Удк 336.5.02
от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности
к бюджетным кредитам федерального казначейства на пополнение средств на счетах региональных бюджетов
В. И. КЛИМЕНКО, кандидат экономических наук, доцент, руководитель Управления Федерального казначейства по Белгородской области E-mail: adm. yfk26@yandex. ru
В. М. ТИНИЦКИЙ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: kancel@bukep. ru
Е. Н. СЕМЕНЧЕНКО, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: katyasemechka@mail. ru Белгородский университет кооперации, экономики и права
В статье дан анализ практики и публикаций о выравнивающей финансовой помощи федерального бюджета региональным бюджетам, выявлена тенденция сокращения количества субъектов-реципиентов и обоснован переход от дотирования таких субъектов к предоставлению Федеральным казначейством России кредитов на пополнение средств на счетах субфедеральных бюджетов.
Ключевые слова: дотации, распределение дотаций, уровень бюджетной обеспеченности, уровень бюджетной необеспеченности, уровень бюджетной дотационности, рыночный механизм, межбюджетные отношения, бюджетный кредит.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что дотирование на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации сводится
к нецеленаправленному, безвозвратному и безвозмездному отвлечению средств из федерального бюджета. Распределение дотаций осуществляется по параметрам, далеким от основной базы их распределения - бюджетной необеспеченности (дотационности) субъектов Российской Федерации. В силу этого в практике бюджетного дотирования имеют место значительные «перекосы» в объемах распределяемых дотаций между регионами, иждивенческие настроения, отсутствует реальный финансовый контроль.
Мерой для избавления от упомянутых негативов, на взгляд авторов, является перевод на рыночные механизмы отношений по выравниванию бюджетной обеспеченности регионов в недалекой перспективе - кредитованию Федеральным казначейством (с 2017 г. - Бюджетным банком) бюджетной необеспеченности регионов.
30
финансы и кредит
В Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2012-2014 гг.» отмечено, что достижение экономического роста, проведение модернизации экономики, социальная поддержка граждан не могут быть обеспечены без участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которым должна быть обеспечена прочная финансовая основа.
В силу неравномерного размещения доходного потенциала бюджетов 69 из 80 субъектов РФ, включенных в расчет распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, или 86 % являются дотационными.
В методику по распределению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации [3] ежегодно вносятся значительные изменения, что свидетельствует о ее нестабильности.
Указанной методикой ежегодно определяются конкретные «уровни бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации». Следовательно, представляется возможным исчислить «уровни бюджетной необеспеченности субъектов Российской Федерации» и, как предусмотрено Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., «стабилизировать методику и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» [5].
Вариант стабилизации методики и распределения дотаций предложен в работе «О выравнивании бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» [9]. В этой работе утверждается, что распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности целесообразно осуществлять пропорционально «уровням бюджетной необеспеченности», который исчисляется для каждого субъекта Российской Федерации по формуле:
УБНО. = 1-УБО,
1 1
где УБНО - уровень бюджетной необеспеченности конкретного субъекта РФ (доля единицы); 1 - полная бюджетная обеспеченность, к которой стремится каждый субъект РФ; УБО . - расчетный уровень бюджетной обеспеченности конкретного субъекта РФ (доля единицы).
Расчетный уровень бюджетной обеспеченности исчисляется по формуле:
УБО. = УБО - 3 . ,
1 т. г инфл'
где УБОп г - расчетный уровень бюджетной обеспеченности первого года бюджетной «трехлетки»; 3инфл - индексы инфляции, предусмотренные федеральным законом о бюджетной «трехлетке». Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации осуществляется по формуле:
УуБН07 -100%
ДВРБ. = ФФПР - ^-1-,
УБНО
где ДВРБ - объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности региона-реципиента, руб.;
ФФПР - общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, руб.; ^УБНО - сумма уровней бюджетной необеспеченности регионов-реципиентов, ед. Результаты расчетов с использованием предложенных зависимостей и параметров на 2010 и 2013 гг. представлены в таблице.
За базовый принят уровень бюджетной обеспеченности на 2010 г., который на 2011 г. скорректирован на индекс инфляции на уровне 1,065 [2]. Уровень бюджетной необеспеченности - дотацион-ности субъектов был рассчитан для 64 субъектов-реципиентов (из 80) (этот уровень колебался от 0,011 по Калужской и Новгородской областям до 0,318 по Республике Тыва). К 12 субъектам-донорам 2010 г. в 2011 г. добавились Белгородская, Ярославская, Нижегородская и Оренбургская области.
