Научная статья на тему 'От факультета - к университету'

От факультета - к университету Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От факультета - к университету»

УГЛТУ - 85

От факультета - к университету

4 Леса России и хозяйство в них № 1 (52), 2015 г.

Nota bene

Уралобком требует специалистов

Уральский государственный лесотехнический институт, ныне университет, создан приказом ВСНХ СССР 5 мая 1930 года. Эта дата считается днем рождения вуза.

Однако подготовка специалистов для лесных отраслей народного хозяйства началась на Урале чуть раньше, по сути, сразу после окончания Гражданской войны. В октябре 1920 года декретом Совнаркома в Екатеринбурге был учреждён Уральский государственный университет. В его состав входило 11 факультетов, один из них - инженерно-лесной.

Об этом факте 7 января 1921 года писала даже газета «Уральский рабочий». В частности, в ней сообщалось, что задача инженерно-лесного факультета - «дать высших техников, которые имели бы достаточную подготовку, а после самостоятельной практики смогли сделаться специалистами широкого профиля по лесоводству, лесоустройству, лесоуправле-нию, механизации лесных заготовок и транспорту и по экономике лесного дела».

Однако подготовка таких специалистов не заладилась. В 1922 году инженерно-лесной факультет в УрГУ был свернут. Возродили его только в 1925-м, но уже в составе УПИ - Уральского политехнического инсти-

тута, который входил в структуру УрГУ. Теперь факультет стал называться лесопромышленным и располагался на верхнем этаже старого здания Екатеринбургского епархиального училища по улице Декабристов, 58 (ныне здесь экономико-технологический колледж пищевой промышленности).

Кстати, в мае того же 1925 года все поменяется: специальным постановлением СНК головным вузом на Урале сделают УПИ, а УрГУ станет его структурным подразделением. Но под одной крышей они просуществуют недолго и вскоре опять будут разведены. Но, как видим, не навсегда. Нынешние российские реформаторы опять пошли тем же путем: создав УрФУ, вновь включили в его состав УрГУ

Первым деканом лесопромышленного факультета был профессор-зоолог А.В. Шеста-ков. Учебным планом факультета предусматривалась подготовка инженеров широкого профиля. В обязанность студентов входило изучение более 40 предметов. В музее УГЛТУ, материалами которого мы будем пользоваться еще не раз, сохранилось свидетельство № 1381 об окончании лесопромышленного факультета УПИ в 1928 году А.Д. Мишиным, кстати, позже ставшим директором Уральского лесотехнического института. В нем приводится

перечень из 41 дисциплины. Под номером один значится «капитализм и пролетарская революция».

Идеологизация образования уже тогда набирала обороты. Работы теоретиков коммунизма студенты изучали в обязательном порядке. Однако и специальных предметов было достаточно.

Несмотря на то, что факультет готовил специалистов широкого профиля, некоторая специализация оканчивающих лесопромышленный факультет все же осуществлялась. Чаще всего -при разработке квалификационной (дипломной) работы или проекта.

Условия обучения в 20-х годах были крайне трудными. В том же музее УГлТУ сохранились воспоминания уже известного нам А.Д. Мишина. Он писал: «.. .Было довольно голодно. И холодно. В аудиториях приходилось заниматься в верхней одежде. Учебные помещения леспромфака размещались в двух небольших каменных зданиях, которые плохо отапливались. Общежитий не хватало. Большинство студентов проживало на частных или жактовских квартирах. Чрезвычайно мало было учебной литературы, что очень затрудняло подготовку студентов к сдаче зачетов и экзаменов. Несмотря на трудности, студенты делали все, чтобы изменить жизнь к лучшему, упорно занимались

№ 1 (52), 2015 г. Леса России и хозяйство в них 5

Nota bene

и помогали оборудовать и оснащать кабинеты и лаборатории учебными пособиями, выполняли работы в учебном ботаническом саду, в Таватуйском учебно-опытном лесхозе, заготавливали дрова для института...».

В книге «Уральская государственная лесотехническая академия», изданной к 70-летию вуза, также отмечается, что была и другая серьезная проблема -нехватка преподавательских кадров. Так, на инженерно-лесном факультете УрГУ в 1920 году работало 14 преподавателей, а в 1926-м на лесопромышленном в УПИ - уже только 12. Правда, трое из них считались видными профессорами - это лесовод К.С. Семенов, ботаник А.С. Казанский, зоолог В.О. Клер. Большим уважением у студентов пользовались доценты Г.И. Демидов, Ю.М. Колосов.

Набор студентов на леспром-фак был невелик - в период с 1925 по 1928 годы на первый курс принималось от 50 до 70 человек. Это было связано с тем, что в УПИ не хватало учебных и вспомогательных помещений. Однако многие из поступивших до последнего курса не доходили, отсеивались. Причины этого были разные, но прежде всего, конечно, материальные. Чтобы выжить, люди бросали учебу и уходили работать.

В результате за четыре года -с 1925 по 1928 - было выпущено всего 19 инженеров. Такое количество выпускаемых специалистов, конечно, не могло удовле-

творить лесную промышленность Урала, где положение с кадрами было крайне тяжёлым, что приводило к срыву плана снабжения лесоматериалами строящихся гигантов индустрии. Сохранились на этот счет любопытные данные. Так, в 19291930 годы по тресту «Ураллес» только шесть процентов директоров лесозаводов имели высшее образование, а многие предприятия лесохимического и бумажного производства возглавляли практики с начальным образованием. В самом аппарате треста лишь 16,6 процента служащих были инженерами.

В связи с этим руководство области не раз обращалось в Госплан СССР с просьбой расширить сеть вузов, в том числе открыть лесотехнический. В феврале 1930 года Уралобком партии направил в ЦК ВКП(б) письмо, в котором обстоятельно обосновал необходимость открытия такого института. В нем, в частности, говорилось, что при наличии специалистов эксплуатация лесных богатств Урала резко возрастет. Удастся обеспечить увеличение заготовки леса, включая деловую древесину и дрова, с 25 миллионов кубометров в год до 42 миллионов. Причем этот рост, утверждалось в письме, будет достигнут уже в ближайшие годы.

В письме также сообщалось, что леспромфак УПИ в 1930 году планирует выпустить всего 60 инженеров-лесотехнологов, из них для нужд Урала - только 30. Остальные 30 намечается отпра-

вить в другие регионы страны. По предварительным же расчетам лесному хозяйству и лесной промышленности края необходимо: в 1930/31 гг. - 1329 лесо-инженеров, в 1932/33 гг. - 1834, а в 1936/37 гг. - 3634. В связи с этим предлагалось открыть в Свердловске лесотехнический институт с пятью факультетами: лесопромышленным, лесомеха-ническим, лесосплавным, лесохимическим и факультетом механической обработки древесины.

Письмо уральских руководителей совпало с начавшейся весной 1930 года реорганизацией высших учебных заведений страны, которая не обошла стороной и УПИ. В результате Госплан СССР принял решение на базе УПИ создать семь отраслевых высших технических учебных заведений, в том числе лесотехнический.

Это решение было закреплено приказом ВСНХ СССР 5 мая 1930 года. Эта дата и считается днем рождения нашего вуза, а его родоначальником, следовательно, лесопромышленный факультет УПИ.

Первым директором (должность ректора в советских вузах появилась позже) созданного Уральского лесотехнического института стал Валентин Владимирович Марцинкевич.

Сохранились две копии анкет, заполненных лично им. Первая датирована 5 декабря 1922 года, вторая - 30 марта 1923 года. Из них следует, что Марцинке-вич родился 13 апреля 1895 года, окончил реальное училище

6 Леса России и хозяйство в них № 1 (52), 2015 г.

Nota bene

и лесной институт. С октября 1917-го по март 1918-го работал в ЦЛО НИЗ, с марта 1918-го -зав. Пермским Улескомом, с января по июль 1919-го - в Вятском Гублесотделе, с июля 1919-го по январь 1922-го - зав. Пермским Гублескомом, с января по июль того же года - помощник начальника Уралтопа. С начала 1923 года - председатель правления треста «Камуралбумлес». В графе о партийной принадлежности сказано: «с 1914 года состоял в партии эсеров».

