Научная статья на тему 'От логико-грамматического к коммуникативно-деятельностному подходу в обучении русскому языку (из истории становления методики морфологии)'

От логико-грамматического к коммуникативно-деятельностному подходу в обучении русскому языку (из истории становления методики морфологии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА МОРФОЛОГИИ / ЧАСТЬ РЕЧИ / ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LANGUAGE PERSON (CONSCIOUSNESS) / MORPHOLOGY TECHNIQUE / PART OF SPEECH / THE LOGICAL-GRAMMATICAL APPROACH / THE COMMUNICATIVE ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вискова И. В.

В статье представлен анализ некоторых аспектов истории отечественной методики морфологии с точки зрения изменения тенденций обучения. В общих чертах дана история развития методики изучения грамматики от М.В. Ломоносова до наших дней, рассказано об учебных пособиях, использованных на разных этапах становления методики морфологии, о научных взглядах известных исследователей-методистов. Также в статье автор подробно останавливается на коммуникативно-деятельностном подходе, соответствующем содержанию современных стандартов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE LOGICAL-GRAMMATICAL APROACH TO THE COMMUNICATIVE ACTIVITY APPROACH (from the history of forming the methods of morphology)

The article presents material from the history of national science methodology. In general, given the history of the development methodology of teaching Russian language from MV University to the present day, told about the manuals, operating at different stages of development of science, of scientific views known to the researchers, methodologists. Also in the article, the author dwells on the communicative activity approach, the appropriate content of modern education standards.

Текст научной работы на тему «От логико-грамматического к коммуникативно-деятельностному подходу в обучении русскому языку (из истории становления методики морфологии)»

И.В. ВИСКОВА, преподаватель Московской финансово-юридической

академии; аспирантка кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного областного университета

Тел. 8 903 178 83 24; tuppence@yandex.ru

ОТ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО К КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМУ

ПОДХОДУ В обучении русскому ЯЗЫКУ

(из истории становления методики морфологии)

В статье представлен анализ некоторых аспектов истории отечественной методики морфологии с точки зрения изменения тенденций обучения. В общих чертах дана история развития методики изучения грамматики от М.В. Ломоносова до наших дней, рассказано об учебных пособиях, использованных на разных этапах становления методики морфологии, о научных взглядах известных исследователей-методистов. Также в статье автор подробно останавливается на коммуникативно-деятельностном подходе, соответствующем содержанию современных стандартов образования.

Ключевые слова: методика морфологии, часть речи, логико-грамматический подход, коммуникативно-деятельностный подход, языковая личность.

Методика преподавания русского языка как теоретическая наука прошла сложный путь становления и продолжает развиваться. В общих чертах методологическое содержание курса русского языка как учебной дисциплины определилось только к концу XX века.

В XIX веке не существовало единого подхода к школьной программе по русскому языку, и только в 1870-е годы появились первые программы, по которым можно было обучать школьников.

Еще М.В. Ломоносов понимал, что грамматика имела огромное значение для развития литературного языка и играла важную роль для образования учащихся. Именно грамматика являлась надежным средством в овладении теорией русского языка, и обучение детей родному языку без грамматики было бы бессмысленно. Поэтому опубликование «Российской грамматики» в XVIII в. явилось началом подлинно научной постановки преподавания русского языка в школе.

Так как филологическая деятельность М.В. Ломоносова является «исходной вехой всей лингвистической, а впоследствии и методологической науки» [4, 24], под влиянием его грамматических идей появились школьные грамматики А.А.Барсова, Е.Б. Сы-рейщикова, П.Соколова, В.П. Светова и др., которые периодически переиздавались.

В 1811 году появляется «Опытный способ к философическому познанию российского языка» И. Тимковского, представляющий собой содержание занятий по русскому языку в отечественной школе. Тимковский предлагал использовать эту методическую рекомендацию после изучения «Российской грамматики» М.В. Ломоносова или в совокупности с ней.

В 1831 г. А.Х. Востоков издал две учебные грамматики русского языка, краткую («Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях») и полную («Русская грамматика Александра Востокова, по начертанию его же сокра-

________ щенной грамматики полнее изложенная»), неоднократно переиздававшуюся в XIX в.

© И.В. Вискова

—----------------------------------------------------

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Методические взгляды К.Д. Ушинского заслуживают особого внимания.

