Научная статья на тему 'От купца до челнока, или современный портрет работников городского рынка'

От купца до челнока, или современный портрет работников городского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фаузер В.В.

Торговый люд на Руси всегда занимал достойное место и сыграл не последнюю роль в становлении могущества российского государства. Незамеченный и особо не отмеченный наградами и вниманием купец стал основой процветания России. Об этой стороне как-то не принято было говорить, все более отмечались отрицательные стороны российского купечества: жадность, невежество, жестокость. Современные купцы торговцы и челноки -также оказывают немалое влияние на экономику России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От купца до челнока, или современный портрет работников городского рынка»

Торговый люд на Руси всегда занимал достойное место и сыграл не последнюю роль в становлении могущества российского государства. Незамеченный и особо не отмеченный наградами и вниманием купец стал основой процветания России. Об этой стороне как-то не принято было говорить, все более отмечались отрицательные стороны российского купечества: жадность, невежество, жестокость. Современные купцы - торговцы и челноки -также оказывают немалое влияние на экономику России.

От купца до челнока, или современный портрет работников городского рынка

В. В. ФАУЗЕР, доктор экономических наук, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар

На протяжении столетий в российском обществе складывалось далеко не однозначное отношение к купцу - человеку, занимающемуся частной торговлей. С долей пренебрежения и высокомерия смотрело на него дворянство, с завистью к его капиталам - стоящие ниже. С точки зрения российской интеллигенции, купец олицетворял ценности материальные, земные, грубые; те, что делали одних хозяевами жизни, а других вынуждали им служить1.

Вот обобщенная характеристика российского купца.

1. Грамотный, если не сказать образованный человек; он умеет читать, писать и бегло вести счет. Кроме того, он владеет или, по крайней мере, понимает чужие языки настолько, чтобы не доверяться исключительно толмачу (переводчику) в таком важном деле, как торговая сделка.

1 КорневГ. История розницы в России: государство и торговцы - друзья или враги? // Мегсипш. 2005. № 4. С. 44-46; Спесивцев Л. Я. Купец в России -больше чем купец // ЭКО. 2005. № 11. С. 180-186.

© ЭКО 2006 г.

2. Человек не робкого десятка, умеющий при необходимости постоять за себя, иначе говоря - физически крепкий, стойкий и мужественный, готовый к схватке с опасностью на суше и на море.

3. Человек беспокойный по натуре, обуреваемый жаждой странствий и новых приключений.

4. Личность, нацеленная на познание нового, неизведанного. Не случайно именно из беспокойного купеческого племени вышли все знаменитые землепроходцы и первооткрыватели Севера, Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Аляски и др.

5. Самый энергичный инициатор и вдохновитель колонизации новых земель как вероятных рынков сбыта своих товаров и новых источников сырья. Купечество во всех странах подталкивало свои правительства к насильственному захвату чужих земель, не останавливаясь перед применением вооруженной силы.

6. Именно в купеческой среде сформировалась и окрепла идея необходимости экономической свободы как двигателя цивилизованного прогресса; третье сословие (буржуазия) как на Западе, так и в России поднялось и выросло на купеческих дрожжах.

7. Неоценима роль купечества в широком распространении культурных ценностей своего времени. Культуртрегерская миссия купечества способствовала сближению народов, их духовному взаимопониманию.

8. На протяжении многих столетий купечество выполняло функцию важнейшего информационного источника, поставщика сведений о событиях и социальных процессах в стране и далеко за ее пределами.

9. Характерной, социально типичной чертой купечества является обостренная жажда прибыли, которая пронизывает и венчает перечисленные свойства «купеческой породы»2.

В современной истории торговый люд, городские рынки и челночная торговля вновь стали той стартовой площадкой, где начал формироваться новый класс предпринимателей.

2 Галаган А. А. История предпринимательства российского. От купца до банкира. М.: Ось-89, 1997.

