Научная статья на тему 'Имперские амбиции Карла v Габсбурга (1519 - 1556)'

Имперские амбиции Карла v Габсбурга (1519 - 1556) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1536
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Евдокимова А. А.

The article examines foreign and home policy of the Holy Roman Empire of Germanic Nation in the prime of its global activity. The author comes to the conclusion that the Empire was Germanic neither geographically nor in fact: all its home problems were subordinated to its foreign policy. Its wars for Italy with France, the struggle with Osman Empire, the opposition to the Popes of Rome prevented Charles V from stopping the Reformation. Charles «lost the battle” not only to Martin Luther but layer also to German protestant princes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARLES V OF HABSBURG'S IMPERIAL AMBITIONS (1519-1566)

The article examines foreign and home policy of the Holy Roman Empire of Germanic Nation in the prime of its global activity. The author comes to the conclusion that the Empire was Germanic neither geographically nor in fact: all its home problems were subordinated to its foreign policy. Its wars for Italy with France, the struggle with Osman Empire, the opposition to the Popes of Rome prevented Charles V from stopping the Reformation. Charles «lost the battle” not only to Martin Luther but layer also to German protestant princes.

Текст научной работы на тему «Имперские амбиции Карла v Габсбурга (1519 - 1556)»

Востока. М., 1976. С. 188.

8 Лещенко В.Ю. О ритуальном использовании серебряных сосудов с отверстиями // КСИА. 1977. Вып.

150.

9 На это обращал внимание ещё почти два века назад Н.М.Карамзин (История государства Российского. Т.

1. М., 1989. С. 190 прим. № 53). Добавим к этому, что этноним «черкес» передается по-гречески «дзеркис», но никак не херкис...

10 Подробнее об этно-генетическом родстве ранних хазар-авар-угров-гуннов-вархуннов (вархонитов)

- протобашкир см.:Артамонов М.И. Очерки древнейшей истории хазар. Л., 1936. С. 24; Халиков А.Х.

Великое переселение народов и его роль в образовании варварских государств // От доклассовых обществ к раннеклассовым. М., 1987. С. 94-96; Гарустович Г.Н., Иванов В.А. Ареал расселения угров на Южном Урале и в Приуралье во второй половине I - начале II тыс. н. э. // Проблемы этногенеза финно-угорских народов Приуралья. Ижевск, 1992. С. 23; Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до конца XVI века. Уфа, 1994, гл. 1У-У.

УДК 94 «04/14 ББК 63.3(0)4

ИМПЕРСКИЕ АМБИЦИИ КАРЛА V ГАБСБУРГА (1519 - 1556)

Евдокимова А.А. *

“Ты же, о римлянин, помни - державно народами править;

В том твои будут искусства, вводить чтоб обычаи мира, Милость покорным давать и войною обуздывать гордых. "

Вергилий, Энеида; VI, 847-853

СредневековаяГерманиявеладлительную борьбу за гегемонию в Европе. Результатом ее стало создание и существование Священной Римской империи (962

- 1806). Арнольд Тойнби писал, что дух Римской империи присутствовал в двух соперничавших державах: Священной Римской империи Запада и Восточной Римской империи православного христианства. Известные мыслители неоднократно отмечали факт какого - то странного бытия Римской империи post mortum - после завершения ее реальной политической истории - в политической культуре, символике и т. д. [1]. Великий Вольтер считал, что Священная Римская империя, вовсе не была ни священной, ни Римской и не империей. Вряд ли с этим можно полностью согласиться. За 9 веков своего “имперского” существования германское государство нередко было действительно Империей, правда не “священной” и не “римской” - в этом французский философ прав. Проблема типологии империй не является предметом данной статьи. Но, если империями “принято называть государства 1) крупные, 2) полиэтнические, 3) нацеленные на внешнюю экспансию“ [2], то государство Карла V Габсбурга этим критериям соответствовало.

