Научная статья на тему 'Проблемы сохранения художественных памятников на кладбищах Санкт-Петербурга'

Проблемы сохранения художественных памятников на кладбищах Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
687
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДГРОБИЕ / НЕКРОПОЛЬ / КЛАДБИЩЕ / РЕСТАВРАЦИЯ / СКУЛЬПТУРА / МЕМОРИАЛ / TOMBSTONE / NECROPOLIS / CEMETERY / RESTORATION / SCULPTURE / MEMORIAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рычков Артем Владимирович

Культурно-образовательная деятельность петербургских некрополей-музеев имеет большое значение для развития эстетического вкуса и формирования ценностного отношения к культурному и историческому наследию в обществе. На кладбищах Санкт-Петербурга установлено большое количество монументов, не имеющих аналогов или копий, необходимых для их реконструкции в случае безвозвратной утраты. Многие из них определяют своеобразие облика современного некрополя, но при этом находятся в плачевном состоянии и нуждаются в немедленном проведении реставрационных работ. Примеры не всегда удачного реставрационного вмешательства заставляют обратиться к анализу различных теоретических аспектов и проблем, связанных с сохранением художественных мемориальных памятников. Решение данных задач возможно только в том случае, если разработки практических методик и стратегий для реставрационного вмешательства будут дополнены проведением комплексных искусствоведческих и исторических исследований в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cultural and educational activity of Saint Petersburg’s necropolis museums has the great importance for developing of fine aesthetic taste and forming of values attitude to the cultural and historical heritage in our society. In the cemeteries of Saint Petersburg there are the great numbers of monuments which have no analogues or copies and they have no possibilities for their reconstruction in case of irrevocable loss. Many of them determine the originality of the contemporary necropolis, but at the same time they are in the lamentable condition and need immediate restoration. The examples of not always successful restoration are forced to analyze the various theoretical aspects and problems connected with the preservation of memorial art monuments. Solving these problems is possible only in case if the development of practical methods and strategies for restoration will be complemented by a comprehensive artistic and historical research in this area.

Текст научной работы на тему «Проблемы сохранения художественных памятников на кладбищах Санкт-Петербурга»

УДК 726.8.025.3(470.23-25)

А. В. Рычков

Проблемы сохранения художественных памятников на кладбищах Санкт-Петербурга

Культурно-образовательная деятельность петербургских некрополей-музеев имеет большое значение для развития эстетического вкуса и формирования ценностного отношения к культурному и историческому наследию в обществе. На кладбищах Санкт-Петербурга установлено большое количество монументов, не имеющих аналогов или копий, необходимых для их реконструкции в случае безвозвратной утраты. Многие из них определяют своеобразие облика современного некрополя, но при этом находятся в плачевном состоянии и нуждаются в немедленном проведении реставрационных работ. Примеры не всегда удачного реставрационного вмешательства заставляют обратиться к анализу различных теоретических аспектов и проблем, связанных с сохранением художественных мемориальных памятников. Решение данных задач возможно только в том случае, если разработки практических методик и стратегий для реставрационного вмешательства будут дополнены проведением комплексных искусствоведческих и исторических исследований в этой области.

Ключевые слова: надгробие, некрополь, кладбище, реставрация, скульптура, мемориал

Artem V. Rychkov

Problems of conservation of art monuments in cemeteries of Saint Petersburg

The cultural and educational activity of Saint Petersburg's necropolis museums has the great importance for developing of fine aesthetic taste and forming of values attitude to the cultural and historical heritage in our society. In the cemeteries of Saint Petersburg there are the great numbers of monuments which have no analogues or copies and they have no possibilities for their reconstruction in case of irrevocable loss. Many of them determine the originality of the contemporary necropolis, but at the same time they are in the lamentable condition and need immediate restoration. The examples of not always successful restoration are forced to analyze the various theoretical aspects and problems connected with the preservation of memorial art monuments. Solving these problems is possible only in case if the development of practical methods and strategies for restoration will be complemented by a comprehensive artistic and historical research in this area.

Keywords: tombstone, necropolis, cemetery, restoration, sculpture, memorial

Мемориальный жанр в скульптуре и архитектуре зародился еще в эпоху палеолита и является одним из самых древних видов искусства. Менгиры, дольмены, каирны и другие мегалитические сооружения являются типичными примерами первых надгробных монументов, имеющих сакральное значение. Дизайн надгробного памятника касается не только художественной отрасли, но и социологии, эстетики, технических отраслей и тесно связан с религией. Помимо этого надгробный памятник, являясь фамильной ценностью для определенного рода, зачастую содержит историческую, этническую, семантическую, семиотическую информацию. Взаимодействуя с современной наукой, техникой, используя новые материалы, следуя путем многообразных кропотливых творческих экспериментов, авторы художественных памятников формируют облик петербургских некрополей.

