Научная статья на тему 'От метамоделей к практике: основы устройства адаптивной системы описания и измерения профессиональных компетенций'

От метамоделей к практике: основы устройства адаптивной системы описания и измерения профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зиндер Евгений Захарович, Юнатова Ирина Гербертовна

Предлагается работающая модель устройства системы измеримого представления и формализованного сравнения компетенций, их компонент и профилей. Измеримое сравнение распространяется на оценку разрыва между целевыми и существующими компетенциями, например, профилями компетенций работ и компетенциями индивидов как кандидатов на исполнение работ. Описываются шаги адаптации обобщенной нормализованной модели компетенций к сфере ИКТ. Предложена технология специальных сменных информационных блоков «картриджей специальностей», дополняющих адаптированную метамодель для работы с компетенциями конкретной специальности или группы специальностей. Приведены содержательные описания доменов основных характеристик компетенций, позволяющие использовать эти домены как шкалы для измерения характеристик компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Зиндер Евгений Захарович, Юнатова Ирина Гербертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От метамоделей к практике: основы устройства адаптивной системы описания и измерения профессиональных компетенций»

Зиндер Е. З.,

НО Фонд ФОСТАС, президент ezinder@fostas.org

Юнатова И. Г.

НО Фонд ФОСТАС, ведущий эксперт irinayunatova@rambler.ru

От метамоделей к практике: основы устройства адаптивной системы описания и измерения профессиональных компетенций

Аннотация

Предлагается работающая модель устройства системы измеримого представления и формализованного сравнения компетенций, их компонент и профилей. Измеримое сравнение распространяется на оценку разрыва между целевыми и существующими компетенциями, например, профилями компетенций работ и компетенциями индивидов как кандидатов на исполнение работ. Описываются шаги адаптации обобщенной нормализованной модели компетенций к сфере ИКТ. Предложена технология специальных сменных информационных блоков - «картриджей специальностей», дополняющих адаптированную метамодель для работы с компетенциями конкретной специальности или группы специальностей. Приведены содержательные описания доменов основных характеристик компетенций, позволяющие использовать эти домены как шкалы для измерения характеристик компетенций.

Проблемы профессиональной подготовки, поиска и развития кадров

Компетентностный подход развивается во всех областях, в которых необходимо опираться на участие профессионально подготовленных индивидов, осуществлять их отбор или профессиональную подготовку. Международные нормативные документы, проекты и стандарты последних двух-трех лет (см. [1],[2],[3],[4]) подчеркивают актуальность дальнейшего уточнения и развития этого подхода.

Вместе с тем, описания компетенций в действующих нормативных документах и во многих новых инициативах остаются наборами слишком неопределенных и (или) обобщенных по содержанию формулировок. Это не позволяет решать практические задачи с нужным уровнем точности, порождает большое число случаев взаимной неудовлетворенности работодателей, вузовских методистов и обучающихся. Несмотря на то, что эта ситуация в целом известна, попытки ее разрешения буксуют в области ее разрешения за счет сбора мнений и попыток их упорядочения тем или

иным способом, определяемым конъюнктурой момента. По этой причине актуальным является более детальный анализ разных сторон ситуации.

В некоторых отношениях обобщенность формулировок, выражающих требования к компетенциям индивида, может быть объяснимой и даже полезной. Поэтому малая часть университетов, обладающая хорошей репутацией и кадровой базой какое-то время может опираться на обобщенные требования (например, на образовательные стандарты или на примерные программы [5], выполненные на хорошем уровне качества) и, обладая хорошим видением развития ИТ, обеспечивать высококачественную подготовку специалистов, готовых к решению разнообразных профессиональных задач в сфере ИТ. Часто считается, что такие специалисты будут обладать компетенциями, заведомо позволяющими очень быстро понимать профессиональные ситуации в различных трудовых условиях и результативно решать любые возникающие профессиональные задачи. Они будут способны самостоятельно и очень быстро дообучаться, осваивая тот программный, языковый, математический инструментарий, который потребуется в конкретной рабочей среде. Плюсы такой позиции известны:

• профессиональная подготовка индивида выполняется в привязке не только к сегодняшним требованиям и не только к требованиям одного конкретного работодателя, но и к возможностям быстрого самостоятельного самообразования, к изменчивости технологий и решаемых задач, и т.д.,

• обеспечивается возможность LLL - самостоятельного развития специалиста в течение всей его профессиональной жизни,

• обучающийся или работающий специалист лучше подготовлен к изменениям на рынке труда, а университеты - к устройству своих выпускников.

