Научная статья на тему 'От древности к реальности. Современная архитектура музея в контексте руин урартского города-крепости Тейшебаини'

От древности к реальности. Современная архитектура музея в контексте руин урартского города-крепости Тейшебаини Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная архитектура / памятник / Тейшебаини / руины / культура Урарту / контекст / modern architecture / monument / Teishebaini / ruins / Urartu culture / context

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.И. Елистратова

В публикации освещается тема взаимодействия современной архитектуры с древними памятниками культуры на примере исследования и разработки проектного решения для урартского города-крепости Тейшебаини.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From antiquity to reality. Modern architecture of the museum in the context of the ruins of the Urartian fortress city Teishebaini

The topic of interaction of modern architecture with ancient cultural monuments on the example of research and development of the design solution of the Urartian fortress of the city of Teishebaini.

Текст научной работы на тему «От древности к реальности. Современная архитектура музея в контексте руин урартского города-крепости Тейшебаини»

«Рынок» представляет собой отдельностоящие малые арены или иные событийные пространства, объединенные маршрутом или расположенные на пути следования.

Образно киберарена не имеет какого-то общего архитектурного решения. В каждом отдельном случае здание может подстраиваться под окружающую его застройку или же, наоборот, контрастировать с ней за счет формы, цвета, метроритмической композиции фасада.

На данный момент, объекты, построенные исключительно для киберспортивных арен, в качестве отдельных площадок встречаются не так часто, поскольку владельцы арен больше сосредоточены на возможностях модернизации уже существующих зданий. Например, некоторые крупные розничные магазины, которые закрылись из-за роста онлайн продаж, позиционирует себя как потенциальное место проведения киберспорта. В целом, гибкость трансформации арен между проведением концертов, публичных мероприятий, спортивных матчей, а теперь и киберспортивных турниров, является растущей тенденцией, которая полностью модернизует индустрию дизайна арен и стадионов.

В 2019-2021 годах из-за ситуации с глобальной пандемией СОУШ-19 популярность киберспорта резко возросла. На фоне приостановления многих спортивных соревнований и закрытия стадионов, киберспорт продолжает процветать и в карантин.

Таким образом, киберспорт является довольно устойчивой сферой в современных реалиях и способен стать основой новой полноценной архитектурной типологии.

Библиография:

1. Бахарев А. Киберпространство и кибервремя: реалии нашего мира / А. Бахарев. // Манн, Иванов и Фебер: [сайт издательства]. - Опубликовано 9 февраля 2018 г. - URL: https:// blog.mann-ivanov-ferber.ru/2018/02/09/kiberprostranstvo-i-kibervremya-realii-nashego-mira/ (дата обращения: 27.04.2021).

2. Глик, Д. Путешествия во времени. История / Д. Глик. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 288 с.

3. Информатизация общества и устойчивое развитие / Н.П. Ва-щекин, Е.Н. Пасхин, А.Д. Урсул. - Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та коммерции, 2000. - 268 с.

4. Касьянов В.В. Социология интернета: учебник для академического бакалавриата / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. -Москва: Юрайт, 2017. - 424 с.

5. Кулиш, Д.М. Архитектура медиа-центров: специальность 18.00.02: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Кулиш Дмитрий Всеволодович; Московский архитектурный институт. - Москва, 2006. - 121 с.: ил.

6. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Фрэнк Уэбстер; пер. с англ. М.В. Арапова и Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. - Москва: Аспект Пресс, 2004. - 398 с. - ISBN 5-7567-0342-х.

7. Culture in the Cyber-Age: report / Ed. by M. le Sourd [et al.] // The Asia-Europe Forum Materials, Kyongju, SouthKorea, October 23-25.- Singapore: Asia-Europe Foundation, 2001.

8. E-sport Stadium // Avoid Obvious Architects: [official website]. -URL: https://aoarchitect.us/category/projects/ (date of access: 27.04.2021).

9. Populous Designs the Gaming House of the Future // Populous: [official website]. - URL: https://populous.com/populous-designs-the-gaming-house-of-the-future (date of access: 27.04.2021).

