Научная статья на тему 'Мусульманский некрополь Казани: описание и проблема сохранения'

Мусульманский некрополь Казани: описание и проблема сохранения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
314
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКРОПОЛИ КАЗАНИ / МУСУЛЬМАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ / НАДМОГИЛЬНЫЕ КАМНИ / ЭПИТАФИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарипов Наиль Камилевич

В статье рассматриваются утерянные и сохранившиеся исторические мусульманские кладбища Казани и показан опыт Центра исламской культуры «Иман» попытки реконструкции мусульманского городского некрополя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульманский некрополь Казани: описание и проблема сохранения»

УДК 908

ББК 633 (2Рос=Тат)

Наиль Гарипов

МУСУЛЬМАНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ КАЗАНИ: ОПИСАНИЕ И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются утерянные и сохранившиеся исторические мусульманские кладбища Казани и показан опыт Центра исламской культуры «Иман» попытки реконструкции мусульманского городского некрополя.

Ключевые слова: Некрополи Казани, мусульманское кладбище, надмогильные камни, эпитафии

С распадом СССР и окончанием политики государственного атеизма начался процесс духовного ренессанса, при котором можно было свободно и легально исповедовать религию, соблюдать религиозные традиции. Однако наряду с религиозным возрождением параллельно шла и духовная деградация молодёжи в сфере восприятия к культурному наследию своих предков. Особое отношение людей к местам захоронений в дореволюционный период сформировало в обществе определённые традиции поминания усопших. Например, традиции религиозного поминания у татарского населения Поволжья хорошо описаны в трудах профессора Казанского университета, известного этнолога Николая Катанова (1862-1922) в «Известия Общества археологии, истории и этнографии», где он указывает на древнюю практику тюрков поминальных обрядов и захоронений1. Отметим также, что в его же статьях говорится о том, что у многих тюркских народов традиция проведения особых дней поминовения существовала задолго до появления христианства. Поэтому говорить о том, что татары переняли проведение поминок на 3-й, 7-й, 40-й, 51-й день и годовщину после смерти под влиянием православных русских не совсем верно. В этой же статье Катанова говориться и о создании тюрками специальных

1 Катанов Н.Ф. О погребальных обрядах у тюрк-

ских племен с древнейших времен до наших дней // «Известия Общества археологии, истории и этнографии». - 1894. - Т. XII, вып. 2. - С. 109-142

могил для авторитетных лиц (вождей, старейшин), которые покинули этот мир. Поэтому традиции погребения и поминовения умерших в тюрко-мусульманской традиции имеют глубокие корни и не связаны только с влиянием православной культуры.

Некрополем (дословно «город мёртвых»: др.-греч. уекро^ - мёртвый, лоХг^ - город) принято называть большие кладбища, которые помимо могил могут иметь склепы, мавзолеи, подземные галереи, гробницы и каменные надгробия. В Казани формирование исторического мусульманского некрополя началось в период Волжской Булгарии. К сожалению, в силу объективных причин многие кладбища были утеряны. Мусульманские захоронения, которые мы сегодня знаем и можем изучить, в большинстве своем относятся к эпохе позднего средневековья, нового и новейшего времени. При этом мы, конечно, можем предположить, что часть из них возникли в эпоху Казанского ханства (XV-XVI вв.), а может и раньше во времена Волжской Булгарии и Золотой Орды. Например, на территории Казанского кремля существует ханские захоронения, которые были обследованы в 1970-е гг., откуда были извлечены останки скелетов, предположительно относящиеся к казанским ханам Махмуду (Махмутеку) (годы правления: 1445-1465) и Мухаммед-Амину (годы правления: 1484-1485, 1487-1496, 15021518). К сожалению, надмогильные плиты не сохранились, и мы не можем со стопро-

центной уверенностью утверждать, кто был захоронен в данной могиле. Но сегодня уже есть определенные результаты исследований, которые можно использовать в сохранении данного исторического места.

На территории Казани исторический мусульманский некрополь представлен следующими кладбищами:

1) Кабанское городище. Это самое древнее из обнаруженных историками место мусульманских захоронений на территории Казани, по времени возникновения функционировавшее в поздний период существования Волжской Булгарии, на котором хоронили местную знать. Оно располагалось на территории, на которой в 1665 году был построен Казанский Новоиерусалимский (Воскресенский) монастырь (сегодня это территория рядом с поселком Старые Горки Приволжского района Казани).