В 1519 году императором “Священной Римской империи германской нации” (так называлась Германия с 1485 года) стал молодой испанский король Карл I Габсбург. Ни один из европейских монархов не имел столь обширных владений , как он. В его Империи действительно “никогда не заходило солнце”. В состав нового универсалистского государства вошли не только германские и нидерланские земли, но и Испания с ее владениями в Италии и в Новом Свете ( т.е. Америке). Карлу было всего 19 лет, когда он стал самым могущественным государем Европы. С гравюры этого времени на мир смотрит бледный юноша, с белокурыми мягкими волосами и задумчивыми глазами. Над его головой три короны : испанская, германская и Имперская. Он был последним императором коронованным папой (Болонья 1530 год). Впоследствии титул императора

наследовал вновь избранный германский король. На портрете кисти Тициана нам представлен уже другой человек: это умудренный жизнью, уставший, рано постаревший мужчина с потускневшим взглядом. Что же случилось с Империей за 36 лет его правления?

Историки не отказывали величественному монарху в уме, знаниях и амбициях. Особенно в амбициях. Последние вполне объяснимы. Уже в 15 лет по настоянию высшего бургундского дворянства он принял власть в Нидерландах. Его отец герцог Бургундский Филипп Красивый был сыном императора Максимилиана I и Марии Бургундской. В 1516 году Карл становиться испанским королем -его мать Хуана Безумная была дочерью католических королей Испании Фердинанда и Изабеллы, а в 1519 году он - германский император. Случайно ли столь быстрое восхождение на политический Олимп ?

Как известно, искателями имперской короны были три юных государя: Карл I Испанский,

Франциск I Французский и Генрих VIII Английский. Большую популярность имел Франциск I, “стяжавший военную славу на полях Мариньяно, рыцарь - государь, обещавший Германии помогать в войне против турок“[3]. Франциск, как и Карл, был увлечен идей универсальной монархии. Оба молодые короля считали, что политическое господство единого монарха позволит преодолеть раздробленность Европы; обеспечит мир внутри христианского сообщества; мобилизирует силы этого сообщества на борьбу с османской угрозой [4]. Почему победа в борьбе за Monarchia universalis досталась Карлу? Вероятно свою роль сыграли следующие обстоятельства:

1. среди немецких князей - избирателей, курфюрстов сильны были неогибеллинские и антипапские настроения;

2. немалую роль сыграла материальная поддержка Якоба Фуггера. Он писал Карлу в 1523 году:” Чтобы доставить вам римскую корону , мы дали обязательства некоторым князьям, ... мы дали вашим комиссарам большую сумму наличными

* Евдокимова Ангелина Алексеевна - канд. ист. наук., доц. БГПИ

деньгами... Ясно как день, что без моей помощи ваше императорское величество не могли бы получить римской короны. Отложись я от австрийского дома и перейди к Франции, я заработал бы много денег, как мне предлагали” [5]. Сумма взятки составила 850 тысяч гульденов;

3. во время голосования спор решил могущественный князь Фридрих Саксонский. Подав свой голос в пользу Карла, он увлек за собой других князей - избирателей.

28 июня 1519 года во Франкфурте-на-Майне коллегия курфюрстов единогласно избрала Карла императором. Через год с небольшим он был коронован в Ахене римским королем. Избрание Карла императором нарушало систему политического равновесия в Европе. Его преодоление, то есть восстановление равновесия могло идти только за счет ослабления Империи. Но сам молодой монарх в своих обещаниях князьям ставил иные задачи. Карл обещал: 1) создать имперское правительство; 2) не заключать союзов с другими нациями без согласия курфюрстов;

3) не вступать в войны и не затевать ссор с соседями;

4) назначать на имперские должности только немцев. Тогда было еще неизвестно, что император “велик в своих начинаниях, но не в их исполнении”.

В деле борьбы за величие Империи и ее единство монарху пришлось решать сложнейшие внутренние и внешние проблемы. Внутренние - это борьба с Реформацией, первоначально только с Лютером, а затем и с немецкими князьями - протестантами. Не менее трудными были и внешние обстоятельства

- нужно было остановить претензии Франции на Италию и не допустить гегемонизма Османской Империив Европе. Эти проблемы оттеснили на задний план одну из важнейших задач жизнедеятельности империй - создание единного политико-правового, экономического и культурного имперского центра. Но в Германии уже шла Реформация...

