Научная статья на тему 'Опыт музыкально-историографического анализа на примере духовных сочинений Эдисона Денисова'

Опыт музыкально-историографического анализа на примере духовных сочинений Эдисона Денисова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
868
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Костромитина А. В.

Данная работа посвящена проблеме историографии духовного наследия Эдисона Денисова композитора, принадлежащего к ведущим представителям послевоенного музыкального отечественного авангарда. В работе дается типология научно-исследовательских трудов, посвященных творчеству композитора в контексте исторического времени. Выделены и анализируются три типа работ: монографии; статьи отдельных авторов и нарративные источники. В этих трудах исследованы: биография композитора, особенности музыкального текста, произведены анализы некоторых произведений, определен их стиль. Так же рассмотрены отдельные вопросы музыкального языка, жанров, техники; даны описания поздних сочинений композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of musical, historical and graphic analyses applied to the spiritual legacy of Edison denisov

The essay under consideration has been compiled focusing on the historical and graphic analyses of Edison Denisov's cultural heritage. The composer is one of the leading representatives of the Soviet post-war musical vanguard. The essay presents the typology of the research works on his legacy within the historical context. Three types of sources are specified and analyzed: monographs, articles and some publications of narrative character. In them an attempt has been made to reveal the peculiarities of the composer's musical expression, to define the style of some of his compositions, to study his autobiography. There is also an account of his latest compositions, as well as some aspects of musical genre and technique. Yet, the important subject of national features reflected in his spiritual music has been overlooked.

Текст научной работы на тему «Опыт музыкально-историографического анализа на примере духовных сочинений Эдисона Денисова»

ОПЫТ МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ ДУХОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ЭДИСОНА ДЕНИСОВА

Эдисон Васильевич Денисов относится к ведущим представителям послевоенного музыкального авангарда. Однако творческая личность композитора формировалась в сложное политическое время — в эпоху установок «соцреализма» и борьбы с художественным самовыражением. Ввиду своей композиторской независимости и идеологической1 бескомпромиссности в то время многие молодые композиторы испытывали препятствия и гонения со бт'ОрОНЫ официальной общественности. Среди нйх особо выделяются еще два имени — Альфред Шнитке и Софья Губайдуллина. В научных трудах направление этих композиторов получило несколько определений: «русский авангард» [1, с. 4], «шестидесятники» [2, с. 12], «московская троица» [3, с. 20]. В исследовательских работах в числе композиторов авангардного направления называют также А. Волконского, Г. Уствольскую, С. Слонимского, Б. Тищенко, Б. Чайковского и других. Эти художники стремились к духовной свободе, к преодолению «железного занавеса», к освобождению от запретов и ограничений. Они искали новые средства и модели, чтобы выразить дух своего времени. В этом смысле творческий путь

Э. Денисова весьма показателен. Сначала он придерживался традиций своего первого учителя — Дмитрия Шостаковича и, несомненно, испытывал влияние других классиков XX века, позже Э. Денисов обратился к современным техникам западного авангарда. «Пропустив» всё это через себя, композитор обрел свой индивидуальный стиль. «Именно Денисову удалось сказать по-настоящему своё и по-настояще-му веское музыкальное слово в данный период истории нашей культуры. Именно он открыл новую страницу русской музыки и вошел в такие заповедные области, в какие еще не ступала нога русского композитора. И сделал он это на уровне такого высочайшего профессионализма и мастерства, которые могут быть свойственны только гению» [4, с. 11]. Так характеризуют личность мастера его ученики Дмитрий Смирнов и Елена Фирсова.

В музыковедении конца XX века явно прослеживается интерес к личности Э. Денисова1. Первыми к исследованию творчества композитора приступили Ю. Холопов и В. Ценова. В 1993 году выходит их монография, состоящая из пяти глав. Помимо биографии композитора, авторы определяют художественную концепцию творчества Э. Денисова, раскрывая сферы его духовного мира. Достаточно подробно Ю. Холопов и В. Ценова описывают стиль

1 В основу данного исследования положен хронологический принцип обзора литературы, посвященной композитору.

и технику композитора, прослеживая эволюцию выразительных средств от ранних сочинений к произведениям 80-х годов, от истоков к обретению собственного «я». Четвертая глава представляет собой краткие характеристики наиболее важных сочинений композитора, которые рассматриваются по жанровому принципу. В последней главе монографии содержатся собственные высказывания Э. Денисова о композиторах разных эпох (от Моцарта до Кейджа), о некоторых стилях, направлениях, техниках, и о музыкальном языке2.

