ко при наличии специализированного оборудования и персонала, способного передать производственные компетенции студентам. Эти условия в ЮТИ реализованы благодаря опыту реализации интегрированной системы обучения и тесными партнерскими отношениями с ООО «Юргинский машиностроительный завод».
В программах прикладного бакалавриата на 1 курсе в учебный план введена дисциплина «Основы инженерно-производственной подготовки», при изучении которой студенты получают рабочую профессию. Практические навыки и производственные компетенции студенты получают на производственных площадках в стенах института в лаборатории металлорежущих станков и станков с ЧПУ, лабораториях современных видов сварки и методов литья металлов. Параллельно, в качестве базовых дисциплин для получения рабочей профессии на первый курс вынесены дисциплины «Охрана труда», «Технология конструкционных материалов» и «Инженерная графика». В рабочих программах данных дисциплин сделан акцент на получение практических навыков. Итогом обучения на первом курсе является присвоение рабочей профессии в соответствии с профилем подготовки с выдачей квалификационного удостоверения. По направлению «Машиностроение» это «Токарь» и «Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах», по направлению «Металлургия» - «Сталеплавильщик», по направлению «Агроинже-нерия» - «Слесарь по ремонту автомобилей».
Для дальнейшего развития прикладных квалификаций учебном плане предусмотрена дисциплина «Инженерно-производственная подготовка» в 3, 4 и 8 семестрах. В период изучения данной дисциплины в рамках самостоятельной работы студентам будут предложены места трудовой деятельности главным образом на ООО «Юргинский машиностроительный завод» и на предприятиях города. Стоит отметить, что предприятия города Юрги, предоставляя студентам
места для производственных практик и трудоустройства, решают свои производственные задачи.
Возрастающая доля высокотехнологичной, наукоемкой и конкурентоспособной продукции машиностроительного профиля в ВВП Российской Федерации требует от вузов выпускников, готовых к продуктивной деятельности в условиях неопределенности, способствующей развитию организаторских и управленческих навыков; способных системно и инновационно мыслить, умеющих оценивать экономические и социальные условия, чтобы определить тактику и стратегию развития предприятия (организации) на кратко-, средне-, и долгосрочный период; обладающих моти-вационным подходом к накоплению и приумножению знаний, работе в команде, применению системного анализа с целью оптимизации процессов производства. На наш взгляд, все перечисленные компетенции и навыки способен дать правопреемник интегрированной системы обучения - прикладной бакалавриат.
Библиографические ссылки
1. Государственная программ Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».
2. Клименов В. А., Ефременков А. Б., Бибик В. Л., Морозова М. В. Новый подход к подготовке инженерных кадров на основе интегрированной системы обучения // Машиностроение инженерное образование. 2007. № 1. С. 53-62.
References
1. Gosudarstvennaja programm Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovanija na 2013-2020 gody".
2. Klimenov V. A., Efremenkov A. B., Bibik V. L., Morozova M. V. Novyj podhod k podgotovke inzhenernyh kadrov na osnove integrirovannoj sistemy obuchenija. Mashinostroenie inzhenernoe obrazovanie 2007. № 1, s. 53-62.
© Бибик В. Л., Ефременков А. Б., 2014
УДК 316.334.2
ОТ ИНЖЕНЕРА ДО ИННОВАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В РОССИИ
С. А. Бибик, И. А. Махлайд
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Отражена потребность российской экономики в высококвалифицированных инженерных кадрах. Отмечены проблемы выведения инноваций на российский рынок, а также предложены несколько эффективных программ, решающих данную проблему.
Ключевые слова: инженеры-исследователи, технологические инновации, малые инновационные предприятия.
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
FROM ENGINEERS TO INNOVATION: PROBLEMS OF INNOVATION IN A TECHNICAL FIELD IN RUSSIA
S. A. Bibik, I. A. Mahlaid
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article providesneed for the Russian economyas a highly skilled engineering personnel. There are many problems when innovations are derived to the Russian market.We offered a few programs than solve this problem.
Keywords: engineering researchers, technological innovations, small innovative enterprise.
В последнее время тенденция к увеличению инноваций значительно возросла. Связанно это может быть с рядом факторов, такими как экономические, технологические и предпринимательские. В Российской практике лидирующие позиции занимают инновации в сфере 1Т-технологий. Почти каждый Российский бизнес-инкубатор имеет в своей копилке массу успешных инновационных проектов в 1Т-сфере, что не скажешь о технических достижениях.
В целом инженерное образование в России находится на неплохом уровне. Но существует нехватка инженерных кадров в некоторых отраслях. Заместитель министра образования и науки России Александр Климов в своем интервью Российской Газете выделил направления подготовки инженеров, которые особо актуальны России на данный момент. Это нанотехно-логии, микроэлектроника и биосистемы. Для этих направлений нужны не просто инженеры, а инженеры исследователи. В России инновации в сфере нанотех-нологий начали развиваться значительно позже, чем в странах Европы и США. По данным Росстата коли-
чество патентов за последние годы представлено на графике ниже (рис. 1).
