Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 1 (29). С. 145-153. УДК 39+572+291
DOI 10.24147/2312-1300.2021.8(1).145-153
С. Н. Корусенко, Н. А. Томилов
ОТ ЭТНОЛОГИИ ДО КУЛЬТУРОЛОГИИ (К 55-ЛЕТИЮ АЛЕКСАНДРА ГЕННАДЬЕВИЧА СЕЛЕЗНЁВА)
Даются сведения о биографии и деятельности в сферах науки, образования, научно-организационной и общественной работы кандидата исторических наук, доцента, старшего научного сотрудника и руководителя группой этнографов Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, доцента кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского Александра Геннадьевича Селезнёва. Приводится список его научных трудов.
Ключевые слова: этнология; историческая этнография; этногенез; антропология; религиоведение; культурология; тюркские народы; А. Г. Селезнёв.
S. N. Korusenko, N. A. Tomilov
FROM THE ETHNOLOGY TO THE CULTURAL STUDIES (TO THE 55th BIRTHDAY OF ALEXANDER G. SELEZNEV)
The article includes data on the biography and activities in the fields of science, education, scientific-organizational and social work of the PhD in Historical Sciences, Associate Professor, senior researcher and head of a group of ethnographers at the Omsk Laboratory of Archaeology, Ethnography and Museology of the Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Associate Professor of the Department of Ethnology, Anthropology, Archaeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University Alexander G. Seleznev. The list of his scientific works is given.
Keywords: ethnology; historical ethnography; ethnogenesis; anthropology; religious studies; cultural studies; Turkic peoples; Alexander G. Seleznev.
Авторы данной статьи знают А. Г. Селезнёва четыре десятка лет, с 1980 г., когда в Болгарии отдыхали вместе семьи Селезнёвых и Томиловых, благодаря чему установившиеся дружеские отношения растянулись на десятки лет. Сашины родители - замечательные врачи, пользовавшиеся авторитетом не только в Омске, но в целом в нашей стране и в Монголии, - надеялись, что сын пойдёт учиться в медицинский институт, но Саша выбрал историю. И сегодня Александр Геннадьевич Селезнёв - кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник и руководитель группы этнографов Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН
(ОЛАЭМ ИАЭТ СО РАН), доцент кафедры этнологии, антропологии, археологии и му-зеологии Омского государственного университета (ОмГУ) им. Ф. М. Достоевского. Но главное - он высококлассный специалист, внесший весомый вклад в науку - этнологию, историческую этнографию, этническую историю, антропологию, отечественную историю, этноархеологию, этнографическое религиоведение, культурологию, методологию науки, а также в образование, создав ряд уникальных учебных курсов.
Александр Геннадьевич родился 7 сентября 1965 г. в г. Фрунзе - столице Киргизской ССР, в 1966 г. вместе с родителями переехал в Омск. Его отец Геннадий Иванович Селезнёв (1936-2017) - кандидат медицин-
ских наук, многие годы работал в Омске врачом-хирургом Больницы скорой медицинской помощи № 1 и преподавателем кафедры госпитальной хирургии Омской государственной медицинской академии. Мать Лидия Петровна Агафонова (1936-2012) - кандидат медицинских наук, работала врачом высшей категории и заведующей радиологического отделения в Городском онкологическом диспансере г. Омска.
В 1982 г. А. Г. Селезнёв окончил учёбу в средней школе № 115 г. Омска и поступил на исторический факультет ОмГУ. Здесь он стал активным участником студенческого этнографического научного кружка, окунулся в экспедиционную работу, написал первые курсовые работы по этнографии, в 1983 г., на втором году обучения, выступил с научным докладом «Проблемы этногенеза барабин-ских татар в дореволюционной и советской литературе» на Всероссийской студенческой этнографической конференции в Омске. Он стал основательно заниматься выявлением этногенетических компонентов в традиционно-бытовой культуре барабинских татар и уже в 1984 г. выступил в Омске с докладом «Традиционные типы жилищ барабинских татар» на II Всесоюзной научной конференции «Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий», текст которого стал его первой публикацией в сборнике с материалами конференции.