В 1995 году появляется «Музыка Эдисона Денисова» — сборник материалов научной конференции, посвященной 65-летию композитора. Этот труд включает статьи 6 авторов, которые исследуют различные сферы творчества Э. Денисова. М. Соколова в своей работе выявляет русские традиции в опере «Пена дней». Автор более всего уделяет внимание связям композитора с русской литературой (Ф. Достоевский), классической эстетикой и религиозной философией второй половины XIX века — начала XX века (Вл. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев), а также некоторым особенностям русского национального сознания. Основные точки соприкосновения, по словам автора — это «русские идеи» бессмертия и Воскресения, Вечного света Христова и Вечной красоты» [5, с. 10]. В статье В. Холопо-вой рассматривается ритмика Э. Денисова, причем в связи с особенностями национальных традиций музыкального ритма, восходящих к Глинке, Мусоргскому, Скрябину и Стравинскому. Е. Бараш исследует оркестровое пространство музыки Э. Денисова. А. Соколов пытается раскрыть особенности алгоритма творческого процесса композитора, его «лирическую геометрию», обращаясь к авторским анализам Э. Денисова. Ю. Холопов, рассматривая в своей статье эволюцию 12-тоновости XX века, выделяет два периода гармонического стиля Э, Денисова: «первый» — двенадцатитоновый и «второй» (приблизительно с 1977 года) он связывает с периодом распространения у композитора авторской фигуры «е d s», которая повторяется и в транспозициях, и в производных формах, может быть взята по вертикали, по горизонтали и по диагонали. В. Ценова обращается к поздним опусам композитора: «Kyrie» (1991), «К небу» (1993), «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» (1992). Ана-

2 Кроме того, монография включает раздел «Заключение», несколько приложений с письмами, интервью, аннотациями, дискографией, библиографией композитора и нотные примеры.

лизируя эти сочинения Э. Денисова, автор статьи констатирует продолжение стабилизации стиля композитора.

Помимо монографических исследований, посвященных творчеству Э. Денисова, особым образом следует выделить анализ собственных наблюдений композитора, представленных в его «записных книжках», изданных в 1997 году. По словам В. Ценовой, это не личный дневник и не автобиография композитора, «это — мысли для себя, размышления о жизни, культуре, искусстве, внутренняя реакция на происходящее вокруг» [6, с. 3]. «Записные книжки» позволяют узнать музыкальные и литературные пристрастия композитора, его эстетические взгляды, в них он часто пишет и о собственной музыке, о своих иногда самых сокровенных мыслях3.

Исключительно важным в ряду работ, исследующих творчество Э. Денисова, является еще один труд — «монографические беседы» композитора с музыковедом Дмитрием Шульгиным «Признание Эдисона Денисова» (год издания 1998), где запечатлены многочисленные и часто не ординарные взгляды композитора на различные проблемы искусства, как XX века, так и предшествующих столетий. Так же в книге представлены подробные авторские анализы собственных сочинений Э. Денисова, иногда достаточно критичные.

«Свет. Добро. Вечность» — так называется книга, посвященная памяти композитора, изданная после смерти композитора в 1999 году. В этом четырехчастном труде содержатся статьи и аналитические материалы, в которых исследуются разные области творчества Э. Денисова (стиль, жанры, техника, музыкальный язык), воспоминания его друзей, коллег, учеников, а также собственные аналитические статьи и интервью композитора. Примечательно, что многие работы обращают читателя к внутреннему миру композитора, его эстетической концепции и духовным идеалам.

Завершая обзор трудов о творчестве Эдисона Денисова, следует указать на ряд интервью композитора в различных периодических изданиях, которые так же позволяют открыть некоторые тайны его творчества и мировоззрения4.

Итак, характеризуя литературу, посвященную композитору, можно выделить три типа работ: первый — монографическое исследование, второй —

3 Комментируя это издание, В. Ценова предупреждает читателя о том, что Э. Денисов не предназначал свои записи для публикации, поэтому в них содержатся подчас весьма резкие и субъективные высказывания композитора.

4 См.: Денисов Э.В. «Если ты настоящий артист, ты всегда независим...»: Беседы Э. Денисова с Ж.-П. Арман-го (перевод с фр. Е. Бараш) // Музыкальная академия,

1994, № 3. — С. 72—76; Денисов Э.В. «Не люблю формальное искусство...» (беседу ведет Г. Пантиелев) // Советская музыка, 1989, № 12. — С. 12—20.

