Научная статья на тему 'ОТ КРИЗИСА ДО РАСЦВЕТА: СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ В ОЦЕНКАХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ОТ КРИЗИСА ДО РАСЦВЕТА: СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ В ОЦЕНКАХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ВООБРАЖАЕМОЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПАРАМУЗЕЙ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ КРИТИКА / ФИЛИАЛ / ИММЕРСИВНАЯ ВЫСТАВКА / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ВЫСТАВКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шоломова Татьяна Валентиновна

Статья посвящена противоречивым оценкам состояния музея в современной музейной критике: музеи переживают либо затянувшийся кризис, либо «золотой век». Претензии высказываются также и публике: люди всё больше предпочитают приходить в музеи, чтобы развлечься, особенно при помощи новых технологий, а не с научной и познавательной целью и не ради исполнения гражданского долга (приобщения к национальному достоянию). Рассмотрены актуальные задачи музея: формирование «национального воображаемого», поддержание государственной идеологии, служение научным и образовательным центром, развлечение и др. Показано, что задача эстетическая находится на последнем месте. Однако современные отрицательные отзывы о состоянии музея как социокультурного института вызваны как раз всеобщим подозрением, что именно эта задача вышла на первый план. Для того чтобы правильно оценить происходящее, современные подходы к обязанностям музея и запросам широкой публики, следует учесть имеющиеся точки зрения - как в отечественной, так и в зарубежной специальной литературе. К анализу ситуации привлечены данные из интернет-ресурсов, специализирующихся на освещении современного арт-рынка, который далеко не безразличен к музейной политике. В статье сравниваются различные подходы к сложившейся ситуации, формулировки исторически приписываемых музею целей и задач, приводится обзор актуальных выставок и используемых высоких технологий, рассматривается изменение музейной политики в целом (заметим: то, что 10 лет назад рассматривалось как профанация великой идеи, сегодня стало культурной нормой). По итогам проведенного исследования сделан вывод: современные музеи, действительно, предельно коммерциализированы. В музейных магазинах продают самые неожиданные сувениры, а парамузеи откровенно паразитируют на турпотоке крупных музеев. В целом отмечено, что они не стесняются извлекать прибыль любым путем, хотя и считают своим долгом ворчать по поводу падения культурных запросов публики. Вместе с тем интерес к музеям у широких слоев населения сохраняется по-прежнему высоким, поэтому говорить о широкомасштабном кризисе современного музея можно лишь с очень большой натяжкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM CRISIS TO REBIRTH: MODERN MUSEUMS AS ASSESSED BY SPECIALISTS

The article is devoted to conflicting assessments of the state of the museum in contemporary museum criticism: museums are experiencing either a protracted crisis or the Golden Age. The public is also criticized: people prefer to come to museums in order to be entertained with the help of new technologies and to achieve a scientific goal, and not in order to fulfill their civic duty (appreciating national treasure). In general, among the objectives of the museum (to form a “national imaginary”, to support a state ideology, to serve as a scientific and educational center, to entertain and give pleasure), the aesthetic is in the last place, but the current negative views about the state of a museum as a sociocultural institution are caused by the general suspicion that aesthetics has come to the fore as the most important factor. In order to correctly assess what is happening, modern approaches to the duties of the museum and the needs of the general public need to take the existing points of view on this subject in both Russian and international specialized literature into account. The analysis of the situation also involves data from Internet resources specializing in reporting on the modern art market, which is closely tied to museum politics. The article compares various approaches to the current situation: the goals and objectives historically attributed to the museum, a review of current exhibitions and of the technology used, a change in museum policy as a whole (in particular the fact that what was considered a profanation of a great idea 10 years ago has become a cultural norm today). Based on the results of the study, the following conclusion can be made: modern museums are indeed extremely commercialized. The most unexpected souvenirs are sold in museum stores. Para-museums openly parasitize on the tourist flow of large museums. More than that, nobody thinks twice about making a profit in any possible way, while simultaneously grumbling about the fall in cultural demands of the public. However, interest in museums among the general population remains unchanged, so asserting the widespread crisis of the modern museum is a very big stretch.

Текст научной работы на тему «ОТ КРИЗИСА ДО РАСЦВЕТА: СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ В ОЦЕНКАХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

" О ,_,

музеи в современной культуре

DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-426-441 УДК 7.01; 069.01

ОТ КРИЗИСА ДО РАСЦВЕТА:

СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ В ОЦЕНКАХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Шоломова Татьяна Валентиновна,

кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики и этики Института философии человека

Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Россия, 191186, г. Санкт-Иетербуург, набережная реки Мойки, 48 ORCID: 0000-0001-5463-9254 tatyanasholomova@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена противоречивым оценкам состояния музея в современной музейной критике: музеи переживают либо затянувшийся кризис, либо «золотой век». Претензии высказываются также и публике: люди всё больше предпочитают приходить в музеи, чтобы развлечься, особенно при помощи новых технологий, а не с научной и познавательной целью и не ради исполнения гражданского долга (приобщения к национальному достоянию). Рассмотрены актуальные задачи музея: формирование «национального воображаемого», поддержание государственной идеологии, служение научным и образовательным центром, развлечение и др. Показано, что задача эстетическая находится на последнем месте. Однако современные отрицательные отзывы о состоянии музея как социокультурного института вызваны как раз всеобщим подозрением, что именно эта задача вышла на первый план. Для того чтобы правильно оценить происходящее, современные подходы к обязанностям музея и запросам широкой публики, следует учесть имеющиеся точки зрения как в отечественной, так и в зарубежной специальной литературе. К анализу ситуации привлечены данные из интернет-ресурсов, специализирующихся на освещении современного арт-рынка, который далеко не безразличен к музейной политике. В статье сравниваются различные подходы к сложившейся ситуации, формулировки исторически приписываемых музею целей и задач, приводится обзор актуальных выставок и используемых высоких технологий, рассматривается изменение музейной политики в целом (заметим: то, что 10 лет назад рассматривалось как профанация великой идеи, сегодня стало культурной нормой). По итогам проведенного исследования сделан вывод: современные музеи действительно предельно коммерциализированы. В музейных магазинах продают самые неожиданные сувениры, а парамузеи откровенно паразитируют на турпотоке крупных музеев. В целом отмечено, что они не

стесняются извлекать прибыль любым путем, хотя и считают своим долгом ворчать по поводу падения культурных запросов публики. Вместе с тем интерес к музеям у широких слоев населения сохраняется по-прежнему высоким, поэтому говорить о широкомасштабном кризисе современного музея можно лишь с очень большой натяжкой.

