МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
возможностей, с тем, чтобы человек посредством дисциплины внутренних действий научился ориентироваться в действительности, изменять обстоятельства и самого себя. Принятие этого положения означает, что здоровьесозидающий процесс жизнедеятельности требует от личности «взаимодействия логических представлений, внутреннего чувства и целеполагающей воли» [3], позволяющим вести продуктивную жизнь и гармонизировать отношения с внешней средой. Следуя теории поля К.Левина, внешняя форма активности человека зависит от совокупности условий, существующего в данный момент поля, включающего факторы как внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации, которые присутствуют не всегда. Событийная общность, «контекст» разделенных смыслов, среда взаимопонимания, использование форм со-бытия, способствующих расширению и обогащению физического и культурного пространства жизнедеятельности субъектов, содержание, методы, формы воспитательной работы, построенные на базе постоянного, делового, культурно-досугового, разнообразного и, главное, духовного, эмоционального общения педагогов, учеников и родителей, «акупунктурное» эффективное управление личностью в процессе совместного взаимодействия, основанное на минимальном психологическом влиянии - это в совокупности направляет здоровьесозидающий процесс жизнедеятельности.
Следует отметить, что у человека есть способности и возможности для здоровой полноценной жизни, и он должен выбрать такое направление саморазвития, которое позволит ему, как исправлять негативные, так и созидать позитивные составляющие своей жизнедеятельности. Из сказанного следует, что человеку необходимо создавать условия, способствующие предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, предоставлять широкий диапазон возможностей без наложения излишне строгих ограничений. Результатом здоровьесозидающей жизнедеятельности будет личность, способная гармонизировать отношения сама с собой, другими людьми и объектами собственной среды, сохранять стабильность ценностно-смысловых ориентаций, гибкость в управлении собственными ресурсами во взаимодействии со средой без ущерба для здоровья.
Список использованной литературы
1. Маджуга А.Г.Здоровьесозидающая педагогика: теория, методологи, перспективы развития /А.Г.Маджуга, И.А.Синицина. - М.: - «ЛОГОС». - 2014. - 508 с.
2. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н.Мясищев / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
3. Новая философская энциклопедия. Т.1 / Ин-т философии Российской акад. наук, Национальный общественно-научный фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин. М.: Мысль. - 2010. - 741 с.
4. Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. - 5. междунар. изд. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК М. : Олма-Пресс , 2001 - 863 с.
5. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.-527 с. (Мыслители XX в.)
©И.А.Синицина, 2015
УДК 378.14
Н.Б. Стрекалова
к.п.н., зав. кафедрой Прикладной информатики Тольяттинской академии управления г.Тольятти, Российская Федерация
ОТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СОУПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ
Аннотация
В статье обосновывается возрастающая в условиях новой образовательной парадигмы значимость совместного управления учебными процессами преподавателей и студентов, основанного на их сотрудничестве и сотворчестве.
172
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Ключевые слова
Управление, самоуправление, соуправление, самостоятельная работа.
Развитие высшего образования сопровождается его переходом от классической парадигмы обучения к новой парадигме учения. Основные отличия данных парадигм отражены в целях и задачах образовательного процесса, используемых теорий и методик обучения, востребованной структуре учебного процесса, соответствующем распределении ролей между его субъектами и отношениями между ними. Так, для традиционной парадигмы обучения характерны трансляция знаний преподавателем и их пассивное получение студентами, лекционно-семинарская форма проведения занятий, монологические отношения между преподавателем и студентами, авторитарное и линейное управление учебным процессом со стороны педагога.
Новая парадигма учения ориентирована на самостоятельное «добывание» знаний студентами, его учебную активность и творческую инициативу, «прокладывание» индивидуальных траекторий обучения и студенческий контроль хода, диалогические отношения между студентом и преподавателем, консультационно-направляющую роль педагога. Все это обуславливает использование новых средств обучения - инновационных образовательных технологий, открытых информационно-образовательных сред и массовых образовательных курсов, сетевых форм реализации образовательных программ. В данных условиях все большую актуальность приобретает способность студентов к самостоятельной работе и самообучению.
