Научная статья на тему 'ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ПРОЕКТУ В ПОЛЕВСКОМ АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ ОТРЯДЕ'

ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ПРОЕКТУ В ПОЛЕВСКОМ АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ ОТРЯДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНФЕРЕНЦИИ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Непомнящая Оксана Викторовна, Непомнящий Александр Викторович

В данной работе представлен опыт работы Полевского археологического отряда школьников в исследовательской и проектной деятельности. Даны примеры реализации коллективных проектов, направленных на популяризацию древней истории нашего края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM RESEARCH TO PROJECT IN THE POLEVSKOY ARCHAEOLOGICAL TEAM

This work presents the experience of the Polevskoy archaeological group of schoolchildren in research and project activities. Examples of the implementation of collective projects aimed at popularizing the ancient history of our region are given.

Текст научной работы на тему «ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ПРОЕКТУ В ПОЛЕВСКОМ АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ ОТРЯДЕ»

От исследования к проекту в Полевском археологическом отряде

Непомнящая Оксана Викторовна, Непомнящий Александр Викторович

От исследования к проекту в Полевском археологическом отряде

From research to project in the Polevskoy archaeological team

Аннотация. В данной работе представлен опыт работы Полев-ского археологического отряда школьников в исследовательской и проектной деятельности. Даны примеры реализации коллективных проектов, направленных на популяризацию древней истории нашего края.

Ключевые слова: коллективный проект, проектная деятельность, конференции, археологический отряд школьников

Abstract. This work presents the experience of the Polevskoy archaeological group of schoolchildren in research and project activities. Examples of the implementation of collective projects aimed at popularizing the ancient history of our region are given. Keywords: collective project, project activities, conferences, archaeological group of schoolchildren

С 1991 года в г. Полевском Свердловской области существует объединение «Юный археолог» (Полевской археологический отряд школьников). С момента организации отряда мы включились в исследовательскую деятельность, принимали участие в археологических экспедициях, изучали древнюю историю края. В 90-е годы обучающиеся представляли результаты в основном на краеведческих конференциях своего района, чаще их работы можно определить как рефераты.

После возрождения в 1997 году Уральских региональных археологических школьных конференций (далее УРАШК), появляются исследования, и, что немаловажно, — исследовательские проекты, например: «Археологическая карта Полевского района», «Проект обустройства памятника археологии Думная гора». УРАШКи становятся ежегодным событием для юных археологов, основная часть школьных работ была по-прежнему представлена рефератами и исследованиями, которые выполняли старшеклассники (рисунок 1 на стр. 136).

Все изменилось с введением ФГОС: практически все работы становятся исследованиями, которые обязательно включают цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования. Количество научно-практических конференций увеличивалось, что мотивировало обучающихся и руководителей к подготовке

Непомнящая

Оксана Викторовна,

Свердловская область, г. Полевской, МБОУ ДО Полевского городского округа «Центр развития творчества имени Н. Е. Бобровой», педагог дополнительного образования

e-mail: pao-arh@yandex.ru

Непомнящий

Александр Викторович,

Свердловская область, г. Полевской, МБОУ ДО Полевского городского округа «Центр развития творчества имени Н.Е. Бобровой», педагог дополнительного образования

Oksana

Nepomniachtchaya,

Teacher of additional education, Bobrova Center for the Development, Polevskoy, Sverdlovsk region

Alexander Nepomniachtchy,

Teacher of additional education, Bobrova Center for the Development, Polevskoy, Sverdlovsk region

Рисунок 1. Динамика увеличения количества конференций 1991-2021 г.

более качественных исследований и проектов. Требования общеобразовательных школ по подготовке и защите проектов стали совпадать с деятельностью обучающихся объединения «Юный археолог». Последние с успехом защищали проекты по археологии в своих образовательных учреждениях.

В 2011 году реализован коллективный проект «Музей ит-кульской культуры древних металлургов», который служит основой для определения тем многих исследований и проектов. Фонд музея состоит из более чем трех тысяч не паспортизированных артефактов в основном иткульской металлургической культуры. Традиционно, школьникам, которые изъявили желание писать исследования, предлагается внимательно осмотреть экспозиции музея, демонстрируемые артефакты и их копии, определить ту область, которая их заинтересует. Затем мы совместно озвучиваем проблемы, связанные с выбранной темой или находкой, определяем тему работы и далее действуем по алгоритму.