С 1990-х гг. изменилось отношение к монументальному искусству в целом и жанру мемо-

рии в частности. Это привело к значительному увеличению количества декоративной скульптуры в среде некрополей. Функциональность художественных произведений, обычно представленных в качестве носителей идеологической и эстетической пропаганды, отходит на второй план. Отсутствие четко обозначенных образно-пластических требований в мемориальной скульптуре и ансамблевости в планировке некрополей в 2000-е гг. сопровождалось усилением тенденции к разнообразным творческим поискам. С этого времени некрополь воспринимается не только как место захоронения, но и как постоянная экспозиция произведений искусства, объект культурно-образовательной среды.

Некоторые петербургские некрополи, являясь музеями под открытым небом, осуществляют просветительскую деятельность посредством экскурсионного обслуживания посетителей, среди них: некрополь «Мастеров искусств», му-

зей-некрополь XVIII в. - Лазаревское кладбище и Литераторские мостки. В настоящее время все более широкое распространение получают виртуальные и мультимедийные экскурсии по кладбищам с привлечением сотрудников музеев, искусствоведов, скульпторов и архитекторов, работающих в жанре мемории. Это позволяет не только увидеть отдельные памятники, но и оценить общее архитектурно-планировочное решение некрополя, ознакомиться с информацией о каждом конкретном монументе (определить точное место расположения памятника, историю и год его создания, установить авторство памятника и т. д.). В этом случае территория некрополя становится неординарной средой образовательного процесса и представляет особый интерес для участников экскурсии.

В настоящее время большую популярность обрели коммуникативные виды экскурсий, проходящие в форме бесед, семинаров, уроков, мотивирующих посетителей принять более активное участие в познавательном процессе. Посетитель в этом случае является уже не объектом информационного воздействия, а выступает в роли равноправного собеседника, вступающего в диалог с экскурсоводом и другими участниками семинара. Культурно-образовательная деятельность некрополей-музеев приобретает все большее значение для развития эстетического вкуса и формирования ценностного отношения к культурному и историческому наследию в обществе.

В связи с этим проблема сохранения художественного наследия в области жанра мемории является очень важной на сегодняшний день. В некрополях Санкт-Петербурга установлено большое количество монументов, не имеющих аналогов или копий, необходимых для их реконструкции в случае безвозвратной утраты. Следует отметить, что многие ленинградские скульпторы создавали и устанавливали надгробные памятники. К примеру, двумя выдающихся мастерами М. К. Аникушиным и Л. К. Лазаревым выполнено 24 и 19 надгробий соответственно. В разные годы в жанре мемории работали скульпторы Б. А. Пленкин, М. А. Вайн-ман, В. Г. Козенюк, Л. С. Ланец, Г. Д. Ястребенец-кий, А. Н. Черницкий, В. Г. Стамов, А. М. Игнатьев, А. А. Королюк, А. Г. Дема, Л. А. Бейбутян, М. М. Шемякин, А. С. Чаркин. Также нередко встречаются и комплексные решения, выполненные архитекторами В. А. Петровым, Ф. А. Гепнером, М. Н. Мейселем, А. Д. Свирским, А. В. Седых, В. Б. Бухаевым и др.

За рубежом сохранению мемориальных монументов уделяется большое внимание. Роскошные города-некрополи являются музеями

под открытым небом и постоянным местом для паломничества, туристических и экскурсионных маршрутов, прогулок (среди особо известных -кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже, Вышеградское кладбище в Праге, Сан-Микеле в Венеции, Монументальное кладбище в Милане, кладбище «Старый замок» в Ментоне и др.). В Санкт-Петербурге наиболее интересными в этом отношении являются некрополи Алек-сандро-Невской лавры, Литераторские мостки, Новодевичье и Смоленские кладбища (Православное, Лютеранское, Армянское). Из кладбищ, расположенных в Ленинградской области, следует отметить некрополь в поселке Комарово, а также Казанское кладбище в г. Пушкин и городское Петергофское кладбище. На других кладбищах произведения, представляющие художественную ценность, встречаются гораздо реже.