Анализ показал, что в результате распределения дотаций [3] 38,1 % от общего объема в 2011 г. будет направлено 7 регионам, в том числе Республике Саха (Якутия) - 10 %, Республике Дагестан -7,8 %, Камчатскому краю - 7,4 %, Алтайскому краю -4,3 %, Чеченской Республике - 3,3 %, Республике Бурятия - 2,7 %, Приморскому краю - 2,6 %. В соответствии с предлагаемым авторами статьи вариантом расчета названные субъекты в общем объеме дотаций имеют 14,3 %.
В результате корректировки уровня бюджетной обеспеченности в 2012 г. на индекс инфляции, равный 1,060 [2], из состава субъектов-реципиентов выпадут Калужская, Калининградская, Мурманская и Новгородская области, а в результате корректировки уровня бюджетной обеспеченности в 2013 г. на индекс инфляции, равный 1,055 [2], из состава субъектов-реципиентов выпадут Тульская область, Республика Коми, Волгоградская область, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Красноярский край. Следовательно, количественный
Расчет распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2011 г.
Уровень бюд- Уровень бюд- Уровень Структурная позиция дотаци-онности Распределение дотаций на 2011 г. Уровень бюд- Уровень
бюд- По ме- По Отклонение (+/-), млн руб. бюд-
Субъекты РФ обеспеченнос- обеспе-ченнос- жетной дотаци- тодике Прави- предлагаемой методике, млн обеспе-ченнос- жетной обеспе-
ти на 2010 г. ти на 2011 г. на 2011 г. региона, % РФ, млн ти на 2012 г. на 2013 г.
руб. руб.
Белгородская область 0,942 1,003 - - 579,7 - -579,7 1,063 1,122
Брянская область 0,678 0,722 0,278 1,901 5 877,4 7 548,4 1 671,0 0,765 0,807
Владимирская область 0,689 0,734 0,266 1,819 3 391,9 7 222,5 3 830,6 0,778 0,821
Воронежская область 0,689 0,734 0,266 1,819 5 655,8 7 222,5 1 566,7 0,778 0,821
Ивановская область 0,669 0,712 0,288 1,970 7 429,2 7 819,9 390,7 0,755 0,796
Калужская область 0,929 0,989 0,011 0,075 570,8 298,7 -272,1 1,048 1,106
Костромская область 0,684 0,728 0,272 1,860 2 515,8 7 385,5 4 869,7 0,772 0,814
Курская область 0,724 0,771 0,229 1,566 2 796,2 6 217,9 3 421,7 0,817 0,862
Липецкая область 1,272 1,355 - - - - - 1,436 1,515
Московская область 1,068 1,137 - - - - - 1,205 1,272
Орловская область 0,678 0,722 0,278 1,901 4 143,0 7 548,4 3 405,4 0,765 0,807
Рязанская область 0,719 0,766 0,234 1,600 2 843,7 6 353,7 3 510,0 0,812 0,857
Смоленская область 0,688 0,733 0,267 1,826 3 087,3 7 249,7 4 162,4 0,777 0,820
Тамбовская область 0,671 0,715 0,285 1,949 7 815,5 7 738,4 -77,1 0,758 0,800
Тверская область 0,694 0,739 0,261 1,785 3 428,5 7 086,8 3 658,3 0,783 0,826
Тульская область 0,880 0,937 0,063 0,431 1 863,1 1 710,6 -152,5 0,993 1,048
Ярославская область 0,987 1,046 - - 800,5 - -800,5 1,109 1,170
Москва 3,391 3,611 - - - - - 3,828 4,038
Республика Карелия 0,686 0,733 0,267 1,826 2 765,2 7 249,7 4 484,5 0,777 0,820
Республика Коми 0,882 0,939 0,061 0,417 1 473,7 1 656,3 182,6 0,995 1,050
Архангельская область 0,682 0,726 0,274 1,874 5 466,5 7 439,8 1 973,3 0,770 0,812
Вологодская область 1,003 1,068 - - 737,9 - -737,9 1,132 1,194
Калининградская область 0,909 0,968 0,032 0,219 498,0 868,9 370,9 1,026 1,083
Ленинградская область 1,102 1,035 - - - - - 1,097 1,157
Мурманская область 0,905 0,964 0,036 0,246 1 599,4 977,5 -621,9 1,022 1,078
