1ОТ КРАНАХА - К ДЮ ПУАЗА: ИКОНОГРАФИЯ ИДЕОЛОГА ПРОТЕСТАНТИЗМА МАРТИНА ЛЮТЕРА В ЕВРОПЕЙСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XVI-XIX ВЕКОВ
БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.
Аннотация: статья посвящена сюжетной атрибуции полотна Жозефа Альфреда Белле дю Пуаза 1867 года из Большого собрания изящных искусств ASG. В статье приводится иконография деятеля Реформации Мартина Лютера, а также сведения о творчестве французского живописца XIX века Белле дю Пуаза.
Ключевые слова: Мартин Лютер, Реформация, портрет, Лукас Кранах, иконография, Романтизм, Белле дю Пуаза, импрессионизм.
Abstract: The article is devoted to the plot attribution of the canvas by Joseph Alfred Bellet du Poisat from a large collection of fine arts ASG. The painting was created in 1867. The article shows the iconography of the Reformation ideologist Martin Luther, and information about the creativity of the French painter of the XIX century Bellet du Poisat.
Keywords: Martin Luther, Reformation, portrait, Lucas Cranach, iconography, Romanticism, Bellet du Poisat, impressionism.
В 2017 году в мастерских Международного института антиквариата приступят к реставрации масштабного исторического полотна французского живописца Жозефа Альфреда Белле дю Пуаза (1823 -1883). Картина была куплена на аукционе «Jean Chenu - Antoine Bérard - François Péron» в 2013 году без подрамника. Написанная по заказу одной из протестантских общин города Лиона, она долгое время хранилась в виде рулона. Устроители аукциона не стали разворачивать полотно во время торгов, поскольку опасались осыпей красочного слоя. Было объявлено лишь имя автора произведения и озвучена его высокая художественно-историческая значимость.
Аукцион «Jean Chenu - Antoine Bérard - François Péron», основанный в 2000 году в Лионе, устраивает около сотни торгов в год. Дом специализируется на живописи старых мастеров, предметах мебели и декоративно-прикладном искусстве. На торгах, где было приобретено полотно из собрания ASG, эксперты этого аукциона сразу же объявили о высокой ценно-
сти работы, написанной художни- демонстрирована во время тор-
ком, имя которого на сегодняшний гов из-за многочисленных утрат и
день незаслуженно забыто. Одна- обветшания холста, организаторы
ко, поскольку картина не была про- аукциона не стали придавать ее
Жозеф Альфред Белле дю Пуаза
Мартин Лютер и рыцари Фридриха Саксонского 26 мая 1521 года
Франция, 1867 г. Холст, масло. 273*360 см БСИИ ASG, инв. № 04-3588
продаже широкой медийной огласки, а Международный институт антиквариата приобрел ее «вслепую». Но в результате изучения и атрибутационных работ на сегодняшний день данное произведение можно смело назвать лучшим историческим полотном XIX века из Большого собрания изящных искусств ASG.
В левом нижнем углу картины есть подпись художника: «Bellet du Poisat», а также дата создания -«1867». Что касается сюжета, то его французские эксперты определили как «Сановник и солдаты» без привязки к конкретным историческим событиям. Хотя в конце 1850-х -1860-х годов Белле дю Пуаза под влиянием искусства романтизма, а также творчества Эжена Делакруа (1798 - 1863), с которым сотрудничал, часто обращался к исторической живописи. В 1859 году он написал работу, посвященную гуситским войнам (1419 - 1434), которая ныне хранится в музее Гренобля. Идеологом гуситских войн был деятель чешской Реформации проповедник Ян Гус (1369 - 1415), сожженный на костре по решению собора 6 июля 1415 года. Ровно через сто лет дело Гуса продолжил новый идеолог Реформации, именем которого будет названо новое
направление протестантизма, Мартин Лютер (1483 - 1546). Именно Лютеру принадлежат перевод Библии на немецкий язык, а также 95 тезисов о покаянии и индульгенции, опубликованные в 1517 году.
