Научная статья на тему 'От мультикультурализма к интеркультурализму в системе образования Квебека: на примере колледжа Ванье'

От мультикультурализма к интеркультурализму в системе образования Квебека: на примере колледжа Ванье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / MULTICULTURALISM / ИНТЕРКУЛЬТУРАЛИЗМ / INTERCULTURALISM / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONALITIES POLICY / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ / АЛЛОФОНЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / INNOVATIVE EDUCATION INITIATIVES / ETHNIC DIVERSITY / ALLOPHONE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозовей Эрик

Multiculturalism and interculturalism are concepts that are heavily loaded, not only semantically, but also ideologically. Moreover, they carry different connotations in different contexts. In certain cases, they might be perceived as being almost synonyms, and the distinction between them can be somewhat blurry. But in others, they will be seen as two opposite models that rest on conflicting principles. This is the case of Québec, a province in Canada, where the opposition between multiculturalism and interculturalism has deep political implications. The purpose of this paper is to analyze the impact of these two ideologies on education in Québec. The specific case of Vanier College, an anglophone post-secondary institution located in the city of Montreal, will show that regardless of individual efforts to develop intercultural awareness in curricula, this crucial aspect of education remains a work in progress that faces major challenges in order to be fully implemented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From Multiculturalism to Interculturalism in Québec Education: The Case of Vanier College

Multiculturalism and interculturalism are concepts that are heavily loaded, not only semantically, but also ideologically. Moreover, they carry different connotations in different contexts. In certain cases, they might be perceived as being almost synonyms, and the distinction between them can be somewhat blurry. But in others, they will be seen as two opposite models that rest on conflicting principles. This is the case of Québec, a province in Canada, where the opposition between multiculturalism and interculturalism has deep political implications. The purpose of this paper is to analyze the impact of these two ideologies on education in Québec. The specific case of Vanier College, an anglophone post-secondary institution located in the city of Montreal, will show that regardless of individual efforts to develop intercultural awareness in curricula, this crucial aspect of education remains a work in progress that faces major challenges in order to be fully implemented.

Текст научной работы на тему «От мультикультурализма к интеркультурализму в системе образования Квебека: на примере колледжа Ванье»

Quality Education for All

The article focuses on the needs of a holistic education which will help man to build the capacity to think critically and develop enthusiasm for: life-long habits of good health and physical activities, for habits of participation in artistic and cultural events, for writing, speaking and thinking abilities, for identifying core values such as diversity, Justice, courage, prudence, honesty and solidarity, for an understanding of interconnection with other people and the environment, and for being exemplary citizens.

От мультикультурализма к интеркультурализму в системе образования Квебека: на примере колледжа Ванье

Эрик Лозовей, декан факультета науки и гуманитарных исследований Колледжа Ванье, г. Сен-Круа, Канада

Мультикультурализм и интеркультурализм — две концепции, нагруженные смыслом не только с точки зрения семантики, но и с точки зрения идеологии. Более того, коннотации двух этих понятий варьируются в зависимости от контекста. В одних случаях их можно рассматривать как синонимичные понятия с отсутствием каких-либо четко выраженных различий, а в других — как две противоположные модели, основанные на противоречивых принципах. Примером последнего является Квебек — провинция Канады, где противостояние между мультикультурализмом и интеркульту-рализмом имеет глубокий политический смысл.

Цель настоящего доклада — проанализировать влияние двух идеологий на систему образования Квебека. На примере колледжа Ванье, англоязычного высшего учебного заведения в г. Монреаль, можно увидеть, что, несмотря на отдельные попытки внедрить межкультурное осознание в учебный план, работа по этому важному аспекту образования, выполнение которой требует решения серьезных задач, так и не была завершена.

Историческая справка

Мультикультурализм в Канаде

В контексте канадского общества мультикультурализм имеет широкое значение, охватывающее самые разные явления.

Прежде всего мультикультурализм означает демографическую реальность (Dewig). Канада — это мультикультурная страна с большим числом этнокультурных групп. Во времена создания Канадской конфедерации в 1867 году население состояло преимущественно из представителей Великобритании (60%) и Франции (30%). В начале XX века Канада открыла двери мигрантам со всего мира, что привело к постепенной потере относительной однородности среди местного населения. «В начале XXI столетия население британского, французского и/или «канадского» происхождения сократилось до 46%» (2). Согласно переписи населения, в 2006 году мультикультурная мозаика Канады состояла из более чем 200 национальностей. Такое этническое многообразие нашло отражение в языковой идентификации канадцев: только 57,8% канадцев объявили английский своим родным языком, 22,1% населения можно отнести к категории франкофонов и достаточно большой процент граждан (20,1%) принадлежат к различным языковым группам (3).