По мнению специалистов, это кладбище относится к ХШ-ХГУ векам. О том, что на территории монастыря имеются следы мусульманского кладбища эпохи Волжской Булгарии, писал Михаил Худяков (1894-1936) в книге «Очерки по истории Казанского ханства»: «Болгарскую эпоху значительное поселение находилось на берегу озера Дальний Кабан, верстах в 6 от современной Казани. В настоящее время здесь расположен упраздненный Воскресенский монастырь (Архиерейская дача). При постройке монастыря (1780 г.) часть каменных плит, уцелевших от кладбища, была положена в фундаменты зданий. Марджани2 сообщает: «При начале озера (Кабана), в усадьбе, служащей местопребыванием архиерея, есть древние мусульманские могилы. Когда там производилась стройка, то рабочие положили многие камни под строение. Заметив это, Григорий, который был в то время казанским епископом, а впоследствии сделался митрополитом, остановил рабочих и та-

2 Мусульманский богослов и историк Шигабутдин Марджани (1818-1889), живший в Казани, изучавший историю татарского народа и написавший книги об этом.

«Мусульманский мир», №4, 2016 ким образом небольшая часть остатков

3

сохранилась в целости».

В настоящее время в Воскресенском монастыре имеются два надмогильных камня с арабографичными надписями. Один камень находится при входе в монастырские ворота, направо, а другой - в палисаднике, разведенном перед архиерейским домом, около колокольни; возле последнего камня лежит осколок третьей такой же плиты; благочестивые мусульмане посещают эти могилы и приходят сюда помолиться.

Территория Архиерейской дачи слабо исследована археологами. Мы не можем сегодня точно определить ни площадь кладбища, ни количества могил. Но известно, что здесь есть несколько мусульманских захоронений, на которых были надмогильные камни. На одном из упомянутых камней вырезана мусульманская эпитафия женщине по имени Алтын Бер-тек (по одной из версий она была дочерью местного правителя) и с датой "696-м, 8-й день месяца зульхиджа", что соответствует 27 сентября 1297 года. Это древнейший письменный документ, относящийся к Казани. Второй камень, очень больших размеров, имеет красивою каллиграфическую надпись с пышными эпитетами в адрес погребенного "повелителя великого чтимого победоносного гордости рода и веры Ха-сан-бека Мир-Махмуда". Эти плиты ныне находятся в музее Габдуллы Тукая и Национальном музее Республики Татарстан. Интересен и тот факт, что неподалеку от Кабанского поселения располагается выявленный в 1890 году знаменитый Бори-сковский могильник (ГХ-Х вв.)4.

2) Кладбище в Казанском кремле. С середины XIV века Казань стала столицей Булгарского вилайета Золотой Орды, а с 1445 года столицей нового ханства и уже

3 Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. - М.: Инсан, 1991. - С. 247.

4 «Беседы об Архиерейской даче»: историки ждут мусульманско-православного диалога о резиденции булгарских князей // «Реальное время», 29 июля 2016 года. URL: http://realnoevremya.ru/articles/38237 (Режим доступ свободный)

скоро превратилась в один из крупнейших городов Восточной Европы. Старое кладбище оказалось внутри крепости, и его территория была застроена. Вблизи ханского дворца хоронили теперь только казанских ханов и высокопоставленных вельмож. Остатки двух ханских мавзолеев были открыты в 1974 году, в одном из них был похоронен хан Мухаммед-Эмин. На территории Казанского кремля, который, кстати, ещё не полностью обследован, были обнаружены захоронения не только в районе Башни Сююмбике5.

В Казанском кремле обнаружено около 3 захоронений, из которых предположительно два - ханских. Имена ханов, захороненных в Казанском кремле предположительно следующие: Махмуд (14451466) и Мухаммед-Амина (1484-1485, 1487-1496, 1502-1518). Однако мы сегодня не знаем, где были похоронены правители

Булгарского вилайета, которые известны в

6

истории по историческим источникам .