Челночный бизнес как экономический феномен возник в конце ХХ века. «Челноки» (физические лица или индивидуальные частные предприниматели) занимались покупкой товаров в одном месте и перепродажей их с целью получения прибыли - в другом. В начале 1990-х годов они сделали то, что оказалось не по силам разваливавшемуся государству, а потом и отдельным республикам на постсоветском пространстве - в короткий срок накормили, напоили и одели граждан.

Своевременность возникновения челночного бизнеса как ответа на развал социалистической плановой экономики, массовое высвобождение работников, их повальное обнищание трудно переоценить. Многие исследователи считают, что занятие малым торговым бизнесом помогло экономически выжить миллионам россиян, по тем или иным причинам оказавшимся без работы и средств к существованию. И это несмотря на то, что большая часть населения считала для себя зазорным, стыдным заниматься торговлей.

Представляет несомненный интерес: кто они, основатели малого торгового бизнеса России, каковы их качественные характеристики, что их отличает от остального населения.

Чтобы получить обобщенный портрет работников городского рынка, в большинстве своем челноков, в марте-апреле 2005 г. на городском рынке Сыктывкара был проведен социологический опрос 275 человек. Был также проведен сравнительный анализ результатов исследования с результатами опроса торговцев рынка г. Сыктывкара в 1996 г.3 (опрошено 287 чел.), и с материалами Всероссийской переписи населения 2002 г.

Купцы современности

В 1990-е годы на рынке начала формироваться группа мелких собственников. Каждый из них одновременно был и владельцем капитала, и работником. Ради осуществления замыслов они пускали в оборот все свои сбережения, нередко привлекая и кредиты.

3 Ильина М., Ильин В. Торговцы городского рынка: штрихи к социальному портрету // ЭКО. 1998. № 5. С. 103-120.

Поскольку банковские ссуды мелким собственникам были недоступны, они прибегали к краткосрочным займам у друзей и знакомых, порой возвращая их товаром. Себя они чаще всего называли «хозяевами» или «бизнесменами», что свидетельствовало о появлении классового самосознания. Если бизнес развивался удачно, то со временем возникала дилемма: либо пустить основную часть дохода на потребление («проесть»), либо расширить дело. В последнем случае возникала необходимость в наемных работниках.

При этом челнок оставлял за собой задачи, требующие более высокой квалификации и ответственности: закупку и транспортировку товара, финансовое управление. На более высоких ступенях развития бизнеса собственник нанимал не только продавца, но и опытного закупщика, чаще всего в Москве или Санкт-Петербурге.

Грань, отделяющая собственников от продавцов, неустойчива. По данным опроса 1996 г., из 287 человек 18,1% начинали в качестве наемных продавцов, а потом перешли в разряд собственников, 8,7% - наоборот, начав в качестве самостоятельных хозяев, скатились на более низкую ступень4.

Успех рыночной торговли, качество предоставляемых услуг во многом зависят от человеческих ресурсов, выбравших для себя местом работы городской рынок. Однако ни в советские годы, ни в период рыночных реформ ни одно профессиональное образовательное учреждение не взяло на себя труд по подготовке торговых работников для городских рынков.

Большинство населения представляют работников городских рынков как людей, не сумевших вписаться в рыночные условия и оставшихся без работы, как маргинальные элементы, живущие разовыми заработками, или лиц кавказской национальности. Получается, что общество сегодня не может обойтись без продовольственных и вещевых рынков и в то же время они выступают в глазах населения местом, где идет стихийное формирование кадрового потенциала с нежелательными качественными характеристиками, счита-

4 Ильина М., Ильин В. Указ. соч.

ется, что это место работы непривлекательное, ведущее по социальной лестнице на дно общества.

Гендерная структура. Подавляющая часть занятых на городском рынке (93,1%) - женщины. В разрезе отдельных национальностей соотношение между мужчинами и женщинами несколько иное. Например, доля женщин среди украинцев составила 100%, коми - 97,4%, русских - 94%, белорусов - 90%, татар - 85,7%, других национальностей -62,5%. Это, по мнению ряда авторов, обусловлено социально-культурными факторами5.