В 1924 году решением президиума Облсовнархоза трест «Ка-муралбумлес» расформировали. Марцинкевича направили в распоряжение Облсовнархоза. Здесь он получил новое назначение -руководителем Камского лесобумажного комбината.

В 1930-м Марцинкевича перевели на должность директора лесотехнического института.

Заместителем директора УлТИ по учебной и научной работе назначили Анатолия Авгу-стовича Нимвицкого, до этого работавшего на лесопромышленном факультете УПИ. О нем известно, что еще до революции, в 1897 году, он закончил физико-математическое отделение Петербургского университета, до 1929 года работал в лабораториях уральских заводов черной металлургии, занимался вопросами модернизации доменных и мартеновских печей, интересовался технологиями углежжения.

Когда создали лестех, ему предложили стать заместителем Марцинкевича. Анатолий Авгу-

стович согласился. Несмотря на высокий и хлопотный пост, от преподавательской деятельности он не отказался, по совместительству трудился профессором кафедры лесохимических производств.

В должности заместителя директора Нимвицкий проработал недолго, всего два года. А вот преподавателем - целых четверть века, до самого выхода на пенсию в 1955 году.

По воспоминаниям старожилов УГлТУ, это был высокообразованный, интеллигентный человек. В совершенстве владел французским, немецким, английским и шведским языками. Это позволяло ему быть в курсе достижений зарубежной науки, давать студентам современный и интересный материал.

Кстати, в лестех тогда перешли и другие бывшие преподаватели лесопромышленного факультета УПИ. Они стали костяком УЛТИ. Среди них профессоры К.С. Семенов, А.С. Казанский, ВО. Клер, В.И. Переход.

Учитывая нехватку кадров, правление треста «Ураллес» направило в УлТИ для чтения лекций (по совместительству) наиболее подготовленных своих специалистов - П.Ф. Волгина,

B.Н. Кравчука, Н.П. Евстигнеева,

C.И. Рахманова, К.Н. Роленбека, Н.А. Коробейникова, Б.А. Кроля. Кстати, последний позже перешел в УлТИ на постоянную работу, стал профессором.

Годы становления УлТИ были сложными. Первоначально, как мы помним, он размещался

в здании бывшего епархиального училища. Здесь в 1930 году вуз занимал 30 комнат общей площадью 1021 квадратный метр. Этих площадей не хватало. Областное руководство пошло навстречу молодому институту - выделило еще 19 комнат площадью 648 квадратных метров в здании Уральского строительного института, размещавшегося по улице 8-го Марта, 66. А трест «Ураллес» ассигновал на укрепление материально-технической базы 400 тысяч рублей - немалые по тем временам деньги.

В результате в институте появились кабинеты ботанический, лесоведения и лесоводства, таксации и организации лесного хозяйства, почвоведения, технических свойств дерева, черчения, лесопильного производства, лесной экономики. Были открыты две лаборатории - сухой перегонки дерева и сплава. Для проведения практических занятий созданы небольшой лесопильный завод и столярно-механическая мастерская.

К 1933 году в институте уже имелось 22 кабинета и лаборатории, библиотека с книжным фондом более 15 тысяч книг. Для размещения студентов появились первые два общежития - по улице Малышева, 150 (ныне это здание не существует) и по улице Шейнкмана, 106,а.

За знаниями - в бой!

Уже в 1930/31 учебном году институту предстояло принять 360 студентов. Это оказалось

№ 1 (52), 2015 г. Леса России и хозяйство в них 7

Nota bene

непростой задачей. Об открытии нового института во многих уральских городах мало кто знал. Должной, как бы сказали сейчас, рекламы вуза в СМИ организовано не было. Учитывая сложности, Леспром ВСНХ СССР несколько понизил цифру набора, однако напомнил о решении цК ВКП(б), которым предписывалось принимать в вузы не менее 70 процентов студентов из числа рабочих. Это еще больше усложняло задачу. В связи с этим в лестехе создали специальную комиссию, которую возглавил лично директор института Мар-цинкевич (председатель). В нее также вошли секретарь бюро партколлектива С.Я. Кравчень, председатель профкома Р.А. Шевелева и ряд преподавателей. Членов комиссии спешно командировали в леспромхозы и другие деревоперерабатывающие предприятия Урала. Принимались меры по привлечению рабочей молодежи в институт и из других регионов страны - Поволжья, Сибири.

В начале августа для поступления на первый курс было подано 363 заявления. Однако приняли всего сто человек. При этом не удалось обеспечить среди принимаемых и установленную рабочую прослойку. «Объяснение этому, - сообщал Марцинкевич в письме леспро-му ВСНХ СССР, - состоит в том, что на Урале крайне слабый резерв пролетарского ядра среди деревообработчиков и недостаточно развита лесная промышленность... От союза дерево-

обделочников и союза сельхоз-рабочих можно рассчитывать на прием лишь 50 человек».

В итоге рабочие и дети рабочих составили в среде первого приема студентов, точнее, как тогда говорили, «призыва», лишь 59 процентов.

Через год, осенью 1931-го, «призыв» дал уже 138 человек. Процент рабочих повысился, но до установленной нормы не дотянул - составил 64,6 процента. Чтобы решить эту проблему, вузам страны было предписано создать рабфаки. Появился он и в УлТИ.

Считая, видимо, важной задачей развития высшего образования в стране «повышение пролетарского ядра среди студенчества», партия, комсомол и профсоюз начали проводить «мобилизации на учебу» - наборы так называемых «парттысячников» и «профтысячников». Вскоре среди студентов УлТИ их появилось достаточно много.

Свой первый учебный год институт начал, имея четыре отделения: лесоэксплуатационное (специальности - лесозаготовки и их механизация), лесоинже-нерное (специальности - механизация сухопутного транспорта леса, мелиорация рек для сплава и водный транспорт леса), лесохимическое (специальности - терпентинно-канифольное и экстракционное, целлюлозно-бумажное производства, углежжение и сухая перегонка дерева), лесомеханическое (специальности - лесопиление, механическая обработка древесины).

Для организации образовательного процесса была создана учебная часть, а на отделениях - учебно-методические комиссии. Изначально учебные планы и программы разрабатывались в расчете на лекционную систему преподавания. Но в ней сразу же обнаружились существенные недостатки, наряду с ними требовались и лабораторные занятия. Это побудило ряд преподавателей внести коррективы в учебный процесс. Учитывая это, директор института Марцинкевич создал комиссию, которую сам и возглавил. В нее также вошли секретарь профкома И.С. Юрина и аспирант В.О. Одиноких. Они предложили обсудить систему обучения на общих собраниях студентов и профессорско-преподавательского состава. В итоге была принята совершенно новая система, в то время становившаяся в стране модной, - так называемый бригадно-лабораторный метод, при котором лекции, индивидуальные зачеты и экзамены отменялись.

Все студенты были разбиты на бригады по 6-7 человек. Суть учебы состояла в проведении между ними «академбоев». Собирались в аудитории, скажем, две бригады, которые попеременно становились то спрашивающей, то отвечающей стороной. цель «боя» -посоревноваться, узнать, какая группа лучше знает предмет.

Сохранились воспоминания об этом методе бывшего студента УЛТИ В.И. Голикова: «Преподаватель являлся в аудиторию лишь как консультант. Студенты же,

8 Леса России и хозяйство в них № 1 (52), 2015 г.

Nota bene

вооружившись учебниками, тут же штудировали нужный раздел. Что не ясно - спрашивали. Готовились все вместе. Иные и вовсе плохо знали предмет, но если хотя бы один в бригаде, наиболее успевающий, отвечал на вопросы экзаменующей стороны, то зачет ставили автоматом всем. Конечно, такие «методы» выходили боком, оказывали отрицательное влияние на учебу, потому что позволяли иным прятаться за спинами наиболее способных студентов».

Метод обучения с помощью «академбоев» вскоре был признан малоэффективным и раскритикован руководством цИК СССР. В своем постановлении «Об учебных программах и режиме высшей школы и техникумов» цИК признал «бригадный метод» нецелесообразным и потребовал строить учебный процесс на основе лекций, всемерно усиливать самостоятельную работу студентов по индивидуальным планам и запретил всякие коллективные зачеты и экзамены. Также установил, чтобы на последнем курсе студент обязательно готовил дипломную работу (во втузах - дипломный проект), а затем защищал его.