3) Кладбище у Казанского кремля. На

территории вблизи Казанского кремля, помимо отмеченных выше могил татарских ханов, зафиксировано кладбище XV-XVI вв. В верхнем посаде, на южном краю бывшего Гостиного двора, в 1798 году был обнаружен надмогильный камень Казанского князя Мухаммед-Али-бека, погибшего 10 июля 1530 года «от руки неверного», то есть во время штурма Казани, когда был взят ее посад.7 В результате военного похода 1530 года из Казани был изгнан ставленник крымской династии и на престол возведён Джан-Али (годы правления: 1530-1535)8. По-видимому, во времена Казанского ханства в Казани существовала два кладбища: одно внутри крепости, второе - на территории посада.

5 Мавзолеи Казанского Кремля: (Опыт историко-антропологического анализа). - Казань: Институт истории АН РТ, 1997. - 158 с.

6 Там же, С.28

7 Бурханов А. Резиденция ханов // «Элита Татарстана». - 2005. - июль. - С. 82-83

8 Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского хан-

ства. - М.: Инсан, 1991. - С. 96.

4) Кладбище Кураишевой слободы. Сегодня от Кураишевой слободы мало, что осталось (географически это площадь между современными улицами Московская, Галиаскара Камала, Парижской Коммуны и Николая Столбова). В сегодняшней топонимике Казани это поселение не обозначено никак. Тем более, что ничего не осталось от существовавшего при Кураишевой слободе кладбища, где захоронения велись в XV-XVIII вв., т.е. со времен Казанского ханства9. Сегодня его территория превращена в парковую зону отдыха (сквер им. Кирова). После образования Старотатарской слободы ее жители какое-то время продолжали хоронить там умерших. Кладбище начиналось от нынешней мечети «Нурулла» и заканчивалось в районе сквера им. Кирова по улице Московской. По мере развития Старо-татарской слободы территория вокруг кладбища Кураише-вой слободы использовалась под жилую застройку. После указа Екатерины II от 24 декабря 1771 года «О сношении Губернаторов и Воевод с Духовными Правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей» мусульманское кладбище было перенесено на территорию нынешней 5-й городской больницы (ул. Ша-рифа Камала, 10). Этим указом запрещалось «хоронить умерших в городах при церквях» и предписывалось «отводить для этого особые кладбища за городом на выгонных землях с построением при кладбищах особых церквей». После этого хоронить на кладбище Кураишевой слободы прекратили, оно постепенно пришло в запустение, и сегодня о нем уже мало что напоминает.

5) Кладбище в Старо-татарской слободе.

Территориально располагалось между пересечением современных улиц Карима Тинчурина и Татарстан и Нариманова и Сары Садыковой и функционировало в XVII-XVIII вв. Поскольку слобода посте-

9 Султанов Р. Забулачная Казань эпохи ханства // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Материалы научного семинара «Казанское ханство: актуальные проблемы исследования», 5 февраля 2002 г. - Казань: Изд-во «Фэн», 2002. -С.210

пенно расширялась, происходило застраивание домами этого некрополя. В 1876 году на его территории была построена Ка-заковская мечеть, которая как бы обозначала сакральность этого места10. Однако от самого кладбища мало, что осталось и сегодня о нем ничего не напоминает. Сама Казаковская мечеть была снесена в 1975 году.

6) Кладбище между Старо-татарской и Ново-татарской слободами. В середине XVIII века в районе села Поповка стала формироваться Ново-татарская слобода, куда переселились малоимущие жители Старо-татарской слободы, пострадавшие от сильного пожара. К появлению этого поселения привела также деятельность казанского епископа Луки Конашевича (годы нахождения на казанской кафедре: 17381755), который своей жесткой политикой христианизации стремился выселить татар за пределы городской черты. В результате этого появилось две татарские слободы, получившие по времени возникновения названия: «Старо-татарская» и «Новотатарская». Они географически располагались на расстоянии между собой. Между ними к середине XVIII века стало образовываться кладбище: территориально оно находилось в районе современной 5 -й городской больницы (ул. Шарифа Камала, 12). Это кладбище функционировало до середины XIX века. Затем на нем захоронения прекратились. По архивным документам за 1881 году оно считалось «упраздненным магометанским кладбищем». На его территории была построена в 1906 году деревянная мечеть, однако в 1931 году она была закрыта, а через несколько лет здание храма было разобрано, а само кладбище пришло в полное запустение, и сегодня от него не осталось и следа.