Такой высокий уровень компетенций обеспечивается развитием способностей и навыков индивида к самостоятельному и постоянному освоению новых методов и технологий, к творческой работе, к критической самооценке, к переоценке планов и результатов своего труда, и т.д. Однако, слишком часто эти положительные качества не реализуются или не могут быть использованными.

Дальнейший анализ и выделенные ниже недостатки к каждому конкретному обучающемуся, университету, работодателю, конечно же, относится только частично. Целью является показ картины органических противоречий, воспроизводящих эти недостатки. Наличие и неизбежность таких противоречий и требует современного уровня измерения, оценки и управления минимизацией соответствующих рисков. В частности, требуется учитывать, что:

• далеко не все обучающиеся по своим способностям могут выйти на столь высокие, как было описано выше, уровни компетенций -

вообще или за ограниченное время обучения;

• многим работодателям не нужен описанный высокий уровень профессиональной компетентности работника (хотя это может быть и иллюзией);

• далеко не все университеты и преподаватели способны выводить обучающихся на описанный уровень компетентности;

• от обучающихся на практике требуются далеко не только профессиональные ИТ-знания и умения их применять (т.е. когнитивные умения), требуются также умения результативно работать в команде, эффективно коммуницировать с конечными пользователями и другими заинтересованными лицами, выполнять свои профессиональные функции в условиях предельно ограниченного времени, и многое другое за рамками собственно «ИТ-знаний», что требует специфических программ подготовки, тренингов и тестов;

• в педагогических коллективах практически не ведется разработка таких специфических тренинговых программ и соответствующих тестов, которые были бы сфокусированы на выведении обучающихся на уровень способностей применять ИТ-знания именно в описанных реальных условиях работы в команде, ограниченного времени, и т.д. (а создание таких тренингов и тестов требует опоры на систематическое измерение целей и результатов);

• в успешных случаях обучающиеся выходят на высокий уровень компетентности чаще за счет высоких личных способностей и удачных учебно-практических заданий высокой сложности, чем за счет измеряемого и контролируемого процесса освоения всех компонент целевых компетенций.

Если же такие качества обучающегося формируются, то они часто превышают потребности предприятия в необходимом для продуктивной работы уровне их развития. В то же время, специалисты с подобным уровнем саморазвития в реальной рабочей среде ИТ-компаний, выполняющих коммерческие проекты, очень часто ощущают невостребованность своих способностей и даже их деградацию. А в случаях, когда они проявляют инициативу, выполняя углубленное исследование объекта автоматизации, начинают предлагать потенциально более адекватные потребностям заказчика, но нешаблонные решения, это удорожает проекты, приводя их к реальной, но более высокой стоимости, что противоречит ожиданиям заказчика и руководителей проектов.

Кроме того, многие работодатели и менеджеры считают неоправданным нести собственные расходы на дополнительную подготовку работника к сегодняшним задачам именно данного предприятия. Например, на освоение конкретного языка и системы программирования, конкретного прикладного пакета, тем более -

конкретной прикладной области предприятия заказчика. То есть они ожидают не «очень умного универсала», а высокопроизводительного и дисциплинированного «пахаря» на том участке, который они видят сегодня (при этом такой участок может представлять собой работу с весьма сложными технологиями).

Понятно, что практикуемый метод прохождения практики и выполнения выпускной работы на задачах и в реальной производственной среде заказчика, решает проблему частично и не надолго.

Однако плоха и обратная ситуация, когда специалист, подготовленный для решения набора конкретных задач, сталкивается с новой ситуацией (новым классом ИТ-систем, необходимостью применить новый математический метод расчета, новой отраслью заказчика и новой профессиональной культурой, и т.д.) и не обладает компетенциями быстро и результативно работать в этой ситуации.

Описанные противоречия, в частности, противоречия между формированием «избыточных» компетенций в одной части профиля специалиста и их недостатком в другой части, являются органичными и известны не первое десятилетие. Эти противоречия могут решаться и (в хорошей практике) решаются разными способами. Авторы считают, что стоит подробно анализировать эти способы, но это не планируется делать в рамках данной публикации.

