очень точное определение этому понятию дал А. Б. Орлов. Ученый отмечал, что персонификация, в отличие от персонализации, отражает не столько стремление человека быть личностью, сколько стремление быть самим собой [7].

В табл. 1 приведена краткая сравнительная характеристика данных понятий, выполненная на основании анализа работ ученых, посвященных персонификации и персонализации [8, с. 39].

Таблица 1

Сравнительная характеристика содержания понятий «персонализация»

и «персонификация»

Основания различия Персонификация Персонализация

Определение Стремление человека быть самим собой Потребность быть личностью

Параметры Позитивная безоценочность, эмпатий-ность и конгруэнтность Авторитетность, референтность, привлекательность

Взаимосвязь параметров Взаимообусловленная, взаимозависимая Автономные, имеют раздельные линии развития

Природа процесса Интеграция Дезинтеграция

Особенности самоотождествления и самопринятия Происходит самотождествление своей личности, самопринятие положительных и отрицательных сторон Происходит самотождествление личности с персоной

Формы «Горизонтальная» персонификация -смещение «персоны» с демонстрации ее личностных качеств окружающим; «вертикальная» персонификация -ослабление предъявления «персоны» другим людям «Горизонтальная» персонализация -демонстрация сильных сторон личности, утаивание человеком личностных проблем в общении с другими людьми и с самим собой; «вертикальная» персонализация - обособляет человека от его окружения

Последствия общения Приводит к интеграции личности человека, способствует расширению зон самоактуализации Приводит к дезинтеграции личности, Способствует сокращению зон актуализации

Последствия процесса Увеличение зон актуализации человека, принятие человеком самого себя, повышение степени позитивности, общей аутентичности сущности человека Человек становится более закрытым, менее способным к сопереживанию, менее конгруэнтным

Таким образом, процессы персонификации и персонализации по одним основаниям можно рассматривать как взаимодополняющие друг друга, по другим - наблюдается их

противоположный характер. При этом персонификация предполагает большую опору на выявление и актуализацию личностных ресурсов обучающихся.

Персонифицированный подход в образовании, заложенный в трудах А. В. Петровского и А. Б. Орлова, предполагает в настоящее время смещение акцента на личность обучающегося, его интересы и потребности и построение на этой основе траекторий его развития с опорой на субъектный опыт самого ребенка. Персонификация в образовании как педагогический принцип обуславливает возможность самоорганизации личностного образовательного пространства, так как связана, прежде всего, с максимальной активностью обучающегося.

В системе постдипломного педагогического образования актуализируются вопросы создания такой системы обучения педагогов, которая способна динамично реагировать на изменения социокультурных потребностей. Педагогический работник, как никакой другой, вынужден своевременно перестраивать свою деятельность в меняющейся образовательной ситуации и непрерывно совершенствоваться как профессионал. О необходимости учить учителей саморазвитию писал еще П. П. Блонский. Согласимся с его словами, что «только ищущий и все время работающий над своим образованием человек может быть хорошим учителем» [9, с. 175]. Многие современные исследователи также отмечают необходимость профессионально-личностного развития специалиста через изменение самого себя, что напрямую связано с необходимостью осуществления персонифицированного подхода в обучении.

Необходимость активности педагога в проявлении своих образовательных интересов мотивирует к организации профессионального развития в контексте обучения-учения-самообразования, когда формальное, неформальное и информальное образование является взаимодополняемыми явлениями. Включение педагога в организацию своего образования представляет основное требование для решения задач персонификации в системе повышения квалификации. В педагогике взрослых под персонифицированной системой часто понимается система дополнительного профессионального образования, предоставляющая обучаемым возможность выбора вариантов образовательных программ, модулей, видов образовательных услуг для движения по индивидуальным образовательным маршрутам.

Преобразования в системе переподготовки и повышения квалификации связаны с развитием готовности педагогов к профессионально-личностному самообразованию и самостоятельному выбору траекторий обучения. На наш взгляд, главные ориентиры при организации персонифицированного образовательного процесса могут выглядеть следующим образом:

- восприятие образовательной ситуации педагогом-слушателем курсовой подготовки как проективной ситуации;

- обеспечение возможности внесения педагогами корректив в программу повышения своей квалификации;

- фокус внимания - на персонификацию обучения, саморазвитие, самовоспитание педагогов;

- обеспечение возможности индивидуального консалтинга преподавателей, экспертов и кураторов курсов в любых форматах;

- доступность всех учебных онлайн- и офлайн-ресурсов;

- возможность прохождения учебных курсов и модулей в удобном для обучающегося педагога темпе;

- организация неформальной образовательной среды и поддержки в информальном образовании;

- стимулирование мотивации к самообучению;

- актуализация перехода на проблемно и проектно-ориентированные модели формирования знаний, умений и компетенций;

- «опредмечивание» (и проявленность) личностных результатов обучения педагогов.