Начиная с 1971 года термин «мультикультурализм» характеризует официальную политику канадского правительства. В 1971 году были достигнуты ключевые цели политики, а именно: «помогать культурным группам в сохранении и укреплении их идентичности, в преодолении преград на пути к полноправному участию таких групп в жизни канадского общества [...]; содействовать творческому обмену между всеми культурными группами Канады; оказывать поддержку иммигрантам в изучении хотя бы одного из официальных языков» (Dewig 4).

За прошедшие 40 лет политика претерпела многочисленные изменения и неоднократно переходила от одних институтов и управляющих органов к другим, начиная с департаментов и заканчивая министерствами. В ходе последних реформ повысилось внимание к борьбе с расизмом и дискриминацией. Тем не менее большинство людей продолжают ассоциировать мультикультурализм с первой целью: то есть с политическим курсом, набором мер

и руководящих принципов, направленных на оказание содействия этнокультурным группам в «сохранении и укреплении их идентичности» в канадском обществе.

Такое понимание мультикультурализма распространено столь широко, что стало основой канадской идентичности, особенно по сравнению с американской. По мнению Гош и Абди, мультикуль-турализм как политическая идеология «дал Канаде идентичность и национальное отличие от Соединенных Штатов, которые ставят во главу угла идею и практику «плавильного котла» (melting pot), что означает, что все иммигранты и беженцы полностью погружаются в доминирующую культуру и язык, в англо-американский образ жизни и мировоззрение» (104-105).

Таким образом, для многих быть канадцем означает быть частью толерантной и плюралистической нации, где можно принимать активное участие в социальной и политической жизни страны, сохраняя при этом свою этнокультурную идентичность.

Интеркультурализм в Квебеке

Если мультикультурализм является источником идентичности и гордости в английской Канаде, то в провинции Квебек дело обстоит иначе.

С демографической точки зрения Квебек не менее мультикуль-турный, чем другие провинции Канады, но здесь есть одно главное отличие: большая часть населения говорит на французском языке (80,1%, по данным переписи населения в 2006 г.), что привело к неприятию мультикультурализма как идеологии. В процессе реализации федеральным правительством Канады политики мультикультурализма в 1970-х годах в Квебеке активизировалось движение за независимость. В сложившейся ситуации для всех франкоязычных граждан насущным стал вопрос о статусе французского языка по отношению к английскому. В 1977 году правительство провинции, возглавляемое квебекской партией, приняло Хартию французского языка, которая постановила «сделать французский язык языком государственного управления и закона, а также повседневным рабочим языком, языком обучения, общения, коммерции и бизнеса». В таком контексте «было неприемлемо считать, что французская

культура имеет равный статус с другими культурами в федеральной политике мультикультурализма» (Ghosh and Abdi 116).

В ответ на политику, которая была воспринята как «попытка разбавить французский факт в Канаде» (Dewig 10), в 1981 году правительство Квебека ввело такое понятие, как «интеркультурализм». В Квебеке никогда не было отдельного закона или нормативно-правового акта об интеркультурализме, но со временем различные программные заявления и отчеты правительства установили четкое направление развития квебекского общества. Руководящие принципы квебекской версии интеркультурализма можно определить следующим образом (Rocher et al. 49):

• Во-первых, многообразие признается одной из важнейших характеристик населения Квебека, которое помимо франкоговоря-щего большинства и англоговорящего меньшинства также объединяет различные этнокультурные группы и коренных жителей.

• Во-вторых, французский язык пропагандируется как общепринятый государственный язык и язык гражданственности в обществе, как коллективный проект, базирующийся на общих ценностях.

• В-третьих, всячески поддерживается общение между гражданами различного происхождения и взаимное уважение существующих различий.

• В-четвертых, устранение всех форм дискриминации в отношении отдельного человека или группы.

