Научная статья на тему 'От дисциплинарных исследований рефлексии к трансдисциплинарной методологии социальной рефлексивности: оценка достоинств и ограниченности дисциплинарной методологии'

От дисциплинарных исследований рефлексии к трансдисциплинарной методологии социальной рефлексивности: оценка достоинств и ограниченности дисциплинарной методологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
282
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анистратенко Татьяна Григорьевна

В статье автором рассмотрено понятие рефлексивности в контексте социальных и гуманитарных дисциплин, а также представлены различные конкретные дисциплинарные подходы в исследовании данного феномена. Автором рассмотрены и проанализированы основные дисциплинарные подходы в исследовании рефлексивности, дана оценка достоинств и ограниченности дисциплинарной методологии и обоснование необходимости более общей методологической матрицы. Применение трансдисциплинарной методологии исследования социальной рефлексивности обусловлено тем, что оно не ограничивается рамками какой-либо одной дисциплины и осуществляет расширение представления о предмете исследования посредством обобщенного представления о нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От дисциплинарных исследований рефлексии к трансдисциплинарной методологии социальной рефлексивности: оценка достоинств и ограниченности дисциплинарной методологии»

УДК 304.2

Анистратенко Татьяна Григорьевна

кандидат политических наук, доцент кафедры регионалистики и евразийских исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону [email protected]

От ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЕФЛЕКСИИ К ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИВНОСТИ:

ОЦЕНКА ДОСТОИНСТВ И ОГРАНИЧЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Anistratenko Tatyana Grigoryevna

candidate of political sciences, associate professor chairs of a regionalistika and Euroasian researches of Institute of sociology and Youzhny's regional studies federal university, Rostov-on-Don [email protected]

From disciplinary

RESEARCH METHODOLOGY OF TRANSDISCIPLINARY REFLECTION TO SOCIAL REFLEXIVITY:

THE ASSESSMENT OF STRENGTHS AND LIMITATIONS OF DISCIPLINARY METHODOLOGY

Аннотация. В статье автором рассмотрено понятие рефлексивности в контексте социальных и гуманитарных дисциплин, а также представлены различные конкретные дисциплинарные подходы в исследовании данного феномена. Автором рассмотрены и проанализированы основные дисциплинарные подходы в исследовании рефлексивности, дана оценка достоинств и ограниченности дисциплинарной методологии и обоснование необходимости более общей методологической матрицы. Применение трансдисциплинарной методологии исследования социальной рефлексивности обусловлено тем, что оно не ограничивается рамками какой-либо одной дисциплины и осуществляет расширение представления о предмете исследования посредством обобщенного представления о нем.

Ключевые слова: социальная рефлексивность, рефлексия, дисциплинарный поход, социальный порядок, трансдисциплинарная методология, социум, личность, индивидуальное и общественное сознание.

Annotation. In the article the author considers the concept of reflexivity in the context of social sciences and humanities, gives an overview of a variety of specific disciplinary approaches in the study of this phenomenon. The author describes and analyzes the main disciplinary approaches to the study of reflexivity, assesses the strengths and limitations of disciplinary methodology and proves the need for a more general methodological matrix. The application of the transdisciplinary research methodology of social reflexivity is determined by the fact, that it is not limited by one discipline and provides an expanded view to the subject of investigation by the general vision.

Keywords: social reflexivity, reflection, disciplinary approach, social order, transdisciplinary methodology, society, identity, individual and social consciousness.

Понятие рефлексивности в социальных и гуманитарных дисциплинах находит широкое применение. Спектр личностных и социальных качеств, выражаемых данным понятием, весьма широк. Сложились различные конкретные дисциплинарные подходы в исследовании данного феномена.

Задачей настоящей статьи является рассмотрение основных дисциплинарных подходов в исследовании рефлексивности, оценка достоинств и ограниченности дисциплинарной методологии и обоснование необходимости более общей методологической матрицы.