Перестройка учебного процесса в соответствии с этим постановлением началась уже в конце 1932 года, а первая зачетная сессия в институте состоялась с 25 января по 5 февраля 1933 года. В зачетных книжках студентов появились установленные по новой системе оценки - «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично».

Принимаю обязательства учиться на «хорошо» и «отлично»!

Скудная материально-техническая база вуза по-прежнему создавала немало проблем. Учебный мастер, ветеран УлТИ Семен Иванович Мещеряков, проработавший в вузе более 40 лет, вспоминал: «Трудно приходилось и студентам, и преподавателям. Первым нашим приобретением была пила «Худо», затем - трактор «Фордзон». Последний, говоря по правде, представлял собой кучу металлолома. Вместе со студентами мы его восстановили и первое практическое занятие провели в 1931 году. На следующий год мы уже получили второй трактор «Коммунар» отечественного производства. А позднее «разбогатели» еще больше - восстановили списанный Надеждин-ским заводом трактор «Комму-нар-16». В то же время институт стал инициатором и создателем баз по ремонту автотракторной техники в парках леспромхозов. В Златоусте, куда мы выезжали зимой, доменные печи находились на голодном пайке, так как дороги занесло снегом, и уголь, который находился в сорока километрах, нельзя было доставить ни лошадьми, ни тракторами. Мы переоборудовали тракторы, придав им качающиеся шпоры, и это позволило возить уголь по глубокому снегу».

Чтобы как-то придать импульс образовательному процессу, который сдерживала слабая материально-техническая база,

нехватка книг и оборудования, в институте, как, впрочем, и по всей стране, стали массово внедрять социалистическое соревнование. Это было настоящее движение, которое охватило все слои общества, в том числе учащуюся молодежь и даже профессорско-преподавательский состав. Все это называлось массово-политической работой. Социалистическому соревнованию придавалось огромное значение, оно рассматривалось как «важнейшее условие повышения успеваемости студентов».

Охват соцсоревнованием был полный. Принимались личные обязательства. В них каждый клялся быть верным ленинцем -строителем коммунизма и обещал учиться только на «хорошо» и «отлично». Кстати, некоторые -только на «отлично». Также принимались договоры между студентами на курсе, между группами и звеньями, а также между факультетами.

Соревновались между собою даже лаборатории и кафедры. Профессоры, например, принимали обязательства создать те или иные изобретения, написать столько-то научных статей или монографий. В это время в вузе был введен обязательный политчас, созданы кружки по истории ВКП(б), политэкономии, истмату. Работали общественные организации - ОСОАВИАХИМ (общество содействия обороне, авиации и химзащите), ОДН (долой неграмотность), МОПР (международная организация помощи рабочим) и другие.

№ 1 (52), 2015 г. Леса России и хозяйство в них 9

Nota bene

Как свидетельствуют документы, сохранившиеся в музее УГЛТУ, к началу 1933-го года в различных кружках занималось уже 95,5 процента студентов. В институте разворачивалась стенная печать, назначались студкоры. Кроме институтской газеты «На новых рельсах», актив которой состоял из 48 человек, на каждом отделении выпускались «Трудовые бюллетени», выходили стенгазеты в общежитиях студентов.

И очно, и заочно

Между тем с поставленной задачей - выпускать по несколько сот инженеров ежегодно - вуз не справлялся. «Ураллес» неоднократно поднимал этот вопрос. В результате в 1931 году было принято решение открыть в ле-стехе еще и заочную форму обучения. В УлТИ создали сектор заочного обучения. Подготовку заочников начали осуществлять по таким специальностям, как лесоэксплуатация, сухопутный транспорт леса, лесохимия, лесосплав. В том же году на заочное отделение удалось набрать 415 человек. Но набрать - это еще полдела. Отток заочников оказался очень высок.

В отчетных документах УлТИ отмечалась весьма низкая успеваемость заочников и указывались причины: отсутствие достаточной консультационной помощи со стороны вуза на опорных пунктах, организованных при Талицком, Сарапульском, Курганском и Соликамском лесотех-никумах, слабая школьная под-

готовка заочников, отсутствие в институте тщательно продуманных планов и программ.

Какрезультат, 11 января 1932го-да постановлением президиума Уралоблсовнархоза сектор заочного обучения в УлТИ ликвидировали. Вместо этого открыли Уральское отделение ленинградского центрального заочного лесотехнического института.

Как ни трудны были годы становления УЛТИ, тем не менее в 1931 году вуз выпустил 73 инженера. Разумеется, это были студенты, которые поступали еще на лесопромышленный факультет УПИ.

В 1932-м количество выпускников было ниже - 31. Таким образом, за первые два года институт выпустил 104 инженера.

Дальнейшее развитие вуза протекало так же непросто. В стране быстро росло количество высших учебных заведений. И это объяснимо: страна нуждалась в дипломированных специалистах. Но качество их подготовки зачастую было низким. цИК СССР пытался решить эту проблему, но чаще всего с помощью очередной реорганизации. В 1932 году постановлением цИК СССР многие отраслевые вузы в стране были закрыты. УлТИ уцелел только чудом. Говорят, в этом огромная заслуга «отцов»-создателей нашего института. Они убедили высокое начальство не включать УлТИ в перечень ликвидируемых. А такой же вуз в Красноярске - Сибирский лесотехнический - тогда закрыли. Кстати,

для УлТИ это было плюсом, так как его значение в Урало-Сибирском регионе возросло.

Институт становится двухфакультетным

В мае 1933-го на базе четырех специальностей создали два факультета - лесоэксплуатационно-транспортный (в некоторых документах он фигурирует как ле-соинженерный) и технологический. Затем в 1934-м из состава технологического выделился еще один факультет - лесохимический (его костяк составили около 70 студентов лесохимического факультета закрытого в Красноярске СЛТИ, прибывшие продолжать учебу в нашем вузе).

В 1934 году педагогическим коллективом УлТИ был подготовлен первый вариант Устава института (он не был утвержден Москвой), в котором говорилось: «Уральский лесотехнический институт, находящийся в ведении Наркомата лесной промышленности СССР, является высшим учебным и научным учреждением, готовящим для народного хозяйства страны специалистов по следующей номенклатуре: инженеров по лесоэксплуатации и сухопутному транспорту; инженеров по лесомеханической обработке древесины; инженеров-технологов-лесохимиков».

В феврале 1936 года в соответствии с приказом Нарком-леса СССР лесоэксплуатационно-транспортный факультет был переименован в факультет механизации лесоразработок и транспорта леса (МЛиТ).

10 Леса России и хозяйство в них № 1 (52), 2015 г.

Nota bene

В том же году по распоряжению Главного управления учебными заведениями (ГУУЗ) вышеназванного наркомата был ликвидирован факультет механической обработки древесины. Студенты-деревообработчики стали заниматься на МЛиТе. Таким образом, с 1936-го учебного года УлТИ стал двухфакультет-ным. Что касается кафедр, то их структура и названия также были пересмотрены. Это вытекало из утвержденного еще 20 мая 1933 года Всесоюзным комитетом по высшему техническому образованию при цИК СССР «Положения о кафедрах во втузах и вузах».

Приказом директора УлТИ (с марта 1933 года им стал Андрей Платонович Кузнецов) от 11 сентября 1934 года учреждались следующие 12 кафедр: общественных наук (обязанности заведующего исполнял директор института А.П. Кузнецов, а с декабря 1934-го - Никонов; физики и математики - (зав. профессор Б.И. Смоленский); технической механики (зав. доц. А.П. Зимин); сопромата (зав. доц. М.Н. Гу-терман); теплотехники и электротехники (зав. доц. С.Л. Мор-гачёв); механической обработки дерева (зав. проф. Б.А. Кроль); механизации лесоразработок, лесомашинные станции и склады (зав. доц. Н.М. Жуликов); сухопутного лесотранспорта (зав. доц. М.М. Корунов); лесохимических производств (зав. проф. В.Н. Козлов); неорганической и физической химии (зав. доц. В.Ф. Дегтярев); органической и

аналитической химии (зав. доц. Е.М. Титов); экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности (зав. проф. Ф.Ф. Симон).