В 1996 г. половое соотношение работников городского рынка было более «ровным»: на женщин приходилось 59,6%. С учетом этнического фактора разделение торговцев по половому признаку выступает еще более выпукло. У выходцев с Кавказа торгуют почти исключительно мужчины: осенью 1996 г. 95,2% - в будни и 93,7% - в выходные дни. По данным зимнего опроса, проведенного среди азербайджанцев (31 чел.), среди них не было ни одной женщины.

В группе, условно названной коми-славянской, наоборот, превалировали женщины. Согласно летнему наблюдению в 1996 г., их доля составляла 72,6-79,8%. Зимний выборочный опрос 213 чел. дал почти те же результаты - около 72%. Среди них есть и мелкие собственники, и наемные работники.

В 1996 г. среди зарегистрированных безработных в целом по республике доля женщин составляла 60,1%, в 2004 г. - 63,1%. Происшедшие позитивные изменения в экономике позволили большей части мужчин вернуться либо к прежним занятиям, либо на новые производства с мужской структурой рабочих мест.

Причин, по которым на рынке преобладают женщины, достаточно много. Остановимся на этом факте более подробно, поскольку остальные демографические характеристики не так значимы для раскрытия портрета работников городского рынка.

5 Ильин В. И. Социальное неравенство / Центр социологического образования института социологии РАН. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000.

Корни этого явления нетрудно обнаружить в культурных стереотипах. У нас бытуют расхожие представления, что женщина ради семьи может пожертвовать профессией, квалификацией, карьерой. Кроме того, жена обычно имеет меньшую зарплату по сравнению с мужем, и поэтому меньше рискует, пробуя себя на рынке. Женщины чаще оказываются за прилавком, потому что многие мужчины с трудом идут на понижение своего социального статуса, воспринимают это как унижение.

Советская традиция предполагает, что женщина наряду с мужчиной является кормильцем семьи, а условия труда в феминизированных профессиях (врач, бухгалтер, учитель) предполагают относительно большие отпуска. Эти сферы остаются бюджетными и потому выталкивают женщин во вторичную занятость, порой становящуюся основной6.

Сами челноки считают, что у женщин лучше вкус при выборе товара, большая компетенция в вопросах моды, меньше проблем с органами власти, они более коммуникабельны и т. д. Часто женственность и сексуальность используются как своеобразный ресурс при приобретении товара: условно идет обмен обаяния на скидку на товар, которую могут предложить мужчины-торговцы.

Возрастная структура. Работа под открытым небом, в любую погоду, порой в антисанитарных условиях, длительные поездки за товаром невозможны или очень трудны без отменного здоровья или молодости. Поэтому вполне закономерно, что челночной деятельностью и торговлей на городских рынках занято так много молодежи. Опрошенные работники распределились следующим образом: до 24 лет - 34,9%, 25-29 - 19,6%, 30-34 -14,5%, 35-39 -11,3%, 40-44 - 11,3%, старше 45 лет - 8,4%. То есть 54,5% работников - лица в возрасте до 29 лет. Аналогичные результаты были получены в 1996 г. - менее 13% среди опрошенных на рынке составили лица 46 лет и старше7.

6 Андреева Т. Челночный бизнес как стратегия домохозяйства: анализ результатов эмпирического исследования // Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов. Сб. науч. статей / Под ред. Л. Н. Попковой, И. Н. Тартаковской. Самара: изд-во «Самарский ин-т», 2003. С. 120-142.

7 Ильина М., Ильин В. Указ. соч.

Рынок требует от человека значительной гибкости, которая во многом зависит от возраста. На советских колхозных базарах главными фигурами были старушки, которые не считали зазорным слыть частниками. Сейчас же, безусловно, в это дело втягиваются люди самого активного возраста.

Челноки часто говорят о тяжелых условиях труда на открытых вещевых рынках и в поездках, которые влекут за собой «профессиональные» заболевания: «Со здоровьем тяжело - на рынке все больные. Простуженные все, у всех позвоночники болят» (Елена, 34 года). Водитель «челночного» автобуса: «Жалко девчонок, они через три года уже больные все. И в мороз стоят, и в жару. Автобус иногда ломается зимой, можно и сутки на морозе простоять» (Александр, 42 года).

