Научная статья на тему 'От памятника к памяти: мемориализация культурного наследия Старорусского кладбища в Симферополе'

От памятника к памяти: мемориализация культурного наследия Старорусского кладбища в Симферополе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
346
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
мемориализация / некрополь / Старорусское кладбище / коллектив‑ ная память / культурное наследие / памятники истории и культуры / memorialization / necropolis / Old-Russian cemetery / collective memory / cultural heritage / historical and cultural monuments

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гогунская Татьяна Александровна, Кармазина Наталья Валерьевна

В статье раскрывается проблема использования исторических некропо‑ лей в развитии городской среды провинциальных центров. На примере Старорус‑ ского кладбища в Симферополе предложен алгоритм проведения мемориализации культурного наследия некрополя и благоустройства расположенного в центре горо‑ да объекта. Охарактеризованы основные этапы реализации проекта по формирова‑ нию комплексной программы восстановления и сохранения Старорусского клад‑ бища, включающей проведение исследования этого мемориального места с целью определения его историко-культурной ценности, составление историко-культурного опорного плана местности и создание интернет-ресурсов о памятниках некрополя. Приведен первоначальный список для составления каталога исторических справок о захоронениях Старорусского кладбища, перечислены предусмотренные действия по разработке карты с размещением объектов. В статье показаны роль обществен‑ ных инициатив в комплексе мер по сохранению объектов культурного наследия современного города, практика взаимодействия общественных организаций с государственными и муниципальными органами власти по реализации конкретных мероприятий. Авторы акцентируют внимание на социальном, культурном и истори‑ ческом значении некрополей в формировании коллективной памяти провинциаль‑ ных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE MONUMENT TO THE MEMORY: MEMORIALIZATION OF THE CULTURAL HERITAGE OF THE OLD-RUSSIAN CEMETERY IN SIMFEROPOL

The article reveals the problem of using historical necropolises in order to develop the urban environment of provincial centers. Using the example of an Old-Russian cemetery in Simferopol, we propose an algorithm for memorializing the cultural heritage of the necropolis and improvement of the object located in the city center. The main stages of the implementation of the project in order to develop a complex program of restoration and preservation of old cemetery are presented, including the analysis of this memorial space to determine its historical and cultural values. In addition, preparation of historical and cultural basic plan of the area and creation of Internet resources about the monuments of the necropolis are presented. The article offers a catalog of historical information about the burials of the Old-Russian cemetery, as well as lists the actions provided for the development of the geo-base of the map with the placement of objects. The article shows the role of public initiatives in the complex of measures to preserve the cultural heritage of modern city, the practice of interaction of public organizations with state and municipal authorities in order to implement the specific measures. The authors focus on the social, cultural and historical significance of the necropolis in forming the collective memory of provincial cities.

Текст научной работы на тему «От памятника к памяти: мемориализация культурного наследия Старорусского кладбища в Симферополе»

УДК 94 (292.471) : 351.853: 726.8

НОВОЕ ПРОШЛОЕ • THE NEW PAST • №2 2020 DO110.18522.2500-3224-2020-2-78-89

ОТ ПАМЯТНИКА К ПАМЯТИ: МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СТАРОРУССКОГО КЛАДБИЩА В СИМФЕРОПОЛЕ

Т.А. Гогунская, Н.В. Кармазина

Аннотация. В статье раскрывается проблема использования исторических некрополей в развитии городской среды провинциальных центров. На примере Старорусского кладбища в Симферополе предложен алгоритм проведения мемориализации культурного наследия некрополя и благоустройства расположенного в центре города объекта. Охарактеризованы основные этапы реализации проекта по формированию комплексной программы восстановления и сохранения Старорусского кладбища, включающей проведение исследования этого мемориального места с целью определения его историко-культурной ценности, составление историко-культурного опорного плана местности и создание интернет-ресурсов о памятниках некрополя. Приведен первоначальный список для составления каталога исторических справок о захоронениях Старорусского кладбища, перечислены предусмотренные действия по разработке карты с размещением объектов. В статье показаны роль общественных инициатив в комплексе мер по сохранению объектов культурного наследия современного города, практика взаимодействия общественных организаций с государственными и муниципальными органами власти по реализации конкретных мероприятий. Авторы акцентируют внимание на социальном, культурном и историческом значении некрополей в формировании коллективной памяти провинциальных городов.

