Научная статья на тему 'Перспективные направления подготовки iт-специалистов'

Перспективные направления подготовки iт-специалистов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
230
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программы подготовки / IT-специалисты / направления обучения / повышение квалификации / training program / IT-specialists / training areas / training / advanced training

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А П. Багаева, А А. Умурзаков

Проводится анализ новых программ подготовки IТ-специалистов с целью выявления перспективных направлений обучения, повышения квалификации, а также для обозначения направлений дальнейшей деятельности выпускников этих специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE DIRECTIONS PREPARATION IT-SPECIALISTS

The article analyzes the new educational programs for IT-professionals to determine promising areas of training, advanced training, as well as to indicate the direction for further work of graduates of these specialties.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления подготовки iт-специалистов»

УДК 378

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 1Т-СПЕЦИАЛИСТОВ

А. П. Багаева, А. А. Умурзаков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: bap_0855@mail.ru

Проводится анализ новых программ подготовки 1Т-специалистов с целью выявления перспективных направлений обучения, повышения квалификации, а также для обозначения направлений дальнейшей деятельности выпускников этих специальностей.

Ключевые слова: программы подготовки, IT-специалисты, направления обучения, повышение квалификации. PERSPECTIVE DIRECTIONS PREPARATION IT-SPECIALISTS A. P. Bagaeva, A. A. Umurzakov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: bap_0855@mail.ru

The article analyzes the new educational programs for IT-professionals to determine promising areas of training, advanced training, as well as to indicate the direction for further work of graduates of these specialties.

Keywords: training program, IT-specialists, training areas, training, advanced training.

Наше время - эпоха глобальной информатизации. Индустрия информационных технологий (ИТ) становится одной из основных отраслей экономики, обеспечивающей доминирование высокотехнологичных инновационных производств. Все более ощутимым становится дефицит высокопрофессиональных специалистов в 1Т-сфере. Перед вузами остро стоит задача подготовки квалифицированных кадров, способных эффективно разрабатывать и использовать информационные системы и технологии, создавать информационные ресурсы [1].

Развитие собственной научно-методической базы, формирование основ глобальной информационной инфраструктуры современного общества, создание стандартизованных языков для формализации прикладных знаний, разработка персонально доступных предметно-ориентированных технологий информатизации различных видов деятельности обусловили становление сферы информационных технологий как самостоятельной научно-прикладной дисциплины, являющейся общезначимой для других дисциплин и областей знаний. Ежегодный доход индустрии программного обеспечения (ПО) составляет сотни миллиардов долларов и продолжает расти, что превращает её в ключевую движущую силу общественного и экономического развития.

Динамичное развитие отрасли ИТ, появление новых технологий и постоянное расширение сферы их использования обусловили новые требования, задачи и принципы подготовки 1Т-специалистов: необходимо обеспечить не просто качественное образование в узких рамках выбранной профессии, а обучение целому спектру умений и навыков в различных областях

применения ИТ, в частности информационных систем управления, средств электронной коммерции, мобильного бизнеса и пр. [2].

В настоящее время обучение в области прикладной информатики ведется по следующим направлениям: «Прикладная информатика в экономике», «Прикладная информатика в менеджменте», «Прикладная информатика в дизайне», «Прикладная информатика в юриспруденции», «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук», рассмотрим каждое направление подробнее.

Прикладная информатика в экономике. Одно из первых направлений области междисциплинарных специальностей. Эта специальность двухпрофильная, что указывается в квалификации «информатик-экономист». Такой специалист может работать на стыке двух областей информатики и экономики.

Информатик-экономист - это специалист широкого профиля, получивший фундаментальные знания в области информатики и профессиональные знания в области экономики.

Основное назначение такого специалиста - это создание и внедрение профессионально-ориентированных информационных систем в экономике. Он занимается решением функциональных задач и управлением информационных, материальных и денежных потоков в конкретном секторе экономики с помощью информационных систем. Информатик-экономист анализирует, прогнозирует, моделирует и создает информационные процессы и технологии в рамках профессионально-ориентированных информационных систем.

Информатик-экономист должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

- внедрение методов информатики в предметной области экономики, статистики, информационных систем и математических методов в экономике.

