Научная статья на тему 'Развитие медиаобразования в Уральском регионе - новые перспективы развития'

Развитие медиаобразования в Уральском регионе - новые перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева И. В.

Важность и значимость развития медиаобразования в настоящее время уже является аксиомой. На научных конференциях, форумах, встречах исследователей медиаобразования неоднократно подчеркивалась необходимость подготовки и организации повышения квалификации медиапедагогов, предоставления им возможности обмениваться педагогическим опытом, знакомиться с методическими и теоретическими разработками в области медиапедагогики. Уральский региональный центр медиаобразования внес существенный вклад в решение этой важной задачи: в декабре 2007 года в Екатеринбурге по его инициативе были организованы курсы повышения квалификации представителей образовательного сообщества области на тему «Актуальные проблемы телевизионного медиаобразования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие медиаобразования в Уральском регионе - новые перспективы развития»

Актуальные новости

Развитие медиаобразования в Уральском регионе -новые перспективы развития

И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент

Важность и значимость развития медиаобразования в настоящее время уже является аксиомой. На научных конференциях, форумах, встречах исследователей медиаобразования неоднократно подчеркивалась необходимость подготовки и организации повышения квалификации медиапедагогов, предоставления им возможности обмениваться педагогическим опытом, знакомиться с методическими и теоретическими разработками в области медиапедагогики. Уральский региональный центр медиаобразования внес существенный вклад в решение этой важной задачи: в декабре 2007 года в Екатеринбурге по его инициативе были организованы курсы повышения квалификации представителей образовательного сообщества области на тему «Актуальные проблемы телевизионного медиаобразования».

Здесь собрались учителя, работники управления образованием, дополнительного образования, представители общественных организаций из разных городов и районов Свердловской области: Екатеринбурга, Краснотурьинска, Нижнего Тагила, Качканара, Камышлова, Красноуфимска, Каменска-Уральского и других. Всего в работе приняли участие более 30 представителей образовательного сообщества. Работа курсов продолжалась целую неделю, в течение которой были проведены теоретические и практические занятия по медиаобразовательной тематике, основной целью которых являлось повышение уровня профессиональной компетентности образовательного сообщества в сфере телевизионного медиаобразования.

Занятия проводились представителями медиаобразовательных школ России и Великобритании: Н.-М.Кроутер - продюсером, сценаристом, инструктором отдела обучения вещательной корпорации ВВС (канал «Дискавери»); В.Э.Матизеном -кинокритиком, президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России, обозревателем газеты «Новые Известия»; Е.А. Бондаренко - членом Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, кандидатом педагогических наук, зав. лабораторией ТСО и медиаобразования, Ученым секретарем Института содержания и методов обучения Российской Академии образования; И.В.Челышевой членом Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, кандидатом педагогических наук, доцентом Таганрогского государственного педагогического института.

Большой интерес у аудитории вызвало выступление Николы-Мари Кроутер, которая рассказала о процессе создания телевизионных фильмов и образовательных программ для детей в Великобритании, затронула такие важные проблемы современного образования, как активизация учеников во время учебного процесса средствами учебного фильма, развитие познавательных интересов школьников разных возрастов. Слушатели познакомились с фрагментами телевизионных фильмов

и программ разнообразной тематики: учебными, научно-популярными, проблемными медиатекстами.

Огромную заинтересованность слушателей вызвал показ фрагмента из фильма, посвященного профилактике наркомании среди подростков. После демонстрации в аудитории разгорелась дискуссия, в ходе которой обсуждалась данная социальная проблема, сравнивались основные позиции ее решения на материале произведений медиакультуры в России и за рубежом

Н.-М.Кроутер также рассказала аудитории о возможностях интеграции медиа различных видов и жанров, которые предоставляет современным педагогам компьютерная сеть Интернет, о новых образовательных сайтах Великобритании.

Все присутствующие с интересом изучали принципы и основные этапы работы с учебными фильмами, смогли обсудить новые для себя перспективы и возможности интеграции телевизионных медиатекстов с обучением школьников. На последнем этапе занятий Н.-М.Кроутер предложила всем присутствующим поучаствовать в конкурсе на создание собственной телевизионной программы. Нужно отметить, что все команды участников проявили незаурядные творческие способности при ее подготовке и смогли на практике закрепить полученные знания в области интегрированного медиаобразования на материале современного телевидения.