Лютер родился в семье зажиточного бюргера Ганса Лютера и Маргариты Линдеманн. С 14 лет он обучался во францисканской школе Марбурга. Отец всегда стремился дать своему сыну лучшее образование и связывал его будущее с юриспруденцией, которую Лютер Младший изучал в Эр-фурте. Однако вопреки воле отца Мартин поступил в Августинский монастырь. Вскоре Лютер вступил и в орден августинцев, в 1506 году принял монашеский обет, а в 1507-м - стал священником.
С 1508 года Лютер преподавал в Виттенбергском университете, в котором получил степень доктора богословия и занял место профессора теологии. Переломными годами для сознания будущего реформатора и его деятельности стали 1511 год, когда он посетил Рим, где впервые столкнулся с развращенностью римско-католического клира, а также реакционный 1517-ый. В октябре этого года папа Лев X выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в
Жозеф Альфред Белле дю Пуаза
Вход гуситов на
Базельский собор
1859 год
Музей Гренобля
Пир ыекуеетБ
целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». На данный документ Лютер отвечает 95 тезисами, опубликованными 15 октября 1517 года и отправленными епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Открыто выступая против папства, Лютер не просто осуждает существующий подход к индульгенции, но критикует сами догмы и христианские аспекты учения, утверждая, что папа может прощать грехи, лишь подтверждая это именем Бога (шестой тезис).
В 1519 году Лютера вызывают на Лейпцигский диспут, на котором он открыто заявляет о греховности католического папства. В ответ на это Лев Х предает богослова анафеме и отлучает его от церкви буллой «Exsurge Domine», которую Лютер сжег во дворе Виттенбергского университета. Лютер объявил, что дело борьбы с католическим папством является делом всей немецкой нации.
Император Карл V, поддерживающий папу, вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где реформатор отказался отрекаться от своих слов. Лютера отпустили из Вормса, но 26 мая 1521 года был издан Вормсский эдикт, осудивший его как еретика. На защиту Мартина встал курфюрст Фридрих Саксонский, в чьем замке Вартбург Лютер скрывался с мая 1521 по 6 марта 1522 года. Именно здесь он приступил к переводу Библии на немецкий язык.
В период Крестьянских войн (1524 - 1526) Лютер выступил с критикой бунтовщиков, называя расправу над ними богоугодным делом. В 1530-е годы Лютер неоднократно появлялся в Йене, где проповедовал против противников Реформации и призывал к обновлению церкви.
После смерти Лютера в 1546 году Иоганн Фридрих I сделал заказ мастеру Генриху Циглеру из Эрфурта на изготовление статуи для его могилы в Виттенберге. В качестве оригинала предполагалось использовать деревянную ста-
№1 (17) 2017
Лукас Кранах Старший Портрет Мартина Лютера 1528 г.
Крепость Фесте Кобург, Бавария
Лукас Кранах Старший
Портрет Мартина Лютера и Филиппа Меланхтон 1543 г.
Галерея Уффици, Флоренция
тую, созданную Лукасом Кранахом Старшим (1472 - 1553), с которым Лютер познакомился, когда живописец работал при дворе Фридриха Саксонского в Виттенберге. Кранах Старший написал несколько портретов Лютера в разные годы.
Благодаря этим великолепным портретам внешность Мартина Лютера стала легко узнаваемой. Кранах мастерски передает характерные черты облика богослова: несколько тучная фигура, широкое лицо, двойной подбородок с ямкой, тонкие губы, крупный нос, миндалевидные глаза и курчавые темные волосы. На всех портретах Кранаха на Лютере богослужебное облачение нового евангелического духовенства, сочетающее черные одежды монаха августинца с рясо-подобной мантией академического ученого (доктора), а на голове -плоский берет. Именно благодаря Кранаху данный образ Мартина Лютера стал хрестоматийным и послужил образцом для других поколений художников. Близок данной иконографии и облик персонажа на коне в центре полотна Белле дю Пуаза из Большого собрания изящных искусств ASG.