Стоит отметить, что затраты на решение этих противоречий в разных случаях могут очень сильно различаться. Ущерб, возникающий для предприятия и специалиста на отрезке времени, пока противоречие разрешается, может быть неприемлемым как для заказчика, так и для исполнителей ИТ-проекта. Результатом часто является многократный перерасход времени и бюджета проекта и другие отрицательные последствия, вплоть до отказа от эксплуатации уже развернутой, а возможно и официально принятой ИТ-системы, и даже вплоть до разорванных контрактов. Часто считается, что за недопущение таких исходов в каждом случае «отвечает» хорошее управление проектом и архитектурное решение ИТ-системы, однако на самом деле корни ситуации часто лежат в области подготовки привлекаемых к проекту ресурсов: в неадекватной компетентности работников - представителей как исполнителя проекта, так и его заказчиков.

Определение устройства информационных блоков адаптивной системы описания и измерения профессиональных компетенций

По указанным выше причинам авторы считают необходимым иметь -наряду с прочими инструментами - средства логически корректного и измеримого описания компетенций и профилей компетенций, относящихся и к необходимым работам, и к специалистам как исполнителям работ (исполнителям в широком смысле, включая руководителей/менеджеров). Обладание этими инструментами позволяет и должно использоваться для поддержания с их помощью большого спектра управленческих работ и

решений. В этот спектр работ входят, прежде всего

- определение профилей компетенций, требуемых для выполнения определенной группы работ либо определенного вида деятельности, причем определение этого профиля не только в виде общих описаний, но и как набора измеримых показателей каждой компоненты компетенции с их значениями;

- сравнение профиля этих целевых компетенций и набора компетенций, которым обладает конкретный индивид (специалист, абитуриент), не только экспертная оценка, но и вычисление измеримых параметров разрыва между целевыми и реально имеющимися компетенциями, на этой основе - оценка разрыва и планирование способа его ликвидации.

Рис. 1. Укрупненная схема нормализованной метамодели компетенций. (Примечание: схема выполнена на основе [7], [8]).

В публикациях [6],[7],[8] авторы представили общую схему формирования и основные рычаги управления в современных образовательных средах, включая направление движения от уровня глобальных, но целостных современных комплексных образовательных

сред до предложенной авторами нормализованной метамодели профессиональных компетенций (см. рис. 1) и опробованных авторами способов ее применения. Обосновывалась целесообразность применения этой метамодели для формирования частных моделей (описаний) конкретных компетенций, которые позволяли исключать значительный объем перечисленных выше проблем, например, давали бы возможность вычислять разрывы между существующим и целевым профилями компетенций по разным компонентам каждой компетенции. Было показано, что такая способность моделей должна базироваться на ее специфической нормализации, включающей использование принципа простых доменов и определение отношений порядка на каждом домене. В данной публикации излагается

• дальнейшая детализация схемы нормализованной метамодели компетенций,

• подход к ее адаптации к конкретной предметной области в сфере ИТ и методический механизм ее привязки к конкретным ИТ-специальностям и специализациям,

вариант набора простых доменов, на каждом из которых определено отношение порядка.

Детализация схемы нормализованной метамодели компетенций производится выделением детальных нормализованных сущностей метамодели:

• Центральная сущность компетенции: ° Когнитивное умение компетенции

• Сущности объектов знаний:

° Объем и сложность объектов знаний компетенции ° Сложность предметов, с которыми выполняются работы, на которые распространяется компетенция

• Сущности условий и особенностей выполнения работ (деятельности): ° Условия в части автономности выполнения работ (деятельности)

° Условия в части сложности процедуры выполнения работ

(деятельности) ° Инновационность работы / деятельности ° Критические ограничения времени на выполнение работы ° Предусматриваемые при выполнении работ (деятельности)

ответственность и используемые полномочия Для каждой детальной сущности определяется своя измеряемая характеристика, чаще всего рассматриваемая как «уровень», который берется из простого домена значений. Далее будет приведен конкретный набор основных простых доменов, на каждом из которых определено отношение порядка. Будет приведен такой набор доменов, который уже конкретизирован для сферы ИТ, но является все еще обобщенным, так как им задается только первый шаг перехода от обобщенной метамодели

(рассчитанной на разные сферы трудовой деятельности) к моделям компетенций конкретных ИТ-специальностей.

В связи с этим определяется процесс адаптации и дополнения метамодели к конкретной предметной области в сфере ИТ и методический механизм ее привязки к конкретным ИТ-специальностям и специализациям.

