Востока. М., 1976. С. 188.
8 Лещенко В.Ю. О ритуальном использовании серебряных сосудов с отверстиями // КСИА. 1977. Вып.
150.
9 На это обращал внимание ещё почти два века назад Н.М.Карамзин (История государства Российского. Т.
1. М., 1989. С. 190 прим. № 53). Добавим к этому, что этноним «черкес» передается по-гречески «дзеркис», но никак не херкис...
10 Подробнее об этно-генетическом родстве ранних хазар-авар-угров-гуннов-вархуннов (вархонитов)
- протобашкир см.:Артамонов М.И. Очерки древнейшей истории хазар. Л., 1936. С. 24; Халиков А.Х.
Великое переселение народов и его роль в образовании варварских государств // От доклассовых обществ к раннеклассовым. М., 1987. С. 94-96; Гарустович Г.Н., Иванов В.А. Ареал расселения угров на Южном Урале и в Приуралье во второй половине I - начале II тыс. н. э. // Проблемы этногенеза финно-угорских народов Приуралья. Ижевск, 1992. С. 23; Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до конца XVI века. Уфа, 1994, гл. 1У-У.
УДК 94 «04/14 ББК 63.3(0)4
ИМПЕРСКИЕ АМБИЦИИ КАРЛА V ГАБСБУРГА (1519 - 1556)
Евдокимова А.А. *
“Ты же, о римлянин, помни - державно народами править;
В том твои будут искусства, вводить чтоб обычаи мира, Милость покорным давать и войною обуздывать гордых. "
Вергилий, Энеида; VI, 847-853
СредневековаяГерманиявеладлительную борьбу за гегемонию в Европе. Результатом ее стало создание и существование Священной Римской империи (962
- 1806). Арнольд Тойнби писал, что дух Римской империи присутствовал в двух соперничавших державах: Священной Римской империи Запада и Восточной Римской империи православного христианства. Известные мыслители неоднократно отмечали факт какого - то странного бытия Римской империи post mortum - после завершения ее реальной политической истории - в политической культуре, символике и т. д. [1]. Великий Вольтер считал, что Священная Римская империя, вовсе не была ни священной, ни Римской и не империей. Вряд ли с этим можно полностью согласиться. За 9 веков своего “имперского” существования германское государство нередко было действительно Империей, правда не “священной” и не “римской” - в этом французский философ прав. Проблема типологии империй не является предметом данной статьи. Но, если империями “принято называть государства 1) крупные, 2) полиэтнические, 3) нацеленные на внешнюю экспансию“ [2], то государство Карла V Габсбурга этим критериям соответствовало.
В 1519 году императором “Священной Римской империи германской нации” (так называлась Германия с 1485 года) стал молодой испанский король Карл I Габсбург. Ни один из европейских монархов не имел столь обширных владений , как он. В его Империи действительно “никогда не заходило солнце”. В состав нового универсалистского государства вошли не только германские и нидерланские земли, но и Испания с ее владениями в Италии и в Новом Свете ( т.е. Америке). Карлу было всего 19 лет, когда он стал самым могущественным государем Европы. С гравюры этого времени на мир смотрит бледный юноша, с белокурыми мягкими волосами и задумчивыми глазами. Над его головой три короны : испанская, германская и Имперская. Он был последним императором коронованным папой (Болонья 1530 год). Впоследствии титул императора
наследовал вновь избранный германский король. На портрете кисти Тициана нам представлен уже другой человек: это умудренный жизнью, уставший, рано постаревший мужчина с потускневшим взглядом. Что же случилось с Империей за 36 лет его правления?
Историки не отказывали величественному монарху в уме, знаниях и амбициях. Особенно в амбициях. Последние вполне объяснимы. Уже в 15 лет по настоянию высшего бургундского дворянства он принял власть в Нидерландах. Его отец герцог Бургундский Филипп Красивый был сыном императора Максимилиана I и Марии Бургундской. В 1516 году Карл становиться испанским королем -его мать Хуана Безумная была дочерью католических королей Испании Фердинанда и Изабеллы, а в 1519 году он - германский император. Случайно ли столь быстрое восхождение на политический Олимп ?
