Научная статья УДК 248.158
Б. Я. Гроен
Освящение мира — символ единства церкви?
Гроен Базилиус Якобус (Берт), почетный профессор литургических исследований и сакраментальной теологии, Грацский университет, кафедра ЮНЕСКО по межкультурному и межрелигиозному диалогу в Юго-Восточной Европе; приглашенный профессор, Католический университет Левена, Институт литургики в Лондоне и Фарнборо, Папский восточный институт в Риме, Грац, Австрия, [email protected]
аннотация: В ходе истории освящение драгоценного мира постепенно становилось все более сложным чинопоследованием; в статье исследуется, как, когда и почему это происходило. Со временем чин освящения мира стал знаком церковного единства в богослужении, возглавляемом церковными иерархами. В православии византийского обряда этот дорогостоящий и впечатляющий чин стал над-епархиальной прерогативой Константинопольского патриархата. Однако другие автокефальные церкви, такие как Московский патриархат, освящают свое собственное миро. Поэтому рассматриваемое чинопоследование, призванное объединить вселенское православие, не является всеправославным. Рассмотрев вопрос в общих чертах, автор статьи делает следующий вывод: с одной стороны, чин приготовления и освящения мира имеет целью продемонстрировать и укрепить единство церкви; с другой стороны, он же подчас обнаруживает и разделение — в случае разрыва общения, настаивания на своей независимости и расхождения во мнениях о правильном исполнении канона.
ключевые слова: теология, литургика, миро, автокефалия, Православная церковь, церковное единство, Константинопольский патриархат, Московский патриархат
© Гроен Б. Я., 2022
для цитирования: Гроен Б. Я. Освящение мира — символ единства церкви? // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. Вып. 42. С. 111-120. DOI: 10.25803/26587599_2022_42_121.
Миро — «помазание царское, помазание духовное, защищающее жизнь, освящающее души и тела, елей радости... одежда нетления и печать совершенства» [Барберини 336, 148]. В таких выражениях говорится о святом мире в молитве на освящение мира в Великий четверг, найденной в древнем кодексе Барберини и восхваляющей его полезные свойства Ч Миро является важнейшим символом присутствия Святого Духа в Церкви и в ее богослужении. Его освящение приводит к тому, что елей, смешанный с другими веществами, уже не является просто благовонной смесью, но претворяется в вещество таинства, в котором пребывает Святой Дух. Согласно свт. Кириллу Иерусалимскому (ум. 386 или 387), благовонное миро — уже не обычное масло, а благодатный " Cyr. Hieros. дар Христа 2. Неизвестный автор, именующий себя Дионисием Mystag.3.3 Ареопагитом (ок. 500 г.), даже полагает, что святое миро обла-
*2 eh. 4 дает тем же богословским смыслом, что и Евхаристия *2 [Corpus
Dionysiacum, 95-104] 3. По сей день и духовенство, и миряне считают этот «елей радости» 4 наиболее важным и священным. Приготовление и последующее освящение мира является ключевым событием в современной православной церковной жизни, затрагивающим многочисленные вопросы церковной идентичности, автокефалии и единства.
Ход истории наглядно демонстрирует, что простой чин освящения елея, применявшегося для посвящения новых христиан и для других богослужебных целей, со временем значительно развился. Изначально елей, необходимый для помазания после погружения, освящался во время самого таинства крещения священнослужителем, которым мог быть священник или епископ. С течением времени процесс приготовления и освящения мира претерпевал изменения. На Востоке — вероятно, к концу V в. —
1. Этот евхологий датируется второй половиной восьмого века и происходит из южной Италии.
2. Ср.: [Cyrill von Jerusalem, 126-127; Cyril of Jerusalem, 170-171].
3. Ср.: Nicholas Cabasilas. The Life in Christ, book 3
[Nicholas Cabasilas, 103-112]; Symeon, Archbishop
of Thessalonica. Пер! т^; iepa; теАет^с; той iryiou цирои [Symeon of Thessalonica].
4. Ср.: Евр 1:9, Пс 44:8 и Ис 61:3 (два последних согласно Септуагинте).
руководство приготовлением и освящением мира и участие в связанных с этим священнодействиях все чаще становилось исключительной прерогативой епископов. Поскольку местные синоды продолжали порицать священников, которые в течение длительного периода времени самостоятельно освящали миро, можно предположить, что переход от пресвитерских прав к епископским в этой области был непростым и спорным вопросом. Могло пройти несколько столетий, прежде чем каноны, делающие акт освящения мира прерогативой епископов, были повсеместно приняты и реализованы на практике.