7) Могилы в районе Апанаевской мечети. Были захоронения около Апанаевской мечети (ул. Каюма Насыри, 27), между зданием самой мечети и зданием медресе

«Касымия» (ул. Марджани, 28), одного из известных мусульманских учебных заведений конца XIX - начала XX вв. Надмогильные камни здесь находились вплоть до середины 1960-х гг., что отмечали жившие там старожилы. Место требует дополнительных археологических исследований. Трудно понять, было ли это какое-то отдельное кладбище или же существовали лишь отдельные захоронения с сохранившимися надмогильными плитами.

8) Кладбище Ново-татарской слободы.

Наиболее сохранившимся в Казани из старинных некрополей и продолжающее функционировать является мусульманское кладбище в Ново-татарской слободе. Новотатарская слобода появилась в XVIII веке как место компактного проживания мусульманского населения города. Соответственно, оно нуждалось в собственном кладбище. Захоронения там ведутся с конца XVIII века, хотя самое древнее из сохранившихся могил датируется 1803 годом. Сейчас кладбище находится в ведении МУП «Ритуал», на нем продолжают производиться захоронения, а в народе оно известно в качестве места упокоения многих известных татар XIX-XX вв. и современности. К примеру, там похоронены поэт Габдулла Тукай, богослов Шигабутдин Марджани, композитор Салих Сайдашев и множество других знатных фигур татарского народа. Это единственное из исторических кладбищ, которое находится в достаточно сносном состоянии. Хотя и здесь бывают случаи вандализма, как это произошло в сентябре 2016 года11.

9) Кладбище «Бишбалта» в Адмиралтейской слободе. Сохранившимся и малоизученным остается древнее кладбище в Кировском районе Казани, расположенное по улице Брюсова. Оно располагается на территории поселения Бишбалта (дословный перевод: «Пять топоров») в Адмирал-

Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. Исторические

мечети Казани. - Казань: Татарское книжное издательство, 2005. - С.143

Погром на Ново-Татарском кладбище в Казани: бессмысленный и беспощадный // "Вечерняя Казань", 8 сентября 2016 года. URL: http ://www. evening-kazan.ru/articles/pogrom-na-novo -tatarskom-kladbishche-v-kazani-bessmyslennyy-i-besposhchadnyy.html (Режим доступ свободный)

тейской слободе города. По разным сведениям, появление этого кладбище относят к эпохе Казанского ханства (называется даже дата первого захоронения - 1321 год, т.е. времена еще эпохи Золотой Орды). Сама Адмиралтейская слобода появилась в 1718 году с образованием Казанского адмиралтейства, где и стали активно использовать труд татар-лашманов (государственных крестьян, используемых в кораблестроительстве и лесорубном деле). В XIX веке кладбище отмечается на картах Казани. В первой половине ХХ века кладбище было действующим, на нем велись захоронения. Однако в 1957 году после строительства Куйбышевского водохранилища большая часть кладбища оказалась под водой. Нетронутой осталась лишь малая часть некрополя. Захоронения после этого уже на его территории не велись. К сожалению, в течении долгих лет оно оставалось в большом запустении, здесь практически повсюду видны следы вандализма, большая часть надмогильных плит разрушена, повсюду встречаются их осколки, на которых есть эпитафии, которые частично можно прочесть. Единственный сохранившийся и хорошо читаемый надмогильный камень принадлежит шейху Билалет-дину Габитову (1841-1918), который был имамом в Адмиралтейской слободе.