Анализ исследовательской литературы по проблеме исследования социальной рефлексивности дает возможность сказать, что изучение рефлексии проходит в следующих направлениях: в основных фундаментальных направлениях, таких, как в философском, психологическом, социологическом и педагогическом направлениях, а также в конкретных прикладных направлениях, таких, как рефлексивность управления, рефлексивность жизни, рефлексивность творчества.

Естественно, что все направления исследования рефлексивности характеризуются с точки зрения критериев социальности, но собственно соци-

46

альная рефлексивность трактуется в характеристиках самосознания личности как субъекта социального действия и социального творчества. В этом плане социальная рефлексия есть особый способ осмысления и осознания, как окружающей личность объективной действительности, так и осознание, оценка и самооценка личностью самого себя в этой действительности.

Как отмечает такой отечественный исследователь, как Е.М. Ковшов, социальная рефлексия выражается в доминировании ценностных, аксиологических представлений над познавательными, гносеологическими представлениями. В этом плане социальная рефлексивность есть, прежде всего, осознание и оценка мотивов, целей и результатов рациональной социальной деятельности [1, с. 5].

Социальная рефлексия выражает, прежде всего, специфику ведущих форм человеческой деятельности и жизнедеятельности. Она представляет собой активность, целесообразность, рациональность в оценке отношений к миру, к другим людям и к себе в этом мире.

В таком подходе социальная рефлексивность рассматривается как многогранное отношение человека и мира: это и познание мира, и его оценка, и, одновременно, это познание себя самого и оценка себя самого. В этом плане социальная рефлексивность как понятие социальной философии наполнено многими смыслами: саморегуляция, самоценка, самопознание, самореференция, самоидентичность, рефлектирующее сознание и познание и т.п.

Изначально изучение рефлексии связано с психологией. Понятие рефлексии известно в общей психологии, психологии личности и социальной психологии. Это понятие является одним из фундаментальных понятий психологии. Оно трактуется как свойство психической активности, как выражение самосознания. Понятие рефлексии в самом широком смысле означает размышление, самонаблюдение, самопознание, самооценку, а также специфическую форму познавательной теоретической практической деятельности индивида, которая направлена на осознание и переосмысление оценки своих собственных действий.

В дальнейшем исследования рефлексивности продолжились в психологических течениях структурализма, функционализма, бихевиоризма и гештальтпсихологии. В этих направлениях понятие рефлексивности исследуется, но играет подчиненную роль. Оно выступает лишь как дополнительный понятийный конструкт, призванный объяснить некоторые психические явления.

И лишь немецкий психолог А.Буземан в 1925 г. предложил создать специальную область психологии - психологию рефлексии, в которой изучались бы рефлексивные процессы познания, сознания и осознания [2]. Согласно А. Буземану, рефлексия - это процесс перенесения переживания внешнего мира на самого себя.

Социальную рефлексивность, очевидно, можно и нужно рассматривать не только как социальное проявление психологического феномена рефлексии, а как качественно новое отношение субъекта к действительности к себе самому.

Понятие социальной рефлексивности представляется как очень сложное, многогранное и многоплановое, требующее для своего анализа более общей, в данном случае, трансдисциплинарной методологии. Это обусловлено тем, что в экспликации данного понятия нужно выйти за пределы конкретных предметных подходов и разработать понятийный строй, охватывающий всю многогранность социальной рефлексивности.

Социологический дисциплинарный подход к осмыслению рефлексии как базисного понятия социологической теории связан с концепциями социального порядка и рассматривается в русле осмысления проблем относительно выяснения того, есть ли вообще единый социальный порядок, какова его природа, принципы и основные особенности, как социальный порядок представлен в современном обществе.

Рассмотрение в социологической теории проблем социального порядка и имплицитно связанных с ними проблем социальной рефлексии, как подчеркивает В.Городяненко, приводит к необходимости переформатирования социологического знания и к сознанию новых социологических отраслей, таких как рефлексивная социология [3].