- развитие возможностей и адаптация профессионально-ориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла;

- оптимизация информационных процессов обработки информации;

- решение задач унификации профессионально-ориентированного программного и информационного обеспечения предметной области;

- использование международных информационных ресурсов и решение задач, возникающих при их использовании.

Прикладная информатика в менеджменте. Специальность утверждена Государственными образовательными стандартами Российской Федерации и предназначена для подготовки специалистов, способных разрабатывать, внедрять и эффективно использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные и сетевые информационные технологии.

Относится к числу специальностей, наиболее востребованных в настоящее время, и в связи со всеобщей компьютеризацией и информатизацией общества, останется таковой и в обозримом будущем.

Учебные планы специальности обеспечивают глубокую компьютерную подготовку (общую и специальную), подготовку в области приложений и углублённое изучение иностранного языка. На старших курсах возможны более узкие специализации, такие как «Корпоративные информационные системы», «Управление в корпорациях (финансами, проектами и др.)», «Информационный бизнес», «Электронная (Internet) коммерция», «Информационная безопасность» и др.

Выпускникам присваивается квалификация «ин-форматик-менеджер». Особенность специальности в том, что язык экономики не воспринимается выпускником как нечто инородное, а, напротив, органично впитывается в ходе обучения. Ключевые для подготовки специалиста в сфере IT курсы «Вычислительные сети, системы и коммуникации», «Проектирование информационных систем», «Интеллектуальные информационные системы» дополняются изучением предметов экономического цикла. Курсы электронной коммерции, проектирования и сопровождения бухгалтерских информационных систем, информационных технологий валютного трейдинга, обеспечения безопасности в банковских информационных системах позволят выпускникам быстро осваиваться в ключевых секторах современной информационной экономики. Современные информационные системы представляют совокупность средств и методов, связанных с созданием и применением компьютерных технологий сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации. Информационные системы объективно оценивают экономические отношения, выявляют резервы и обеспечивают успех предпринимательской деятельности за счет принятия стратегически правильных решений.

Сферы профессиональной деятельности выпускников - любые структуры, где функционируют экономические информационные системы [4].

Прикладная информатика в дизайне. По данной специальности институты готовят информатиков-дизайнеров - специалистов в области компьютерного дизайна, создателей мультимедийной продукции самого разного профиля и назначения: Web-сайты, мультимедийные презентации, каталоги, визитки, энциклопедии и т. п. [6].

Студенты изучают основы композиции и цветове-дения, искусство шрифта и визуальные коммуникации, теорию и технологии дизайн-проектирования, теорию и историю дизайна, академический рисунок и звук в мультимедиа, основы фото и видеомастерства, режиссуру мультимедиа, менеджмент дизайн-проектирования и многое другое. Большинство названных дисциплин реализованы в виде компьютерных учебных курсов.

В рамках блока дисциплин информатики студенты овладевают инструментальными средствами создания мультимедиа и Web-приложений: Компьютерная графика (Corel Draw, Photoshop), Технологии 3-х мерного моделирования и анимации (3ds МАХ), Анимационное проектирование (Adobe Flash), Web-технологии (Macromedia Dreamweaver, JavaScript, HTML, CSS, XML, PHP), Разработка мультимедиа (Adobe Effects) и т. д.

Для создания локального и сетевого мультимедиа любой сложности информатики-дизайнеры должны уметь собирать и анализировать информацию, владеть основами эстетического восприятия.

Информатик-дизайнер является специалистом по разработке, внедрению и эксплуатации мультимедийных приложений, интерактивных графических приложений, анимационных приложений, визуальных средств масс-медиа; дизайн интерфейса программного обеспечения. Его задача состоит в визуальном отображении той сферы деятельности, которую осуществляет конкретное предприятие.

Прикладная информатика в юриспруденции. Так кто же такой информатик-юрист?

Информатик-юрист - это специалист, который:

- является профессионалом в области применения информационных систем, может решать функциональные задачи предметной области, а также управлять информационными потоками;

- имеет специальное образование в области информатики и занимается созданием, внедрением, анализом и сопровождением профессионально-ориентированных информационных систем в области юриспруденции;

- решает функциональные задачи, а также управляет информационными, материальными и денежными потоками в области юриспруденции с помощью информационных систем;

- имеет дело с профессионально - ориентированными оболочками (которые он проектирует, создает и применяет), состоящими из специальных программных средств, информационного обеспечения и организационных мероприятий поддержки функционирования конкретных процессов в области юриспруденции.