Начиная с 2007 года Центр исламской культуры «Иман» г. Казани как общественная организация стал поднимать вопрос о необходимости мемориализации этого исторического кладбища. В те годы происходила масштабная застройка побережья реки Волги со стороны Адмиралтейской слободы. Центр исламской культуры «Иман» обратился к мэру города, Президенту Татарстана и руководству Муниципального унитарного предприятия «Ритуал», в ведомстве которого и находятся все захоронения, с просьбой обратить внимание на данный некрополь и то состояние, в котором он находится. Письма были отправлены под подписью первого председателя Центра исламской культуры «Иман» ныне покойного Валиуллы хазрата Якупова (1963-2012). На кладбище было проведено совещание, на котором присутствовали представители МУП «Ритуал» и

председатель научно-экспертного совета Центра исламской культуры «Иман» На-иль хазрат Гарипов (автор этих строк). По итогам встречи стороны договорились рассмотреть вопрос более детально и принять по вопросу сохранения решение. На кладбище Центр исламской культуры «Иман» в том же году организовал уборку территории. Корреспонденты телеканала «ТНВ» во главе с Ильзирой Сибирцевой впервые осветили этот вопрос. Проблема сохранения кладбища получила широкий общественный резонанс. С этого времени ежегодно Центр исламской культуры «Иман» проводит субботник на территории кладбища, приглашаются все заинтересованные лица. В этом благородном деле принимают участие студенты Российского исламского университета, активисты Всемирного форума татарской молодежи, прихожане Закабанной мечети г. Казани во главе с имамом Сейджагфаром хазратом Лутфуллином и просто неравнодушные люди.

Историческое кладбище в Адмиралтейской слободе появилось, скорее всего, во времена Казанского ханства12. Адмиралтейская слобода как Бишбалта упоминается в разных исторических источни-

13

ках времён Казанского ханства . Например, в «Казанском летописце» о Бишбалте сказано как о пригороде Казани14. Также князь Андрей Курбский (1528-1583), описывая Казань середины XVI века, упомянул о Бишбалте15. Название «Бишбалта» («Пять топоров»), по мнению некоторых исследователей, связано с деятельностью

Афанасьев В. 1552-1902 гг. К 300-летию покорения Казани. Подлинная о Казанском походе запись Царственной Книги 1552 г. и сказание князя Курбского о покорении Казани. - М„ 1902

13 История Татарской АССР / АН СССР, Казанский филиал, Институт языка, литературы и истории; Редкол.: Н. И. Воробьев; М. Х. Гайнуллин; Х. Г. Гимади (отв. ред.); И. М. Климов; Е. И. Устюжанин. Т.1: (С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции). - Казань: Таткнигоиздат, 1955. - С. 112

14 Полное собрание русских летописей. Т.19. История о Казанском царстве (Казанский летописец) / Предисл. Л.А.Дубровина. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 198

15 Курбский А.М. История о великом князе Московском. - М.: Изд-во УРАО, 2001. - С.16

живших в этой слободе плотников. Однако есть предположение, что название связано с персидским корнем «город», «приго-род»16. Дело в том, что Бишбалта находилась на дороге, ведущей на запад. Это было стратегическое поселение, которое, скорее всего, было сформировано в целях обороны Казани. Например, Зилантова гора и связанные с ней легенды, больше были направлены на запугивание пришлых завоевателей. Если рассмотреть Зилантову гору с точки зрения военной стратегии, то с нее можно было прекрасно контролировать русло реки Казанки по которой в то время шли корабли к собственно городу и его крепости. В 1918 году Зилантову гору использовали как высоту для обороны города белогвардейцы полковника Владимира Каппеля от наступавших частей Красной армии. На высоте стоял артиллерийский пункт, из-за которого были расстреляны все насельники Зилантова монастыря.

Бишбалта постепенно росла и развивалась. Здесь селились лесорубы и мастера корабельных дел. В булгарские времена Бишбалта была местным центром судостроения. Здесь строились самые разнообразные суда. Для перевозки сыпучих грузов, таких как соль или зерно, использовались большие грузовые корабли - насады. Средние по размеру суда - учаны -перевозили товары, имеющие наибольшую ценность: меха, текстильные изделия. Их же использовали и для перевозки воинов. По маловодным рекам плавали ладьи, которые использовались для доставки товаров в труднодоступные населенные пункты.

