Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования здоровьесозидающего поведения личности'

Концептуальные основы формирования здоровьесозидающего поведения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
414
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСОЗИДАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕТВОРЧЕСТВО / ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синицина И.А.

Эффективность деятельности человека во всех областях жизни определяется состоянием его здоровья и отношением к нему. В статье представлен психолого-педагогический анализ проблемы формирования здоровьесозидающего поведения с позиции концепции отношений личности. Особое внимание уделяется рассмотрению сущности понятий, имеющих отношение к педагогике здоровьесозидания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Синицина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования здоровьесозидающего поведения личности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

УДК 37

И.А.Синицина

Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

irinasmica@mail. ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Эффективность деятельности человека во всех областях жизни определяется состоянием его здоровья и отношением к нему. В статье представлен психолого-педагогический анализ проблемы формирования здоровьесозидающего поведения с позиции концепции отношений личности. Особое внимание уделяется рассмотрению сущности понятий, имеющих отношение к педагогике здоровьесозидания.

Ключевые слова

здоровьесозидание, здоровье, здоровьетворчество, здоровьесозидающая жизнедеятельность.

При рассмотрении здоровьесозидающего поведения личности в условиях современного общества речь должна идти о построении принципиально иной модели образа жизни, где есть субъект, объект и объединяющий их процесс жизнедеятельности. Такой целостный подход является важным условием исследования, в первую очередь значимых проявлений и результатов здоровьесозидающего поведения личности. В процессе научного исследования важной особенностью взаимодействия с объектной областью является методологическое положение о том, что необходим холистический (целостный) взгляд на природу явления и выявление главных особенностей и тенденций развития. И если мы говорим о здоровьесозидающем поведении личности, то созидающим оно будет тогда, когда все его составляющие, будут ориентировать личность на удовлетворение главной потребности — быть здоровым и активно действенным, что требует позитивного отношения к своему здоровью.

По определению В.Н.Мясищева, ядро личности составляет система отношения человека к себе и к миру. Отношения человека как сила, потенциал, определяют степень его интереса, степень выраженности эмоций, степень напряжения желания или потребности и являются движущей силой его развития как личности. Поэтому изменение поведения человека состоит в первую очередь в пересмотре своих отношений, что не сводится только к заботе о здоровье или пренебрежению к нему. В этой связи, психолого-педагогический анализ проблемы формирования здоровьесозидающего поведения с позиции концепции отношений личности требуют рассмотрения феноменологии здоровьесозидающего поведения в системе выделенных В.Н. Мясищевым сущностных характеристик, классов и компонентов отношений («частичных отношений», сторон или видов отношения). К числу сторон личности, в частности поведения, которое по сути своей может формироваться в течение длительного периода времени В.Н.Мясищев относит «степень и форму приспособляемости к новым условиям» [2, с.258]. Значимым элементом, запускающим процессы формирования здоровьесозидающего поведения личности и определяющим возможность его успешного протекания, на наш взгляд, являются особенности личностно-средового взаимодействия, поскольку целый ряд положений концепции отношений связывается В.Н.Мясищевым с проблемой адаптации.

В частности, определяя личность как «субъект отношений, также, как и субъект внешней деятельности» [2, с.347], В.Н. Мясищев выделяет в ней способность «не только приспособляться к окружающей его действительности, но и переделывать ее соответственно своим целям и потребностям» [2, с.173]. При этом окружающая действительность предъявляет ряд требований к человеку и предоставляет ему определенные возможности, которые побуждают его к освоению нового и конструированию самого себя нового, в связи с чем, у человека появляются иные потребности и новые возможности, выражающиеся в его действиях, реакциях, переживаниях.

Изменение внешних условий может стимулировать процесс самоорганизации, обусловленный психологическими отношениями, которые объединяют и регулируют все механизмы, в том числе

169

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

управленческого плана в единый самоорганизующийся механизм. Если «самоорганизующийся» означает не только организующийся сам, но и организующийся для себя, то здоровьесозидающее поведение включает в себя способность изменять свои действия, позитивно реагировать на внешние и внутренние действия, преодолевать противоречия конструктивными способами на основе процессов самоорганизации. Эта способность наиболее эффективно формируется на определенных этапах жизни, например в подростковом возрасте, когда становятся возможным планирование, оценка рисков и самоконтроль. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений. Вместе с тем в этот период, в психической сфере личности наблюдаются признаки эмоциональной неустойчивости, немотивированные колебания настроения, повышенная чувствительность к проблемам, ранимость в отношении собственных переживаний, недостаток эмоциональной зрелости, способности принимать ответственные решения. Эмоциональная зрелость и способность принимать решения будут совершенствоваться далее, на последующих этапах развития личности, когда реализуются филогенетические программы, определяются ее характерные черты и программа дальнейшей жизни и развития.