Процесс приготовления и освящения мира совершался один раз в году, в четверг Страстной седмицы — день, выбранный из-за его близости к Пасхе, когда миро требовалось для совершения таинств крещения и миропомазания. Однако в восточном христианстве чин освящения мира со временем стали проводить не ежегодно, а только тогда, когда возникала необходимость, т. е. каждые несколько лет. Более того, прерогатива епископов в освящении мира со временем отошла к первоиерарху («первому», лрютос;) каждой поместной церкви (патриарху, митрополиту или архиепископу соответственно). В византийском обряде переход прерогативы освящения мира к первоиерарху, вероятно, имел место на протяжении XIV-XV вв. В западно-сирийской традиции это могло произойти в течение XIII в., а в армянской — уже в конце VII — начале VIII в. Таким образом, процесс перехода, о котором идет речь, происходил постепенно и с большими различиями в зависимости от региона [Hermann; Tinatin et al., 207-208] 5.
На самом деле, есть две основные причины, по которым привилегия освящать миро отошла к главе той или иной церкви. Во-первых, процесс приготовления «священного елея» становился все более сложным. Во-вторых, наметилась тенденция к централизации церковной власти и, что касается византийского обряда, к подчеркиванию координирующей роли Константинопольского патриархата 6. Из-за растущего влияния этого патриархата, в том числе и в литургических вопросах, он стал оставлять за собой прерогативу освящения святого мира. Интересно,
5. Согласно [Renoux], уже до начала IX в. армянский патриарх имел прерогативу освящения мира.
6. Краткое общее исследование развития первенства и противоречий с принципом соборности как в православии, так и в католицизме см.: [Serving Communion].
что сегодня Константинопольский патриарх и другие присутствующие архиереи произносят молитву освящения мира совместно [Тд "AyюvMvpov, 28-29]. Можно рассматривать это общее одновременное действие как скрытую, косвенную отсылку к прежней практике.
Наряду с впечатляющим современным чином освящения мира, в котором принимают участие все церковные чины (хотя иерархи явно доминируют), именно использование мира в таинствах крещения и миропомазания делает его важнейшим символом взаимосвязи этих таинств и всего церковного богослужения, а также знаком присутствия Святого Духа в церкви. Поэтому кроме крещальной и евхаристической экклезиологии можно говорить и об «экклезиологии миропомазания», бурлящем источнике церковной жизни [Stramara]. Безусловно, миро и его освящение призваны установить тесную связь внутри Православной церкви, соединяя ее иерархию, особенно ее первоиерарха, с реальной богослужебной жизнью в епархиях, приходах и монашеских общинах. Таким образом, это можно сравнить с поминовением предстоятелей сестринских церквей в диптихах и «мирных письмах», которые новый предстоятель поместной церкви посылает своим собратьям.
Как мы увидим в этой краткой статье 7, различные автокефальные церкви получают миро из Константинополя, тогда как остальные производят и освящают свое миро сами. К первым относятся церкви Александрии, Антиохии, Иерусалима, Кипра, Греции, Польши, Албании, Чехии и Словакии, горы Синай, Финляндии и Эстонии. Учитывая это расхождение, мы можем задаться вопросом, символизирует ли процесс приготовления и освящения мира, помимо очевидного единства внутри любой православной церкви, еще и межправославную общность? Является ли он или должен ли являться также символом всеправославного единства? Позвольте мне привести несколько примеров из сложной истории рассматриваемой нами темы.
Так, Сербия поменяла свою позицию: сначала, после того как Константинополь даровал ей автокефалию (в 1879 г.), одновременно повелев получать миро из Босфора, Белград так и поступал, но затем начал производить свое миро и делает это
7. В сотрудничестве с греческим коллегой Хризо-стомом Нассисом (Аристотелевский университет в Фессалониках) я написал гораздо более длинную версию с обширной библиографией: [Groen,
Nassis]. В этой статье также исследуется приготовление и освящение мира в других церквах, как восточных, так и западных.
ВЕСТНИК СВЯТО-ФИЛАРЕТОБСКОГО ИНСТИТУТА. 2022. ВЫПУСК 42
до сих пор. Однако Македонская православная церковь, которая в 1967 г. в одностороннем порядке провозгласила свою независимость от Сербского патриархата, перестала получать оттуда священное миро и теперь освящает свое собственное под предводительством архиепископа в Скопье; это миро также отправляется в приходы за границей. Тем не менее, поскольку Сербский патриархат и другие православные рассматривают эту церковь как раскольническую, ее миро считается недействительным. В настоящее время Сербский патриархат снова владеет некоторыми церковными структурами в Республике Северная Македония, и они получают свое миро из Белграда.
