ОТ ОПЕРАЦИОННОГО БЛОКА КАФЕДРЫ ДО СОВРЕМЕННОЙ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
FROM THE OPERATING UNIT OF THE DEPARTMENT TO A MODERN SURGICAL LABORATORY: THE RELEVANCE OF THE INTEGRATION OF MEDICAL EDUCATION AND SCIENCE
Мухаммад Давид Зияуддин Наимзада Липатов Вячеслав Александрович
доктор медицинских наук Денисов Артём Александрович
Курский государственный медицинский университет
I Muhammad David Ziyauddin Naimzada Lipatov Vyacheslav Alexandrovich
Doctor of Medical Sciences Denisov Artyom Alexandrovich
Kursk State Medical University
E-mail: drli@yandex.ru
Резюме
В статье рассматривается опыт реорганизации научного блока кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии. Авторы рассматривают основные образовательные тренды, актуальность и возможные варианты организации и стратегии развития научных подразделений в университете, их интеграции с образовательным процессом.
Ключевые слова: экспериментальная хирургия, образование, наука
Summary
Authors study reorganization process of Operative surgery and topographical anatomy department. Modern trends in education are analyzed, and possible ways to strategize and integrate scientific departments and educational programs are inspected.
Key words: experimental surgery, education, science
Библиографическая ссылка на статью
Наимзада М.Д.З., Липатов В.А., Денисов А.А. От операционного блока кафедры до современной хирургической лаборатории: актуальность интеграции медицинского образования и науки // Innova. - 2020. - № 3
(20). - С. 48-50.
DOI: 10.21626/innova/2020.3/09
References to the article
Naimzada M.D.Z., Lipatov V.A., Denisov A.A. From the operating unit of the department to a modern surgical laboratory: the relevance of the integration of medical education and science// Innova. - 2020. - № 3 (20). - P.
48-50.
Проведение научных исследований является одной из основных сфер деятельности профессорско-преподавательского состава учреждений высшего медицинского образования.
Международные и отечественные рейтинги высоко оценивают вузы, эффективно мотивирующие и организующие научные исследования сотрудников.
Помимо важности научных, в том числе
фундаментальных исследований в качестве ключевого драйвера экономического развития страны, определяется необходимость вузовской науки и для высшего образования. Помимо прямой выгоды, связанной с получением внешнего финансирования, наличия новостных поводов, связанных с научной деятельностью (проведение конференций, демонстрация новых опытных образцов на выставках и в СМИ), развитая научная инфраструктура и высокий уровень вовлечения обучающихся привлекает внимание будущих абитуриентов и их родителей, что положительно отражается на имидже университета и в целом улучшает кадровое
Важнейшим фактором успешной работы научных коллективов является надлежащее структурное и административное проектирование институтов и лабораторий. На базе Курского государственного медицинского университета комплексирование собственных аппаратных и кадровых ресурсов, их реновация, закончившаяся в 2017 году торжественным открытием ряда научно-исследовательских лабораторий, позволила наладить более тесное и эффективное сотрудничество между сотрудниками институтов. Данный подход не является оригинальным, а вполне традиционным: эффективность подобных проектных решений, объединяющих
исследователей разных профилей «под одной крышей», подтверждается успехом большинства ведущих научных школ. Использование одного здания для организации научно-исследовательского центра с экспериментально-биологической клиникой также позволило значительно ускорить, упростить и удешевить обустройство современных инфраструктурных и технических системам.
Частным случаем описанного решения является реорганизация операционного блока кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Курского
государственного медицинского университета.
сформированной в 2017 году лаборатории экспериментальной хирургии и онкологии является разработка и экспериментальная апробация новых методик диагностики, лечения и профилактики хирургических и онкологических заболеваний, в частности доклинические исследования эффективности и безопасности нового оборудования, инструментальных и лабораторных диагностических тестов, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Для проведения острых и хронических
хирургических экспериментов используются лабораторные животные, клеточные культуры. Почти все оборудование в лаборатории - новое.
Ранее использующаяся в качестве научной базы кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии им А.Д. Мясникова, где имелись операционный блок и лаборатория, оставила за собой научное руководство большей частью выполняемых работ. По сути, научная часть кафедры теперь выведена в отдельное подразделение, что позволяет, с одной стороны, эффективнее использовать помещения кафедры с учебными целями, а с другой, вывести качество научной работы на новый уровень. Вместе с новым оборудованием стали доступны современные методы исследований:
высококачественные рентгенографические
изображения, оптическая микроскопия, люминисцентная микроскопия, культивирование клеток и тканей. Существенная часть нового парка лабораторного оборудования -отечественного производства [5, 6].