Для использования общей метамодели в работе по формированию множества реальных профилей для разных ИТ-специальностей и специализаций предлагается технология так называемых картриджей специальностей (групп специальностей), каждый из которых является информационной структурой, содержащей набор описаний компетенций для одной специальности или группы схожих специальностей, то есть ее профиль компетенций. Описания компетенций в этом профиле удовлетворяют следующим условиям:

• выполнены в рамках одной метамодели с использованием одного набора классов сущностей метамодели,

• используют простые домены с одинаковым общим упорядоченным подмножеством значений - уровней характеристики соответствующей сущности метамодели,

• могут в каждом домене использовать расширения, связанные с особенностями рассматриваемой специальности (группы специальностей), но не нарушающие общее упорядоченное подмножество значений домена,

• опираются на общие универсальные компетенции и на общие процедуры измерения и сравнения компетенций.

Таким образом, в общем случае предусматриваются следующие уровни и шаги адаптации и дополнения общей метамодели к работе с моделями конкретных компетенций индивида или учебного курса (см. рис. 2):

• Построение адаптированного варианта метамодели, ориентированного на специфику рассматриваемой области или сферы профессиональной деятельности (например, не просто на деятельность в широчайшей сфере ИКТ, но на деятельность, включающую или не включающую инновационную деятельность в проектах создания технологий и автоматизированных систем, рутинную деятельность по поддержке работоспособности систем, и т.п.);

• Построение картриджа профиля компетенций конкретной ИТ-специальности или группы близких специальностей.

На первом шаге выполняется уточнение профессионального глоссария (и онтологии) рассматриваемой области или сферы деятельности, могут добавляться некоторые сущности, сужаться, расширяться или расщепляться простые домены, модифицироваться

правила расчета свернутых оценок компетенции.

На втором шаге выполняется набор действий, формирующий сменный набор дополнений («картридж специальности»), добавляемый к метамодели, адаптированной в рамках первого шага. Кроме того, с учетом этих дополнений описывается примерный набор компетенций, предусматриваемый примерными образовательными программами, образовательными стандартами, устойчивыми фирменными требованиями к сертификации специалистов (например, требованиями к компетенциям администратора баз данных определенного уровня).

Рис. 2. Укрупненная схема адаптации системы измерения профессиональных компетенций к конкретным специальностям и

специализациям

Конкретизация и грануляция компетенций в картридже могут быть различными, их выбор для каждой специальности будет зависеть от накапливаемого практического опыта работы с построением профилей компетенций и измерением их разрывов. В зависимости от варианта

принятых нормативных актов и производственной практики границы специальностей могут меняться. Технология картриджей будет учитывать актуальные содержательные границы между ними. Например, будет определяться то, насколько и как целесообразно разделять картриджи групп специальностей «Системный аналитик / архитектор» и «Администратор / проектировщик баз данных».

После выполнения адаптации метамодели и дополнения ее картриджем специальности можно выполнять управленческие и педагогические работы из спектра, упомянутого выше, в частности:

• определение профилей целевых компетенций, требуемых для выполнения определенной группы работ либо определенного вида деятельности (то есть конкретные заказы кадровых служб и руководителей проектов);

• измерение и описание профиля компетенций, которым обладает конкретный индивид (специалист, абитуриент);

• сравнение этого профиля с профилем целевых компетенций и вычисление измеримых параметров разрыва;оценка разрыва и планирование способа его ликвидации.

Домены системы измерения профессиональных компетенций

Ниже представлены основные простые домены характеристик сущностей одного из вариантов адаптированной метамодели компетенций и пилотный, но рабочий вариант состава значений для этих доменов. Значения в этих доменах упорядочены, что отвечает требованиям нормализованной метамодели компетенций и позволяет использовать их как оценочные шкалы для метрик таких компонентов компетенции, как знание, умение, способности. Каждая шкала содержит описания семантики каждого уровня шкалы, которые обеспечивают применимость шкал для практических работ по оценке компетенций и их профилей. Представлены шкалы, адаптированные применительно к сфере ИКТ, но без какой-либо конкретизации к подмножеству этой сферы. Эти шкалы достаточно устойчивы, так как разработаны на основе интеграции классических таксономий и шкал нормативных документов, обеспечивают хорошую различимость уровней, предусмотренных в шкале.

Описания и примеры приведены в сокращенном виде для выполнения ограничений объема публикации.

