Научная статья на тему 'Современный период Омской этнографии: к 45-летию омского этнографического научного центра'

Современный период Омской этнографии: к 45-летию омского этнографического научного центра Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ТЕОРИИ ЭТНОГРАФИИ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / ЭТНОАРХЕОЛОГИЯ / ETHNOGRAPHIC CENTER / THEORIES OF ETHNOGRAPHY / HISTORIOGRAPHY / ETHNIC HISTORY / FOLK CULTURE / MUSEOLOGY / ETHNOARCHEOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Томилов Н.А.

Приводятся данные об основных направлениях научных исследований омских этнографов. Омская этнографическая наука ведёт своё начало с середины XIX в. и в своей истории имеет несколько периодов. Современный период связан с открытием в 1974 г. Омского государственного университета (ОмГУ) и формированием в нем исследовательской группы этнографов. В течение прошедших 45 лет в Омске были созданы третья в России кафедра этнографии (в ОмГУ) и два научных учреждения, которые осуществляют (вместе с учёными других вузов, а также музеев) этнографическое изучение народов Северной и Центральной Азии. В результате в Омске сложилась этнографическая научная школа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Period of the Omsk Ethnography: on the 45th Anniversary of the Omsk Ethnographic Scientific Center

Omsk ethnographic science dates back to the middle of the 19th century. and has several periods in its history. The modern period is associated with the discovery in 1974 of Omsk State University and the formation of an ethnographers research group in it. Over the past 45 years, the third department of ethnography in Russia (at Omsk State University) and two scientific institutions that, together with scientists from other universities, as well as museums, have established ethnographic studies of the peoples of Northern and Central Asia in Omsk. As a result, an ethnographic scientific school has been established in Omsk. The article presents data on the main directions of scientific research of Omsk ethnographers.

Текст научной работы на тему «Современный период Омской этнографии: к 45-летию омского этнографического научного центра»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 3 (23). С. 305-310. УДК 39; 009

DOI 10.25513/2312-1300.2019.3.305-310

Н. А. Томилов

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД ОМСКОЙ ЭТНОГРАФИИ: К 45-ЛЕТИЮ ОМСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА

Приводятся данные об основных направлениях научных исследований омских этнографов. Омская этнографическая наука ведёт своё начало с середины XIX в. и в своей истории имеет несколько периодов. Современный период связан с открытием в 1974 г. Омского государственного университета (ОмГУ) и формированием в нем исследовательской группы этнографов. В течение прошедших 45 лет в Омске были созданы третья в России кафедра этнографии (в ОмГУ) и два научных учреждения, которые осуществляют (вместе с учёными других вузов, а также музеев) этнографическое изучение народов Северной и Центральной Азии. В результате в Омске сложилась этнографическая научная школа.

Ключевые слова: этнографический центр; теории этнографии; историография; этническая история; народная культура; музееведение; этноархеология.

N. A. Tomilov

MODERN PERIOD OF THE OMSK ETHNOGRAPHY: ON THE 45th ANNIVERSARY OF THE OMSK ETHNOGRAPHIC SCIENTIFIC CENTER

Omsk ethnographic science dates back to the middle of the 19th century. and has several periods in its history. The modern period is associated with the discovery in 1974 of Omsk State University and the formation of an ethnographers research group in it. Over the past 45 years, the third department of ethnography in Russia (at Omsk State University) and two scientific institutions that, together with scientists from other universities, as well as museums, have established ethnographic studies of the peoples of Northern and Central Asia in Omsk. As a result, an ethnographic scientific school has been established in Omsk. The article presents data on the main directions of scientific research of Omsk ethnographers.

Keywords: ethnographic center; theories of ethnography; historiography; ethnic history; folk culture; museology; ethnoarcheology.