Как известно, искателями имперской короны были три юных государя: Карл I Испанский,
Франциск I Французский и Генрих VIII Английский. Большую популярность имел Франциск I, “стяжавший военную славу на полях Мариньяно, рыцарь - государь, обещавший Германии помогать в войне против турок“[3]. Франциск, как и Карл, был увлечен идей универсальной монархии. Оба молодые короля считали, что политическое господство единого монарха позволит преодолеть раздробленность Европы; обеспечит мир внутри христианского сообщества; мобилизирует силы этого сообщества на борьбу с османской угрозой [4]. Почему победа в борьбе за Monarchia universalis досталась Карлу? Вероятно свою роль сыграли следующие обстоятельства:
1. среди немецких князей - избирателей, курфюрстов сильны были неогибеллинские и антипапские настроения;
2. немалую роль сыграла материальная поддержка Якоба Фуггера. Он писал Карлу в 1523 году:” Чтобы доставить вам римскую корону , мы дали обязательства некоторым князьям, ... мы дали вашим комиссарам большую сумму наличными
* Евдокимова Ангелина Алексеевна - канд. ист. наук., доц. БГПИ
деньгами... Ясно как день, что без моей помощи ваше императорское величество не могли бы получить римской короны. Отложись я от австрийского дома и перейди к Франции, я заработал бы много денег, как мне предлагали” [5]. Сумма взятки составила 850 тысяч гульденов;
3. во время голосования спор решил могущественный князь Фридрих Саксонский. Подав свой голос в пользу Карла, он увлек за собой других князей - избирателей.
28 июня 1519 года во Франкфурте-на-Майне коллегия курфюрстов единогласно избрала Карла императором. Через год с небольшим он был коронован в Ахене римским королем. Избрание Карла императором нарушало систему политического равновесия в Европе. Его преодоление, то есть восстановление равновесия могло идти только за счет ослабления Империи. Но сам молодой монарх в своих обещаниях князьям ставил иные задачи. Карл обещал: 1) создать имперское правительство; 2) не заключать союзов с другими нациями без согласия курфюрстов;
3) не вступать в войны и не затевать ссор с соседями;
4) назначать на имперские должности только немцев. Тогда было еще неизвестно, что император “велик в своих начинаниях, но не в их исполнении”.
В деле борьбы за величие Империи и ее единство монарху пришлось решать сложнейшие внутренние и внешние проблемы. Внутренние - это борьба с Реформацией, первоначально только с Лютером, а затем и с немецкими князьями - протестантами. Не менее трудными были и внешние обстоятельства
- нужно было остановить претензии Франции на Италию и не допустить гегемонизма Османской Империив Европе. Эти проблемы оттеснили на задний план одну из важнейших задач жизнедеятельности империй - создание единного политико-правового, экономического и культурного имперского центра. Но в Германии уже шла Реформация...
