Научная статья на тему 'Освоение творческой биографии композитора в контексте историко-культурного компонента в системе изучения музыкальной культуры конца ХХ - начала XXI века'

Освоение творческой биографии композитора в контексте историко-культурного компонента в системе изучения музыкальной культуры конца ХХ - начала XXI века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE / КОНEЦ ХХ НАЧАЛА ХХI ВЕКА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / HISTORICAL AND CULTURAL COMPONENT / ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ / CREATIVE BIOGRAPHY / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / ARTISTIC LANGUAGE / ЭДИСОН ДЕНИСОВ / EDISON DENISOV / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / THE END OF THE TWENTIETH AND EARLY TWENTY-FIRST CENTURIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акишина Е.М.

Статья посвящена вопросам освоения современной музыкальной культуры. Одним из компонентов образовательной системы является историко-культурный компонент. В рамках этого компонента рассматриваются творческие биографии композиторов. Изучение биографии композитора дает возможность глубже изучить особенности художественного языка. В статье показывается пример освоения творческой биографии Эдисона Денисова, выдающегося российского композитора-новатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The composer’s creative biography mastering in the context of the historical and cultural component in the musical culture of the late XX-th and early XXI-st centuries’ studying system

The article is devoted to the modern musical culture mastering. One of the educational system components is the historical and cultural component. Within this component creative biographies of composers are considered. Studying the biography of the composer makes it possible to study the features of the artistic language more deeply. The article shows an example of mastering the creative biography of Edison Denisov, an outstanding Russian composer-innovator.

Текст научной работы на тему «Освоение творческой биографии композитора в контексте историко-культурного компонента в системе изучения музыкальной культуры конца ХХ - начала XXI века»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 3, 2017: 334-340

Освоение творческой биографии композитора в контексте историко-культурного компонента в системе изучения музыкальной культуры конца ХХ - начала XXI века

Е.М. Акишина

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования и культурологии Российской

академии образования»

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia email: ihorao@mail.ru

Ключевые слова: музыкальная культура, кожц ХХ - начала ХХ! века, историко-культурный компонент, творческая биография, художественный язык, Эдисон Денисов, педагогическая система.

Key words: musical culture, the end of the twentieth and early twenty-first centuries, the historical and cultural component, the creative biography, the artistic language, Edison Denisov, the pedagogical system.

Резюме: Статья посвящена вопросам освоения современной музыкальной культуры. Одним из компонентов образовательной системы является историко-культурный компонент. В рамках этого компонента рассматриваются творческие биографии композиторов. Изучение биографии композитора дает возможность глубже изучить особенности художественного языка. В статье показывается пример освоения творческой биографии Эдисона Денисова, выдающегося российского композитора-новатора. Abstract: The article is devoted to the modern musical culture mastering. One of the educational system components is the historical and cultural component. Within this component creative biographies of composers are considered. Studying the biography of the composer makes it possible to study the features of the artistic language more deeply. The article shows an example of mastering the creative biography of Edison Denisov, an outstanding Russian composer-innovator. [Akishina E.M. The composer's creative biography mastering in the context of the historical and cultural component in the musical culture of the late XX-th and early XXI-st centuries' studying system]

Система освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХ1 века представляет собой целостное взаимодействие историко-культурного, эмоционально-образного и технологического компонентов, отражающих суть, содержание и направления данной системы, а также ведущих

педагогических подходов, принципов, педагогических условий и критериев.

Значимой частью освоения музыкальной культуры является освоение творческой биографии композиторов - тех, кто создает музыкальное искусство, реформирует его язык, вносит новые образы и идеи. Конец ХХ - начало ХХ! века -время в музыкальной культуре, в котором появилось много выдающихся имен, каждое из которых представляет какое-либо из наиболее значимых направлений современного композиторского искусства.

В данной статье рассматриваются возможности освоения обучающимися творческой биографии Э.В. Денисова.

Денисов Эдисон Васильевич (1929-1996) - крупнейший отечественный композитор-новатор мирового уровня.

Композитор получил музыкальное образование в Томском музыкальном училище, которое окончил по классу фортепиано. Одновременно он учился в Томском университете на механико-математическом факультете, по окончании которого поступил в Московскую консерваторию в класс композиции В.Я. Шебалина. Свои первые музыкальные опусы Денисов отправило на суд Дмитрию Дмитривевичу Шостаковичу.

«Композитор сумел увидеть в студенческих работах ростки настоящего таланта и пригласил Эдисона поступать в Московскую консерваторию. Вот выдержки из писем Дмитрия Шостаковича Эдисону Денисову.

- Учиться вам надо только у Шебалина, так как в наше время это единственный педагог, который может научить «музыкальному ремеслу».

- Ваше стремление к музыке... меня радует.

- Повторяю: тернист путь композитора. Испытал и испытываю на своей собственной шее. А университет обязательно кончайте.

- Советую вам поступать на два факультета: на композиторский и фортепианный.