Кроме того, здоровьесозидающим поведением можно также назвать мысли и действия человека, имеющие отношение к процессу управления своим здоровьем как ресурсом. Именно поэтому, здоровьесозидающее поведение включает как внутренние реакции (мысль, восприятие, суждение, установку, убеждение), так и наблюдаемые действия (отношение к жизни, учебе, межличностное взаимодействие в коллективе, досуговая деятельность и др.) В самом широком смысле поведение, являющееся «здоровьесозидающим», может обнаруживать себя в любой институциональной обстановке (семья, учеба, армия и т.п.). Здоровьесозидающее поведение проявляется, как в своем внутреннем интеллектуальном, эмоциональном и волевом выражении человеческого «я», так и во внешних действиях индивида. В соответствии с такой интерпретацией здоровьесозидающего поведения личности целесообразно выделить следующие компоненты: собственно здоровьесозидающее поведение личности; здоровьесозидающий процесс жизнедеятельности и результат здоровьесозидающей жизнедеятельности. В свою очередь, организованное единство процессов жизнедеятельности есть образ жизни, где большое значение имеют интересы, ценности, потребности, поэтому в этой связи можно говорить и о здоровьесозидающем образе жизни, его качественном обновлении или смене. В этой связи субъективный компонент понятия «здоровье» соотнесен с понятием мотивации как внутреннего побуждения к действию, обусловливающего субъективноличностную заинтересованность индивида в его свершении. В этом контексте, мотивация достижения (вариант проявления мотивации деятельности), связана, прежде всего, с преимущественной ориентацией личности на достижение успеха или избегание неудачи. Более того, здоровье как универсалия культуры субъектного порядка, выступает необходимым условием повышения сил самосохранения личности, позволяющим гармонизировать отношения с внешней средой, а также обусловливать возможность потенциального личностного роста для решения новых жизненных задач [1]. Исходя из вышесказанного, есть смысл рассмотреть феномен «жизнь» с позиций человека и общества, сущность жизненного процесса, образ человека и его образ жизни.

Жизнь, изначально определена философами как актуализация потенциального бытия. При этом, термины «актуализация», «акт», «актуальный» означают направленность, процесс, исходящий из центра действия, при этом сам центр (Самость) не утрачивается в движении вперед. Самость - архетип целостности человеческого потенциала, предопредеояет жизнедеятельность человека, «осуществляет баланс и гармонизирует в психике различные противоположные элементы» [4], т.е. интегрирует психические процессы в упорядоченное целое и обеспечивает формирование конструктивно-творческой доминанты. В процессе актуализации реализуется не только функция самоинтеграции, но и функция создания новых центров, функция самосозидания. Конечно, жизнь не всегда самосозидательна в абсолютном смысле, но она предполагает созидательное основание, поскольку человек наделен духом и созидательной творческой силой и рассматривается как био-социо-культурно-экзистенциальное существо, способное приспосабливаться к любой среде; переходить из среды в среду; а самое главное, становиться над ней, и тем самым не просто жить, а «вести жизнь», более того, обладая самосознанием, накапливая опыт практической активности, увеличивать свои возможности, потенциал. В.И. Вернадский, анализируя антропогенную деятельность,

170

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

рассматривал Вселенную, природу, человека как взаимосвязанные элементы единой одухотворенной энергетической системы, подчиняющиеся единым эволюционным законам, утверждая неистощимость запасов энергии, находящихся в распоряжении разума. Руководствуясь разумом, возможностью преобразовывать себя, человек неразрывно связанный с окружающей средой и являющийся зависимым от нее природным объектом, способен использовать все окружающее вещество не только на построение своего тела, но также и на нужды своей общественной жизни. При этом движущей силой эволюции выступает энергия культурно-преобразовательных устремлений человека.

Однако, процессам самоинтеграции (здоровье) всегда противостоят силы дезинтеграции (болезнь): отталкивание противостоит притяжению и каждая ситуация представляет собой компромисс между этими силами. Болезнь может быть следствием самоограничения, желания сохранить самотождественность, отказа от необходимого движения, активного участия в жизни социума и т.д. Часто, чтобы быть в безопасности, организм стремиться остаться в самом себе, что противоречит важной жизненной функции самоинтеграции, а это также ведет к болезни и дезинтеграции. И если обратить внимание на рост смертности и заболеваемости, опосредованный не только абиотическими, экологическими факторами, но и образом жизни, то выдвижение поведенческого фактора в качестве ведущего в многофакторной обусловленности здоровья закономерно. В этой связи возникает вопрос о сущности здоровьесозидающего процесса жизнедеятельности.

Учитывая, что категория «здоровьесозидающий процесс жизнедеятельности» носит интегративный характер, устанавливающий соотношение между понятиями «здоровье», «здоровьесозидание», «жизнедеятельность» возникает необходимость рассмотрения обозначенных дефиниций с тем, чтобы установить значимые закономерности в отношении его организации.