Начало этнографических исследований в Омске связано с первыми экспедиционными поездками будущих выдающихся учёных Ч. Ч. Валиханова и Г. Н. Потанина [1, с. 5-8]. В 2019 г. исполняется 165 лет омской этнографии, которая в своей истории имеет несколько периодов [2, с. 20-25]. Современный период связан с открытием в 1974 г. Омского государственного университета (ОмГУ), в котором сразу же развернулись этнографи-

© Томилов Н. А., 2019

ческие работы - в этом же году были проведены сборы материалов по этнографии тар-ских татар, создан Музей археологии и этнографии ОмГУ, проводились работы по изучению этнической истории тюркоязычных народов Западной Сибири, начата подготовка к работе по изучению современных этнических процессов у народов Западной и Средней Сибири, заключён хоздоговор на проведение научной паспортизации и каталогизации

этнографических коллекций Омского областного краеведческого музея (с 1979 г. - это Омский государственный объединённый исторический и литературный музей, с 1992 г. -это Омский государственный историко-крае-ведческий музей [3]). Таким образом в Омске сразу же с середины 1970-х гг. стал формироваться этнографический научный центр, которому в 2019 г. исполнилось 45 лет.

Значимость изучения истории региональных этнографических научных центров и научных школ определяется, прежде всего, значительной социальной ролью этнографических знаний в мировоззренческой и практической сферах жизнедеятельности человечества и его общностей. В данной работе приводятся данные о потенциале омского этнографического научного центра, основных направлениях его научных исследований и, кратко, о вкладе в научно-организационную, образовательную и общественную сферы российского общества. Научный центр предполагает наличие профильных учреждений, высококвалифицированных кадров, разработанных теоретических концепций и существенный объём эмпирических исследований. Эти моменты в тезисном виде рассматриваются в данной статье.

Учреждения и кадры. Первые десять лет этнографические исследования в ОмГУ проводились кафедрой всеобщей истории, а в 1985 г. в ОмГУ была создана кафедра этнографического профиля - это была третья кафедра по этнографии в России (после таких кафедр в Московском и Ленинградском государственных университетах), которая сегодня называется кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии, и два последних направления в её названии также связаны с этнографией (этнологией) в виде проводившихся кафедрой исследований в этноархеологии и этнографическом музееведении. В апреле 1991 г. в Омске был создан Омский филиал Объединённого института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН, преобразованный в 2006 г. в Омский филиал Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН и в 2018 г. в Омскую лабораторию археологии, этнографии и музееведения ИАЭТ СО РАН. В феврале 1993 г. в Омске возник Сибирский филиал Российского института культурологии Мин-

культуры РФ и РАН, который в 2014 г. стал Сибирским филиалом Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва Минкультуры РФ. Помимо этих учреждений этнографические исследования осуществляют научные сотрудники Омского государственного историко-краеведческого музея и Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, а также некоторые преподаватели отдельных омских вузов, колледжей и общеобразовательных школ.

Сегодня в разных учреждениях Омска работают 45 этнографов. Кроме того, выходцы из омского этнографического центра трудятся в других городах России: Анадыре, Барнауле, Горно-Алтайске, Красноярске, Новосибирске, Магнитогорске, Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, - а также в Германии, Казахстане, Канаде. Об уровне квалификации омских этнографов говорят следующие данные: 8 выходцев из омского этнографического центра являются докторами наук, более 50 - кандидатами наук. В результате накопленного научного потенциала и многолетних научных исследований сложилась омская этнографическая научная школа [47]. Научными руководителями отдельных омичей по подготовке и защите кандидатских диссертаций были ведущие учёные России А. В. Гадло и Р. Ф. Итс (Санкт-Петербург), К. И. Козлова, Л. П. Лашук и 3. П. Соколова (Москва), В. И. Молодин (Новосибирск). И всё же подавляющее большинство кандидатских диссертаций были защищены под научным руководством омских учёных -Ш. К. Ахметовой, М. А. Жигуновой, М. А. Ко-русенко, С. Н. Корусенко, Г. М. Патрушевой, А. Г. Селезнёва, Т. Б. Смирновой и Н. А. То-милова.