Помимо внешнего сходства с Мартином Лютером, он также облачен в темные пасторские одежды с характерным плоским беретом и белым воротником-вставкой («ошейник раба Господа»). Сам этот элемент облачения появился позднее времени деятельности Лютера, однако автор «надел» этот воротник на своего героя, возможно, не зная,
Жозеф Альфред Белле дю Пуаза
Мартин Лютер и рыцари Фридриха Саксонского 26 мая 1521 года (фрагмент) БСИИ ASG, инв. № 04-3588
Пауль Туман
Лютер сжигает папскую буллу 1872 год
Замок Вартбург, Айзенах
Герман Вислиценус
Лютер на Вормсском рейхстаге в 1521 году 1880 год
Императорский дворец Гослара
что он возник значительно позже, зато является весьма узнаваемой деталью пасторского костюма.
Важно, что благодаря Кранаху до нас дошли портретные изображения Лютера, а вот историческая живопись с эпизодами из его жизни довольно редка. Известны полотна немецких живописцев XIX века Пауля Тумана (1834 - 1908), создавшего серию из пяти картин с эпизодами из жизни Лютера, а также работа Германа Висли-ценуса (1825 - 1899) «Лютер на Вормсском рейхстаге в 1521 году».
Обе картины написаны немецкими мастерами и, конечно, в истории Германии, где протестантизм исповедуется наравне с католицизмом, Лютер является одной из ключевых фигур. Стоит отметить, что в целом аскетичный протестантизм не предполагает большого количества декора и живописных изображений в храмах. По этой причине художники не столь часто обращались к сюжетам из жизни Лютера, особенно в католических странах, находившихся долгое время в конфронтации по отношению к протестантам. Сам факт, что француз Белле дю Пуаза коснулся данной темы, уже является исключительным и делает полотно из собрания ASG уникальным.
Белле дю Пуаза изобразил момент, когда после Вормсского
эдикта в мае 1521 года Лютер был объявлен еретиком. По прямому указанию императора Священной Римской империи Карла V, являвшегося одновременно и испанским королем, была предпринята попытка ареста Лютера. Однако на его защиту встал курфюрст Фридрих Саксонский. По пути из Вормса, вблизи деревни Эйзенах, придворные курфюрста инсценировали похищение Лютера, тайно поместив его в замок Вартбург, где он находился на протяжении двух лет.
Именно сцена спасения Лютера рыцарями саксонского курфюрста изображена на данном полотне, которое принадлежит к историческому этапу творчества Белле дю Пуаза. Для него свойствен сдержанный колорит и воздействие образов французского романтизма.
Жозеф Альфред Белле дю Пуаза родился 6 октября 1823 в Бургуэн-Жальё. Первоначально он изучал юриспруденцию в Париже, но в 1845 году поступил в Школу изящных искусств, где был учеником Мишеля Мартена Дроллинга (1789 - 1851) и Огюста Фландрена (1804 - 1842). На раннем этапе творчества Белле дю Пуаза восхищался живописью романтиков, и в частности Эженом Делакруа (1798 - 1863), чью картину приобрел в 1864 году.
В 1847 году Белле дю Пуаза экспонировался в Лионе, а в 1855 - в Париже. В 1884 году, уже после смерти мастера, на выставке в Лионе было представлено 138 картин и рисунков живописца.
Работы художника не ограничивались религиозными и мифологическими произведениями, написанными под влиянием романтизма. С 1865 года он часто пишет морские пейзажи, используя яркие, насыщенные краски. Благодаря этим пейзажам худож-
Жозеф Альфред Белле дю Пуаза Автопортрет 1872 год
Музей изобразительных искусств, Лион
Жозеф Альфред Белле дю Пуаза
Голгофа, 1870 г.
Холст, масло. 183*295 см
Association Culturelle de Pommiers-en-Forez
ника часто называют предвестником импрессионизма.