Ключевые слова: мемориализация, некрополь, Старорусское кладбище, коллективная память, культурное наследие, памятники истории и культуры.

Гогунская Татьяна Александровна, кандидат исторических наук, доцент, Исторический факультет, Таврическая академия, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 295007, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Академика Вернадского, 4, tagogun@mail.ru.

Кармазина Наталья Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент, начальник управления организационно-административной политики, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 295007, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Академика Вернадского, 4, knv579@mail.ru; председатель совета Крымского республиканского отделения ВООПИиК.

FROM THE MONUMENT TO THE MEMORY: MEMORIALIZATION OF THE CULTURAL HERITAGE OF THE OLD-RUSSIAN CEMETERY IN SIMFEROPOL

T.A. Gogunskaya, N.V. Karmazina

Abstract. The article reveals the problem of using historical necropolises in order to develop the urban environment of provincial centers. Using the example of an Old-Russian cemetery in Simferopol, we propose an algorithm for memorializing the cultural heritage of the necropolis and improvement of the object located in the city center. The main stages of the implementation of the project in order to develop a complex program of restoration and preservation of old cemetery are presented, including the analysis of this memorial space to determine its historical and cultural values. In addition, preparation of historical and cultural basic plan of the area and creation of Internet resources about the monuments of the necropolis are presented. The article offers a catalog of historical information about the burials of the Old-Russian cemetery, as well as lists the actions provided for the development of the geo-base of the map with the placement of objects. The article shows the role of public initiatives in the complex of measures to preserve the cultural heritage of modern city, the practice of interaction of public organizations with state and municipal authorities in order to implement the specific measures. The authors focus on the social, cultural and historical significance of the necropolis in forming the collective memory of provincial cities.

Keywords: memorialization, necropolis, Old-Russian cemetery, collective memory, cultural heritage, historical and cultural monuments.

Gogunskaya Tatyana A., Candidate of Science (History), Associate Professor, Historical Faculty, Tavrida Academy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, 4, Vernadsky Ave., Simferopol, Republic of Crimea, 295007, Russia, tagogun@mail.ru.

Karmazina Nataliya V., Candidate of Science (History), Associate Professor, Head of the Department of Organizational and Administrative Policy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, 4, Vernadsky Ave., Simferopol, Republic of Crimea, 295007, Russia, knv579@ mail.ru. Chairman of the Council of the Crimean Republican branch of VOOPIK.

На сегодняшний день работа с историческими кладбищами является отдельным направлением развития городской среды. Территории некрополей рассматриваются как живой, постоянно функционирующий организм, благодаря чему создаются условия для возрождения закрытых и приходящих в упадок кладбищ. При этом формы сохранения и эксплуатации кладбищ могут быть самыми разнообразными, но для достижения положительного результата необходим комплексный и профессиональный подход со стороны всех участников процесса мемориализации.

Концептуально важные для каждого человека моменты философского осмысления бытия, жизни и смерти своеобразно преломляются в вопросах некрокультуры, в том числе включающей феномен мест погребения и их включенность в различные социальные практики. По мнению исследователей, движущей силой развития некрокультуры является потребность человека и общества сохранить социально значимую информацию после смерти ее носителей. Культура захоронений препятствует уничтожению общественного опыта и культурного кода в коллективной памяти жителей определенного региона и обеспечивает социальное «бессмертие» его носителей [Качемцева, 2010, с. 279].

В российской исторической науке изучение некрополей было начато благодаря издательской деятельности великого князя Николая Михайловича в начале XX века [Шилов, 2004]. Исследования коснулись не только крупнейших старейших кладбищ Москвы и Санкт-Петербурга, но и захоронений последней трети Х1Х-начала XX в. в российской провинции. В Таврической губернии изучению старейших некрополей в этот период были посвящены статьи местных краеведов, в том числе самого известного представителя исторического крымоведения Арсения Ивановича Маркевича (1855-1942) [Чернопятов, 1910; Маркевич, 1918; Чех, 1918].