Объектами профессиональной деятельности информатика-юриста являются:

- информационные процессы, события, функциональные процессы и базы данных в предметной области, действия по выработке управленческого решения, информационные потоки, ресурсы (материальные, информационные и др.);

- новые направления деятельности в области применения, которые требуют внедрения компьютерного оборудования, профессионально-ориентированных информационных систем;

- информационные и коммуникационные системы в оперативной деятельности, информационные системы в судебной экспертизе, информационные системы распознавания образов (в юридической деятельности), правовые информационно-справочные системы по видам юридической деятельности, информационные системы в арбитражном судопроизводстве;

- базы данных в юриспруденции, действия по выработке управленческого решения или по разработке экспертного заключения - в государственных и правоохранительных органах;

- новые направления деятельности в области применения информационных технологий, которые требуют внедрения компьютерного оборудования, локальных вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети для осуществления сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации, необходимой для обеспечения функциональных процессов государственных и правоохранительных органов [5].

Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук.

Программа «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук» предназначена для тех, кто осознал для себя важность новых информационных технологий и междисциплинарного гуманитарного образования, кто интересуется разработкой информационных систем в социально-гуманитарной сфере.

Программа формирует у обучающихся навыки профессионального использования современных информационных технологий в различных областях искусства, гуманитарных наук, образования, культуры и социальной сферы. Особое внимание уделяется технологиям мультимедиа (художественному 3Б-моде-лированию и анимации, нелинейному видеомонтажу, компьютерной обработке звука, виртуальной реальности), инженерии гуманитарных знаний и технологиям информационного общества.

Учебный план образовательной программы «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук» сочетает фундаментальное гуманитарное образование с практическим освоением современных информационных технологий, включая технологии Интернета.

Профессиональная деятельность выпускников программы связана с использованием современных информационных технологий в различных областях: арт-проекты, искусство мультимедиа и видео-арт, 3Б-анимация, веб-дизайн и сетевые искусства, электронные библиотеки, виртуальные музеи, администрирование веб-серверов, поиск информации в Интер-

нете, сетевые средства массовой информации, PR и реклама в Интернете, сетевое дистанционное обучение, менеджмент веб-сайтов, электронный бизнес и информационный менеджмент [3].

Опыт последнего десятилетия показывает, что специальности информационного профиля являются одними из самых востребованных и по рейтингу входят в пятерку направлений, пользующихся наибольшим спросом среди абитуриентов. Это не случайно. Кроме этого налицо пять преимуществ IT-специализации. Первое - работа интересная, много возможностей для самореализации. Второе - можно много зарабатывать. Третье - безработица не грозит. Четвертое - можно работать практически в любой стране. Пятое - вы будете по-настоящему нужным человеком, будете помогать людям, а для многих из вас осознание этого действительно важно.

Быть IT-специалистом сегодня не только почетно, но и выгодно! Качество образования, получаемого специалистами, имеет прямую связь с уровнем развития и грамотностью применения информационных технологий.

Для получения образования необходим не просто процесс передачи знаний, надо передавать еще умения и навыки, причем делать это систематически. Те, кто передает знания, умения и навыки, должны быть людьми грамотными во всех отношениях.

Система высшего образования является хоть и не единственной, но на данный момент официально доминирующей базовой частью российской системы подготовки молодого поколения высококлассных IT-специалистов. Спрос на эти специальности связан с интенсивным развитием и внедрением в практику информационных технологий. По прогнозам зарубежных аналитиков, в ближайшие годы на мировом рынке труда ожидается существенный дефицит специалистов в области информатики. Такой дефицит существует и в нашей стране Несомненно, что профессия «информатика» в последующие десятилетия будет пользоваться спросом, и специалист-информатик легко найдет интересную, творческую и перспективную работу в любой сфере человеческой деятельности!

Библиографические ссылки

1. Беляева М. А. О направление подготовки IT-специалистов в филиале вуза. Московский областной филиал Московской финансово-юридической академии [Электронный ресурс]. URL: http://online. rae.ru/682 (дата обращения: 3.08.2014).

