публикации победителей и лауреатов всероссийского конкурса на лучшую научную книгу года
Некрасов А.С., Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Клепацкий В.В.
от «человека информационного» к «человеку цифровому»
Вторая половина XX века - триумф информационно-коммуникативных инноваций, которые существенно изменили облик мира и человека. Трансформация систем связи, цифровых технологий в единую мировую систему коммуникаций привело к рассмотрению мира как целостной системы, что позволяет говорить о становлении открытого информационного общества, развитие которого привело к технологической революции 80-х - 90-х гг. прошлого века [5, с. 118,].
Современные технологии делают человека запрограммированным, так как попадает в сетевой оборот и становится его частью. Человек начинает жить в знаково-символическом мире, то есть не только он создаёт знаки и символы, но и знаки и символы формируют человека, что ведёт к смешению реального и виртуального, действительного и вымышленного.
с одной стороны, средства массовой информации открыли человеку окно в окружающий мир (они дают оперативную информацию), а с другой -человек попадает в мощное информационное поле, формирующее его взгляды, которое затрагивает все стороны его жизни. С одной стороны, информация во многом способствует познавательным притязаниям человека, а с другой - информационные технологии отдаляют индивида от природы и других людей, так как он получает естественную среду и социальное окружение не в «живом наблюдении» и в активном контакте с окружающим миром, а благодаря средствам информации. Так, природная картина мира оказывается упрощённой, мифологизированной, «нарисованной» с точки зрения чьей-то эгоцентрической
позиции, так как она в запрограммированной информации приобретает привлекательный вид, отлучая от подлинного её смысла.
В обществе происходит борьба за манипулирование общественным сознанием, ибо те люди, которые не способны сами управлять своим поведением, неизбежно попадают под власть других и становятся проводником чужой воли, заставляя людей осуществлять запрограммированные действия.
Между глобализацией и информатизацией общества, меняющими представления человека о себе и мире, существует глубинная связь, так как без современных информационных технологий была бы невозможна новая структура общества, которую М. Кастельс назвал «информационным капитализмом» [3, с.13], ядром которого является «информационный» или «компьютерный» человек. Этот человек «имеет систематический контакт с универсальной информационной средой, и это радикальным образом меняет тип его ментальности - как бессознательные, так и осознанные реакции на события» [8, с. 35]. Для такого типа ментальности системообразующими ценностями предстают как информация.
«Информационный человек» - это не любой человек, работающий на компьютере (включая Интернет), а человек, порабощённый компьютером и сетями, обслуживающий информационные потоки в ущерб собственному развитию как полноценной личности, строящий свои отношения с миром и другими людьми через компьютерное опосредование, теряя потребность и способность к непосредственным контактам.
Таким образом, современный этап развития общества можно определить как «виртуальную революцию», когда, по утверждению Дж. Ланье, такая революция является интерактивной имитацией реалистичных и выдуманных сред, то есть предстаёт как иллюзорный мир, куда погружается человек, формируя особые стимулы в своём сенсорном поле [6]. Виртуальная реальность - это искусственный трёхмерный мир - киберпространство (или Интернет), то есть это электронная сеть, в которой свёрнуты виртуальные реальности.
Виртуальная революция приводит к изменению сути человека, который традиционно имел дело с вещественно-материальными процессами. А в будущем системы виртуальной реальности станут основным инструментом исследования и проводником человека в область профессиональных знаний. Но с другой стороны, виртуальная реальность - это своего рода наркотик, поскольку объектом её воздействия является мозг человека, а также - средство власти над людьми. Поэтому не случайно XXI век называют веком Интернета, который является глобальным бездуховным интеллектом. И если Мефистофель предлагал человеку продать свою душу и у него была возможность выбора, то Интернет не даёт такого права выбора человеку, захватывая не только разум, но и душу человека. Поэтому Интернет в современном мире выступает в роли Сатаны, который бесследно захватывает внутренний мир человека.