Новгородская область 0,929 0,989 0,011 0,075 768,0 298,7 -469,3 1,048 1,106
Псковская область 0,673 0,717 0,283 1,936 4 139,3 7 684,1 3 544,8 0,760 0,802
Санкт-Петербург 1,694 1,804 - - - - - 1,912 2,017
Республика Адыгея 0,660 0,703 0,297 2,031 3 347,4 8 064,3 4 716,9 0,745 0,786
Республика Дагестан 0,645 0,687 0,313 2,141 31 137,7 8 498,7 -22 639,0 0,728 0,768
Республика Ингушетия 0,633 0,674 0,326 2,230 6 963,3 8 851,7 1 888,4 0,714 0,754
Кабардино-Балкарская Республика 0,665 0,708 0,292 1,997 5 521,9 7 928,5 2 406,6 0,750 0,792
Республика Калмыкия 0,667 0,710 0,290 1,983 1 959,6 7 874,2 5 914,6 0,753 0,794
Карачаево-Черкесская Республика 0,656 0,699 0,301 2,059 4 133,4 8 172,9 4 039,5 0,741 0,782
Республика Северная Осетия-Алания 0,665 0,708 0,292 1,997 5 794,2 7 928,5 2 134,3 0,750 0,792
Чеченская Республика 0,644 0,686 0,314 2,148 13 278,0 8 525,9 -4 752,1 0,727 0,767
Краснодарский край 0,830 0,884 0,116 0,793 8 087,4 3 149,7 -4 937,7 0,937 0,989
Ставропольский край 0,684 0,728 0,272 1,860 8 812,4 7 385,5 -1 426,9 0,772 0,814
Астраханская область 0,796 0,848 0,152 1,040 1 598,6 4 127,2 2 528,6 0,899 0,948
Волгоградская область 0,841 0,896 0,104 0,711 3 379,1 2 823,9 -555,2 0,950 1,002
Окончание таблицы
Субъекты РФ Уровень бюджетной обеспеченности на 2010 г. Уровень бюджетной обеспе-ченнос-ти на 2011 г. Уровень бюджетной дотационное™ на 2011 г. Структурная позиция дотаци-онности региона, % Распределение дотаций на 2011 г. Отклонение (+/-), млн руб. Уровень бюджетной обеспе-ченнос-ти на 2012 г. Уровень бюджетной обеспеченности на 2013 г.
По методике Правительства РФ, млн руб. По предлагаемой методике, млн руб.
Ростовская область 0,698 0,743 0,257 1,758 10 076,2 6 978,2 -3 098,0 0,788 0,831
Республика Башкортостан 0,876 0,933 0,067 0,458 4 619,3 1 819,2 -2 800,1 0,989 1,043
Республика Марий Эл 0,671 0,721 0,279 1,908 4 393,5 7 575,5 3 182,0 0,764 0,806
Республика Мордовия 0,761 0,810 0,190 1,300 3 390,5 5 159,0 1 768,5 0,859 0,906
Республика Татарстан 1,195 1,273 - - - - - 1,349 1,424
Удмуртская Республика 0,854 0,910 0,090 0,616 2 425,3 2 443,7 18,4 0,965 1,018
Чувашская Республика 0,687 0,732 0,268 1,833 4 635,8 7 276,9 2 641,1 0,776 0,819
Кировская область 0,679 0,723 0,277 1,895 6 899,7 7 521,2 621,5 0,766 0,809
Нижегородская область 0,985 1,049 - - 1 461,6 - -1 461,6 1,112 1,173
Оренбургская область 0,950 1,012 - - 1 524,2 - -1 524,2 1,073 1,132
Пензенская область 0,679 0,723 0,277 1,895 5 130,7 7 521,2 2 390,5 0,766 0,809
Пермский край 1,143 1,214 - - - - - 1,287 1,358
Самарская область 1,211 1,290 - - - - - 1,367 1,443
Саратовская область 0,707 0,753 0,247 1,689 5 724,9 6 706,7 981,8 0,798 0,842
Ульяновская область 0,688 0,733 0,267 1,826 2 914,1 7 249,7 4 335,6 0,777 0,820
Курганская область 0,673 0,717 0,283 1,936 6 867,9 7 684,1 816,2 0,760 0,802
Свердловская область 1,095 1,166 - - 317,7 - -317,7 1,236 1,304
Тюменская область 2,607 2,776 - - - - - 2,943 3,104
Челябинская область 0,805 0,857 0,143 0,978 4 166,4 3 882,8 -283,6 0,908 0,958
Республика Алтай 0,641 0,683 0,317 2,168 5 982,0 8 607,3 2 625,3 0,724 0,764
Республика Бурятия 0,669 0,712 0,288 1,970 10 774,6 7 819,9 -2954,7 0,755 0,796