Шкала объемов знаний. Основана на выделении четырех категорий знания: фактологическое, концептуальное, процедурное и метакогнитивное. Предложенная здесь классификация знаний использует все эти категории и опирается также на существующие профессиональные стандарты квалификаций и компетенций (например, [9]). Разработаны обобщенные трактовки семантики каждого уровня (их краткая форма включена в Таблицу 1), а также трактовки, ориентированные на сферу ИКТ и представленные после Таблицы 1 сокращенными примерами, которые

взяты из оценочной шкалы, разработанной авторами для профессиональной задачи оценки потребностей рабочих ИТ-процессов в компетенциях исполнителей.

В полученной шкале на каждом из пяти уровней описываются актуальные для него категории требуемых знаний, и задано, чем каждый последующий уровень отличается от предыдущего.

Таблица 1. Шкала объемов знаний

Номер уровн я Краткое описание типов и объемов знаний уровня (по нарастанию объемов и усложнению знания)

1 Сведения о конкретных профессиональных элементах, деталях устройств, отдельных функциях программ и ИС на уровне пользователя. Сведения о простых профессиональных процедурах, в которых выбор объекта (например, экранной формы) определяется прямым указанием.

2 Дополнительно к уровню 1 требуются сведения об объекте работы как агрегированном, с учетом набора основных элементов в его составе, но без учета всех связей и особенностей их внутреннего взаимодействия. Требуются сведения о разных вариантах решения поставленных задач, критериях выбора варианта решения задачи или процедуры для выполнения работы.

3 Дополнительно к уровню 2 нужны сведения о связях и особенностях внутреннего взаимодействия элементов агрегированного объекта, о более сложных объектах из своей области, некоторые сведения из смежных областей, сведения о методах анализа и прогнозирования, общие законы, профессиональные сведения о процедурах / действиях с субъектами внешней среды (например, с провайдерами).

4 Дополнительно к уровню 3 требуются профессиональные сведения о сложных объектах комплексной структуры, включающей организационные, экономические и технические аспекты в своей области и из других профессиональных областей. Добавляются сведения о правилах и процедурах высокой сложности взаимодействия с внешними организациями, о теориях и моделях, о методах разработки концепций, о методах совместного использования информации из разных предметных областей.

5 Дополнительно к уровню 4 необходимы сведения высокого уровня агрегации и обобщения (например, объект работы - все предприятие и / или сложная ИС, обеспечивающая работу всего предприятия, и т.п.), и т.д., о методах построения метамоделей, о методах синтеза новых знаний, о технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии.

Примеры трактовок уровней шкалы для сферы ИКТ:

1 уровень: Сведения о меню, экранных формах и способах работы с ними; о стандартной процедуре ввода данных; о применении стандартных программ; о порядке действий по замене картриджа.

2 уровень: Сведения об устройстве или программе в целом с их

компонентами и сообщениями; о том, как устроен принтер и как он подключен к ПК; о взаимосвязях "стандартных у заказчика" приложений и системных программ, их параметров и их связи с оборудованием, позволяющих настраивать параметры ПО; о информационной безопасности; о том, как запоминать информацию, что помнить, а что надо искать в справочнике.

3. Сведения об основах СУБД, ОС, распределенных систем, об информационной безопасности, о методах прогнозирования развития профессиональной ситуации. Сведения о законе спроса и предложения. Сведения об основах управления проектами, о методах разработки и оценки планов и бюджетов в пределах проекта или годового плана развития подразделения

4 уровень: Сведения об инфраструктуре ИТ на данном предприятии; о современных СУБД ; о том, как применяется краткий пересказ основных деталей документа (руководства, инструкции) для освоения его основной идеи и структуры, как применяется изображение блок-схемы для уяснения алгоритма действий. Сведения о том, как для поиска неисправности оборудования применяется метод анализа, диагностики; как для восстановления неполной или поврежденной информации применяется метод логической дедукции.

5 уровень: Сведения о методах построения и совершенствования систем управления предприятиями в современных бизнес-условиях; об управлении проектами. О методах построения и совершенствования систем управления предприятиями в современных бизнес-условиях; об управлении проектами.

Практика применения такой шкалы показала, что для полноценной сравнительной оценки уровня знания, необходимого в компетенции, целесообразно дополнительно использовать понятие сложности объектов, являющихся предметами работы. В полном объеме этот подход применим в конкретных профессиональных областях сферы ИТ, для которых возможна и была опробована разработка классификаторов предметов работы с оценкой их сложности. Тем самым была разработана и опробована одна из важнейших частей картриджа для рассмотренных в упомянутом проекте групп специальностей.