Часто через 3-4 года здоровье утрачивается, и это становится барьером для продолжения работы8. Материалы выборочного обследования показали прямую зависимость между возрастом работников городского рынка и оценкой ими состояния своего здоровья (табл. 1).

Таблица 1

Распределение работников городского рынка по уровню здоровья, в зависимости от возраста, %

Оценка своего здоровья

Возраст, лет хорошее, особых жалоб нет в последнее время здоровье стало хуже постоянно себя плохо чувствуют страдаю хроническими заболеваниями иное

До 24 61,5 28,1 2,1 7,3 1,0

25-29 51,8 40,7 1,9 1,9 3,7

30-34 48,7 35,9 2,6 12,8 0,0

35-39 32,3 38,7 3,2 19,4 6,4

40-44 35,5 38,7 3,2 22,6 0,0

45 и более 34,8 39,1 4,4 21,7 0,0

С возрастом ухудшение здоровья - налицо, что особенно заметно по наличию хронических заболеваний.

8 Андреева Т. Указ. соч.

Этническая структура. В большинстве случаев она отражает этническую структуру региона, где расположена организация. Сыктывкарский рынок - тому потверждение.

По национальности среди респондентов преобладают русские - 54,4%, затем следуют коми - 27,7%, украинцы -5,8%, белорусы - 3,6%, татары - 2,6%, другие национальности - 5,9%. Отсутствие представителей кавказских национальностей связано с тем, что они попали в разряд прочих. С одной стороны, это объясняется тем, что они, как правило, являются собственниками и не стоят за прилавком. С другой стороны, представители кавказских национальностей крайне неохотно шли на контакт и, ссылаясь на незнание русского языка, называли себя «прочими».

В исследовании 1996 г. были представлены все этнические группы. Среди торговцев русских было 41,5%, коми -21,6%, украинцев и белорусов - 11,2%; азербайджанцев -11,1%, других национальностей - 14,6%9. Объяснить это можно тем, что десять лет назад не так остро стоял вопрос о гражданстве, регистрации иностранцев, разрешении работать в России и т. д.

Образование. Работники Сыктывкарского городского рынка достаточно образованны: 21,1% имеют высшее или незаконченное высшее профессиональное образование, 33,5% - среднее специальное профессиональное образование, 24,4% окончили профессионально-техническое училище, у 21% общее полное и неполное образование. Это -представители сферы образования, медицины, бывшие военнослужащие, выпускники профессиональных образовательных учреждений, библиотекари и т. д.

Семейный статус. Среди работников городского рынка довольно высока доля не состоящих в браке - 32,7%. В зарегистрированном браке состоит 34,2%, в незарегистрированном - 19,6%, разведенных - 9,1%, 4,4% - вдовцы.

По данным опроса 1996 г., 60,3% - люди семейные, причем имеющие полные семьи. Значительна доля неженатых - 27,5%, а 12,2% - разведенные. Мы склонны считать, что сюда же вошли и вдовые.

9 Ильина М., Ильин В. Указ. соч.

Насколько значим семейный статус для развития челночного бизнеса? Большинство респондентов отмечают, что работающий супруг (супруга) позволяет «второй половине» не бояться риска. Удачный эксперимент, как правило, приводит к тому, что торговля на рынке становится семейным занятием, в котором супруги и дети выполняют разные виды работ. Челноки твердо убеждены, что этим видом бизнеса выгодно заниматься только при условии, что это «семейный бизнес», и в него активно включено все домохозяйство10.

Женщины-челноки часто отмечают: если муж не хочет идти на уступки и помогать в домашнем хозяйстве и в воспитании детей, то им проще развестись и остаться без мужа либо выйти замуж за коллегу по бизнесу, что случается достаточно часто.

В исследовании 1996 г. так обстоят дела у 57% представителей коми-славянской группы. В азербайджанском мире бизнес - дело сугубо мужское. Жены остаются на родине, а мужья месяцами ведут торговлю в России.