Напротив, Элладская церковь, которая в своем томосе об автокефалии (1850 г.) обязывалась получать миро из Константинополя, все еще придерживается этого правила. В прошлом, когда вспыхнуло греческое восстание против Османской империи и патриархат в имперском граде его осудил (1821 г.), мятежным эллинам, также провозгласившим церковную автокефалию, уже не разрешалось получать миро из Константинополя. Этот запрет, однако, был обойден, и после подписания Константинополем вышеупомянутого томоса, положившего конец расколу, Элладская церковь снова могла официально получать миро от своего патриархата 8.
Пример Сербии наглядно демонстрирует, что обряд освящения мира на Фанаре не является всеправославным, но это становится еще яснее, если мы вспомним, что Московский, Грузинский, Румынский и Болгарский патриархаты также производят и освящают миро сами. Если отдельно остановиться на Московском патриархате, то мы увидим, что прерогатива первоиерарха руководить обрядом освящения мира тоже имеет сложную историю. В этом случае нам надо в первую очередь обратить внимание на Украину. Около 1590 г. — примерно за шесть лет до заключения Брестской унии — Киевская митрополия, тогда еще находившаяся в юрисдикции Константинопольского патриархата, получила от последнего право освящать и распространять собственное миро. Возможно, практика приготовления и освящения мира Киевским митрополитом началась еще раньше, а именно в середине XV в. Какой бы ни была точная дата, важными причинами производства мира в Киеве служили многочисленность населения, долгий
8. Согласно [Frazee, 62, 140, 177, 182, 188], Фанарийский Агафангелос публикует доку-
независимая Эллада не получала миро от Кон- менты, касающиеся обхода этого ограничения:
стантинополя во время раскола. Однако епископ [Ауава^еХод].
и опасный путь его доставки, а также различные трудности и бедность патриархата на Босфоре (приготовление святого мира, для которого требуется большое число веществ, является дорогостоящим процессом). Так, в период между 1520 и 1570 гг. миро в Константинополе не освящали вообще. Реальная практика на Украине даже вышла за рамки прерогативы митрополита, поскольку с конца XVI в. любой русинский епископ имел право освящать миро, делая это каждый год в Великий четверг. Эти прерогативы, однако, позже были отменены Москвой (после грамоты 1686 г. о Киевской митрополии, выпущенной Константинопольским патриархатом) и сохранились только в украинской греко-католической традиции. Иногда Украина обращалась за помощью к другим патриархам. Так, по ее просьбе в 1667 г. патриархи Александрийский и Антиохийский совместно совершили обряд освящения мира и были щедро за это вознаграждены ('quid, pro quo') 9.
Затем в 1675 г. на Синоде в Москве Россия официально подтвердила свою практику проведения обряда освящения мира, действовавшую в то время как в Москве, так и в Киеве. В настоящее время служба совершается в храме Христа Спасителя в Москве; последний раз она проводилась в 2022 г. Кроме того, старообрядцы в России производят свое миро, как и старостильники в Греции.
Русская православная церковь заграницей (основана в 1920 г.) время от времени освящала собственное миро, иногда получала его от Сербского патриархата, а после воссоединения с Московским патриархатом в 2007 г. вновь получает его из центрального хранилища последнего. Православная церковь в Америке (ПЦА) тоже совершает обряд освящения мира самостоятельно: когда Московский патриархат в 1970 г. провозгласил автокефалию ПЦА, в томосе об автокефалии он уполномочил ПЦА освящать собственное миро.
Кроме того, томос об автокефалии новообразованной Православной церкви Украины, подписанный 5 января 2019 г., обязует эту церковь получать миро от «Первопрестольной Константинопольской церкви» в подтверждение своего духовного единства с «Центром православия» [The Ecumenical Patriarchate, 81] 10. Напротив, Украинская православная церковь, состоящая в общении с Московским патриархатом, продолжает получать миро из
9. См.: [Nowakowski; Dupuy; Gudziak].
10. Я не могу углубляться здесь в эту весьма спорную для мирового православия тему. См., напр.: [Bremer, Senyk].
российской столицы. Это еще раз показывает, что вопрос о том, кто предоставляет миро, является отражением проблем автокефалии, автономии, разделения и единства.