Ключевые слова: музей, национальное воображаемое, образовательное пространство, парамузей, виртуальный музей, музейная критика, филиал, иммерсивная выставка, мультимедийная выставка.

Библиографическое описание для цитирования:

Шоломова Т.В. От кризиса до расцвета: современный музей в оценках специалистов // Идеи и идеалы. - 2021. - Т. 13, № 3, ч. 2. - С. 426-441. - Б01: 10.17212/20750862-2021-13.3.2-426-441.

Настоящая статья посвящена не столько реальному состоянию современных музеев, сколько оценке (положительной или отрицательной) этого состояния в публикациях, специализирующихся на музейной критике.

Музеи обладают двойным потенциалом «в качестве пространств массового образования и символов национальной славы» [25, с. 28]. Музей - инстанция «национального воображаемого»; посещение музея - гражданский ритуал [1, с. 11]. Понятно, что если нация воображает себя, то несомненно великой (представленные в залах музея культурные сокровища - несомненные тому доказательства). Музей ни в коем случае не забава и только внешне - средство организации досуга (да и то смотря как досуг понимать: как свободное время, которое некуда девать, или как гражданскую привилегию по Аристотелю). Музей - это серьезная структура, такая же нациеобразую-щая, как и средняя школа. Музей сохраняет материальные объекты как свидетельства об историческом прошлом, о состоянии общества, демонстрирует непрерывность в развитии идей, и всё это может быть использовано с воспитательной и образовательной целью [33, с. 6, 7]. Не случайно современный музей позиционирует себя как обучающее пространство и одновременно безостановочно ищет новые формы взаимодействия с широкой публикой [22, с. 177]. Эти и многие другие проблемы стали предметом обсуждения на круглом столе «Антропология музея: концептосфера идей, исторического диалога и сохранения ценностных констант» в РГПУ им. А.И. Герцена в апреле 2018 года. Высказывались как опасения, что современный музей может превратиться в развлекательный центр, так и справедливые предположения, что если что-то очень нравится сразу многим, то оно необязательно плохо (скорее даже наоборот) [1, с. 19, 20].

В сегодняшней музейной критике наблюдается разброс мнений: пока Д. Кримп просто называет книгу «На руинах музея» [7] (после чего ее уже можно не читать), а Т. Шола буквально составляет «Толковый словарь му-

зейных грехов» [24], К. Шуберт начинает исследование «Удел куратора» со слов: «Мы живем в новый золотой век музея» [25, с. 8]. С одной стороны, вероятно, что переживать ощущение, что ты в «золотом веке», можно и находясь в состоянии кризиса, потому что народ, незнакомый с музейной критикой, всё равно валом валит, хотя современный музей был устроен совершенно не так, как хотелось бы специалистам.

С другой стороны, возможно, некоторые авторы неверно оценивают современное состояние музея, не видят, сколь оно плачевно, и только поэтому еще на что-то надеются. Но нет, рассмотрев историю крупнейших мировых музеев, К. Шуберт заканчивает свою книгу (посвященную, казалось бы, «золотому веку») критикой современного состояния: всё в современных музеях не так, от архитектуры до экспонируемых объектов, не говоря уже о создании филиалов и делегировании полномочий, вопиющим примером чего является строительство филиала Лувра в Абу-Даби [25, с. 188] (книга писалась более десяти лет назад). Вопрос, стало быть, в том, как совместить мысли о безвозвратной гибели музея с попытками оптимистической оценки его нынешнего состояния.

Музей должен быть центром науки и просвещения, царским дворцом в прошлом (как Эрмитаж) или построенным специально, подобно античному храму (Британский музей). Он должен располагаться в престижном месте города, внешний вид здания должен подготавливать посетителя к тому, что ждет его внутри [25, с. 191]. Легко предположить, что посетитель музея должен осознавать всю важность общения с символами национальной славы и всю ответственность личной культурной миссии как эстетически легитимированного социального действия [12, с. 67]. При этом экспозиция в выставочном пространстве, особенно специализирующемся на представлении современного искусства, может быть и недружелюбна к посетителю, оставляя его наедине с недоумением и неспособностью понять увиденное [5, с. 200]. Но если какое-то время назад посетитель музея готов был стерпеть некоторое насилие над собственной личностью, потому что необходимость посещения музея (при общем недостатке развлечений, доступных «простому человеку» в СССР) входила в число «обязательных упражнений», то в обществе потребления в ситуации избыточного свободного выбора никто принудительного приобщения к «скучному» терпеть не будет. Напротив, музеи ищут новых стратегий взаимодействия с посетителем, и всё чаще можно прочитать про «опыт» зрителя, изменившийся от «созерцательного и сопряженного с личным познанием» до «свободно плавающего имперсонального ощущения, исполненного своеобразной эйфории», сходного с опытом посещения универмага [25, с. 186].