В педагогике самостоятельная работа студентов определяется как учебно-познавательная деятельность, выполняемая без непосредственного участия преподавателя, но под его опосредованным управлением. В учебном процессе выполнение самостоятельной работы обеспечивается: предварительной организационной работой преподавателя и его последующим педагогическим управлением деятельностью студентов через методические материалы и консультации; самоорганизацией студента (без каких-либо управленческих воздействий преподавателя) и созданием условий для эффективного выполнения работы; мыслительной работой студента, требующей самоуправления собственным процессом познания; технической работой, направленной на обработку собранных материалов и оформление результатов работы, взаимодействие преподавателя и студента. По мнению исследователей (А.М.Алтайцев, С.С.Куликова) качество выполнения самостоятельной работы во много зависит от оптимального сочетания данных составляющих [1;6].
В современных социокультурных условиях проведения учебного процесса педагогическое управление представляется как особый вид деятельности преподавателя, направленный на достижение образовательных целей с помощью наиболее эффективных форм и методов проведения учебного процесса [2]. Самоуправление определяется как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по построению, поддержанию и управлению разными видами и формами активности, а самоорганизация - как спонтанный процесс, реализуемый организационно-продуктивными приемами регулирования деятельности [4]. Практические навыки самоорганизации (планирование работы, распределение времени, выбор технологии, овладение конкретными операциями и действиями, реализация техник самоконтроля) относятся к наиболее медленно осваиваемым навыкам [9]. Следовательно, самоорганизация предполагает выполнение тактических организационных приемов выполнения деятельности, а самоуправление - выработку стратегического плана этой деятельности; самоуправление уменьшает спонтанность и стихийность самоорганизации и переводит ее в активную - продуктивную форму с помощью волевых воздействий личности на свою деятельность.
Вместе с тем, при переходе к новой парадигме образования, для которой свойственно партнерство и работа в команде преподавателя и студента, ни «управление», ни «самоуправление» не обеспечивают совместного управления или «соуправления». В научно-педагогических исследованиях соуправление представляется в виде процесса позитивного взаимодействия, координации и кооперации элементов открытой неравновесной кластерной системы «учитель-ученик-родитель» [3]. Существует мнение, что «соуправление» является разновидностью самоуправления и данные понятия трудно отделимы друг от друга.
173
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Однако, самоуправление это целенаправленное воздействие субъекта управления на себя, т.е. субъект и объект управления является одним и тем же лицом, в то время как соуправление - это совместная управленческая деятельность нескольких лиц.
Чаще всего термин «соуправление» в образовании употребляется в значении новой формы организационно-управленческих отношений: в школьном соуправлении - совместном и публичном принятии управленческих решений при участии всех субъектов образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители) [5]; в студенческом соуправлении - добровольной передаче администрации вуза управленческих функций студентам с опорой на совместную деятельность на принципах добровольности и партнерства [7].
Смещение акцентов от управления и самоуправления к соуправлению не только создает условия для развития новой парадигмы образования, но и позволяет реализовывать в образовательных учреждениях принципы демократизации и гуманизации отношений между участниками учебного процесса, способствовать новому качеству образования [10]. Гармоничное взаимодействие административного аппарата, педагогического сообщества и студентов, их соуправление учебным процессом создают условия для творческой самореализации студентов, обеспечивают оптимальный баланс между стимулированием обучения и существующим противодействием студентов к активному обучению [7; 11]. Одновременно, переход самоорганизации учебной деятельности на более точный психологический уровень соуправления способствует сотворчеству студента и преподавателя, позволяет достичь эффекта взаимокомпенсаторной активности, когда необходимость в контроле преподавателя уменьшается пропорционально возрастанию самоконтроля студента [8]. В результате, соуправление учебным процессом становится главным фактором становления студента как творческой, инициативной, самостоятельной, уверенной в себе, умеющей эффективно интегрироваться как с малой группой, так и большим коллективом, нести ответственность за принимаемые и реализуемые решения личности [11].