Республика Тыва 0,640 0,682 0,318 2,175 9 556,8 8 634,5 -922,3 0,723 0,763
Республика Хакасия 0,703 0,749 0,251 1,717 1 583,0 6 815,3 5 232,3 0,794 0,838
Алтайский край 0,671 0,715 0,285 1,949 17 178,3 7 738,4 -9 439,9 0,758 0,800
Красноярский край 0,861 0,917 0,083 0,568 379,1 2 253,7 1 874,6 0,972 1,025
Иркутская область 0,755 0,804 0,196 1,341 4 150,6 5 321,9 1 171,3 0,852 0,899
Кемеровская область 1,009 1,075 - - - - - 1,140 1,202
Новосибирская область 0,826 0,880 0,120 0,821 4 040,7 3 258,3 -782,4 0,933 0,984
Омская область 0,822 0,875 0,125 0,855 3 544,3 3 394,1 -150,2 0,928 0,979
Томская область 0,767 0,817 0,183 1,252 3 133,5 4 968,9 1 835,4 0,866 0,914
Забайкальский край 0,667 0,710 0,290 1,983 6 014,9 7 874,2 1 859,3 0,753 0,794
Республика Саха (Якутия) 0,660 0,703 0,297 2,031 39 771,2 8 064,3 -31 706,9 0,745 0,786
Приморский край 0,683 0,727 0,273 1,867 10 331,7 7 412,6 -2 919,1 0,771 0,813
Хабаровский край 0,688 0,733 0,267 1,826 7 017,0 7 249,7 232,7 0,777 0,820
Амурская область 0,676 0,720 0,280 1,915 5 079,6 7 602,7 2 523,1 0,763 0,805
Камчатский край 0,642 0,684 0,316 2,161 29 342,2 8 580,2 -20 762,0 0,725 0,765
Магаданская область 0,655 0,698 0,302 2,066 7 614,2 8 200,0 585,8 0,740 0,781
Сахалинская область 0,767 0,817 0,183 1,252 - 4 968,9 4 968,9 0,866 0,914
Еврейская автономная область 0,660 0,703 0,297 2,031 2 228,2 8 064,3 5 836,1 0,745 0,786
Чукотский автономный округ 0,682 0,726 0,274 1,874 466,6 7 439,8 6 973,2 0,770 0,812
Российская Федерация - - 14,621 100,000 396 995,7 396 995,7 - - -
состав дотационных регионов имеет тенденцию к сокращению.
В Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2012-2014 гг.» Президент РФ акцентировал внимание на формировании в Российской Федерации новой модели экономического роста, важнейшей предпосылкой и условием становления которой «является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы» [1]. Особая роль в этом принадлежит федеральному бюджету на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 гг., который «должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики страны» [1]. Это может быть достигнуто с участием субъектов РФ на базе их прочной финансовой основы, позволяющей перейти к «преимущественному использованию рыночных механизмов покрытия дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации» [1]. Одним из элементов такого механизма являются краткосрочные бюджетные кредиты (до 30 дней) Федерального казначейства России «субъектам РФ и муниципальным образованиям на покрытие временного дефицита средств их бюджетов» [7]. Это является конкретикой «Стратегической карты Казначейства России на 2010-2015 гг.», третьей из семи стратегических целей которой является цель по «усовершенствованию системы бюджетных платежей», реализуемой на базе стратегической задачи по «повышению эффективности процессов управления финансовыми ресурсами Российской Федерации» с непосредственным финансовым результатом к 2015 г. (эффективная модель управления средствами на едином казначейском счете с социальным эффектом по «повышению результативности бюджетных расходов») [4].
Идея краткосрочного бюджетного кредитования Федеральным казначейством нашла отражение в различной интерпретации.
