Научная статья на тему '80-летняя история воронежской государственной лесотехнической академии'

80-летняя история воронежской государственной лесотехнической академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
771
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «80-летняя история воронежской государственной лесотехнической академии»

УДК 630*945.3

В.М. Бугаков, Л.Т. Свиридов

80-ЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

Истоки создания ВЛТИ - ВГЛТА. Воронежский лесотехнический институт был создан в 1930 г. Его предшественником считается сельскохозяйственный институт (ВСХИ) (ныне Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки), где 1 октября 1918 г. было открыто лесное отделение. Это было связано с необходимостью освоения ценнейшего опыта отечественной лесной науки и практики, накопленного благодаря работам известных ученых: Ф.Х. Майера, И.Н. Шатилова, Г.Ф. Морозова, Г.Н. Высоцкого, А.Н. Верехи, Г.А. Корнаковского, Н.К. Генко, К.Д. Суходского, В.Н. Штурма, В.Д. Огиевского и др. В 1918-1920 гг. контингент студентов не превышал 20 чел. В 1922 г. прием увеличился до 50 чел. Значительно расширилась материальная база кафедр лесного профиля, заложены уникальные опытные объекты в «Старой лесной даче», Графском лесничестве. В 1922 г. создано учебно-опытное лесничество.

В 1923 г. состоялся первый выпуск лесоводов, в том же году отделение было преобразовано в факультет.

В 1926, 1927, 1929 гг. появились первые выпуски научных трудов лесного факультета. В т. VIII опубликованы лучшие работы студентов. В 1926-1927 гг. впервые в СССР организовано заочное отделение при лесном факультете, годом позже создан филиал при Хреновском лесном техникуме для подготовки специалистов среднего звена.

Первое десятилетие становления вуза. В 1930 г. в связи с перестройкой системы высшего образования постановлением правительства из состава ВСХИ был выделен Воронежский лесотехнический институт союзного значения и передан Союзлеспрому ВСНХ. Через год ВЛТИ, располагающийся вне зоны основных лесозаготовок, имеющий соответствующий набор научных разработок и опытных объектов, подчинили Главному управлению по лесному хозяйству выделенной лесокультурной зоны. В ее состав вошли леса лесостепи и предстепья, которым приданы водоохранные функции. В 1932-1935 гг. вуз именовался институтом лесного хозяйства. В 1936 г. он перешел в ведение Главлесоохраны при СНК СССР и стал называться лесокультурным.

В 1930-е гг. началась узкая специализация, раздельно готовили специалистов по лесоэксплуатации, лесным культурам, лесоустройству, лесным мелиорациям. С 1934 г. вуз вновь стал готовить кадры более широкой квалификации: лесохозяйственников и лесомелиораторов. С 1938 г. в институте была представлена одна специальность - инженер лесного хозяйства с защитой дипломного проекта, и с этого времени по 1955 г. вуз именовался лесохозяйственным.

Воронежский лесотехнический институт первым среди лесных вузов страны получил право принимать к защите диссертации. В совете института (или совместно с советом ВСХИ) защитили докторские диссертации известные ученые-лесоводы: М.В. Колпиков, А.И. Тарашкевич, А.И. Кондратьев, Н.П. Анучин, И.М. Науменко, А.С. Яблоков, В.К. Захаров, М.В. Давидов, П.С. Погребняк. По мнению одного из создателей воронежской лесной школы проф. А.В. Тюрина, к концу 1930-х гг. прием студентов в Воронежский лесной вуз достиг 235 чел. По подбору кадров, научно-педагогической работе, качеству подготовки специалистов институт занимал второе место в стране, уступая лишь Ленинградской лесотехнический академии.

Институт в годы Великой Отечественной войны. Уже в первые дни и месяцы войны на фронт ушли все военнообязанные студенты (в том числе 200 добровольцев), аспиранты, сотрудники кафедр, рабочие и служащие лесхоза. Оставшиеся в вузе несли службу на объектах ПВО, участвовали в строительстве оборонительных сооружений, уборке урожая в районах области. Коллектив института, продолжая в условиях военного времени готовить специалистов, помогал фронту. Осенью 1941 г., как обычно, состоялся прием студентов в количестве 150 чел., в декабре - досрочный выпуск 67 инженеров лесного хозяйства.

В 1942 г. учебный процесс был прерван. 4 июня по приказу Государственного Комитета обороны весь коллектив института эвакуировали в пос. Лубяны Татарской АССР. Все имущество и оборудование вуза, оставленное в Воронеже, было полностью уничтожено оккупантами. С 1 ноября 1942 г. начались обычные занятия в зданиях лесного техникума, и в конце года состоялся выпуск 44 специалистов. 26 января 1943 г. пришло радостное известие о полном освобождении Воронежа. В течение 1943-1944 гг. коллектив вуза постепенно возвращался в город. В феврале 1944 г. здесь был осуществлен очередной выпуск 63 инженеров лесного хозяйства.