Шкала когнитивных умений более традиционна, так как удалось в большем объеме применить известные таксономии когнитивных процессов [10]. Вместе с тем, для достижения нормализации потребовалось произвести некоторые трансформации шкалы. Для описания компетенций в сфере ИКТ принято решение использовать 5-уровневую шкалу когнитивных умений (навыков), поскольку предлагается не выделять отдельно начальный уровень Б. Блума «Умение запоминать и воспроизводить изученный материал», считая его слишком примитивным. Предложено объединить его с уровнем «Понимание материала как Умение его применять». Применительно к образовательным программам это

предполагает включение в тесты проверок не на примитивное воспроизведение сведений материала, а на использование этих сведений для решения задач или, как минимум, для их содержательной интерпретации.

Вместе с тем, в рамках построения каждой адаптированной метамодели может делаться свой выбор включения или исключения низших и высших уровней. Так, вполне вероятно, что для области инновационных ИТ-проектов целесообразно рассмотреть варианты расщепления или иной модификации старших уровней шкалы.

Каждый уровень умений означает, что в него включаются умения и всех предыдущих уровней. С учетом этого, на практике выбирается тот уровень умения, обладания которым достаточно для выполнения целевой работы в том смысле, что умения более низких ступеней недостаточны, а более высоких уровней - излишни. Использование этого свойства домена позволяет и на нем естественным образом ввести отношение порядка.

Таблица 2. Шкала когнитивных умений

Номер уровня Описание умений (навыков) для каждого уровня (с включением умений предыдущих уровней)

1 Умение понимать/ объяснять / интерпретировать ситуацию (событие), иллюстрировать ее примерами, а также применять готовые процедуры/правила.

2 Умение анализировать, классифицировать, предсказывать на основе несложных причинно-следственных связей, диагностировать.

3 Умение восстановить пропущенное или отсутствующее знание (информацию, теорию - возможно "искаженную"), применить метод дедукции..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Умение обобщать, делать выводы методом индукции, планировать (работы), моделировать, конструировать еще не существующий процесс / процедуру; умение синтезировать, то есть получать новое знание из известных частей и результатов их анализа.

5 Умение оценивать (результат по сравнению с планами, состояние по сравнению с намерениями / целями), выбирать корректирующие действия. Умение организовывать себя, свою деятельность.

Примеры трактовок уровней шкалы для сферы ИКТ:

1 уровень: Умеет различить виды оборудования, стандартных программ, применять правила информационной безопасности.

2 уровень: Умеет предсказать обычные последствия типичных нарушений эксплуатации ИС, диагностировать неисправность.

3 уровень: Умеет по неполной информации распознать содержание запроса на консультацию по ИС в полном объеме; умеет предсказать все существенные последствия применения имеющейся процедуры.

4 уровень: Умеет разрабатывать алгоритмы, программы, программные комплексы, рабочие процессы, например, создавать новый рабочий процесс методом сочетания известных работ и функций,

реализующих дополнительные требования.

5 уровень: Умеет осуществлять оценку эффективности принятия решений в сфере информатизации.

Другие шкалы для краткости приводятся - за малым исключением -без трактовок, адаптирующих их к сфере ИКТ. Тем не менее, важность этих внешне простых метрик и шкал нельзя недооценивать, поскольку интегральный уровень необходимой компетенции зависит от способностей проявлять умения в определенных условиях выполнения конкретной профессиональной функции.

В процессах тестирования компетенций индивидуума условия выполнения профессиональной деятельности целесообразно имитировать ограничениями, описанными в упомянутых шкалах. Например, тесты могут проводиться в условиях жестких временных ограничений, а условие автономности выполнения работы тестируется накладыванием ограничений на возможность получения справочных материалов из WWW.

Из всех доменов и шкал для них приводятся только три, но по имеющемуся опыту используемые чаще всего.

Таблица 3. Шкала новизны работы.

Уровень новизны работы (рабочей ситуации) Описание уровня новизны (нестандартности, нетипичности) работы или рабочей ситуации (В скобках приведены комментарии для сферы ИТ.)

1 С точки зрения новизны, работа типичная, хорошо знакомая, стандартная для организации. (Обычно, в первую очередь являются типичными, стандартными регламентные работы.)

2 С точки зрения новизны, работа нетипичная, нестандартная для организации. Однако для рынка (т.е. для некоторых других, возможно, родственных организаций) эта работа не является новой. (Обычно, уровень новизны 2 или выше имеют работы по изменению отдельных компонентов ИТ-системы.)