Это связано с выделением двух аспектов анализа современного социума. Один из них дает социально-онтологическое знание (знание о социальном бытии, о социальной реальности, о социальных отношениях и взаимодействиях). Другая грань социологического знания - социальная гносеология - это знание о методах, процедурах и технологиях производства самого социального знания. Такой структурный компонент социологического знания, как пишет Г.В.Осипов, называют метасоциологией [4].

Именно с метасоциологией связывается такое направление социологии, как рефлексивная социология. Известно, что само понятие рефлексии проникло в социологию через труды сторонников Франкфуртской школы. Критически трансформируя марксистскую парадигму обществознания, они пришли к выводу, что убеждения людей зависят не только от материальных условий их бытия, но и от социальной рефлексии, те. опыта отражения общественного бытия в общественном сознании.

В настоящее время понятие рефлексии широко применяется в различных социологических теориях: в теории структурации Э. Гидденса, в структурном конструктивизме П. Бурдье, в структурно-деятельностной социологии П. Штомпки.

В современных социологических теориях понятие социальной рефлексии весьма широко распространено. Так, американский социолог Апвин Гоулднер в своей книге «Грядущий кризис западной социологии» характеризует «рефлексив-

47

ную социологию» как особый методологический подход, отличный от традиционного подхода. Он заключается в том, чтобы не только объяснить специфику научно-исследовательской деятельности социолога, но и прояснить специфику социологического знания и особенности сознания социолога [5].

В такой характеристике социальная рефлексия дает экспозицию установок и ценностей социологов как членов общества, в чьем сознании находят свое отражение социальные отношения и социальные взаимосвязи.

Новые аспекты рефлексии проявляются в рассмотрении историко-культурного подхода. Так, А. Г. Асмолов, рассматривая человека как личность в многомерности своих проявлений с точки зрения полисистемного историко-культурного подхода, выявил то, что понятие рефлексии помогает эксплицировать такие важнейшие понятия культурологии, как саморазвитие личности, ее историко-культурное самосознание и культурный мир личности [6].

Все выделенные выше предметно-дисциплинарные подходы к анализу рефлексии обусловлены многомерностью этого феномена и многозначностью понятия рефлексии. Каждый из данных подходов форматируется на определенном понятийном строе, на сложившейся культурной и теоретической традиции, на специальных методах и методиках. Формируя социально-философское понятие рефлексии, мы нуждаемся в более общей методологии, выходящей за пределы конкретных дисциплинарных подходов.

Дисциплинарные методологические подходы исследования социальной рефлексивности дают частные, локальные, конкретные (дисциплинарные) проекции форматов исследования. Это обусловлено самой спецификой дисциплинарного строя понятий и особенностями конкретных специальных дисциплинарных методов. Конечно, дисциплинарные подходы дают приращение специфическое нового знания, но только лишь в конкретной предметной (дисциплинарной) области исследования.

Между тем, следует отметить, что междисциплинарный подход содержит в себе некоторое ограничение. И оно обусловлено именно основным «достоинством» данного подхода, а именно, пресловутым стыком дисциплин, поскольку содержит в себе в явной или в неявной (латентной) форме результаты дисциплинарных методов исследования. В этом случае достоинство методологии превращается в ее недостаток: «стыковые» проблемы являются продолжением дисциплинарных методов, а разрешение данных проблем требует выхода за пределы дисциплинарных методов.

Согласно этому, адекватным методологическим инструментарием мог бы быть мультидисциплинарный подход или полидисциплинарный подход. Они, как известно, основываются на обоб-

щенной картине предмета и задают такие его форматы исследования, которые выходят за пределы дисциплинарных и междисциплинарных подходов. Нужно отметить, что спецификой данных подходов является перенос методов исследования из одной дисциплины в другую или в другие дисциплины. Однако и в этом случает нужно констатировать, что нет и не может быть таких дисциплинарных методов, которые можно было бы перенести из конкретных дисципинар-ных отраслей знания для цельного, всестороннего и полнообъемного методологического анализа социальной рефлексивности во всем спектре социально-личностных отношений.