10. Sitarski, Р. Rozmowa z cyfrowym cieniem model komunikacyjny rzeczywisto-ciwirtualnej / P. Sitarski. - Krakow: RABID, 2002.

11. Tran, С. How to Design an Esports Arena / Claire Tran // Next-gov: [website]. - Опубликовано 8 апреля 2019 г. - URL: https:// www.nextgov.com/emerging-tech/2019/04/how-design-esports-arena/156153/ (date of access: 27.04.2021).

12. Warden, J.A. The Enemy as a System / J.A. Warden // Airpower Journal. - 1995. - Vol. 9(№ 1). - Pp. 40-55.

А.И. Елистратова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0058

A.I. Elistratova

От древности к реальности. Современная архитектура музея в контексте руин урартского города-крепости Тейшебаини

From antiquity to reality. Modern architecture of the museum in the context of the ruins of the Urartian fortress city Teishebaini

Ключевые слова: современная архитектура, памятник, Тейшебаини, руины, культура Урарту, контекст. Keywords: modern architecture, monument, Teishebaini, ruins, Urartu culture, context.

Аннотация: В публикации освещается тема взаимодействия современной архитектуры с древними памятниками культуры на примере исследования и разработки проектного решения для урартского города-крепости Тейшебаини.

Abstract: The topic of interaction of modern architecture with ancient cultural monuments on the example of research and development of the design solution of the Urartian fortress of the city of Teishebaini.

Руины и древние памятники несут информацию об аспектах быта и жизни ушедших культур, являются источником накопленных веками знаний, представляют национальное и мировое наследие, влияющее на современность.

В XXI веке объекты культуры способны вступать в симбиоз с современной средой, формировать новые контексты. Условия и технологии на сегодняшний день позволяют обеспечить памятникам надлежащую защиту, грамотно реставрировать руины, реконструировать

и дополнять, использовать как основу для зданий музеев или культурных центров с гибридными функциями. Ярким примером концепции объединения древнего памятника и современной архитектуры служит Новый музей Акрополя в Афинах (2009 год). Главным конструктивным принципом в устройстве здания музея выступает расположение колонн-свай нижнего этажа строения непосредственно над археологическими раскопками, что одновременно обеспечивает руинам Акрополя защиту от разрушения, доступность вниманию посетителей и удовлетворяет условиям, необходимым для дальнейших археологических исследований. Инсталляционные скульптуры от бюро «МАРТ» на римской вилле в Австрии (2008 год) представляют пример нестандартного подхода к экспонированию артефактов и выражают принципиальный взгляд на создание нового образа среды в контексте древнего объекта. Культурный центр-рынок Эль Борн в Барселоне (2013 год) стал образцом музея археологических раскопок с воссозданной исторической функцией торговой зоны.

Анализ вариаций архитектурно-дизайнерских решений по возрождению и включению памятников в современную среду повлиял на определение вектора развития для объекта проектирования. Объект - город-крепость Тейшебаини, расположенный в западной части Еревана на Кармир-Блур (арм. «красный холм»), принадлежит цивилизации Урарту и датируется У11-У1 вв. до н. э. Ландшафт местности обособляет памятник от городской структуры, представленной малоэтажной жилой застройкой и армянским кладбищем. С севера и северо-запада объект окружен ущельем реки Раздан. На противоположном берегу находится музей памяти Карабахской войны. На юго-западной границе холма запроектирована автомагистраль Эребуни-Ереван. Территория Тейшебаини имеет потенциал стать в будущем центром притяжения городского населения.