Музей по-прежнему должен быть центром науки и просвещения, но это теперь далеко не так. На что только не идут современные музеи ради

привлечения внимания посетителей: в палаццо Строцци установили гигантскую горку для взрослых как часть художественного проекта Х. Келлера. С горки можно было скатиться с ростком в руке, после чего все ростки отправлялись в лабораторию для изучения их «отклика на эмоциональный фон участника эксперимента» [17]. ГТГ и ГМИИ им. А.С. Пушкина запустили собственные линейки носков с изображениями находящихся в собраниях шедевров, причем в этом они не пионеры, а следуют общемировому тренду [16]. Купить в музейном магазине можно практически что угодно: солонку и перечницу по мотивам архитектуры Гауди, кусочек метеорита, лампу в виде книги, косметичку с «Натюрмортом с селедками» [18]. Появилась даже своеобразная музейная ресторанная критика: в музее можно не только приобщиться к символам национальной славы, но и вкусно поесть, и в этом более не стыдно сознаваться не то что наивному обывателю, но и самому престижному музею [15]. Широкое распространение в мире получили мультимедийные выставки наподобие «Gustav Klimt» в парижском центре Atelier des Lumières в 2018 г. Президент управляющей центром частной фирмы Culturespaces Б. Монье заявил, что сенсорный опыт цифрового искусства представляет будущее художественных выставок: «Пассивное наблюдение за произведениями искусства больше не актуально» [27].

Одно из последних событий, случившихся перед пандемией, — открытие в London South Bank иммерсивной (по аналогии с современным театром) выставки «Знакомьтесь, Ван Гог», организованной амстердамским музеем Ван Гога (в 2019 году выставка с большим успехом прошла в Барселоне и в Сеуле). На выставке можно было сделать селфи в точной копии кровати Ван Гога, сфотографироваться на фоне его желтого дома в Арле (в натуральную величину), понаблюдать за аудиовизуальными сценами из жизни Ван Гога, в подробностях рассмотреть трехмерные копии его работ, принять участие в интерактивных мероприятиях [8]. Одна из целей, с которой были задействованы спецэффекты, — сделать выставку интересной не только для традиционной музейной публики, но также для «миллениалов» и «поколения Z», в чьих руках сосредоточены значительные средства [32].

Возможно, появление большого количества так называемых парамузе-ев, паразитирующих на турпотоке крупных музеев [9], — это также одно из проявлений современного музейного кризиса, поскольку маленькие частные музеи — это бизнес, а извлечение прибыли — грех с точки зрения классического подхода к музейному делу, согласно которому музей — дело святое и непременно немного убыточное; в музее, приносящем прибыль, есть нечто порочное [25, с. 186, 187]. Во всяком случае если в нулевые понятие «кураторство» ушло из музейной среды в коммерческую, то теперь вместе с термином «опыт» (experience) в музейное дело пришли маркетинговые

НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ

технологии [31]. Потому что, как ни странно, проблемы оказались отчасти схожими: зачем ходить в настоящий магазин, если можно купить в Интернете? И как сделать так, чтобы настоящий музей был интересен тем, кто

Понятно, что первым и элементарным ответом на этот вопрос было создание виртуального музея, занявшего в современной культуре собственное место, оказавшееся особенно востребованным в период пандемии. Возможны два типа виртуальных музеев: те, которые располагаются в Интернете, и те, которые представляют собой реальное пространство, наполненное виртуальными объектами (голограммами, разными видами объемных проектов) [10, с. 6]. Описанная выше выставка «Знакомьтесь, Ван Гог», очевидно, замышлялась как второй тип, но изменившаяся реальность оставила ей только первый.

У виртуальных музеев есть достоинства: выставки могут проводиться годами, а молодежь всё равно предпочитает существовать в виртуальном пространстве. Виртуальные музеи выполняют ряд важных социально-ориентированных функций: гносеологическую, коммуникативную, образовательную, интегративную, досуговую, не уступая в этом традиционным музеям. Среди недостатков виртуальных музеев избыток ненужной информации, отсутствие живого общения, затрудненность эмоционального отклика, снижение работоспособности [3, с. 99—101]. Забыли еще один важный фактор: в музей мы ходим за настоящим, чтобы увидеть тот самый предмет, который связан с определенным памятным событием. В виртуальном музее всё всегда ненастоящее, и сегодняшняя ситуация как раз показала, что виртуальную реальность люди предпочитают в ситуации, когда есть выбор: настоящая жизнь или жизнь онлайн. Когда остается только онлайн, тогда ценность реальной жизни (и в том числе реальных музеев) резко повышается. Шутка сезона — предполагаемый штраф за посещение подпольных музеев в Санкт-Петербурге в период самоизоляции [2].

Поскольку музей по-прежнему сохраняет за собой статус научного и образовательного центра, помимо всех его «развлекательных» устремлений продолжают реализовываться научная и образовательная функции [11]. Да, молодежь можно завлекать в музеи при помощи особой организации пространства для селфи, но в целях идеологического воспитания до сих пор нередко используются как вполне традиционные, так и новаторские методы музейной педагогики. Так, в 2014 году Национальный музей Эстонии, создавая экспозицию, посвященную детям и подросткам в городской среде (город глазами юных, минуя посредническую роль взрослых), не стал дожидаться, пока экспозиция будет создана, чтобы потом заманивать молодых людей в музей разнообразными спецэффектами, а на этапе формирования экспозиции привлек молодежь к ее созданию.

привык к виртуальному пространству?

?

Это называется «культурная партиципация» («культурное участие»). Изменение методики сбора информации привело к ряду открытий, в том числе в области урбанистики, возрастной психологии и социологии детства. Сам новаторски организованный проект #Chilling Around Town потребовал иных способов знакомства с экспозицией: не готового связного рассказа, а самостоятельного поиска образовательных маршрутов и смыслов, что по-новому позволило взглянуть как на образовательные возможности музея, так и на жизнь экспозиции, и на поведение посетителей, и на способы взаимодействия с ними [30, p. 492-498].