- Радуюсь и тому, что вы твердо встали на композиторскую дорогу и с каждым новым сочинением двигаетесь вперёд» (Д.В. Эдисон).

Первый крупный успех пришел к Денисову в 1964 году. Его сюита «Солнце инков» для сопрано, трех чтецов и ансамбля из 11-ти инструментов на стихи чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль стала ярким событием в музыкальной жизни страны. Премьера этого выдающегося произведения состоялась в Ленинграде несмотря на сильнейшее сопротивление бюрократического руководства и неоднократные приказы отменить этот концерт. Мы должны быть благодарны выдающемуся дирижеру современности Геннадию Николаевичу Рождественскому за его стойкость, верность своим убеждениям, бескомпромиссность. Он не согласился отменить премьеру «Солнца инков» несмотря на то, что ему неоднократно настоятельно советовали это сделать. Твердость проявила и певица, исполнявшая в этом произведении главную партию -Лидия Анатольевна Давыдова.

В 1979 году на VI съезде Союза композиторов СССР в докладе Первого секретаря Союза Т.Н. Хренникова творчество Денисова подверглось незаслуженной и жесткой критике. Композитор попал в так называемую «хренниковскую семёрку» - «чёрный список» семи русских композиторов. Но в это трудное время Э. Денисов писал новаторскую музыку для кино. Это такие фильмы, как «Безымянная звезда» (режиссер М.М. Козаков), «Сильные духом» и «Идеальный муж» (режиссер В.М. Георгиев), «Аленький цветочек» (режиссер И.И. Поволоцкая), «Царская охота» (режиссер В.В. Мельников), «Пиры Валтасара или Ночь со Сталиным» (режиссер Ю.В. Кара, «Дважды рожденный» (режиссер А.В. Сиренко), «Ночевала тучка золотая» (режиссер С.А. Мамилов), «Самоубийца» (режиссер В.Ю. Пендраковский и др.

Художественный мир Эдисона Денисова во многом обязан своим своеобразием глубоко научным, исследовательским взглядам на область искусства, в особенности на мир музыки и живописи. Живописные образы в сочинениях Денисова предстают в цветовой гамме, отраженной в их названиях: «Жизнь в красном цвете» для голоса и инструментального ансамбля на слова Б. Виана, «Знаки в белом» для фортепиано, «Голубая тетрадь» для сопрано, чтеца, скрипки, виолончели, двух фортепиано и трех групп колоколов

Е.М. Акишина / E.M. Akishina

на стихи А.В. Введенского и Д.И. Хармса, «Черные облака» для вибрафона.

При создании этих произведений Денисов стремился найти такие выразительные средства, которые могли бы в звуках передать все богатство и разнообразие красок природы и живописи (B. Luce).

При внимании к сонорной технике, Э.В. Денисов создает ряд произведений крупной формы в классических жанрах - это инструментальные концерты (фортепианный, виолончельный, скрипичный и альтовый), две камерные симфонии, две симфонии для большого оркестра и другие сочинения.

Композитора интересовала также и область фольклора. Уже в 1960-е годы он создает «Плачи» на русские народные тексты для сопрано, ударных и фортепиано. Пишет он и вокальные циклы - «Твой образ милый» на стихи А.С. Пушкина и «На снежном костре» на стихи А.А. Блока). В 1980-90-е годы Денисов пишет целый ряд крупных произведений, в которых от обращается к вечным общезначимым темам. Это «Пожелание добра» для голоса и инструментального ансамбля на стихи немецкого поэта Ф. Танцера, оратория «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа», Реквием, «Свете тихий» для хора а capella, написанный к 1000-летию Крещения Руси.

Музыкально-театральные жанры в творчестве Э. Денисова представлены такими произведениями, как балет «Исповедь» по роману А. Мюссе, оперы «Четыре девушки» по картине Пабло Пикассо и «Пена дней» по роману Б. Виана. Сам композитор считал своим наиболее значительным произведением оперу «Пена дней», премьера которой состоялась в 1986 году в Париже.

В 1994 году Эдисон Денисов попал в тяжелую автокатастрофу и лечение проходил во Франции. Здесь его творчество было и хорошо известно, и, что самое главное, признано и востребовано. Денисов стал почетным гражданином Парижа и кавалером ордена Почетного легиона.

Эдисон Денисов умер в Париже в 1996 году и похоронен на кладбище Сен-Манде.

В музыке Эдисона Денисова эмоционально-образный компонент проявляет себя, прежде всего, в ее тембро-сонорном

характере, создающем живописно-зримую звуковую материю, которая, оставаясь прекрасной уже благодаря своему существованию, несет целый спектр чувств и настроений от тончайшей нежности до поражающей своей мощью экспрессии. Сам композитор не раз отмечал, что главным в его музыке является лиризм. Хотелось бы добавить, что не менее важным для творчества Денисова стал объективный взгляд автора -взгляд откуда-то с высоты, что сообщает эмоциям, связанным с тем или иным опусом оттенок отстраненности.

