Научная статья на тему 'От "человека информационного" к "человеку цифровому"'

От "человека информационного" к "человеку цифровому" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
290
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / INTERNET SPACE / VIRTUALIZATION / INFORMATIZATION / MONEY MANIPULATION / SOCIAL NETWORKS / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Некрасов Андрей Сергеевич, Некрасов Сергей Иванович, Некрасова Нина Андреевна, Клепацкий Владислав Владимирович

Целью статьи является анализ влияния процессов информатизации и цифровизации на человека, его духовный мир для поиска путей адаптации человека в современном интернет-пространстве, для чего рассматриваются основные болевые точки данного процесса. Методологией исследования выступают системный и аксиологический подходы к анализу процессов виртуализации, влияющие на духовно-нравственный мир человека. Результатом исследования является анализ информационно-компьютерных инноваций, существенно изменивших облик мира и человека. Современные технологии делают человека запрограммированным, ибо, попадая в сетевой оборот, он становится частью этой сети. В статье исследуются особенности этих процессов в связи с их влиянием на человека. Обосновывается интернет-зависимость человека и её причины с целью найти способы адаптации человека к интернет-пространству с сохранением духовного мира человека как ядра его сущностных сил. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в том, что материалы могут стать определённым вкладом в дальнейшие разработки проблемы и быть использованными в образовательной системе с целью ограждения молодёжи от губительного влияния виртуальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the “information man” to the “digital man”

The purpose of the article is to analyze the impact of informatization and digitalization processes on a person, his spiritual world for finding ways to adapt a person in the modern Internet space, for which the main pain points of this process are considered. The research methodology is the systemic and axiological approaches to the analysis of virtualization processes that affect the spiritual and moral world of a person. The result of the study is the analysis of information and computer innovations that have significantly changed the face of the world and man. Modern technologies make a person programmed, because, getting into the network turnover, he becomes part of this network. The article explores the features of these processes in connection with their impact on humans. It is substantiated the Internet dependence of man and its causes in order to find ways to adapt a person to the Internet space while preserving the spiritual world of a person as the core of his essential forces. The theoretical and practical significance of the article lies in the fact that the materials can become a definite contribution to the further development of the problem and be used in the educational system to protect young people from the destructive influence of virtual reality.

Текст научной работы на тему «От "человека информационного" к "человеку цифровому"»

публикации победителей и лауреатов всероссийского конкурса на лучшую научную книгу года

Некрасов А.С., Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Клепацкий В.В.

от «человека информационного» к «человеку цифровому»

Вторая половина XX века - триумф информационно-коммуникативных инноваций, которые существенно изменили облик мира и человека. Трансформация систем связи, цифровых технологий в единую мировую систему коммуникаций привело к рассмотрению мира как целостной системы, что позволяет говорить о становлении открытого информационного общества, развитие которого привело к технологической революции 80-х - 90-х гг. прошлого века [5, с. 118,].

Современные технологии делают человека запрограммированным, так как попадает в сетевой оборот и становится его частью. Человек начинает жить в знаково-символическом мире, то есть не только он создаёт знаки и символы, но и знаки и символы формируют человека, что ведёт к смешению реального и виртуального, действительного и вымышленного.

с одной стороны, средства массовой информации открыли человеку окно в окружающий мир (они дают оперативную информацию), а с другой -человек попадает в мощное информационное поле, формирующее его взгляды, которое затрагивает все стороны его жизни. С одной стороны, информация во многом способствует познавательным притязаниям человека, а с другой - информационные технологии отдаляют индивида от природы и других людей, так как он получает естественную среду и социальное окружение не в «живом наблюдении» и в активном контакте с окружающим миром, а благодаря средствам информации. Так, природная картина мира оказывается упрощённой, мифологизированной, «нарисованной» с точки зрения чьей-то эгоцентрической

позиции, так как она в запрограммированной информации приобретает привлекательный вид, отлучая от подлинного её смысла.

В обществе происходит борьба за манипулирование общественным сознанием, ибо те люди, которые не способны сами управлять своим поведением, неизбежно попадают под власть других и становятся проводником чужой воли, заставляя людей осуществлять запрограммированные действия.

Между глобализацией и информатизацией общества, меняющими представления человека о себе и мире, существует глубинная связь, так как без современных информационных технологий была бы невозможна новая структура общества, которую М. Кастельс назвал «информационным капитализмом» [3, с.13], ядром которого является «информационный» или «компьютерный» человек. Этот человек «имеет систематический контакт с универсальной информационной средой, и это радикальным образом меняет тип его ментальности - как бессознательные, так и осознанные реакции на события» [8, с. 35]. Для такого типа ментальности системообразующими ценностями предстают как информация.