Э. Фромм справедливо утверждал, что сами по себе достижения науки и техники - ни хороши и ни плохи, всё зависит от их применения. «Компьютеры
должны стать функциональной частью жизненно ориентированной социальной системы, а не раковой опухолью, начинающей разрушать систему и, в конце концов, убивающей её. Машины или компьютеры должны стать средствами для осуществления целей, установленных разумом для осуществления целей, установленных разумом и волей человека» [9, с. 292]. Действительно, получение и усвоение информации являются важными средствами развития человека. Новые способы обработки и передачи информации с помощью компьютеров -достижение человеческого разума. Но оно может служить совершенствованию человека и содействовать упрочению гуманизма, а может укреплять отчуждающую тенденцию, подчинив человека новой социальной среде.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рамках глобальной информационной среды формируется новый человек. По аналогии с характеристикой человека, которую сделал Ж. Ламетри в своём произведении «Человек-машина», можно назвать человека эпохи информационных технологий XXI века «человек-компьютер», так как человек становится кибернетическим механизмом, живущем в кибернетическом пространстве. Разрушение производится методом манипулирующего воздействия информационной системы на человеческое сознание путём прорыва культурных устоев, на которых держится способность человеческого сознания критически воспринимать информацию путём обращения к скрытым, подавленным, нездоровым инстинктам и желаниям.
Технологический прогресс влечёт за собой и другие угрозы, образуя «чёрные дыры», к которым относят безработицу, обездоленность населения, неравенство между людьми (имеющими доступ к информации или не имеющими этой возможности), национальные распри и др. поэтому можно сказать, что наше общество трансформируется в общество, лишённое гуманности, разрушая при этом саму человеческую природу.
Духовное обнищание человека связано с катастрофическим отставанием духовности, цель и призвание которой заключается в самореализации творческих сил человека и создание условий для достойной его жизни путём достижения взаимопонимания между людьми и гармонии человеческих отношений, от экономического и технологического прогресса.
Одной из острейших проблем технизированного общества является «кризис идентификации». То есть современный мир рушится не только на макроуровне, но и на уровне микросвязей и отношений, групповой человек ощущает себя оторванным от общих структур, теряет себя, чувствуя одиночество и свою исключительность без своего этноса, одновременно заставляя отождествлять себя с лицами и группами, интересы которых расходятся с его собственными интересами. В своём реальном бытии человек как бы развивается: с одной стороны, он природно принадлежит к своей этнической общности, а с другой -он оказывается вписанным в совершенно чуждую ему общность.
Таким образом, происходит разрушение самого стиля жизни человека, вызванное противонаправленной реакцией: тяготеет к своей традиционной идентичности и принудительному отождествлению человека с другой
общностью. Так, Э. Гудденс утверждал, что идентификация - это единственный способ включения человека в социальные связи и отношения, то разрушение чувства самопричисления к своей природной общности является свидетельством «распыления» современного общества. В такой ситуации человек не может найти своего места в природной и социальной среде, он ощущает свою беспомощность перед ней. Это оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций человека, не совпадающих с его внутренними устремлениями и желаниями, традиционными ментальными кодами, своим языком и историей своего этноса.
Негативные тенденции современной цивилизации, которые ведут к экономическим и экологическим кризисам, процессам деиндивидуализации, крушению моральных норм и ценностей, отчуждению и утрате человеком своей уникальности, самобытности, самоценности и идентификации, по мнению А. Печчеи, можно предотвратить только в том случае, если человек станет подлинным человеком, а не тем растерянным, отчуждённым существом, которым он является в настоящее время. Главным условием «культуры жизни» человека является духовный труд, который заложен в каждой духовной ценности. Духовный труд - это нравственное совершенствование, лежащее в основе сущностных сил человека и реализации его творческого потенциала.
Вектор развития на ближайшее время направлен на трансформацию, на цифровизацию, которая, прежде всего, затронет образовательную систему, которая основана на развитии духовно-нравственных ценностей и определяет современную социокультурную ситуацию. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о роли цифровизации в формировании духовно-нравственных ценностей в образовательной системе.