Выступление Мартина Лютера с 95 тезисами пришлось на последние годы правления деда Карла императора Максимилиана I. Престарелый монарх не очень был обеспокоен действиями августинского монаха. Он даже полагал, что Лютера можно использовать в борьбе с Римом. Максимилиан говорил: ”Этого монаха надо держать на случай, можно его спустить, если понадобиться.” Карл
V впервые встретился с Лютером в 1521 году на Вормском рейстаге. Несмотря на то, что Лютер в 1520 году был отлучен от церкви, он не отказался явиться на заседание. Правда, император дважды давал ему охранные грамоты. Охранная грамота была и у Яна Гуса, однако это не спасло его от гибели. Но, в 1521 году мир был уже другим: император не мог нарущить слово. Германия , ее общественное мнение, этого бы не одобрила. С другой же стороны, он не мог не осудить Лютера. На Вормском рейстаге Лютер от своих взглядов не отрекся, заявив :”Я не могу и не хочу отказываться ни от чего, ибо не подобает христианину поступать против совести. Я весь тут перед вами, Я не могу иначе.”[6]. Но и Карл У не мог иначе: не позволяло строгое католическое воспитание ; не позволяли отношения с папой ( он еще не возложил на голову молодого императора имперскую корону); не позволяли надежды на союз с папской курией в борьбе с Францией и Османской Турцией. Вормский рейстаг занял непримеримую позицию. Но ... позволил Лютеру скрыться в замке Вартбург у Фридриха Саксонского. Поэтому Вормский эдикт был подписан 26 мая , ( а не 8 мая , как в нем указывается), то есть после того,
как разъехались сторонники Лютера и сам он был “похищен” могущественным князем Фридрихом Саксонским. Эдикт был светским отлучением Лютера, ему грозили арестом, а его последователей надлежало “ бить ... и хватать, брать себе их имущество, обращать в свою пользу и беспрестанно оставлять за собой...” [7]. Почему же эдикт остался на бумаге? Уже в 1521 году идет “политизация” дела Лютера. Карлу, как уже отмечалось, нужен был союз с папой , но ему не хотелось сразу ссориться и с немецкими князьями. Нам кажется, что цели Карла V - это цели императора, а не германского короля. Тому можно привести ряд доказательств:
1 .Германия занимала в его планах только третье место, после Испании и Нидерландов;
2.в огромном государстве у императора не было постоянной резеденции. Двор Карла, представленный нидерландцами, кастильцами, каталонцами, итальянцами и немцами, постоянно переезжал с места на место;
3.уже в 1521 году имперское правительство мыслилось Карлом только в отсутствии Императора, а его младший брат Фердинанд должен исполнять в нем роль королевского наместника. В первые же годы своего правления (1521-1525) император “отдал брату” все австрийские и южно-германские владения Габсбургов.
С 1521 по 1530 год Карл не живет в Германии, он устремился в пучину Итальянских войн. Первая франко- габсбургская война (1521-1526) принесла победу императору: 25 февраля 1525 года французская армия потерпела поражение при Павии, сам король Франциск I попал в плен и был увезен вместе со своими сыновьями в Мадрид. Мадридский мир окрылил Карла - Франция отказалась от своих притязаний на Италию и обещала отдать императору Бургундию. Какая там германская реформация? Зачем императору ее проблемы ? Уже через год, в 1526 году он продолжает борьбу за Италию с Коньячной Лигой (в нее вошли папа Климент XI, Венеция, Флоренция, Англия и позднее Франция). Отношения Карла V с папой особенно ухудшились, когда папа “разрешил” Франциску не выполнять условия Мадридского мира. В 1527 году имперцы взяли и варварски разграбили Рим, на следующий год - французы терпят поражение и снимают осабу с Неаполя. В 1529 году Карл празднует победу По миру в Камбре (август 1529) Франциск 1 отказался от притязаний на Италию, от сюзеренитета на Фландрию и Артуа (фактически они давно принадлежали Карлу). Итальянские государства вышли из войны и признали силу императора. Папа Климент XI стал вассалом Карла V как светский князь, а как духовный владыка возложил ему на голову имперскую корону. Казалось бы продолжается итальянская политика германских императоров! Как прежде? Нет! Это не германская политика, а имперская. Империя Карла V
- это и Испания и Нидерланды и т.д.
Германскими делами давно руководит Фердинанд , и они мало радуют.
В 1520 - 1522 году - рыцарское восстание, в 1524-1525 - крестьянская война самым тесным образом связаны с Реформацией, которую различные слои германского общества понимали далеко неоднозначно. Распространение Реформации поставило вопрос о созыве в стране национального собора, на чем настаивал Фердинанд. Турецкая угроза заставляла Фердинанда идти на уступки князьям в конфессиональных вопросах, в обмен на обещанную помощь в борьбе с турками. Однако Карл V отказался
собрать собор в 1524 году. Через два года, пройдя через горнило крестьянского бунта, князья стали проявлять все большую самостоятельность в вопросах выбора веры. На Шпеерском рейстаге 1526 года имперские чины получили возможность до церковного собора действовать в религиозных вопросах самостоятельно, ’’как если бы они были ответственны только перед Богом и его императорским величеством” [8]. Тем самым был открыт путь религиозному плюрализму. Попытка Карла уничтожить этот плюрализм одним росчерком пера вызвала протест: в 1529 году на имперском сейме в Шпейере католическое большинство приняло постановление, запрещающее дальнейшее распространение лютеранства. Но императору была передана Протестация шести князей и 14 имперских городов юго- запада Германии. Они заявили, что считают это постановление для себя недействительным.