Несмотря на несомненное сходство между канадским мульти-культурализмом и квебекским интеркультурализмом, эти два политических направления можно рассматривать как две радикально противоположные идеологии в том смысле, что мультикультурализм стоит на страже самобытности этнокультурных групп в би-лингвальном обществе, а в основе интеркультурализма лежит идея создания сплоченного общества, объединенного французским языком и набором общих ценностей.

Интеркультурализм в образовании

В ключевом политическом документе об образовании A School for the Future («Школа для будущего»), выпущенном правительством Кве-

бека в 1998 году, четко представлена концепция интеграции, лежащая в основе квебекской версии интеркультурализма. Авторы документа считают, что система образования должна руководствоваться тремя важнейшими принципами для полной интеграции мигрантов: «равные возможности для всех; знание французского как единого языка общественной жизни; образование в целях развития активной гражданской позиции в плюралистическом и демократическом обществе» (6). Во-первых, школы помимо общеобразовательных услуг должны признавать этнокультурное, языковое и религиозное многообразие и, таким образом, разрабатывать практические методы и программы обучения, соответствующие принципам открытости, толерантности и недискриминации. Во-вторых, школы «несут ответственность за изучение и использование учащимися французского языка, который является языком общественной жизни, на котором все жители Квебека могут общаться и участвовать в жизни квебекского общества» (7). Кроме того, система обучения уполномочена обучать граждан путем определения и продвижения общих ценностей, которые составляют основу плюралистического и демократического общества: «Образование граждан касается многообразия [...] и общих ценностей, и демократических учреждений, которые делают возможным совместное проживание людей» (8).

Институциональный контекст

Колледж Ванье — один из трех государственных англоязычных колледжей в Монреале. Именно здесь можно увидеть, как государственная политика влияет на динамику развития учебных заведений не только относительно студентов, но и относительно принципов организации таких заведений, возможностей обучения, предлагаемых студентам.

Колледж Ванье относится к категории англоязычных учебных заведений, однако английский язык родной только для 50% студентов, 15% составляют франкоговорящие, а остальные 35% относятся к так называемым «аллофонам» (мигрантам или детям мигрантов, у которых родной язык не английский, не французский). Больше всего разнообразие студенческого населения поражает

с этнокультурной точки зрения: «В анкетах студентов представлено более 70 стран, в результате чего приблизительно 60% нашего населения составляют не представители наций-основателей — французов и англичан, а представители совершенно других общин» (Miller). Типичный класс колледжа Ванье состоит из группы англосаксонских и французских учащихся, а также группы студентов, представляющих более ранние волны миграции из таких стран Европы, как Греция, Италия, Португалия, Польша и Украина. Еще одна группа — представители последних миграционных волн из Китая, Вьетнама, Индии, Пакистана, Бангладеш, России, Болгарии, Сербии, Гаити, Ямайки, Мексики, Аргентины и ряда других стран.

Колледж Ванье всегда гордился своим многообразием, которое активно защищал и продвигал. Миссия учебного заведения гласит, что колледж призван, помимо прочих целей, «укреплять признание и уважение богатого культурного и этнического многообразия [своих] учащихся и сотрудников». В 2002 году община Ванье сделала еще один шаг на пути к выполнению своего обязательства, сформулировав декларацию о намерениях под названием «Интер-культурализм в колледже Ванье».

Ниже приведен полный текст декларации, вывешенный перед главным входом в колледж:

Цель колледжа Ванье...

• Укреплять признание и уважение богатого культурного и этнического многообразия наших учащихся и сотрудников.

• Окружить наших учащихся заботой и вниманием в процессе обучения, поощряя, таким образом, их открытость.

• Создать необходимые для учебы и работы условия, свободные от любых форм дискриминации и притеснения.

• Поощрять всех лиц и группы принимать самое активное участие в жизни колледжа и общества Квебека, узнавать друг о друге, ценить друг друга.

• Признавать в качестве сильной стороны колледжа и поддерживать расовое, религиозное, культурное и этническое многообразие нашихуча-щихся и сотрудников.

• Разрабатывать программы, направленные на развитие интеркультурного осознания и интеркультурного обмена.

• Поощрять квалифицированных специалистов за отражение на факультете и среди сотрудников многообразия учащихся.

• Поощрять проведение в колледже мероприятий, отражающих все многообразие общины Ванье.

• Разработать сборник печатной и непечатной информации, отражающей культурное и этническое многообразие учащихся.