Педагог, который приобрел опыт погружения в персонифицированную образовательную ситуацию, будет выстраивать деятельность своего ученика (как «обучение-учение-самообразование») по иным критериям - на основе изучения и оценки его индивидуальных способностей и интересов, личностных предпочтений и особенностей. Он будет готов формировать позитивную мотивацию к обучению у школьников в различных образовательных и социальных контекстах, в формальной и неформальной образовательной среде. Он будет не только прогнозировать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты, но и будет подготовлен к ситуации самораскрытия и самоосуществления ученика. Наконец, он сможет играть роль «фасилитатора» - того, кто способствует становлению и росту другого посредством искусства понимания, искусства поддержки и искусства быть собой.

Главным субъектом персонифицированной образовательной ситуации является сам обучающийся - как взрослый в позиции слушателя курсов, так и ребенок в позиции школьника, воспитанника в организации общего образования. В связи с этим возрастает роль организации среды, благоприятствующей развитию субъектной позиции ребенка, его самовыражения и самореализации не только как личности, но индивидуальности, на основании самоанализа и рефлексии.

При поддержке и содействии педагога ребенок учится осмысливать мотивы и делать осознанный выбор в деятельности. В ходе саморефлексии и самоанализа у него проявляются и формируются индивидуальные черты и самостоятельность. Самопонимание, самопрогнозирование и самопроектирование выступают основными методами персони-фицкации учебно-воспитательного процесса. Ученик сам учится определять ценности и смыслы собственных действий, обозначать свою роль в организации этих действий, осознавать понимание результатов действий. Безусловно, тот педагог, который имел опыт нахождения в персонифицированной образовательной ситуации, может мотивировать ученика к подобной деятельности.

Интересны взгляды ученых, рассматривающих персонификацию с позиции гуманизации образования. Так, В. Т. Кабуш предлагает считать персонификацию одним из принципов гуманистического воспитания, а педагогическую поддержку развития индивидуальных черт и субъектности воспитанника отмечает в качестве ведущего направления деятельности воспитателя [10].

Автор концепции гуманитарной экспертизы в образовании С. Л. Братченко утверждает, что смысл личностного роста ученика - это есть обретение себя и своего пути. Он предостерегает от опасности связывать личностный рост только с усвоением знаний или освоением способов деятельности. По мнению ученого, для личностного роста важно не только развитие личностных или интеллектуальных качеств и ценностных отношений, но в первую очередь тех, которые отражают персонификацию как стремление человека быть самим собой. Данные качества С. Л. Братченко называет критериями личностного роста. Это принятие себя (безусловная любовь, доверие своей природе); открытость внутреннему опыту переживаний (опора на свои реальные желания и переживания); понимание себя (точное представление о своем актуальном состоянии); ответственная свобода (оставаться верным себе); целостность (взаимосвязанность всех аспектов жизни), динамичность развития [11].

С позиции гуманистической педагогики учителям следует не только ориентироваться в многообразии систем образования и воспитания для различных категорий учеников: как детей группы риска, с особенностями в развитии и ограниченными возможностями здоровья, так и одаренных в разных видах деятельности. Помогая ребенку раскрыться, обрести свою самость, наметить вектор своего развития и определить образовательную траекторию, современный педагог становится субъектом педагогической деятельности.