Музеи, конечно же, следует оценивать не только с той точки зрения, насколько они раздражают или удовлетворяют теоретиков музейного дела, но также с позиции того, насколько интересны они посетителям и что является причиной подъема (или, напротив, спада) общественного интереса к тому или иному музею. Почему, например, Пушкинские Горы, безумно популярные в годы советской власти, сегодня не вызывают такого горячего интереса? Петербургских школьников приходится долго уговаривать на поездку, да еще и далеко не все в конце концов соглашаются. Даже второй пушкиногорский персонаж — С. Довлатов — только на время смог вызвать всплеск интереса к музею. Возможно, причину следует искать в небывалой активности и культурном мифотворчестве первого директора — С.С. Гейченко; со сменой руководства сменилась политика музея, со сменой политики снизился интерес. С другой стороны, не менее интересно было бы проверить, работала бы сегодня такая политика привлечения туристов или нет.

Также можно говорить о происходящей смене приоритетов публики и культурных ориентиров в целом, потому что Шушенское переживает сегодня небывалый подъем: «Народу здесь — труба нетолченая, в том числе из коренной России... никто здесь не требует показывать ему "только про старину, а про Ленина ничего не надо"» [4, с. 125]. И ведь не сказать, что Ленин сегодня больше интересен, чем Пушкин. Но тогда в чем причина?

У У. Эко есть теория «каналов восприятия»: произведение, так нравившееся нам в юные годы, в зрелые может оставить нас равнодушными, а потом оно вдруг понравится снова. Сходный процесс можно наблюдать при смене поколений: одни сходят по автору или произведению с ума, другие холодны. Это означает, что «произведение как определенная организация эстетических стимулов было обращено к другому восприятию, которого сейчас у нас нет: наше восприятие изменилось, а вместе с ним изменилось и восприятие других людей: признак того, что форма, родившаяся в одной культурной среде, в другой оказывается бесполезной, ее стимулы сохраняют реферативную и суггестивную способность для людей иной эпохи, но уже не для нас. В этом случае мы оказываемся вовлеченными в самые ши-

НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ

рокие перемены вкуса и культуры вообще: наступает утрата конгениально

сти произведения и человека, его воспринимающего, которая нередко характеризует культурную эпоху и заставляет писать критические главы, посвященные "судьбе такого-то произведения"» [26, с. 92, 93]. Можно предположить, что такой же бывает и реакция на музеи: потребность в том или ином из них то разгорается, то погасает. Не говоря уже об изменениях в способе эстетического освоения действительности, которые приводят к необходимости изменять экспозицию, приспосабливая ее ко всё более современному визуальному и эмоциональному восприятию.

Анализируя поведение музеев в борьбе за внимание публики, можно сделать вывод, что не Д. Кримп и Т. Шола, а К. Шуберт ближе к истине, потому что пока одни музеи находятся в состоянии кризиса, другие переживают фазу подъема, и причина этому в смене общественных интересов, а вовсе не в упадке музея как общественного института (в конце концов, всё в мире меняется; непонятно, почему музей по-прежнему должен соответствовать концепциям двухсотлетней давности). Хотя Шуберт заканчивает книгу, в числе прочего, ворчанием по поводу арабского филиала Лувра (да и самой идеи музейных филиалов), сегодняшние настроения по данному поводу прямо противоположны [13, 14]. На подходе филиал музея Гугенхайма [20], и это уже воспринимается как норма (по той хотя бы причине, что как минимум два арабских государства — Катар и ОАЭ — за прошедшие годы превратились в самых влиятельных покупателей мирового арт-рынка [6]).

Вообще история Катара показательна: страна, где до сих пор не все понимают, что такое музей (первый был открыт в 2008 году), и где с нуля приходится не то что воспитывать — создавать аудиторию [19], открывает Национальный музей, который сразу вписывает себя в модную современную тенденцию, поскольку заявлен как «новый захватывающий музейный опыт», а в его рекламных материалах описывается «1,5 километра опыта» [31]. Это важно для привлечения туристов со всего мира, но также и для формирования «национального воображаемого», потому что идеологическая функция музея реализуется сегодня не путем накопления сокровищ с покоренных территорий, а возможностью продемонстрировать владение современными технологиями.

Что касается Лувра в Абу-Даби, его здание построено по проекту архитектора Ж. Нувеля; Лувр предоставляет филиалу в аренду часть шедевров из своей коллекции, нравится это кому-то или нет [21]; приобретение же за 450 млн долл. и обещание выставить «Спасителя мира» Леонардо да Винчи именно в филиале Абу-Даби (хотя приобретена картина представителем другого государства) и вовсе взметнуло интерес к арабскому филиалу до небес. Здесь, конечно, можно было бы усмотреть профанацию великой

идеи музея как научного центра и центра просвещения, в чем в последние десятилетия подозревают европейские и североамериканские музеи. Но, во-первых, в арабском мире вновь открывающиеся музеи откровенно начинают играть именно эту роль (и во многом ради нее вообще открываются).

Во-вторых, в политической миссии музея никто не сомневается: он по-прежнему вместилище символов национальной славы и инстанция «национального воображаемого», причем для колонизированных народов тоже, потому что «этнографические коллекции связаны с травмами колониальных завоеваний и в то же время обеспечивают прямую связь с доколониальной жизнью» [29, р. 26]. Не говоря уже об империях: коллекция библе-истики Британского музея формировалась в XIX веке, радуя простых посетителей доказательствами правдивости Священного Писания и одновременно формируя идею всемирного британского имперского господства. Следы этого сохраняются до сих пор [28, р. 16-46]. Как и положено в соответствии с социологической теорией, экономический и политический капиталы неизбежно поддерживают и культурный [23, с. 158, 159].

