Научная статья на тему 'ОТ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ К ВИЗУАЛЬНОМУ: ПРОБЛЕМА И СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ'

ОТ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ К ВИЗУАЛЬНОМУ: ПРОБЛЕМА И СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФАСИЛИТИРОВАННАЯ ДИСКУССИЯ / ПАРАФРАЗ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ / УЧАЩИЕСЯ / ОСВОЕНИЕ СПОСОБОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молодцова Наталья Геннадьевна

Цель: исследовать современную проблему образования, связанную с преобладанием у учащихся клипового мышления и найти способ ее разрешения. Актуальность и проблематика данного исследования заключается в том, что у современных учащихся отмечается переход от понятийного, системного мышления к клиповому, вследствие чего теряется способность к анализу и глубине восприятия, проработки и понимания информации, содержащейся в зрительных образах. Остро встает проблема формирования визуальной информационной культуры как интегративной способности личности, проявляющейся в освоении, применении и преобразовании информации, содержащейся в зрительных образах [5]. Чтобы ликвидировать данный пробел предлагается внедрить в образовательный процесс технологии, направленные на формирование альтернативного вида мышления учащихся - визуального [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM CLIP THINKING TO VISUAL THINKING: THE PROBLEM AND THE WAY OF RESOLUTION

Purpose. To investigate the modern problem of education associated with the prevalence of students’ clip thinking and find a way to solve it. The relevance and problematics of this study is that modern students have a transition from conceptual, systemic thinking to clip thinking, due to which they lose the ability to analyze and depth of perception, elaboration and understanding of information contained in the visual images. The problem of visual information culture formation as an integrative ability of a person that manifests itself in mastering, applying and transforming the information contained in visual images becomes acute [5]. In order to fill this gap, it is suggested to introduce technologies aimed at the formation of an alternative type of thinking of students - visual thinking [4].

Текст научной работы на тему «ОТ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ К ВИЗУАЛЬНОМУ: ПРОБЛЕМА И СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ»

team.

Full responsibility of the performer for the result.

The client does not need to understand what technical approaches will be used in the work.

There is an understanding of the deadlines for completing tasks until they are accepted for work.

Preliminary assessment of the work by the IT integrator. Disadvantages.

The need to understand the result from the point of view of the business sense at the beginning of the agreement.

The best approach seems to be a mixed, the use of both options on the project, in those tasks where the risks of using each of the approaches will be minimized.

Characteristics of tasks that require evaluation on the side of the IT integrator:

> The IT integrator has performed such work repeatedly, there is the necessary expertise;

> The IT integrator and the customer have a common understanding of how the task should be implemented.

Characteristics of tasks and projects that require T&M:

> Quality level of project management on the customer's side;

> Consultation of the customer regarding the work for which the IT integrator has provided a technical tool;

> Research tasks that the IT integrator has not encountered before;

> Tasks whose implementation may change during development.

The approach described above helps in the general case to adequately evaluate the tasks taking into account the previously mentioned limitations. However, in practice, there are situations in which this approach is not applicable or optimal.

Examples of such situations:

> The customer strives for a high-quality result, does not go beyond the limits of the estimate, but in fact cruelly burns out the integrator's resource at the stage of agreement.

> The customer uses T&M, but weakly oversees the IT integrator team, which is why the project is moving slowly.

It is also useful to transform the analytical approach into more measurable quantities using modeling

Не нужно вникать глубоко в процессы внутри команды.

Полная ответственность исполнителя за результат.

Клиенту не обязательно понимать, какие технические подходы будут использоваться в работах.

Есть понимание сроков по исполнению задач до момента принятия их в работу.

Предварительная оценка работ ИТ-интегратором. Недостатки.

Необходимость понимания результата с точки зрения бизнес-смысла в начале согласования.

Оптимальным кажется смешанный подход, применение обоих вариантов на проекте, в тех задачах, где риски применения каждого из подходов будут минимизированы.

Характеристики задач, при которых необходима оценка на стороне ИТ-интегратора:

> ИТ-интегратор выполнял подобные работы неоднократно, присутствует необходимая экспертиза;

> ИТ-интегратор и заказчик обладают единым пониманием, как должна быть реализована задача.