Важная роль научных подразделений в образовательном процессе, возможность обучающихся проводить больше времени в научных подразделениях, образовательная и академическая мобильность подразумевается в рамках болонской системы, но не обозначена явно в программах специалитета, все еще распространенных на постсоветском пространстве. Другой стороной проблемы является распространенная политики «закрытых дверей» институтов, оправдываемая
сложностью, хрупкостью оборудования, высокой стоимостью расходных материалов, риском контаминации. Однако подобные политики делают невозможным внутренний рекрутинг будущих исследователей, тем самым негативно влияя на имидж университета. Привлечение обучающихся медицинских вузов к научной работе невозможно только в рамках учебной программы - возможность выбирать собственную траекторию развития
исключительно важна для молодых исследователей. Проводимый ранее в формате неформальных встреч «рекрутиг» в активные
научные направления с 2016 года проводится во
-
исследовательская лаборатория: итоги и перспективы», где студенты представляют свои работы сокурсникам. Подобные мероприятия однозначно позиционируют научные базы вуза как открытые и доступные платформы для реализации новых идей, в том числе с участием
В лаборатории также имеется и учебный
сектор: 3 симулятора эндоскопических операций производства России и Нидерландов помогут молодым специалистам получать необходимые базовые навыки в комфортных условиях вне клинических отделений, а операционный микроскоп - освоить навыки микрохирургии. Операционная позволяет предоставлять исследователям возможность использования множества хирургических моделей заболеваний, в том числе с использованием эндоскопического
Лабораторию возглавляет профессор Вячеслав Александрович Липатов, доктор медицинских наук, автор более 450 публикаций и 21 изобретения. Ранее он руководил научными исследованиями на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии им. А.Д. Мясникова. У руководителя лаборатории имеется и опыт в привлечении средств на проведение научных исследований: налажено сотрудничество с отечественными
производителями медицинских средств. Планируется продолжить работу с молодыми кадрами. Опыт подобной работы в предыдущие годы показывает, что молодые, заинтересованные в научной работе студенты и аспиранты, способны добиваться побед в конкурсах инновационных проектов, таких как конкурс «У.М.Н.И.К.», в областном конкурсе «Инновация и изобретение года», конкурсах в рамках Среднерусского экономического форума.
Важность привлечения новых кадров подтверждается и практикой ведущих научных школ. В определенном смысле ключевым для отрасли управления наукой стало представленное в 2011 году исследование лучших практик управления лабораториями, в котором предлагаются 5 коррелирующих с успехом лаборатории практик. К категории успешных лабораторий исследователи отнесли те, которые на протяжении последних десяти лет представляли наибольшее количество публикаций в ведущих научных журналах мира.
Наибольшей степенью корреляции с общим успехом лаборатории считается политика активного и эффективного управления талантами (talent management). Управление талантами - введенный в 1998 году термин, означающий совокупность инструментов управления персоналом, которые дают возможность организации привлекать, эффективно использовать и удерживать сотрудников, которые вносят существенный вклад в развитие организации [2]. Также развитие и привлечение человеческого капитала, согласно опросу, представленному в
исследовании, является параметром с наиболее возможным потенциалом к улучшению, что делает управление талантами мощнейшим рычагом для повышения продуктивности работы исследовательских организаций. Любопытно, что понятная и прозрачная стратегия хоть и является вторым по значимости аспектом в управлении лабораторией, предлагает наименьшие возможности для дальнейшего роста [1].
По сути, простая передача знаний и компетенций обучающимся в рамках образовательной деятельности кафедры, хотя и является главной ее функцией, не ограничивает руководство в принятии решений о стратегии развития научного и образовательного блока учреждений при условии своевременной и достаточной интеграции исследовательских и образовательных подразделений, особенно в свете акцентирования нормативов и стандартов образования на получение исследовательских навыков обучающимся. Реализация практико-ориентированных видов обучения в исследовательских лабораториях позволяет студентам овладеть навыками аналитического и критического мышления путем получения фактических данных и их анализа, что особенно важно для обучения специалиста любого, а не только хирургического профиля.
Литература
1. Aghina W., Jong M. De, Simon D. How the best labs manage talent The highest-performing labs use the best talent-management practices. That's no coincidence.
2. Watkins D. An Application Framework for Talent Management That Acts as a Central Feedback Center for all Organizational Functions // IT Tool.[en]. 1998.
3. Бежин А.И. и др. Традиционная иерархия изучаемых дисциплин и академическая успеваемость студентов (итоги критического самоанализа) // Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда. - 2019. -С. 58-63.
4. Драговоз И.С., Северинов Д.А.,
-
хирургических технологий в эксперименте // Молодежная наука и современность. - 2020. -С. 283-285.
5. Лазаренко В.А. и др. Роль комплексной поддержки молодых ученых и специалистов в развитии современного университета // Aima mater (Вестник высшей школы). - 2020. - №. 1. - С. 31-38.
6. Лазаренко В.А., Липатов В.А.,
-
ной хирургии и онкологии НИИ ЭМ Курского государственного медицинского университета //
Эксперимент в хирургии и онкологии. - 2020. - С. 10-12.