Все вышеперечисленные типы кораблей применялись также для охраны торговых речных караванов, плывших из Каспийского моря по Волге и дальше по Каме, Оке и прочим рекам. Охрана города нужна была для защиты от тогдашних речных пиратов (ушкуйников), многие из которых промышляли в те времена на Вол-

16 Мустакимов И.А. К истории топонима «Бишбалта» // Средневековая археология евразийских степей. Материалы учредительного съезда Международного конгресса. Т.П. - Казань: Институт истории АН РТ, 2007. - С. 87-89

ге. В период расцвета Казанского ханства Волгу во всех направлениях бороздило большое количество кораблей. Кораблестроение и судоходство быстро развивалось. Некоторые из казанских судов были способны даже ломать тонкий лед своим массивным корпусом.

В XVIII веке это поселение приобрело свое стратегическое значение. Именно здесь строят Адмиралтейство для строительства кораблей. Первый российский император Петр Г не мог не обратить своего пристального внимания на уже сложившиеся традиции казанского судоходства. В 1710 году на казанской верфи были построены пять кораблей, которые пополнили Балтийскую эскадру, а затем еще восемь, ставших частью Азовского флота. В 1718 г. в Бишбалте царь учредил второе в стране адмиралтейство (первое находилось в Санкт-Петербурге). Так началась история Адмиралтейской слободы Казани. За время существования адмиралтейства в 1718-1829 гг. тут было построено около 400 кораблей.

Такова история древнего поселения Бишбалта. В наше время это название исчезло из казанской топонимики. Улица, называвшаяся некогда Бишбалтинской, переименована в Большую. О былых временах напоминает только недавно возведенная в Адмиралтейской слободе мечеть (ул. Клары Цеткин, 14), которую назвали «Бишбалта» в честь древнего поселения.

Однако надо помнить, что в Адмиралтейской слободе было до революции две мечети. Обе находились на современной улице Большой. Одна из них - вторая мечеть была ближе к современной Кировской дамбе, которая сегодня соединяет две реки Казанку и Волгу.

Развитие Бишбалты безусловно влияло и на расширение мусульманского кладбища. Скорее оно появилось во время зарождения города Казани и слободы. Кладбище со временем разрослось, об этом свидетельствует карты города Казани в XIX - первой половины ХХ вв.

10) Кладбище Пороховой слободы. Пороховая слобода в Казани стала формироваться в конце XVIII века, когда был осно-

ван Казанский пороховой завод в 1788 году. Среди ее жителей были и татары, преимущественно военнослужащие и отставные солдаты. В XIX веке появляются свои деревянные мечети. Поскольку Пороховая слобода находилась в отдалении от остальной части города, то при ней стало формироваться свое кладбище. До Великой Отечественной войны это кладбище было чисто мусульманским погостом, однако на месте современной мечети «Рамазан» (ул. Окольная, 25-б) во время войны здесь был организован военный госпиталь и умершие военнослужащие, независимо от вероисповедания, стали хорониться на этом кладбище. Сегодня со стороны христианской части кладбища построен православный Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Постоянно на кладбище проводятся субботники. Имам мечети Султан хазрат Мура-динов изучает захоронения и ведёт поиск родственников тех, кто покоится на этом кладбище.

Такова общая картина исторического мусульманского некрополя Казани: часть кладбищ безвозвратно утеряны, часть из них сохранились в разной степени сохранности, одно из них (кладбище в Ново-татарской слободе) продолжает функционировать как действующее. Однако остается проблема мемориализации этих кладбищ. На примере кладбища «Бишбал-та» в Адмиралтейской слободе мы можем сразу сказать, что проблема Центром исламской культуры «Иман» была поднята впервые 10 лет назад. Практически в первые годы проблема сохранения кладбища не волновала ни МУП «Ритуал», ни администрацию города. Центр исламской культуры «Иман» в 2007 году предложил рядом с кладбищем построить небольшую мечеть, которая могла бы своим присутствием оберегать древний мусульманский некрополь, как в принципе происходит на кладбище Пороховой слободы и существовало на других кладбищах в XIX веке. Мусульманский храм действительно со временем был построен, однако не рядом с кладбищем, а вдалеке от него: речь идет о мечети «Бишбалта на улице Клары Цет-

кин, д.14 (строительство началось в 2013 году и в 2016 году практически завершено) и, по мнению городских властей, потребность в постройке мечети около древнего захоронения отпала. На самом деле актуальность сохраняется и последние события с попыткой захвата прибрежной полосы около кладбища являются тому ярким

17

примером . Рано или поздно игнорирование темы сохранения кладбища может привести только к потери исторического объекта, что не позволительно для города с богатой исторической традицией и претендующей на сохранение своих объектов под покровительством ЮНЕСКО.