Успехи А. Г. Селезнёва в научной работе и его серьёзное отношение к научным занятиям и привели к решению направить его продолжить обучение в Ленинградском государственном университете им. А. А. Жданова (ЛГУ), где была кафедра этнографии и антропологии, а значит, и этнографическая специализация. С третьего курса А. Г. Селезнёв стал студентом этого университета, который окончил в 1987 г., защитив дипломную работу по теме о происхождении бара-бинских татар (научный руководитель В. А. Козьмин, рецензент Д. Г. Савинов). В этом же году А. Г. Селезнёв поступил в аспирантуру ЛГУ, которую окончил в 1990 г. А в 1991 г. он защитил кандидатскую диссертацию «Барабинские татары (проблемы происхождения)» (научные руководители -Р. Ф. Итс и А. В. Гадло, рецензенты -Д. Г. Савинов и В. П. Дьяконова, ведущая
организация - Кемеровский государственный университет).
В 1990 г. А. Г. Селезнёв был принят на работу в ОмГУ ассистентом кафедры этнографии, историографии и источниковедения истории СССР (кафедра этнографического направления была открыта в ОмГУ в 1985 г. как третья кафедра такого профиля в вузах РСФСР после кафедр в ЛГУ и МГУ, в 19911994 гг. она называлась кафедрой этнографии и современной отечественной истории, в 1994-2013 гг. - кафедрой этнографии и музееведения, а с 2013 г. имеет современное название). Вскоре, будучи кандидатом исторических наук, он стал работать на кафедре в должности доцента, а в 1998 г. ему официально было присвоено учёное звание доцента.
В апреле 1991 г. был открыт Омский филиал Объединённого института истории, филологии и философии (ОФ ОИИФФ) СО АН СССР (затем РАН), который в 2006 г. стал Омским филиалом Института археологии и этнографии СО РАН, а с 2018 г. -ОЛАЭМ ИАЭТ СО РАН. В октябре 1991 г. А. Г. Селезнёв был принят на основное место работы в Омский филиал ОИИФФ в качестве старшего научного сотрудника. Несколько лет он был заместителем директора этого филиала и внёс немалый вклад в организацию научных исследований этого учреждения, в проведение научных форумов, развёртывание издательской работы филиала. С 1998 г. был заведующим сектором этнографии филиала, с 2018 г. - руководителем группы этнографов ОЛАЭМ ИАЭТ СО РАН.
Своими учителями в науке А. Г. Селезнёв называет Р. Ф. Итса, А. В. Гадло, В. А. Козь-мина и Д. Г. Савинова. Но он и сам имеет много учеников, а трое из них защитили под его научным руководством кандидатские диссертации - это О. Н. Артемьева (2005 г.), Е. А. Бельгибаев (2011 г.) и А. А. Ярзуткина (2004 г.). И, кроме того, он был научным консультантом по подготовке и защите кандидатской диссертации С. Н. Корусенко (1996 г.).
А. Г. Селезнёв начиная с 1992 г. участвовал в научном редактировании более полутора десятка сборников научных трудов и отдельных монографий. Так, он был ответственным редактором монографий Ф. Т.-А. Ва-леева и Н. А. Томилова «Татары Западной Сибири» (1996 г.), А. А. Ярзуткиной «Ритуа-
лы достатка» о хозяйственных культах сибирских татар (2012 г.), сборников «Этническая история и культура тюркских народов Евразии» (2011 г.), «Материальная культура народов России» (1995 г.), «Россия и Восток: проблемы взаимодействия» (1997 г.), «История и культура Сибири» (2001 г.) и др.
Активно участвовал А. Г. Селезнёв в подготовке и проведении научных форумов. Впервые он был привлечён к организации III Всероссийской научной конференции «Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий» (Омск, 1992 г.) в качестве заместителя председателя оргкомитета. Он был также учёным секретарем оргкомитета III Всероссийского научного семинара «Интеграция археологических и этнографических исследований» (Омск,
1995 г.), IV Международной научной конференции «Россия и Восток» (Омск, 1997 г.), заместителем председателя оргкомитета Международного научного конгресса «Этническая история и культура тюркских народов Евразии» (Омск, 2011 г.), международных конференций «Исламская цивилизация в преддверии XXI века» (Омск, 1994 г.), «Творчество в археологическом и этнографическом измерении» (Омск, 2013 г.), международного семинара «Интеграция археологических и этнографических исследований» (Санкт-Петербург, 1998 г.; Москва, 1999 г.; Владивосток, 2000 г.), всероссийского семинара под таким же названием (Новосибирск,
1996 г.), всероссийских конференций «Региональные проблемы межнациональных отношений» (Омск, 1993 г.), «Художественное моделирование и народные традиции» (Омск, 1995 г.), V конгресса этнографов и антропологов России (Омск, 2003 г.), председателем оргкомитета IV Международной научной конференции «Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий» (Омск, 1998 г.) и IX Международного научного семинара «Интеграция археологических и этнографических исследований» (Нальчик, 2001 г.).