Очевидно несоответствие двух принципов: с одной стороны, каждая автокефальная церковь вправе производить и освящать свое собственное миро, а с другой — Вселенский патриархат обладает первенством чести и считает себя духовным центром православия. В этом качестве он намерен координировать отношения внутри православного мира и осуществлять общеправославные инициативы.
История, однако, показывает, что зачастую Константинополь не мог осуществить на практике свои предложения и иногда добровольно уступал свои права другим церквам. Обряд освящения мира на Фанаре является, таким образом, знаком межправославного единства, но это справедливо лишь до известной степени и касается не всех православных церквей. Таким образом, общая картина достаточно сложна: одни православные церкви получают свое миро из Константинополя, в то время как другие сами освящают миро и даже снабжают им сестринские церкви, временно не состоящие в общении с Константинополем.
В любом случае, принятие мира от другого патриархата не означает автоматически, что принимающий признает верховную власть дающего. Здесь следует упомянуть, что на протяжении ХХ в. несколько константинопольских патриархов предлагали своим синодам посылать новоосвященное миро в сестринские церкви, которые производят и освящают свое собственное миро.
Таким образом, с одной стороны, чинопоследование приготовления и освящения мира демонстрирует и утверждает единство, а с другой стороны, оно же подчас обнаруживает и разделение — в случае разрыва общения, настаивания на своей независимости и расхождения во мнениях о правильном исполнении канона.
Тем не менее вера, литургия, экклезиология, "lex orandi" и "lex credendi" по-прежнему глубоко связаны: то, как церковь молится и прославляет Бога, определяет ее веру, а вера — богослужение. Сюда, однако, следует всегда добавлять и "lex vivendi/agendi".
Веру церкви определяет не только то, как она молится и славит Бога, но эти два «закона» должны определять образ ее жизни и действий. И наоборот, правильный образ жизни и действий предполагает правильное богослужение и веру п. Таким образом, при-
11. См., напр.: [Dragica Tadic-Papanikolaou].
готовление и освящение мира должно быть связано с общинной церковной заботой, попечением и взаимным служением, чтобы *1 Ср. Еф 5:2 нести духовный мир и быть «благоуханием приятным» * друг для друга.
Перевод Аси Дашевской
Сокращения
Cyr. Hieros. Mystag. Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные EH Псевдо-Дионисий. О церковной иерархии
Источники
1. Барберини 336 = Евхологий Барберини гр. 336 / Изд-е, предисловие и прим. Е. Велковской, С. Паренти; Пер. с итал. С. Голованова; Редакция русского перевода Е. Велковской, М. Живовой. Омск : Голованов, 2011. 512 с.
2. Corpus Dionysiacum = Corpus Dionysiacum. II, Pseudo-Dionysius Areopagita: De coelesti hierarchia, de ecclesiastica hierarchia, de mystica theologia, epistulae / Eds. G. Heil, A. M. Ritter. Berlin : De Gruyter, 1991. 318 p. (Patristische Texte und Studien; Bd. 36).
3. Cyril of Jerusalem = The Works of Saint Cyril of Jerusalem // Ed.
L. P. McCauley, A. A. Stephenson. Washington, DC : The Catholic University of America Press, 1970 (The Fathers of the Church; v. 64).
4. Cyrill von Jerusalem = Cyrill von Jerusalem. Mystagogicae Catecheses — Mystagogische Katechesen / Trans., intro G. Röwekamp. Bd. 7. Freiburg i. Br. ; Basel ; Wien ; Barselona ; Rom ; New York : Herder, 1992. 197 p. (Fontes Christiani; Bd. 7).
5. Nicholas Cabasilas = Cabasilas N. The Life in Christ / Trans. by C. J. de Cantanzaro. New York : St. Vladimir's seminary press. 1974. 229 p.
6. Symeon of Thessalonica = Symeon, Archbishop of Thessalonica. 'Пер! т^ iepa^ теХет^ тоС äyiou цирои' — De sacro ritu sancti unguenti // Patrologia Graeca. V. 155. Col. 237-252.
Литература
1. Bremer, Senyk = Bremer T, Senyk S. The Current Ecclesial Situation in Ukraine : Critical Remarks // St. Vladimir's Theological Quarterly. 2019. Iss. 63. P. 27-58.
вестник СВЯтО-ФИлАРЕтОВСкОГО института. 2022. ВЫПУСк 42
2. Dupuy = Dupuy B. (1990). La concession du saint myron à la métropolie de Kiev (XIVe s.) et ses aspects actuels // Istina. 1990. Iss. 35. P. 94-104.