Когда Карл V в 1530 году вступил на землю Германии, там уже были две религиозные партии: католическая и лютеранская ( протестантская). Вероятно, были и сторонники компромисса -центристская групппа, но ее политический вес был явно недостаточным для примирения сторон [9].
На Аугсбургском рейстаге 1530 года свежекоронованный доброжелательным Клементом VII Карл хотел встать на позиции третейского судьи. Однако, попытка согласовать конфессиональные доктрины протестантов и католиков и добиться церковного единствав стране не удалась. “ Аугс бургское вероисповедание” соратника Лютера Мелангтона не было принято католиками. На следующий год стало ясно, что религиозное противостояние в Германии вновь входит в вооруженную фазу На этот раз протагонистами выступают князья-протестанты. В 1531 году Филипп Гессенский и Иоанн Фридрих Саксонский заключили Шмальканденский союз. Он был направлен против князей - католиков и должен был защищать протестантов силою оружия. Карл смог “ укрепить “ свои позиции в Германии только тем, что в этом же году его брат Фердинанд был избран германским королем. Причем в выборах участвовали только князья - католики, что было незаконно.
С 1535 по 1543 год внешние войны вновь оттесняют внутренние германские проблемы:
1.с целью разъединения Османской Турции и Алжира Карл У начинает свой тунисский поход;
2.в этом же году после пресечения династии Сфорца войска императора оккупируют Милан;
3. в 1536 году начинается новая франкогабсбургская война. На этот раз Франциск 1 оказался сильнее Карла V. Перемирие в Ницце (1538) закрепило права Франции на Савойю и 2/3 Пьемонта. Карл удержал Милан и 1/3 Пьемонта.
После перемирия в Ницце, Карл проводит политику “мягкого курса” и “умиротворения Германии”. Ее суть заключается в том, что император постоянно повторяет гарантии протестантам, не запрещает богословские споры и т.д. Эта политика укрепила позиции протестантской партии: не только светские князья Саксонии, Брандербурга, Пфальца, Гессена, но и имперские города один за другим становятся приверженцами Мартина Лютера. Не проявляют религиозной твердости и князья- католики. Даже духовные князья , преследуя свои собственные интересы, идут на “поводу протестантам”. Например, архиепископ Герман Кёльнский разрешил проповедь протестантизма в своих владениях, а сам хотел жениться?! Другой духовный князь, Альбрехт Майнский дал свободу лютеранским
общинам в обмен на то, что они заплатят его долги. Вероятно, католических епископов привлекало два обстоятельства: возможность вступить в брак и закрепить за собою земельные владения, которыми они ранее владеди только пожизненно [10]. О какой высокой религиозной морали могла идти речь? Не отставали в своих меркантильных устремлениях и князья- протестанты. В стране идет передел земельной собственности, а значит будут и военные конфликты. Однако Карла V опять “отвлекают” внешние проблемы. В следующей войне 1542-1544 гг императору пришлось воевать на два фронта: против союза Франции и Османской Империи. Хотя он и потерпел поражение в 1541 году в Алжире, зато разбил Франциска 1 в самой Франции. Летом 1544 года большая армия во главе с императором вторглась в Шампань и чуть было не взяла Париж. Союзник Карла Генрих VIII Английский захватил Тулонь. Но впервые военные успехи Карла V не были закреплены. Внутренние неурядицы заставляют его подписать мир в Креси на условиях сохранения довоенного положения.
С 1543 по 1551 год Карл V постоянно живет в Германии. Он намерен решить целый ряд внутренних и внешних вопросов:
1 .подготовиться к церковному собору;
2. насколько это возможно, урегулировать религиозно-политическое противостояние католиков и протестантов;
3.продолжить войну с Францией;
4.решить в имперском ключе неотложные династические и конституционные проблемы .