В-третьих, музей в современном мире всё равно остается центром притяжения для множества людей (хотя и всякий раз по разным основаниям). Не всегда наши современники идут в музеи развлекаться; бывает, что и для научной работы, а бывает, что и нет. Музей по-прежнему является «информативным средством хранения национальных, культурных и коллективных воспоминаний, где люди могут исследовать, взаимодействовать, размышлять, вдохновляться, узнавать о своем собственном и чужом культурном наследии и наслаждаться им» [33, р. 7].

Здесь, может быть, следует сосредоточиться на том, что многочисленные посетители современных музеев вообще плохо понимают, что они, приходя в музей, удовлетворяют вовсе не те потребности, которые должны бы удовлетворять, по мнению музейных критиков и кураторов. Это означает, во-первых, что музей в современном обществе решает множество задач, а не только те, которые признавались за ним традиционно. Во-вторых, в условиях общества потребления и при наличии множественного выбора говорить об «упадке» музея следует с большой осторожностью, поскольку то, что не устраивает тебя лично, может найти живой отклик среди других социальных групп.

Литература

1. Антропология музея: концептосфера идей, исторического диалога и сохранения ценностных констант (материалы круглого стола) / Б.И. Пружинин, С.И. Богданов, Н.Б. Василевич, П.А. Васинева, А.А. Грякалов, Д.Ю. Игнатьев, К.Г. Исупов, В.Ю. Козмин, С.А. Мартынова, Т.Г. Щедрина, А.А. Корольков,

Л.Н. Летягин, В.М. Монахов, А.В. Ляшко, Л.В. Никифорова, А.С. Степанова, Л.А. Цветкова, Т.В. Шоломова // Вопросы философии. — 2019. — № 5. — С. 5—23.

2. В Санкт-Петербурге власти борются с подпольными музеями / / Знамя. Калуга. - 2020. - 12 апреля. - URL: https://znamkaluga.ru/2020/04/12/v-sankt-peterburge-vlasti-boryutsya-s-podpolnymi-muzeyami/?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения: 13.09.2021).

3. Василина Д.С. Виртуальный музей как феномен современной культуры // Международный журнал исследований культуры. — 2016. — № 3 (24). — С. 96-102.

4. Данилкин ЛА. Ленин: Пантократор солнечных пылинок. - 2-е изд. -М.: Молодая гвардия, 2017. - 783 с.

5. Игнатьев Д.Ю. «Холодное искусство» в контексте гипернормализации массовой культуры // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 1 (106). -С. 199-203.

6. Онучина М. Катар назван главным покупателем произведений искусства в мире // ARTinvestment.RU. - 2011. - 07 июля. - URL: https://artinvestment.ru/ news/artnews/20110707_qatar_collection.html (дата обращения: 13.09.2021).

7. Кримп Д. На руинах музея. - М.: V-A-C press, 2015. - 432 с.

8. КузнецоваМ. Музей Ван Гога открывает иммерсивную выставку в Лондоне // ARTinvestment.RU. - 2020. - 18 февраля. - URL: https://artinvestment.ru/news/ artnews/20200218_MeetVanGogh.html (дата обращения: 13.09.2021).

9. Лебедев А. Малый и средний музейный бизнес // The Art Newspaper Russia. -2015. - № 37. - URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2218/?fb_comment_id =965173116877474_967175563343896 (дата обращения: 13.09.2021).

10. Лебедев А.В. Виртуальные музеи и виртуализация музея // Мир музея. -2010. - № 10. - С. 5-9.

11. Летягин Л.Н. Образование как «диалог со временем» // Диалоги об образовании: российский и шведский опыт / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Линчёпингский университет (Швеция). -СПб.: Лань, 1999. - С. 366-374.

12. Летягин Л. Н., Шоломова Т. В. Эстетическая легитимация социального действия // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 3 (28). - С. 66-69.

13. Тимашева Н. Лувр Абу-Даби: восьмое чудо света в цифрах. - URL: https:// www.interior.ru/architecture/2231-luvr-abu-dabi-vosmoe-chudo-sveta-v-tsifrakh.html (дата обращения: 13.09.2021).

14. Ноче В., Чирков А. «Лувр в песках» показал свои сокровища // The Art Newspaper Russia. - 2017. - 10 ноября. - URL: http://www.theartnewspaper.ru/ posts/5112/ (дата обращения: 13.09.2021).

15. Петракова А. Музеи сильны не только духовной пищей. Кафе и буфеты главных музеев Москвы - выбор The Art Newspaper Russia // The Art Newspaper Russia. -2018. - 1 февраля. - URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5329/ (дата обращения: 13.09.2021).

16. Петракова А. Носки из музеев мира, или Низко о высоком. Пушкинский музей запустил линейку носков по мотивам шедевров из своей коллекции. По этому случаю мы показываем новинки и вспоминаем опыт коллег // The Art Newspaper Russia. — 2018. — 20 февраля. — URL: http://www.theartnewspaper.ru/ posts/5389/ (дата обращения: 13.09.2021).

17. Петракова А. Флорентийский эксперимент: в Палаццо Строцци установили горку для взрослых. Инсталляция Карстена Хеллера будет работать с 19 апреля до 26 августа. С горки можно будет скатиться, согласившись на некоторые условия художника // The Art Newspaper Russia. — 2018. — № 62. — URL: http:// www.theartnewspaper.ru/posts/5549 (дата обращения: 13.09.2021).

18. Петракова А. Что дарить на 23 Февраля и 8 Марта. Музейный вариант. Подарки к надвигающимся праздникам можно найти и в музеях, точнее, в магазинах при них // The Art Newspaper Russia. — 2018. — 22 февраля. — URL: http://www. theartnewspaper.ru/posts/5405 (дата обращения: 13.09.2021).