Центр исламской культуры «Иман» г. Казани уже не раз поднимал эту проблему на своих научных мероприятиях18 и предлагает создать мемориальный исторический комплекс на территории мусульманского кладбища Адмиралтейской слободы города Казани и прилегающей территории. Нами были разработаны планы финансирования и реконструкции объекта национального наследия. Необходимо также в ближайшее время принять ряд мер поддержки проекта со стороны государства для сохранения и консервации исторического кладбища и дальнейшего его изучения.

Добавим, что Центр исламской культуры «Иман» разработал проект туристического маршрута по Казани, который подразумевает посещение мечетей и мусульманских кладбищ города.

17 Шамилин А., Григорьев А. Поселились на святое: Швецовы облюбовали место между Волгой и кладбищем // "Idel. Реалии", 25 октября 2016 года. URL: http://www.idelreal.Org/a/28074213.html (Режим доступа свободный)

18 XXIV съезд Центра исламской культуры «Иман» г. Казани: круглый стол «Мемориализация исторической памяти о прошлом у мусульман Татарстана» // «Мусульманский мир». - 2014. - №4. - С.152-155

Источники и литература:

1. Афанасьев В. 1552-1902 гг. К 300-летию покорения Казани. Подлинная о Казанском походе запись Царственной Книги 1552 г. и сказание князя Курбского о покорении Казани. - М., 1902

2. «Беседы об Архиерейской даче»: историки ждут мусульманско-православного диалога о резиденции булгарских князей // «Реальное время», 29 июля 2016 года. URL: http://realnoevremya.ru/articles/38237 (Режим доступ свободный)

3. Бурханов А. Резиденция ханов // «Элита Татарстана». - 2005. - июль. - С.82-83

4. История Татарской АССР / АН СССР, Казанский филиал, Институт языка, литературы и истории; Редкол.: Н. И. Воробьев; М. Х. Гайнуллин; Х. Г. Гимади (отв. ред.); И. М. Климов; Е. И. Устюжанин. Т.1: (С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции). - Казань: Таткнигоиздат, 1955. - 550 с.

5. Катанов Н.Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейших времен до наших дней // «Известия Общества археологии, истории и этнографии». - 1894. -Т. XII, вып. 2. - С. 109-142

6. Курбский А.М. История о великом князе Московском. - М.: Изд-во УРАО, 2001

7. Мавзолеи Казанского Кремля: (Опыт историко-антропологического анализа). -Казань: Институт истории АН РТ, 1997. -158 с.

8. Мустакимов И.А. К истории топонима «Бишбалта» // Средневековая археология евразийских степей. Материалы учредительного съезда Международного конгресса. Т.Н. - Казань: Институт истории АН РТ, 2007.

9. Погром на Ново-Татарском кладбище в Казани: бессмысленный и беспощадный // "Вечерняя Казань", 8 сентября 2016 года. URL: http://www.evening-kazan. ru/articles/pogrom -na-novo-tatarskom-kladbishche-v-kazani -bessmyslennyy-i -besposhchadnyy.html (Режим доступ свободный)

10. Полное собрание русских летописей. Т.19. История о Казанском царстве (Казанский летописец) / Предисл. Л.А.Дубровина. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 529 с.

11. Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. Исторические мечети Казани. - Казань: Татарское книжное издательство, 2005. - 191 с.

12. Султанов р. Забулачная Казань эпохи ханства // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Материалы научного семинара «Казанское ханство: актуальные проблемы исследования», 5 февраля 2002 г. - Казань: Изд-во «Фэн», 2002. - С.207-214

13. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. - М.: Инсан, 1991. - 318 с.