Исследования культуры Урарту относятся к началу XIX века. Первые археологические раскопки происходили в окрестностях озера Ван, расположенного на Армянском нагорье в восточной части современной Турции. В результате раскопок были обнаружены следы существования урартской цивилизации - древняя столица-крепость Тушпа. Значительными стали исследования на территории Еревана, являющейся северо-восточной границей государства Урарту. В Ереване были обнаружены три значимых объекта, принадлежащие урартской культуре: крепость Эребуни, с основания которой ведется летопись города, поселение Шенгавит и город-крепость Тейшебаини. Аналогов обнаруженным памятникам в мире нет. Первые археологические экспедиции на территории Еревана начались с Кармир-Блур. В 1936 году геологом А.П. Демёхиным, изучавшим базальты реки Раздан, был найден обломок клинописной таблички с упоминанием имени последнего урартского царя Русы II. В 1939 году после находки Демёхина была организована первая Кармирблурская археологическая экспедиция, руководителем которой стал советский археолог-востоковед, в 1964-1990 гг. директор Эрмитажа в Петербурге, профессор Б.Б. Пиотровский. В результате первых раскопок был обнаружен древний город-крепость Тейшебаини и большое количество находок, принадлежащих Урартской культуре. Пиотровским была написана книга «Ванское царство», переведенная на несколько языков, на долгие годы ставшая наиболее полным источником сведений об Урарту. В 40-е годы XX века археологами было проведено функциональное зонирование крепости, составлено подробное описание устройства городской структуры, уклада жизни в Тей-шебаини и причин упадка цивилизации.

Древний хозяйственно-административный центр Тейшебаини был построен в период заката Урарту для укрепления позиций в Закавказье, продвижения куль-

Рис. 1. Реконструкция Тейшебаини. Автор: Елистратова А.

та урартских богов и стал, вероятно, последним оплотом цивилизации. Название получил в честь урартского бога войны Тейшебы и во времена расцвета представлял собой мощный комплекс, включающий крепость, занимающую свыше 4 га территории, городской квартал и виноградники. Комплекс был обнесен стеной с массивными башнями, выстроенными по периметру. Внутри цитадели города располагался обширный внутренний двор и около 200 помещений, включая колонный зал для приемов, покои наместника урартского царя, хранилище клинописных таблиц и указов. Помещения крепости строились часто узкими и протяженными в плане, высотой в один-два этажа. Основная часть пространств перекрывалась короткими деревянными балками, некоторые помещения оставались сплошными. Отверстия для естественного освещения предусматривались в потолках и верхних частях стен, сложенных из кирпича-сырца. В цитадели располагались ремесленные мастерские, в частности, ткацкая и мастерская по обработке кости, мастерские по изготовлению кунжутного масла, пивоварня, винодельная, около 120 кладовых помещений различного назначения: зернохранилища, кладовые для хранения мяса и молочных продуктов (главным образом сыра), оружейная, хранилища гончарных изделий. Отдельные кладовые были сооружены для хранения свезенных в Тейшебаини трофеев, украшений и ценностей из Ассирии, Малой Азии, Древнего Египта, утерянных урартских городов. Большая площадь была выделена под кладовые для хранения вина. В Тейшебаини находилось более 500 карасов (глиняных кувшинов) ёмкостью от 250 до 1250 литров каждый. Для снабжения Тейшебаини водой был сооружен оросительный канал Умешини и скрытый водовод, состоящий из круглых больших каменных труб. Канал сохранился до сих пор и был переименован в Эчмиадзинский канал. В 1961-1962 гг. в южной части крепости были обнаружены развалины цоколя урартского храма. Линия фасада цитадели разбивалась контрфорсами. Толщина стен в основании достигала 3,5 м. Фундамент возводился из крупных блоков базальта. Городские постройки, вероятнее всего, предназначались для семей воинов урартской армии, ремесленников и были сооружены местным населением, завоеванным Урарту. Жилища, сложенные из крупных блоков туфа по технологии, типичной для народов Закавказья, визуально отличались от крепости и практически не содержали хозяйственных помещений. В 1961 г. в городском квартале было исследовано большое здание площадью около 1800 кв. м, состоящее из четырех 11-комнатных квартир, однотипных в плане, что свидетельствует о своевременном компактном переселении урартских семей в Тейшебаини из других мест и урартских центров. Одной из главных отраслей хозяйства в древнем городе было виноделие, но на момент последнего внезапного штурма крепости скифами, бывшими союзниками Урарту, почти все винные кладовые, по свидетельству археологов, были пусты, что говорит об упадке Тейшебаини. После вражеского вторжения, произошедшего примерно в первой половине лета, ночью, жители поспешно покинули городской квартал