3 С точки зрения новизны, работа "инновационная", незнакомая для организации. Такая работа и для рынка (т.е. для других организаций)является новой. (Может иметь место при разработке принципиально нового прикладного продукта, впервые выводимого на рынок данной организацией и почти не представленного на локальном рынке.)

В следующей таблице представлена шкала, используемая для определения меры необходимости успешного выполнения работы в срок, ее жизненной важности для функционирования предприятия, напряженности временного графика выполнения работы, цены ошибки невыполнения работы в срочном порядке.

Таблица 4. Шкала срочности выполнения работы.

Уровень срочности выполнения работы Описание уровня срочности выполнения работы

1 - низкая срочность Низкая срочность означает, что работа должна быть выполнена (причем с определенными затратами рабочего времени), но ее начало может быть отложено на некоторое небольшое время без существенного ущерба для организации или ее клиентов.

2 - средняя срочность Средняя срочность означает, что работа должна быть начата и выполнена в ограниченное время, но выполняется без жесткого установления времени завершения.

3 - высокая срочность Для работ высокой срочности существует жесткая необходимость успешного выполнения работы в короткий строго регламентированный срок, существует жизненная важность такого выполнения для функционирования предприятия, временной график выполнения работы является напряженным, высока цена невыполнения работы в срочном порядке.

В следующей таблице представлена шкала, используемая для определения меры ответственности, связанной с выполнением работы и необходимых для выполнения работы полномочий. Эта компонента компетенции входит в число весьма важных на практике и используется во многих нормативных документах.

Таблица 5. Шкала ответственности/полномочий, необходимых для _выполнения работы

Уровень отв-ти Словесное описание уровня ответственности/полномочий с примерами

1 Индивидуальная ответственность за выполнение работы, указанной в своем рабочем задании (например, регистрация инцидента при эксплуатации ИТ-системы, обслуживание компьютерной периферии, играющей роль оргтехники)

2 Индивидуальная ответственность, но за решение задачи, то есть за достижение результата в пределах своего рабочего задания.

3 Ответственность и полномочия на действия, оказывающие влияние на бизнес-результаты или даже на возможности продолжать бизнес, но в масштабе, ограниченном группой клиентов или собственных сотрудников.

4 Ответственность в рамках организации и полномочия на действия, оказывающие влияние на бизнес-результаты, связанные с успешным функционированием всех подразделений, относящихся к рассматриваемому бизнес-направлению или на которое влияет выполнение работы; ответственность за достижение целей организации в области ИТ.

5 Ответственность в рамках организации за функционирование

организации в целом. Полномочия на принятие решения на уровне организации в целом и крупных структур (подразделений, дочерних структур)._

Укрупненная логическая схема адаптивной системы описания и измерения профессиональных компетенций

Приложения, опирающиеся на систему измерения профессиональных компетенции

Приложения для управления работами Приложения для управления кадрами

Приложения для управления знаниями Приложения для проф. образования

Редакторы визуализации и раооты с графами компетенций и нормализованными

се м анти ч е ски м и м од ел я м и профилей компетенций. Ге н е р aro р ы отч ето в д и агр ам м, и т.п.

Подсистема анализа исходных описаний компетенций и нормализации их моделей

Модули:

- анализа исходных описаний и нормализации компонент компетенций,

- нормализации доменов. Мйта-шдедли моделей компетенций

Подсистема измерений, анализа и оценки нормализованных компетенций и профилей компетенций

Модули:

- расчета числовых оценок компетенций и их компонентов,

расчета размеров и анализа структуры разрыва между целевыми и существующими профилями компетенций

Стандарты

другие

нашат

шж

документы

Модели частных и универсальны х компетенций

Профили компетенций (индивида, рабочего процесса специальности/ учебного курса]

Результаты обработки профилей компетенций

Адаптированная для сферы ЦТ НММК")

База знаний о компетенциях

Картриджи групп ИТ-

мдехед

*} НММК - Нормализованная метамодель компетенций

Рис. 3. Укрупненная логическая структура адаптивной системы описания и измерения профессиональных компетенций и их профилей На рис. 3 в укрупненном и упрощенном виде представлено устройство адаптивной системы измерения профессиональных компетенций в виде набора ее основных системных компонент.

Нижний слой на рисунке образуют компоненты информационного обеспечения, описанные выше в данной публикации. Выше помещены основные функциональные подсистемы рассматриваемой адаптивной системы измерения профессиональных компетенций. Состав модулей является расширяемым, что указано многоточиями в списках модулей. Верхней, то есть, наиболее близкой к пользователю, из них является

подсистема визуализации компетенций и их связей в профилях. Подразумевается предоставление удобного интерфейса работы с достаточно большими семантически нагруженными графами.