Ушинский предлагал изучать язык в совокупности с грамматикой, одновременно не допуская, чтобы грамматика становилась единственной целью, которую необходимо достичь при изучении русского языка. Ученый выдвинул «принцип непременной связи теории и практики, знаний и навыков в педагогической работе учителя» [4, 27].

Знания в области теории должны приобретаться учениками естественным путем - «посредством наблюдения за живыми фактами родного языка, не допуская при этом никакого заучивания, тем более зубрежки правил» [4, 27].

Одной из основных заслуг Ушинского в области методики является то, что он не только разрабатывал методические принципы школьного обучения грамматике, но и описал методы, которыми должен пользоваться учитель.

Ф.И. Буслаев «считал, что гимназический курс русского языка должен изучаться дифференцированно: на низшей и высшей ступени обучения» [4, 25].

«На первой, низшей ступени отечественная грамматика, в связи с практическими упражнениями, предполагает две цели: образование и развитие детских способностей (общая грамматика) и безошибочное употребление русского языка словесно и письменно (частная грамматика). На высшей ступени грамматика является наукою: здесь выступает сравнительное и историческое языкознание в связи с чтением церковнославянской, древнерусской и новой литературы» [2, 258].

В книге «О преподавании отечественного языка» Буслаев использует практические приемы для осмысления частей речи и частей предложения, отказываясь от формального развития мышления школьника: работа над мышлением ребенка должна быть материальна, вещественна, надо учить мыслить на конкретном содержании [2].

Буслаев противопоставляет свою систему предшествующим, находит недостатки в грамматиках Востокова и Греча, замечая, что оба филолога рассматривают грамматику только с научной стороны, не учитывая личность учащегося. Мысль, что развитие личности - необходимое и важнейшее условие усвоения грамматики - является «краеугольным камнем всей методики» [2, 20]. Систему учащиеся постигают через «мышление, действование, ощущение», как совокупность того, что выражается языком.

Одно из важных мест грамматика занимает в методической системе И.И. Срезневского.

Срезневский утверждал, что ребенок «может

с успехом начать трудиться для своего образования и умом и памятью самостоятельно и начать заниматься науками как науками» [4, 29].

В 1871 году выходит в свет труд «Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте», где Срезневский говорит, что «разделение слов языка на разряды, различение так называемых «частей речи» основано ... на требовании разума» [5, 87]. Он считал, что детям нужно объяснять только то, что можно объяснить разумно, и нельзя приучать их к «искусственной раскладке» слов на части речи. Срезневский сомневался в правильности обычного распределения слов по частям речи, говоря, что нельзя причислить к какой-либо части речи какое-то слово только потому, что оно может употребляться в значении той части речи [5].

Срезневский, как и Буслаев, «осуждал формализм в преподавании грамматики, требовал, чтобы учитель постоянно проявлял заботу о сознательном усвоении грамматических явлений русского языка в единстве их формы и содержания» [4, 30].

Таким образом, начавшаяся еще в первой половине XIX века прогрессивная линия в методике преподавания русского языка получила свое продолжение в следующие десятилетия в трудах таких замечательных ученых-методистов, как Л.И. Поливанов, В.Я. Стоюнин, В.П. Шереметевский, Н.Ф. Бунаков и др. [4, 30].

Цели и принципы обучения родному языку, ко -торые открыл Шахматов, связанные с ориентацией на живую речь и поэтапным усвоением знаний, используются и в современной практике.

«В первые годы революции преподавание русского языка в школе находилось под большим влиянием решений Первого Всероссийского съезда учителей русского языка, отразивших мысли прогрессивных методистов» [4, 32]. Господствующим стало формально-грамматическое учение академика Ф.Ф. Фортунатова.

В конце 20-х годов XX века появились два варианта программ: один - для городской школы, другой - для сельской. Грамматический материал был представлен в программах без всякой системы и в крайне ограниченном объеме. Но, начиная с 1927 года, благодаря А.М. Пешковскому в программах была восстановлена в правах грамматика.