Положение наемных продавцов характеризуется иными показателями. Среди них много людей молодых, не успевших обзавестись семьей, и пожилых, потерявших близких (почти все торгующие пенсионерки - вдовы). В группе семейных продавцов доминировали женщины, имеющие детей, но не имеющие мужа11.

Жилищные условия. Наличие или отсутствие благоустроенного жилья является мощным фактором при выборе жизненной стратегии. Отсутствие жилья заставляет челноков более ответственно относиться к своему бизнесу, думать о его развитии: появление стабильного дохода позволяет приобретать благоустроенное жилье. Опрошенные работники рынка имеют следующие жилищные условия: благоустроенная отдельная квартира - 48,2%, благоустроенная коммунальная квартира - 6,9%, неблагоустроенная отдельная квартира - 7,7%, собственный дом - 9,1%, снимают жилплощадь - 23,4%, 4,7% имеют разного вида благоустроенное и неблагоустроенное жилье.

10 Андреева Т. Указ. соч.

11 Ильина М., Ильин В. Указ. соч.

Работники рынка как часть населения Сыктывкара

Нам представляется, что сравнение социально-демографических характеристик выборочной совокупности 2005 г. с материалами переписи населения 2002 г. позволит выявить имеющиеся отличия работников городского рынка от работников других организаций г. Сыктывкара (табл. 2).

Пол. По данным переписи, доля мужчин в Сыктывкаре составляет 47,9%, женщин - 52,1%. В то же время доля женщин, занятых в сфере торговли, значительно выше - 66,7%.

Возраст. На городском рынке работает более молодое население. Особенно заметно превышение в возрастной группе до 24 лет. Начиная с 40 лет, на городских рынках наблюдается меньше лиц старших возрастов, чем в целом по населению города.

Таблица 2

Сравнительный социально-демографический портрет жителей г. Сыктывкара и работников городского рынка, %

Социально-демографические характеристики Работники городского рынка, 2005 г. Перепись населения, 2002 г., г. Сыктывкар*

Пол

Мужчины 6,9 45,8

Женщины 93,1 54,2

Возраст, лет

20-24 34,9 15,3

25-29 19,6 13,6

30-34 14,5 11,3

35-39 11,3 11,1

40-44 11,3 13,2

45 и более 8,4 35,5

Национальность

Коми 27,7 30,7

Русские 54,4 58,6

Украинцы 5,8 3,9

Белорусы 3,6 1,2

Татары 2,6 0,6

Другие 5,9 5,0

Окончание табл. 2

Социально- Работники Перепись

демографические городского рынка, населения, 2002 г.,

характеристики 2005 г. г. Сыктывкар*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образование

Высшее и незаконченное

высшее профессиональное 21,1 22,5

Среднее профессиональное 33,5 35,1

Начальное

профессиональное 24,4 10,5

Среднее (полное) общее 14,5 15,2

Основное общее

и начальное 6,5 16,7

Семейное положение

Никогда не состоявшие

в браке 32,7 27,8

Состоящие в зарегистри-

рованном браке 34,2 46,2

Состоящие в незарегистри-

рованном браке 19,6 8,0

Вдовые 4,4 8,7

Разошедшиеся 9,1 9,3

Наличие детей**

Детей нет 41,8 17,1

Один ребенок 30,5 36,5

Двое детей 24,4 37,9

Трое детей 2,9 6,9

Четверо детей 0,4 1,0

Пять и более детей - 0,6

Жилищные условия

Отдельная квартира 55,9 78,3

Коммунальная квартира 6,9 1,5

Индивидуальный дом 9,1 3,5

Снимаю жилье 23,4 3,8

Другое 4,7 12,9

* Сколько нас? Статистический сборник.- Сыктывкар: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2005. - 112 с.

** Городское население, занятое в экономике Республики Коми.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 6 ЭКО № 8, 2006

Национальность. Среди работников городского рынка доля коми и русских ниже, чем в населении г. Сыктывкара. Однако выше доля украинцев, белорусов и татар.