Как будет видно в дальнейшем, при решении этих задач на первый план выйдет военная сила. В непростых условиях Карл вновь действует по принципу - имперские интересы выше германских. На Шпеерском рейстаге 1544 года все субъекты Империи в последний раз согласились оказать военную помощь Карлу в компании против Франции и в войне с Османской Империей. За это Карл обещает протестантам удовлетворить их требования. Политика “умиротворения” не могла понравиться святому престолу. Папская курия подвергла резкой критике позицию императора. А далее, случилось невероятное - Лютер и Кальвин начали публичную компанию в защиту Карла V. И это накануне открытия Тридентского собора! Какие сложные обстоятельства! Как из них выбраться, не поступаясь при этом своими глобальными интересами? Тактика остается прежней
- компромиссы и войны.
В 1545- 1548 году император как никогда полон сил и надежд.
Открылся Тридентский собор, где Карл
V возглавил умеренную партию, но уже через год он начал войну с протестантами (первая Шмальканденская война 1546 -1548 гг) и шутя ее выиграл. Правда, все еще надеясь на преодоление религиозного раскола, император объявил, что он воюет не с протестантами вообще, а с нарущителями имперских законов. Это дало возможность
использовать в войне против Шмальканденского союза вооруженные силы князя -лютеранина Морица Саксонского. В 1547 году было выиграно сражение при Мюльберге на Эльбе и взят Виттенберг. Это было время триумфа императора.
На волне военных успехов осени - зимы 15461547 Карл начал реформу политического устройства империи. Он хотел изменить отношения между верховным главой империи и его субъектами путем создания “ имперского союза”. По мысли императора
в “союз” могли войти немецкие земли, итальянские области Милан,Савойя идажеНеаполь. Этобылпроект “федерации”, он идеально подходил для реализации идеи Monarchia universalis, но его не поддержали даже князья- католики, не говоря уже о протестантах. Немецкие князья выступили совреместно на основе “принципа немецкого единства”. Правда он понимался субъектами в традиционном политическом плане, то есть с сохранением всех прав и привелегий князей. Политика императора, с ее лавированием и политическим расчетом, с ее стремлением к единству любой ценой, с ее сознанием необходимости государственных реформ не устраивала ни католиков, ни протестантов.
В 1548 году был опубликован “временный порядок” богослужения для городов, где жили и католики и лютеране. Он был адресован только протестантам, и до решения собора решал вопросы связанные с браком для священников, участия мирян в церковной службе и т. д . В имперских городах юго-запада и юга Германии разрешались “временные“ проповедники -лютеране. Но в этих городах жили и католики, правда они составляли религиозное меньшинство. Политические права католиков были узаконены конституционной реформой Генриха Хааза фон Лауффена, так называемая “ конституция Хааза”. В 1552 году эта реформа привела к ликвидации цехов, как политических организаций, и установлению в городах патрицианских олигархических режимов
[11]. Новые органы управления в имперских городах
- малые Советы, патрицианско -буржуазные по своей сути, католические по вере, должны были укрепить позиции Карла V в одном из самых неспокойных регионах Империи. В этом же 1552 году император был втянут во вторую Шмальканденскую войну. Однако она определила уже другое соотношение сил - Мориц Саксонский, получив награду от Карла V, перешел на сторону протестантов. Кроме того, союз протестантов пользовался военной поддержкой Франции. Вторая Шмальканденская война имела свои особенности:
1.Карл V воевал не просто с германскими князьями-протестантами, их поддержал сын Франциска I Генрих XI (1547-1559);
2. эта война теснейшим образом переплелась со старыми противоречиями и взаимными претензиями Франции и Империи и стала эпизодом продолжающихся Итальянских войн.