и укрылись в крепости, соорудив во внутреннем дворе временные жилища. В некоторых городских постройках были найдены скелеты не успевших спастись от нашествия, в одном из жилищ был обнаружен скелет женщины и грудного ребенка. Скифами при наступлении была разрушена система водоснабжения крепости, и вскоре после осады цитадель не выстояла. Жизнь в Тейшебаини больше не возобновлялась. Город был сожжен, а красноватая каменная крошка, смешавшись с почвой, дала название холму. Кое-где Кармир-Блур до сих пор имеет красноватый оттенок. «...Кармир-Блур представляет собой единственный урартский памятник, давший такое обилие материала, позволяющего всесторонне осветить культуру древнего государства Урарту» [3].

В настоящее время объект сохранился преимущественно в виде фундаментов. Обнаруженная в результате раскопок крепость с остатками оснований стен из кирпича-сырца была позднее засыпана, чтобы избежать быстротечного разрушения. Но полной консервации памятника достичь не удалось. Проведенные на Кармир-Блур археологические экспедиции дали не только богатый материал для изучения культуры Урарту. В ходе ряда раскопок под некоторыми урартскими городскими постройками были обнаружены фундаменты доурарт-ского поселения эпохи энеолита и ранней бронзы, датируемые XIII-VIII вв. до н. э. Благодаря археологической экспедиции 2000-х гг., южнее фундаментов городских построек было раскопано древнее захоронение.

Изучение проблематики, связанной с Тейшебаини, определило основные задачи для проектирования. Объект исследований находится в заброшенном состоянии и постепенно разрушается. Первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих защиту и полную консервацию памятника. Следующей важной задачей становится разработка проектного решения касательно автомагистрали Эребуни-Ереван, запроектированной в непосредственной близости от Тейшебаини, часть которой должна пройти по территории древнего захоронения. Существует необходимость в проектировании новых разномасштабных экспозиционных пространств, так как большинство находок (предметы быта, искусства, военные трофеи Урарту) хранятся в архивах музея крепости Эребуни (один из двух главных исторических музеев Еревана) и не экспонируются. Зал культуры Урарту в Эрмитаже и музей при армянском храме Преображения Господня в Москве не способны вместить объем найденных на Кармир-Блур артефактов. Последующие проектные задачи связаны с особенностями географического положения объекта, его доступностью на участке и социальным аспектом проектирования.

Памятник культуры расположен в административном районе Шенгавит, являющемся самым редконаселенным и засушливым районом города. Взаимодействие объекта с городской структурой минимально: границы участка проектирования определены естественными условиями. Проблематика социального аспекта связана с отсутствием крупных точек притяжения в районе и недостатком общественно-культурных и образовательных

пространств, сосредоточенных преимущественно в центре города.

На начальном этапе исследования участка проектирования потребовалось составить новый генеральный план территории с учетом фундаментов древнего объекта, ландшафтом местности и современным средовым контекстом. Была разработана ЭБ-модель ландшафта проектного участка, содержащая фундаменты древних построек с соблюдением реальных масштабов и высотностей объектов, включающая близлежащее окружение. В процессе сбора данных по объекту и анализа контекстов зародилась идея воссоздания быта и жизни древней цивилизации. «Перенесение акцента с индивидуального сооружения на среду, частью которой служит это сооружение, сказалось на подходе к решению различных реставрационных задач» [5]. Ключевым аналогом для проектирования была выбрана крепость Эребуни, находящаяся в юго-восточной части Еревана на холме Арин-Берд. Эребуни принадлежит урартской культуре VIII-VII вв. до н. э. и является прототипом архитектуры Тейшебаини.