19. Рымарь А. Шейха Рим аль-Тани: «Мы создаем музейную профессию и музейную аудиторию» // The Art Newspape Russia. — 2019. — №70. — URL: http:// www.theartnewspaper.ru/posts/6745/ (дата обращения: 13.09.2021).

20. Стэнли-Браун В. Музей Гуггенхайма в Абу-Даби планируют открыть в 2022-2023 году // ARTmvestment.RU. - 2019. - 25 апреля. - URL: http://www. theartnewspaper.ru/posts/6867/ (дата обращения: 13.09.2021).

21. Онучина М. Филиал Лувра в Абу-Даби получит около 300 работ из французских музеев // ARTinvestment.RU. - 2014. - 17 октября. - URL: https:// artinvestment.ru/news/artnews/20141017_louvre_abu_dabi.html (дата обращения: 13.09.2021).

22. Хангельдиева И.Г. Современный музей в условиях конкурентной среды: трансформация функций и принципов деятельности // Аesthetica Universalis. -2019. - № 3 (7). - С. 176-193.

23. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России / отв. ред. и рук. авт. коллектива О.И. Шкаратан. - М.: Олма Медиа Групп, 2009. - 555 с.

24. Шола Т.С. Вечность здесь больше не живет: толковый словарь музейных грехов. - Тула: Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2013. - 357 с.

25. Шуберт К Удел куратора: концепция музея от Великой французской революции до наших дней / пер. с англ. А. Фоменко. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. - 224 с.

26. Эко У. Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике / пер. с ит. А. Шурбелева. - СПб.: Академический проект, 2004. - 408 c.

27. Brown K. Is This the Future-or the End-of Art? A Selfie-Centric Art Space Opens in Paris With a Show of Klimt Projections. The new Atelier des Lumières opens with light installations inspired by Klimt and Schiele // Artnet News. - 2018. -April 13. - URL: https://news.artnet.com/exhibitions/atelier-des-lumieres-1264601 (accessed: 13.09.2021).

28. Cuellar G.L. Empire, the British Museum, and the Making of the Biblical Scholar in the Nineteenth Century. Archival Criticism. — Austin, TX, USA: Palgrave Macmil-lan, 2019. - 188 p.

29. Onciul B. Museums, Heritage and Indigenous Voice Decolonising Engagement. — New York: Taylor & Francis, 2015. — 267 p.

30. Runnel P. Making of: the Challenges of Exhibition Production // Hopeless Youth! — Tartu: Eesti Rahva Muuseum, 2015. — P. 491—507.

31. Rea N. As Museums Fall in Love With 'Experiences,' Their Core Missions Face Redefinition. Experience has become a buzzword in marketing — and now it's museums' favorite noun, too // Artnet News. — 2019. — March 14. — URL: https://news.artnet. com/art-world/experience-economy-museums-1486807 (accessed: 13.09.2021).

32. Rea N. 'Museums Can Learn from the Entertainment Industry': Why the Van Gogh Museum Is Launching an Experiential Pop-Up in London // Artnet News. — 2020. — February 17. — URL: https://news.artnet.com/art-world/van-gogh-museum-experience-london-1777419 (accessed: 13.09.2021).

33. Talboys G.K. Museum Educator's Handbook. — 2nd ed. — Burlington: Ashgate, 2005. — 184 p.

Статья поступила в редакцию 29.03.2021. Статья прошла рецензирование 10.05.2021.

DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-426-441

FROM CRISIS TO REBIRTH: MODERN MUSEUMS AS ASSESSED BY SPECIALISTS

Sholomova Tatyana,

Cand. of Sc. (Philosophy),

Associate Professor at the Aesthetics and Ethics Department,

Institute of Human Philosophy, Herzen State Pedagogical University of Russia,

48 Moika River Emb, St. Petersburg, 191186, Russian Federation

ORCID: 0000-0001-5463-9254

tatyanasholomova@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to conflicting assessments of the state of the museum in contemporary museum criticism: museums are experiencing either a protracted crisis or the Golden Age. The public is also criticized: people prefer to come to museums in order to be entertained with the help of new technologies and to achieve a scientific goal, and not in order to fulfill their civic duty (appreciating national treasure).

In general, among the objectives of the museum (to form a "national imaginary", to support a state ideology, to serve as a scientific and educational center, to entertain and give pleasure), the aesthetic is in the last place, but the current negative views about the state of a museum as a sociocultural institution are caused by the general suspicion that aesthetics has come to the fore as the most important factor.

In order to correctly assess what is happening, modern approaches to the duties of the museum and the needs of the general public need to take the existing points of view on this subject in both Russian and international specialized literature into account. The analysis of the situation also involves data from Internet resources specializing in reporting on the modern art market, which is closely tied to museum politics. The article compares various approaches to the current situation: the goals and objectives historically attributed to the museum, a review of current exhibitions and of the technology used, a change in museum policy as a whole (in particular the fact that what was considered a profanation of a great idea 10 years ago has become a cultural norm today).

Based on the results of the study, the following conclusion can be made: modern museums are indeed extremely commercialized. The most unexpected souvenirs are sold in museum stores. Para-museums openly parasitize on the tourist flow of large museums. More than that, nobody thinks twice about making a profit in any possible way, while simultaneously grumbling about the fall in cultural demands of the public. However, interest in museums among the general population remains unchanged, so asserting the widespread crisis of the modern museum is a very big stretch.

Keywords: museum, national imaginary, educational space, para-museum, virtual museum, museum criticism, branch, immersive exhibition, multimedia exhibition.

SCIENTIFIC THE MUSEUM IN MODERN CULTURE ^JOURNAL..............................................................................................................................................

Bibliographic description for citation:

Sholomova T. From Crisis to Rebirth: Modern Museums as Assessed by Specialists. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2021, vol. 13, iss. 3, pt. 2, pp. . DOI: 10.17212/2075-0862-202113.3.2-426-441.