Выступление Мартина Лютера с 95 тезисами пришлось на последние годы правления деда Карла императора Максимилиана I. Престарелый монарх не очень был обеспокоен действиями августинского монаха. Он даже полагал, что Лютера можно использовать в борьбе с Римом. Максимилиан говорил: ”Этого монаха надо держать на случай, можно его спустить, если понадобиться.” Карл

V впервые встретился с Лютером в 1521 году на Вормском рейстаге. Несмотря на то, что Лютер в 1520 году был отлучен от церкви, он не отказался явиться на заседание. Правда, император дважды давал ему охранные грамоты. Охранная грамота была и у Яна Гуса, однако это не спасло его от гибели. Но, в 1521 году мир был уже другим: император не мог нарущить слово. Германия , ее общественное мнение, этого бы не одобрила. С другой же стороны, он не мог не осудить Лютера. На Вормском рейстаге Лютер от своих взглядов не отрекся, заявив :”Я не могу и не хочу отказываться ни от чего, ибо не подобает христианину поступать против совести. Я весь тут перед вами, Я не могу иначе.”[6]. Но и Карл У не мог иначе: не позволяло строгое католическое воспитание ; не позволяли отношения с папой ( он еще не возложил на голову молодого императора имперскую корону); не позволяли надежды на союз с папской курией в борьбе с Францией и Османской Турцией. Вормский рейстаг занял непримеримую позицию. Но ... позволил Лютеру скрыться в замке Вартбург у Фридриха Саксонского. Поэтому Вормский эдикт был подписан 26 мая , ( а не 8 мая , как в нем указывается), то есть после того,

как разъехались сторонники Лютера и сам он был “похищен” могущественным князем Фридрихом Саксонским. Эдикт был светским отлучением Лютера, ему грозили арестом, а его последователей надлежало “ бить ... и хватать, брать себе их имущество, обращать в свою пользу и беспрестанно оставлять за собой...” [7]. Почему же эдикт остался на бумаге? Уже в 1521 году идет “политизация” дела Лютера. Карлу, как уже отмечалось, нужен был союз с папой , но ему не хотелось сразу ссориться и с немецкими князьями. Нам кажется, что цели Карла V - это цели императора, а не германского короля. Тому можно привести ряд доказательств:

1 .Германия занимала в его планах только третье место, после Испании и Нидерландов;

2.в огромном государстве у императора не было постоянной резеденции. Двор Карла, представленный нидерландцами, кастильцами, каталонцами, итальянцами и немцами, постоянно переезжал с места на место;

3.уже в 1521 году имперское правительство мыслилось Карлом только в отсутствии Императора, а его младший брат Фердинанд должен исполнять в нем роль королевского наместника. В первые же годы своего правления (1521-1525) император “отдал брату” все австрийские и южно-германские владения Габсбургов.

С 1521 по 1530 год Карл не живет в Германии, он устремился в пучину Итальянских войн. Первая франко- габсбургская война (1521-1526) принесла победу императору: 25 февраля 1525 года французская армия потерпела поражение при Павии, сам король Франциск I попал в плен и был увезен вместе со своими сыновьями в Мадрид. Мадридский мир окрылил Карла - Франция отказалась от своих притязаний на Италию и обещала отдать императору Бургундию. Какая там германская реформация? Зачем императору ее проблемы ? Уже через год, в 1526 году он продолжает борьбу за Италию с Коньячной Лигой (в нее вошли папа Климент XI, Венеция, Флоренция, Англия и позднее Франция). Отношения Карла V с папой особенно ухудшились, когда папа “разрешил” Франциску не выполнять условия Мадридского мира. В 1527 году имперцы взяли и варварски разграбили Рим, на следующий год - французы терпят поражение и снимают осабу с Неаполя. В 1529 году Карл празднует победу По миру в Камбре (август 1529) Франциск 1 отказался от притязаний на Италию, от сюзеренитета на Фландрию и Артуа (фактически они давно принадлежали Карлу). Итальянские государства вышли из войны и признали силу императора. Папа Климент XI стал вассалом Карла V как светский князь, а как духовный владыка возложил ему на голову имперскую корону. Казалось бы продолжается итальянская политика германских императоров! Как прежде? Нет! Это не германская политика, а имперская. Империя Карла V

- это и Испания и Нидерланды и т.д.

Германскими делами давно руководит Фердинанд , и они мало радуют.