«Информационный человек» - это не любой человек, работающий на компьютере (включая Интернет), а человек, порабощённый компьютером и сетями, обслуживающий информационные потоки в ущерб собственному развитию как полноценной личности, строящий свои отношения с миром и другими людьми через компьютерное опосредование, теряя потребность и способность к непосредственным контактам.

Таким образом, современный этап развития общества можно определить как «виртуальную революцию», когда, по утверждению Дж. Ланье, такая революция является интерактивной имитацией реалистичных и выдуманных сред, то есть предстаёт как иллюзорный мир, куда погружается человек, формируя особые стимулы в своём сенсорном поле [6]. Виртуальная реальность - это искусственный трёхмерный мир - киберпространство (или Интернет), то есть это электронная сеть, в которой свёрнуты виртуальные реальности.

Виртуальная революция приводит к изменению сути человека, который традиционно имел дело с вещественно-материальными процессами. А в будущем системы виртуальной реальности станут основным инструментом исследования и проводником человека в область профессиональных знаний. Но с другой стороны, виртуальная реальность - это своего рода наркотик, поскольку объектом её воздействия является мозг человека, а также - средство власти над людьми. Поэтому не случайно XXI век называют веком Интернета, который является глобальным бездуховным интеллектом. И если Мефистофель предлагал человеку продать свою душу и у него была возможность выбора, то Интернет не даёт такого права выбора человеку, захватывая не только разум, но и душу человека. Поэтому Интернет в современном мире выступает в роли Сатаны, который бесследно захватывает внутренний мир человека.

Э. Фромм справедливо утверждал, что сами по себе достижения науки и техники - ни хороши и ни плохи, всё зависит от их применения. «Компьютеры

должны стать функциональной частью жизненно ориентированной социальной системы, а не раковой опухолью, начинающей разрушать систему и, в конце концов, убивающей её. Машины или компьютеры должны стать средствами для осуществления целей, установленных разумом для осуществления целей, установленных разумом и волей человека» [9, с. 292]. Действительно, получение и усвоение информации являются важными средствами развития человека. Новые способы обработки и передачи информации с помощью компьютеров -достижение человеческого разума. Но оно может служить совершенствованию человека и содействовать упрочению гуманизма, а может укреплять отчуждающую тенденцию, подчинив человека новой социальной среде.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рамках глобальной информационной среды формируется новый человек. По аналогии с характеристикой человека, которую сделал Ж. Ламетри в своём произведении «Человек-машина», можно назвать человека эпохи информационных технологий XXI века «человек-компьютер», так как человек становится кибернетическим механизмом, живущем в кибернетическом пространстве. Разрушение производится методом манипулирующего воздействия информационной системы на человеческое сознание путём прорыва культурных устоев, на которых держится способность человеческого сознания критически воспринимать информацию путём обращения к скрытым, подавленным, нездоровым инстинктам и желаниям.

Технологический прогресс влечёт за собой и другие угрозы, образуя «чёрные дыры», к которым относят безработицу, обездоленность населения, неравенство между людьми (имеющими доступ к информации или не имеющими этой возможности), национальные распри и др. поэтому можно сказать, что наше общество трансформируется в общество, лишённое гуманности, разрушая при этом саму человеческую природу.

Духовное обнищание человека связано с катастрофическим отставанием духовности, цель и призвание которой заключается в самореализации творческих сил человека и создание условий для достойной его жизни путём достижения взаимопонимания между людьми и гармонии человеческих отношений, от экономического и технологического прогресса.

Одной из острейших проблем технизированного общества является «кризис идентификации». То есть современный мир рушится не только на макроуровне, но и на уровне микросвязей и отношений, групповой человек ощущает себя оторванным от общих структур, теряет себя, чувствуя одиночество и свою исключительность без своего этноса, одновременно заставляя отождествлять себя с лицами и группами, интересы которых расходятся с его собственными интересами. В своём реальном бытии человек как бы развивается: с одной стороны, он природно принадлежит к своей этнической общности, а с другой -он оказывается вписанным в совершенно чуждую ему общность.

