Научная статья на тему 'Три кита медиаобразования'

Три кита медиаобразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кантор А. Р.

По инициативе областного Министерства образования постановлением Правительства Свердловской области создан Региональный центр медиаобразования. Деятельность Центра в соответствии со стратегией Федеральной целевой программы развития образования направлена на развитие институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления его структуры, содержания, технологий реализации, создания условий для удовлетворения потребностей общества и граждан в качественном образовании. Программа Центра была одной из ключевых в Комплексном проекте модернизации образования области, который стал победителем в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Создание Регионального центра это следующий принципиальный шаг в развитии общественно-государственного характера управления образованием, в развитии единой образовательной информационной среды в области, в поэтапном переходе к новому уровню медиаобразования формированию базы и содержания образовательного телевизионного канала, который создается в рамках цифрового телевизионного вещания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Три кита медиаобразования»

Практика медиаобразования

Три кита медиаобразования

А. Р. Кантор

По инициативе областного Министерства образования постановлением Правительства Свердловской области создан Региональный центр медиаобразования. Деятельность Центра в соответствии со стратегией Федеральной целевой программы развития образования направлена на развитие институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления его структуры, содержания, технологий реализации, создания условий для удовлетворения потребностей общества и граждан в качественном образовании.

Программа Центра была одной из ключевых в Комплексном проекте модернизации образования области, который стал победителем в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Создание Регионального центра - это следующий принципиальный шаг в развитии общественно-государственного характера управления образованием, в развитии единой образовательной информационной среды в области, в поэтапном переходе к новому уровню медиаобразования - формированию базы и содержания образовательного телевизионного канала, который создается в рамках цифрового телевизионного вещания.

Возрастающая роль средств массовой коммуникации в различных видах человеческой деятельности, их огромное влияние на поступки, мысли и переживания людей актуализировали проблему медиаобразования в современной образовательной системе, в педагогике. Исследователями отмечается роль информационных средств как посредников во всех сферах бытования современной культуры. Фактически возникла особая ее форма, обозначаемая как медиакультура. Медиаграмотность становится в условиях информационной цивилизации условием успешной адаптации подрастающих поколений, их творческой самореализации, а для общества - его конкурентноспособности и успешности.

Медиакультура выступает и как среда жизни современного человека, и как содержание его образования и деятельности. Забота о медиакультурной грамотности есть еще и обеспечение защиты от манипулирования массовым сознанием, становление гражданского общества. Формирование критического мышления, то есть умения осваивать, анализировать, оценивать медиатексты, создавать их - актуальная задача информационного общества, общества знаний.

Человек, который умеет управлять собой, самоорганизованный и информированный, полноценно использующий личностные ресурсы, умеющий эффективно выстраивать свои отношения в медиапространстве, мотивированный на самообразование - такой человек нужен сегодня обществу

и медиаобразованию. Медиапедагогика - один из способов формирования такой личности.

Национальный приоритетный проект «Образование» уделяя большое внимание широкому использованию современных, в первую очередь, информационных технологий, оказал существенное влияние на продвижение идей медиаобразования в Свердловской области, разработку креативных моделей сотрудничества, социального партнерства системы образования и СМИ. Речь идет прежде всего о формировании новых составляющих современного востребованного обществом качества образования, поэтапного создания интерактивной медиасистемы с такими базовыми сегментами как телевидение (образовательный проект «Камертон»), печать (ежеквартальный журнал «Медиа. Образование. Общество. Пространство сотрудничества»), интернет-сайт «Медиаобразование: уральский вариант». Все это станет важным фактором конструктивной общественной экспертизы происходящих в системе процессов.

Медиаобразование - это пространство самообразования, и в этом смысле дополнительное и медиаобразование имеют единые психолого-педагогические обоснования, базируются на общих социокультурных принципах. Дополнительное образование - это благоприятная среда для становления медиапедагогики, медиатворчества, формирования медиакультуры высокого достоинства. Обе сферы ориентированы не только на привитие знаний, умений, навыков, но, прежде всего на развитие творческих способностей, становление личности. Дополнительное образование и медиасфера - это добровольные системы, в которые человек попадает по собственной инициативе, руководствуясь собственными интересами и мотивами. Медиаобразование -это сформированная мотивация к постоянному самовыражению.