с развитием процессов цифровизации экономики и системы образования социальные отношения человека переходят на уровне виртуального диалога, который внешне более доступен, но по своей сути ведёт к разрушению социальных отношений, виртуальные взаимоотношения людей предпочитаются реальным и традиционные стереотипы поведения и ценности сводятся на нет.
Изучение виртуальных способов позволяет характеризовать современных пользователей сети. Это молодёжь, которая в процессе виртуального диалога подчёркивает свою значимость в ближайшей перспективе и направлена на успех и управленческую деятельность. Виртуализация социального пространства происходит, по мнению авторов статьи, в результате перестройки ценностно-содержательной информации в цифровой вариант. Виртуализированные ценности оказываются мнимыми и охватывают только эмоциональную сферу. Такими ценностями выступают материальные блага и сама информация.
Для формирования подлинных духовно-нравственных ценностей необходимо реальное социальное пространство и диалогические взаимоотношения людей в реальном времени и поведении, когда происходит раскодирование содержательной и целостной информации, влияющей на духовный мир человека, а не только на его эмоциональной состояние.
современное социальное пространство, первый взгляд, предполагает
целый ряд моделей поведения (как положительных, так и отрицательных), но не создаёт реальные условия для реализации поведения человека. Таким образом, поведенческая сфера деятельности в виртуальном пространстве закрыта (здесь человек не в состоянии сочувствовать, активно участвовать, соприкасаться).
Особенностью диалогического взаимодействия пользователей являются такие факты, которые влияют на формирование ценностей, как размытые идентичности человека, вседозволенность в виртуальном поведении и нарушение законов нравственности, утверждение мнимых ценностей преобладающих сообществ или структур. пользователю позволяется осуществлять поиск того сообщества, где он может себя идентифицировать. поэтому обратная сторона виртуализации - это утрата духовно-нравственных ценностей реальной действительности в сознании и жизни человека (от ценностей добра уход в мир зла, демонизация игровой деятельности, и, наконец, полное уничтожение нравственных норм).
профессиональная деятельность человека, однако, требует реальной, а не виртуальной деятельности с её выходом на социальную практическую действительность.
Интернет-пространство - это современный вид наркотиков, так как человек постоянно становится интернет-зависимым. Реальное общение вызывает неудовлетворённость и раздражение, что характеризуется навязчивой потребностью в необходимости сети и бесконечными «путешествиями» в ней [1]. На психологическом уровне интернет-зависимость проявляется в улучшении самочувствия пользователя сети при наличии подключённости к интернету гаджета [2]. Зависимость от гаджетов и компьютерных систем - это болезнь человека цифровой эпохи.
Творческий потенциал человека современного российского общества всё более отождествляется с информационным потенциалом, приобретает черты искусственного интеллекта, который лишён человеческой целостности восприятия мира, ограничиваясь манипуляцией с информационными потоками.
Главный недостаток современных информационных технологий заключается в ограничении и даже подавлении творческого потенциала человека (ограничивает заинтересованность в обучении, перегружает психику, требует правовых ограничений объёма и содержания информации) и волевых качеств человека.
Сегодня, когда ещё не сформировалась информационная цивилизация, наше правительство ставит новую задачу - перейти к цифровой экономике [10].
Экономика всегда была связана с цифрой, хотя её сущность - это ведение хозяйства. поэтому цифровизация - это только изменение технологий управления экономикой.
Цифровизация - это новый этап эволюционного развития общества и экономики, когда бурное развитие получают электронные, а по сути, коммуникативно-информационные технологии [7].
Но цифровизация - это также изменение социальной парадигмы общения.