Восстановление и развитие вуза в послевоенные годы (1946-1960 гг.). В первые послевоенные годы активно велись восстановительные работы, в которых участвовали преподаватели, студенты, рабочие и служащие. С каждым годом увеличивалась учебная площадь, большое внимание уделялось улучшению бытовых условий научно-педагогического состава, строились жилые дома, студенческие общежития.

В этот период подготовка кадров осуществлялась на трех факультетах: лесохозяйственном, лесомеханическом и лесоинженерном. В 1960 г. был открыт факультет механической технологии древесины, позже переименованный в факультет технологии деревообработки. К 1955 г. педагогический коллектив включал 9 профессоров и 60 доцентов, кандидатов наук, что составляло 54 % общей численности. На кафедрах лесоводства, геологии и почвоведения, ботаники ученые степени имели все преподаватели. Некоторые из них - профессора О.Г. Каппер, И.М. Науменко, С.И. Костин, доценты И.Ф. Ларин, И.М. Федосеев, B.C. Скрыпников и др. - работали в вузе по 20 лет и более. Многие кафедры вели плодотворную научную

работу. Возглавлявшаяся проф. И.М. Науменко кафедра лесной таксации принимала активное участие в разработке генплана развития лесного хозяйства УССР, ряда регионов. Кафедра лесоводства под руководством проф. О.Г. Каппера работала над естественным возобновлением ценных пород и передовыми методами рубок ухода. Кафедра лесных культур, руководимая доц. В.И. Рубцовым, занималась изучением и совершенствованием создания лесных культур в лесхозах Центрального Черноземья. Группа ученых во главе с проф. П.Н. Хухрянским проводила большую работу по прессованию древесины и замене ею цветных и черных металлов в лесной промышленности и сельском хозяйстве. Доц. М.М. Вересин завершал многолетнюю работу по применению методов селекции в лесном хозяйстве. На кафедре защиты леса под руководством проф. П.А. Положенцева успешно велись работы по энтомо-гельминтологии и изучению устойчивости деревьев к вредителям и болезням.

Положительные результаты давала практика организации ряда исследований по различным проблемам совместно с производственниками под руководством ученых института. Она использовалась при разработке проти-воэрозионных мероприятий на Цимлянском водохранилище и решении ряда крупных вопросов организации лесного хозяйства в ценных лесных массивах Воронежской области, на Северном Кавказе и в Казахстане. При Воронежском юго-восточном аэрофотолесоустроительном тресте под руководством сотрудников кафедр работали специальные опытно-исследовательские партии, решающие наиболее сложные научно-производственные задачи.

Учеными института был издан ряд учебников и учебных пособий: по климатологии и метеорологии (проф. С.И. Костин), физиологии растений с основами микробиологии (доц. П.Б. Раскатов), экономике лесного хозяйства (доц. И.В. Воронин, П.Я. Островский) и др. Проф. О.Г. Каппер опубликовал монографию «Хвойные породы».

В связи с расширением материально-технической базы института контингент студентов увеличился с 1016 чел. в 1948 г. до 1760 в 1962 г.

Вуз в 1960- 1980- е годы. В этот период прием в вуз возрос до 750...800 чел. на стационарные и 350...400 на заочный факультеты. Значительно расширилось подготовительное отделение, на которое было принято 150 слушателей. Всего в институте обучались 6 тыс. студентов, из которых 3,7 тыс. - на дневном отделении. Ежегодный выпуск молодых специалистов достигал 700 чел. Среди обучающихся имелась большая группа иностранных студентов из 23 стран мира.

На 31 кафедре работали 360 преподавателей, в том числе 16 докторов наук и профессоров, 189 кандидатов наук и доцентов. Учеными вуза был выполнен ряд фундаментальных исследований. Изданы 70 монографий, 39 учебников и учебных пособий, опубликовано около 2,5 тыс. статей общим объемом 400 печ. листов.

Большую научную и практическую ценность представляют монографии «Теллермановский лес» (доц. Е.И. Енькова), серия монографий по прессованной древесине (проф. П.Н. Хухрянский), селекции, семеноводству и лесным культурам (проф. Е.И. Дерюжкин, доценты М.М. Вересин, В.Б. Лукьянец, В.К. Попов), защитному лесоразведению в поймах рек и борьбе с эрозией почв (профессора Т.А. Харитонов, И.В. Трещевский, доценты В.Г. Шаталов, Я.В. Панков и др.), механизации лесохозяйственных работ (проф. П.С. Нартов), экономике и организации лесного хозяйства (профессора И.В. Воронин, В.П. Бычков), таксации и лесоустройству (профессора В.А. Бугаев, В.В. Успенский, М.П. Чернышов).