В России существует потребность в нанотехноло-гиях. Для ее удовлетворения необходимо подготовка высококвалифицированных инженеров-исследователей, которым будет под силу создание и реализация нанотехнологий, необходимых обществу. На данный момент количество используемых нанотехнологий значительно превышает количество созданных нано-технологий в России [1].
Также стоит обратить внимание на разницу между количеством патентов и количеством используемых технологий в России. Патентов довольно много, однако по разным причинам они остаются только патентами. На наш взгляд, одной из основных причин -отсутствие у инженеров навыков реализации и продвижения своих разработок. То есть современный инженер должен владеть вопросами менеджмента, интеллектуальной собственности, знать иностранные языки и т. д. [2].
Рис. 1. Динамика выдачи патентов на полезные модели и изобретения в сфере нанотехнологий в РФ, ед.
соа
АОО
то
52в
|
2010
2011
' Число созданных
] lilHOTeiCHOTLOrirfi
" Число
ncnoni'jveiMX I laHOTeXHonondt
Рис. 2. Число созданных и используемых нанотехнологий в России , 2010 и 2011 гг. (ед.)
На основании Федерального закона № 217-ФЗ на базе вузов можно создавать малые инновационные предприятия. Этот закон направлен на обеспечение реального внедрения в производство создаваемых за счёт бюджетных средств результатов интеллектуальной деятельности [3]. Тесное сотрудничество между инженерами, экономистами, менеджерами в вузах может дать результат в виде завершенных проектов. Для успешной реализации данной идеи нужна хорошая поддержка со стороны вуза, т. е. обеспечение рабочим местом, необходимой техникой и информационной поддержкой. Такой подход поможет инженерам заполнить пробелы с точки зрения реализации проекта, а менеджерам и экономистам даст возможность поработать с реальной технологией и доведение её до рынка.
Одной из возможных программ, реализуемых в Санкт-Петербурге, является программа ББМОЬЛ. Программа впервые была запущена Финляндии. В России она реализуется по франшизе. Ее суть в следующем: Компания-заказчик ставит задачу студентам бесплатно. Студенты предлагают компании решение, при этом права на интеллектуальную собственность принадлежат студентам. Если решение нравится компании, она может купить права на его использование [4].
На наш взгляд такие программы нужны как промышленным компаниям, так и университетам. Промышленные компании получают возможность найма самых талантливых студентов, «обкатать» различные перспективные направления с использованием уже достаточно квалифицированных, но еще не обладающих «инерцией мышления» командах. Вузам это нужно потому, что наличие образовательных программ, опирающихся на такие инструменты и методики, существенно больше привлекают студентов; повышение рейтинга вуза. Студентам это нужно потому, что при завершении обучения они уже обладают необходимым опытом решения реальных индустриальных задач, а взаимодействие с индустрией часто ведет к быстрому трудоустройству в компаниях, для которых студент работает; возможность зарабатывать и практиковать профильные знания с самого начала.
В совокупности такие программы в вузах России помогут воспитать качественное инженерное сообщество, обладающее практическими навыками.
Библиографические ссылки
1. Архипова М. Ю. Стратегический мониторинг инновационной активности в сфере нанотехнологий
[Электронный ресурс]. URL: http://vspu2014.ipu.ru/ proceedings/prcdngs/6061.pdf (дата обращения: 08.09.14).
2. Александров А. А., Федоров И. Б., Медведев В. Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения [Электронный ресурс]. URL: http://rus.neicon. ru:8080/xmlui/bitstream/handle/123456789/8313/1_Pages _from_%2312-2013_c.pdf?sequence=1 (дата обращения: 10.09.14).
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности : федер. закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140486/ (дата обращения: 10.09.14).
4. Student, At Demola You Are The Star! [Электронный ресурс]. URL: http://tampere.demola.net/apply (дата обращения: 10.09.14).
References
1. Arkhipova M. Strategic monitoring of innovative activity in the field of nanotechnology [Electronic resource]. URL: http://vspu2014.ipu.ru/proceedings/ prcdngs/6061.pdf (date accessed: 08.09.14).
2. Alexandrov A. A., Fedorov I. B., Medvedev V. E. Engineering education today: problems and solutions [Electronic resource]. URL: http://rus.neicon.ru:8080/ xmlui/b itstream/handle/123456789/8313/1_Pages_fro m_ %2312-2013_c.pdf?sequence=1 (date accessed: 10.09.14).
3. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the establishment of the budget scientific and educational institutions of business entities for the purpose of practical application (implementation) of the results of intellectual activity : Federal Law of 02.08.2009 № 217-FZ (as amended. From 29.12.2012) [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140486/(date accessed: 09/10/14).
3. Student, At Demola You Are The Star! [Electronic resource]. URL: http://tampere.demola.net/apply (date accessed: 09.10.14).
© Бибик С. А., Махлайд И. А., 2014