Итак, персонификация образовательной ситуации для ребенка рождается из опыта персонифицированной ситуации педагога. На наш взгляд, обе ситуации обладают свойствами самоподобия, являясь своего рода фракталами, что демонстрирует попытка их сравнения (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная таблица персонифицированного подхода к образованию детей-школьников

и образованию взрослых

Основание для сравнения Особенности осуществления персонифицированного подхода к образованию детей Особенности осуществления персонифицированного подхода к образованию взрослых

Ключевые характеристики субъекта образовательной деятельности Принятие и понимание себя; проявления активности индивидуальности, самостоятельности; самовыражение и самореализация Субъектность, самоорганизация, профессиональное и личностное самопроектирование

Целевые ориентиры субъекта образовательной деятельности Являются системообразующей характеристикой взаимодействия (ребенок - взрослый) Являются приоритетными при выявлении профессиональных затруднений и равноправии субъектов взаимодействия

Природа педагогического процесса Ребенок - субъект своего развития и своей жизнедеятельности; субъектно-ориентированный характер педагогического процесса Педагог - субъект профессионально-личностного развития; субъектно-ориенти-рованный характер педагогического процесса

Вариативность педагогического процесса Возможность построения индивидуального образовательного маршрута; свобода выбора форм внеурочной занятости Индивидуализация и персонификация; содержательный и временной выбор; личностная включенность субъекта в образовательный процесс

Параметры среды Благоприятная, безопасная и комфортная среда, событийность средообра-зования Открытая и демократичная среда, событийный характер проектирования среды

Особенности оценки образовательной деятельности Создание рефлексивной среды для оценки достижения личностных целей; реализация задатков и способностей; самоосуществление Реализация профессионально-личностных дефицитов; адресность образовательных усилий

Нередко неэффективное управление образовательными системами происходит из желания привнести в нее чуждые элементы, перестроить форму ее организации неестественным образом. На наш взгляд, персонифицированный подход позволяет выстроить образовательный процесс в естественной логике, раскрыть для учащегося возможности образовательной среды. Именно поэтому возрастает важность развития как образовательных систем в логике персонификации образовательного процесса, а также поддержке саморазвития как учащихся, так и педагогов в качестве его субъектов.

Персонификация образовательного процесса непременно связана с возможностями обучающегося как субъекта осознанного выбора траектории своего развития; субъекта, определяющего собственное саморазвитие как вектор жизнеустройства на много лет вперед.

Список литературы

1. Акмалов А. Ю. Закономерности и принципы воспитания: персонификация // Вестн. Академии российских энциклопедий. 2002. № 3 (5). С. 85-88.

2. Сероветникова С. А. Закономерности и принципы воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 30-35.

3. Филатова М. Н. Индивидуализация и персонификация - актуальные проблемы современного образования // Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей. 2016. № 1. С. 44-80.

4. Козыревская А. В., Усатая Е. Р. Образование в рамках индивидуализации, персонификации и персонализа-ции // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 6 (22). С. 24-26.

5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: в 2 т. Ростов н/Д: Феникс, 1996. Т. 1. 415, [1] с.

6. Фадеева С. А. Персонификация образования: в контексте традиций и новаций // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 5. С. 81-83.

7. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «я» человека // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5-19.

8. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях / под ред. Н. К. Зотовой. М.: Флинта: Наука, 2012. 342 с.

9. Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 695 с.

10. Кабуш В. Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика. Минск: Академия последипломного образования, 2001. 332 с.

11. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: метод. пособие. СПб.: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2003. 55 с.

Вилкова Алевтина Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы, заместитель начальника, ФКУ ФСИН России (ул. Житная, 14, Москва, ГСП-1, 119991).

Фадеева Светлана Александровна, доктор педагогичсеких наук, главный научный сотрудник, ФКУ ФСИН России (ул. Житная, 14, Москва, ГСП-1, 119991).

Алексеева Ольга Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника управления аспирантуры и ординатуры, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, 173003). E-mail: Olga.Alexeeva@novsu. ru

Александрова Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, 173003). E-mail: natalia_nov75@mail.ru

Материал поступил в редакцию 24.08.2020

DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-23-30

FROM PERSONALIZED EDUCATION OF ADULTS TO PERSONALIZED EDUCATION OF CHILDREN

A. V. Vilkova1, S.A. Fadeyeva1, O. V. Alekseyeva2, N. V. Aleksandrova2

1 Federal Penalty Service of Russia, Moscow, Russian Federation

2 Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Veliky Novgorod, Russian Federation

The article raises the problem of identifying the features of the personified approach in the pedagogical process of children and adults; on the basis of historical and pedagogical analysis,

the phenomenon of personification is characterized, its features are revealed. It is proved that personification in education as a pedagogical principle determines the possibility of self-organization of the personal educational space, as it is associated, first of all, with the maximum activity of the student. The main ways of personification in additional professional education for adults have been determined. The guidelines for organizing a personified educational process are presented: the perception of the educational situation by the teacher-student of course training as a projective situation; providing the opportunity for teachers to make adjustments to the training program; focus of attention - on the personification of teaching, self-development, self-education of teachers; providing the possibility of individual consulting for teachers, experts and course curators in any format; availability of all educational on-line and off-line resources; the possibility of completing training courses and modules at a pace convenient for the student; organization of an informal educational environment and support in informal education; stimulating motivation for self-learning; actualization of the transition to problem- and project-oriented models of the formation of knowledge, skills and competencies; «Objectification» (and manifestation) of the personal learning outcomes of teachers. The interdependence of the experience of pedagogical personification and personification of the student is shown.