Характеристики задач и проектов, при которых необходим T&M:

^ Качественный уровень управления проектом на стороне заказчика;

> Консультации заказчика в части работ, для которых ИТ-интегратор дал технический инструмент;

^ Исследовательские задачи, с которыми ИТ-интегратор не сталкивался ранее;

> Задачи, реализация которых может измениться в процессе разработки.

Описанный выше подход помогает в общем случае адекватно оценивать задачи с учётом указанных ранее ограничений. Тем не менее, на практике встречаются ситуации, в которых приведённый подход неприменим или неоптимален.

Примеры таких ситуаций:

^ Заказчик стремится к качественному результату, не выходит за ограничения сметы, но по факту жестоко выжигает ресурс интегратора на этапе согласования.

^ Заказчик использует T&M, но слабо курирует команду ИТ-интегратора, из-за

methods, including game theory and simulation чего проект движется медленно.

modeling.

Также аналитическим подход полезно трансформировать в более измеримые величины с помощью методов моделирования, в т.ч. теории игр и имитационного моделирования.

References / Библиография

1. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: уч. пособие. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. - 512 с.

2. Коллектив авторов. Руководство к своду знаний по управлению проектами. Шестое издание. Agile: практическое руководство - Project Management Institute, Inc., 2018. - 1180 с.

3. Абраменко Г.В. Практические рекомендации по применению системного анализа к проектированию сложных технических

систем - ООО "0ргсервис-2000", 2015.

4. К.Вигерс, Д. Битти. Разработка требований к программному обеспечению. Издание третье, дополненное/ Пер. с англ. - М.:

Издательство «Русская редакция»; СПб. : БХВ-Петербург, 2014. - 736 стр.

5. Управление изменениями / Пер. с англ. - 3-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2020. - 226 с.

УДК 159.9

ОТ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ К ВИЗУАЛЬНОМУ: ПРОБЛЕМА И

СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ

FROM CLIP THINKING TO VISUAL THINKING: THE PROBLEM AND THE

WAY OF RESOLUTION

NATALIA MOLODTSOVA НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА МОЛОДЦОВА

ORCID 0000-0001-6582-886X

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Moscow Pedagogical State

University"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»

Keywords: clip thinking, information space, visual thinking, facilitated discussion, paraphrase, works of art, artistic images, students, mastering ways of working with information.

Extended abstract

Purpose. To investigate the modern problem of education associated with the prevalence of students' clip thinking and find a way to solve it.

The relevance and problematics of this study is that modern students have a transition from conceptual, systemic thinking to clip thinking, due to which they lose the ability to analyze and depth of perception, elaboration and understanding of information contained in the visual images. The problem of visual information culture formation as an integrative ability of a person that manifests itself in mastering, applying and transforming the information contained in visual images becomes acute [5]. In order to fill this gap, it is suggested to introduce technologies aimed at the formation of an alternative type of thinking of students - visual thinking [4].

Methodology / method / originality

The methodology of the research is the provisions of L.S. Vygotsky's cultural-historical concept, C. Rogers' humanistic psychology and VTS (Visual Thinking Strategy) technology [6]. To develop the ability to contemplate, perceive and comprehend multi-valued visual space, it is effective to use paintings, as they are a product of higher intellectual

Ключевые слова: клиповое мышление, информационное пространство, визуальное мышление, фасилитированная дискуссия, парафраз, произведения живописи,

художественные образы, учащиеся, освоение способов работы с информацией.

Расширенная аннотация

Цель: исследовать современную проблему образования, связанную с преобладанием у учащихся клипового мышления и найти способ ее разрешения.

Актуальность и проблематика данного исследования заключается в том, что у современных учащихся отмечается переход от понятийного, системного мышления к клиповому, вследствие чего теряется способность к анализу и глубине восприятия, проработки и понимания информации, содержащейся в зрительных образах. Остро встает проблема формирования визуальной информационной культуры как интегративной способности личности, проявляющейся в освоении, применении и преобразовании информации, содержащейся в зрительных образах [5]. Чтобы ликвидировать данный пробел предлагается внедрить в образовательный процесс технологии, направленные на формирование альтернативного вида мышления учащихся - визуального [4].

Методология/метод/новизна

Методологией исследования являются положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, гуманистической психологии К. Роджерса и технологии VTS (Стратегия визуального мышления) [6]. Для развития умения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.