Изысканная красота звучаний может сочетаться с поэтичной, возвышенной музыкой - «музыкой сердца» как писал Ю. Холопов (Второе фортепианное трио (1971), Три пьесы для виолончели и фортепиано (1967), «с отголосками древнейших анимистских образов, выступает в наряде звонких радужных интенсивных музыкальных красок. «Пение птиц» для подготовленного фортепиано и магнитофонной ленты (1969) вносит в концертный зал аромат русского леса, птичьи голоса, щебеты, другие звуки природы - источника чистой и вольной жизни».

Не менее органичное сочетание сонорных звучаний и абсурдистского текста слышны в цикле «Голубая тетрадь» на стихи А. Введенского и Д. Хармса для сопрано, чтеца, скрипки, виолончели, двух фортепиано и трех групп колоколов. И здесь «Сквозь невероятный гротеск и хлесткий алогизм («Там томился в клетке Бог без очей, без рук, без ног...» - № 3) вдруг пробиваются трагические мотивы («Я вижу искаженный мир, я слышу шепот заглушенных лир» - № 10) (Ю.Н. Холопов).

Среди образов, возникающих в музыкальной ткани сочинений Денисова - и образы, напрямую связанные с классическим искусством и искусством первой волны авангарда (Шульгин, 1998) - это прекрасные женские образы моцартовской донны Анны (из оперы «Дон-Жуан»), глинкинской Людмилы («Руслан и Людмила»), Лизы (из «Пиковой дамы» П. Чайковского), Лорелеи (из песни Ф. Листа), Марии (из «Воццека» А. Берга) в 5 пьесах для флейты, двух фортепиано и ударных «Силуэты» (1969).

«Обобщением зрелого стиля явилась Симфония для большого оркестра (1987). Эпиграфом к ней могли бы стать

слова композитора: «в моей музыке лиризм - это самое главное». Широта симфонического дыхания достигается многообразным спектром лирических звучностей - от нежнейших дуновений до могучих волн экспрессивных нагнетаний... Искусство Денисова духовно родственно «петровской» линии русской культуры, традиции А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого. Стремясь к высокой красоте, оно противостоит частым в наше время тенденциям упрощенчества, всеопошляющей легкодоступности поп-мышления»

(Ю.Н. Холопов).

Э.В. Денисов глубоко погружался в осмысление философии музыкального искусства, научно исследуют смысл новейших музыкальных конструкций, теоретически обосновывают свои открытия в области нового музыкального языка (Э.В. Денисов «О некоторых типах мелодизма в современной музыке», «Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники»).

Так, композитор писал: «В наше время в музыке происходит эволюция, настолько быстрая и далёко идущая в своих возможных последствиях, что у многих возникает вопрос: «А не лежат ли уже эти поиски за границами музыки как искусства?». никогда ещё эволюция не происходила столь быстрыми темпами. Фактически, всякое музыкальное произведение является распределением в определённом промежутке временного континуума суммы единичных и комплексных объектов, причём все эти объекты не могут быть рассматриваемы как изолированные и имеющие самодовлеющее значение. интуиция (или, в житейской терминологии, вдохновение) в создании музыкального произведения идёт рука об руку с сознательно контролирующим этот процесс творческим разумом. Композитор строит музыкальное здание, и его архитектура не может не быть совершенной - каждый просчёт (или слабость конструкции) неизбежно приводит к преждевременной смерти произведения. Причина долговечности великих творений Г. Машо, К. Монтеверди, Г. Шютца и И. Баха - не только в заложенной в них информации, но и в бесконечно совершенной по красоте конструкции» (Э.В. Денисов).

В целом, можно заключить, что в изучении музыкальной культуры современности приобщение обучающихся к этапам творческой биографии композитора, следование за их стратегией, разработкой художественного языка должно занять достойное место, хотя это, безусловно, весьма сложная задача. В содержание занятий должны быть включены и обзор технологических открытий, и факты личной биографии, и анализ критической литературы в аспекте освоения современной музыкальной культуры. Важно показать и то, что различные направления композиторских техник возникают не одновременно, а в некоторой хронологии, раскрыть роль освоения электронной музыки.

ЛИТЕРАТУРА

Акишина Е.М. 2012. Дистанционное обучение в процессе подготовки будущих учителей. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 1(4): 772-782.

Денисов Э.В. Музыка и машины [Электронный ресурс]. - URL: http://wikilivres.ru.

Холопов Ю.Н. Эдисон Васильевич Денисов [Электронный ресурс] URL:

http://www.belcanto.ru/denisov.html. Шульгин Д.И. 1998. Признание Эдисона Денисова. М.: Композитор. 465 c. Эдисон Д.В. [Электронный ресурс]. - URL:

http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/1434. Luce B. 2000. Light from Behind the Iron Curtain: Anti-Collectivist Style in Edison Denisov's «Quatre Pièces pour Flûte et Piano. - Ann Arbor: UMI.

Получена / Received: 14.05.2017 Принята/Accepted: 19.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.