Так, здоровье можно рассматривать как со стороны внутренней структуры, так и в связи с внешними механизмами, которые его регулируют:

- здоровье как состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции;

- здоровье - основной фактор, определяющий способность человека достигать определенного уровня развития его как индивида, сформированности его свойств как личности;

- здоровье это ценность, связанная со способностью взаимодействующих систем организма обеспечивать гармоничное единство его биологических и социальных качеств.

Следовательно, содержание категории «здоровье» должно рассматриваться не как фиксируемое явление, а как сущностное развертывание субъектной позиции индивида по отношению к собственному здоровью для реализации ресурсного потенциала личности, улучшения качества собственной жизнедеятельности. Рассматривая созидание, как основной принцип жизни, который выражается в накоплении и росте потенциала в теле, детерминирующем развитие и функционирование организма, как сознательную деятельность души, способствующей устранению «дурной конкретности» (Г.Корбин, Дж.Хиллман) мы убеждаемся, что истоки здоровьесозидающего поведения по отношению к своему здоровью, определяющему продуктивность полноценной жизни, находятся внутри самой личности, как «возможность, исходя из которой, человек еще в своем фактическом действовании, решает, что он есть» [5, с.378]. И если мы говорим, что человек от природы здоров, это значит, что он обладает лишь потенциальной возможностью быть здоровым. Только положительное устремление, самодвижение, изменение системы значимостей, активное участие в самосовершенствовании обеспечивает действительные условия созидания здоровья человека, как системного целого. Таким образом, здоровьесозидание (от «созидать» - сделать существующим, произвести, основать») — содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой характеристики. Поэтому это слово близко по смыслу здоровьетворчеству, «творчески создавать, творение, сотворение, созидание как деятельное свойство», в котором явно присутствует субъективное начало [1].

В своей книге «Смысл и назначение истории» К.Ясперс, говоря о проблемах современного образования, отмечает распад субстанциального воспитания, замену его бесконечными педагогическими опытами, ведущий в итоге приобретению «фальшивого веса» современной молодежью, деградации человека. Для преодоления негативных тенденций, по мнению К.Ясперса, необходимо упражнение духовных

171

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

возможностей, с тем, чтобы человек посредством дисциплины внутренних действий научился ориентироваться в действительности, изменять обстоятельства и самого себя. Принятие этого положения означает, что здоровьесозидающий процесс жизнедеятельности требует от личности «взаимодействия логических представлений, внутреннего чувства и целеполагающей воли» [3], позволяющим вести продуктивную жизнь и гармонизировать отношения с внешней средой. Следуя теории поля К.Левина, внешняя форма активности человека зависит от совокупности условий, существующего в данный момент поля, включающего факторы как внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации, которые присутствуют не всегда. Событийная общность, «контекст» разделенных смыслов, среда взаимопонимания, использование форм со-бытия, способствующих расширению и обогащению физического и культурного пространства жизнедеятельности субъектов, содержание, методы, формы воспитательной работы, построенные на базе постоянного, делового, культурно-досугового, разнообразного и, главное, духовного, эмоционального общения педагогов, учеников и родителей, «акупунктурное» эффективное управление личностью в процессе совместного взаимодействия, основанное на минимальном психологическом влиянии - это в совокупности направляет здоровьесозидающий процесс жизнедеятельности.

Следует отметить, что у человека есть способности и возможности для здоровой полноценной жизни, и он должен выбрать такое направление саморазвития, которое позволит ему, как исправлять негативные, так и созидать позитивные составляющие своей жизнедеятельности. Из сказанного следует, что человеку необходимо создавать условия, способствующие предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, предоставлять широкий диапазон возможностей без наложения излишне строгих ограничений. Результатом здоровьесозидающей жизнедеятельности будет личность, способная гармонизировать отношения сама с собой, другими людьми и объектами собственной среды, сохранять стабильность ценностно-смысловых ориентаций, гибкость в управлении собственными ресурсами во взаимодействии со средой без ущерба для здоровья.

Список использованной литературы

1. Маджуга А.Г.Здоровьесозидающая педагогика: теория, методологи, перспективы развития /А.Г.Маджуга, И.А.Синицина. - М.: - «ЛОГОС». - 2014. - 508 с.

2. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н.Мясищев / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

3. Новая философская энциклопедия. Т.1 / Ин-т философии Российской акад. наук, Национальный общественно-научный фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин. М.: Мысль. - 2010. - 741 с.

4. Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. - 5. междунар. изд. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК М. : Олма-Пресс , 2001 - 863 с.

5. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.-527 с. (Мыслители XX в.)

©И.А.Синицина, 2015

УДК 378.14

Н.Б. Стрекалова

к.п.н., зав. кафедрой Прикладной информатики Тольяттинской академии управления г.Тольятти, Российская Федерация

ОТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СОУПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Аннотация

В статье обосновывается возрастающая в условиях новой образовательной парадигмы значимость совместного управления учебными процессами преподавателей и студентов, основанного на их сотрудничестве и сотворчестве.

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.