Keywords: personification, personality, individuality, teaching staff development, self-improvement, personalization, subjectivity.

References

1. Akmalov A. Yu. Zakonomernosti i printsipy vospitaniya: personifikatsiya [Patterns and principles of education: personification]. VestnikAkademii rossiyskikh entsiklopediy, 2002, no. 3 (5), pp. 85-88 (in Russian).

2. Serovetnikova S. A. Zakonomernosti i printsipy vospitaniya tsennostnykh oriyentatsiy shkol'nikov v uchebnoy deyatel'nosti [Regularities and principles of education of value orientations of schoolchildren in educational activities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPUBulletin, 2015, no. 8 (161), pp. 30-35 (in Russian).

3. Filatova M. N. Individualizatsiya i personifikatsiya - aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya [Individualization and personification - actual problems of modern education]. Bibliotechka dlya uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey, 2016, no. 1, pp. 44-80 (in Russian).

4. Kozyrevskaya A. V., Usataya E. R. Obrazovaniye v ramkakh individualizatsii, personifikatsii i personalizatsii [Education through individualization, personification and personalization]. Sankt-Peterburgskiy obrazovatel'nyy vestnik, 2018, no. 6 (22), pp. 24-26 (in Russian).

5. Petrovskiy A. V Istoriya i teoriyapsikhologii [History and theory of psychology]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1996. 415 p. (in Russian).

6. Fadeyeva S. A. Personifikatsiya obrazovaniya: v kontekste traditsiy i novatsiy [Personification of education: in the context of tradition and innovation]. Natsional'naya assotsiatsiya uchyonykh, 2015, no. 5, pp. 81-83 (in Russian).

7. Orlov A. B. Lichnost' i sushchnost': vneshneye i vnutrenneye "ya" cheloveka [Personality and essence: external and internal "I" of a person]. Voprosypsikhologii - Voprosy Psychologii, 1995, no. 2, pp. 5-19 (in Russian).

8. Personifitsirovannaya model'povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya v sovremennykh sotsial'no-eko-nomicheskikh usloviyakh [Personalized model of professional development of educators in modern socio-economic conditions]. Moscow, Flinta: Nauka Publ., 2012. 342 p. (in Russian).

9. Blonskiy P. P. Izbrannye pedagogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical writings]. Moscow, Izd. APN RSFSR Publ., 1961. 695 p. (in Russian).

10. Kabush V. T. Gumanisticheskaya vospitatel'naya sistema: teoriya i praktika [Humanistic educational system: theory and practice]. Minsk, Academy of Postgraduate Education Publ., 2001. 332 p. (in Russian).

11. Bratcharenko S. L. Vvedeniye v gumanitarnuyu ekspertizu obrazovaniya: metodicheskoye posobiye [Introduction to the humanitarian examination of education: teaching edition]. Saint Petersburg, Saint Petersburg State University of Pedagogical Excellence Publ., 2003. 55 p. (in Russian).

Vilkova A. V., Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Colonel of Internal Service, Deputy Head of the Federal State Institution of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation (ul. Zhitnaya, 14, GSP-1, Moscow, Russian Federation, 119991).

Fadeyeva S. A., Doctor of Pedagogic Sciences, Chief Researcher Federal State Institution of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation (ul. Zhitnaya, 14, GSP-1, Moscow, Russian Federation, 119991).

Alekseyeva O. V., Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Postgraduate Studies and Residency, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise (ul. Bol'shaya Sankt-Peterburgskaya, 41, Veliky Novgorod, Russian Federation, 173003). E-mail: Olga.Alexeeva@novsu. ru

Aleksandrova N. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise (ul. Bol'shaya Sankt-Peterburgskaya, 41, Veliky Novgorod, Russian Federation, 173003). E-mail: natalia_nov75@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.