Таким образом, происходит разрушение самого стиля жизни человека, вызванное противонаправленной реакцией: тяготеет к своей традиционной идентичности и принудительному отождествлению человека с другой

общностью. Так, Э. Гудденс утверждал, что идентификация - это единственный способ включения человека в социальные связи и отношения, то разрушение чувства самопричисления к своей природной общности является свидетельством «распыления» современного общества. В такой ситуации человек не может найти своего места в природной и социальной среде, он ощущает свою беспомощность перед ней. Это оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций человека, не совпадающих с его внутренними устремлениями и желаниями, традиционными ментальными кодами, своим языком и историей своего этноса.

Негативные тенденции современной цивилизации, которые ведут к экономическим и экологическим кризисам, процессам деиндивидуализации, крушению моральных норм и ценностей, отчуждению и утрате человеком своей уникальности, самобытности, самоценности и идентификации, по мнению А. Печчеи, можно предотвратить только в том случае, если человек станет подлинным человеком, а не тем растерянным, отчуждённым существом, которым он является в настоящее время. Главным условием «культуры жизни» человека является духовный труд, который заложен в каждой духовной ценности. Духовный труд - это нравственное совершенствование, лежащее в основе сущностных сил человека и реализации его творческого потенциала.

Вектор развития на ближайшее время направлен на трансформацию, на цифровизацию, которая, прежде всего, затронет образовательную систему, которая основана на развитии духовно-нравственных ценностей и определяет современную социокультурную ситуацию. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о роли цифровизации в формировании духовно-нравственных ценностей в образовательной системе.

с развитием процессов цифровизации экономики и системы образования социальные отношения человека переходят на уровне виртуального диалога, который внешне более доступен, но по своей сути ведёт к разрушению социальных отношений, виртуальные взаимоотношения людей предпочитаются реальным и традиционные стереотипы поведения и ценности сводятся на нет.

Изучение виртуальных способов позволяет характеризовать современных пользователей сети. Это молодёжь, которая в процессе виртуального диалога подчёркивает свою значимость в ближайшей перспективе и направлена на успех и управленческую деятельность. Виртуализация социального пространства происходит, по мнению авторов статьи, в результате перестройки ценностно-содержательной информации в цифровой вариант. Виртуализированные ценности оказываются мнимыми и охватывают только эмоциональную сферу. Такими ценностями выступают материальные блага и сама информация.

Для формирования подлинных духовно-нравственных ценностей необходимо реальное социальное пространство и диалогические взаимоотношения людей в реальном времени и поведении, когда происходит раскодирование содержательной и целостной информации, влияющей на духовный мир человека, а не только на его эмоциональной состояние.

современное социальное пространство, первый взгляд, предполагает

целый ряд моделей поведения (как положительных, так и отрицательных), но не создаёт реальные условия для реализации поведения человека. Таким образом, поведенческая сфера деятельности в виртуальном пространстве закрыта (здесь человек не в состоянии сочувствовать, активно участвовать, соприкасаться).

Особенностью диалогического взаимодействия пользователей являются такие факты, которые влияют на формирование ценностей, как размытые идентичности человека, вседозволенность в виртуальном поведении и нарушение законов нравственности, утверждение мнимых ценностей преобладающих сообществ или структур. пользователю позволяется осуществлять поиск того сообщества, где он может себя идентифицировать. поэтому обратная сторона виртуализации - это утрата духовно-нравственных ценностей реальной действительности в сознании и жизни человека (от ценностей добра уход в мир зла, демонизация игровой деятельности, и, наконец, полное уничтожение нравственных норм).

профессиональная деятельность человека, однако, требует реальной, а не виртуальной деятельности с её выходом на социальную практическую действительность.

Интернет-пространство - это современный вид наркотиков, так как человек постоянно становится интернет-зависимым. Реальное общение вызывает неудовлетворённость и раздражение, что характеризуется навязчивой потребностью в необходимости сети и бесконечными «путешествиями» в ней [1]. На психологическом уровне интернет-зависимость проявляется в улучшении самочувствия пользователя сети при наличии подключённости к интернету гаджета [2]. Зависимость от гаджетов и компьютерных систем - это болезнь человека цифровой эпохи.

Творческий потенциал человека современного российского общества всё более отождествляется с информационным потенциалом, приобретает черты искусственного интеллекта, который лишён человеческой целостности восприятия мира, ограничиваясь манипуляцией с информационными потоками.

Главный недостаток современных информационных технологий заключается в ограничении и даже подавлении творческого потенциала человека (ограничивает заинтересованность в обучении, перегружает психику, требует правовых ограничений объёма и содержания информации) и волевых качеств человека.

Сегодня, когда ещё не сформировалась информационная цивилизация, наше правительство ставит новую задачу - перейти к цифровой экономике [10].

