Научная статья на тему 'От «Часа Дворца» к «Камертону»'

От «Часа Дворца» к «Камертону» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кантор А. Р.

Интервью начальника Регионального центра медиаобразования, члена Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, Союза журналистов РФ, дипломанта и победителя всероссийских и региональных телевизионных конкурсов Анны Кантор корреспонденту А.Зборовскому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От «Часа Дворца» к «Камертону»»

Интервью От «Часа Дворца» к «Камертону» *

* Интервью начальника Регионального центра медиаобразования, члена Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, Союза журналистов РФ, дипломанта и победителя всероссийских и региональных телевизионных конкурсов Анны Кантор корреспонденту А.Зборовскому.

В ближайших планах Губернатора и Правительства Свердловской области создание в цифровом формате вещания специального образовательного телеканала. Со временем он распространится по всей территории Свердловской области. Основу канала закладывает образовательный проект «Камертон» -детище Регионального центра медиаобразования. Центр создан по инициативе областного Министерства образования постановлением Правительства Свердловской области. Деятельность этой структуры направлена на гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса, его демократизацию, на повышение качества образования - все то, что сегодня является содержанием и сутью национального приоритетного проекта «Образование». Главное направление в деятельности Центра - формирование образовательного просветительского контента такого мощного информационного ресурса как телевидение - с одной стороны, а с другой -повышение информационной культуры, медиакультуры аудитории, телепроекта, а в будущем и телеканала. То есть воплощение одной из ключевых позиций медиаобразования, как элемента гражданского общества - содержание медийных сообщений готовит не только производитель, редактор, специалисты, но и аудитория.

Идеология «Камертона» генетически связана с концепцией другой образовательной телепрограммы «Час Дворца», на базе которой и возник такой масштабный проект, как Региональный центр медиаобразования. Сегодня наша беседа с Анной Кантор, начальником центра медиаобразования, автором программ «Час Дворца» и «Камертон».

А.З.: 14 лет в эфире регионального телевидения некоммерческий проект. Явление уникальное.

А.К.: Безусловно. Но для осуществления этого проекта были созданы и технические, и творческие, и человеческие условия. Огромная благодарность Л.И. Бруку и В.В. Нестерову. Они понимали и понимают ценность, важность этой работы. Данный проект изначально был направлен на демократизацию образования, восстановление его связей с культурой, реализацию прав граждан на информированность, на современное образование, включая и медиаграмотность, включая защиту от экспансии низкопробной массовой культуры.

А.З.: Как развивался проект, каковы этапы его становления?

А.К.: В 1993 году «Час Дворца» стал данью эпохе, становлению института Уральского пиара и в большей степени тогда его целью стало продвижение идей ценностного управления, привлечение внимания общественности к ценностям системы дополнительного образования, центром которого в области стал Дворец молодежи - как центр организационный, методический, творческий, инновационный, педагогическая лаборатория. Имеджевая цель постепенно трансформировалась в масштабную, а именно: создание средствами телевидения единого образовательного пространства в регионе, объединяющего всех субъектов образования: учащуюся молодежь, педагогическую общественность, органы управления образованием, родителей. Проект был призван подготовить участников образовательного процесса к полноценному включению в систему связей посредством массовой коммуникации, осмыслению инновационных процессов в образовании, путей его реформирования и осознанию его возможных последствий.

В рамках проекта были организованы творческие группы для создания тематических телевизионных журналов, журналистских исследований, телеочерков, документальных фильмов. При редакции сложились группы начинающих тележурналистов, студентов и старшеклассников, которые одновременно обучались профессиональному мастерству и разрабатывали собственные проекты. Проекты молодежной группы тележурналистов создавались с учетом их профессионального становления, а также просветительских, образовательных, пропедевтических задач телевидения, распространения идей медиапедагогики, воспитания критического мышления молодежи, становления гражданского сознания аудитории, формирования жизненной позиции и ответственности перед обществом.

А.З.: Жанровый спектр «Часа Дворца» достаточно широк...

А.К.: Это диктовалось концепцией и проблематикой проекта. Основными направлениями в программах «Час Дворца» стали актуальные вопросы образования, распространение педагогического опыта, зарисовки и репортажи об областных детских и юношеских фестивалях, конкурсах, турнирах, повышение общественного престижа педагогических профессий. Концепция программы: дополнительное образование как фактор личностного становлении, то есть становление индивида, его личностный рост на пути свободного самообразования. Работа над конкретными передачами, взаимодействие с аудиторией обозначило ряд принципиальных вопросов: как формируется и на чем базируется мировоззрение современного молодого человека, ценностные ориентации, его гражданская позиция в обществе, какова должна быть современная модель гражданского воспитания. Сферой реализации проекта «Час Дворца» стали: региональное телевидение, периодическая печать, Интернет - сайт.

А.З.: Трудно сегодня дать обзор всему богатейшему материалу телепрограммы. За 14 лет в эфир вышло более 300 передач. Но если обратиться к программам последних 3-4 лет, что бы вы сами отметили?