Свободное владение английским языком позволяет Александру Геннадьевичу принимать активное участие в зарубежных научных форумах. В разные годы он выступал с докладами в Будапеште (Венгрия), Кракове (Польша), Лейдене (Нидерланды), Мэдисоне
(США), Стамбуле (Турция), Тарту (Эстония), а также читал курсы лекций в университетах Казахстана, Киргизии, Мексики, США. А в ОмГУ он вёл и ведёт занятия со студентами специалитета, а затем уже бакалавриата и магистратуры у историков, антропологов и этнологов по дисциплинам «Актуальные проблемы исторических исследований в культурологии», «История изучения истории культуры народов Сибири», «Историческая этнография и культурология народов Сибири», «История этнографического изучения народов Сибири в России (XII - 20-30-е годы ХХ века)», «Антропология религии», «Биологическая антропология», «Этногенез народов мира» и др.
В общественной деятельности А. Г. Селезнёва многие годы занимало активное участие в работе учёного совета сначала в ОФ ОИИФФ СО РАН, затем в ОФ ИАЭТ СО РАН. Он является членом Общественного совета Главного управления внутренних дел Омска. Принимает участие в подготовке экспертных заключений по национальным и религиозным вопросам по заказу органов власти. Научно-просветительская работа также входит в круг деятельности А. Г. Селезнёва. Он публиковал свои статьи в газетах «Наука в Сибири», «Омский университет», «Вестник культуры», принимал участие в теле- и радиопередачах.
За участие в научной, образовательной и общественной деятельности А. Г. Селезнёв награждён медалью «Ветеран Сибирского отделения РАН», почётными грамотами Президиума Сибирского отделения РАН, Президиума Омского научного центра СО РАН, ИАЭТ СО РАН, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и др.
А. Г. Селезнёву присуща широта научных интересов, основа которых была заложена ещё в студенческие годы. Александр Геннадьевич - высокопрофессиональный этнограф-полевик, который с 1983 г. не пропустил ни одного полевого сезона. Материалы этнографических экспедиций послужили фундаментом теоретических разработок в области изучения этногенеза тюркоязычно-го населения Сибири, сибирского ислама, культурологии традиционных сообществ и соотношения традиционной и этнической культуры, сакральных пространств и эколо-
гического движения современного общества. Первоначальный интерес к проблемам происхождения барабинских татар - одного из сообществ сибирских татар - способствовал формированию разнообразных научных векторов, так как проблемы этногенеза находятся на стыке разных наук - археологии, физической антропологии, лингвистики, фольклористики и, конечно, этнографии. А. Г. Селезнёвым были творчески осмыслены все имеющиеся на начало 1990-х гг. научные результаты, собран значительный полевой материал, что способствовало подготовке серьёзного диссертационного исследования, а затем на его основе публикации монографии «Барабинские татары: истоки этноса и культуры». Как-то в разговоре в 2010-х гг. он сказал, что сейчас ему эта монография кажется примитивной, он как бы стеснялся её. Хотелось бы опровергнуть такую его оценку своего труда. Конечно, работа была выполнена в рамках советской отечественной этнографии, в которой превалировала теория этноса, и, соответственно, с методологических позиций эпохи постмодернизма она может показаться таковой. В то же время уже в первом монографическом издании А. Г. Селезнёв показал себя многогранным исследователем, не совсем вписывающимся в концептуальные положения теории этноса. В настоящее время данный научный труд является классикой, без которого невозможно дальнейшее изучение сибирских татар.