Ведущая роль в сохранении социального опыта через изучение и популяризацию информации об исторических кладбищах с начала ХХ в. принадлежит краеведам. Причиной тому является связь некрополей с историей города или села, когда они выступают как особая летопись жизни общества с представлением о его социально-демографической истории и генеалогии. Именно тогда начинается создание общественных объединений, целью которых была регистрация, изучение и охрана наиболее ценных в историко-культурном отношении захоронений. В 1920-е гг. в Ленинграде членом общества «Старый Петербург» Н.П. Анциферовым была предложена целая программа изучения старых кладбищ [Анциферов, 1926]. Новый всплеск интереса к исследованиям некрополей в отечественной историографии произошел в конце 1980-х гг. Активную позицию в возрождении отечественной некрополистики занимал академик С.О. Шмидт, отмечавший необходимость выхода за рамки научных исследований в область нравственной культуры в вопросах сохранения коллективной памяти об ушедших из жизни сограждан [Шмидт, 1991]. В последние два десятилетия активно разрабатываются методики краеведческих исследований исторических кладбищ. В обобщенном виде обычно выделяют три основных этапа изучения некрополей: подготовительный (сбор общих сведений по истории некрополя, составление первоначального перечня захоронений с

информацией об известных людях), полевые изыскания (составление план-схемы, паспортизация захоронений, фотофиксация), архивные поиски (работа с документальными источниками) [Бугрий, 2010; Федоров, 2008].

Краеведческие исследования в процессе сохранения некрополей формируют точки опоры для памяти или, в интерпретации П. Нора, «места памяти». В то же время, если желание и возможность помнить исчезает, то «места памяти» превращаются в «места забвения» [Кирсанова, 2019, с. 46]. Для сохранения некрополей в качестве «мест памяти» необходимы совместные усилия различных структур: государственных с определенными полномочиями, религиозных с влиянием на верующих, коммерческих с финансовыми ресурсами и общественных с функциями формирования общественного мнения.

Старые закрытые кладбища могут становиться новыми городскими локальными парками, а также местами развития так называемого некротуризма [Кузнецова, Садыкова, 2016]. Мировой опыт свидетельствует о растущей популярности экскурсий по кладбищам в различных уголках земного шара. Помимо египетских пирамид (гробниц фараонов), к новым семи чудесам света современные туристы относят и гробницу Тадж-Махал в Индии. В классической туристической программе фигурируют Долина мертвых в Луксоре и парижское кладбище Пер-Лашез во Франции, некрополь Грин-Вуд в Бруклине (США). В Москве естественными точками некроту-ризма являются Новодевичье и Ваганьковское кладбища. Целенаправленно такие туристические программы запускают и в регионах, например в Татарстане. Даже те кладбища, где не похоронены известные люди, являются свидетелями прошедших эпох и могут рассказать историю своего города для тех, кто ею заинтересуется [Бугрий. Некропольный туризм...].

История Симферополя насчитывает 235 лет с момента основания близ небольшого средневекового поселения Ак-Мечеть города - политического, административного и культурного центра Крымского полуострова. В течение более двух веков он переживал сложные общественно-политические, социально-экономические и социокультурные трансформации, что неизменно сказывалось на облике города и формировало своеобразную городскую среду. Сегодня еще можно найти в Симферополе приметы и некоторые элементы ушедших эпох, которые, тем не менее, постепенно исчезают. На повестке дня стоит задача сохранения историко-культурной ценности структуры города, характера его застройки и архитектурного облика. Для подобных провинциальных городов разработана концепция по развитию исторических поселений с поддержкой туристических возможностей [Концепция., 2017]. Но пока вопрос о статусе комплексной исторической застройки Симферополя не урегулирован с нормативно-правовой точки зрения, большое значение имеют усилия, направленные на сохранение отдельных объектов старого города.

Одним из таких объектов является Старорусское кладбище (Первое гражданское кладбище) Симферополя. Некрополи являются наиболее традиционными и

актуальными для жителей провинциальных городов России памятными местами. Они выполняют важнейшую функцию в формировании истории города, связанной с духовной жизнью населения, фиксируя, сохраняя и транслируя коллективную память о значимых для сообщества персонах и событиях. Отдельные могилы неотделимы от локального и общенационального компонентов исторической памяти городского сообщества, а большинство связано с установлением коллективной памяти семей и малых социальных групп. Вопрос сохранения исторических некрополей на фоне ряда «исчезнувших» кладбищ в Симферополе не теряет своей актуальности и сегодня.