А.К.: «Территория: все в твоих руках», спецпроекты «Герои нашего времени», «Кумиры нашего времени», «Уравнение успеха». За эти работы мы удостоены диплома Всероссийского фестиваля «Петербургский экран», стали победителями творческого конкурса Законодательного собрания Свердловской области в номинации «Телевизионные и радиопередачи».

Основой проекта «Уравнение успеха» стал традиционный фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала», но каждый раз творческая группа «Часа Дворца» находит разные интересные способы освещения этих событий. Репортажи об олимпиадах, конкурсах стали личностным материалом, крупный план всегда отдан детям, которые в кадре размышляют, осмысливают свою траекторию успеха или неудачи, и всегда очень искренни и конструктивны в своих ответах.

Корреспондентам «Часа» всегда удается найти верный тон в общении с детьми. Все дело в нашей искренности и заинтересованности. В творческой команде «Часа Дворца» нет равнодушных и безответственных. Такие у нас не задерживаются. Эта работа для трудоголиков и тех, кто выбирает свой путь в журналистику, т.е. в освещение социально значимых явлений, а не в поиск информационного повода, в основе которого чаще всего сенсация, негатив. Многие воспитанники «Часа Дворца» ушли в документальное кино, снимают исторические, документальные, исследовательские, аналитические фильмы. Хочется думать, что в их творческом выборе есть и моя заслуга.

Очень важно общественное внимание к образованию, к детскому и юношескому творчеству, к самой личности ребенка, познающего радость достижений и горечь неудач. Сам факт вынесения событий олимпиады на региональное ТВ придает ей особую социальную значимость. Педагогам известно, что при отсутствии внимания взрослых к творческой деятельности ребенка, его активность постепенно угасает. В этих проектах мы стараемся переключить внимание молодежи с негативных событий в социуме.

Педагогически важно переключить внимание молодежи с негативных событий в социуме, с неизбежных природных и техногенных катастроф, криминальной хроники, разрушительных по своей концентрации на современном телевидении, на те созидательные процессы, которые и определяют на самом деле жизнь современника.

«Уравнение успеха» - проект, который подчеркивает вечные смыслы труда педагога, родителей, увенчивает их не только личными успехами детей и подростков, но и общественным признанием. Высокий социальный статус придается, как личности, погруженной в творчество, так и самому делу, связанному с конструированием, изобретательством, с преодолением сопротивления материи, возрождает значение созидательного, трудового усилия человека. Последнее и определяет педагогический смысл передачи, поскольку массовый уход молодежи в «виртуальную» реальность грозит утратой ею способности к усилию интеллектуальному и физическому, к усилию трудовому.

А.З.: Несомненный педагогический интерес представляет цикл фильмов проекта «Эпоха». Как возникла идея проекта?

А.К.: «Эпоха» - проект, который инициирован самими детьми. Это первые фильмы: «Родословная», «Екатеринбургская сага» и «Непростая фамилия Шеины». «Эпоха» - это, говоря словами философа Александра Зиновьева, аккумулированная история страны через историю семьи. История Урала через судьбы наших земляков уральцев.

Идеология проекта «Уральский космос» строится на методологии диалога культур, на присутствии в образовательном пространстве, образно говоря, «другого», то есть традиционный для педагогики диалог «учитель -ученик» дополняется участием значимого «другого» - человека, чьи творческие достижения призваны обществом и поэтому могут быть приняты учащимися в качестве примера для себя. Образ передачи создается полилогом писателя, учащихся, которые прочитали его книгу об участии уральцев в космической эпопее нашей страны в 20 веке, автора передачи за кадром, телеинтервью с современными школьниками.

Ребята узнают, что известные им с детства улицы и предприятия оказываются причастными к героическим событиям недавнего прошлого. Для подростка, юноши важно, что создатели космической техники, технологий были такими же, как и они сами уральцами, жили в домах, которые они могут увидеть, ходили по тем же улицам, по которым и они сегодня ходят. Социокультурное пространство для молодых наполняется событиями, встречами с людьми, оно становится для них большой Историей, а они сами ее участниками.

А.З.: Можно не сомневаться, что фильмы серии «Уральский космос» вносят свою лепту в возрождение профессиональных интересов молодежи к горнозаводским профессиям, которые сегодня оказались вне сферы ее интересов и что уже деструктивно сказывается на экономическом развитии региона. Без уважения к людям труда, к профессиям инженера, конструктора, металлурга, рабочего невозможно представить себе позитивной перспективы нашего края.

А.К.: «Уральский космос» это не только гордость за свой край, за достижения Родины, уважение к прошлым поколениями уральцев, но и ответственность за память о наших предшественниках, горечь потерь в борьбе за технический прогресс. На это настраивает зрителя сюжет о летчике-испытателе Бахчиванджи, о возрождении его памяти учениками школы № 60.

Научить детей, подростков хранить уважительную, а не нигилистическую память о прошлых поколениях - значить формировать духовную культуру личности, содействовать утверждению в их сознании гуманистических мировоззренческих установок.

А.З.: Сложную мировоззренческую задачу, на мой взгляд, решают проекты «Герой нашего времени», «Кумиры нашего времени». Передачи этого цикла строятся как размышления молодых о времени и о себе,

призыв к таким размышлениям. Заставляет задуматься само название передачи.