В декабре 1935-го кафедры закрепляются за факультетами. Однако и названия кафедр, и их количество то и дело менялись. Возникали новые. Такая реорганизация, можно сказать, шла постоянно.

Кстати, часто в ту пору менялись и директора. Подозрительно часто. За первые десять лет на посту директора побывало девять человек! Их имена, к счастью, история сохранила. Это В.В. Марцинкевич, А.П. Круг-лов, А.П. Кузнецов, Ф.П. Шеле-пугин, А.И. Филатов, Ф.П. Ка-луцкий, Д.М. Захаров, Н.Р. Ба-удер, П.Г. Багров. Причем, четверо из них директорствовали в одном 1937 году. Буквально по несколько месяцев каждый. Причину отставки и их дальнейшую судьбу выяснить не удается; можно лишь предположить, что без сталинских репрессий тут не обошлось. Все это, конечно, наносило огромный вред развитию высшей школы...

Переезд на Сибирский тракт

Через пять лет существования вуза стало ясно, что ему нужно свое здание, свой учебный корпус, свой студенческий городок. Институт развивался, создавались новые лаборатории, новые службы, росла техническая библиотека. Для этого требовались помещения. Руководство УлТИ

обратилось к областным властям с просьбой построить для вуза новое здание. Но по финансовым причинам в этом ему было отказано. Однако вузу выделили часть площадей в Уральском научно-исследовательском лесохимическом институте (УНИлХИ), располагавшемся на ленина, 79. В это время УНИлХИ находился в стадии ликвидации. Сразу после его закрытия всё здание на ленина перешло в распоряжение УЛТИ. Кроме этого, институту передали принадлежавшие ранее Наркомату лесной промышленности два жилых дома там же на Ленина, что помогло существенно улучшить жилищную проблему профессорско-преподавательского состава. Но самым главным приобретением для УЛТИ стала недостроенная школа ФЗУ Наркомата внутренних дел, расположенная за городом (Сибирский тракт, 5-й километр). Именно это здание стало главным учебным корпусом УЛТИ. Именно здесь, на Сибирском тракте, теперь раскинулся целый студенческий городок, занимающий площадь в несколько десятков гектаров. Теперь этот район не считается окраиной города.

Передача этого здания институту произошла в апреле 1935 года. Для его достройки, а также возведения других объектов (студенческого общежития на 300 мест, гаража на 10 машин, бани-прачечной, трансформаторной будки, котельной, водопровода и канализации, спортплощадки и стрелкового тира) были отпущены из казны государства

№ 1 (52), 2015 г. Леса России и хозяйство в них 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nota bene

необходимые средства. Новый учебный корпус планировалось сдать в эксплуатацию уже через 10 месяцев, к февралю 1936-го. Но этого не случилось. Срок сдвинули на август 36-го. Но и к этому сроку закончить стройку не удалось. Не было подключено отопление, водопровод, оставались неоштукатуренными несколько аудиторий и актовый зал. Тем не менее руководство вуза решило начать занятия 1 сентября в новом корпусе: слишком большую нужду испытывал институт в учебных площадях. Имевшиеся недоделки планировалось устранить в течение месяца, однако они дотянулись до весны 1937-го. Занятия же в новом учебном корпусе из-за низких температур в аудиториях пришлось временно прекратить. Поскольку здание на ленина, 79 всех вместить не могло, часть студентов занималось в горном институте, где для УлТИ выделили восемь аудиторий.

Когда здание учебного корпуса на Сибирском тракте достроили, площади вуза увеличились сразу на 7000 квадратных метров. Возникла возможность для создания новых лабораторий и кабинетов. На их оснащение было выделено 230 тысяч рублей.

От «классово-чуждых

элементов» избавлялись без сожаления!

Что характерно, именно в 1935 году, когда вуз получил новое здание на Сибирском тракте, набор студентов оказался рекордным - 613 человек. По сравне-

нию с 1933 годом увеличение составило 47 процентов. Однако в последующие годы этот показатель снизился. Причем в 1937-м почти на сто человек. Причины этого были разные.

Отсев студентов по-прежнему был большим. Кого-то отчисляли из-за неуспеваемости, а кого-то и по другим мотивам.

Так, известно, что в 1936 году в вузе была произведена «социальная чистка», в ходе которой без сожаления отчислялись «крестьяне-единоличники» и «классово-чуждые элементы». Пресловутые партийные требования «классового подхода» наносили высшему образованию огромный вред. Но руководство УлТИ обязано было их выполнять. Не выполнишь - сам погоришь! Не по этой ли причине в 1937 году в институте сменилось сразу четыре директора?

«Классово-чуждые элементы» выявлялись повсюду - и среди сотрудников института, и среди преподавателей. Десятки людей пострадали только за то, что до революции не принадлежали к классу рабочих и крестьян. Их называли пятой колонной, увольняли, не давали возможности заниматься научной деятельностью.

Между тем по сравнению с другими вузами массовых репрессий лестеху удалось избежать. Например, УПИ и УрГУ в этом смысле повезло меньше.

Кадры решают все!

С 1935 по 1940 годы материально-техническая база УлТИ

заметно окрепла. Наряду с этим продолжал совершенствоваться учебно-воспитательный процесс. Все больше утверждались такие формы обучения, как лекции, лабораторные (семинарские) занятия, консультации. Увеличивалось количество часов, отводимых на общетеоретическую и общеинженерную подготовку. Производственная практика, особенно на младших курсах, была сокращена: она стала органичной частью учебного процесса. Повышалась роль зачетных сессий, больше внимания уделялось дипломному проектированию. Устанавливались твердые сроки начала и конца учебного года -с 1 сентября по 30 июня. Вводилось твердое расписание занятий, академический час ограничивался 45 минутами. В УлТИ, как и во всех вузах страны, вводился единый студенческий билет и единый матрикул (зачетная книжка). Важным стимулом в учебе стало введение дипломов первой и второй степеней. Тот, кто заканчивал вуз с оценками «отлично», получал диплом первой степени. Позже этот диплом стал называться «красным». Все остальные студенты получали диплом второй степени.

Качество подготовки студентов, бесспорно, зависело от интеллектуального и научного уровня преподавателей. В педагогическом коллективе УлТИ было немало эрудированных и талантливых людей. Вот лишь некоторые из них. Это профессор Борис Иванович Смоленский, выпускник физико-математи-

12 Леса России и хозяйство в них № 1 (52), 2015 г.

Nota bene

ческого факультета Казанского университета. Имея дворянское происхождение, он в Гражданскую воевал на стороне Колчака. Но потом перешел на сторону большевиков. Это был очень талантливый педагог. К сожалению, судьба его сложилась печально. По словам старожилов вуза, он несправедливо пострадал в годы сталинских репрессий.

Судьба другого талантливого педагога - Ольги Григорьевны Архаровой, выпускницы Петербургских Высших женских (бестужевских) курсов, некоторое время руководившей кафедрой физики в УЛТИ, тоже обрывается в тридцатые годы. Между тем уже в цитируемой нами книге «Уральская государственная лесотехническая академия», изданной к 70-летию УЛТИ, о ней говорится как о творческом преподавателе, лекции которой пользовались большой популярностью у студентов.

В той же книге говорится: «Высоким научно-теоретическим уровнем, новизной привлекаемого материала отличались лекции профессора В.Н. Козлова (процессы и аппараты химической технологии), доцентов В.С. Ва-сечкина (технология экстрактивных веществ дерева), М.М. Ко-рунова (сухопутный транспорт леса), А.В. Носырева (водный транспорт леса), М.К. Новикова (геодезия, таксация леса)».

Конечно, профессорско-преподавательский коллектив формировался не просто. Была и ротация. Одни педагоги приходили, другие уходили. В 1933 году

УЛТИ в связи с переездом в Архангельск покинул известный и многими любимый профессор К.С. Семенов. В 1934 году ушел из жизни профессор В.А. Кроль. Для УЛТИ это были ощутимые потери. Найти замену этим людям оказалось не просто.

Но приходили молодые преподаватели, которые поступали в аспирантуру, защищали кандидатские диссертации и вскоре тоже становились гордостью лестеха. К числу таких можно отнести доцента Л.Н. Муравьева, выпускника лесопромышленного факультета УПИ, читавшего лекции по теоретической механике и сопротивлению материалов. Его отличали острый ум, умение излагать материал просто и увлекательно.

