Научная статья на тему 'От национального романтизма к технической рациональности: элиэль Готтлиб Сааринен (1873-1950) (часть 2)'

От национального романтизма к технической рациональности: элиэль Готтлиб Сааринен (1873-1950) (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
461
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕНБРУК / АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ / ДОМ ЭЛИЭЛЯ СААРИНЕНА В КРЕНБРУ‑ КЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ КРЕНБРУКА / ИНСТИТУТ НАУКИ В КРЕНБРУКЕ / ФОНТАН «ОРФЕЙ» / ДЖОРДЖ БУТ / КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ КЛЕЙНХАНС В БУФФАЛО / ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В МИННЕА‑ ПОЛИСЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Быстрова Татьяна Юрьевна

Вторая часть статьи, представляющей собой реконструкцию творческой биографии финского архитектора Э. Сааринена, посвящена характеристике его проектов, выпол‑ ненных в США. Интерес к работам Элиэля Сааринена формировался в Америке во вто‑ рой половине 1970‑х годов, параллельно со становлением архитектуры постмодерниз‑ ма, и неуклонно растет по сей день, что указывает на неоднозначность встречающейся оценки рациональной архитектуры как устаревшей и утратившей актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От национального романтизма к технической рациональности: элиэль Готтлиб Сааринен (1873-1950) (часть 2)»

УДК 72.01 БЫСТРОВА Т. Ю.

От национального романтизма к технической рациональности: Элиэль Готтлиб Сааринен (1873-1950)

(Часть 2)

Вторая часть статьи, представляющей собой реконструкцию творческой биографии финского архитектора Э. Сааринена, посвящена характеристике его проектов, выполненных в США. Интерес к работам Элиэля Сааринена формировался в Америке во второй половине 1970-х годов, параллельно со становлением архитектуры постмодернизма, и неуклонно растет по сей день, что указывает на неоднозначность встречающейся оценки рациональной архитектуры как устаревшей и утратившей актуальность.

Ключевые слова: Кренбрук, академия искусств, дом Элиэля Сааринена в Кренбру-ке, художественный музей Кренбрука, институт науки в Кренбруке, фонтан «Орфей», Джордж Бут, концертный зал Клейнханс в Буффало, Лютеранская церковь в Миннеаполисе.

BYSTROVA T. Y.

FROM THE NATIONAL TO ROMANTICISM TECHNICAL RATIONALITY: ELEAL GOTTLIEB SAARINEN (PART II)

The second part is a reconstruction of the biography of the Finnish architect E. Saarinen (1873—1950), and devoted to a description of its projects executed in the United States. Interest in the work Eleal Saarinen was formed in America in the second half of1970. In parallel with the development of postmodern architecture, and has been steadily increasing to this day. This points to the ambiguity encountered a rational assessment of architecture as obsolete and redundant.

Keywords: Cranbrook, Academy of Art, home to the Cranbrook Elilya Saarinen, Cranbrook Art Museum, Cranbrook Institute of Science in, Orpheus Fountain, George Booth, a concert hall Kleynhans at Buffalo, the Lutheran Church in Minneapolis.

Быстрова

Татьяна

Юрьевна

доктор философских наук, профессор УрФУ, Заслуженный работник высшей школы РФ

e-mail: taby27@yandex.ru

Продолжая рассказ о генезисе архитектуры Элиэля Сааринена, можно сказать, что его движение от национального романтизма в сторону «новой» (модернистской) архитектуры обусловлено как внешними, так и внутренними причинами.

К внутренним причинам можно отнести кризис национально-романтического подхода, проявившийся в финских и эстонских постройках 1910-х гг., проанализированных в первой части данной работы. Суть этого кризиса архитектурного формообразования в творчестве Э. Сааринена коротко можно описать как подмену культурно-национальных мотивов («Калевала») — государственными (ратуша в Иоэнсуу). К тому же время не стояло не месте, поиски национальной идентичности, актуальные во второй половине XIX в., в новом столетии сменялись осмыслением современных процессов — интернационализации, технизации, а потом и вовсе были прерваны Первой мировой войной. Изящный синтез ев-

ропейского классического и этнического начал, достигнутый в архитектуре молодым Саариненом и его коллегами, утрачивал свое значение, потому что не выглядел подлинным (см. Ратуша в Йоэнсуу, 1914).

Другой внутренней причиной, возможно, были амбициозные устремления Сааринена, с определенного момента не желавшего оставаться только финским, даже только европейским архитектором. Как часть России, Финляндия переживала революционные времена, и крупных заказов здесь не случалось. К тому же к переезду подталкивали родные — сын Ээро учился в Штатах, дочь Пипсен вышла замуж за американского архитектора. Ээро стажировался в Финляндии, но не был востребован там. События покажут, что в американском Кренбруке, столь же камерном, как привычное финское окружение, Элиэ-лю Сааринену удалось вписать себя в мировой архитектурный процесс, создать своеобразную «столицу» архитектурной мысли.