«Декларация о намерениях» - это амбициозный документ, нацеленный в будущее. Для оценки степени достижения каждой из девяти вышеуказанных целей потребуется провести полномасштабное исследование. В настоящем докладе речь идет об одной из целей и более подробно рассматривается разработка учебного плана и программы.

Внедрение интеркультурного осознания в учебный план

В 1998 году в программном заявлении «Школа для будущего» (A School for the Future) правительство Квебека отметило, что интеркультурное образование не является «центральным элементом» ни учебного плана колледжей, ни даже гуманитарных наук, и что это образование ограничено разрозненными усилиями отдельных учителей (13). Для разрешения сложившейся ситуации рекомендовалось сделать интеркультурное осознание общей ответственностью: «Каждая дисциплина должна способствовать приобретению интеркультурных и гражданских навыков» (26). Почти через десять лет в 2007 году Интеркультурная коллегиальная служба (Service interculturel collegial) выпустила похожую рекомендацию о том, что «этнокультурное многообразие должно стать обязательным предметом во всех учебных программах колледжей Квебека (3), а для достижения этой цели необходимо использовать «глобальный и систематический подход» (12).

К сожалению, спустя четыре года, в 2011 году этот амбициозный, но важный план продолжает оставаться утопией в квебекской образовательной системе колледжей, и нет никаких признаков того, что в ближайшем будущем Министерство образования начет работу по этому плану. Интеркультурное осознание, как правило, остается заботой или миссией отдельных учителей.

Аналогичная ситуация сложилась в колледже Ванье. Нельзя сказать, что не предпринимались попытки создать новые возмож-

ности обучения, направленные на развитие интеркультурного осознания. Напротив, в колледже Ванье многие учителя активно работали в этом направлении. Можно выделить четыре направления, способствовавшие внедрению межкультурной перспективы в образование колледжа Ванье за последние годы:

• Новые общеобразовательные курсы, посвященные проблематике миграции и культурного многообразия1.

• Новые программы (изучение темнокожих народов, славянских народов).

• Программы международного обмена (обучающие поездки в Малави, Никарагуа, Россию, Китай).

• Эксперименты по глобальному обучению (квебекский литературный курс при сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным университетом (Россия)).

Задачи на будущее

Несмотря на все вышеперечисленные инициативы, мы должны признать, что перед колледжем Ванье стоит ряд важных задач, решение которых позволит обеспечить полную интеграцию интеркультурного осознания в учебно-образовательный процесс и сделать его обязательным элементом учебного плана.

Первая задача состоит в решении проблемы, связанной с фрагментарной природой интеркультурного образования. Курсы и программы, развивающие интеркультурное осознание, не должны зависеть от деятельности отдельных учителей и сотрудников. Напротив, они должны стать коллективной ответственностью всего колледжа. Для эффективного достижения этой цели инициатором должны выступить учреждения высшей инстанции, например, Министерство образования. Простая, но эффективная стратегия заключается в добавлении к целям общего образования интеркультурной компетенции, что сделает ее обязательным компонентом всех курсов на английском и французском языках, гуманитарных дисциплин и, возможно, даже физкультуры.

1 В колледжах Квебека во все учебные программы входят четыре общеобразовательные дисциплины: английский язык, французский язык, гуманитарные науки/философия, физкультура.

Следующая задача связана с необходимостью создать связь между гражданским образованием и интеркультурным осознанием. «Цели интеркультурного образования перекликаются с целями программ гражданского образования, которые, в свою очередь, основаны на многообразии и обучении тому, как жить всем вместе [...]» (A Schoolfor the Future 2). Недостаточно одних только курсов и программ по иностранной литературе и цивилизациям других народов, курсов на этническую тематику или о религиозном многообразии. Подобную информацию следует преподносить таким образом, чтобы укрепить гражданские нормы и общие ценности квебекского общества. В данном случае проблема может быть связана с отсутствием четкой программы гражданского образования в учебном плане колледжа. В документе, содержащем перечень целей общеобразовательных дисциплин, нет даже ссылки на общие ценности квебекского общества.