Присутствие на городском рынке значительного числа лиц кавказской национальности связано не столько с работой, сколько с выполнением ими ряда иных функций, их образом жизни. Наблюдения показывают, что рынок для них - это место встречи, где они могут обсудить свои дела, узнать, что делается на Родине. Или, по замечанию одного из респондентов: «Рынок - это просто место, где они могут шататься безо всякой цели, изо дня в день, с утра до вечера».

Образование. Структура образовательного уровня в обеих совокупностях имеет очень много схожего. Почти одинаковая доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием, а также лиц, имеющих среднее профессиональное образование (техникум, медицинское училище). Однако среди работников городского рынка значительно выше доля людей с начальным профессиональным образованием - на 13,9 п. п., в то время как в г. Сыктывкаре значительно выше доля лиц, имеющих основное общее и начальное образование.

Если учесть, что в г. Сыктывкаре находится академическая наука, вузы, республиканская администрация, учреждения культуры, то смело можно утверждать, что работники городского рынка имеют лучший образовательный уровень по отношению к жителям своего города. Поэтому мнение населения г. Сыктывкара о низкой грамотности работников городского рынка несостоятельно.

Семейное положение. На рынке, ввиду молодой структуры, в 1,2 раза выше доля лиц, никогда не состоявших в браке, и в 2,5 раза - тех, кто состоит в незарегистрированном браке. В то же время на городском рынке меньше работает женщин, имеющих семью (на 12 п. п.) и вдовых. Доля разведенных примерно одинакова.

Наличие детей. Наличие детей и связанные с этим обязательства (кормить, одевать, дать образование, помочь устроиться в жизни) предполагают от родителей значительных финансовых и временных затрат. В этом плане

городской рынок одним помог с работой и материальной поддержкой, другим - подобрать удобный график работы и возможность воспитывать детей.

У работников городского рынка, в отличие от жителей г. Сыктывкара, ниже детность: 41,8% - не имеют детей, у 30,5% - один ребенок, у 24,4% - двое, у 3,3% - три и более детей. Среднее число детей у городских жителей Республики Коми, занятых в экономике, составляет 1,4 ребенка, а у работников городского рынка - 0,9.

Детность семьи зависит от многих факторов, но определяющими являются возраст и брачное состояние. Зависимость между детностью, возрастом и семейным статусом у работников городского рынка отражена в табл. 3.

Таблица 3

Распределение работников городского рынка по количеству детей в зависимости от возраста и брачного состояния, %

Социально-демографическая характеристика Н.оличество детей Среднее количество детей

нет один двое три и более

Семейное положение

Никогда не состоявшие

в браке 86,7 12,2 1,1 0,0 0,1

Состоящие в зарегистри-

рованном браке 11,7 35,1 48,9 4,3 1,5

Состоящие в незарегистри-

рованном браке 38,9 42,6 18,5 0,0 0,8

Разошедшиеся 20,0 44,0 16,0 20,0 1,4

Вдовые 0,0 50,0 50,0 0,0 1,5

Возраст, лет

До 24 88,5 11,5 0,0 0,0 0,1

25-29 44,5 44,4 11,1 0,0 0,7

30-34 7,5 57,5 32,5 2,5 1,3

35-39 0,0 35,5 58,1 6,4 1,7

40-44 3,2 19,4 64,5 12,9 1,9

45 и более 8,7 39,1 43,5 8,7 1,5

Отсутствие детей наиболее характерно для работников в возрасте до 24 лет и 25-29 лет. В этой возрастной когорте отсутствуют третьи дети. Для старших возрастов харак-

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 6*

терно наличие одного-двух детей. Наиболее наглядно реализацию репродуктивной функции в зависимости от возраста видно по среднему числу детей: 0,1 в возрасте до 24 лет, 1,9 в возрасте 40-44 года и 1,5 ребенка - у старшей возрастной группы. Наиболее высокая детность - у состоящих в официально зарегистрированном браке и у тех, где он распался. У не успевших создать семью или состоящих в незарегистрированном браке детность варьируется от 0,1 до 0,8.