В методологическом подходе требуется не только синтез дисциплинарных принципов, методов и понятий, а новые принципы, методы и понятия, которые не только идут через границы конкретных дисциплин, а и выходят за пределы этих конкретных дисциплин. Такая методология исследования называется трансдисциплинарной методологий, и именно она обеспечивает системное единство, гносеологическую эвристич-ность и методологическую целостность.

Трансдисциплинарность - методологический принцип научного исследования, который во многом основывается на философской методологии. В этом плане нам представляется полезным и необходимым рассмотрение рефлексии как психического феномена, формы мышления и способности самосознания в социальной среде, те. социальной рефлексивности, прежде всего, как философское понятие [7].

Применение трансдисциплинарной методологии исследования социальной рефлексивности связано еще и с тем, что данное социальноличностное качество очень многозначно и проявляется в различных формах, на различных уровнях и в разных видах. Это связано, во-первых, с тем, что существующие различные типы, формы и виды социальной рефлексии обусловлены сложной многоуровневой структурой индивидуального и общественного сознания. Во-вторых, видовикации социальной рефлексии различаются по сути и характеру активности рефлексирующего сознания, по направленности на объект, по ориентации в прошлое, настоящее и будущее, а также различаются по характеру своей деятельности и по своим функциям. В-третьих, как показывает анализ исследовательской литературы, выбор методологической матрицы исследования социальной рефлексивности должен также учитывать то, что социальная рефлексивность выражается не только в самосознании отдельного индивидуального субъекта или группового субъекта. Социальная рефлексивность также присуща и социальным процессам.

Указанные проблемные узлы нисколько не ограничивают исследовательское поле данной проблематики, а лишь ставят перед научным сообществом новые исследовательские задачи.

48

Литература:

1. Ковшов ЕМ. Социальная рефлексия : автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. филос. н. Саратов, 1999.

2. Леонтьев ДА. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Д.А. Леонтьев, А .Ж. Аверина Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 2(16). С. 49.

3. Городяненко В. Историография социологии: рефлексивная социология или отрасль знания? Социология: теория, методы, маркетинг. 2001. № 2. С. 175.

4. Осипов ВТ. Социология и социальное мифотворчество. М. : Издательство «НОРМА», 2002.

5. Gouldner A.W. The Coming Crisis of Western Sociology. N.-Y., 1970.

6. Асмолов AT. Психологи я личности. Культурно-историческое понимание развитие человека. М. : Смысл: Издательский центр «Академия», 2007.

7. Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарная парадигма: наука-инновации-общество. М. :

«Либроком», 2011.

Literature:

1. Kovshov E.M. Social reflection : author. Dis. Dr. Philosophy. N. Saratov, 1999.

2. Leontiev D.A. The phenomenon of reflection in the context of self-regulation // D.A. Leontiev, A.Z. Averin Psychological research: the electron. scientific. M., 2011. N 2 (16) P. 49.

3. Gorodyanenko B. Historiography of sociology: a reflexive sociology or branch of knowledge? Sociology: theory, methods, and marketing. 2001. № 2. P. 175.

4. Osipov V.G. Sociology and social mythmaking. M. : Publishing house «Norma», 2002.

5. Gouldner A.W. The Coming Crisis of Western Sociology. N.-Y., 1970.

6. Asmolov A.G. Psychology of Personality. Cultural and historical understanding of human development. M. : The meaning: The publishing center «Academy», 2007.

7. Grebenshchikov E.G. Transdisciplinary Paradigm: the science-innovation-society. M. : «LIBRO-KOM», 2011.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.