Наконец, как всякий опытный архитектор, Сааринен прислушивался к тенденциям в миро-

© Быстрова Т. Ю., 2012

35

Иллюстрация 1. Здание компании Pacific Telephone. Сан-Франциско, США. Архитекторы: Miller & Pflueger. 1925 г Спроектировано под влиянием неосуществленного проекта небоскреба Tribune Tower Элиэля Сааринена. URL: http://friendsofsdarch.photoshelter.com/

вой архитектуре, стремительно движущейся в сторону функционализма. Помимо прочего, этот подход давал возможность на новом витке проектировать целостную среду обитания, от градостроительства до единичных предметов, как это изначально любили делать и Сааринен, и другие представители европейского модерна, воспитанные на образцах классической архитектуры.

Решившись на переезд, к 1932 г. Элиэль Сааринен становится руководителем художественной академии в Кренбруке, что позволяет делиться опытом, растить учеников и формировать школу. Даже если эта деятельность не подразумевалась как повод для смены местожительства, она оказалась насущна и продуктивна для Сааринена на новом этапе творческого развития.

Внешние причины до какой-то степени являются «обратной стороной» уже названных процессов.

Первая мировая война превратила США в сверхдержаву со стремительно растущим капиталом. Здесь были заказы. И заказчики, не страдающие ретроспективными желаниями (этот тип хорошо виден в американской литературе от Т. Драйзера до Ф. С. Фицджеральда). Вместе с тем здесь имеют решающий вес прагматические установки — оценка чего бы то ни было, от экономики до феноменов культуры, с позиций практической пользы и эффективности, а также религиозные взгляды протестантско-

го толка. То и другое требует по отношению к архитектуре быстроты исполнения, визуальной ясности форм, простоты в качестве эстетической доминанты. И позволяет уйти от историзма (я никак не оцениваю этот факт, но подчеркиваю его, понимая, насколько спасительным оказывается арсенал выразительных средств архитектуры разных эпох в случае запроса на масштабную, яркую и массовую архитектуру. И насколько новаторским должно быть мышление творца, ищущего в подобное время собственные пути).

Преклонение перед техникой, возникающее в ходе промышленного роста, осмысляется в 1920-е гг. гуманитариями разных стран. Можно предположить, что воспитание и менталитет Сааринена, даже если он и не включался в дискуссии, тоже отвергали техницизм как единственный вариант бытия. Однако эстетика техники — эстетика прямого угла, динамичных линий, лаконичных конструкций — еще не апробирована им. Первая попытка — конкурсный проект небоскреба в Чикаго, о которой уже упоминалось.

(Заметим в скобках, что его проект, остросовременный и вместе с тем насыщенный архитектурными реминисценциями, произвел гораздо более сильное впечатление на архитектурную общественность и считался неформальным победителем, оказавшим большое влияние на архитектуру небоскребов) (Иллюстрация 1).

Формирующаяся в 1920-е гг. на волне преодоления военных трудностей элитарная эстетика ар-нуво вряд ли вызывала симпатии Сааринена, выросшего в достаточно демократичной среде. Программа модернистской (и шире — рационалистической, т. е. нацеленной на выражение идеи, назначения здания) архитектуры более приемлема для него, чем броский эстетизм «буржуазного» искусства или дизайна. Не стремясь реализовать концепцию ар-нуво, но учитывая ее тенденции и вкусы заказчиков, Сааринен вводит отдельные мотивы в постройки конца 1920-х — начала 1930-х гг.

В качестве сопровождающих факторов архитектурного творчества Э. Сааринена необходимо назвать:

• стремление Сааринена к синтезу архитектуры и искусства, точнее, архитектурных и художественных выразительных средств для создания целостной гармоничной среды. Это стремление наглядно проявляется в «косвенных» проектах типа дизайна финских

банкнот (1909 и 1919 гг.), мебели, ландшафта и т. п.;

• опыт изучения истории родной страны, облегчающий вхождение в другую культуру; наличие того, что сегодня называют диалогическим мышлением, — умения понять другого, вчувствоваться в него, не теряя собственной позиции, собственного видения;

• отсутствие как страха, так и преклонения перед техникой нового века;

• четкая социальная, социальноориентированная позиция Сааринена не только как архитектора, но и как человека. К примеру, в 1920-е гг., еще до отъезда в США, ему предлагали пост профессора в нескольких немецких университетах, но он отклонил все эти предложения;

• климатогеографическое сходство стартовых условий Кренбрука, где началась архитектурная деятельность Элиэля Сааринена в США, с его родной страной.