Содержательно и доходчиво проводили занятия доценты П.В. Ушаков (по технологии металлов, деталям машин и грузоподъемникам), Н.С. Тейтель (по электротехнике), Е.М. Титов (по органической химии), ассистент Г.Г. Абельс (по графике и начертательной геометрии).

Большие изменения претерпело в вузах страны преподавание общественных дисциплин. После Постановления ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 года в высших учебных заведениях вводился единый курс «Основы марксизма-ленинизма». Даже в таком техническом вузе, как УЛТИ, на него отводилось целых 220 часов. Его в обязательном порядке изучали студенты первого, второго и третьего курсов. Квали-

фицированных кадров для преподавания марксизма-ленинизма не хватало.

Первым заведующим кафедрой общественных наук в УЛТИ был Н.С. Струев. Но он проработал недолго. Вскоре его сменил В.Н. Ивахов, затем Реутский. После чего временно кафедрой руководил сам директор института А.П. Кузнецов. После него в разное время кафедрой заведовали Никонов, Н.В. Тюрыгин, М.Я. Слезко, Н.П. Пантелеев, В.Л. Васянин...

Каких-то особых данных и сведений об этих людях в архивах УЛТИ не сохранилось. У двоих из них даже неизвестны инициалы. Однако их частая сменяемость говорит о том же: о непростом времени, об особой политической обстановке в стране. Нетрудно догадаться, что уходили они со своих должностей не по собственному желанию.

В 1935 году в УЛТИ впервые ввели преподавание иностранных языков, была создана кафедра иностранных языков. Возглавила ее Вера Ивановна Павлова, до этого работавшая в Поволжском лесотехническом институте (г. Йошках-Ола). Еще до революции, в 1913 году, она окончила с золотой медалью женскую гимназию в Пензе, а в 1915 -курсы в Париже «Альянс Фран-сез». Павлова преподавала французский и английский языки. В сравнительно короткий срок она смогла подобрать необходимый штат сотрудников и наладить работу кафедры. Те, кому довелось с ней работать, вспоми-

№ 1 (52), 2015 г. Леса России и хозяйство в них 13

Nota bene

нают Веру Ивановну с большой теплотой. Приглашенная на кафедру в 1940 году выпускница Свердловского учительского института Татьяна Ивановна Смоленская по праву считает Павлову своей наставницей.

Кстати, Т.И. Смоленская проработала на кафедре целых 35 лет, перед уходом на заслуженный отдых занимала должность заведующей кафедрой.

В период с 1935 по 1940 годы в лестехе заметно обогащаются и библиотечные фонды. При этом они пополняются не только благодаря изданиям, которые выпускались ГУУЗом Наркомата лесной промышленности, но и благодаря монографиям и учебникам, авторами которых становились ученые и преподаватели самого УЛТИ. Так, профессор В.Н. Козлов издал учебник «Современное состояние теории углежжения». Им пользовалось не одно поколение студентов. Под общей редакцией доцента М.М. Корунова вышел в свет «Справочник по сухопутному транспорту леса». А всего в предвоенные годы он опубликовал 45 научных работ, занимался разработками перевода тракторов на твердое топливо. Если бы в то время было производство древесных пеллетов, эти разработки, наверное, могли бы иметь успех. Преподаватель М.К. Новиков выпустил учебное пособие «Курс геодезии для ле-сомехаников». Незаменимыми учебниками для студентов стали подготовленные доцентом л.Н. Муравьевым «Сборник за-

дач по технической механике» и «Сборник задач по сопротивлению материалов».

И это - лишь часть научной деятельности лестеховцев.

Заметно в эти годы стала расти и успеваемость студентов. Так, июньская сессия 1936 года дала в общей сложности 58,4 процента повышенных оценок, что почти на 20 процентов больше, чем в 1933 году. Правда, круглых отличников было немного. По итогам 1937 года таких выявилось всего трое, по итогам 1940-го -14 человек. Из них такие студенты-отличники, как А. Голутвина, В. Калмыков, Е. Соловьев были выдвинуты на Сталинскую стипендию, студент П. Щенников -на стипендию имени М.И. Калинина.

Еще одно заметное событие 1935 года - создание военной кафедры. Возглавил ее бывший кадровый офицер В.М. Терен-тьев. На ней велась плановая подготовка студентов, как тогда говорили, «к обороне». Также в УлТИ активно работали военные общества ОСОАВИАХИМ и ПВХО. Есть сведения, что в последнем предвоенном году только в рядах ОСОАВИАХИМ состояло около 80 процентов студентов и преподавателей, 284 человека обучались в различных оборонных кружках, 780 имели значки ГТО, ГСО, ПВХО и ворошиловский стрелок.

Ултийцы участвовали во многих видах соревнований, в том числе военно-прикладных. Так, в январе 1936-го сборная УЛТИ приняла участие в известном

тогда военизированном пробеге на лыжах по маршруту Свердловск - Алапаевск - Серов - Чу-совской завод - Лысьва - Серебрянка - Свердловск общей протяженностью 1500 километров. Экипировка была «боевой» -с винтовками «ТОЗ-8», двадцатикилограммовыми мешками за плечами и противогазами. На дневках в Серове, Новой Ляле, Чусовском заводе на 20-градусном морозе участники пробега провели стрелковые соревнования.

Выпуски специалистов в тридцатые годы оставались небольшими. Всего с 1930-го по 1940 годы УЛТИ подготовил 730 инженеров.

В мае 1940-го УЛТИ отметил десятилетие. По этому поводу сохранился приказ директора института. В нем говорится о награждении 30 лучших студентов денежными премиями в размере месячной стипендии. Были премированы и некоторые преподаватели.

Жизнь института налаживалась, он быстро развивался. Желающих учиться в нем становилось все больше. Но тут началась война.

Ты записался добровольцем?

Уже на следующий день после объявления о начале войны, утром 23 июня, возле главного корпуса УЛТИ состоялся митинг. Его открыл секретарь партбюро В.С. Голутвин. Затем выступил директор института Петр Григорьевич Багров. Он сказал:

14 Леса России и хозяйство в них № 1 (52), 2015 г.

Nota bene

«Хотя над уральскими городами не падают бомбы, не рвутся снаряды, но опасность велика. Враг коварен и жесток, борьба с ним - кровное дело всего нашего народа, всех нас».

Затем взял слово старший лаборант кафедры геодезии Петр Петров. Он обратился к участникам митинга с призывом записываться добровольцами и идти на фронт. «Тот, кто любит свою Родину, кто может и способен держать в руках оружие, его место сейчас там, где идет битва», -сказал он.

Петров заявил, что просит считать его добровольцем и отправить на фронт. После чего вслед за ним к столу президиума начали подходить студенты и преподаватели: началась запись добровольцев. Через несколько минут в списке уже значилось около 50 человек. Среди них в числе первых директор института П.Г. Багров, проректор по учебной и научной работе Михаил Михайлович Корунов, преподаватели Ф.Ф. Машаев, Н.П. Пан-телев, студенты А. Парамонов, И. Князев, А. Васильева, Э. Кру-зе, секретарь комитета ВЛКСМ Ф. Федоров.

В первые же дни войны на фронт ушли доцент, декан МЛиТа Л.Н. Муравьев, зав. парткабинетом К.И. Стефани-ди, врач В.Е. Королева, преподаватель военного дела В.А. Игнатьев, преподаватель физкультуры Г.А. Петров, лаборант кафедры энергетики И.Ф. Доровских, лаборант кафедры физики Н.Ф. Юровский,

электрик М.А. Измоденов, шоферы А.С. Аввакумов, Л.Н. Ба-тов, П.А. Вдовин, Д.Ф. Котов, Л.П. Харин, механик В.П. Ли-ханев, боец пожарной команды А.М. Мустафин, плотник П.Г. Хренов, слесарь Е.А. Лоха-нов и другие.

Но самое большое пополнение рядов армии шло за счет студентов. Только двумя приказами от 8 и 13 августа 1941 года в связи с убытием в ряды РККА было отчислено из института 78 студентов, в том числе 49 с четвертого курса и 15 с пятого. Кстати, это были не только юноши, но и девушки. Вот имена отважных студенток: Людмила Агафонова, Анна Васильева, Екатерина Волкова, Валентина Конценебина, Антонина Никифорова, Раиса Ольха, Нина Пушкарева, Степа-нида Тарасова, Эмилия Комарова, Галина Шарафутдинова, Ангелина Шепицина.