Дворец молодежи - как институт дополнительного образования Свердловской области, исторически был связан с медиаобразованием. В России медиаобразование своими корнями уходит в кинообразование и в сферу воспитания подрастающих поколений на материале прессы, то есть в юнкоровское движение. За рубежом этот процесс часто опирается и на средства массовой информации - телевидение, радио, рекламу - в силу технологической развитости и массового распространения разных медиа и медийных технологий.

В конце 70-х и начале 80-х во Дворце молодежи был проведен уникальный эксперимент. Автором его была М.С.Эбергарт, специалист областного Бюро кинопропаганды. Эксперимент заключался в приобщении учащихся профессионально-технических училищ (Дворец молодежи находился в системе профтехобразования) к языку кино, к пониманию природы и законов киноэкранизации. Это был кинолекторий: «Литература и кино. Экранизация произведений школьной программы». Параллельно с кинолекторием функционировал киноклуб. Обсуждались фильмы реально существовавшего в доперестроечные годы детского и юношеского кинематографа. Это были

фильмы Динары Асановой, Сергея Бодрова - старшего, Юрия Клепикова, Ролана Быкова, Владимира Грамматикова, Валерия Приемыхова и др.

Все это было чрезвычайно ценным опытом также в общении детей и взрослых в межличностных контактах ребят с педагогами, мастерами, которые также участвовали в обсуждениях, в диалогах. К сожалению, подробного описания этого опыта не сохранилось (за исключением брошюрок с учебно-тематическим планом лектория и вопросника для обсуждения фильмов, которые демонстрировались тогда в рамках киноклуба).

В начале 90-х годов прошлого века в Екатеринбурге возникла студия юных журналистов, началось сотрудничество с новой детско-юношеской газетой «Окно». В 1993 году - первая педагогическая лаборатория приглашенного во Дворец молодежи известного российского медиапедагога и социолога А.В.Шарикова, автора программы по медиаобразованию для школы, одного их первых теоретиков российского медиаобразования. Активными уральскими медиапедагогами тех лет были кандидат педагогических наук Е. Черкашин (тогда преподаватель Уральского педагогического университета); доцент кафедры РВ и ТВ факультета журналистики Уральского государственного университета М.Мясникова. Среди них и автор этих строк, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, Союза журналистов России, Медиасоюза, возглавляющая ныне Региональный центр медиаобразования.

В середине 90-х годов стали работать медиаклуб и школа молодого критика, стартовали два телевизионных проекта (в рамках нового дециметрового канала «4 канал», затем ОТВ) - «Час Дворца» и «Документальный экран России». Так возникла телелетопись уральского образования на долгие годы. В 2008 году этот проект отмечает свое 14-летие.

Принцип конвергентности в сфере медиа получает свое развитие в начале XXI века, когда «Час Дворца», проект, состоящий из более чем 200 программ, начинает выходить и в формате газетной полосы, и на страницах сайта. Это совместный проект «Часа Дворца» с «Областной газетой» и общероссийской газетой «Труд» (1-2 раза в квартал), а также сайт пресс-службы шшш.ёт-pressa.narod.ru. В результате выстраивается обратная связь с аудиторией телепроекта: детьми, родителями и педагогами, чьи оценки, комментарии, решения по тем или иным проблемам появляются на форуме сайта.

Таким образом, медиаобразование в содержательной деятельности Дворца молодежи проходит несколько этапов: от кинообразования, медиаобразования к активному медиатворчеству. «Час Дворца» становится поистине моделью медиаобразования и медиатворчества, так как к работе над проектами активно участвуют учащиеся школ и студенты гуманитарных факультетов уральских вузов, и не только гуманитарных. Активно сотрудничают с программой и в программе студенты уральских университетов, осваивая на практике в совместной деятельности с профессиональными операторами, режиссерами, видеомонтажерами процессы медиатехнологий.

Новый образовательный проект «Камертон», реализуемый на ОТВ при поддержке областного Министерства образования, развивает гуманные,

духовно-нравственные традиции «Часа Дворца». Значительный объем эфира здесь отдан также педагогам, родителям, детям.