статьи, освещающие биографию Э. Денисова, отдельные произведения композитора, его технику, элементы музыкального языка. И, наконец, третий тип работ — нарративные источники — издания, содержащие собственные высказывания композитора; записи, беседы, интервью.

Несмотря на научные труды, посвященные творчеству Э. Денисова, все же отдельные полюсы его наследия остаются открытыми не в полном объеме. Неисследованной осталась и проблематика национального характера музыки композитора. Целесообразным в этой связи считается более глубокое рассмотрение духовных сочинений Э. Денисова. Необходимо отметить, что пока не существует обобщающего труда, освещающего целостную картину духовного творчества композитора. Только в работе В. Ценовой предпринята попытка «охватить музыкальные сферы проявления широко понимаемой религиозности в творчестве композитора» [7, с. 135]. Данный автор предлагает классификацию произведений по принципу постепенного отдаления от канонической церковной музыки:

1. Произведения религиозные и церковные:

Церковные хоры из музыки к спектаклю театра

на Таганке «Преступление и наказание» (1977), хор «Свете тихий» (1988).

2. Произведения религиозных жанров, но не церковные:

Реквием для сопрано, тенора, хора и оркестра (1980), оратория «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» для тенора, баса, хора и оркестра на тексты из Нового Завета и православной литургии (1992), Kyrie для хора и оркестра (1991), «Три отрывка из Нового Завета» для контратеноров, двух теноров, баритона, флейты и колоколов (1989).

3. Произведения, в которых церковные тексты сочетаются с другими:

Реквием на стихи Ф. Танцера и литургические тексты для сопрано, тенора, хора и оркестра (1980), опера «Пена дней» (1981) по роману Б. Виана.

4. Концертные произведения, в которых использованы цитаты из духовных сочинений:

Вариации на тему канона Й. Гайдна «Tod ist ein langer Schlaf» («Смерть — это долгий сон») для виолончели с оркестром [1982], вариации на тему хорала И.С. Баха «Es ist genug» («Довольно») для альта и фортепиано или ансамбля (1984, 1986)

5. Произведения, использующие религиозные символы.

В качестве примера к последней категории В. Ценова относит лишь одну композицию — «Голубую тетрадь» для сопрано, чтеца, скрипки, виолончели, двух фортепиано и трех групп колоколов (1984). Религиозным в этом сочинении В. Ценова видит идейный стержень, который высвечивает тему смерти5. В меньшей степени ассоциации с духов-

3 Кстати, сам Э.,Денисов как-то назвал это произведение еще одним своим реквиемом.

Филология

ным жанром вызывают использование в составе исполнителей колоколов и партия чтеца.

Возможно, рамки статьи не позволили В. Ценовой указать все произведения композитора, так или иначе связанные с религиозными знаками. Она ставила целью показать лишь примерную картину жанров творчества композитора, имеющих отношение к данной тематике, На наш взгляд к пятой категории произведений можно было бы отнести еще целый ряд сочинений. Это: цикл «Плачи» для сопрано, фортепиано и ударных на народные тексты, в котором Э. Денисов изобразил, наверное, самое скорбное духовное событие — обряд похорон, сложившийся в старой России. «Плачи» — это, конечно и, прежде всего, воплощение русской духовности, русской души, и, в какой-то степени, это сочинение, связанное с религиозным моментом, причем даже напрямую. Ведь образ Бога, церкви, он всё время присутствует в цикле» [8, с. 167].

В балете «Исповедь» по роману А. Мюссе (1984) композитор вновь обращается к главным мотивам пассиона —■ мучениям и смерти6.

«Рождественская звезда» для голоса, флейты и струнных на стихи Б. Пастернака (1989) рассказывает слушателю об одном из главных религиозных событий — рождении Христа.

«In Deo speravit cor meum» — «На Бога надеется сердце моё» для скрипки (флейты), гитары и органа (1984) — опус, написанный к юбилею Иоганна Себастьяна Баха, в основе которого—тема из «Музыкального приношения», и монограмма BACH7. По свидетельству Э. Денисова, это произведение он писал специально для исполнения в соборе города Касселя, где неоднократно играл и сам Бах. Таким образом, 5 раздел дополнен нами и составляет не одно, как у В. Ценовой, а пять произведений. И еще внесем некоторые уточнения в классификацию автора статьи. В первый раздел включены произведения религиозные и церковные. Но, на наш взгляд, они религиозные, но не церковные, т.к. не предназначены и не могут быть исполнены в православном богослужении.