В 20-х гг. были широко распространены учебники, основанные на формально-грамматической точке зрения на язык, - пособия C. Горового (1922), П. А. Дуделя (1924), A.M. Пешковского (1925, 1926), С.И. Абакумова (1923, 1929 и 1930), Ф.А. Фридлянд, Е.Г. Шалыт (1924), А.Б. Шапиро

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

fcscs

(1925), Д.Н. Ушакова (1926) и др. Они были различны по содержанию, включали грамматику, орфографию и пунктуацию (иногда - развитие речи). Способом изложения материала служил метод наблюдения над языковыми фактами.

А.М. Пешковский настаивал на высоком теоретическом уровне в преподавании русского языка, предлагал ввести научный принцип, который мог быть основан на знании грамматической теории [4].

1945-1960 гг. названы в отечественной методике «периодом преодоления методологических ошибок в языкознании и ошибочных влияний в методике русского языка» [4, 32].

С 1960 года начинается «период совершенствования учебно-воспитательной работы советской школы», издается программа, по которой основной материал должен изучаться в IV-VII классах [4, 32].

Методисты А.В. Текучев и Л.П. Федоренко пришли к разрешению вопроса частнометодических методов обучения русскому языку, а профессор Т. А. Ладыженская создала методическую систему развития устной и письменной речи [3].

Позже работы отечественных методистов (М .Т. Баранова, В.И. Лебедева, В.П. Озерской, М.М. Разумовской и др.), а также исследования психологии и педагогической психологии (Н.И. Жинки-на, С.Ф. Жуйкова, Н.А. Менчинской, В.В. Давыдова и др.), заставили обратиться к проблемам развивающего и дифференцированного обучения.

Пройдя в своем развитии многоразнообразные этапы, методика подошла к последнему на сегодняшний день - альтернативно-поисковому - ком -муникативно-деятельностному подходу, при кото -ром происходит создание условий для самореализации учащихся: «.. .в настоящее время в качестве основополагающих ценностей преподавания выдвигается гуманизация процесса обучения русскому языку, уважение к личности обучаемого, а главной целью педагогического процесса становится воспитания языковой личности школьника» [1, 15].

Таким образом, объектом методики обучения русскому языку становятся «педагогические процессы учения-обучения, воспитания и развития языковой личности школьника», а «предметом. учебно-воспитательный процесс изучения русского языка». [1, 18]. К началу XXI века тенденции личностно-ориентированного подхода были зафиксированы учеными-методистами во многих научных исследованиях, а вслед за этим было обозначено поле поиска подходящих технологий для реализации названного подхода. Основные концептуальные положения методической науки были сформулированы в Стандартах школ России первого поколения. Обучение на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению русскому языку вполне соответствует современным вызовам общества, что и нашло отражение в требованиях Стандартов образования уже последнего (третьего) поколения.

Библиографический список

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. - М.: КНОРУС, 2007. - 464 с.

2. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Вступ. статья «Акад. Федор Буслаев и его значение для школы», с. 3-28, ред. и комментарии проф. Е.Н. Петровой. Л., Учпедгиз, Ленигр. отд-ние, 1941. - 248 с.

3. Донская Т.К., Карамышева С.Н. Краткие очерки истории методики преподавания русского языка. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002. - 113 с.

4. Лапатухин М.С. Методика русского языка в средней школе. - Калинин, 1974. - 324 с.

5. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. Из бесед И.И. Срезневского . Спб., тип Акад. наук, 1899.

I.V. VISKOVA

FROM THE LOGICAL-GRAMMATICAL APROACH TO THE COMMUNICATIVE ACTIVITY APPROACH (from the history of forming the methods of morphology)

The article presents material from the history of national science methodology. In general, given the history of the development methodology of teaching Russian language from MV University to the present day, told about the manuals, operating at different stages of development of science, of scientific views known to the researchers, methodologists. Also in the article, the author dwells on the communicative activity approach, the appropriate content of modern education standards.

Key words: morphology technique, part of speech, the logical-grammatical approach, the communicative activity approach, language person (consciousness).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.