References

1. Pruzhinin B.I., Bogdanov S.I., Vasilevich N.B., Vasineva P.A., Gryakalov A.A., Ignatiev D.Yu., Isupov K.G., Kozmin VYu., Martynova S.A., Shchedrina T.G., Korol'kov A.A., Letyagin L.N., Monakhov VM., Lyashko A.V, Nikiforova L.V, Stepa-nova A.S., Tsvetkova L.A., Sholomova T.V Antropologiya muzeya: kontseptosfera idei, istoricheskogo dialoga i sokhraneniya tsennostnykh konstant (materialy kruglogo stola) [The Anthropology of the Museum: the Conceptual Sphere of Ideas, Historical Dialogue and the Preservation of Value Constants (Materials of the Round Table)]. Voprosy filosofii = Russian Studies in Philosophy, 2019, no. 5, pp. 5—23. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. V Sankt-Peterburge vlasti boryutsya s podpol'nymi muzeyami [In St. Petersburg, authorities are struggling with underground museums]. Znamya. Kaluga, 2020, 12 April. (In Russian). Available at: https://znamkaluga.ru/2020/04/12/v-sankt-peterburge-vlasti-boryutsya-s-podpolnymi-muzeyami/?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (accessed 13.09.2021).

3. Vasilina D.S. Virtual'nyi muzei kak fenomen sovremennoi kul'tury [Virtual Museum as a Phenomenon of Modern Culture]. Me%hdunarodnyi zhurnalissledovanii kul'tury = InternationalJournal of Cultural Research, 2016, no. 3 (24), pp. 96—102.

4. Danilkin L.A. Lenin: Pantokrator solnechnykhpylinok [Lenin: Pantocrator of the Solar Dust]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 2017. 783 p.

5. Ignatiev D.Yu. "Kholodnoye iskusstvo" v kontekste gipernormalizatsii massovoy kul'tury ["Cold art" in the context of mass culture hypernormalization]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2019, no. 1 (106), pp. 199—203.

6. Onuchina M. Katar nazvan glavnym pokupatelem proizvedenii iskusstva v mire [Qatar named the main buyer of art in the world]. ARTinvestment.RU, 2011, 7 July. (In Russian). Available at: https://artinvestment.ru/news/artnews/20110707_qatar_col-lection.html (accessed 13.09.2021).

7. Crimp D. On the Museum's Ruins. Cambridge, MA, MIT Press, 1993 (Russ. ed.: Krimp D. Na ruinakh mu%eya. Moscow, V-A-C press, 2015. 432 p.).

8. Kuznetsova M. Muzei Van Goga otkryvaet immersivnuyu vystavku v Londone [Van Gogh Museum opens an immersive exhibition in London]. ARTinvestment.RU, 2020, 18 February. (In Russian). Available at: https://artinvestment.ru/news/art-news/20200218_MeetVanGogh.html (accessed 13.09.2021).

9. Lebedev A. Malyi i srednii muzeinyi biznes [Small and medium museum business]. The Art Newspaper Russia, 2015, no. 37. (In Russian). Available at: http://www. theartnewspaper.ru/posts/2218/?fb_comment_id=965173116877474_967175563343 896 (accessed 13.09.2021).

10. Lebedev A.V. Virtual'nye muzei i virtualizatsiya muzeya [Virtual museums and museum virtualization]. Mir muzeya, 2010, no. 10, pp. 5—9. (In Russian).

11. Letyagin L.N. Obrazovanie kak "dialog so vremenem" [Education as the "Dialogue with Time"]. Dialogi ob obrazovanii: Rossiiskii i shvedskii opyt [Dialogues about education: Russian and Swedish experience]. St. Petersburg, Lan' Publ., 1999, pp. 366—374.

12. Letyagin L.N., Sholomova T.V. Esteticheskaya legitimatsiya sotsial'nogo deist-viya [Aesthetic legitimation of social act]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of Saint Petersburg State University of Culture, 2016, no. 3 (28), pp. 66—69.

13. Timasheva N. Luvr Abu-Dabi: vos'moe chudo sveta v tsifrakh [Louvre Abu Dhabi: the eighth wonder of the world in numbers]. Available at: https://www.interior. ru/architecture/2231-luvr-abu-dabi-vosmoe-chudo-sveta-v-tsifrakh.html (accessed 13.09.2021).

14. Noche V., Chirkov A. "Luvr v peskakh" pokazal svoi sokrovishcha ["The Louvre in the Sands" showed its treasures]. The Art Newspaper Russia, 2017, 10 November. (In Russian). Available at: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5112/ (accessed 13.09.2021).

15. Petrakova A. Muzei sil'ny ne tol'ko dukhovnoi pishchei. Kafe i bufety glavnykh muzeev Moskvy — vybor The Art Newspaper Russia [Museums are strong not only in spiritual food. Cafes and buffets of the main museums of Moscow — the choice of The Art Newspaper Russia]. The Art Newspaper Russia, 2018, 1 February. (In Russian). Available at: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5329/ (accessed 13.09.2021).

16. Petrakova A. Noski iz muzeev mira, ili Nizko o vysokom. Pushkinskii muzei zapustil lineiku noskov po motivam shedevrov iz svoei kollektsii. Po etomu sluchayu my pokazyvaem novinki i vspominaem opyt kolleg [Socks from museums of the world, or Low about high. The Pushkin Museum launched a line of socks based on masterpieces from its collection. On this occasion, we show new products and recall the experience of colleagues]. The Art Newspaper Russia, 2018, 20 February. (In Russian). Available at: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5389/ (accessed 13.09.2021).