Достоинством работы В. Ценовой является подробный анализ духовной оратории «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа». По ее словам, это произведение необычно по жанру, т. к. соединяет в себе три события — жизнь, смерть и воскресение, являющиеся содержанием трех различных духовных жанров — рождественской оратории, пассиона и мессы. Но более определенно в это сочинение встроены два духовных жанра: православная литургия и пассион (страсти)8. Э. Денисов здесь ис-

6 В своих комментариях Э. Денисов не раз говорил о близости балета своему Реквиему.

7 Это сочинение В. Ценова упоминает лишь в сноске. См.: [7, с. 141].

8 Необычность заключается еще и в том, что впервые

текст, заимствованный из «Страстей по Матфею» в этом

произведении зазвучал по-русски.

пользует толькорелигиозные тексты, сама музыка не содержит цитат и даже аллюзий на церковный стиль.

В числе духовных сочинений композитора особое место; конечно же, принадлежит религиозной драме «Лазарь, или Торжество Воскрешения» (1995). Подобная работа не имеет аналогов в истории музыки. Э. Денисов завершил незаконченную религиозную драму Франца Шуберта, в основе которой — известный евангельский сюжет, описываемый только у Иоанна и повествующий об одном из чудесных деяний Христа — воскрешении Лазаря.

«Воскрешение Лазаря» создавалось Ф. Шубертом в 1820 году. Либретто, написанное в 1778 году, принадлежит перу литератора и теолога из Галле

А. Нимейера. В музыковедческой литературе жанр этого сочинения точно не определен. Можно встретить несколько обозначений: пасхальная кантата, духовная драма, сценическая оратория, драматическая оратория, кантата, оратория. А. Нимейер и Ф. Шуберт называли «Лазаря» религиозной драмой, но, поскольку имеется разделение на акты, а также различные ремарки композитора, указывающие на место действия и поведение героев, то «Лазарь», возможно, более музыкально-драматическое произведение, чем церковное, а потому рассчитанное на исполнение в театре. Кроме того, и сам Э. Денисов на встрече в Московском доме композиторов 28 февраля 1996 года, где впервые в нашей стране был представлен «Лазарь», называл его и трактовал как оперу. Определяя жанр «Лазаря», скорее можно говорить о некоем сплаве или «о новом, созданном Шубертом типе музыкальной драмы, теснейшим образом связанной с песенной природой его творчества и отражающей глубоко индивидуальное восприятие христианских понятий» [9, с. 92].

Как известно, Ф. Шуберт не дописал это произведение (полностью сохранилась партитура первого акта — «Смерть Лазаря» и большая часть второго — «Положение во гроб»), действие обрывается в конце второго акта на арии Марты. 175 лет опера оставалась незаконченной9. Своего рода знаковое событие произошло в 1994 году, когда Хельмут Рил-линг — руководитель Баховской академии города Штутгарта — предложил Э. Денисову дописать эту оперу Ф. Шуберта10.

3 В период 1820—1822 годов Ф Шуберт работал над произведениями, которые он переделывал во множестве вариантов. Некоторые из них были дописаны лишь позже, а другие остались незавершенными. Кроме «Лазаря», это: месса As-dur, хор «Песнь духов над волнами», набросок симфонии E-dur.

!!1 Это досочинение уникально еще и потому, что кажется символично связанным с предшествующим творческому акту событием. Известен факт из жизни Э. Денисова; в 1994 году под Москвой он попал в автокатастрофу, после которой оказался в реанимации и долгое время находился без сознания. Благодаря помощи врачей, родственников и собственным усилиям, композитор остался жить. И именно после такого чудесного «второго

В творчестве Э. Денисова уже были подобные работы11. Но все примеры досочинения не такие глобальные по масштабу как «Лазарь». К тому же известно, что в архивах не было обнаружено никаких черновиков и набросков к третьему акту. «Лазарь» единственное и неповторимое в своем роде сочинение. Подобных примеров завершения незаконченного произведения композитора, настолько отдаленного по времени и стилю нет.

Продолжая анализ работ о творчестве Э. Денисова, следует отметить, что в труде Е.Б. Долинской «О русской музыке последней трети XX века» духовные произведения композитора рассматриваются в рамках проблем, касающихся возвращения к религиозным жанрам в творчестве отечественных композиторов XX века и — шире — возрождения духовности как основы русского искусства.