На современном этапе развития медиаобразования значительно возрастает роль медиакритики, так называемой «пятой власти», возможности и перспективы которой сегодня трудно переоценить. Актуальность критического осмысления медиасферы, развития самостоятельного мышления в процессе восприятия и интерпретации медиатекстов очевидна. Живой интерес аудитории вызвало выступление В.Э.Матизена - известного киноведа и кинокритика - «Медиакритика как вектор развития медиаобразования», обозначившее ключевые позиции кинокритики и медиакритики в современном обществе. В процессе занятия Виктор Эдуардович ответил на многочисленные вопросы аудитории о современных телевизионных и кинематографических медиатекстах, поделился своими впечатлениями о нашумевших кинопремьерах.

С огромным интересом курсанты отнеслись к выступлению известного медиапедагога Е.А. Бондаренко по темам «Телевизионное медиаобразование на примере учебного и просветительского телевидения» и «Развитие медиакультуры подростков». Елена Анатольевна рассказала о проблемах восприятия произведений телевизионной медиакультуры. Особое внимание в ее выступлении было уделено учебному и просветительскому телевидению - его истории, основным тенденциям и перспективам развития в российском образовании. Е.А. Бондаренко более 20 лет занимается педагогической деятельностью, она автор научных трудов, медиаобразовательных методик, успешно применяемых в отечественной медиапедагогике. Своим богатым опытом она охотно делилась с аудиторией. Например, слушатели не только узнали об основных этапах создания и использования учебных и просветительских телевизионных программ, но и увидели творческие работы московских школьников, выполненные в разные годы. Нужно отметить, что эти работы не просто демонстрировались в конференц-зале, но и были подкреплены исчерпывающим комментарием преподавателя.

Автор этих строк также участвовала в работе курсов и выступила перед участниками по тематике теоретических и методических основ медиаобразования, рассказала о базовых медиаобразовательных моделях. В рамках занятий также

обсуждались проблемы развития медиакомпетентности, критического мышления школьников. Работа в диалоговом режиме показала, что многие участники хорошо знакомы с исследованиями, проводимыми ведущими медиаобразовательными школами России, проявляют интерес к новым разработкам и направлениям работы со школьниками.

Слушатели подготовили к защите и представили индивидуальные и групповые мультимедийные проекты, рассказывающие об их медиаобразовательной деятельности.

На завершающем этапе работы участники и организаторы курсов собрались за круглым столом «Тенденции развития телевизионного медиаобразования».

Ярким событием в работе курсов стало участие слушателей и преподавателей в съемке телевизионной программы «Решай!» образовательного телепроекта «Камертон». Темой ток-урока «Решай!» стало обсуждение проблемы «Чему может научить телевизор, или кто ответственен за воспитание грамотного зрителя?». Обсуждение важной проблемы медиаобразования на материале современного телевидения не оставило равнодушным аудиторию, которая получила возможность обсудить важные вопросы развития медиаобразования в регионе, а также познакомиться с «кухней» телевизионной съемки.

В процессе работы курсов были обеспечены хорошие педагогические и технологические условия реализации образовательной программы, аудио/видеоаппаратура, компьютерный класс с выходом в Интернет,

мультимедийное сопровождение. По окончании работы все слушатели курсов были в полном объеме обеспечены раздаточными материалами на печатных и электронных носителях.

По материалам работы курсов повышения квалификации в настоящее время готовятся к публикации материалы для журналов «Медиаобразование» и «Образование. Медиа. Общество. Пространство сотрудничества», организаторами подготовлен ряд телевизионных сюжетов для телепрограмм «Камертон» и «Час Дворца», выходящих на областном телевизионном канале Урал ТВ.

От имени всех участников хочется поблагодарить организаторов и модераторов курсов повышения квалификации за отличную организацию работы, обеспечение условий для продуктивной работы. Хочется выразить надежду, что в скором будущем подобные мероприятия, проведенные на таком же высоком уровне, станут традицией в российском медиаобразовании, будут хорошим подспорьем для практикующих педагогов, работников дополнительного образования, представителей общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.