Надо сказать, что при переезде в США Э. Сааринен оказался перед выбором. Со времени работы над градостроительным планом Хельсинки он активно продолжал деятельность в этом направлении, особенно в конкурсных и консультативных проектах. В качестве консультанта он участвовал при составлении планов Таллинна и Будапешта, выиграл конкурс на нереализованный план Большого Таллинна, занял второе место в конкурсе на генеральный план Канберры, участвовал в конкурсе на проект генерального плана Каира. Вскоре после приезда в США он опубликовал, скорее всего, по собственной инициативе, подробный план развития прибрежной полосы озера в районе Чикаго (1923). Однако жизнь распорядилась несколько иначе. Главным делом Элиэля Сааринена с середины 1920-х гг. стал Кренбрук — образовательный комплекс в штате Мичиган.

Кренбрук(1925-1950)

«Несмотря на свои небольшие размеры — или благодаря им, Кренбрук очевидно повлиял на искусство, дизайн и архитектуру во всем мире» (Рой Слейд [1]).

Прежде чем рассмотреть подробнее объекты Кренбрука (Иллюстрация 2), созданные Э. Саариненом, необходимо дать немного общей информации об этом примечательном месте, известном отнюдь не только тем, что здесь учился в школе Митт Ромни. Это одно из двух учебных заведений США, имеющих статус

Иллюстрация 2. Кренбрук. Общий вид. URL: http://ises-inc.net/schools.php7section id=5&school_id=15

Национального исторического памятника (masterwork). Сегодня здесь происходит обучение на всех ступенях, от подготовительной до магистерской и аспирантской.

Критик В. фон Эккардт писал в 1978 г.: «...Кренбрук, его наиболее известные выпускники... имели решающее влияние на вид Америки XX века»

[1].

После получения второй премии на международном конкурсе проекта башни Chicago Tribun, Сааринен переехал в США и стал приглашенным профессором в университете штата Мичиган в Энн-Арборе. Одним из его учеников был Генри Бут, сын основателя Кренбрука. В 1925 г. издатель Джордж Бут, вдохновленный идеями движения искусств и ремесел в Европе, предложил Элиэлю Сааринену создать образовательный центр в Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган, подобный немецкому Баухаузу. Занимавшийся созданием школы с 1904 г. вместе со своей женой Дж. Бут считал, что подобное учреждение будет способствовать интеграции декоративно-прикладного искусства в продукты архитектуры и дизайна, позволит преодолеть безвкусицу массового производства, позволит людям совершенствоваться эстетически и нравственно. По сути, эта позиция связана с эстетизацией повседневности, придания непреходящего значения любому предмету в окружении человека. Сааринен и другие представители модернизма были пионерами в открытии и формировании этого концепта, получившего огромную популярность в современной культуре.

Дж. Бут видел роль Сааринена и как проектировщика, и как преподавателя школы. В следующем году Сааринен начал преподавать в академии искусств Кренбрука. Позже, в 1932 г., он стал президентом этой академии и руководителем программы по архитектуре. Студенты Кренбрука буквально с первых лет начали активно участвовать в международных конкурсах, что принесло ему известность. За два с половиной десятилетия Кренбрук стал национально признанной школой дизайна и архитектуры (а сегодня он признан и в качестве национально значимого памятника архитектуры).

В преподавательской деятельности, как ранее в Виттреске, Сааринен делал ставку на создание команды единомышленников, привлекая к сотрудничеству ярких известных специалистов и выпускников школы — Карла Миллеса, создавшего скульптуры в Кренбруке, Чарльза и Рея Эймсов, Майю Гротелл, которую называют

«матерью американской керамики», Марианн Штренгелл, скульптора Гарри Бертойя из Италии, художника Золтана Зепеша из Венгрии, Гарри Вис, Эдмунда Бэкона. Работы многих из них стали частью образовательной среды Кренбрука, другие находятся в музее. Первым руководителем отделения ткачества была жена Элиэля — Лоха (Loja) Сааринен. Из Кренбрука вышли многие выдающиеся мастера — Чарльз Имз, Ээро Сааринен, Флоренс Кнолл, Джек Ленон Ларсен.

О том, что это именно «среда», свидетельствуют слова критика, отмечающего, что место имеет атмосферу и полно сюрпризов, изобилует красивыми элементами — коваными металлическими конструкциями, красивыми фонарями и скамейками, специально разработанными коврами и гобеленами, мебелью и светильниками. Он называет Кренбрук, большинство зданий которого построены между 1925 и 1932 гг., «единой визуальной симфонией» [1].