Омский этнографический научный центр формировался в тесном взаимодействии с московским и ленинградским (санкт-петербургским) этнографическими центрами. Чтобы не допустить провинциализма научных работ, омские этнографы участвовали во всех значимых научных форумах в нашей стране, реже в зарубежных мероприятиях, проходили стажировки или обучение в Москве и Ленинграде. Так, Н. А. Томилов проходил годичную стажировку в Институте

этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР и четырёхмесячную стажировку на кафедре этнографии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, студенты ОмГУ В. В. Реммлер и А. Г. Селезнёв были направлены со второго курса на учёбу в Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова на кафедру этнографии и антропологии, студент А. В. Голов-нёв - в МГУ на кафедру этнографии, а Н. И. Новикова - в аспирантуру этого же вуза.

Ощутимую поддержку становлению и развитию Омского этнографического центра, а также исследовательским работам в этнографии, этноархеологии, музееведении и культурологии в разные годы оказали ленинградские учёные И. С. Вдовин, Р. Ф. Итс, Д. С. Лихачёв, москвичи С. А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, И. С. Гурвич, Л. П. Лашук, Г. Е. Марков, В. В. Пименов, К. Э. Разлогов, 3. П. Соколова, В. А. Тишков, В. А. Шни-рельман, новосибирские учёные А. П. Дере-вянко, В. И. Молодин, А. П. Окладников, омские коллеги М. Е. Бударин, Н. Ф. Емельянов, Е. И. Лавров, В. А. Лихолобов, В. И. Матю-щенко, В. В. Пластинин, Б. С. Рагозин, а также руководители Омской области Н. Н. Брев-нова, Н. М. Генова, С. И. Манякин, Л. К. Полежаев, М. А. Руденок и др. [8].

Некоторые вышедшие из омского этнографического круга и работающие в учреждениях других городов исследователи сегодня являются известными на мировом уровне учёными - это член-корреспондент РАН А. В. Головнёв (работает директором Научно-исследовательского института «Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого» РАН (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге), доктора исторических наук 3. Е. Кабуль-динов (директор Института истории и этнологии в Алмате), Д. Г. Коровушкин (профессор Сибирского университета потребительской кооперации в Новосибирске, многие годы работал в Институте археологии и этнографии СО РАН), В. П. Кривоногов (профессор гуманитарного института Сибирского федерального университета в Красноярске), Н. И. Новикова (главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН в Москве).

Среди омских этнографов и сегодня немало тех, кто достаточно широко известен

в научном мире России и ряда зарубежных стран прежде всего своими монографическими исследованиями - это доктора исторических наук И. В. Лоткин, Т. Б. Смирнова, Н. А. Томилов, кандидаты исторических наук Ш. К. Ахметова, М. Л. Бережнова, Ф. М. Буреева, М. А. Жигунова, Т. Н. Золо-това, М. А. Корусенко, С. Н. Корусенко, Г. М. Патрушева, А. Г. Селезнёв, И. А. Селезнёва, Е. Ю. Смирнова и др. Многие годы в Омском филиале Объединённого института истории, филологии и философии СО РАН работала кандидат исторических наук И. В. Захарова (1923-2014) - одна из родоначальников этнографической науки советского периода в Казахстане, занимавшаяся последние годы историографией изучения этнографии народов Азии и научной каталогизацией этнографических коллекций музеев Омска.

Теоретические исследования. Основные теоретико-методологические концепции и разработки (подробнее см.: [9]):

- определение научных дисциплин, их объекта и предмета, других основных дефиниций, характеристика их тематики - этнологии и её субдисциплин (этнической истории, этноархеологии, этноэкологии, этнической генеалогии, этнографического музееведения и др.), культурологии, музееведения, фольклористики;

- теория этнографо-археологических социокультурных комплексов;

- теория интегрированных хозяйственно-культурных комплексов;

- теоретическая разработка социальных функций историко-культурного наследия;

- выделение и характеристика сфер традиционно-бытовой культуры;

- теоретическое изучение диаспоры и диаспорных (в том числе этнических) групп;

- разработки методов этнографии и этноархеологии;

- концепция локальных (ареальных) культурных комплексов, культурных диалектов;

- разработка понятия «некросфера» и её структуры;

- характеристика религиозного синкретизма в «народной вере» мировых религий;

- теоретические разработки в орнамен-товедении, реалогии, костюмоведении и др.