Западные традиции захоронения, распространившиеся в России в эпоху классицизма, зачастую подразумевают использование архитектурных сооружений (склепы, часовни, усыпальницы). Крытые постройки способствуют наилучшему сохранению памятников, но сейчас они являются скорее исключением из правил, нежели закономерностью. Это связано, прежде всего, с уменьшением площади захоронения, большими финансовыми затратами и общепринятыми эстетическими тенденциями, согласно которым возведение архитектурных сооружений на месте захоронения является пережитком прошлого. «Пример музейных некрополей ни в коем случае не может рассматриваться как образец, поскольку их планировочное решение и состав памятников определялись требованиями музейной экспозиции, в основном созданной в 1930-е гг. Устойчивая тенденция к „сужению" места упокоения, связана со все более широким распространением кремации - в России пока значительно отстающим от Европы, но неизбежно сменяющим традиционные формы погребения», - пишет начальник отдела мемориальной скульптуры Государственного музея городской скульптуры Ю. М. Пирютко [6, с. 2].

Одной из основных проблем при сохранении мемориального художественного наследия является легкодоступность монументов для вандалов и похитителей. Памятники из алюминия, латуни, бронзы или других цветных металлов, представляют особую ценность не только как художественные произведения, но и как ценный материал. Поэтому мемориальные монументы периодически нуждаются в проведении реставрационных работ и реконструкции недостающих фрагментов.

Многие памятники были разрушены еще в советское время из-за нетерпимости общества

к религиозным традициям. Так, например, в некрополе Новодевичьего монастыря многие из монументов, установленных в дореволюционную эпоху, по-прежнему представлены в разрушенном состоянии. Сбитые фрагменты ценных архитектурных сооружений, обычно находящиеся где-то рядом с ними, зачастую покрыты землей, упавшими листьями, заросли травой и мхом. Для возвращения прежнего вида многим памятникам достаточно провести их расчистку и установить на прежнее место поваленные элементы (фризы, балясины, фрагменты колон и т. д.). Среди разрушенных надгробий много ценных архитектурных сооружений, выполненных в стиле неоклассицизма, модерна, готики, крайне редко встречающейся в петербургских некрополях. В некоторых усыпальницах видны следы копоти и гари от костров, следы от проведения оккультных ритуалов и прочие повреждения. Литераторские мостки и некрополи Александро-Невской лавры пребывают в лучшем состоянии, так как находятся под постоянным присмотром реставраторов.

Если надгробие не охраняется Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) и не находится под ведомством Государственного музея городской скульптуры, реконструкцию и реставрацию памятника чаще всего организуют родственники усопшего. Зачастую они обращаются за услугами к работникам кладбища - непрофессиональным реставраторам, вследствие чего работа может быть выполнена некачественно, а ее внешний вид может существенно измениться. При удачном стечении обстоятельств работы, связанные реставрацией, консервацией или реконструкцией памятника может выполнить сам автор. Так например, в 1976 г. скульптор Левон Лазарев выполнил гранитную копию бюста отоларинголога К. Л. Хило-ва (Богословское кладбище) взамен утраченного бронзового портрета. Разрушенное вандалами надгробие «Орфей» Д. И. Орбели и А. Н. Изерги-ной (Комаровское кладбище) выполненное из шоупированного бетона этим же автором, к сожалению, спасти не удалось. Скульптора к этому времени уже не было в живых, а формы или вторичного отливка этой работы не оказалось, так как работа создавалась в единственном экземпляре путем прямого наращивания формы, а для формирования лика Орфея использовалась копия посмертной маски А. С. Пушкина.

Большинство некрополей Санкт-Петербурга плохо охраняется, многие памятники, установленные на них, периодически подвергаются актам вандализма или находятся в плачевном состоянии в силу различных причин.

Все повреждения надгробных памятников условно делятся на две группы:

1. Повреждения, связанные с физическим вмешательством человека, - вандализм, хищение, неумышленное повреждение памятника, например, в результате непрофессиональной реставрации, перезахоронения, загрязнения памятника копотью и воском от свечей, нанесения царапин на полировку камня и т. д.

2. Повреждения, связанные с действием неблагоприятных условий бытования и климатических условий, - разрушение поверхностного слоя, появление различных загрязнений, следов коррозии, трещин, грибковых отложений и плесени, разрушение фундамента, осыпание грунта и т. д.