Следует признать, что позиция заказчика, Дж. Бута, сыграла существенную роль в формировании Кренбрука именно как завершенного архитектурно-ландшафтного комплекса, продолжающего развиваться и в наши дни, почти столетие спустя. Отношения между Бутом и Саариненом были многоплановыми и развивались постепенно. После путешествия в Европу в 1922 г. находящийся под впечатлением от Американской академии в Риме Дж. Бут предложил

Сааринену работу в Архитектурном бюро Кренбрука (1925), дал заказ на проектирование кренбрукской школы Бруксайд для мальчиков. Убедившись, что он может успешно работать с финским архитектором, Бут предложил Сааринену прийти в Кренбрук в качестве руководителя. В 1927 г. был создан Фонд Кренбрука (Cranbrook Foundation), выступавший заказчиком остальных зданий. Темпы строительства и стилистика решений убеждают в том, что это была правильная экономическая политика: Кренбрук выглядит не знающим великой депрессии, исполненным добросовестно вплоть до мельчайших деталей. В 1929 г. началось проектирование школы Кингсвуда для девочек, в 1930-м — института науки... В 1933 г. временно была закрыта студия ремесел, но к концу десятилетия состояние экономики уже позволило открыть в академии новые здания музея и библиотеки. Приглашение к сотрудничеству родных и друзей Сааринена не носило протекционистского характера и происходило с согласия Дж. Бута.

Установки Сааринена как педагога и руководителя весьма прогрессивны и тоже способствуют формированию уникального образовательного центра, каковым является Кренбрук. Ему важны обмен идеями, сотрудничество с талантливыми людьми, взаимодействие учебных дисциплин — отсюда тема «академии». Он уделяет большое внимание отношениям между учителями и учениками,

Иллюстрация 3. Дом Сааринена в Крен-бруке. Фасад. 1925 г. Арх. Элиэль Сааринен. 1Ж1_: Иир://\тт^.сгапЬгоокаг1

ес^/Радез/Ас^ззюпвОШ.Мт!

Иллюстрация 5. Дом Сааринена в Кренбруке. Фасад. 1925 г. Арх. Элиэль Сааринен.1Ж1_: http://friendsofsdarch.

photoshelter.com/

противопоставляя учебный процесс обезличенному образовательному потоку (как это происходит в современной высшей школе, якобы следующей американским стандартам). Ценностями академии являются индивидуальность и свобода, «...которая способствовала художественным, культурным, интеллектуальным

Иллюстрация 4. Дом Сааринена в Кренбруке. Входная дверь. 1925 г Арх. Элиэль Сааринен. URL: http://

friendsofsdarch.photoshelter.com/

и духовным идеалам» [2] — при подчеркнутом чувстве сообщества. Эта, почти идеальная образовательная модель действительно восходит к платоновской академии, указывая исследователю на исторические переклички, значение которых не всегда оценивается в должной мере. Основатель школы Дж. Бут сказал на ее открытии: «Мы не хотели проживать свою жизнь, сосредоточившись лишь на погоне за богатством, не хотели полностью посвятить себя достижению банальной социальной удовлетворенности... Мы хотели увидеть, как наши мечты сбываются, пока мы изо всех сил стараемся заниматься созидательным трудом» [2].

Что касается ансамбля, спроектированного и реализованного Саариненом, то в него входят: личный дом архитектора, школа для мальчиков,

школа для девочек, академия искусства, художественная музея, институт естественных наук, библиотека. В настоящее время часть этих зданий дополнена современными постройками,

о которых сказано ниже. Для начала остановимся на проектах Э. Сааринена, задающих основной тон в ансамбле Кренбрука.

Дом архитектора. Кренбрук (1930)

Сегодня дом Сааринена в Кренбруке является музеем и признан национальным достоянием США (Иллюстрации 3-5). Создание дома и интерьера стало делом всех членов семьи — сын Ээро спроектировал мебель, ставшую чрезвычайно популярной во всем мире; жена Лоха занималась текстилем для оформления интерьера. Поскольку сегодня в доме находится музей, фотографирование в котором запрещено частным лицам, а на большинстве сайтов размещена фотография гостиной, приведем подробный иллюстративный ряд.

Первоначально архитектор строил этот дом для себя и своей семьи, позже в нем жили четыре следующих президента Академии, дом был подвергнут многократным переделкам, а в настоящее время реконструирован в его первоначальном виде. На посетителя — по крайней мере снаружи — дом производит впечатление «английского», что связано с использованием красного кирпича, малой этажностью, простотой планировки. Ассоциативный ряд усиливается топонимией — купив в 1904 г. заброшенный участок земли, супруги Бут назвали его Кренбруком в честь названия родины отца Бута в графстве Кент. Присмотревшись к деталям, можно заметить активное использование геометрического орнамента, в том числе на уровне

Иллюстрация 6. Дом Сааринена в Кренбруке. Внутренний двор. Арх. Элиэль Сааринен. иР1_: http://blog-elleryandirons. ^т^ОИ /09/15/summer-school/

Иллюстрация 7. Дом Сааринена в Кренбруке. Комната. Арх. Элиэль Сааринен. Фото: В. Alexander, Э. МПат. ия_: http://www.flickr. com/photos/17903031@N00/4847448364/sizes/l/in/photostream

кладки, удаляющего архитектурное решение Сааринена от «английских» корней. Если основными признаками т. н. английского стиля являются симметрия, комбинирование материалов и фактур, то здесь они отсутствуют. Единственной сближающей деталью является подчеркнутая вневременность, синтез старого и нового, к которому Сааринен приходил и на первом этапе творчества. Интерьеры подтверждают близость к ар-деко, не являющемуся в данном случае самоцелью, но способствующему созданию атмосферы сдержанной современности и динамики, правда, без остробуржуазного уклона, свойственного отдельным объектам ар-деко (Иллюстрации 8, 9).