Ребенок с готовым исследованием проходит защиту в объединении, затем на внутриучрежденческой конференции, далее на областных, региональных и российских конкурсах исследовательских работ.

В дальнейшем обучающиеся имеют возможность доработать исследование в проект. Например, в результате исследования «Реконструкция панциря по фрагментам костяных пластин с Иткульского городища» автором реконструирована защитная одежда (аналог современного бронежилета) воина иткульской культуры с использованием манекена. А в археологическом музее Полевского края была добавлена экспозиция о защитном вооружении воина эпохи раннего железного века, разработано дополнение к экскурсии и проведена апробация экскурсии сначала для обучающихся объединения «Юный археолог», затем

От исследования к проекту в Полевском археологическом отряде

Непомнящая Оксана Викторовна, Непомнящий Александр Викторович

для других групп. Проект был представлен к защите в общеобразовательном учреждении и успешно защищен. Исследований, которые переросли в проекты становится с каждым годом все больше. Одна из мотиваций обучающихся 8-9 классов в объединении — это возможность качественно подготовить и защитить индивидуальный проект в школе.

Другой пример — проект «Действующая модель - горн древних металлургов», который размещен в экспозиции археологического музея. В школьном музее нашего объединения во время экскурсии школьники имеют возможность опробовать в действии копии каменных орудий, порезав ими кожаные лоскутки, проработать древним сверлильным инструментом, нанести орнамент на макеты сосудов и даже произвести отливку (из расплавленного олова) копий изделий древних металлургов — наконечников стрел, птицевидных идолов и др.

Знания, полученные обучающимися на занятиях, послужили основой для написания таких проектов, как семейная раскраска «Достопримечательности Полевского», в которой отображена история территории с древнейших времен: рисунки нужно выполнить с помощью разных техник рисования, а также предлагается расшифровать текст с кратким сюжетом обозначенного рисунка. Особенностью раскраски является то, что она предназначена не для одного возраста, а для семьи, в которой есть дети разного возраста, родители с разным опытом и уровнем знаний. Другой реализованный проект — настольная игра «Путешествие в каменный век» — стал возможен после наиболее глубоко изученного археологического периода в истории древнего человека.

В объединении «Юный археолог» реализованы несколько коллективных значимых проектов, направленных на популяризацию древней истории края, которые условно можно разделить на несколько направлений.

Первое направление — музейное. Еще в 1996 году, когда у объединения не было своего постоянного помещения, была разработана переносная экспозиция «Древняя история края», в основу которой легли результаты археологических исследований, в том числе древних уральских культур. В экспозицию вошли разделы: археологическая периодизация, происхождение человека, каменные орудия, технология изготовления каменных орудий, древнее гончарство и металлургия. Все разделы выполнены на жестких конструкциях, первые два — в виде складывающихся планшетов. Два человека без труда переносили эту экспозицию в образовательное учреждение для проведения классных часов, агитации школьников для записи в объединение. В остальное время экспозиция базировалась в учебном классе, который объединение получило в пользование в конце 90-х годов. Как только у отряда появилось помещение для музея, он практически сразу был создан. Основным фондом музея

«Иткульской культуры древних металлургов» стал подъемный археологический материал, не паспортизированные артефакты из просеянных отвалов памятников археологии, модели древних производств и школьные исследования. В связи с переездом в новое здание и расширением музейного фонда, встал вопрос о реконструкции музея.

В 2011 году отрядом выигран и реализован грант благотворительного фонда «Синара», музей значительно расширен и получил новое название: «Археологический музей Полевского края». Как уже было сказано выше, в нем можно на практике познакомиться с древними технологиями с помощью копий артефактов и действующих реконструированных моделей. Новые школьные исследования, которые перерастают в проекты, постоянно обновляют и дополняют разделы музея.