Учеными и студентами получены более 130 авторских свидетельств на изобретения. Из года в год увеличивались научные исследования по заказам отраслевых министерств и ведомств: объем хоздоговорной тематики превышал 1 млн р. (в прежнем исчислении). Экономический эффект от внедрения результатов научных исследований в промышленность и сельское хозяйство превышал 11 млн р., или 3 р. на 1 р. затрат. Ряд кафедр поддерживал тесную связь с институтами АН СССР и союзных республик. Важные исследования проводили проблемная лаборатория прессованной древесины и лесной рекультивации земель, нарушенных горно-рудными предприятиями, а также отраслевая лаборатория по совершенствованию технологий производства и ремонта деталей лесных машин. На международной выставке «Лесдревмаш-79» институт получил Почетный золотой диплом торгово-промышленной палаты СССР. За научные достижения на ВДНХ СССР в 1976-1978 гг. учеными вуза получены 5 серебряных и 7 бронзовых медалей. Институт награжден двумя дипломами ВДНХ.

Непрерывно совершенствовался учебный процесс, расширялась материально-техническая база института.

Развитие вуза в условиях перестройки и перехода к рыночным отношениям (1985-2000 гг.). В это время осуществлялся ряд мероприятий по укреплению связи института (позже академии) с предприятиями, направляющими молодежь для обучения по специальным договорам. Проводилась большая работа по привлечению абитуриентов, созданы учебные опорные пункты для подготовки выпускников средних школ и техникумов. Принимались меры по повышению обеспеченности студентов современной учебно-методической литературой, обновлению парка ПЭВМ, внедрению вычислительной техники в учебный процесс, переоснащению учебных лабораторий, использованию активных методов обучения. Вычислительный центр реорганизован в центр новых информационных технологий (ЦНИТ).

Решением Коллегии по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ вуз был аттестован и Постановлением Госкомвуза России в 1994 г. получил лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования по семи

специальностям и подготовки кандидатов наук по 20 программам. Приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 23.06.1994 г. № 615 Воронежский лесотехнический институт переименован в Воронежскую государственную лесотехническую академию (ВГЛТА). В 1997 г. академия прошла повторную аттестацию с последующим лицензированием, а в 1999 г. - государственную аккредитацию.

В целях расширения сферы образовательных услуг с учетом потребности в специалистах для работы в новых экономических условиях был открыт ряд новых специальностей и специализаций, созданы гуманитарный факультет и факультет довузовской и послевузовской подготовки.

В июле 1995 г. при вузе учреждено Воронежское региональное отделение академии проблем качества, главной целью которого является содействие консолидации ученых и специалистов всех сфер народного хозяйства для ускорения социально-экономического развития региона путем повышения качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Президентом отделения стал проф. Б.Ф. Преображенский, первым вице-президентом -проф. В. К. Попов.

В том же году организовано Центрально-Черноземное региональное отделение секции наук о лесе, в состав которого вошли профессора академии: В.К. Попов, И.М. Бартенев, Л.Т. Свиридов, В.К. Курьянов, Н.А. Хар-ченко, В.И. Харчевников, Е.М. Разиньков, В.И. Таранков, Е.В. Титов (действительные члены), Ю.В. Арефьев, А.Г. Крылов (член-корреспонденты), В.А. Бугаев, Д.И. Станчев (почетные академики). В 1999 г. создана Ассоциация научно-образовательного лесного центра Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского и Поволжского регионов. Одним из учредителей ассоциации являлась ВГЛТА. В 2001 г. приказом Министерства образования РФ образован Региональный научно-образовательный центр «Юг-лес», руководитель - проф. Л.Т. Свиридов.

Современное состояние академии. За 80 лет коллектив вуза добился больших успехов в образовательной и научной деятельности. Немалая заслуга в этом принадлежит ведущим ученым, возглавлявшим ВЛТИ - ВГЛТА в разные годы: А.В. Тюрину (1930), А Р. Крылатых (19311937), Г.С. Рычкову (1937-1938), Я.И. Кувшинову (1938-1941), Н.И. Фортунатову (1942-1945), Л.А. Паленко (1945-1951), В.И. Рубцову (1951-1962), А.Д. Дудареву (1965-1971), А.К. Артюховскому (1972-1985), В.К. Попову (1985-2005), В.М. Бугакову (с 2005 г. по настоящее время). Сегодня Воронежская государственная лесотехническая академия представляет собой многопрофильное учебное заведение, в состав которого входят 8 факультетов, 33 кафедры, региональный научно-образовательный центр «Юг-лес», Международная кафедра ЮНЕСКО «Сохранение биоразнообразия лесных экосистем в контексте устойчивого их развития», учебно-научный центр «Комплексная переработка древесины», учебно-опытный лесхоз, учебно-научный центр «Декоративное садоводство», 4 благоустроенных общежития, спортивно-оздоровительный лагерь, молодежный центр и др.