Кирпичная кладка, выполненная под разным углом, образует плоский орнамент, к которому тяготело декоративно-прикладное искусство стиля модерн. Его не следует путать с имитацией орнамента рельефом из кирпича — приемом декорирования, использовавшимся десятилетием ранее в постройках неорусского стиля. В случае России накануне и во время Первой мировой войны речь шла об отказе от использования краски и восполнении выразительности рельефом, отсылающим к русскому деревянному зодчеству. Орнамент в архитектуре Сааринена способствует ритмической организации объекта в целом и отдельных его элементов, его продолжают оконные и дверные стекла, панели стен, элементы текстиля. Смена ритма, разница раппортов восполняют эмоциональную сухость геометрических мотивов. Уплощение, дематериализация создают эффект легкости и вместе с тем говорят о бесконечности пространства, созвучные открытиям в области физики и истории искусств, совершавшихся в это время. Вместе с тем у воспринимающего не «рябит в глазах» — все основные формы чисты и просты и компенсируют орнаментальное многообразие.

Снаружи и внутри дом имеет совершенно различную стилистику — при сохраняющемся уровне целесообразности форм и самобытности. Если экстерьер в большей степени связывает с историей, корнями, архетипами (Иллюстрация 6), то интерьер как бы опережает время, забегает вперед, предсказывая формообразование 1950-1990-х гг. (Иллюстрации 11, 12). Разные пространства, в свою очередь, не похожи друг на друга, будучи привязанными не столько к функции, сколько к смыслу комнаты, ее назначению для жизни конкретных людей, притом — ярких личностей.

Иллюстрация 8. Дом Сааринена в Крен-бруке. Столовая. 1925 г. Арх. Элиэль Сааринен. ия_: http://www.cranbrookart.

edu/museum/CAMvu4.html

Иллюстрация 10. Дом Сааринена в Кренбруке. Ванная. 1925 г. Арх. Эли-эль Сааринен. ия_: http://www.royslade. com/web/academyofart.html

Иллюстрация 12. Дом Сааринена в Кренбруке. Окно. 1925 г. Текстиль: Л. Сааринен. URL: http://www.flickr.com/photo s/joebehr/2489102819/sizes/o/in/photost ream/

При всем том дом Элиэля Сааринена представляет собой квинтэссенцию различных типов рационализма, от архаизированного, близкого спонтанной целесообразности сельского жилья, до сугубо модернистского, отождествляющего конструктивное решение с внешней выразительностью формы (Иллюстрации 1012). В нем господствует стремление к визуальной четкости и простоте, приводящее к изысканности, непов-

Иллюстрация 9. Дом Сааринена в Кренбруке. Гостиная. 1925 г. Арх. Элиэль Сааринен. URL: http://www.flickr.com/pho tos/joebehr/2489100585/sizes/o/in/photo stream/

Иллюстрация 11. Дом Сааринена в Кренбруке. Кухня. 1925 г. Арх. Элиэль Сааринен. URL: http://www.flickr.com/pho tos/joebehr/2489103087/sizes/o/in/photo stream/l

Иллюстрация 13. Дом Сааринена в Кренбруке. Двери. 1925 г. Арх. Элиэль Сааринен. URL: http://www.flickr.com/pho tos/joebehr/2489918812/sizes/o/in/photo stream/

торимости стиля. Одновременно дом содержит устремленность в будущее, в нем прочитываются ростки более поздних архитектурных и дизайнерских стилей — оп-арта, минимализ-

Иллюстрация 14. Школа в Кренбруке. Фрагмент декора фасада. Арх. Элиэль Сааринен. 1925-1930 гг. 1Ж1_: Иир://\ттм dipity.com/tickr/Flickr-eliel-saarinen/

Иллюстрация 15. Школа в Кренбруке. Двор. Арх. Элиэль Сааринен. Фото: Б. Каллахан. 1Ж1_: http://www.flickr.cOm/photos/shinsanbc/4091421608/sizes/l/in/photostream/

Иллюстрация 17. Художественный музей Кренбрука. 1942 г. Арх. Элиэль Сааринен. Фото: Дж. Хефнер. URL: http://www.architectmagazine.com/education-projects/cranbrook-art-museum-renovation-and-coiiections-a.aspx

Иллюстрация 16. Кренбрук. Школа Кинг-свуд. Современная постройка. URL: http:// www.iakefiato.com/projects/cranbrook-kingswood-schooi/

ма (к примеру, в ванной архитектор отказывается от кранов, чтобы не загромождать ее визуально). Этот рационалистический облик не монотонен, насыщен динамикой и оригинальными деталями, «пришедшими» из романтического периода. Он представляет собой зримый манифест образовательной среды, как видит ее Сааринен, и накладывает отпечаток на другие постройки Кренбрука.