В 1520 - 1522 году - рыцарское восстание, в 1524-1525 - крестьянская война самым тесным образом связаны с Реформацией, которую различные слои германского общества понимали далеко неоднозначно. Распространение Реформации поставило вопрос о созыве в стране национального собора, на чем настаивал Фердинанд. Турецкая угроза заставляла Фердинанда идти на уступки князьям в конфессиональных вопросах, в обмен на обещанную помощь в борьбе с турками. Однако Карл V отказался

собрать собор в 1524 году. Через два года, пройдя через горнило крестьянского бунта, князья стали проявлять все большую самостоятельность в вопросах выбора веры. На Шпеерском рейстаге 1526 года имперские чины получили возможность до церковного собора действовать в религиозных вопросах самостоятельно, ’’как если бы они были ответственны только перед Богом и его императорским величеством” [8]. Тем самым был открыт путь религиозному плюрализму. Попытка Карла уничтожить этот плюрализм одним росчерком пера вызвала протест: в 1529 году на имперском сейме в Шпейере католическое большинство приняло постановление, запрещающее дальнейшее распространение лютеранства. Но императору была передана Протестация шести князей и 14 имперских городов юго- запада Германии. Они заявили, что считают это постановление для себя недействительным.

Когда Карл V в 1530 году вступил на землю Германии, там уже были две религиозные партии: католическая и лютеранская ( протестантская). Вероятно, были и сторонники компромисса -центристская групппа, но ее политический вес был явно недостаточным для примирения сторон [9].

На Аугсбургском рейстаге 1530 года свежекоронованный доброжелательным Клементом VII Карл хотел встать на позиции третейского судьи. Однако, попытка согласовать конфессиональные доктрины протестантов и католиков и добиться церковного единствав стране не удалась. “ Аугс бургское вероисповедание” соратника Лютера Мелангтона не было принято католиками. На следующий год стало ясно, что религиозное противостояние в Германии вновь входит в вооруженную фазу На этот раз протагонистами выступают князья-протестанты. В 1531 году Филипп Гессенский и Иоанн Фридрих Саксонский заключили Шмальканденский союз. Он был направлен против князей - католиков и должен был защищать протестантов силою оружия. Карл смог “ укрепить “ свои позиции в Германии только тем, что в этом же году его брат Фердинанд был избран германским королем. Причем в выборах участвовали только князья - католики, что было незаконно.

С 1535 по 1543 год внешние войны вновь оттесняют внутренние германские проблемы:

1.с целью разъединения Османской Турции и Алжира Карл У начинает свой тунисский поход;

2.в этом же году после пресечения династии Сфорца войска императора оккупируют Милан;

3. в 1536 году начинается новая франкогабсбургская война. На этот раз Франциск 1 оказался сильнее Карла V. Перемирие в Ницце (1538) закрепило права Франции на Савойю и 2/3 Пьемонта. Карл удержал Милан и 1/3 Пьемонта.

После перемирия в Ницце, Карл проводит политику “мягкого курса” и “умиротворения Германии”. Ее суть заключается в том, что император постоянно повторяет гарантии протестантам, не запрещает богословские споры и т.д. Эта политика укрепила позиции протестантской партии: не только светские князья Саксонии, Брандербурга, Пфальца, Гессена, но и имперские города один за другим становятся приверженцами Мартина Лютера. Не проявляют религиозной твердости и князья- католики. Даже духовные князья , преследуя свои собственные интересы, идут на “поводу протестантам”. Например, архиепископ Герман Кёльнский разрешил проповедь протестантизма в своих владениях, а сам хотел жениться?! Другой духовный князь, Альбрехт Майнский дал свободу лютеранским

общинам в обмен на то, что они заплатят его долги. Вероятно, католических епископов привлекало два обстоятельства: возможность вступить в брак и закрепить за собою земельные владения, которыми они ранее владеди только пожизненно [10]. О какой высокой религиозной морали могла идти речь? Не отставали в своих меркантильных устремлениях и князья- протестанты. В стране идет передел земельной собственности, а значит будут и военные конфликты. Однако Карла V опять “отвлекают” внешние проблемы. В следующей войне 1542-1544 гг императору пришлось воевать на два фронта: против союза Франции и Османской Империи. Хотя он и потерпел поражение в 1541 году в Алжире, зато разбил Франциска 1 в самой Франции. Летом 1544 года большая армия во главе с императором вторглась в Шампань и чуть было не взяла Париж. Союзник Карла Генрих VIII Английский захватил Тулонь. Но впервые военные успехи Карла V не были закреплены. Внутренние неурядицы заставляют его подписать мир в Креси на условиях сохранения довоенного положения.