Расположенное в Симферополе в районе Центрального рынка Старорусское кладбище - одно из немногих, которое уцелело (хотя и в уменьшенных границах) после множества реконструкций города на протяжении последних двух веков. В начале XIX в. данная территория являлась окраиной города и использовалась для погребения представителей караимской и еврейской общин [Вьюницкая, Эйлер, 2012, с. 81]. Накануне Крымской войны рядом был выделен участок в две десятины земли под новое губернское христианское кладбище для захоронения православных, лютеран и католиков [Широков, 2007, с. 130]. В 1864 г. здесь же была построена и освящена церковь Всех Святых, в которой даже в самые мрачные времена религиозных гонений советского периода не прекращалось богослужение. С момента основания в 1852 г. на кладбище были похоронены участники и свидетели многих войн - Крымской, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. В частности, на Старорусском кладбище имеются одиночные и братские захоронения около 160 воинов, погибших или умерших от ран в 1944-1946 гг. В течение века здесь хоронили горожан Симферополя разных сословий и вероисповеданий. Это место, где свой последний приют нашли многие известные люди второй половины Х1Х-первой половины XX в.: архиепископ Таврический Гурий (Карпов), известный русский художник Николай Самокиш, соратница В.И. Ленина Л.М. Книпович, комиссар огневой бригады 51-й стрелковой дивизии в период Гражданской войны Иван Гекало, подпольщики в годы Великой Отечественной войны Виктор Ефремов, Николай Барышев, Александра Перегонец, Зоя Рухадзе, Евгения Дерюгина и многие другие. Захоронения осуществлялись до конца 1950-х гг.

До недавнего времени кладбище находилось в заброшенном состоянии. Вандалами и охотниками за ценностями (гробокопателями) были повреждены и уничтожены многие памятники, некоторые могилы разрыты, большой склеп в готическом стиле в конце кладбища исписан черной и красной красками. Несбалансированность муниципального бюджета, значительная площадь кладбища, крайне неудовлетворительное состояние объектов не позволяют администрации города содержать его в должном порядке. Благоустройство, которое проводится силами волонтеров и общественности, является недостаточным. В социальных сетях жители Симферополя регулярно обсуждают крайнюю запущенность этой территории, и в качестве перспективного плана развития данной территории высказывается идея создания мемориального парка. В интервью представителей

государственных и муниципальных органов власти неоднократно говорилось о необходимости разработки проекта по мемориализации Старорусского кладбища, на территории которого похоронено большое количество выдающихся людей и уход за которым необходим на постоянной основе [Забота., 2019].

Отсутствие концептуальных подходов к комплексному сохранению стало причиной того, что памятники Старорусского кладбища системно не благоустраивались. Также за последнее десятилетие не реализовывались проекты по исследованию этого мемориального места с точки зрения исторической некрополистики, несмотря на наличие на его территории 24 военно-мемориальных объектов, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Это памятники регионального значения, которые были взяты под охрану государства еще в конце 60-х гг. ХХв. и с тех пор периодически ремонтировались и реставрировались. Однако и сегодня они требуют значительного комплекса работ по дальнейшей их реставрации, а также по уточнению текстов надписей на самих монументах.

В ходе работ по благоустройству памятников Старорусского кладбища, активизировавшихся с 2018 г., члены Крымского республиканского отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» выступили с инициативой разработки концепции проекта по мемориализации кладбища, которая нашла поддержку в Госкомитете по охране культурного наследия Республики Крым. Для сохранения оставшихся уникальных захоронений была подана заявка на финансовую поддержку проекта по мемори-ализации Старорусского кладбища в Фонд президентских грантов, которая получила одобрение, и в декабре 2019 г. началась реализация проекта «От памятника к памяти: Мемориализация культурного наследия Старорусского кладбища в городе Симферополе». В течение года должен быть реализован комплекс работ с целью создания условий для обеспечения сохранности культурного наследия Старорусского кладбища Симферополя и увековечения памяти похороненных здесь выдающихся людей.