Проекты Ээро Сааринена, более близкие к интернациональному стилю своими упрощенными кубическими объемами и ленточными окнами, не аутентичны Кренбруку, как бы оберегающему себя от любых однозначных решений.

В этом отношении показательно относительно недолгое (1978-1984) сотрудничество Кренбрука с Даниэлем Либескиндом, принятым на должность руководителя отделения архитектуры во времена, когда он еще не являлся звездой мировой величины. Новаторство Либескинда было необходимо для развития архитектурной школы Кренбрука и вместе с тем привело к конфликтной ситуации, закончившейся увольнением. Президент Кренбрука Рой Слейд,

который инициировал и приход, и увольнение Либескинда, говорит в основном о несоблюдении им учебной дисциплины и частых отлучках. Думаю, что речь может идти о глубоких концептуальных разногласиях, поскольку Либескинд очевидно далек от академического, классического в своих основаниях, подхода.

Хотя, всматриваясь в столь разнообразный снаружи и внутри дом Сааринена и проникаясь его буйным духом, можно предположить, что сам архитектор, явно имевший хорошее чувство юмора, согласился бы с постмодернистскими вкраплениями и даже подсказал, где их можно разместить, как это получилось с оформлением школы и парка в Кренбруке (Иллюстрация 14).

Строительство школы Cranbrook для мальчиков было завершено в 1928 г., школы Brookside

в Кренбруке — в 1929 г., школы Kingswood (для девочек) — в 1931 г.

[2]. Судя по фотографиям, они выполнены в схожей, но несколько менее индивидуализированной по сравнению с частным домом Сааринена манере. Здесь больше отсылок к национально-романтическим мотивам и «классике» англо-американских кампусов — приземистая основательность, высокие крыши, башня, колонны различных типов. Общая фактурно-цветовая сдержанность созвучна архитектуре европейских протестантских регионов — северной Германии, Швейцарии, Англии, что позволяет ранним объектам Кренбрука резонировать с более поздними и модернистскими — художественным музеем, институтом естественных наук, библиотекой (Иллюстрация 16).

Иллюстрация 20. Библиотека в Кренбруке. 1942 г. Арх. Элиэль Сааринен. Фото 1997 г URL: http://friendsofsdarch.photosheiter.com/image/l0000Vin96sCK3Ig

Художественный музей (1942)

Сегодня художественный музей Кренбрука (Иллюстрация 17) является одним из старейших в США собранием современного искусства, архитектуры и дизайна. В нем же хранятся лучшие работы студентов и преподавателей. Первоначально Дж. Бут выставил в музее свою, довольно эклектичную коллекцию артефактов, стремясь включить работу музея в образовательный процесс. Величественное строгое здание музея является композиционным центром Кренбрука. Здание симметрично, имеет два крыла, четкий план (залы, в которых хранятся полотна и артефакты, реконструированы в 2000-х гг. с учетом температурно-влажностных нормативов).

Институт науки (1930)

Институт науки (Иллюстрация 18) открыт в 1930 г., когда в новом здании разместили телескоп (хотя даты открытия указывают разные, от 1930 до 1937 г.). Кубический объем расположился на холмистом рельефе, который обыгрывается в проекте реконструкции музея, выполненном Стивеном Холлом, получившем за него в 2012 г. Золотую медаль Американского института архитекторов (AIA). Каменное здание золотистого оттенка выглядит достаточно нейтрально, как бы олицетворяя собой научную рациональность и интернациональный характер научного знания. Несмотря на модернистский вид, оно связано с контекстом и очень соответствует духу времени, превозносящего науку и все, что с ней связано. Подобно художественному музею, это тоже храм, храм знания и Просвещения, ценность которых безусловна для архитектора.

Библиотека в Кренбруке (1942)

Здание библиотеки — пожалуй, самое лаконичное, даже несколько замкнутое в своей рафинированной чистоте — несет на себе отпечаток военного времени и усиление интернациональности стиля (Иллюстра-

Иллюстрация 18. Институт науки. Фасад. 1930 г. Арх. Элиэль Сааринен. URL: http:// www.urbaneapts.com/blog/2009/09/l2/ stuff-to-do-cranbrook-institute-of-science

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ция 20). Возможно, это происходит под влиянием творчества сына — Ээро, разделявшего позиции модернизма. Это последняя постройка, спроектированная и реализованная Элиэлем Саариненом для Кренбру-ка.