2. Кузьминов Я. И. Потребность в подготовке специалистов по направлению «Программная инженерия» [Электронный ресурс]. URL http://rudocs.exdat. com/docs/index-451204.html?page=2 (дата обращения: 4.08.2014).

3. Образовательные программы СПбГУ [Электронный ресурс]. URL: http://arts.spbu.rn/ru/fakultet/ obrazovanie/prikladnaya-informatika (дата обращения: 4.08.2014).

4. Программы обучения. Прикладная информатика в экономике [Электронный ресурс]. URL: http://fill-in.ru/educ programs/9745/ (дата обращения: 5.08.2014).

5. Саровский государственный физико-технический институт. Прикладная информатика в юриспруденции [Электронный ресурс]. URL: http://www. emf.sar.ru/351400.html (дата обращения: 6.08.2014).

6. Направление: 230700.68 - Прикладная информатика в дизайне. ГФ СибГАУ. [Электронный ресурс]. URL: http://gf.sibsau.ru/index.php/o-fakultete/72-pid (дата обращения: 6.08.2014).

References

1. Belyaeva M. A. On the direction of training of IT-specialists in the branch of the university. Moscow regional branch of the Moscow Finance and Law Academy [Electronic resource]. URL: http://online. rae.ru/682 (date accessed: 08/03/2014).

2. Kuz'minov Y. I. The need for training specialists in the field of «Software Engineering» [Electronic resource]. URL http://rudocs.exdat.com/docs/index-451204.html? page=2 (date accessed: 08/04/2014).

3. St. Petersburg State University education [Electronic resource]. URL: http: //arts.spbu.m/ru/ fakultet/obrazovanie/prikladnaya-informatika (date accessed: 04/08/2014).

4. Training Programs. Applied Informatics in Economics. [Electronic resource]. URL: http://fill-in.ru/educ programs/9745/ (date accessed: 08/05/2014).

5. Sarov State Physical-Technical Institute. Applied Informatics in jurisprudence [electronic resource]. URL: http://www.emf.sar.ru/351400.html (date accessed: 08/06/2014).

6. Direction: 230700.68 - Applied Informatics in Design. GF SibSAU [Electronic resource]. URL: http://gf.sibsau.ru/index.php/o-fakultete/72-pid (date accessed: 06/08/2014).

© Багаева А. П., Умурзаков А. А., 2014

УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРИКЛАДНОМ БАКАЛАВРИАТЕ

В. Л. Бибик, А. Б. Ефременков

Юргинский технологический институт Томского политехнического университета Российская Федерация, 652055, г. Юрга, ул. Ленинградская, 26 E-mail: bibik@tpu.ru

Рассмотрены аспекты подготовки практико-ориентированных специалистов. Предложен вариант развития интегрированной системы подготовки специалистов в рамках программ прикладного бакалавриата.

Ключевые слова: интегрированная подготовка, прикладной бакалавриат.

REALIZATION OF PRACTICAL TRAINING IN APPLIED BACHELOR

V. L. Bibik, A. B. Efremenkov

Yurga Institute of Technology, TPU affiliate 26, Leningradskaya str., Yurga, 652055, Russian Federation. E-mail: bibik@tpu.ru

Some aspects ofpractice oriented specialist training are considered. An alternative of integrated system of training of specialists within the frameworks of applied bachelor training is proposed.

Keywords: integrated training, applied bachelor training.

Расширение экономических санкций против России с неизбежностью вывело на первый план проблему инженерного образования. Необходимо в кратчайшие сроки создать механизмы подготовки качественных инженерных кадров и специалистов, соответствующих потребностям предприятий, причем не только руководителей, но и линейных инженеров. Именно таких специалистов сегодня катастрофически не хватает отечественной промышленности. По словам В. В. Путина, необходимо максимально приблизить подготовку кадров к реальному производству, базовое образование можно давать в вузах, а на старших курсах студенты могут проходить практическое

обучение на предприятиях». На наш взгляд решить эти задачи поможет прикладной бакалавриат.

Впервые понятие «прикладной бакалавриат» возникло в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Это направление было названо одним из первых среди множества путей по повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики России и современным потребностям общества.

Прикладной бакалавриат является основной профессиональной образовательной программой высшего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.