Научная статья на тему '«От чистого истока…»'

«От чистого истока…» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««От чистого истока…»»

%

Финно-угорский мир. 2009. № 2

«От чистого истока...»

Е. В. Голышенкова,

искусствовед, член Союза художников России (г. Саранск, РФ)

Перед искусством XXI в. стоит задача найти новый синтез интеллектуального и эмоционального начал, отвечающий специфическим условиям наших дней. Одним из них является реакция на проблему глобализации. Это выражается в интересе художников к национальным истокам, восходящей из глубины веков духовной силе предков, помогающей сохранить яркую национальную индивидуальность народам, шагнувшим в эпоху универсализма. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. отечественные художники стремятся постичь это актуальное «изначальное» как в своей ментальности, так и в искусстве разными путями: кто объединяя этнические экзотические и авангардные формы (представители так называемого этнофутуризма), кто 76 переплетая анализ традиций формотворчества старых мастеров с поиском новых изобразительных систем, иного взгляда на мир под углом его точки исхода, кто по-прежнему создавая непосредственно реалистические, натурные образы, действуя в границах традиционного искусства.

В 1960-е гг. в изобразительном искусстве Мордовии ярко обозначается национальная тема, которую развивают А. А. Родионов, М. С. Шанин, Л. С. Трембачевская-Шанина, В. Н. Козлов. В 1970-1980-е гг. к ней обращаются А. А. Мисюра, В. Д. Илюхин, В. А. Беднов, В. А. Попков, И. И. Сидельников, А. А. Жидков, А. П. и В. П. Шадрины, раскрывая ее в тематической картине, портрете, пейзаже, натюрморте.

С новым интересом к национальной теме обращаются художники рубежа ХХ-ХХ1 вв., особый акцент делая на решении проблемы духовности. К этому времени относятся первые тематические работы А. Н. Баргова.

Анатолий Николаевич Баргов, заслуженный художник Республики Мордовия, председатель Союза художников Республики Мордовия, профессор кафедры традиционной мордовской народной культуры и современного искусства Мордовии Института национальной культуры МГУ им. Н. П. Огарева, известен в отечественном изобразительном искусстве как мастер тематической картины, пейзажа, натюрморта. В настоящее время он один из немногих художников Мордовии, который обращается к сюжетнобытовой картине. Мастер активно разрабатывает национальную тему, стремясь к художественно-философскому осмыслению родной культуры, утверждает необходимость возрождать, беречь и продолжать народные традиции мордвы. Оптимистическими образами многофигурных композиций с ярко выраженным в них хоровым,

соборным началом он показывает истинную силу народа в единении, в обращении к духовной жизни предков, в уважении к этнической архаике национального костюма, танца, песни, обычая и ее современного бытования («Шумбрат, фестиваль!», 2007; «Воскресный день», 2009).

Национальная тема раскрывается художником под знаком праздничного восприятия бытия, характерного для народного мировидения. Работы отличаются яркой декоративностью, несут в себе заряд энергии, выраженной темпераментной манерой письма. За серию работ на национальную тему А. Н. Баргов награжден почетным званием лауреата Премии Главы Республики Мордовия.

Не случайно персональная выставка произведений А. Н. Баргова, проходившая в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств

А. Баргов. Весна. Гарт. 2009

© Голышенкова Е. В., 2009 &

Это интересно

им. С. Д. Эрьзи в апреле - мае 2009 г. при содействии Министерства культуры Республики Мордовия, Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, Союза художников Республики Мордовия, МРМИИ им. С. Д. Эрьзи, называлась строкой известной песни «От чистого истока...». На холстах «Мордовский праздник» (2000), «Праздник первой борозды» (2004), «Шумбрат, фестиваль!» (2007), представленных в экспозиции, змейками-ручейками растекаются по приволью нашего края мордовские хороводы, нарядным красным и белым переливаются национальные костюмы мордовских женщин. Ритм движения хороводов, цветовые акценты вызывают ассоциации с журчащей водой родника. Это Родина, родная земля А. Н. Баргова, которая входит в его душу с молоком матери, с кровью предков и становится чистым истоком жизни, судьбы и творчества.

В экспозиции были представлены 22 живописные работы, в том числе крупные тематические картины, посвященные национальной теме. Они не раз экспонировались на престижных международных, российских, региональных и республиканских выставках, таких как региональная художественная выставка «Большая Волга. Искусство республик Поволжья». Саранск, 2004; Всероссийская выставка «Образ Родины», Вологда, 2006; международная выставка «Ялгат», Саранск, 2007; республиканская выставка, посвященная 70-летию Союза художников, Саранск, 2007; региональная выставка «Единение», Нижний Новгород, 2007; Всероссийская выставка «Отечество», Москва, 2008; региональная выставка «Большая Волга - Х», Чебоксары -Самара, 2008; Всероссийская художественная выставка «Россия - Х1». Москва, 2009.

А. Н. Баргов родился 22 июля 1955 г в Магнитогорске, детство и юность провел в селах Андреевка и Большое Игнатово Большеигнатовского района Республики Мордовия. Окончил Ичалковское педагогическое училище (1974), Чувашский государственный педагогический институт им. И. Я. Яковлева (1991, художественно-графический факультет, мастерскую народного художника России Р. Ф. Федорова). В 1995 г. принят в члены Союза художников России.

А. Баргов. Полдень. Триптих «Мордовский праздник». 2000 А. Баргов. Вечер. Триптих «Мордовский праздник». 2000

Финно-угорский мир. 2009. № 2

Национальная тема раскрывается художником под знаком праздничного восприятия бытия, характерного для народного мировидения. Работы отличаются яркой декоративностью, несут в себе заряд энергии, выраженной темпераментной манерой письма.

С 2004 г. - заслуженный художник Республики Мордовия. Произведения хранятся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, частных российских и зарубежных коллекциях.

Анатолий Николаевич начинал как пейзажист, создавая серии «Времена года», «Болдинская осень» (1999), «Монастыри России» (2000-2003). Широко известны его лирико-эпические пейзажи, посвященные воспеванию красоты родной мордовской земли, они раскрывают интерес автора к

национальным истокам, духовным родникам. Через пейзаж родной Мордовии художник соприкасается с историей и культурой Отечества, внося свою лепту в развитие актуальной духовной проблематики в мордовском и современном отечественном изобразительном искусстве. Среди лучших работ мастера, вошедших в экспозицию, - зимние и летние пейзажи Суры, живописные виды поймы Сивини и Тавлы («Сивинь», 1990; «Сура», 1995; «Весенние воды», 1997; «Талая вода», 2008; «Март», 2008),

пушкинских мест («Болдинская осень», 1999), волжских просторов («Весна. Волжские просторы», 2005).

На выставке были представлены натюрморты, написанные автором в разные годы. Они пронизаны восхищением художника красотой мира и родной культуры, проявляющимся в букетах нарядных весенних цветов, душистых гроздей сирени, пышных пионов, раскрывают особое праздничное ощущение жизни («Пионы», 2000; «Сирень», 1995; «Цветы», 2009). Часто «главными героями» его натюрмортов становятся красиво выписанные предметы и детали мордовского нацио-нального костюма и народного быта («Натюрморт со свечой», 1987).

Выставка «От чистого истока.» раскрывает А. Н. Баргова как мастера, преуспевающего в разных жанрах, но прежде всего ярко демонстрирует его достижения в большой тематической картине.

А. Баргов. Воскресный день. 2009

Это интересно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.