Выше пунктирной линии на рис. 3 приведены примеры прикладных систем, которые могут опираться на систему описания и измерения компетенций и их профилей. Показано, что система описания и измерения компетенций является основой самых разных систем управления компетенциями.

Заключение

Логика усложнения рабочих процессов, скорость изменений предмета деятельности - все эти факторы в наибольшей степени свойственны ИТ. В связи с этим, является весьма насущной и задача измеримого представления и автоматизированной обработки компетенций, их компонентов и профилей.

Безусловно, изложенная выше технология адаптация метамодели компетенций и применения описанных доменов, используемых как шкалы измерения компонент компетенций, требуют квалифицированного экспертного труда. Но «автоматическое» порождение качественных моделей компетенций в рамках ближайшего будущего вряд ли возможно, а традиционно используемое экспертное оценивание и сравнение компетенций и их профилей уже не дает результат с нужной скоростью, точностью и обоснованностью.

За рамками публикации остались процедуры собственно оценивания, в том числе, получения интегральных оценок для компетенций. Представленное краткое описание не могло включить целый ряд достаточно «тонких» моментов, учитываемых в ходе формирования картриджей групп ИТ-специальностей, в ходе оценивания компетенций высших уровней, и др. Надо также указать на то, что использование специализированных программных инструментов работы с рассматриваемыми моделями становится насущной потребностью. Возможности экспертов эффективно работать вручную с сущностями компетенций ограничены одновременной работой всего лишь с несколькими экземплярами этих сущностей. Из-за этого ручная работа с компетенциями рассматриваемого профиля оказывается ограничивающим фактором.

Представленные в этой публикации модели и технологии работы с компетенциями представляют собой начальные шаги на пути создания систематического и полноценно обеспеченного автоматизацией способа современной работы с компетенциями. Предстоит проводить длительную и кропотливую работу по исследованию и накоплению опыта построения формализованных моделей измеримых компетенций и процедур их обработки, оценки разрывов между требуемыми и существующими компетенциями.

Тем не менее, предложенная в данной публикации структура

адаптивной системы измерения профессиональных компетенций уже подтвердила свою адекватность задачам и работоспособность в рамках пилотных проектов.

Литература

1. Европейская рамка ИКТ-компетенций 2.0. Часть 1: Общая европейская рамка компетенций ИКТ-специалистов для всех секторов индустрии. Группа МКС 13.340.40. № стандарта CWA 16234-1:2010 D/E/F. 2010. 81 стр.

2. ICOPER. Public Version of the Roadmap. Final report. 2011. 83 p. URL:

http://www.icoper.0rg/deliverables/ICOPER_D8.8.pdf (дата обращения: 24.10.2011)

3. T.Schuster, P. Weib. A New Approach to Competence-Based Business Partner

Profiles for Collaborative Business Process Management. // 11th IFIP WG 5.5 Working Conference on Virtual Enterprises. St. Etienne, France, October 2010. Proceedings. Springer, NY, 2010 — p. 356-363.

4. ISO/IEC TR 24763:2011. Information technology — Learning, education and training — Conceptual Reference Model for Competency Information and Related Objects. 55 p.

5. Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Information Systems. ACM, AIS. 2010. 94 p.

6. Зиндер Е.З., Юнатова И.Г. Перспективные архитектуры комплексных образовательных сред // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Доиздание сборника избранных трудов V Международной научно-практической конференции: учебно-методическое пособие. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. М.: ИНТУИТ.РУ, 2011. 137 с. С. 25-72.

7. Зиндер Е.З., Юнатова И.Г. Нормализованная метамодель компетенций, ориентированная на программы дополнительного профессионального образования в сфере ИКТ и смежные объекты // Открытое образование - 2011, №6.

8. Зиндер Е.З., Юнатова И.Г. Метамодель компетенций - аппарат интеграции программ профессионального образования, требований рабочих процессов и сертификации в сфере ИТ. // Современные информационные технологии и ИТ-образование// Сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина. М.: МГУ, 2011. Т. 1. 787с. (CD-ROM). С. 43-55.

9. Блинов В.И. и др. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. М.: ФГУ «ФИРО», 2010. 7 с.

10. Bloom B.S. (Ed.). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman. 1984. P. 201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.