Ландшафт

Рассказ об образовательном комплексе Кренбрука неполон без упоминания о фонтане, парке, скульптурах, являющихся неотъемлемой частью образовательного пространства и способствующих нарастанию ан-самблевости. Скульптуры «искупают» эмоциональную сдержанность отдельных зданий. Так, фонтан «Орфей» перед художественным музеем (Иллюстрация 21) создает атмосферу романтики и полета, а стилистически относит к европейскому модерну, что оправдывается тематикой юности, легкости, весны, надежд.

Помимо фонтанов и стел на фасадах зданий и решетках Кренбрука размещены мотивы удивительных существ. Парк не только украшен скульптурами, в последние годы за ним тщательно ухаживают ландшафтные дизайнеры.

В завершение рассказа о Кренбруке можно привести показательные слова Р. Слейда, называющего его «домом вдали от дома» [1]. Слейд признается, что в начале знакомства Кренбрук показался ему несколько «странным», выглядел как непонятная цитата из европейской, может быть, английской архитектуры. По прошествии времени это чувство сменилось горячей привязанностью и восторгом, которых он не скрывает в своих текстах.

В целом история Кренбрука — показательная история ответственного поколения отцов, радевших об образовании и будущем своих детей.

Иллюстрация 21. Кренбрук. Фонтан «Орфей». 1Ж_: http://paisleydiaries.blogspot.com

Дж. Бут, стремясь дать нормальное образование своим пятерым детям, живущим в глубинке, построил в 1922 г. школу, ставшую центром дизайна. К нему присоединился Элиэль Сааринен, чьи дети также занимают не последнее место в мировой плеяде архитекторов и дизайнеров.

Концертный зал Клейнханс, Буффало (1938)

Этот зал в Буффало считается лучшим американским концертным залом середины XX в., в том числе по своим акустическим данным. На первый взгляд, его формы по-прежнему просты, почти элементарны. Однако благодаря работе с водной гладью (заметим, что Бангалор или Пекинская опера еще не построены, Сааринен первенствует и здесь) здание обладает бесконечной изменчивостью, а некоторые его ракурсы воспринимаются, по словам очевидцев, «сюрреалистически» (Иллюстрации 22, 23). В 1989 г. здание признано национальным историческим памятником США.

«Если здание является честным, то это религиозная архитектура» (Элиэль Сааринен).

Последние проекты Элиэля Сааринена — это проекты двух протестантских церквей. Эстетика и семантика протестантской архитектуры разобраны в статье о Петере Цумторе, поэтому не буду повторяться, хотя параллели интересны. Если характеризовать предельно кратко, то именно протестантская рациональность позволяет добиться синтеза традиции и новаторства, отрешенности и личностной проникновенности, патетики и «безмятежности» [7], предельной духовной наполненности простых форм. Эти проекты представляют собой достойный итог полувекового творческого пути великого зодчего. Рассмотрим подробнее одну из церквей.

Лютеранская церковь в Миннеаполисе, штат Миннесота (1949)

Церковь расположена на углу улиц в жилом районе Миннеаполиса и при этом является одним из наибо-

лее титулованных объектов Сааринена (Иллюстрации 24, 25). Американский институт архитекторов внес ее в список 31 здания, которые изменили современную жизнь. В 2009 г. Министерство внутренних дел США присвоило Лютеранской церкви в Миннеаполисе, построенной по проекту Элиэля Сааринена, статус национального исторического памятника. Церковь входит и в Национальный реестр исторических мест [7], хотя поначалу она вызывала неоднозначную реакцию. Критики подчеркивают, что здание, оказывающее большое эмоциональное воздействие, вместе с тем имеет «очень человеческий масштаб». Здание реконструировано в 2008 г., отмеченном всплеском интереса к наследию финского архитектора.

Прежде чем обратиться к Сааринену, который сам был сыном лютеранского пастора, заказчики отказались от следования готическому стилю, стремясь к конструктивной простоте, распространенной в скандинавской церковной архитектуре. Газета 2002 г. рассказывает о процессе заказа следующим образом: «В конце Второй мировой войны Лютеранская церковь Христа нуждалась в новом здании. План был смелым: предложить всемирно известному архитектору Элиэлю Сааринену разработать современную структуру...» Члены комитета, архитекторы, сказали пастору А. Нейбахе-ру: «Вы никогда не сможете убедить его проектировать. А если сможете, но никогда не сможете позволить его себе (нанять. — Т. Б.) [6]. Тем не менее все получилось: «Можно сказать, Сааринену выкрутили руки».

Сааринен спроектировал очень современное, лишенное какого бы то ни было декора здание длиной около 40 м с гладкими стенами и плоской крышей. Одноэтажные приделы расширяют нижнюю часть помещения.

