Научная статья на тему 'Проектная и исследовательская деятельность в Полевском археологическом отряде (из опыта работы)'

Проектная и исследовательская деятельность в Полевском археологическом отряде (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПЕДИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ / КОНФЕРЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ / ИССЛЕДОВАНИЕ / PEDAGOGICAL ARCHAEOLOGY / ADDITIONAL EDUCATION / EXPEDITIONS OF SCHOOLCHILDREN / CONFERENCES OF SCHOOLCHILDREN / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Непомнящий Александр Викторович, Непомнящая Оксана Викторовна

В статье руководители объединений «Юный археолог» делятся опытом организации исследовательской и проектной деятельности. В основе большинства исследовательских работ лежат артефакты из фондов школьного археологического отряда. Основной задачей деятельности является обучение алгоритму научной работы и его применение к решению конкретной проблемы. В последние годы руководители объединения ставят перед ребятами задачу подтвердить свои теоретические выводы -экспериментами, экспертизами и перевести своё исследование в формат исследовательских проектов. Особое внимание уделяется проектам, в том числе коллективным с их последующей реализацией. Обучающиеся объединения реализовали три социальных проекта за счёт выигранных грантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES AN ARCHAEOLOGY CLUB

In the article, the leaders of the “Young archaeologist” association share their experience in organizing research and project activity. Most of the research is based on artifacts from the funds of the school Archaeology club. The main task for young researchers is to master the algorithm of scientific work and apply it to solving their problems. In recent years, the leaders of the association set a task for the children to confirm their theoretical conclusions through experiments and expertise and present their research in the format of research projects. Special attention is paid to projects, including collective ones, and their subsequent implementation. The students of the Association have implemented three social projects at the expense of the grants, which the association had won. The results of their research and project activity are presented at conferences and contests and are highly appreciated by experts.

Текст научной работы на тему «Проектная и исследовательская деятельность в Полевском археологическом отряде (из опыта работы)»

Исследовательское краеведение: опыт регионов

Непомнящий

Александр Викторович,

Непомнящая

Оксана Викторовна,

педагоги дополнительного образования МБУ ДО «Центра развития творчества им. Н. Е. Бобровой», г. Полевской, Свердловская область e-mail: pao-arh@yandex.ru

Alexander

Nepomnyashchiy,

Oksana

Nepomnyashchaya,

teachers of additional education, "N. E. Bobrova's Center for the Development of Creativity", Polevskoy, the Sverdlovky region, Russia

Проектная

и исследовательская деятельность в Полевском археологическом отряде (из опыта работы)

Project and research activities an Archaeology club

Аннотация. В статье руководители объединений «Юный археолог» делятся опытом организации исследовательской и проектной деятельности. В основе большинства исследовательских работ лежат артефакты из фондов школьного археологического отряда. Основной задачей деятельности является обучение алгоритму научной работы и его применение к решению конкретной проблемы. В последние годы руководители объединения ставят перед ребятами задачу подтвердить свои теоретические выводы -экспериментами, экспертизами - и перевести своё исследование в формат исследовательских проектов. Особое внимание уделяется проектам, в том числе коллективным с их последующей реализацией. Обучающиеся объединения реализовали три социальных проекта за счёт выигранных грантов. Ключевые слова: педагогическая археология, дополнительное образование, экспедиции школьников, конференции школьников, исследование

Abstract. In the article, the leaders of the "Young archaeologist" association share their experience in organizing research and project activity. Most of the research is based on artifacts from the funds of the school Archaeology club. The main task for young researchers is to master the algorithm of scientific work and apply it to solving their problems. In recent years, the leaders of the association set a task for the children to confirm their theoretical conclusions through experiments and expertise and present their research in the format of research projects. Special attention is paid to projects, including collective ones, and their subsequent implementation. The students of the Association have implemented three social projects at the expense of the grants, which the association had won. The results of their research and project activity are presented at conferences and contests and are highly appreciated by experts. Keywords: pedagogical archaeology, additional education, expeditions of schoolchildren, conferences of schoolchildren, research

Проектная и исследовательская деятельность в Полевском археологическом отряде (из опыта работы)

Непомнящий Александр Викторович, Непомнящая Оксана Викторовна

В 1991 г. в г. Полевской Свердловской области был создан Полевской археологический отряд школьников. В объединение принимались школьники с 4-го класса. Годовой цикл обучения строился в основном из теоретических занятий чаще лекционного типа, походов по родному краю и участия отряда в течение двух недель на раскопках в составе археологической экспедиции. Теоретических занятий едва хватало на два года обучения, встала задача заинтересовать ребят для третьего, четвертого и последующих годов обучения. Вот тогда в 1997 г. нам пришла идея создать конференции для школьников, занимающихся в археологических кружках, с целью привлечения ребят к научной деятельности. Правда, как оказалось позже, такие конференции проводились на Урале ранее в 1988 г. (Нижний Тагил), 1990 г. (Екатеринбург) и 1992 г. (Челябинск), но после 1992 г. в силу ряда политических и экономических причин они не проводились. Уральские региональные археологические школьные конференции (далее — УРАШК) стали на долгие годы основной мотивацией для обучающихся в наших объединениях на втором и последующих годах обучения. Сегодня мы обращаем пристальное внимание на ребят первого года обучения и уже через два-три месяца занятий предлагаем им заняться исследовательской или проектной деятельностью. Как правило, интерес к такой деятельности на первом году обучения возникает у 20% школьников первого года обучения, поэтому на УРАШКах в последний десяток лет практически всегда набирается секция «Юниор». Конечно, темы работ на этой секции несложные, главное для нас в этот период — познакомить ребят с алгоритмом исследовательской работы или проектированием. Приведу несколько типичных тем: «Определение культурной и хронологической принадлежности случайной находки наконечника стрелы в верховьях р. Чусовой», «Реконструкция наконечника копья по фрагменту литейной формы», «Археологическая игра "Путешествие в каменный век"», «Изготовление макета иткульского производственно-жилого помещения».