Историографические исследования:

- историография этнографического си-биреведения;

- периодизация истории российской этнографии, этнографического сибиреведения, отдельных этнографических и музееведческих научных центров и научных школ;

- история изучения российскими учёными народной культуры городского населения Сибири;

- история археолого-этнографических и этноархеологических исследований в России;

- биографии и характеристики деятельности российских учёных [10].

Ощутимый вклад в исследования теоретического и историографического направлений этнографии и её субдисциплин внесли омские учёные Ш. К. Ахметова, В. Б. Богомолов, М. А. Жигунова, А. В. Жук, И. В. Захарова, Т. Н. Золотова, Д. Г. Коровушкин, М. А. Корусенко, С. Н. Корусенко, А. В. Матвеев, И. И. Назаров, А. Г. Селезнёв, И. А. Селезнёва, Т. Б. Смирнова, С. С. Тихонов, Н. А. Томилов.

Этнографические исследования народов Евразии. Общие сведения об этнографических работах омских исследователей не раз приводились в специальных работах (см., напр.: [2, с. 131-137; 4]. Их объём сразу подсчитать даже трудно - это сотни экспедиций к народам Сибири, Европейской части России, Северного Казахстана. Сотни и сотни монографий и сборников научных трудов, тысячи научных статей, издание научных серий «Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев» (с 1986 г.), «Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума» (с 1996 г.), «Интеграция археологических и этнографических исследований» (с 1995 г.), «Культура народов России» (1995-2002 гг.), журнала «Культурологические исследования в Сибири» (1999-2015 гг.).

Этнографическими и отчасти антропологическими исследованиями омских учёных за прошедшие годы были охвачены народы и национальные группы Сибири, Европейской части России и Северного Казахстана - алтайцы, белорусы, евреи, казахи, латыши, манси, немцы, ненцы, русские, селькупы, татары (астраханские, казанские, мишари, сибирские), телеуты бачатские, тофолары,

тувинцы, украинцы, хакасы, чуваши, чулымские тюрки, шорцы, эстонцы.

В 2018 г. из печати вышла книга «Народы Омской области» [11]. В неё вошли очерки о более 40 проживающих в этом регионе народов и национальных групп, написанные омскими исследователями на основе материалов полевых исследований и письменных источников. В отдельный раздел вошли описания наиболее многочисленных в Омской области народов: русских, казахов, украинцев, немцев, татар, - а также достаточно давно поселившихся здесь национальных групп: аварцев, башкир, белорусов, бурят, евреев, ингушей, коми, коми-пермяков, латышей, лезгин, литовцев, марийцев, мордвы, осетин, поляков, тувинцев, удмуртов, финнов, цыган, чеченцев, чувашей, эстонцев, якутов. Ещё один раздел охватил очерки о новых диас-порных группах региона, - это азербайджанцы, армяне, болгары, вьетнамцы, грузины, езиды, киргизы, китайцы, корейцы, курды, молдаване, турки, туркмены, узбеки и чехи.

И если добавить сюда народы, предметы хозяйства и культуры, хранящиеся в музее, которые получили полное научное описание (с иллюстрациями и схемами конструкций), то это ещё кеты, уйгуры, эвенки, а также народы зарубежной Азии - индийцы, пуштуны (афганцы), таи, хуэй, японцы. Таким образом, этнографические исследования омских учёных охватили десятки народов и национальных групп Евразии.