Конечно, назвать имена всех сложно. Их много. За первый год войны институт послал на фронт 335 человек, 226 из них - студенты. Назад из них многие не вернулись.

В тесноте, да не в обиде

В том же 1941-м на Урал началась эвакуация предприятий и организаций из западных регионов страны. Уже в июле часть здания главного корпуса УЛТИ на Сибирском тракте была передана эвакуированному из Киева военно-медицинскому училищу. Занятия в институте стали проходить в основном в здании на Ленина, 79. В августе 1941-го

пришлось потесниться еще сильнее: на площадях УЛТИ разместили эвакуированный из Гомеля Белорусский лесотехнический институт. А в декабре пришлось искать место и для сотрудников и студентов Ленинградской лесотехнической академии. Сегодня даже трудно представить, как удалось найти место для всех.

В УЛТИ в это время произошли некоторые структурные изменения: из двухфакультетно-го он был преобразован в четы-рехфакультетный. Добавились факультеты МОД и лесохозяй-ственный. Лекции и практические занятия стали проводиться в две смены, для чего использовались не только все лаборатории и кабинеты, но также комнаты в общежитиях, коридоры.

Помимо занятий, студенты и преподаватели принимали активное участие и в общественных работах - помогали разгружать на железнодорожной станции вагоны, прокладывали подъездные пути, копали котлованы, очищали от снега трамвайные пути, ухаживали за ранеными в госпиталях, трудились в подсобном хозяйстве, заготавливали в лесу дрова.

Контингент студентов на начало первого учебного года военной поры составлял 629 человек. Большинство из них - девушки. Отток из института продолжался (с августа 1941-го по апрель 1942-го выбыло еще 403 студента: часть из них ушла добровольцами на войну, другие поступили работать на предприятия, заменив ушедших на фронт). В связи

№ 1 (52), 2015 г. Леса России и хозяйство в них 15

с этим прием в вуз велся круглый год, при этом поступающие не сдавали вступительные экзамены, а общий срок учебы был сокращен до трех лет.

Вернее, без экзаменов зачисляли только тех, кто учился в школе на «отлично» или на «хорошо» и «отлично».

Уже в первый военный учебный год институт выпустил для народного хозяйства 77 специалистов. Наркомат леса СССР требовал увеличивать набор студентов, производить дополнительные наборы. К началу 1942 года на очном отделении УЛТИ обучалось 734 студента, на заочном - 44. Однако сохранить это количество не удалось: в течение учебного года отсев составил 297 человек!

В 1943 году УЛТИ выпустил 146 инженеров.

Несмотря на трудности военного времени, набор студентов не сокращался, а наращивался. Так, в 1944 году в УЛТИ обучалось 711 человек на очном отделении и 145 на заочном. Стали больше поступать на заочное отделение. Но удержать эту численность не удавалось: многие учебу бросали.

К концу Великой Отечественной войны самым большим факультетом был ХТФ - 209 студентов, затем ЛХФ - 139. На МОД обучалось 111 и на МЛиТ - 52.

Институт выпускал инженеров по семи специальностям: механизация лесоразработок и транспорта леса, механическая обработка древесины, лесохимические производства, гидролиз древесины, целлюлозно-бумажное производ-

ство, лесное хозяйство, экономика, планирование и организация лесной промышленности.

В конце 1944-го - начале 1945-го началась реэвакуация -Белорусский лесотехнический институт и Ленинградская лесотехническая академия отправились обратно на родину. Педагогический коллектив и студенческий контингент УЛТИ поредел. В связи с этим в высших руководящих инстанциях вновь возникла идея сделать институт двухфа-культетным. Однако руководство вуза смогло убедить высокое начальство не делать шаг назад. Было ясно, что после войны желающих учиться станет больше. Да и в специалистах нужда не уменьшится: для восстановления народного хозяйства потребуются тысячи инженеров.

Итоги работы института в последний год войны были хорошими: процент успеваемости составил 93,3, весеннюю экзаменационную сессию 391 студент сдал на «хорошо» и «отлично», 165 человек - только на «отлично». За высокие показатели Нарком лесной промышленности премировал директора УЛТИ (с марта 1944-го им был Василий Евдокимович Печенкин) денежной суммой. Также вузу было выделено три грузовика, легковой автомобиль и 500 тысяч рублей на развитие учебной базы.

За годы войны УЛТИ выпустил 463 инженера.

Ученые - фронту и тылу

Конечно, рассказ об институте военной поры будет не полным,

Nota bene

если не сказать о тех мирных подвигах, которые совершали ученые в тиши своих кабинетов. Они тоже, как могли, приближали Победу.

Как писали тогда газеты, их девиз был: «Ученые - фронту и тылу, все для Победы». Благодаря объединению усилий трех крупнейших лесотехнических вузов страны - Ленинградской академии, Белорусского и Уральского институтов, научно-исследовательские работы велись по очень широкому спектру проблем. Уже к началу 1942 года ученые разрабатывали 24 хоздоговорные и четыре госбюджетные темы на общую сумму 624 тысячи рублей. В 1943-м число хоздоговорных тем немного уменьшилось, зато госбюджетных возросло до 19. В денежном выражении общий объем работ уже измерялся 1 миллионом 247 тысячами рублей.

Наиболее крупных результатов достигли преподаватели и ученые кафедры лесохимических производств под руководством профессора В.Н. Козлова. Одна из основных их работ называлась «Получение смазочных и горючих материалов из древесной смолы». Ее целью было добиться увеличения вязкости масел, повышения температуры вспышки, понижения кислотного числа масла, уменьшения расхода и полной замены дефицитных химикатов недефицитными. Уже в 1944 году этот метод внедрили в производство. Результаты этой работы были отражены в монографии, выпущенной

16 Леса России и хозяйство в них № 1 (52), 2015 г.

Nota bene

издательством Академии наук СССР. В ней говорилось, что разработка уральских ученых и специалистов имеет не только народнохозяйственное значение, но и оборонное.

Также под руководством В.Н. Козлова был изобретен метод выжига твердого древесного горючего для обогрева моторов винтовой группы самолетов в условиях зимнего времени. Для этого Козлов со своими помощниками сконструировал прибор для сжигания этого топлива, который использовался для обогрева машин и тракторов при безгаражном хранении.

Еще одна разработка сотрудников этой кафедры - метод получения продуктов из скипидара, который в три раза снижал расход дефицитного материала изооктана, импортируемого из-за рубежа.

Стоит добавить, что сотрудники кафедры только в 1942-1943 годах дали более 300 консультаций по вопросам развития лесохимических производств, а Козлов завершил работу над докторской диссертацией и защитил ее.

Не менее важную тему исследовали ученые под руководством действительного члена АН СССР профессора ВН. Сукачева - комплексное изучение сапропеля и его применение как кормового и лечебного средства. В этом деле принимали участие сразу несколько кафедр - биологии, химии целлюлозы и древесины, органической и физической химии. Особенно большой вклад в эту работу внесли

член-корреспондент АН СССР Н.И. Никитин, доценты А.Н. Пономарев и Е.М. Титов. Об огромном значении достигнутых ими результатов свидетельствовало то, что в марте 1943 года вышло правительственное постановление, в котором давались рекомендации о применении сапропеля в качестве кормовой добавки для домашних животных. К этой перспективной проблеме подключились ученые Академии наук СССР и Уральское геологическое управление. После проведенных исследований сапропель с успехом применялся и в медицине для лечения труд-нозаживающих ран и поражений периферической нервной системы в военных госпиталях.

В годы войны академик В.Н. Сукачев и доцент Е.М. Титов с целью определения запасов сапропеля обследовали десятки болот и озер. Им удалось составить сводку местонахождения сапропеля на Урале, данными которой пользуются специалисты до сих пор, так как они во многом не устарели.