Это переход от реальной к виртуальной коммуникации, что приведёт к «смерти некоторых профессий», которые связаны с человеческим капиталом (это сферы образования, здравоохранения, социальной помощи, поддержки занятости населения) [11]. Цифровизация в этом смысле - это переход к заочной коммуникации учителя с учеником, профессора со студентом, врача с больным пациентом. с цифровизацией завершается живая связь между людьми, то есть цифровизация посягает на саму сущность человека, разрушая непосредственное общение Я и Ты [4].
с цифровизацией общество ожидают коренные изменения, которые чреваты серьёзными негативными последствиями, с которыми уже сейчас необходимо начинать бороться. Эти негативные последствия, прежде всего, касаются развития творческого потенциала человека, который является главным ресурсом развития общества.
Таким образом, виртуализация интернет пространства требует глубокого научно-философского осмысления, и, прежде всего, таких проблем, как соотношение понятий «виртуального пространства» и социальной реальности, является ли виртуальное интернет-пространство объективной реальностью или искусственной технической реальностью.
современному обществу необходимо найти способы существования людей как на микросоциальном, так и индивидуальном уровне с виртуальной реальностью, ибо виртуализация - это необратимый процесс и необходимо найти пути адаптации человека в современном виртуальном интернет-пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герасимова, Д.В. Интернет и его влияние // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016, № 11-4. С.649-650
2. Гринёва, О.А. Трансформация человеческого бытия в условиях современного информационного общества: социально-философский анализ: дис...канд. филос. наук. Красноярск, 2017.
3. Кастельс, М. Власть коммуникации; пер. с англ. Н.М. Тылевич, А.А. Архиповой. - Второе издание, доп. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 590с.
4. Квасов, И.А. Цифровизация и интеграция технологий и управления -механизм повышения эффективности. М.: Научные технологии, 2017. 303 с.
5. Костюк, К.Н. Книга в новой медийной среде. М.: Директ-Медиа, 2015.
430с.
6. Ланье, Дж. На заре новой эры. Автобиография отца виртуальной реальности: пер. с англ. Э. Вороновича. М.: Эксмо, 2019. 494 с.
7. Молчан, Э.М. Влияние цифровизации на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в эпоху глобализации
// Вестник Московского государственного областного университета / серия Философские науки, 2019, № 2, С. 55-66
8. Петрова, Е.В. Человек в информационной среде: социокультурный аспект. М: ИФРАН, 2014. 135 с.
9. Фромм, Э. Душа человека: пер. с англ. В.А. Закса, Т.В. Панфиловой. М.: АСТ, 2016. 348 с
10. Цифровизация общества и методы исследования / Т.В. Морозова, М.В. Сухарев, Г.Б. Козырева и др. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2018. 155 с.
11. Цифровизация современного общества: факторы трансформации, проблемы и перспективы: монография / Л.И. Малявкина, А.Г. Савина, И.И. Сергеева и др. Орел: Орел ГУЭТ, 2019. 185 с.
Кузнецов В.Н.
летопись жизни леонида полякова
Монография «Леонид Поляков: летопись жизни» [1] стала первой в числе научных публикаций о выдающихся ученых и генеральных директорах атомной промышленности Урала и посвящена подробному анализу трудовой деятельности крупного организатора атомного производства в современной России - Полякова Леонида Алексеевича. Выбор первого героя стал не случайным. Из ныне здравствующих директоров предприятий ядерного оружейного комплекса он наиболее яркая фигура постсоветского периода. Под его руководством были достигнуты выдающиеся результаты в изготовлении современных образцов ядерного оружия, что позволило существенно повысить обороноспособность государства и его вооруженных сил. В тяжелые 1990-е гг. он сумел сохранить вверенное предприятие как единый производственно-хозяйственный комплекс, проявил заботу о высокопрофессиональном коллективе, не допустил его сокращения. Л.А. Поляков вошел в число лидеров оборонной промышленности, составляющих национальное достояние России, знание о которых должно остаться в исторической памяти для последующих поколений россиян.
Автором монографии проделана масштабная по объему научно-исследовательская работа. Изучены, проанализированы и обобщены рассекреченные 10