Проект получил название «Этнографический музей Кармир-Блур в Ереване». Предложение по реконструкции древнего города-крепости включило проектирование здания музея-культурного центра, удовлетворяющего социальным потребностям населения района, реализацию зоны руин, воссоздание древних виноградников, организацию парка и набережной на участке. Выбор места проектирования будущего здания музея был обусловлен необходимостью предотвратить разрушение древней крепости. Функциональное зонирование плана крепости, проведенное археологами, позволило рассуждать о возможном привнесении отдельных функций Тейшебаини в новый комплекс. Данные археологи-

ческих экспедиций о доурартском слое обуславливают важность работы с местным ландшафтом и связь зоны руин с будущим зданием музея. Работа с ландшафтом, в свою очередь, может повлиять на организацию парка, устройство которого предусматривается текущим проектом по периметру участка проектирования. Организация парковой зоны должна усилить обособленность территории памятника от городской инфраструктуры и сможет поддержать благоприятный для посетителей климат на участке.

Памятник Тейшебаини, принадлежащий одной из древнейших мировых цивилизаций, может стать актуальной средой и наполненной новыми смыслами реальностью или рискует быть уничтоженным устройством современных жизненных процессов.

Библиография:

1. Пиотровский Б.Б. Ванское царство / Б.Б. Пиотровский. - Москва: Издательство восточной литературы, 1959. - 284 с.: ил.

2. Пиотровский Б.Б. Город бога Тейшебы / Б.Б. Пиотровский // Советская археология. - Москва, 1959. - №2. - С. 169-187.

3. Пиотровский Б.Б. Кармир-Блур / Б.Б. Пиотровский. - Ленинград: Аврора, 1970. - 145 с.: ил.

4. Томан И.Б. Из истории культа руин в Европе и России / И.Б. Томан // Актуальные вопросы изучения духовной культуры в контексте диалога цивилизаций: Россия - Запад - Восток. Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XV Кирилло-Мефодиевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. - Москва-Ярославль: Редмер, 2015.

5. Ускреев А.И. Обзор исторических подходов к реставрации и приспособлению руинированных объектов / А.И. Ускреев. - Текст: электронный // Бизнес и дизайн ревю. - 2020. - №2(18). - С. 12. - URL: https://obe.ru/journal/ vypusk-2020-g-2-18-iyun/uskreev-a-i-obzor-istoricheskih-podhodov-k-restavratsii-i-prisposobleniyu-ruinirovannyh-obektov/ (дата обращения: 07.04.2021).

Н.А. Каночкина DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0059

N.A. Kanochkina

Актуальные тенденции в строительстве современного планетария Actual trends in the construction of a modern planetarium

Ключевые слова: планетарий, тенденции, многофункциональность, комплекс, исторический опыт. Keywords: planetarium, trends, multifunctionality, complex, historical experience.

Аннотация: Данная статья посвящена развитию тенденций в проектировании такого культурно-зрелищного типа зданий, как планетарий. Отечественный и зарубежный исторический опыт показывает изменения в формировании архитектуры этого значимого для города архитектурного объекта. Функциональный набор этих учреждений со временем увеличивался, все чаще не ограничиваясь единственной функцией планетария. Планетарии стали включать научно-образовательные, исследовательские, культурно-развлекательные, музейно-выставочные, торгово-деловые, рекреационные и другие функции. Планетарии стали входить в состав комплексов с другой основной функцией. Менялась и архитектура объекта. Широкое развитие энергоэффективной архитектуры коснулось и планетариев. В результате планетарии стали привлекать более широкий спектр социальных и возрастных групп посетителей.

Abstract: This article is devoted to the development of trends in the design of such a cultural and entertainment type of buildings as a planetarium. Domestic and foreign historical experience shows changes in the formation of the architecture of this important architectural object for the city. The functional set of these institutions has increased over time, increasingly not limited to the sole function of the planetarium. Planetariums began to include scientific and educational, research, cultural and entertainment, museum and exhibition, trade and business, recreational and other functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.