17. Petrakova A. Florentiiskii eksperiment: v Palatstso Strotstsi ustanovili gorku dlya vzroslykh. Installyatsiya Karstena Khellera budet rabotat' s 19 aprelya do 26 av-gusta. S gorki mozhno budet skatit'sya, soglasivshis' na nekotorye usloviya khudozhnika [Florence experiment: in the Palazzo Strozzi installed a slide for adults. The Karsten Heller installation will run from April 19 to August 26. It will be possible to slide down the hill, agreeing to some conditions of the artist]. The Art Newspaper Russia, 2018, no. 62. (In Russian). Available at: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5549 (accessed 13.09.2021).

18. Petrakova A. Chto darit' na 23 Fevralya i 8 Marta. Muzeinyi variant. Podarki k nadvigayushchimsya prazdnikam mozhno naiti i v muzeyakh, tochnee, v magazinakh pri nikh [What to give on February 23 and March 8. Museum option. Gifts for the upcoming holidays can be found in museums, or rather, in stores at them]. The Art News-

SCIENTIFIC THE MUSEUM IN MODERN CULTURE ^JOURNAL..............................................................................................................................................

paper Russia, 2018, 22 February. (In Russian). Available at: http://www.theartnewspaper. ru/posts/5405 (accessed 13.09.2021).

19. Rymar' A. Sheikha Rim al'-Tani: "My sozdaem muzeinuyu professiyu i muze-inuyu auditoriyu" [Sheikh Rim al-Thani: "We are creating a museum profession and museum audience"]. The Art Newspape Russia, 2019, no. 70. (In Russian). Available at: http://www.theartnewspaper.ru/posts/6745/ (accessed 13.09.2021).

20. Stenli-Braun V Muzei Guggenkhaima v Abu-Dabi planiruyut otkryt' v 2022— 2023 godu [The Guggenheim Museum in Abu Dhabi is planned to open in 2022—2023]. ARTinvestment.RU, 2019, 25 April. (In Russian). Available at: http://www.theartnewspa-per.ru/posts/6867/ (accessed 13.09.2021).

21. Onuchina M. Filial Luvra v Abu-Dabi poluchit okolo 300 rabot iz frantsuzskikh muzeev [The Louvre branch in Abu Dhabi will receive about 300 works from French museums]. ARTinvestment.RU, 2014, 17 October. (In Russian). Available at: https://art-investment.ru/news/artnews/20141017_louvre_abu_dabi.html (accessed 13.09.2021).

22. Khangel'dieva I.G. Sovremennyi muzei v usloviyakh konkurentnoi sredy: trans-formatsiya funktsii i printsipov deyatel'nosti [A modern museum in a competitive environment: the transformation of functions and principles of activity]. Aesthetica Universalis, 2019, no. 3 (7), pp. 176-193. (In Russian).

23. Shkaratan O.I., ed. Sotsial'no-ekonomicheskoe neravenstvo i ego voproi%vodstvo v sovre-mennoi Rossii [Socio-economic inequality and its reproduction in modern Russia]. Moscow, Olma Media Grupp Publ., 2009. 555 p.

24. Sola T.S. Eternity Does Not Live Here Any More: A Glossary of Museum Sins. Zagreb, Eigenverl. des Verf., 2012 (Russ. ed.: Shola T.S. Vechnost' %des' bol'she ne zhivet: tolkovyi sl-ovar' muzeinykhgrekhov. Tula, Museum-estate of L. N. Tolstoy "Yasnaya Polyana", 2013. 356 p.).

25. Shubert K. Udel kuratora: kontseptsiya muzeya ot Velikoi frantsuzskoi revolyutsii do na-shikh dnei [The Curator's Egg. The evolution of the museum concept from the French Revolution to the present day]. Moscow, Ad Marginem Press, 2016. 224 p. (In Russian).

26. Eco U. Opera Aperta: Forma e Indeterminazione Nelle Poetiche Contemporanee. Milano, Bompiani, 1985 (Russ. ed.: Eko U. Otkrytoeproizvedenie: forma i neopredelennost' v sovremennoi poetike. St. Petersburg, Akademicheskii proekt Publ., 2004. 408 p.).

27. Brown K. Is This the Future—or the End-of Art? A Selfie-Centric Art Space Opens in Paris With a Show of Klimt Projections. The new Atelier des Lumières opens with light installations inspired by Klimt and Schiele. ArtnetNews, 2018, April 13. Available at: https://news.artnet.com/exhibitions/atelier-des-lumieres-1264601 (accessed 13.09.2021).

28. Cuéllar G.L. Empire, the British Museum, and the Making of the Biblical Scholar in the Nineteenth Century. Archival Criticism. Austin, TX, USA, Palgrave Macmillan, 2019. 188 p.

29. Onciul B. Museums, Heritage and Indigenous Voice Decolonising Engagement. New York, Taylor & Francis, 2015. 267 p.

30. Runnel P. Making of: the Challenges of Exhibition Production. Hopeless Youth! Tartu, Eesti Rahva Muuseum, 2015, pp. 491—507.

31. Rea N. As Museums Fall in Love With 'Experiences,' Their Core Missions Face Redefinition. Experience has become a buzzword in marketing — and now it's museums' favorite noun, too. Artnet News, 2019, March 14. Available at: https://news.artnet.com/ art-world/experience-economy-museums-1486807 (accessed 13.09.2021).

32. Rea N. 'Museums Can Learn from the Entertainment Industry': Why the Van Gogh Museum Is Launching an Experiential Pop-Up in London. Artnet News, 2020, February 17. Available at: https://news.artnet.com/art-world/van-gogh-museum-ex-perience-london-1777419 (accessed 13.09.2021).

33. Talboys G.K. Museum Educator's Handbook. 2nd ed. Burlington, Ashgate, 2005. 184 p.

The article was received on 29.03.2021. The article was reviewed on 10.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.