В дорожной карте реализации проекта - проведение исследования «места памяти» с целью определения его историко-культурной ценности, составление историко-культурного опорного плана местности, разработка комплексной программы по сохранению объектов культурного наследия Старорусского кладбища, создание интернет-ресурсов о его памятниках. Кроме того, результатом проекта станет разработка алгоритма действий по увековечению памяти выдающихся людей, актуализации информации об объектах культурного наследия на основе архивных источников. Реализация проекта позволит определить алгоритм управленческих и финансовых решений сохранения военно-мемориального и дореволюционного наследия Республики Крым.

Этот проект является отправной точкой для системной совместной работы по сохранению памятников Старорусского кладбища как со стороны общественности,

так и органов власти. Предполагается, что предложенная комплексная программа сохранения Старорусского кладбища с описанием режима использования территории будет реализована с привлечением профильных государственных и муниципальных учреждений.

Начальным этапом проекта является историко-культурное исследование, итогом которого стало формирование каталога исторических справок. Он необходим для создания базы данных об уцелевших захоронениях, их состоянии и значимости для общей летописи истории Симферополя. Каждый объект охарактеризован по следующим позициям: краткая аннотация (когда, кому, при каких обстоятельствах произошло захоронение и появление памятника); описание внешнего облика памятника, история реконструкций (при наличии); сведения о захороненных под данным объектом с указанием их роли в российской и региональной истории; источники (архивные дела) и библиография по истории захоронения и персоналиям; предложения и рекомендации по благоустройству памятника. Для текущей работы все краткие основные данные были внесены в учетные карточки по исследуемым объектам. Первоначально планировалось включить в каталог 30 самых значимых объектов, но затем было принято решение увеличить этот перечень до 54 памятников. В этом расширенном списке могила Алексея Андреевича Калошина (1890-1938) - дивизионного военного юриста, военного прокурора Киевского военного округа; могила Ивана Григорьевича Крутик-Гортубанского (?-1910) - присяжного поверенного (защитника в суде); могила Алевтины Ивановны Гуковой (1849-1887) - начальницы Таврического епархиального женского училища; могила Анны Николаевны Маркевич (Плешаковой) (1862-1941) - жены Арсения Ивановича Маркевича, известного историка и организатора краеведческого движения в Крыму, а также могилы его сыновей Владимира Арсеньевича Маркевича (1889-1942) и Георгия Арсеньевича Маркевича (1891-1920); могила Адриана Александровича Сонцова (1815-1879) - Таврического вице-губернатора, тестя известного российского авиатора Николая Андреевича Арендта; могила Спасского Николая Сергеевича (1867-1948) - физиолога, бальнеолога, доктора медицины; захоронения других известных горожан и их родственников.

Захоронения этих людей, сыгравших большую роль в жизни местного сообщества XIX-XX вв., были описаны и включены в каталог благодаря подвижнической деятельности учителя гимназии № 1 им. И. В. Курчатова Дмитрия Александровича Борисова, местного краеведа, знатока истории Симферополя. Его усилиями помимо известных персоналий, описанных в справочниках и путеводителях по Симферополю, открыты и исследованы захоронения не менее знаковых для истории города личностей. На основании изысканий, проведенных Д.А. Борисовым и озвученных им в докладе «Забытые могилы Симферопольского некрополя» на III Всероссийской научной конференции «Крымоведение: итоги и перспективы» в октябре 2019 г., был составлен список для формирования каталога погребений на Старорусском кладбище.

Усилиями воспитанников Таврической духовной семинарии под руководством о. Алексея Астапова ведется работа по восстановлению могил церковнослужителей и членов их семей на Старорусском кладбище. Так, в апреле 2018 г. была найдена и приведена в порядок могила настоятеля Петро-Павловской церкви протоиерея Аполлинария Арсеньевича Попова и его супруги [Прихожане., 2018].

Результатом историко-культурного исследования стало также восстановление персональных данных захороненных в братских могилах советских воинов. На основе анализа источников Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, размещенных на сайте «Память народа», были уточнены фамилии, имена и отчества, годы жизни, звания и награды участников Крымской наступательной операции 1944 г., погребенных на Старорусском кладбище.