3. Frazee = Frazee Ch. A. The Orthodox Church and Independent Greece, 1821-1852. Cambridge : Cambridge University Press, 1969. 228 p.
4. Groen, Nassis = Groen B., Nassis Ch. Consecration of Chrism: Symbol of Ecclesial Unity? // Eds. E. Farrugia and Z. Pasa. Autocephaly and the Orthodox Churches [provisional title]. Rome, 2022, in press (Orientalia Christiana Analecta).
5. Gudziak = Gudziak B. A. Crisis and Reform: The Kyivan Metropolitanate, the Patriarchate of Constantinople, and the Genesis of the Union of Brest. Cambridge, MA : Harvard Ukrainian Research Institute, 1998. 512 p.
6. Hermann = Hermann E. Wann ist die Chrisamweihe zum ausschlie lichen Vorrecht der Patriarchen geworden? // Recueil dédié à mémoire du prof. Peter Nikov [Bulletin de la Société historique bulgare 16-18]. Sofia : Blgarsko istorichesko druzhestvo, 1940. P. 509-515.
7. Nowakowski = Nowakowski P. La formation du rite du saint myron dans la tradition liturgique slave de Kiev // Chrismation et confirmation: Questions autour d'un rite post-baptismal — Conférences Saint-Serge, LIV e Semaine d'Études Liturgiques, Paris, 25-28 juin 2007 / Ed. C. Braga. Rome : Carlo [Publ.], 2009. P. 219-238 (Biblioteca "Ephemerides Liturgicae", "Subsidia" ; v. 148).
8. Renoux = Initiation chrétienne, V. 1 : Rituels arméniens du baptême / Trans., intro, notes Ch Renoux. Paris : Cerf, 1997. 194 p. (Sources Chrétiennes; v. 1).
9. Serving Communion = Serving Communion: Re-Thinking the Relationship between Primacy and Synodality // St. Vladimir's Theological Quarterly. 2019. Iss. 63. P. 59-125.
10. Stramara = Stramara D. F. Toward a Chrismatic Ecclesiology as a Theological Basis for Primacy // Journal of Ecumenical Studies. 2014. Iss. 49. P. 218-246.
11. Tadic-Papanikolaou = Tadic-Papanikolaou D. Orthodox Contributions for the Understanding and Practice of Diakonia (the "Liturgy after Liturgy") // Orthodox Handbook on Ecumenism: Resources for Theological Education / Eds. Pantelis Kalaitzidis et al. Oxford : Fortress Press, 2014. P. 725-732.
12. Tinatin et al. = Tinatin Ch., Kölligan D., Brakmann H. Die Feier der Myronweihe in der armenischen Kirche — mit einer deutschen Übersetzung und liturgiehistorischen Beobachtungen // Oriens Christianus. 2018.
Iss. 101. P. 177-233.
13. The Ecumenical Patriarchate = The Ecumenical Patriarchate and Ukraine Autocephaly: Historical, Canonical, and Pastoral Perspectives / Ed. by Evagelos Sotiropoulos. Order of Saint Andrew the apostle, archons of the Ecumenical patriarchate, 2019. 85 p.
14. Ауава^гХос, = Ауа0а^>еХо?, Ешстколо? Фаvаpíou. 'Н 0еоХоу1к^ ка! кavovlк^ парабостп т^? 'ЕккХг^а? т^? 'Е^або? пер! тоС ка0ау1ацоО, т^? лараХар^? ка! т^? Хатреитк^? хрлстеш? тоС Ауюи Мирои ката т6v I®' ка! К' аЬ^а. А0г^а : АлосттоХ1кг| Дlaкovía тг|? ЕккХгрта? тг|? Е^або?, 2012. 368 ст.
15. То 'Луюг Мйрог = Т6 'Ayюv MlJрov ¿V т^ 'Ор0об6£ш 'ЕккХгртд / Olкouцеvlк6v Патрюр^е^. А0г^а : АлосттоХ1кг| Дlaкovía тг|? ЕккХгрта? тг|? Е^або?, 1992. 31 ст.
Статья поступила в редакцию 06.12.2021; одобрена после рецензирования 30.01.2022; принята к публикации 01.02.2022
ВЕСТНИК СВЯТО-ФИЛАРЕТОБСКОГО ИНСТИТУТА. 2022. ВЫПУСК 42