Реставратор Б. Маркони писал, что «консервация включает все мероприятия и исследования, имеющие целью предохранить объект от разрушений и поддержать его в хорошем состоянии, не исключая мероприятий эстетического содержания» [8, с. 56]. Консервация надгробных памятников часто осложнена невозможностью провести химические анализы, рентгенографи-рование, оптико-физические и томографические исследования. Это связано с тем, что при установке надгробий авторами крайне редко предусматривается возможность для последующего демонтажа монумента. Как правило, стараются сделать этот процесс крайне затруднительным, прочно укрепляя скульптуру на стеле, пилоне или основательно бетонируя постамент и основание монумента для того, чтобы памятник было труднее повалить или похитить. В таких случаях консервационные и реставрационные работы часто приходится проводить в неблагоприятных условиях (без доступа к электроснабжению, в условиях повышенной влажности, перепада температур и т. д.). При этом особенно проблематичным является начальный этап реставрации, предусматривающий укрепление основания памятника, фундамента, прилегающего грунта, без доступа спецтехники, часто в условиях стесненного пространства.

Климатические условия в Северной столице наихудшим образом отражаются на сохранности любых скульптурных материалов. Из-за повышенной влажности и многократных температурных циклов, когда в весенний и осенний периоды температура периодически то опускается ниже 0 Со, то поднимается выше, поверхность даже малогигроскопичных материалов, таких как мрамор и бетон, становится рыхлой. С материалами, имеющими пористую структуру и твердость 4 и ниже по шкале Мооса, ситуация более сложная. Известняки, туфы, песчаники, которые тысячелетиями неизменно сохраняются

под открытым небом в некрополях Греции, Италии и Египта, в условиях петербургского климата стремительно разрушаются.

Памятники из металла встречаются реже, обычно их устанавливают в охраняемых защищенных некрополях. На прочих кладбищах металл, как правило, используется в основном для укрепления оснований монументов, при изготовлении малых архитектурных форм (скамьи, урны, фонаря), художественных оград (декоративных орнаментов, композиций с цветами или ветвями деревьев) и кованых надгробий (крестов, голубцов, киотов). Черные металлы нуждаются в постоянном уходе, нанесении защитного покрытия, антикоррозийных составов и окрашивании. В некрополях Петербурга также встречаются памятники из бронзы, алюминия, латуни, меди. Цветные металлы, используемые при литье, могут более продолжительный срок обходиться без обслуживания, но представляют больший интерес для похитителей.

При реставрации произведений мемориального жанра определенную трудность также представляет многообразие стилевых и художественных направлений, материалов и вариантов технического исполнения памятников. Это связано с тем, что сейчас происходит небывалое расширение технологического арсенала в этом жанре. Эволюция техники исполнения надгробия во многом зависит от общих процессов развития техносферы, оказывающей большое влияние на образное мышление художников. Скульптуры, выполненные из стекла, пластика, металлокерамики, искусственного мрамора и специально синтезированных материалов, являются следствием экспериментов, призванных создать памятник, отличающийся от других своей нестандартностью. Художественные техники литья, ковки и выколотки (дефовки) могут сочетаться в различных вариациях с мозаикой, витражами, декоративной лепниной и традиционной рубкой камня. Для реставрации таких надгробий потребуется взаимодействие специалистов, представляющих различные направления в этой области. В некоторых случаях к работе привлекают профессионалов, владеющих навыками золочения, так как в некрополях все чаще встречаются памятники с текстовой частью, покрытой сусальным золотом.

Особого внимания заслуживает ситуация, связанная с реконструкцией утраченных памятников или демонтированных с места захоронения по каким-либо причинам. Несмотря на то, что некрополи являются частью городской среды, в Петербурге до сих пор не проводится общая каталогизация надгробных памятников, представляющих художественную ценность,

подобно тому, как это происходит со всеми городскими монументами. Порой не представляется возможным даже установить авторов, создавших конкретный памятник и дату его установки. Так же до сих пор нет обязательной фотофиксации и трехмерного сканирования особо ценных произведений. При отсутствии фотоматериала некоторые монументы зачастую приходится восстанавливать по описаниям, графическим и скульптурным эскизам, что является особо затруднительным. При этом внешний вид оригинального памятника может значительно отличаться от нового монумента. В некоторых случаях фрагменты или основания памятников, сохранившиеся на месте исторического захоронения, становятся частью нового композиционного замысла. Так, например, в 2017 г. была предпринята попытка установить уже готовый монумент из искусственного мрамора на могиле художника М. А. Врубеля (Новодевичье кладбище. Архитектор М. Е. Даянов, скульптор М. С. Ведерников). В настоящий момент установка памятника приостановлена в связи с решением КГИОП. Согласно заключению экспертов, скульптура не соответствует гранитному постаменту. Возможно приспособление этого охраняемого объекта под современное использование, но в КГИОП отмечают, что для этого должна быть проведена историко-культурная экспертиза, с заключением трех специалистов. Они должны обосновать возможность проведения работ.