Собственники и наемные работники. Выборочное обследование работников городского рынка выявило, что 21,5% среди них являются собственниками торговой точки (товара), остальные - наемные работники. Для сравнения: в Республике Коми в 2002 г. среди всего населения, занятого в экономике, 96,3% работали по найму и только 3,7% являлись собственниками. Среди работников сферы обслуживания, ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности работающие по найму составили 93,7%.

За прошедшие годы среди работников городского рынка произошло уменьшение доли собственников у представителей всех национальностей. На заре рыночных отношений каждый торговец считал себя собственником. В последующем произошло юридическое оформление права собственности и концентрация капитала у меньшего их числа. Однако необходимо отметить, что среди работников-кавказцев доля собственников остается самой высокой (табл. 4).

Этому факту есть объяснение. Опрос жителей г. Сыктывкара показал, что большинство населения предпочитает покупать у продавцов славянской внешности. Они ненавязчивы, дают спокойно посмотреть товар, отойти подумать и т. д. Что говорят про «кавказцев»: «Эти же, как мухи, вцепятся и по всему рынку носятся за тобой. Лучше к ним не подходить». «Купишь у них товар, или обвешают, или брак подсунут, а обратно не берут, да еще и нахамят» и пр. Поэтому выходцы из закавказских республик вынуждены брать для торговли наемных работников славянской внешности, несмотря на то, что их бизнес частенько «едва дышит». К аналогичным выводам пришли и исследователи в 1996 г.

Таблица 4

Распределение работников городского рынка на собственников и наемных работников в зависимости от национальной принадлежности, %

Национальность Год Являются собственниками

Да Нет

Коми 1996 2005 51,6 11,8 48,4 88,2

Русские 1996 2005 54,6 23,5 45.4 76.5

Украинцы 1996 2005 65,4 18,8 36,6 81,3

Белорусы 1996 2005 33,4 10,0 66,6 90,0

Другая 1996 2005 73.2 56.3 26,8 43,8

Справочно:

Азербайджанцы 1996 78,1 21,9

Татары 2005 28,6 71,4

Чтобы стать собственником, нужны определенные личностные качества, возможности семьи или близкого окружения, благоприятная внешняя среда. Каждый из названных факторов имеет на определенной жизненной стадии свое решающее значение. Рассмотрим лишь некоторые: пол, возраст, образование (табл. 5).

Можно отметить следующее. Во-первых, среди мужчин в 4,2 раза больше собственников, чем среди женщин. Во-вторых, с увеличением возраста доля собственников значительно возрастает. К 39 годам их доля достигает своего максимума, а затем незначительно снижается. Разница в полярных значениях составляет 8,7 раз. В-третьих, что особенно важно, образование является решающей качественной характеристикой, позволяющей говорить: образование - это путь к успеху.

В заключение отметим, что городской рынок - это не только место удовлетворения потребностей населения в про-

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Являетесь ли Вы собственником?» в зависимости от пола, возраста и образования, %

Социально-демографическая Являются собственниками

характеристика Да Нет

Пол

Мужчины 73,7 26,3

Женщины 17,6 82,4

Возраст, лет

До 24 5,2 94,8

25-29 18,5 81,5

30-34 22,5 77,5

35-39 45,2 54,8

40-44 38,7 61,3

45 и более 39,1 90,9

Образование

Основное общее и начальное 11,1 88,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднее (полное) общее 15,0 85,0

Начальное профессиональное 19,4 80,6

Среднее профессиональное 20,7 79,3

Высшее, незаконченное высшее 32,8 67,2

мышленных и продовольственных товарах, но и местом работы для значительного числа жителей г. Сыктывкара и представителей СНГ. Поэтому муниципальные власти должны больше внимания уделять городским рынкам и его работникам. Они этого заслуживают.

Уважаемые читатели!

В № 7 в статье М. Э. Буяновой допущена ошибка. На с. 68 2-й снизу абзац следует читать: «В середине XV века в основном было создано ядро русского национального государства. Владения Великого князя Московского охватывали территорию 430 тыс. кв. км с населением 5 млн человек».

Приносим свои извинения!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.