Наряду с научным исследованием запланировано составление историко-культурного опорного плана объектов Старорусского кладбища, где будут в графической форме отражены все интересные захоронения, представляющие историко-культурную ценность, а также дефекты памятников, требующих ремонтно-реставрацион-ных работ.

Важной составляющей для историко-культурного опорного плана является разработка инженерно-топографического плана, включающего сведения о каждом объекте с привязкой к географическим координатам. По результатам проведения топогеодези-ческой съемки будет составлена карта, отражающая все захоронения Старорусского кладбища, а также особенности рельефа местности. Полученная информация станет основной для принятия дальнейшего решения о статусе места. В случае отнесения данной историко-культурной территории к объектам культурного наследия в виде достопримечательного места эти документы и сведения окажутся необходимой составляющей для геоинформационной системы и реализации мероприятий по государственной охране, использованию и популяризации Старорусского кладбища.

Таким образом, выполнение поставленных задач по формированию каталога, составлению историко-культурного опорного плана объектов Старорусского кладбища создает условия для появления комплексной программы по выявлению, сохранению и популяризации историко-культурного наследия Старорусского кладбища. Программа будет включать в себя аналитические, ресурсные и организационные разделы, которые помогут всем заинтересованным сторонам определить и согласовать конкретные заявленные к реализации действия. Комплексная программа предусматривает конкретизацию необходимых работ по включению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расчет стоимости работ по определению предметов охраны и границ территорий объектов культурного наследия.

К работе по реализации проекта привлечены краеведы и историки, запланированная в 2020 г. деятельность по благоустройству памятников (обрезка

растительности, поновление памятников, уборка территории объектов культурного наследия и вывоз мусора) будет осуществлена силами волонтерских организаций и муниципальных служб.

Памятники сохраняют в себе наиболее важные сведения о прошлом опыте человечества и повсеместно транслируют его в настоящее, что способствует не только обогащению человечества историческими научными сведениями, но и используется людьми для влияния на мировоззрение и коллективную память современников. Памятники истории выступают активным фактором формирования того социокультурного пространства, в котором живет человек, где определяются его идеалы, духовные потребности, ценностные ориентации. Бережное отношение к памятникам служит показателем духовного здоровья общества, способного разумно, критически, но вместе с тем и уважительно, с достоинством относиться к прошлому, его достижениям или трагическим ошибкам. Системная работа по сохранению исторических некрополей позволит сделать мемориальные парки неотъемлемой составляющей рекреационных пространств города.

У мемориальных парков большое социальное, культурное и историческое значение. Благодаря своему месторасположению, грамотно организованному и художественно оформленному пространству проектируемый мемориальный парк на Старорусском кладбище может стать местом времяпрепровождения горожан и гостей города. Новый парк сможет сочетать в себе несколько функций: воспитательную, патриотическую, познавательную и рекреационную [Попов, Романько, 2019]. Памятные мемориальные объекты и информационные стенды наряду с формированием коллективной памяти будут способствовать воспитанию у молодого поколения уважения к историческому прошлому родного края. Туристы и гости города смогут получить более глубокое представление об истории Симферополя, расширят свой кругозор и получат новые впечатления.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Анциферов Н.П. Пути изучения города, как социального организма: Опыт комплексного подхода. 2-е изд. Л.: Сеятель, 1926. 150 с.

Бугрий Е.В. Некропольный туризм: зарубежный опыт. URL : https://tourlib.net/statti_ tourism/bugrij2.htm (дата обращения - 3 мая 2020 г.).

Бугрий Е.В. Кладбища как объект краеведческих исследований // Материалы II Международной научно-практической конференции «Краеведение: исторический опыт и перспективы развития», 13-15 октября 2010 г., Винница. URL : https://library. vn.ua/Konf2010/texts_i.htm (дата обращения - 3 мая 2020 г.). Вьюницкая Л., Эйлер А. Музей истории города Симферополя. Прогулки по Симферополю. Улица Пушкина. [Б. м.]: Н. Орианда, 2012. 81 с.