А.К.: При этом стоит обратить внимание, что существующая реально визуализация культуры изменила восприятие традиционных ценностей и на волне «экранизации» создала кумиров, которые агрессивны и по отношению к людям и по отношению к культурной традиции. В передаче принимают участие не только школьники, мнение которых не корректируется, а обнажается, но и видные деятели искусства, певцы, музыканты, актеры. Монтаж материала выполнен так, что возникает столкновение мнений, позиций, в котором школьник участвует «на равных» с умудренным опытом и жизнью людьми.

Передача как бы открывает правду молодых взрослым, но и в ответ дает возможность молодежи услышать не дидактические поучения, а откровенное слово, идущее от правды старшего поколения. Педагогически важно, что в передаче нет осуждения, навязанных оценок, а, повторимся, призыв к размышлению, за которым только и может следовать выработка личностной позиции человека.

А.З.: Содержание программ всегда выбирается с учетом социальной значимости поднимаемых проблем?

А.К.: Да, но не мы задаем эту значимость. Она вскрывается в конкретности факта, человеческой судьбы, события. Проекты, которые мы делали, не только погружены в жизнь, отражают ее, но и держат необходимую дистанцию, чтобы вести аудиторию к обобщению и осмыслению быстротекущих моментов реальности. Воспитательная и просветительская функция телевидения здесь итог работы с материалом, а, повторяю не заданность.

Для того чтобы действительно решать педагогические задачи воспитания личности самоопределяющейся, самореализующейся в современных социокультурных условиях, выбираются такие ситуации, сюжеты, проблемы, которые дают возможность раскрыться герою. Дети, подростки, юноши и девушки не обучаемые, не пассивные приемники культурного наследия старших, а активные участники жизненных событий. Их не поучают и не осуждают за неизбежные промахи, ошибки, а с ними говорят, спрашивают их мнение и делятся своим.

А.З.: Телевизионные образовательные программы проекта «Час Дворца» выстроены с нравственной четкой ориентацией - они концентрируют внимание аудитории на созидательных тенденциях современной многомерной социокультурной реальности.

А.К.: Этот выбор, по нашему мнению, должен отличать любые образовательные передачи. Вопрос состоит не в том, чтобы не замечать недостатков, пороков жизни, а в том какой складывается итог, личностная установка, общая оценка, намечается общая перспектива. Господствующие в СМИ нигилистические оценки разрушительны для сознания молодежи. Она ищет правдивые жизненные идеалы, образцы, которым хочется подражать,

ищет смыслы, ради которых стоит жить и творчески трудиться, и ждет, когда общество, телевидение будет серьезно говорить с ней об этом.

А.З.: С профессиональной точки зрения проект «Час Дворца» продолжает в условиях современности лучшие традиции отечественной журналистики, обогащая их возможностями современного телевидения.

А.К.: Это так. Образовательный проект - это разнообразие жанров, поскольку в работе с молодежью, с педагогическим сообществом необходимо учесть возрастной разброс аудитории, различие вкусов и привязанностей. Образовательный проект, как и все в педагогике, должен быть и современен, и неразрывно связан с культурной традицией. В силу своей «прописки» проект «Час Дворца» львиную долю внимания уделяет отражению процессов, протекающих в системе дополнительного образования. Но не менее важными аспектами его деятельности становятся проблемы создания единого образовательного пространства. Суть этого - такие позиции участников образовательного процесса, которые обеспечат с одной стороны права новых поколений уральцев на качественное образование, с другой создадут систему действительно государственно-общественного управления образовательной системой через механизмы общественного мнения, институты гражданского общества, одним их которых всегда считалось телевидение.

Есть исследовательские данные по результатам регионального образовательного проекта «Областные контрольные работы», которые показывают, что низкий уровень образованности, проявляющийся как недостаточность целостного личностного развития, связан с фиксированием внимания человека на негативных фактах и событиях социокультурной реальности.

Высокий уровень образованности напротив позволяет молодым людям видеть все разнообразие ценностей и смыслов бытия человека, а значит и позволяет сознательно выбирать направление своих усилий, строить свою жизненную перспективу. Телевизионные программы проекта «Час Дворца» работают на такую образованность, которая несводима к усвоению дидактических единиц, а строится на восхождении растущего человека к подлинной культуре, на его целостном личностном развитии. Мы пытаемся объединить созидательные силы общественности региона и самой учащейся молодежи вокруг проблем становления действительно современного образования.

А.З.: Сегодня можно говорить, что голос «Часа Дворца» превратился в голос «Камертона».

А.К.: Принципы построения программ «Часа Дворца» проецируются на новый проект «Камертон», программы которого, настоящие и будущие, призваны объединить созидательные силы общественности региона и самой учащейся молодежи вокруг проблем становления, действительно современного образования, наметить главные векторы образовательного общественного ТВ -как силы народообъединяющей, как пространство защиты Духовности. На этих принципах выстроена мировая модель общественного телевидения, которое становится визитной карточкой любой цивилизованной страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.