Экономика всегда была связана с цифрой, хотя её сущность - это ведение хозяйства. поэтому цифровизация - это только изменение технологий управления экономикой.

Цифровизация - это новый этап эволюционного развития общества и экономики, когда бурное развитие получают электронные, а по сути, коммуникативно-информационные технологии [7].

Но цифровизация - это также изменение социальной парадигмы общения.

Это переход от реальной к виртуальной коммуникации, что приведёт к «смерти некоторых профессий», которые связаны с человеческим капиталом (это сферы образования, здравоохранения, социальной помощи, поддержки занятости населения) [11]. Цифровизация в этом смысле - это переход к заочной коммуникации учителя с учеником, профессора со студентом, врача с больным пациентом. с цифровизацией завершается живая связь между людьми, то есть цифровизация посягает на саму сущность человека, разрушая непосредственное общение Я и Ты [4].

с цифровизацией общество ожидают коренные изменения, которые чреваты серьёзными негативными последствиями, с которыми уже сейчас необходимо начинать бороться. Эти негативные последствия, прежде всего, касаются развития творческого потенциала человека, который является главным ресурсом развития общества.

Таким образом, виртуализация интернет пространства требует глубокого научно-философского осмысления, и, прежде всего, таких проблем, как соотношение понятий «виртуального пространства» и социальной реальности, является ли виртуальное интернет-пространство объективной реальностью или искусственной технической реальностью.

современному обществу необходимо найти способы существования людей как на микросоциальном, так и индивидуальном уровне с виртуальной реальностью, ибо виртуализация - это необратимый процесс и необходимо найти пути адаптации человека в современном виртуальном интернет-пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герасимова, Д.В. Интернет и его влияние // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016, № 11-4. С.649-650

2. Гринёва, О.А. Трансформация человеческого бытия в условиях современного информационного общества: социально-философский анализ: дис...канд. филос. наук. Красноярск, 2017.

3. Кастельс, М. Власть коммуникации; пер. с англ. Н.М. Тылевич, А.А. Архиповой. - Второе издание, доп. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 590с.

4. Квасов, И.А. Цифровизация и интеграция технологий и управления -механизм повышения эффективности. М.: Научные технологии, 2017. 303 с.

5. Костюк, К.Н. Книга в новой медийной среде. М.: Директ-Медиа, 2015.

430с.

6. Ланье, Дж. На заре новой эры. Автобиография отца виртуальной реальности: пер. с англ. Э. Вороновича. М.: Эксмо, 2019. 494 с.

7. Молчан, Э.М. Влияние цифровизации на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в эпоху глобализации

// Вестник Московского государственного областного университета / серия Философские науки, 2019, № 2, С. 55-66

8. Петрова, Е.В. Человек в информационной среде: социокультурный аспект. М: ИФРАН, 2014. 135 с.

9. Фромм, Э. Душа человека: пер. с англ. В.А. Закса, Т.В. Панфиловой. М.: АСТ, 2016. 348 с

10. Цифровизация общества и методы исследования / Т.В. Морозова, М.В. Сухарев, Г.Б. Козырева и др. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2018. 155 с.

11. Цифровизация современного общества: факторы трансформации, проблемы и перспективы: монография / Л.И. Малявкина, А.Г. Савина, И.И. Сергеева и др. Орел: Орел ГУЭТ, 2019. 185 с.

Кузнецов В.Н.

летопись жизни леонида полякова

Монография «Леонид Поляков: летопись жизни» [1] стала первой в числе научных публикаций о выдающихся ученых и генеральных директорах атомной промышленности Урала и посвящена подробному анализу трудовой деятельности крупного организатора атомного производства в современной России - Полякова Леонида Алексеевича. Выбор первого героя стал не случайным. Из ныне здравствующих директоров предприятий ядерного оружейного комплекса он наиболее яркая фигура постсоветского периода. Под его руководством были достигнуты выдающиеся результаты в изготовлении современных образцов ядерного оружия, что позволило существенно повысить обороноспособность государства и его вооруженных сил. В тяжелые 1990-е гг. он сумел сохранить вверенное предприятие как единый производственно-хозяйственный комплекс, проявил заботу о высокопрофессиональном коллективе, не допустил его сокращения. Л.А. Поляков вошел в число лидеров оборонной промышленности, составляющих национальное достояние России, знание о которых должно остаться в исторической памяти для последующих поколений россиян.

Автором монографии проделана масштабная по объему научно-исследовательская работа. Изучены, проанализированы и обобщены рассекреченные 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.