Основные направления исследований омских этнографов - это этническая история (включая этногенез и современные этнические процессы), традиционно-бытовая культура и её сферы (природно-средовая, материальная, соционормативная, духовная, а также культура жизнеобеспечения), социальные структуры, общности и отношения, этническая антропология (изучение дерматоглифики и одонтологии тюркского населения Западной Сибири и Поволжья), историческая и этническая генеалогия, историческая этнография, этнодемография, этнопедагогика (этнография детства), этноархеология, этносо-циология, этноэкология. Кроме того, известны работы омских этнографов в других науках - истории России, историографии, культурологии, музееведении, регионоведении, фольклористике.

Результаты научных исследований используются в образовательной сфере - это преподавание учебных курсов в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского и других вузах, в том числе в других городах. Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ осуществляет руководство бакалаврскими, магистерскими и аспирантскими программами по направлениям антропологии и этнологии, музеологии, истории и археологии. Практическое применение полученных знаний выразилось в разработке документов по регулированию национальных процессов, решению национально-культурных проблем для органов власти Омской, Новосибирской и Кемеровской областей, в организации и проведении научно-практических конференций, семинаров и круглых столов по национальной и конфессиональной тематике, в чтении лекций для населения по этой же и краеведческой тематике, в публикации сотен статей - научно-популярных и публицистических в российских газетах и журналах, в многочисленных телепередачах центрального и регионального уровней. Практические дела омских этнографов ярко проявились в создании музеев - Музея археологии и этнографии ОмГУ, Музея истории ОмГУ и Музея народов Сибири Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения ИАЭТ СО РАН. Значительный вклад внесли омские этнографы в научную паспортизацию и научную каталогизацию (с изданием серии каталогов) этнографических коллекций ведущих музеев Новосибирска, Омска, Томска и Тюмени.

Повышению авторитета омского этнографического научного центра способствуют сотни проведённых международных, российских и региональных научных форумов [2, с. 238-374]. Наиболее значимыми из них были всесоюзные научные конференции «Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий» (1979 г.), «Социально-культурные процессы в советской Сибири» (1985 г.), «Этнографическая наука и пропаганда этнографических знаний» (1987 г.), «Национальные и социально-культурные процессы в СССР» (1990 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Региональные проблемы

межнациональных отношений в России» (1993 г.), Международная научная конференция «Исламская цивилизация в преддверии XXI века (к 600-летию ислама в Сибири)» (1994 г.), IV Международная научная конференция «Россия и Восток: проблемы взаимодействия» (1997 г.), V Конгресс этнографов и антропологов России (2003 г.), Всероссийский научный конгресс «История и культура городов России: от традиции к модернизации», посвящённый 290-летию Омска (2006 г.), Международная научная конференция «Творчество в археологическом и этнографическом измерении» (2013 г.), Международная научно-практическая конференция «Казахи в евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы» (2014 г.), всероссийские научно-практические конференции «Музеи научных и учебных заведений: история, вклад в сферы знания и образования» (2015 г.), «Культура и взаимодействие народов в музейных, научных и образовательных процессах - важнейшие факторы стабильного развития России» (2016 г.), ГУШ Российская археолого-этно-графическая конференция «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты» (2018 г.).

Проводятся и периодически повторяющиеся форумы, среди которых особо значим Международный научный симпозиум «Интеграция археологических и этнографических исследований» (с 1993 г. по настоящее время проведено 22 таких форума в России, Казахстане и Украине). Значительную роль в развитии научных исследований и научно-организационной сферы играли - сначала в статусе всероссийских, а позднее международных - научные конференции «Немцы Сибири: история и культура» (1993, 1996, 1999, 2002, 2006, 2010 гг.) и «Сибирская деревня: история, современное состояние и перспективы развития» (1996, 1998, 2000, 2002, 2004, 2006, 2008, 2010, 2012 гг.), всероссийские научные конференции «Катанаевские чтения» (1997, 1998, 1999, 2000, 2003, 2006, 2008 гг.), «Русский вопрос: история и современность» (1992,1994, 1996, 1999, 2005, 2007 гг.) и «Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий» (1984, 1992, 1998 гг.), Всероссийский научно-практический семинар «Проблемы куль-

туры городов России» (1995, 1996, 1997, 1999, 2003, 2008, 2010, 2012, 2014 гг.).