Иллюстрация 22. Концертный зал Клейнханс. 1938 г. Арх. Эли-эль Сааринен. URL: http://giasspiigrim.biogspot.com/2011/08/ kieinhans-music-haii.htm!

Иллюстрация 23. Концертный зал Клейнханс. Буффало. 1938 г Арх. Элиэль Сааринен. ия_: http://glasspilgrim.blogspot.com/2011/ 08/kleinhans-music-hall.html

Иллюстрация 25. Лютеранская церковь. Интерьер. Миннеаполис, Миннесота, США. 1949 г. Арх. Элиэль Сааринен. Фото: П. Зигер. иР1_: http://www.flickr.com/photos/peterjsi eger/2532546944/sizes/o/in/photostream/

В основной части здания кладка кирпича, идущего вокруг стального каркаса, образует вертикальные волны, напоминающие водную рябь. Здание отделано доломитом.

Главный — восточный — фасад обрамлен выступающими кирпичными стенами и состоит из квадратных каменных панелей, в которых комбинируются квадратные и прямоугольные куски камня. Большое окно, расположенное в правом нижнем углу, выполнено из текстури-рованного стекла и предназначено для освещения небольшой часовни. Алтарную часть образует изогнутая задняя стена церкви.

Аскетичная колокольня уже не напоминает «финские» башни Сааринена, с которыми перекликается Кренбрук, ведь протестантская конфессия в современном мире как бы не знает национальных границ.

Архитектор уделил большое внимание акустике здания, которое в этом аспекте считается сегодня лучшим в Америке. Будучи рассчитанным на 600 человек, довольно большое пространство дает возможность услышать каждое слово проповеди даже тем, кто сидит в последних рядах. Специалисты отмечают, что это именно не «гулкость» звука, а идеальная проницаемость центральной части интерьера церкви. Решение подобных задач сказалось на формообразовании: если бы в церкви появились параллельные плоскости, звуковые волны, отражаясь, «ходили» бы назад-вперед. Поэтому параллельных поверхностей практически нет. Фрагменты, которым все же не-

Иллюстрация 24. Лютеранская церковь. Южный фасад. Миннеаполис, Миннесота, США. 1949 г. Арх. Элиэль Сааринен. Дополнительные постройки — Ээро Сааринен. Фото: П. Зигер. ия_: http://www.flickr. com/photos/peterjsieger/2532546944/siz es/o/in/photostream/

обходимо быть таковыми, покрыты звукопоглощающими материалами, исключающими отражение.

Заключение

Рассмотрение творческого пути Элиэля Сааринена показало эволюцию его взглядов от национального романтизма к протестантской рациональности — при сохранении ярко выраженного авторского стремления к созданию целостных, семантически наполненных ансамблей, обладающих яркой индивидуальностью и транслирующих дух времени (а может быть, и формирующих его). Это позволяет, скорее, сближать, чем противопоставлять два этапа творчества — европейский и американский. Американский период архитектурного творчества Элиэля Сааринена наглядно показывает трансформацию национально-романтических проектных установок в чисто модернистские. Изначальный, можно сказать, архетипичный рационализм, свойственный финской культуре, лишается здесь ряда своих этнических черт и становится более интернациональным, в том числе под влиянием взглядов и проектов сына архитектора, Ээро Сааринена. Однако говорить

0 полном отказе от себя невозможно. Скорее, это именно сознательное следование найденным в юности рационалистическим принципам архитектурного формообразования.

Список использованной литературы

1 Introduction by Roy Slade to the book «Saarinen House and Garden: A Total Work of Art». The story of the restoration of Saarinen House and

its transformation into a museum. Published by Abrams, 1995. Gregory Wittkopp, Editor // Academy of Art. URL: http://www.royslade. com/web/academyofart.html (дата обращения: 10.07.2012).

2 A Brief History of Cranbrook. URL: http://www.cranbrook.edu/ archives/briefhistory.html (дата обращения: 19.07.2012).

3 Орнамент // Словарь изобразительного искусства — Яндекс. URL: http://slovari.yandex.ru/ (дата обращения: 17.07.2012).

4 Cranbrook Schools Historic Timeline. URL: http://schools.cranbrook.edu/ timeline.htm (дата обращения:

23.07.2012).

5 Christ Church Lutheran : сайт. URL: http: //www.christchurchluth.org/ building/buildinghistory.html (дата обращения: 26.07.2012).

6 Combs M. Famous church in

Minneapolis neighborhood // Minnesota public radio. 22.08.2002. URL: http://news.minnesota.

publicradio.org/features /200208/ 22_combsm_church (дата обращения: 25.07.2012).

7 National historic landmark nomination : сайт. URL: http:// www.nps.gov / nhl / designations / sa mples/mn/ChristChurch.pdf (дата обращения: 26.07.2012).

8 Steven Holl architecs : сайт.

URL: http://www.stevenholl.

com /project-detail.php?type = museums&id=20 (дата обращения:

31.07.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.