С 1543 по 1551 год Карл V постоянно живет в Германии. Он намерен решить целый ряд внутренних и внешних вопросов:

1 .подготовиться к церковному собору;

2. насколько это возможно, урегулировать религиозно-политическое противостояние католиков и протестантов;

3.продолжить войну с Францией;

4.решить в имперском ключе неотложные династические и конституционные проблемы .

Как будет видно в дальнейшем, при решении этих задач на первый план выйдет военная сила. В непростых условиях Карл вновь действует по принципу - имперские интересы выше германских. На Шпеерском рейстаге 1544 года все субъекты Империи в последний раз согласились оказать военную помощь Карлу в компании против Франции и в войне с Османской Империей. За это Карл обещает протестантам удовлетворить их требования. Политика “умиротворения” не могла понравиться святому престолу. Папская курия подвергла резкой критике позицию императора. А далее, случилось невероятное - Лютер и Кальвин начали публичную компанию в защиту Карла V. И это накануне открытия Тридентского собора! Какие сложные обстоятельства! Как из них выбраться, не поступаясь при этом своими глобальными интересами? Тактика остается прежней

- компромиссы и войны.

В 1545- 1548 году император как никогда полон сил и надежд.

Открылся Тридентский собор, где Карл

V возглавил умеренную партию, но уже через год он начал войну с протестантами (первая Шмальканденская война 1546 -1548 гг) и шутя ее выиграл. Правда, все еще надеясь на преодоление религиозного раскола, император объявил, что он воюет не с протестантами вообще, а с нарущителями имперских законов. Это дало возможность

использовать в войне против Шмальканденского союза вооруженные силы князя -лютеранина Морица Саксонского. В 1547 году было выиграно сражение при Мюльберге на Эльбе и взят Виттенберг. Это было время триумфа императора.

На волне военных успехов осени - зимы 15461547 Карл начал реформу политического устройства империи. Он хотел изменить отношения между верховным главой империи и его субъектами путем создания “ имперского союза”. По мысли императора

в “союз” могли войти немецкие земли, итальянские области Милан,Савойя идажеНеаполь. Этобылпроект “федерации”, он идеально подходил для реализации идеи Monarchia universalis, но его не поддержали даже князья- католики, не говоря уже о протестантах. Немецкие князья выступили совреместно на основе “принципа немецкого единства”. Правда он понимался субъектами в традиционном политическом плане, то есть с сохранением всех прав и привелегий князей. Политика императора, с ее лавированием и политическим расчетом, с ее стремлением к единству любой ценой, с ее сознанием необходимости государственных реформ не устраивала ни католиков, ни протестантов.

В 1548 году был опубликован “временный порядок” богослужения для городов, где жили и католики и лютеране. Он был адресован только протестантам, и до решения собора решал вопросы связанные с браком для священников, участия мирян в церковной службе и т. д . В имперских городах юго-запада и юга Германии разрешались “временные“ проповедники -лютеране. Но в этих городах жили и католики, правда они составляли религиозное меньшинство. Политические права католиков были узаконены конституционной реформой Генриха Хааза фон Лауффена, так называемая “ конституция Хааза”. В 1552 году эта реформа привела к ликвидации цехов, как политических организаций, и установлению в городах патрицианских олигархических режимов

[11]. Новые органы управления в имперских городах

- малые Советы, патрицианско -буржуазные по своей сути, католические по вере, должны были укрепить позиции Карла V в одном из самых неспокойных регионах Империи. В этом же 1552 году император был втянут во вторую Шмальканденскую войну. Однако она определила уже другое соотношение сил - Мориц Саксонский, получив награду от Карла V, перешел на сторону протестантов. Кроме того, союз протестантов пользовался военной поддержкой Франции. Вторая Шмальканденская война имела свои особенности:

1.Карл V воевал не просто с германскими князьями-протестантами, их поддержал сын Франциска I Генрих XI (1547-1559);

2. эта война теснейшим образом переплелась со старыми противоречиями и взаимными претензиями Франции и Империи и стала эпизодом продолжающихся Итальянских войн.