Второе направление — разработка экскурсий на местности. Первый экскурсионный маршрут был создан в объединении в 2010 году. Изучение истории края в полевых экспедициях, появление благотворительных грантов позволило отряду реали-зовывать проекты туристской направленности. Так в 2014 году за счет средств благотворительного фонда «Синара» был реализован проект экскурсионной тропы в г. Полевском «Легенды Азов-горы». Реализации предшествовало проведение нескольких полевых экспедиций в данном районе. Темы исследований, которые потребовалось провести обучающимися, были направлены на решение проблемы необходимости создания такого маршрута (социология), происхождения топонима Азов-горы, детального исследования археологического клада с Азов-горы, углежжение в Полевском 18-19 веков, легенд и преданий и др. В результате маршрут был создан и пользуется большой популярностью у жителей и гостей города. Ежегодно по тропе проходят тысячи экскурсантов.

В 2018 году отрядом был разработан и реализован проект «Автобусный экскурсионно-образовательный маршрут по местам действий сказов П. П. Бажова в Полевском "Малахитовая шкатулка"». В процессе реализации проекта были основательно изучены сказы П. П. Бажова, исследована местность на предмет максимально точной привязки к реальному месту, удобной логистики, реконструкции объектов экспонирования. Обучающиеся являлись активными участниками проекта. Также реализованы проекты в туризме: «Верхняя Чусовая», «Путешествие по Каменному острову».

Третье направление — популяризация древней истории края. Здесь объединением реализованы проекты в рамках Всероссийской акции «Ночь музеев» — реконструированные представления «Тайны древних металлургов», «Поселение древних металлургов». Данный проект является социальным. Он был разработан детьми, которые самостоятельно проводили согласования с администрацией, решали финансовые вопросы,

От исследования к проекту в Полевском археологическом отряде

Непомнящая Оксана Викторовна, Непомнящий Александр Викторович

занимались рекламой и другими аспектами подготовки. Кроме этого отряд принял участие в съемках фильма «Первый город на Чусовой», первая часть фильма посвящена древней истории края, и мы не могли остаться в стороне. Учащиеся помогали в съемках и выступали актерами. Обучающимися был создан пластилиновый мультфильм «Древние металлурги», в настоящее время его можно посмотреть на платформе YouTube.

Четвертое направление — проектирование и реализация познавательных квестов. Обучающиеся объединения последние пять лет принимают участие в квестах, которые организует молодежный клуб «Уральский следопыт» Русского Географического Общества. В результате появилась идея самостоятельно организовать и провести подобное мероприятие. Впервые квест был спроектирован специально для УРАШКа в 2018 году, в него входили задания не только по археологии, но и по краеведению и туризму. Затем был организован и проведен квест «И край родной откроет тайны», а в январе реализован онлайн-квест «Полевская волость». Все эти проекты были бы невозможны без серьезной подготовки.

Нужно отметить, что разработка и реализация коллективных социальных проектов учащимися — это серьезное мероприятие, для проведения которого важно наличие сплоченной команды, желателен опыт проектных и исследовательских работ у ребят и, конечно, собственная инициатива!

В заключение хотелось бы отметить, что если раньше мотивацией заниматься исследовательской деятельностью служили находки, сделанные во время археологических раскопок и знакомство с артефактами в музее, то в настоящее время появилась возможность сделать первый шаг к исследованию, заглянув в микроскоп и открыв для себя совершенно новый мир. Такая возможность у наших ребят возникла после открытия школьной археологической лаборатории, оснащенной не только микроскопом, но и пирометром, 3D принтером, фотоаппаратом с макрообъективом. Создание лаборатории стало возможно благодаря грантовой поддержке — это еще один реализованный проект педагогов и хороший пример для обучающихся, пример поиска возможностей, открытия новых горизонтов развития. щ

Ночь музеев -2018

Поселение древних металлургов

Аркеоларс «Поселок шкульскш иешлургавн.

Представление ееисйиой раскраски «Достопршкчпешюсп! Пмекштм и муяыгк-пликштонного фнльиа «Древние исталлургин Фотовыставка «Мы истории во,химеры:»

а ештгичЕскип музея томского края

ШУ JO ИГО «KPT u.4. HJL Koípmü* л ЙвмккЛ JLL PJhotKOtSffi 4 Kftf.mi upatttifTtrm 16.fifi -20,1W

dttieнаг SOpyéifü. Ли штшшнм—MnilrtL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.