Изучение культуры сибирских татар привело А. Г. Селезнёва к очень интересной и актуальной в постсоветской России теме: региональный вариант ислама. Начав с изучения доисламских верований в культуре сибирских татар, Александр Геннадьевич на огромном полевом материале ставит проблему языческо-мусульманского синкретизма. Им теоретически обосновано существование самого северного регионального варианта ислама, включающего также и культ святых, и концепт «астана». Работы в этом направлении были отмечены не только отечественными, но и зарубежными исследователями, опубликовавшими рецензии на монографию по этой теме1. Данная тема не отпускает исследователя на протяжении всей его научной деятельности, одной из последних стала очень основательная историографическая
публикация по проблеме ислама в Сибири в журнале «Этнография», издающимся одним из ведущих этнографических центров -Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.
Полевые этнографические исследования в области изучения материальной культуры и хозяйства народов Юго-Западной Сибири привели А. Г. Селезнёва к постановке целого комплекса проблем: соотношение традиционной и этнической культуры и их функционирование в современном мире; выделение южносибирского лесного культурного комплекса в исторической ретроспективе; изучение локальных культурных комплексов. Их решение было основано на значительном количестве полевых материалов, методика сбора которых постоянно совершенствовалась. Доскональное изучение локальных культурных и хозяйственных комплексов привело также к расширению источниковой базы, включавшей не только глубинные интервью, но и местные карты, схемы, планы, на которые наносились объекты хозяйственной деятельности жителей поселения с их местными названиями и ориентирами. В результате исследований А. Г. Селезнёв стал зачинателем новой научной субдисциплины - культурологии традиционных сообществ, разработав её теоретические основы.
В последние годы научные изыскания А. Г. Селезнёва больше относятся к области социокультурной антропологии, нежели классической этнографии, но также основаны исключительно на полевом материале. В центре изучения находятся проблемы современных религиозных и экологических движений. Источниковую базу составляют полевые материалы, собранные в ходе обследования нового сакрального центра, возникшего в д. Окунево (Муромцевский район Омской обл.), и идейно (религиозно)-ориен-тированных экопоселений, получивших распространение на территории Омской области. Теоретические разработки в этой области связаны с введением понятия хронотопа новых сакральных пространств. По мнению А. Г. Селезнёва, его основу зачастую составляют археологические объекты, подвергающиеся сакрализации и мифологизации. При этом новая оккультно-мистическая мифоло-
гия, связанная с археологическими памятниками, является лишь модернизацией весьма архаичных традиционных представлений и архетипов. Ежегодные полевые исследования современных экопоселений, анализ собранной информации позволил Александру Геннадьевичу сделать вывод о том, что идеология поселенцев чаще всего выступает в религиозной оболочке, обычно в форме того или иного нового религиозного движения. Данное научное направление является актуальным, а этнографический взгляд учёного позволяет совершенно по-иному изучить эти новые явления.
Научные изыскания А. Г. Селезнёва не ограничиваются выделенными темами. Известны его работы в области этноархеоло-гии, развитие методики этноархеологиче-ского изучения погребального обряда, жилищных комплексов и поселений. Научные труды А. Г. Селезнёва отличает особый стиль изложения, что видно даже из названия работ (например, «Лестница в небо», «Этюд о сибирском исламе», «Копьё и гребень» и др.). Это действительно законченные этнографические этюды, построенные на значительном количестве источников и представляющие глубокие научные разработки (см. Приложение 1).
Неизменным спутником в экспедициях, соавтором многих научных трудов и едино-
мышленником в научном творчестве на протяжении многих лет является жена юбиляра Ирина Александровна Селезнёва - высокопрофессиональный этнограф-полевик, организатор не только их совместных научных исследований, но и научных работ целого коллектива, так как она является директором Сибирского филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва. Совместно они проводили этнографические экспедиции во многих регионах Западной и Восточной Сибири. Мы желаем Александру Геннадьевичу новых научных устремлений на благо развития отечественной науки!
В качестве Приложения 2 публикуются фотографии.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См.: Gammer M. Sibirskii Islam: regional'nyi variant religioznogo sinkretizma [Siberian. Islam: A Local Brand of Religious Syncretism]. A. G. Seleznëv and I. A. Seleznëva // Central Asian Survey. -2006. - March. - Vol. 25, Iss. 1 & 2. - P. 205-216. -URL: http://www.informaworld.com/smpp/title~db= all~content=t713409859~tab=issueslist~branches= 25-v2525; Dudoignon S. A. G. Seleznev, I. A. Selez-neva, Sibirskii islam: regional'nyi variant re-gional'nogo sinkretizma. Novosibirsk : Izdatel'stvo Instituta arkheologii i etnografii SO RAN, 2004. 71 p., 23 ill. // Central Eurasian Reader. - 2008. -№ 1. - P. 370-371.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Краткий список публикаций А. Г. Селезнёва
Барабинские татары: истоки этноса и культуры. - Новосибирск: Наука, 1994. - 176 с.