Статус французского языка в Квебеке представляет особый вызов для таких англоязычных учреждений, как колледж Ванье. Согласно идеологии правительства Квебека, французский является «общим языком, на котором могут общаться жители Квебека всех культур, народностей и вероисповеданий» (A Schoolfor the Future 2). Другими словами, это связующий элемент, объединяющий принцип интеркультурного осознания. Для активного гражданского участия в развитии демократического и плюралистического общества учащиеся должны владеть французским языком. Однако большинство студентов колледжа Ванье, как и других англоязычных колледжей, не знают французский достаточно хорошо, даже несмотря на одиннадцатилетнее изучение языка до поступления в колледж. Камнем преткновения на пути к изучению французского и интеграции учащихся в квебекское общество можно считать программу, в которую, как правило, входит только два обязательных курса на французском языке.

И последняя задача колледжа — повысить квалификацию большинства преподавателей образования в сфере интеркультурной педагогики. Согласно проведенным исследованиям большинство преподавателей в Квебеке начали работать без получения образования в этой области, что смогло бы подготовить их к работе с учащимися разных культур. Колледж Ванье отличается от других

учебных заведений значительным многообразием. Тем не менее большинство преподавателей все еще не прошли обучение для управления многообразием в классах и развития межкультурного осознания у учащихся.

Литература

1. A School for the Future: Policy Statement on Educational Integration and Intercultural Education. Government of Québec, Ministry of Education, 1998.

2. «Common Values» Official Site of the Government of Québec. Government of Québec, n. d. Web. 26 Oct. 2011.

3. Dewig, Michael. Canadian Multiculturalism. Canadian Government, Library of Parliament, 2009. Web. 26 Oct. 2011.

4. Gosh, Ratna, and Ali A. Abdi. Education and the Politics of Difference: Canadian Perspectives.

Toronto: Canadian Scholars Press, 2004.

5. Miller, Doug. «This End of the Rainbow». The Learning Center. Vanier College, n. d. Web. 26 Oct. 2011.

6. Rocher, François, Labelle, Micheline, Field, Ann-Marie, and Jean-Claude Icar. Le concept d'interculturalisme en contexte québécois: généalogie d'un néologisme. Université d'Ottawa et Université du Québec à Montréal, 2007.

7. Service interculturel collégial. Vivre ensemble: C'est aussi au Cégep que cela s'apprend. Saint-Laurent, Québec: Service interculturel collégial, 2007. Web. 26 Oct. 2011.

Ключевые слова: мультикультурализм, интеркультурализм, национальная политика, этнокультурное многообразие, аллофоны, инновационные образовательные

инициативы

Key words: Multiculturalism, interculturalism, nationalities policy, ethnic diversity, allophone, innovative education initiatives

From Multiculturalism to Interculturalism in Québec Education: The Case of Vanier College

Multiculturalism and interculturalism are concepts that are heavily loaded, not only semantically, but also ideologically. Moreover, they carry different connotations in different contexts. In certain cases, they might be perceived as being almost synonyms, and the distinction between them can be somewhat blurry. But in others, they will be seen as two opposite models that rest on conflicting principles. This is the case of Québec, a province in Canada, where the opposition between multiculturalism and interculturalism has deep political implications.

The purpose of this paper is to analyze the impact of these two ideologies on education in Québec. The specific case of Vanier College, an anglophone post-secondary institution located in the city of Montreal, will show that regardless of individual efforts to develop intercultural awareness in curricula, this crucial aspect of education remains a work in progress that faces major challenges in order to be fully implemented.

Образовательные технологии для детей мигрантов в Греции

Элиас Бесевегис, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии философского факультета Афинского национального университета ebesev@psych.uoa.gr

Марина Далла, доктор психологических наук, профессор Афинского национального университета marinantaLLa@yahoo.gr

Василис Павлопулос, доцент кафедры психологии философского факультета Афинского национального университета vpavLop@psych.uoa.gr

Александрос Завос, экс-президент IMEPO (2004-2010)

1. Многонациональная Греция и численность школьников-мигрантов

Население Греции составляет около одиннадцати миллионов человек (EL.STAT, 2011), при этом удельный все мигрантов приближается к 10,3% от общей численности населения (Baldwin-Edwards, 2005). Греция пережила три основные волны миграции. Первая волна сформировалась после 1990 года, когда большинство мигрантов прибыли из Албании. Вторая волна пришлась на 1993-2002 годы и состояла из граждан Албании, других Балканских стран, а также бывших соцстран Восточной Европы и республик бывшего СССР (13,5%) (Baldwin-Edwards, 2005). Третья волна началась после 2003 года и включала миграционные потоки из азиатских (Пакистан, Бангладеш и Индия) и арабских стран (Сирия, Египет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.