Мемориальный жанр представляет собой особую категорию в монументальном искусстве. За долгий период в нем сформировались свои каноны, свой особый ряд символов, образов и форм, свои способы художественного пластического выражения идеи. Следовательно, к процессу реставрации мемориальных произведений следует подходить с особой осторожностью, чтобы не нарушить и сохранить эти традиции для следующих поколений. Многие памятники, представляющие особый интерес для исследователей, нуждаются в постоянном присмотре, уходе за ними, своевременном проведении работ, связанных с реставрацией и консервацией. Известный теоретик в области реставрации Ю. Г. Бобров в своей работе под названием «Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия» писал, что формирование практических и теоретических основ реставрации создало три фундаментальные реставрационные идеи. «Первая - восстановление произведения в его первоначальном виде; вторая - сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности, третья - выявление и согласование исторических и худо-

жественных ценностей объекта» [1, с. 83]. Эти принципы являются основными, на них следует опираться современным реставраторам, работающим с произведениями мемориального жанра.

Реставрация и консервация надгробных памятников являются периодически повторяемыми комплексами профилактических работ. В связи с тем, что в реставрации нуждается большое количество монументов, установленных в Санкт-Петербурге, этот процесс ограничен выборочностью. Приоритет отдельных художественных мемориальных памятников и ценностное отношение к ним во многом зависит от масштаба личности, на могиле которой он установлен, территории расположения монумента, идеологических и моральных догматов распространившихся на общественном и государственном уровнях. Такая избирательность не всегда бывает объективной. Следовало бы большее внимание уделять памятникам, представляющим художественным ценность вне зависимости от их социального, общественного значений и статуса, так как именно они в основном формируют эстетическую привлекательность петербургских некрополей, а, следовательно, и города.

Список литературы

1. Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия / Рос. акад. художеств, Гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Санкт-Петербург, 1997. 102 с.

2. Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. Москва: Центрполиграф, 2011. 797 с.

3. Восстановление памятников культуры: проблемы реставрации / под ред. Д. С. Лихачева. Москва: Искусство, 1981. 232 с.

4. Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. 479 с.

5. Москвина И. К. Концепт «культурные ценности»: филос.-культурол. и прикл. аспекты // Гуманитарные проблемы современного общества: человек и общество. Новосибирск: Изд-во ЦНРС, 2015. Кн. 25. 250 с

6. Пирютко Ю. М. Отзыв на диссертацию А. В. Рычкова «Художественные памятники на кладбищах Ленинграда -Санкт-Петербурга: типология и эволюция, 1960-2010 гг.». Санкт-Петербург, 2013. 2 с. // Арх. С.-Петерб. гос. худож.-пром. акад. им. А. Л. Штиглица. Рукоп.

7. Яхонт О. В. Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства. Москва: СканРус, 2010. 463 с.

8. Marconi В. Estetyka i etyka w konserwacji: malarstwo i rzezba polichromowana // Ochrona zabytkow. 1948. № 2. S. 56.

References

1. Bobrov Yu. G. Theory of restoration of works of art: regularities and contradictions / Russ. Acad. of Arts, Repin State Acad. Institute of painting, sculpture and architecture. Saint Petersburg, 1997. 102 (in Russ.).

2. Kobak A. V., Piryutko Yu. M. Historical cemeteries of Saint Petersburg. Moscow: Tsentrpoligraf, 2011. 797 (in Russ.).

3. Likhachev D. S. (ed.). Restoration of cultural monuments: problems of restoration. Moscow: Iskusstvo, 1981. 232 (in Russ.).

4. Lotman Yu. M. Selected articles. Tallinn: Aleksandra, 1992. 1: Articles on semiotics and typology of culture. 479 (in Russ.).

5. Moskvina I. K. Concept of 4cultural values4: philosophy-cultural and applied aspects. Humanitarian problems of modern society: man and society. Novosibirsk: CNR publ. house, 2015. 25, 250 (in Russ.).

6. Piryutko Yu. M. Review for dissertation «Artistic production of monuments in cemeteries of Leningrad - Saint Petersburg: typology and evolution, 1960-2010» by A. V. Rychkov. Saint Petersburg, 2013. 2. Archive of Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design. Manuscript (in Russ.).

7. Yakhont O. V. Problems of conservation, restoration and attribution of works of art. Moscow: SkanRus, 2010. 463 (in Russ.).

8. Marconi В. Estetyka i etyka w konserwacji: malarstwo i rzezba polichromowana. Ochrona zabytkow. 1948. 2, 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.