Важную работу проводила и кафедра гидролиза древесины, руководил которой профессор В.И. Шариков. Вместе с доцентом А.Д. Мишиным им удалось разработать технологию получения пищевой патоки из древесного сырья. Это был совершенно новый продукт. Причем сделали они это в кустарных условиях. Позже при их непосредственном участии на Тавдинском лесокомбинате, на заводе Уралмаш и некоторых других предприятиях

были построены специальные экспериментальные установки по получению пищевой патоки из древесины уже в промышленных объемах.

Весьма ценное и актуальное по тем временам исследование провела кафедра тяговых машин (руководитель - профессор С.Ф. Орлов). Оно касалось разработки упрощенных газогенераторных установок для машин ГАЗ-АЛ и ЗИС-5 с целью перевода их с жидкого на твердое топливо. Наркомат лесной промышленности СССР одобрил идею ученых. Вскоре газогенераторные установки внедрили в производство, и многие автомобили стали работать на твердом топливе. Например, известно, что лесовозы и мотовозы Тавдинского лесокомбината почти на сто процентов были оснащены газогенераторными установками.

Сотрудники кафедр транспорта леса, механизации, таксации и экономики лесного хозяйства успешно справились с комплексной темой по составлению пятилетнего плана развития путей транспорта в прилесной даче Уралмашзавода. Руководство темой осуществлял заведующий кафедрой транспорта леса доцент С.С. Петров. По разработкам ученых в 1943 году была построена навесная железная дорога с мотовозной тягой. Дирекция Уралмаша за эту работу вынесла руководству УЛТИ благодарность.

Еще одна комплексная тема -«Рационализация лесного хозяйства Урала в связи с обороной

№ 1 (52), 2015 г. Леса России и хозяйство в них 17

Nota bene

страны» - разрабатывалась кафедрами лесоводства, таксации, древесиноведения и экономики лесного хозяйства. В ней участвовали доктора сельскохозяйственных наук С.А. Богословский, С.И. Ванин, В.К. Захаров, доценты А.А. Байтина и В.Ф. Соловьева. Руководил научной группой профессор М.Е. Ткачен-ко. Была организована специальная экспедиция, выявившая значительные запасы лесных массивов с выходом спецсортиментов на участках, ранее признанных неперспективными.

В 1944 году под руководством М.Е. Ткаченко была выполнена еще одна крупная работа, представляющая собой проект на ближайшую пятилетку, - «Лесо-восстановление и рационализация лесного хозяйства в послевоенные годы».

По заданию Наркомлеспрома СССР бригада научных работников в составе В.С. Петрова (руководитель), В.Н. Козлова, В.Н. Михайловой, Х.Х. Стефа-новского и Н.И. Глушкова составили записку и обоснование строительства в городе Туринске спичечной фабрики...

Список всех научных разработок велик. Их итоги в Великую Отечественную подводились ежегодно на сессиях (конференциях) УЛТИ. Их значение было столь велико, что активное участие в конференциях принимали представители различных научных и производственных организаций. Многие темы тех лет нашли отражение в СМИ, в журнальных статьях, в книгах.

«С войной покончили мы счеты...»

За годы войны материально-техническая база УЛТИ порядком подызносилась. На ремонт денег практически не выделялось. Ветшал учебно-аудиторный фонд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первый послевоенный год занятия начались сразу в двух учебных корпусах (в главном -на Сибирском тракте и на Ленина, 79). Но оба здания требовали капитального ремонта. Директор УЛТИ В.Е. Печенкин, заступивший на эту должность в 1944 году (занимал ее до 1948 года), не раз обращался к областным властям с просьбой выделить средства на ремонт. Но всякий раз получал отказ.

Кстати, руководители вуза после войны менялись не так часто, как до войны. Так, после Печен-кина в 1948 году на пост директора назначили Григория Федоровича Рыжкова. В этой должности он проработал до 1953 года, потом ушел. Однако в 1957-м был назначен вновь. И руководил институтом до 1962 года.

Только к началу 1947 года институт смог получить ассигнования, но и то в ограниченном объеме. Печенкин принял решение привлечь часть средств, получаемых от хоздоговорной научной тематики. После этого здания начали ремонтироваться, территория - обустраиваться. Недалеко от главного корпуса института заложили дендрологический сад, ставший позднее гордостью вуза.

К 1949 году вдоль шоссе было посажено шесть тысяч деревьев и кустарников 80 видов. В этом

деле принимали участие почти все студенты: каждый факультет вносил свой вклад в создание «зеленого пояса» института. Так возникли аллеи лесоинженеров, лесохимиков...

Большая заслуга в создании сада принадлежала профессору Нилу Алексеевичу Коновалову. Он пришел в УЛТИ в 1946 году из УрГУ, долгие годы возглавлял созданную им кафедру лесоводства и лесных культур. Важнейшим направлением его научной деятельности было разведение лесов на Урале. Нил Алексеевич вывел серебристый пирамидальный тополь, который в начале 1960-х годов украсил улицу Восточную в областном центре. С середины 50-х годов под его руководством кафедра работала над организацией посадок кедровников, изучала проблему продуктивности лесов, их водоохранные и защитные свойства.

Позже работу Коновалова продолжил другой ученый - биолог Л.И. Вигоров, который в 1949 году заложил на территории сту-дгородка еще более необычный сад - лечебных культур. В настоящее время он является ООПТ -особо охраняемой природной территорией областного значения, носит имя своего создателя - Вигорова.

В саду было высажено более 400 видов различных растений. Особенно много яблонь - 120 видов. К ним Вигоров питал особую страсть.

Это был первый в стране опытный сад, созданный студентами и преподавателями. Со временем

18 Леса России и хозяйство в них № 1 (52), 2015 г.

Nota bene

он расширился, стал занимать по площади несколько гектаров. В нем стала проводиться различная научно-исследовательская работа, в частности по выращиванию лекарственных ягод и фруктов.

В 1948 году на основе двух лесничеств - Северского и Верх-Исетского - в научно-исследовательских и учебных целях был образован учебно-опытный лесхоз общей площадью 20034 гектара. В его массиве представлены почти все типы леса Среднего Урала.

Так постепенно не только восстанавливалась, но и расширялась, изменялась учебно-материальная база УЛТИ. В 1946 году началось строительство стадиона, к 1950 году был сдан в эксплуатацию спортивный зал, у студентов появилась своя лыжная база.

За парту сели вчерашние фронтовики

Контингент студентов после войны заметно изменился. К учебе возвращались демобилизованные из армии фронтовики. В институт стали поступать и «переростки» - выпускники средних школ, которым война помешала вовремя закончить школу. Всех их отличала не только выправка, но и серьезное отношение к учебе, жажда знаний, ответственность, дисциплинированность, активное участие в общественной работе. Неслучайно многие из фронтовиков быстро стали лидерами в студенческой среде, завоевали уважение, были вы-

двинуты на общественные посты в комитет ВЛКСМ, профком и другие организации. Некоторые фронтовики были уже членами ВКП(б), орденоносцами, а один из них, бывший летчик, штурман дальней авиации А.А. Шевелев -даже Героем Советского Союза!

Тем не менее к концу войны проблема недобора студентов по-прежнему сохранялась. Выпускников средних школ было мало. Так, в 1945 году в Свердловской области диплом о среднем образовании получила всего тысяча человек, тогда как план приема по 10 вузам составлял 3500 человек. УЛТИ ставилась задача довести до 1950 года численность студентов до тысячи человек с ежегодным приемом на 1-й курс не менее 200 человек. Конечно, выполнить такой план было сложно. Но вуз делал все возможное: приемная комиссия в те годы печатала большое количество объявлений, справочников для абитуриентов, целые бригады преподавателей выезжали в отдаленные районы и приглашали поступать в вуз. Для демобилизованных в институте открыли краткосрочные подготовительные курсы. В результате в 1946 году план набора на первый курс удалось выполнить, даже на несколько человек перевыполнить, но уже через год учебы отсеялось более десяти человек. Как правило, до последнего курса не доходило процентов тридцать...

Общая численность студентов в 1945 году составляла 772 человека.

Что говорить, жизнь у них была не сахар. Быть студентом означало бедствовать, недоедать, мириться с трудными бытовыми условиями. Как известно, до 1947 года в стране сохранялась карточная система продовольственного снабжения и плата за обучение, введенная перед самой войной (от нее освобождались только участники войны, дети погибших на фронте и дети инвалидов войны, а также студенты-отличники из бедных семей, остронуждающиеся материально). Институт изыскивал меры помощи и студентам, и преподавателям прежде всего с питанием, развивая для этого подсобное хозяйство в поселке Северка. Здесь держали скот, выращивали картофель, овощи.