Работа из Большого собрания изящных искусств ASG, исполненная в 1867 году в историческом жанре, написана еще в традициях романтизма, хотя и в несколько «сухой», монохромной и даже мрачной цветовой гамме, столь свойственной многим работам художника. В этом можно убедиться на примере «Голгофы», написанной Белле дю Пуаза в 1870 году. Здесь мы видим ту же темную палитру.
Ясный и чистый колорит импрессионистов появится в его работах несколько позднее - в 1870-е годы, после знакомства со знаменитым коллекционером, арт-диле-ром и устроителем выставок Моне и Ренуара в Америке Полем Дю-раном-Рюэлем (1831 - 1922), чьи эстетические взгляды и вкусы заметно повлияли на художественную манеру живописца. Таким образом, картина с изображением Мартина Лютера была исполнена в переходный период от живописи романтизма к импрессионизму. Кроме того, в год написания данного полотна Белле дю Пуаза работал в Лионе, где в Салоне экспонировались его пейзажи Нидерландов, наряду с ко-
торыми могла быть представлена и картина из собрания ASG. В этих условиях удивителен выбор сюже-тики для полотна, исполненного в Лионе. Главным героем картины является протестант и реформатор, тогда как Лион - традиционно христианско-католический центр Франции, где противостояние между католиками и гугенотами длилось со времен Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 года). Первый синод реформаторской церкви был проведен во Франции в 1559 году, а ее первое официальное признание произошло в 1571 году. В 1598 году был издан Нантский эдикт, даровавший французским гугенотам свободу вероисповедания. Эдикт был отменен Людовиком XIV (эдикт Фонтенбло) в 1685 году, в результате чего сотни тысяч протестантов эмигрировали из Франции в Англию и Голландию. Отмена Нантского эдикта - трагический период истории Франции, получивший название «Пустыня» (фр. «Désert»), как намек на скитания евреев по пустыне после бегства из Египта. Лишь в 1787 году Версальский эдикт Людовика XVI провозгласил свободу вероисповедания во Франции, вернув про-
тестантам гражданскую свободу и сняв запрет на браки между католиками и гугенотами.
В 1801 году вышел конкордат Наполеона с папой Пием VII, согласно которому католицизм был объявлен религией большинства французов, при этом свобода вероисповедания сохранялась, и протестанты начали участвовать в синодах. XIX столетие было названо веком возрождения протестантской церкви Франции (фр. «le Réveil), однако в это же время начался и ее раскол. В 1871 году реформаторские приходы Эльзаса и Лотарингии - регионов, граничащих с Германией и занимающих первое место по числу проживающих там протестантов, - отделились от Реформаторской церкви Франции. К 1905 году, когда во Франции вышел закон об отделении церкви от государства, здесь существовало около четырех крупных реформаторских общин. Официально единая Реформаторская церковь Франции была зарегистрирована лишь в 1938 году.
Что касается работы Белле дю Пуаза из собрания ASG, изображающей одного из главных идеологов протестантизма, то она, очевидно, была выполнена по заказу реформаторской церкви Лиона. Учитывая крупный формат полотна (273*360 см), можно предположить, что оно исполнялось для протестантского прихода в Лионе, самым значимым из которых являлась Меняльная ложа (фр. Loge du Change) или Обменный храм (фр. Temple du Change). Здание Меняльной ложи было возведено для банкиров в 1631 - 1653 годах по проекту архитектора Симона Гурде. В 1748 - 1750 годах оно было существенно перестроено Жаком-Жерменом Суффло (1713 - 1780), в результате чего изменился внешний облик фасада, к зданию добавилась колоннада и появился второй этаж. В период Великой французской революции ложа превратилась в пороховой завод, а в 1803 году была передана протестантской общине и стала известна как Обменный храм.
Именно в этом здании в 1938 году произошло объединение четырех протестантских церквей в Реформатскую церковь Франции.