Рассматриваемые управленческие процессы (педагогическое управление, самоуправление и соуправление) взаимосвязаны и дополняют друга друга. Однако в рамках новой парадигмы образования и новых условий реализации образовательных процессов необходимо более пристальное внимание уделить соуправлению, способствующего совместному развитию студентов и преподавателей через их содружество, сотрудничество и сотворчество.
Список использованной литературы:
1. Алтайцев А.М. Управление самостоятельной работой студентов // Аналитический обзор
международных тенденций развития университетского образования. URL:
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/9693/1/AO_4_2002.pdf
2. Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе: монография. СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. 300 с.
3. Корсакова Т.А. Философско-праксиологические основы соуправления развитием личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Якутск, 2003. - 28с.
4. Костромина С.В., Латушкина В.М. Психологические особенности самоорганизации деятельности аспиранта // Теоретический журнал «Credo New». 2013. №1. - URL: http://www.intelros.ru/.
5. Крылова Н.Б Соуправление детей и взрослых как условие повышения качества школьной жизни //
Российско-американский форум образования. URL: http://www.rus-
ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article =1000710&iid=6.
6. Куликова С.С. Самостоятельная образовательная деятельность студентов в информационной среде // Человек и образование. 2007. № 1-2. С.100-103.
7. Новиков В.Г. Самоуправление и соуправление как факторы развития социальной активности студентов в образовательном учреждении // Регионология. Научно-публицистический журнал. 2008. №4. С. 306-312.
8. Пучков О.А. ,Солопова Н.С. Самоорганизация учебной деятельности в юридическом вузе // Правоведение. 1991. № 4. С. 71 -75.
9. Реунова М.А. Аксиологический аспект самоорганизации времени студента университета // Вестник ОГУ. №2 (138). 2012. С.237-242.
174
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
10. Токарева Л.А. Соуправление как условие модернизации системы современного образования России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2001. - 21 с.
11. Шарафеева А.Ф. Соуправление и самоуправление: две неразделимые грани реализации студенческой инициативы в вузе // Образование как интегративный фактор цивилизационного развития. Казань: Издательство «Таглимат», 2005. 204с.
© Н.Б.Стрекалова, 2015
УДК 377.5
С.В. Ткалич Н.В. Горбузова
Преподаватели
Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),
г. Челябинск, Российская федерация
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Аннотация
Сегодня можно с уверенностью сказать, что ушло в прошлое отрицание такой цели исторического образования, как воспитание патриотизма и любви к Родине. Создать эту любовь к общему Отечеству путём изучения его, научить объединять в чувстве общей любви все народы России посредством изучения их - эта задача лежит в большей мере на преподавателе истории. Педагог должен заинтересовать обучающихся изучением истории народа, среди которого они живут, знать его трудовые, национальные, культурные традиции.
Ключевые слова
Патриотизм, Великая Отечественная война, история, гражданско-патриотическое воспитание.
70-летний юбилей Великой победы советского народа, широко отмечавшийся в нашей стране, показал непреходящую значимость истории Великой Отечественной войны для гражданско-патриотического воспитания молодежи. Все более очевидным становится понимание в обществе, что укрепление государства и дальнейшее развитие суверенной России во многом зависят от гражданской позиции, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей современного человека. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Исследователи в содержании гражданско-патриотического воспитания выделяют следующие духовнонравственные ценности:
— гражданственность;
— приоритет общественно-государственных интересов;
— патриотизм;
— преданность своему Отечеству;
— преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего народа;
— гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
— социальная активность;
— нетерпимость к нарушениям норм морали и права;
— сохранение лучших национальных качеств и изучение исторического прошлого не только своей Родины, но и своего района, города, села.
175