Le syncretisme islam-paganisme chez les peuples turks de Siberie occidentale // En islam Siberian / Ed. Stephane A. Dudognion. - Paris: Edition de l'EHESS, 2000. - P. 341-356. - (Cahiers du monde russe, 41/2-3).
Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. - 72 с. (В соавт. с И. А. Селезнёвой).
Традиционная культура: к характеристике объектной сферы исследования // Перекрёсток культур: Междисциплинарные исследования в области гуманитарных наук. - М., 2004. -С.287-302.
Мир таёжных культур юга Сибири (Традиционное хозяйство и сопутствующие компоненты жизнедеятельности). - Омск: Издат. дом. «Наука», 2006. - 260 с. (В соавт. с И. А. Селезнёвой, Е. А. Бельгибаевым).
Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. - М.: Марджани, 2009. -216, 48 с. (В соавт. с И. А. Селезнёвой, И. В. Беличем).
Notes on Central-Asian and Sufi Sources of Cult of Saints in Siberian Islam // Proceedings of the Ninth Conference of the European Society for Central Asian Studies / Ed. by Tomasz Gacek and Jad-
wiga Pstrusinska. - Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2009. - P. 373-382. (В соавт. с И. А. Селезнёвой).
Исламские сакральные комплексы астана в Сибири: социальные и символические функции // Религиозная жизнь народов Центральной Евразии. - М.: ИЭА РАН, 2012. - С. 216-229. (В соавт. с И. А. Селезнёвой).
Новые сакральные пространства, изобретение истории и глобальная информационная среда: деревня Окунево в Западной Сибири // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2016. - № 3 (11). - С. 76-86. (В соавт. с И. А. Селезнёвой).
Ислам в Сибири: некоторые направления антропологического изучения // Этнография. -2018. - № 2. - С. 160-187.
Конный лыжник бронзового века: ещё раз о культурно-исторической интерпретации композиции навершия ростовкинского ножа (к 90-летию В. И. Матющенко) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2019. - № 1 (44). - С. 5-14.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис. 1. На конференции в г. Лейден, Нидерланды, 1998 г.
Рис. 2. В экспедиции с И. А. Селезнёвой в Республике Тыва, 2001 г.
Рис. 3. По следам «Брата-2». Во время стажировки в США, г. Чикаго, 2002 г.
Рис. 4. Мексика, в древнем городе Теотиуакан, в перерыве между чтением лекций в Автономном Университете штата Мехико, 2016 г.
Информация о статье
Дата поступления 25 января 2021 г.
Article info
Received
January 25, 2021
Дата принятия в печать 15 февраля 2021 г.
Accepted
February 15, 2021
Сведения об авторах
Корусенко Светлана Николаевна - кандидат исторических наук, доцент, заведующий Омской лабораторией археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, заведующий кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Маркса, 15/1; 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: tomil65@rambler.ru
About the authors
Svetlana N. Korusenko - PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Omsk Laboratory of Archaeology, Ethnography and Museology of the Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Ethnology, Anthropology, Archaeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 15/1, Marksa pr., Omsk, 644024, Russia;
55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: tomil65@rambler.ru
Томилов Николай Аркадьевич - доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, профессор кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Nikolay A. Tomilov - Doctor of Historical Sciences, Professor, Leading Researcher of the Omsk Laboratory of Archaeology, Ethnography and Museology of the Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Professor of the Department of Ethnology, Anthropology, Archaeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Маркса, 15/1; 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: n.a.tomilov@gmail.com
Для цитирования
Корусенко С. Н., Томилов Н. А. От этнологии до культурологии (к 55-летию Александра Геннадьевича Селезнёва) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 1 (29). С. 145-153. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(1).145-153.
Postal address: 15/1, Marksa pr., Omsk, 644024, Russia;
55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: n.a.tomilov@gmail.com
For citations
Korusenko S.N., Tomilov N.A. From the Ethnology to the Cultural Studies (to the 55th birthday of Alexander G. Seleznev). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2021, vol. 8, no. 1 (29), pp. 145-153. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(1). 145-153 (in Russian).