14. Шамилин А., Григорьев А. Поселились на святое: Швецовы облюбовали место между Волгой и кладбищем // "Idel. Реалии", 25 октября 2016 года. URL: http://www.idelreal.org/a/28074213.html (Режим доступа свободный)

15. XXIV съезд Центра исламской культуры «Иман» г. Казани: круглый стол «Ме-мориализация исторической памяти о прошлом у мусульман Татарстана» // «Мусульманский мир». - 2014. - №4. - С.152-155

Nail Garipov

MUSLIM CEMETERY IN KAZAN: PROBLEMS OF PRESERVATION AND RECONSTRUCTION

Summary: In the article considered Muslim cemetery preserved Kazan and shows the experience of the Islamic Cultural Center "Iman" attempts to reconstruct the town cemetery.

Keywords: Kazan Necropolis, Muslim cemetery, gravestones, epitaph

Sources and Literature:

1. Afanasiev V. 1552-1902. The 300th anniversary of the conquest of Kazan. Genuine on the Kazan campaign regal record books in 1552, and the legend of Prince Kurbsky of the conquest of Kazan. - Moscow, 1902 (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. "Conversations about Bishop's cottage": historians are waiting for Muslim-Orthodox dialogue on the residence of the Bulgarian princes // "Real'noe vremya", July 29, 2016. URL: http://realnoevremya.ru/articles/38237 (Free access) (in Russian)

3. Burhanov A. Residence of Khans // "Elita Tatarstana". - 2005 - July. - P.82-83

4. History of the Tatar ASSR / USSR Academy of Sciences, Kazan Branch, Institute of Language, Literature and History; The Editorial .: N.I. Vorobiev; M.H. Gainullin; H.G. Gimadi (Ed..); I.M. Klimov; E.I. Ustyuzhanin. Volume 1: (From ancient times to the Great October Socialist Revolution). - Kazan: Tatknigoizdat, 1955. -550 p. (in Russian)

5. Katanov N.F. About funeral rites among the Turkic tribes from ancient times to the present day // " Izvestiya Obcshestva arheologii, istorii i etnografif. - 1894. - T. XII, Vol. 2. - P. 109-142 (in Russian)

6. Kurbskiy A.M. The history of the Grand Duke of Moscow. - Moscow, 2001 (in Russian)

7. Mausoleums of the Kazan Kremlin (Experience the historical and anthropological analysis). - Kazan: Institute of History,

Academy of Sciences of Republic of Tatarstan, 1997. - 158 p. (in Russian)

8. Mustakimov I.A. On the history of the place name "Bishbalta" // Medieval archeology of the Eurasian steppes. The materials of the constituent congress of the International Congress. T.II. - Kazan: Institute of History, Academy of Sciences of Republic of Tatarstan, 2007 (in Russian)

9. Pogrom at Novo-Tatar cemetery in Kazan: senseless and merciless // "Vechernyaya Kazan", September 8, 2016. URL: http://www.evening-

kazan.ru/articles/pogrom -na-novo-tatarskom-kladbishche-v-kazani-bessmyslennyy-i-besposhchadnyy.html (Free access) (in Russian)

10. Complete Collection of Russian Chronicles. T.19. The history of the kingdom of Kazan (Kazan chronicler) / Preface by L.A. Dubrovina. - Moscow: Russian Language Culture, 2000. - 529 p. (in Russian)

11. Salikhov RR, Khairutdinov R.R. Historical Kazan mosque. - Kazan: Tatar Book Publishing House, 2005. - 191 p. (in Russian)

12. Sultanov R. Zabulachnaya Kazan in Khanate era // Kazan Khanate: current research problems. Papers of scientific seminar "Kazan Khanate: current research problems", February 5, 2002 - Kazan: Publishing House "Fen", 2002. - P.207-214 (in Russian)

13. KhudyakovM.G. Essays on the History of the Kazan Khanate. - Moscow: Insan, 1991. -318 p.

14. Shamilin A. Grigoriev A. Settled on the sacred: Shvezov chosen place between the Volga and the cemetery // "Idel.Realii", October 25, 2016. URL:

http://www.idelreal.org/a/28074213.html (Free Access) (in Russian)

15. XXIV Congress of the Kazan Islamic Cultural Center "Iman": a round table "The Memorialization of Historical memory about the past of Muslims of Tatarstan" // "Musul-manskiy mir" - 2014. - №4. - P.152-155 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.