Мориц Саксонский со своими союзниками неожиданно напал на Карла в Инсбруге. Карл был разбит и морально и физически. Тяжело больного императорананосилкахвынеслииз города. Интересно, Грановский Т.Н. ссылаясь на Ранке, пишет, что в 1552 году “не император, а Мориц стоял во главе Германии”
[12]. Генрих XII - союзник протестантов овладел
Камбре, Мецом, Тулем, Верденом. Потестантские князья отдали эти территории французскому монарху на “время”. Но время - понятие растяжимое ... Если бы не смерть Морица в 1553 году, неизвестно, как бы далее развернулись события. Но у Карла уже не было сил. Он проиграл вторую войну не только протестантам, но и Франции. Все это свидетельствует о крахе имперских амбиций Карла V. Интересно, что когда началась битва за Мец, против императора выступил Француа Гиз. Потери Карла были значительны, и армия не слушалась императора. Глубоко оскорбленный, он сказал: “Не осталось более мужей в Европе, поколение выродилось. “В 1554 году он передал решение религиозных вопросов и право законодательной инициативы своему брату Фердинанду. Через год был подписан Аугсбургский религиозный мир. Он признавал равноправие католиков и лютеран. Вне рамок соглашения оставались цвинглианцы, кальвинисты и анабаптисты. Князья получили официальное право определять религию своих подданных по принципу “чья власть, того и вера”. Лютеранские консистории были подчинены княжеской власти и стали составной частью органов княжеской администрации. Карл V не участвовал в работе Аусбургского рейхстага, оставив эти проблемы Фердинанду. Император заявил, что идти на компромисс ему не позволяет “ религиозная совесть” и он намеревается отречься от престола сразу же после подписания мира. Последние годы он находился в состоянии глубочайшей депрессии, проводил целые дни один, бесконечно молился и неохотно занимался государственными делами. В 1556 он передал имперскую корону Фердинанду (Фердинанд I 1556-1564), а испанскую своему сыну Филиппу XI (1556-1598). Так распалась вселенская держава.
Империя Карла V не была германской. Внутренние проблемы страны всегда были подчинены внешним. С первых лет своего правления император “передал” Германию своему брату Фердинанду. Войны удавались ему лучше: он постоянно воевал с Францией и Османской империей, итальянскими государствами и папством. Кроме то, Карл присоединял к бургундским землям нидерландские провинции, поддавлял восстания в различных регионах своей необъятной страны , вел войны с немецкими князьями-протестантами и т.д. и т.п. За военными походами он не смог в полной мере оценить опасность Реформации. Имперские амбиции Карла
V разбились в значительной степени “ благодаря” бывшему августинскому монаху Мартину Лютеру. В данных обстоятельствам имперская реформа и создание цементирующего ядра универсалистского государства было задачей совершенно нереальной и практически невыполнимой.
ЛИТЕРАТУРА
1.Каспэ С.И. Империя: генезис, структура, функции.// ПОЛИС, 1997,8 5, с. 43
2.Алаев Л.Б.Империя: феномен или этап развития? // ВИ, 2000, 4-5, с.149
3.Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья.- М.,1987, с. 92
4.Колер Альфред. Карл У (1519-1556). // Шиндлинг А., Циглер В. Кайзеры. - Р/нД.,1997, с.36
5.Из письма Якоба Фуггера Карлу V в 1523 г // Хрестоматия по истории средних веков ., под ред. ИП.Грацианского и С.Д.Сказкина. - М., 1950, т.3, с.86
6.Позоровская Б.Д. Мартин Лютер . // Ян Гус. Мартин Люгер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. Биографические очерки. -М., 1995,с.111
7.Вормский эдикт ( 26 мая 1521 г) // Хрестоматия по истории средних веков., под ред. ИП.Грацианского и С.Д. Сказкина. -М., 1950, т.3, с. 112
8.Грановский Т.Н. Указ. раб., с. 108-109
9.Колер А. Указ. раб., с. 45
10. Грановский Т.Н. Указ. раб., с. 119
11. Dreytweins Dionysius. Esslingesche Chronik ( 1548-1564). Hrsg. A.Diehl.- Tubingen., 1901, S. 107-108
12. Грановский Т.Н. Указ. раб., с. 127-128