Сегодня появились факторы, затрудняющие проведение в полноценном объёме этнографических исследований - сокращение штатов, аспирантуры, достаточного финансирования на экспедиции, издательские расходы, оборудование и др. И всё же Омский этнографический научный центр продолжает свою созидательную деятельность во всех вышеназванных направлениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захарова И. В., Томилов Н. А. Этнографическая наука в Омске: истоки, история и современное состояние // Народы Сибири и сопредельных территорий : межведомств. сб. науч. ст. -Томск : Изд-во Том. ун-та, 1995. - С. 5-36.

2. Захарова И. В., Томилов Н. А. Этнографические научные центры Западной Сибири середины XIX - начала XXI века. Омский этнографический центр / отв. ред. В. П. Корзун, В. И. Матющенко. - Омск : Издат. дом «Наука», 2007. - 400 с.

3. Назарцева Т. М. Омский историко-краеведче-ский музей // Российская музейная энциклопедия : в 2 т. - М. : Прогресс : РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - Т. 2. - С. 49.

4. Жигунова М. А. Омская этнографическая научная школа // Культурологические исследования в Сибири. - 2014. - № 1. - С. 34-44.

Информация о статье

Дата поступления 30 июня 2019 г.

Дата принятия в печать 29 июля 2019 г.

Сведения об авторе

Томилов Николай Аркадьевич - д-р ист. наук, профессор, ведущий научный сотрудник Омской лаборатории археологии, этнографии иу-зееведения Института археологии и этнографии СО РАН, заведующий кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия,

Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: n.a.tomilov@gmail.com

Для цитирования

Томилов Н. А. Современный период омской этнографии: к 45-летию омского этнографического научного центра // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 3 (23). С. 305-310. DOI: 10.25513/23121300.2019.3.305-310.

5. Жигунова М. А. Николай Аркадьевич Томилов как основатель и руководитель Омской этнографической научной школы // Психолого-педагогические исследования в Сибири. - Омск : Изд-во Ом. пед. ун-та, 2016. - С. 198-200.

6. Корусенко С. Н., Смирнова Т. Б., Томилов Н. А. Омскому этнографическому научному центру 35 лет // Вестник Омского университета. - 2011. - № 1. - С. 266-269.

7. Томилов Н., Жигунова М. Омский научный этнографический центр: штрихи к портрету // Антропология академической жизни: междисциплинарные исследования. - М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2010. - Т. II. -С. 285-295.

8. Томилов Н. А. Ведущие учёные России в создании центров культурологии и этнографии в Омске // Университеты России и их вклад в образовательное и научное развитие регионов страны. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - С. 24-34.

9. Томилов Н. А. Омский научный этнографический центр и его теоретические исследования // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании : к 70-летию академика В. А. Тишкова. - М. : Наука, 2011. - С. 319-336.

10. Корзун В. П. Изменения институционального ландшафта исторической науки в 1990 -2000-е гг.: омский вариант // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2017. - № 4. - С. 294-301.

11. Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнёва, Т. Б. Смирнова. - Омск : Ом. кар-тогр. ф-ка, 2018. - 272 с.

Article info

Received June 30, 2019

Accepted July 29, 2019

About the author

Nikolay A. Tomilov - Doctor of Historical Sciences, Professor, Leading Researcher of the Omsk Laboratory of Archeology, Ethnography and Museology of the Institute of Archeology and Ethnography of the SB RAS, Head of the Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: n.a.tomilov@gmail.com For citations

Tomilov N.A. Modern Period of the Omsk Ethnography: On the 45th Anniversary of the Omsk Ethnographic Scientific Center. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 3 (23), pp. 305-310. DOI: 10.25513/23121300.2019.3.305-310 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.