Что характерно, несмотря на послевоенные трудности, успеваемость студентов не только не снизилась, но даже возросла. В весеннюю сессию 1947 года она составила 93,6 процента, что на 17 процентов выше показателя 1945 года.

Годовые кольца

Если посмотреть на срез дерева, мы увидим годовые кольца. По ним легко определить его возраст. Но не только. По кольцам видно, как развивалось дерево. В более теплые, солнечные и благоприятные годы прирост биомассы шел интенсивнее, а потому кольца шире. А когда лето выпадало холодное, то и кольца нарастали узкие. Примерно так выглядит и история лестеха. В иные

№ 1 (52), 2015 г. Леса России и хозяйство в них 19

Nota bene

периоды развитие в нем замирало, а затем оживало.

Заметный рывок вперед УЛТИ сделал в пятидесятые-шести-десятые годы. Можно сказать, в это время он окончательно сформировался как крупный региональный вуз, имеющий важное народнохозяйственное значение, причем не только для Урала, но и для Сибири, где подобных учебных заведений не осталось. На азиатской территории России он один.

В пятидесятые годы структура института вновь претерпела изменения. В 1951 году на базе ЛИФа открылось лесоэксплуатационное отделение с трехгодичным сроком обучения (в 1956 году оно выделилось из его состава, превратившись в лесоэксплуатационный факультет, деканом которого стал Л.Н. Муравьев, а затем Ф.И. Кузнецов).

В 1955 году на базе специальности «Машины и механизмы лесной промышленности и лесного хозяйства» того же ЛИФа был создан лесомеханический факультет (ЛМФ), за которым закрепилось четыре кафедры: тяговых машин, технологии металлов, деталей машин и графики. Возглавил ЛМФ выпускник УЛТИ, окончивший аспирантуру и защитивший кандидатскую диссертацию, став кандидатом технических наук, доцент П.М. Щенников.

Реорганизации подверглись также многие кафедры и лаборатории. Так, из кафедры МОД выделились две самостоятельные -кафедра станков и инструментов,

заведовать которой стала доцент Л.П. Добрынина, и кафедра древесиноведения и строительного дела, которую возглавил доктор сельскохозяйственных наук В.Н. Петри; с 1958 года он же возглавил проблемную лабораторию по использованию и переработке отходов лесообрабатывающих производств. Были созданы кафедры энергетики и технологии металлов. Заведовать первой назначили доцента Г.Ф. Кулябина, второй - Н.Н. Ру-сяева. На кафедре биологии и дендрологии, руководил которой еще с 1945 года профессор Л.П. Горчяковский, кстати, ставший позднее академиком, была создана специализированная научно-исследовательская лаборатория по изучению биологически активных (лечебных) веществ плодов и ягод (ею бессменно много лет руководил Л.И. Ви-горов).

На кафедре физики была создана оптическая лаборатория. При кафедре химической технологии древесины открыли новую специальность - технология пластмасс, лекционный курс по которой стал читать крупный в этой области специалист, технолог-инженер, директор Свердловского завода пластмасс Е.И. Исаков. По его рекомендации в 1959 году на ХТФ открыли новую кафедру - пластических масс, которую по совместительству Исаков некоторое время и возглавлял.

В результате преобразований к 1958 году в УЛТИ действовало уже шесть факультетов, 28 ка-

федр и 48 лабораторий. В строй действующих вошли два студенческих общежития, разворачивалось строительство павильона механизации, расширился книжный фонд библиотеки (по сравнению с 1945 годом, он вырос в три раза и насчитывал 400 тысяч книг).

Однако план приема студентов (куда раньше без планирования сверху?) власти постоянно увеличивали. Это, в свою очередь, требовало развивать и расширять материально-техническую базу, принимать на работу новых преподавателей. Их тоже не хватало, поэтому приглашали совместителей из других вузов. В первые послевоенные годы число преподавателей в институте колебалось в пределах 85-90 человек, из которых 10-12 были совместители. Звание докторов наук имели двое, кандидатов наук -30 человек.

В 1958 году все кафедры и деканаты возглавлялись преподавателями, имевшими ученые степени и звания. Их общее число уже приближалось к 200.

Словом, процесс развития института шел постоянно.

Первый ректор

Статус ректората в вузах страны был установлен в апреле 1961 года. Первым ректором УЛТИ стал Григорий Федорович Рыжков. Но пробыл в этой должности он недолго: в 1962 году скоропостижно скончался из-за болезни. Информации об этом человеке, к сожалению, сохранилось не так много. Но ветераны

20 Леса России и хозяйство в них № 1 (52), 2015 г.

Nota bene

вуза отзываются о нем с теплотой, с уважением. У него были большие планы по развитию лес-теха, именно он сформировал первый ректорат института, подобрал на должности проректоров кадры. Но жизнь неожиданно оборвалась.

Вместо него был назначен Борис Константинович Красносе-лов, работавший до этого проректором по учебной части. Кстати, это был первый и на сегодняшний день единственный ректор, который занимал этот пост целых одиннадцать лет! После него столько лестехом не руководил никто!

Красноселов продолжил преобразование вуза. При нем начали внедряться некоторые демократические принципы управления. Так, была установлена практика избрания деканов ученым советом. До этого на эти должности назначали. Улучшалась и материально-техническая база. Особенно в эту пору много чего строилось. Отчасти это было связано с тем, что на должность проректора по АХЧ был назначен молодой, но умелый сотрудник, до этого возглавлявший вузовский профком, - Юрий Алексеевич Серов. На эту должность его пригласил еще Рыжков, но Красноселов вовремя заметил организаторские способности своего подчиненного и активно поддерживал почти во всех начинаниях. Чтобы развивать базу института, требовалось создать новые службы, отделы. Именно с этого Серов и начал свою

деятельность. Создал отдел главного механика, ввел должность главного инженера, энергетика, набрал ремонтно-строительную бригаду. И вскоре институт развернул нешуточное строительство. Даже если просто привести весь список того, что было построено, потребуется не одна страница текста. Словом, преобразования произошли огромные.

В стране годы застоя, в лестехе - годы развития

Как это ни странно, но в брежневские времена, которые называют не иначе, как «годы застоя», уральский лестех развивался особенно динамично. Самое большое достижение этого периода - строительство нового учебно-лабораторного корпуса (УЛК-2), поднявшегося по соседству с известным в городе парком имени Лесоводов России, кстати, появившемся в тот же «застойный» период. Конечно, строился этот корпус долго, медленно, считался долгостроем. Даже сдан в эксплуатацию был с недоделками. Но сдан! Конечно, со временем все недоделки устранили, и лестех перестал, наконец, ощущать нехватку аудиторий, учебных площадей. В новом корпусе появились большая студенческая столовая, клуб, спортзал. Позже здесь же, рядом с парком им. Лесоводов России, лестеху выделили целых десять гектаров земли для расширения сада имени Вигорова. Теперь на этом месте уже цветут деревья.

Всего, начиная с 60-годов и до наступления горбачевской перестройки, в лестехе было введено в строй около ста различных зданий и сооружений! В результате к началу девяностых годов учебно-лабораторные площади выросли более чем в два раза, число мест в общежитиях и столовых увеличилось в шесть раз, площадь спортивных сооружений возросла в 15 раз, на озере Песчаное начал действовать спортивно-оздоровительный лагерь.

Успехи трудно было не заметить. Они были во всех сферах деятельности вуза. Об УЛТИ заговорили как об одном из передовых институтов страны. За заслуги в учебной, научной работе, в организации труда, быта и отдыха студентов в 1978 году УЛТИ было присвоено почетное имя Ленинского комсомола, а в 1980-м вуз был отмечен высокой государственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени. По поручению советского правительства он был прикреплен к знамени института во время торжественного мероприятия тогдашним первым секретарем областного комитета КПСС Борисом Николаевичем Ельциным.

В 1993 году в результате проведенной государственной аттестации вуз преобразовали в Уральскую государственную лесотехническую академию (УГЛТА), а в 2001-м он получил высокий статус университета.

Но это уже другая история...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.