Мориц Саксонский со своими союзниками неожиданно напал на Карла в Инсбруге. Карл был разбит и морально и физически. Тяжело больного императорананосилкахвынеслииз города. Интересно, Грановский Т.Н. ссылаясь на Ранке, пишет, что в 1552 году “не император, а Мориц стоял во главе Германии”

[12]. Генрих XII - союзник протестантов овладел

Камбре, Мецом, Тулем, Верденом. Потестантские князья отдали эти территории французскому монарху на “время”. Но время - понятие растяжимое ... Если бы не смерть Морица в 1553 году, неизвестно, как бы далее развернулись события. Но у Карла уже не было сил. Он проиграл вторую войну не только протестантам, но и Франции. Все это свидетельствует о крахе имперских амбиций Карла V. Интересно, что когда началась битва за Мец, против императора выступил Француа Гиз. Потери Карла были значительны, и армия не слушалась императора. Глубоко оскорбленный, он сказал: “Не осталось более мужей в Европе, поколение выродилось. “В 1554 году он передал решение религиозных вопросов и право законодательной инициативы своему брату Фердинанду. Через год был подписан Аугсбургский религиозный мир. Он признавал равноправие католиков и лютеран. Вне рамок соглашения оставались цвинглианцы, кальвинисты и анабаптисты. Князья получили официальное право определять религию своих подданных по принципу “чья власть, того и вера”. Лютеранские консистории были подчинены княжеской власти и стали составной частью органов княжеской администрации. Карл V не участвовал в работе Аусбургского рейхстага, оставив эти проблемы Фердинанду. Император заявил, что идти на компромисс ему не позволяет “ религиозная совесть” и он намеревается отречься от престола сразу же после подписания мира. Последние годы он находился в состоянии глубочайшей депрессии, проводил целые дни один, бесконечно молился и неохотно занимался государственными делами. В 1556 он передал имперскую корону Фердинанду (Фердинанд I 1556-1564), а испанскую своему сыну Филиппу XI (1556-1598). Так распалась вселенская держава.

Империя Карла V не была германской. Внутренние проблемы страны всегда были подчинены внешним. С первых лет своего правления император “передал” Германию своему брату Фердинанду. Войны удавались ему лучше: он постоянно воевал с Францией и Османской империей, итальянскими государствами и папством. Кроме то, Карл присоединял к бургундским землям нидерландские провинции, поддавлял восстания в различных регионах своей необъятной страны , вел войны с немецкими князьями-протестантами и т.д. и т.п. За военными походами он не смог в полной мере оценить опасность Реформации. Имперские амбиции Карла

V разбились в значительной степени “ благодаря” бывшему августинскому монаху Мартину Лютеру. В данных обстоятельствам имперская реформа и создание цементирующего ядра универсалистского государства было задачей совершенно нереальной и практически невыполнимой.

ЛИТЕРАТУРА

1.Каспэ С.И. Империя: генезис, структура, функции.// ПОЛИС, 1997,8 5, с. 43

2.Алаев Л.Б.Империя: феномен или этап развития? // ВИ, 2000, 4-5, с.149

3.Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья.- М.,1987, с. 92

4.Колер Альфред. Карл У (1519-1556). // Шиндлинг А., Циглер В. Кайзеры. - Р/нД.,1997, с.36

5.Из письма Якоба Фуггера Карлу V в 1523 г // Хрестоматия по истории средних веков ., под ред. ИП.Грацианского и С.Д.Сказкина. - М., 1950, т.3, с.86

6.Позоровская Б.Д. Мартин Лютер . // Ян Гус. Мартин Люгер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. Биографические очерки. -М., 1995,с.111

7.Вормский эдикт ( 26 мая 1521 г) // Хрестоматия по истории средних веков., под ред. ИП.Грацианского и С.Д. Сказкина. -М., 1950, т.3, с. 112

8.Грановский Т.Н. Указ. раб., с. 108-109

9.Колер А. Указ. раб., с. 45

10. Грановский Т.Н. Указ. раб., с. 119

11. Dreytweins Dionysius. Esslingesche Chronik ( 1548-1564). Hrsg. A.Diehl.- Tubingen., 1901, S. 107-108

12. Грановский Т.Н. Указ. раб., с. 127-128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.