Как отмечалось выше, живописные произведения, как, впрочем, скульптура и пышное убранство, редки в протестантских храмах, где иконопочитание в том виде, какое свойственно католичеству и православию, отсутствует. Конечно, картину с изображением Мартина Лютера из собрания ASG никак нельзя назвать иконописной, однако это не единственный случай создания живописного произведения по заказу протестантов, также не чуждых респектабельности. Самым известным примером является «Ночной дозор» (1642 год), написанный Рембрандтом по заказу Стрелкового общества Нидерландов. И если картина Белле дю Пуаза не была написана не-
Копия работы Лукаса Кранаха Старшего
Портрет Мартина Лютера и Филиппа Меланхтон Вторая половина XVI в.
Церковь Пюхавай-му, Таллин
Обменный храм в Старом Лионе
Построен в 1631 - 1653 годах по проекту Симона Гурде. Перестроен Жа-ком-Жерменом Суффле в 1748 - 1750 годах
Интерьер Обменного храма. В 1858 году в нем был установлен орган
посредственно для молитвенного зала храма, она могла быть выполнена для его служебных помещений, в которых располагались служители, проходили приемы, аудиенции и т.д. Однако не все так однозначно. Так, в церкви Святого
Духа в Таллине (церковь Пюхавай-му) в ближайшем к алтарю пилоне находится портрет Лютера и его соратника Филиппа Меланхтона.
Автор картины неизвестен, время ее создания - предположительно середина или вторая половина
Мартин Лютер с лебедем 1684 год
Евангелическая кирха, Род-хайм-Бибер
XVI века, и она является копией работы Лукаса Кранаха Старшего.
Есть изображение Лютера и в Евангелической кирхе Родхайм-Би-бера, где он изображен с лебедем (именно в образе лебедя Ян Гус предрек появление великого реформатора после своей смерти).
Оба изображения Лютера не являются молитвенными, однако находятся в протестантских храмах, из чего можно сделать вывод, что и картина из собрания ASG вполне могла быть исполнена для молитвенного зала. На сегодняшний день нам не известно, к какой религиозной конфессии принадлежал Белле дю Пуаза, но сам факт, что заказ от протестантской общины на изображение сюжета из жизни Мартина Лютера поступил именно ему, говорит о том, что художник был хорошо известен в Лионе.
В настоящее время о Жозефе Альфреде Белле дю Пуаза известно сравнительно немного, однако те сведения, которыми мы располагаем, говорят о том, что перед нами интересная ищущая личность, которая после старательного следования историческим
образцам перешла к творческому поиску. Более поздние работы свидетельствуют о разработке особой художественной манеры, сочетающей мотивы экспериментов позднего Гюстава Курбе (1819 - 1877) с динамикой пленера импрессионистов. Последние приняли Белле дю Пуаза в свои ряды, а Эдгар Дега (1834 - 1917) в 1866 году написал его портрет. Подтверждением возникшего интереса к художнику в XXI веке является его первая ретроспективная выставка из 150 работ, организованная в музее Бургуэн-Жальё в 2014 году. Показательно ее название: «Альфред Белле дю Пуаза: от романтизма к импрессионизму» ( с каталогом работ выставки можно познакомиться здесь: http://www.bouгgoinjallieu. fг/medias/doc/dossieг-enseignant-bellet-du-poisat.pdf).
В следующих публикациях мы расскажем о процессе реставрации картины Белле дю Пуаза из собрания ASG, а также проанализируем связь его творчества с искусством Гюстава Курбе.
Жозеф Альфред Белле дю Пуаза Мол в Трувиле Около 1876 года Холст, масло. 71*118 см
Музей Бургуэн-Жальё
Список использованной литературы:
1. Benezit E. Dictionnaire des peintres sculpteurs dessinateurs et graveurs. - Paris: Éditions Grùnd, 1999, - T. 2. - Р. 57.
2. Musée de Bourgoin-Jallieu. Alfred Bellet du Poisat (1823 - 1883). Du romantisme à l'impressionnisme [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bourgoinjallieu.fr/medias/doc/dossier-enseignant-bellet-du-poisat.pdf . - Дата доступа: 25.01.2017.