Н.В. и Н.П. Парфентьевы на основе исследования древнерусских традиций в духовной музыке XX века пришли к выводу, что в музыкальном творчестве религиозной тематики отчетливо выявляются две линии: духовность русского православия и общехристианская духовность. К типу сакрально-мистических сочинений, не связанных напрямую с православной традицией, принадлежит, по мнению авторов, творчество Э. Денисова [10, с. 117].

В немецком издании «Geistliche Musik» даются краткие аналитические заметки лишь относительно двух духовных опусов композитора: Реквиема и «Kyrie», и речь здесь идет главным образом об истории возникновения этих произведений [11].

В некоторых трудах, посвященных советской музыке, духовные произведения Э. Денисова практически не упоминаются12.

Данная работа посвящена проблеме изучения духовной музыки Эдисона Денисова. Здесь дается типология научно-исследовательских трудов, посвященных творчеству композитора в контексте исто-

рождения» была завершена опера Ф. Шуберта «Лазарь». Пройдя такой страшный и вместе с тем таинственный путь собственного «воскрешения», Э. Денисов смог найти в себе силы дописать недостающий акт и озвучить за Ф. Шуберта идею воскрешения.

"В 1991 году по заказу Баховского фестиваля (в лице того же X. Риллинга), к 200-летию со дня смерти В.А. Моцарта было досочинено Kyrie (для хора и оркестра), от которого осталось всего 37 тактов. А в 1992 году композитор реконструировал, оркестровал и завершил оперу К. Дебюсси «Родриго и Химена».

13 Упомяну книги Григорьевой Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. — М. Сов. композитор, 1989. — 208 с. и Никитиной Л.Д. Советская музыка: история и современность. — М. 1 Музыка, 1991. — 254 с.

рического времени. Выделены и анализируются три типа работ: монографии; статьи отдельных авторов и нарративные источники. Несмотря на то, что в них исследованы: 1. —биография композитора, особенности музыкального текста, произведены анализы отдельных произведений; 2. — рассмотрены некоторые вопросы единиц музыкального языка, жанров, техники, даны описания поздних сочинений композитора, все же не раскрытой осталась актуальная проблема — «Особенности национального характера духовной музыки Э. Денисова». В данном ракурсе наследие композитора не изучено.

В работе удалось проследить историю исследования творчества Эдисона Денисова, подробно раскрыть историографию изучения его духовных сочинений, выявить еще не изученную область, и сформировать новые объекты исследования.

Литература

1. Холопов, Ю. Эдисон Денисов. / Ю. Холопов,

B.C. Ценова, — М. : Музыка, 1993. — 312 с.

2. Долинская, Е.Б. О русской музыке последней трети XX века. / Е.Б. Долинская. — Магнитогорск : Магнитогорская гос. консерватория, 2000. — 158 с,

3. Холопов Ю. Музыка России: между AVANT и RETRO / Ю. Холопов // Музыка XX века. Московский форум. Материалы международных научных конференций//Научные труды Московской гос. консерватории / Отв. ред. B.C. Ценова. — М., 1999 — Сб. 25, —С. 12—32.

4. Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы. — М.. Московская гос. консерватория, 1999. — 488 с.

5. Музыка Эдисона Денисова // Материалы научной конференции, посвященной 65-летию композитора. Научные труды Московской гос. консерватории. — М., 1995. — Сб. 11. — 144 с.

6. Неизвестный Денисов: Из записных книжек (1980/81 — 1986,1995). —М. : Композитор, 1997 — 160 с.

7. Ценова B.C. Новая религиозность русской музыки и духовные сочинения Эдисона Денисова // Музыка XX века. Московский форум. Материалы международных научных конференций. Научные труды Московской гос. консерватории / Отв. ред. B.C. Ценова, —М., 1999. —Сб. 25, —С. 128—141.

8. Цит. по: Шульгин Д. Признание Эдисона Денисова: по материалам бесед. — М. : Композитор, 1998, —438 с.

9. Купровская, Е. Второе воскрешение Лазаря / Е. Купровская. // Музыкальная академия, 1996. — №3, —С. 86—90.

10. Парфентьева, Н.В. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX века / Н.В. Парфентьева, Н.П. Парфентьев. — Челябинск : Челябинский гос. университет, 2000. — 154 с.

11. Geistliche Musik // Aus unseren Katalogen / Sommer 2002. — Sikorski informirt, S. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.