В отчете «О результатах работы Федерального казначейства в 2010 г. и основных задачах на 2011 г.» было отмечено, что уже «подготовлены и направлены в Минфин России предложения о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части предоставления субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям бюджетного кредита на покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования» [4].
В информации «Федеральное казначейство на пути к Бюджетному банку» подчеркнуто, что Казначейство России совместно с Минфином России подготовило поправки к Бюджетному кодексу РФ, которыми «предусматривается возможность предоставления органами Федерального казначейства краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) [10].
Заместитель руководителя Федерального казначейства, заслуженный экономист Российской Федерации С. Е. Прокофьев отмечает, что в рамках названных поправок к Бюджетному кодексу РФ «предполагается возможность предоставления кредитов субъектам РФ и муниципальным образованиям на покрытие временного дефицита средств их бюджетов. В случае законодательной поддержки указанных предложений Федеральное казначейство должно выработать соответствующий алгоритм работы и провести его пилотную безденежную апробацию в нескольких субъектах РФ», также им были рекомендованы возможные схемы заключения генерального договора на предоставление бюджетных кредитов и предоставление бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счете бюджета [6].
Проведенное исследование позволило сделать некоторые выводы:
- методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации способствовала установлению уровней бюджетной обеспеченности;
- динамика количества регионов-реципиентов свидетельствует о тенденции к их сокращению;
- в отношениях по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации отсутствуют рыночные механизмы, имеют место иждивенческие настроения, отсутствует реальный финансовый контроль;
- в Минфине России и Казначействе России сформированы поправки к Бюджетному кодексу РФ, эти структуры готовы к внедрению бюджетного краткосрочного кредитования на покрытие бюджетной необеспеченности субфедеральных бюджетов.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов представляется целесообразным:
- распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов осуществлять пропорционально уровням их дотационности;
- по мере внедрения и отработки механизма краткосрочного бюджетного кредитования временной потребности субъектов в денежных средствах перейти от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ к кредитам Федерального казначейства России (с 2017 г. - Бюджетного банка).
Список литературы
1. Бюджетное послание Президента РФ от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012-2014 гг.».
2. О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.: Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ.
3. О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 (в ред. постановлений Правительства РФ от 18.09.2006 № 580, от 03.11.2007 № 745, от 12.08.2008 № 593, от 02.11.2009 № 885, от 27.11.2010 № 935).
4. О результатах работы Федерального казначейства в 2010 г. и основных задачах на 2011 г. / Казначейство России. М., 2011.
5. Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. и плана мероприятий по ее реализации в 2010 г.: распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р.
6. Прокофьев С. Е. Расходный блок Федерального казначейства: основные тенденции развития // Бюджет. 2011, май. С. 72-77.
7. Расчет распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2010 г. / Министерство финансов РФ. URL: http://www. minfin. ru.
8. Силуанов А. Г. Оценка расходных потребностей субнациональных бюджетов в целях бюджетного выравнивания // Финансы. 2011. № 6. С. 3-8.
9. Тиницкий В. М., Семенченко Е. Н. О выравнивании бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011. Вып. 2 (38). С. 171-176.
10. Федеральное казначейство на пути к «бюджетному банку» // Бюджет. 2011, март. С. 68-70.
26 апреля 2012 г. в гостинице «Марриотт Гранд Отель» (г. Москва, Тверская, 26) Ассоциация российских банков, Банк России и Федеральная служба по финансовому мониторингу проводят юбилейную X международную научно-практическую
конференцию
«Повышение эффективности российской системы ПОД/ФТ: новые вызовы и стратегические задачи»
Информационный партнер конференции - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
Цели конференции:
- анализ состояния российской системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма и дополнительных мер по повышению ее эффективности
- координация взаимодействия российских банков и государственных органов в области ПОД/ФТ;
- выработка позиции в отношении Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA);
- выявление особенностей проявления рисков, связанных с ПОД/ФТ, в деятельности кредитных организаций;
- обсуждение новой редакции 40+9 Рекомендаций ФАТФ и особенностей их применения к российской системе ПОД/ФТ, а также мер, принимаемых Правительством РФ и Банком России по совершенствованию норм действующего законодательства;
- обсуждение передового опыта реализации политик ПОД/ФТ российскими и зарубежными банками.
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: (495) 645-16-95, (495) 690-30-13; (495) 690-46-91 либо E-mail: [email protected]
http://www.arb.ru