Безусловно, степень участия педагога в работе на этом этапе максимальна, но с переходом детей в 6-8-е классы и старше процент его участия сокращается. Сегодня наши старшие школьники начиная с 10-го класса работают над исследованиями практически самостоятельно, роль педагога — консультант и даже оппонент, что, безусловно, не может не радовать.

В 2000 г. нашим отрядом был создан археологический музей Иткульской культуры древних металлургов, в качестве демонстрационных артефактов был использован подъемный и непаспортизированный материал. Он в дальнейшем послужил основой для написания исследовательских работ. В сортамент иткульской металлоносной культуры эпохи раннего железного века, в отличие от других культур, входит большое разнообразие артефактов: литейные формы из глины, камня, металла,

Исследовательское краеведение: опыт регионов

тигли, наконечники стрел, копии, ножи, кинжалы, акинаки, плотницкие и столярные инструменты, изделия из кости, большое количество фрагментов бытовой и технической керамики, рыболовные грузила, инструменты для обогащения руды, для заточки металлических изделий, предметы культа, антропоморфная и зооморфная металлопластика, а также жилищные постройки разного типа, остатки горнов — печей, фортификационные сооружения городищ. Такое разнообразие видов и типов находок и сооружений даёт большой материал для исследований. Начиная с 2015 г. наш отряд проводит учебно-экспериментальные экспедиции, и большая часть гипотез проверяется с помощью экспериментов, которые либо опровергают их, либо подтверждают, например: «Уточнение функционального назначения льячки с Иткульского городища», «К вопросу о происхождении брака на иткульских наконечниках стрел» и др. Кроме того, с целью более точного определения выводов наш отряд стал обращаться в специализированные учреждения для проведения необходимых анализов. Так, например, Экспертно-криминалистическая лаборатория главного управления МВД РФ по Свердловской области выполнила ряд анализов по определению следов металла на льячке, рентген-флуоресцентный анализ металла наконечника стрелы провела лаборатория естественно-научного музея Ильменского заповедника. Анализ проведен на стационарном РФА спектрометре M1 MISTRAL и т. д.

В связи с новыми требованиями ФГОС у обучающихся возникает необходимость в подготовке и защите своих проектов. В нашем отряде реализовывались как индивидуальные («Раскраска для всей семьи к 300-летию г. Полевского», «Археологическая игра «Каменный век»), так и коллективные проекты (пластилиновый мультфильм «Древние металлурги», экскурсионный маршрут «Малахитовая шкатулка», Археологическая интерактивная карта Полевского района и др.).

Часть тем для исследований и проектов рождается непосредственно в археологических экспедициях. Новые находки всегда вызывают интерес у ребят, и они охотно берутся за них: «Анализ каменного инвентаря с побережья Верхне-Ма-каровского водохранилища», «Реконструкция способа изготовления литейных форм из камня металлургами Иткульской культуры», «Реконструкция на основе фрагмента керамики». В нашем отряде каждый, кто готовит свой проект на защиту, обязан представить оформленную по определенным правилам работу, презентацию доклада и текст выступления. На некоторые конференции и конкурсы требуются стендовые доклады и тезисы, например: Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского (Москва), Молодежная научная школа «Геоархеология и археологическая минералогия» (Миасс). Первая защита проходит на занятиях объединения, после доработки — на заседании актива отряда. Ребята, которые несколько лет

Проектная и исследовательская деятельность в Полевском археологическом отряде (из опыта работы)

Непомнящий Александр Викторович, Непомнящая Оксана Викторовна

занимаются в объединении и имеют опыт участия в конференциях, задают вопросы, рекомендуют изменения и добавления, исходя из своего собственного опыта. Следующий шаг — защита на Конференции первого доклада — это внутриучрежденче-ское мероприятие МБУ ДО ПГО «Центр развития творчества им. Н. Е. Бобровой». Прохождение этих трех этапов позволяет снять страх выступления перед аудиторией, исправить ошибки, доработать презентацию. После такой «обкатки» ребята готовы участвовать в конференциях муниципального, областного, регионального и всероссийского уровней. Обычно юный исследователь выступает со своей работой в течение года на 5-7 конференциях. Вот список таких конкурсов и конференций, в которых принимает участие наш отряд:

• Городская научно-практическая конференция

• Областная археологическая конференция школьников

• Всероссийская (с международным участием) научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Урало-Поволжская археологическая студенческая конференция»

• Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского, г. Москва

• Российская конференция «Открытие», г. Ярославль

• Уральская региональная археологическая школьная конференция (города Урала) (УРАШК)

• Федерально-окружное соревнование Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» по Уральскому федеральному округу

• Конкурс исследовательских работ школьников памяти А. К. Кикоина и И. К. Кикоина в СУНЦ УрФУ

• Областной краеведческий конкурс-форум «Уральский характер»

• Молодежная научная школа «Геоархеология и археологическая минералогия», г. Миасс.

Исследовательская деятельность выступает объединяющей основой для педагога, старших и младших обучающихся, она помогает решать воспитательные и образовательные задачи.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с творческой инициативой, выражающейся в практической реализации и приобретении навыка самостоятельного движения в информационных полях. В объединении успешно реализуются методы коллективного и индивидуального проектирования, социально-значимые проекты. Уверены, что навыки, приобретенные юными археологами, помогут им в дальнейшей жизни быть успешными, независимо от сферы деятельности. ИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.