В области, повторим еще раз, созданы условия для поэтапного перехода к новому уровню медиаобразования - формированию базы и содержания такого мощного информационного ресурса как телевидение. ТВ - как третий субъект образования, новая педагогическая дидактическая ситуация. Проект «Камертон» стал программами диалогов, полилогов, художественно-публицистическим форматом.

Концепция телевизионного образовательного проекта «Камертон» базируется на ключевых идеях медиаобразования, на его теоретических положениях: социокультурном, идеологическом, практическом, «критического мышления». В экспериментальном проекте «Камертон» пять программ диалогового, полилогового и художественно - публицистического форматов.

«Голоса» - это диалог с компетентными экспертами на фоне «гласа народного» - результатов социологических исследований, видеоопросов и так далее.

«Кабинет» - диалог как поиск истины, как размышления о сути и судьбах нашего образования, об образовании, формирующем культуру личности. Это разговор посвященных, мыслителей, интеллектуалов.

«Решай!» - полилоговый формат, программа, которую мы обозначили как ток - урок. Ток в переводе с английского - обсуждение, разговор; урок, как известно, форма монолога - учитель - ученик. Ток-урок «Решай!» - это дебаты учеников и учителей, учеников и учеников, здесь есть место сомнению и резкой оценке, критике. Ведущие дискуссий, профессиональные модераторы помогут участникам разговора выработать и принять решение или продолжить разговор на сайте Регионального центра медиаобразования, в других программах «Камертона».

Документальные сериалы «Эпоха» - история Урала через историю семьи, через судьбы наших земляков - уральцев, известных научно-исследовательских и производственных коллективов Урала. В эфире с успехом прошли фильмы «Екатеринбуржская сага», «Непростая фамилия Шеины», «Большой космос: уральские страницы» по книге А. Дуняшина «Космос. Ракеты. Судьбы».

Миссия телевизионного образовательного проекта «Камертон» - в создании информационных аудиовизуальных (когнитивных, эмоционально-ценностностных, духовно-нравственных) стимулов и условий для формирования у гражданина, ребенка и взрослого уважения к себе, своей семье, своему дому, своей малой родине, своему Уралу, своей России, позитивного мироотношения человека, стремление к достижению самообразованности, саморазвитию.

Региональный центр медиаобразования выстраивает свою деятельность по трем векторам развития: креативному, образовательному, исследовательскому. С одной стороны - творческая работа по созданию образовательного и общественного телевидения, с другой - повышение медиакультуры аудитории,

способной влиять на содержание ТВ - проектов, формировать их, активно участвуя в тех или иных программах.

Впервые в нашей области по инициативе Центра при поддержке областного Министерства образования, а также в рамках Федерального гранта проходят социологические исследования «Потребности аудитории в телевизионном медиаобразовании» и «Разработка положений концепции и элементов художественно-информационной модели телевизионного канала». Исследования осуществляются коллективом под научным руководством доктора философских наук, вице-президента Российской социологической ассоциации Г.Е.Зборовского. В научный коллектив входят социологи, педагоги, представители медиасферы, как теоретики, так и практики. Этот коллектив осуществляет междисциплинарное исследование, которое даст возможность определить перспективы развития и содержания телевизионного медиаобразования, позволит обосновать предложения по его развитию.

Первые шаги в сфере повышения квалификации образовательного сообщества: педагогической и родительской общественности, представителей детских и молодежных движений предприняты Центром также в рамках Федерального гранта. Центром совместно с кафедрой РВ и ТВ факультета журналистики Уральского государственного университета разработана образовательная программа «Актуальные проблемы телевизионного медиаобразования».

Прозвучавшие на ток-уроке «Телевидение будущего» программы «Решай!» размышления социологов и бизнесменов, искусствоведов и психологов, медиакритиков, педагогов и родителей, учащихся - школьников и студентов, управленцев, особенно ценны сегодня для выстраивания эффективных отношений Регионального центра медиаобразования с разными институтами общества, для определения стратегии медиаобразования на Среднем Урале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.