Академия реализует программы высшего профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для производственной деятельности в области лесного хозяйства, лесной, деревообрабатывающей, лесохимической промышленности; выполняет научные исследования по инновационным и приоритетным направлениям развития науки.

В последние 5...10 лет научные исследования в академии ведутся по трем приоритетным направлениям.

1. Проведение экспедиционно-полевых работ, ускоренное воспроизводство и использование лесных ресурсов Центральной лесостепи и юга России.

2. Восстановление эколого-ресурсного потенциала агролесобиоцено-зов, лесоразведение и рациональное природопользование в Центральной лесостепи и на юге России.

3. Обоснование и разработка технологий и оборудования для модифицирования древесины. Создание технологической линии для производства модифицированной древесины.

По первым двум научным направлениям путем исследования и внедрения традиционных и нетрадиционных технологий ускоренного воспроизводства древесных пород отработаны методы выращивания посадочного материала и создания лесных культур на генетико-селекционной основе с использованием быстрорастущих гибридов и клонов тополей, березы, ольхи, лиственницы, сосны, кедра и др. Разработаны новые энерго- и ресур-со-сберегающие технологии и комбинированные устройства для восстановления устойчивых и продуктивных дубрав семенным путем и разведения посевом ценных хвойных пород (сосна, ель, лиственница, кедр, пихта и др.). Сконструирован технологический комплекс машин и оборудования для обработки семян ценных хвойных пород с новыми технологическими процессами и обоснованными параметрами.

По третьему научному направлению разработаны технологии, оборудование, создан технологический комплекс для производства модифицированной древесины из мягколиственных пород, в котором совмещены сушка и пластификация исходных заготовок древесины до соответствующего уплотнения. Термообработка спрессованных заготовок производится в замкнутом металлическом контуре, а подсушка - в электромагнитном поле сверхвысокой частоты (СВЧ).

Указанные инновационные проекты направлены на энерго- и ресурсосбережение и значительное снижение материальных затрат. Отдельные разработки демонстрировались на областных, региональных, всероссийских и международных конкурсах, салонах, выставках, где получили положительную оценку. Авторы награждены многочисленными дипломами и медалями.

Академия является одним из ведущих образовательных, научных и методических центров среди высших лесотехнических учебных заведений Российской Федерации. На дневном и заочном отделениях обучается более 7000 студентов по 14 специальностям, проходят подготовку 158 аспирантов и 53 соискателя по 23 и 9 докторантов по 3 научным специальностям. Кафедры вуза работают над усовершенствованием форм активного обучения. Созданы необходимые условия для творческой учебы и работы: лаборатории оснащены современными машинами и механизмами, станками, вычислительной техникой, компьютерные классы подключены к сети Интернет, развиваются базы учебно-производственных практик. Библиотека насчитывает более 600 тыс. томов учебной и научной литературы. В учебно-опытном лесхозе учеными академии созданы уникальные опытные объекты лесных культур различных древесных пород, которые используются как в учебном процессе, так и для выполнения научных исследований.

Академия проводит фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, являющиеся неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов. Учебно-методическую и научно-исследовательскую работу ведут около 400 представителей профессорско-преподавательского состава, более 70 % которых имеют ученые степени и звания. На базе академии систематически проводятся всероссийские и международные научные конференции и семинары.

За время существования вуза подготовлено свыше 43 тыс. дипломированных специалистов, открыт ряд диссертационных советов, модернизирована структура управления, проведена реконструкция материально-технической базы, построены новый учебный корпус и фитотронно-климатический комплекс. Открываются новые специальности и специализации, отражающие специфику рыночных отношений в условиях лесного и лесопромышленного комплексов.

Залогом успеха являются сохранение преемственности и лучших традиций, накопленных коллективом, огромный опыт в подготовке высококвалифицированных специалистов, вдохновенный труд энтузиастов и патриотов своего дела. Сегодняшний день ВГЛТА - это напряженный труд, творческий поиск, внедрение в учебный процесс инновационных разработок и информационных технологий.

V.M. Bugakov, L. T. Sviridov

Eighty-year History of Voronezh State Forest Technical Academy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.