Забота об исторических памятниках. URL: https://cfuv.ru/news/zabota-ob-istoricheskikh-pamyatnikakh/ (дата обращения - 18 марта 2020 г.). Качемцева А.А. Традиции некрокультуры как форма сохранения социально-исторической памяти // Вестник БГУ. 2010. № 6 URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/traditsii-nekrokultury-kak-forma-sohraneniya-sotsialno-istoricheskoy-pamyati (дата обращения -3 мая 2020).

Кирсанова Е.С. Морское кладбище: о памяти и забвении // Известия Восточного института. 2019. №3 (43). URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/morskoe-kladbische-o-pamyati-i-zabvenii (дата обращения - 3 мая 2020).

Концепция по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 г. Москва, 2017. 113с.

Кузнецова Е.П., Садыкова А.Э. Концепция проекта мемориального парка в городе Перми на территории бывшего Архиерейского кладбища // Символ науки. 2016. № 12-3. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/kontseptsiya-proekta-memorialnogo-parka-v-gorode-permi-na-territorii-byvshego-arhiereyskogo-kladbischa (дата обращения - 3 мая 2020).

Маркевич А.И. Некрополь Симферополя. I. Старое христианское кладбище в Симферополе // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1918. № 55. С. 330-367.

Попов А.Д., Романько О.В. Памятники Великой Отечественной войны в поздний советский период: многообразие социальных функций и практик // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 2. С. 55-62. Прихожане Петро-Павловского кафедрального собора помнят заслуги своих настоятелей. URL: http://cspp.prihod.ru/news/guid/1192078 (дата обращения - 18 марта 2020 г.).

Федоров П.В. Методика краеведческой работы по изучению некрополя // V Ушаковские чтения: материалы межрегионал. науч.-теорет. и ист.-краевед. конф. Мурманск, 2008. С. 248-252.

Чернопятов В.И. Некрополь Крымского полуострова. М., 1910. 314 с.

Чех С.С. Опыт исследования старого симферопольского кладбища // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1918. № 55. С. 321-329.

Шилов Д.Н. «Русский некрополь» великого князя Николая Михайловича: История создания, неопубликованные материалы и проблемы их изучения и издания: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2004. 172 с.

Широков В.А. Симферополь. Улицы и дома рассказывают. Симферополь: Атлас-Компакт, 2007. 276 с.

Шмидт С.О. Исторический некрополь в системе культуры России // Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. М., 1991. Вып. 1. С. 8-23.

REFERENCES

Anciferov N.P. Puti izucheniya goroda, kak social'nogo organizma: Opyt kompleksnogo pod-hoda [Ways to study the city as a social organism: Experience of an integrated approach]. 2-e izd. L.: Seyatel', 1926. 150 p. (in Russian).

BugrijE.V. Nekropol'nyj turizm: zarubezhnyj opyt [Necropolis tourism: foreign experience]. Available at: https://tourlib.net/statti_tourism/bugrij2.htm (accessed 3 May 2020). BugrijE.V. Kladbishcha kak ob''ekt kraevedcheskih issledovanij [Cemeteries as an object of local history research], in Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii "Kraevedenie: istoricheskij opyt i perspektivy razvitiya", 13-15 oktyabrya 2010 g., Vinnica [Materials of the II International Scientific and Practical Conference "Local History: Historical Experience and Development Prospects", October 13-15, 2010, Vinnitsa]. Available at: https://library.vn.ua/Konf2010/texts_i.htm (accessed 3 May 2020). V'yunickaya L., Ejler A. Muzej istorii goroda Simferopolya. Progulki po Simferopolyu. Ulica Pushkina [Museum of the History of Simferopol. Walking in Simferopol. Pushkin street]. [B. m.]: N. Orianda, 2012. 81 p. (in Russian).

Zabota ob istoricheskih pamyatnikah [Caring for historical monuments]. Available at: https://cfuv.ru/news/zabota-ob-istoricheskikh-pamyatnikakh/ (accessed 18 March 2020).

Kachemceva A.A. Tradicii nekrokul'tury kak forma sohraneniya social'no-istoricheskoj pamyati [Traditions of necro-culture as a form of preservation of socio-historical memory], in Vestnik BGU. 2010. № 6 Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-nekrokul-tury-kak-forma-sohraneniya-sotsialno-istoricheskoy-pamyati (accessed 3 May 2020). Kirsanova E.S. Morskoe kladbishche: o pamyati i zabvenii [Sea cemetery: about memory and oblivion], in Izvestiya Vostochnogo instituta. 2019. № 3 (43). Available at: https://cy-berleninka.ru/article/n/morskoe-kladbische-o-pamyati-i-zabvenii (accessed 3 May 2020).

Koncepciya po razvitiyu istoricheskih poselenij, podderzhke i populyarizacii kul'turnyh i turistskih vozmozhnostej, razvitiyu ekonomiki kul'turnogo naslediya na period do 2030 g. [Concept for the development of historical settlements, support and popularization of cultural and tourist opportunities, the development of the economy of cultural heritage for the period until 2030]. Moskva, 2017. 113p. (in Russian).

Kuznecova E.P., Sadykova A.E. Koncepciya proekta memorial'nogo parka v gorode Permi na territorii byvshego Arhierejskogo kladbishcha [The concept of the project of a memorial park in the city of Perm on the territory of the former Bishop's cemetery], in Simvol nauki. 2016. № 12-3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-proekta-memorialnogo-parka-v-gorode-permi-na-territorii-byvshego-arhiereyskogo-kladbischa (accessed 3 May 2020).

Markevich A.I. Nekropol' Simferopolya. I. Staroe hristianskoe kladbishche v Simferopole [Necropolis of Simferopol. I. Old Christian cemetery in Simferopol], in Izvestiya Tavricheskoj uchenoj arhivnoj komissii. 1918. № 55. Pp. 330-367 (in Russian).

Popov A.D., Roman'ko O.V. Pamyatniki Velikoj Otechestvennoj vojny v pozdnij sovetskij period: mnogoobrazie social'nyh funkcij i praktik [Monuments of World War II in the

late Soviet period: a variety of social functions and practices], in Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 2. Pp. 55-62 (in Russian). Prihozhane Petro-Pavlovskogo kafedral'nogo sobora pomnyat zaslugi svoih nastoyatelej [Parishioners of the Petro-Pavlovsky Cathedral remember the merits of their abbots]. Available at: http://cspp.prihod.ru/news/guid/1192078 (accessed 18 March 2020). Fedorov P.V. Metodika kraevedcheskoj raboty po izucheniyu nekropolya [The methodology of local lore work on the study of the necropolis], in "V Ushakovskie chteniya": materialy mezhregional. nauch.-teoret. i ist.-kraeved. konf. [V Ushakov readings: materials of the interregional. scientific theorist. and the local historian. conf.]. Murmansk, 2008. Pp. 248255 (in Russian).

Chernopyatov V.I. Nekropol'Krymskogopoluostrova [Necropolis of the Crimean Peninsula]. M., 1910. 314 p. (in Russian).

Chekh S.S. Opyt issledovaniya starogo simferopol'skogo kladbishcha [The research experience of the old Simferopol cemetery], in Izvestiya Tavricheskoj uchenoj arhivnoj komissii. 1918. № 55. Pp. 321-329 (in Russian).

Shilov D.N. "Russkij nekropol'" velikogo knyazya Nikolaya Mihajlovicha: Istoriya sozdaniya, neopublikovannye materialy i problemy ih izucheniya i izdaniya ["Russian Necropolis" of Grand Duke Nikolai Mikhailovich: History of creation, unpublished materials and problems of their study and publication]: diss. ... kand. ist. nauk. SPb, 2004. 172 p. (in Russian).

ShirokovV.A. Simferopol'. Ulicy i doma rasskazyvayut... [Simferopol. Streets and houses tell...]. Simferopol': Atlas-Kompakt, 2007. 276 p. (in Russian).

Shmidt S.O. Istoricheskij nekropol' v sisteme kul'tury Rossii [The historical necropolis in the cultural system of Russia], in Moskovskij nekropol': istoriya, arheologiya, iskusstvo, ohrana [Moscow necropolis: history, archeology, art, protection]. M., 1991. Vyp. 1. Pp. 8-23 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.