Научная статья на тему 'Значение детских тембров в “Missa brevis in d” Бенджамина Бриттена'

Значение детских тембров в “Missa brevis in d” Бенджамина Бриттена Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1343
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ / ДЕТСКИЕ ТЕМБРЫ / ТВОРЧЕСТВО Б. БРИТТЕНА / МЕССА / ЖАНР / СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / MUSIC FOR CHILDREN’S PERFORMANCE AND PERCEPTION / CHILDREN’S TIMBRES / B. BRITTEN’S CREATIVE WORK / MASS / GENRE / MEANS OF MUSICAL EXPRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сорокина Екатерина Александровна

Духовные жанры в музыке ХХ века получили многогранное претворение, в котором своеобразно взаимодействуют традиции и новаторство. Статья посвящена “Missa brevis in D” английского композитора Бенджамина Бриттена. Рассматривается роль детских тембров в этом сочинении, а также влияние исполнительского состава на выбор средств музыкальной выразительности. Отдельно анализируются специфика композиции произведения, связь с церковным каноном. Акцентируется музыкальное просветительство в творчестве композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF CHILDREN’S TIMBRES IN “MISSA BREVIS IN D” BY BENJAMIN BRITTEN

Spiritual genres in the music of the XX century received a multi-faceted implementation, in which traditions and innovation interact in a unique way. The article is devoted to “Missa brevis in D” by the English composer Benjamin Britten. The role of children’s timbres in this work, as well as the influence of the performers on the choice of means of musical expressiveness is considered. The specificity of the composition of the work, the connection with the church canon is analyzed in detail. The musical enlightenment in the composer’s creativity is highlighted.

Текст научной работы на тему «Значение детских тембров в “Missa brevis in d” Бенджамина Бриттена»

Сорокина Екатерина Александровна

ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКИХ ТЕМБРОВ В "MISSA BREVIS Щ Р" БЕНДЖАМИНА БРИТТЕНА

Духовные жанры в музыке ХХ века получили многогранное претворение, в котором своеобразно взаимодействуют традиции и новаторство. Статья посвящена "1У^а Ьге^ т D" английского композитора Бенджамина Бриттена. Рассматривается роль детских тембров в этом сочинении, а также влияние исполнительского состава на выбор средств музыкальной выразительности. Отдельно анализируются специфика композиции произведения, связь с церковным каноном. Акцентируется музыкальное просветительство в творчестве композитора. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-4M4.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 4. C. 175-177. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 78

Искусствоведение

Духовные жанры в музыке ХХ века получили многогранное претворение, в котором своеобразно взаимодействуют традиции и новаторство. Статья посвящена "Missa brevis in D" английского композитора Бенджамина Бриттена. Рассматривается роль детских тембров в этом сочинении, а также влияние исполнительского состава на выбор средств музыкальной выразительности. Отдельно анализируются специфика композиции произведения, связь с церковным каноном. Акцентируется музыкальное просветительство в творчестве композитора.

Ключевые слова и фразы: музыка для детского исполнения и восприятия; детские тембры; творчество Б. Бриттена; месса; жанр; средства музыкальной выразительности.

Сорокина Екатерина Александровна, к. искусствоведения

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова sorokina_e_al@mail. ru

ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКИХ ТЕМБРОВ В "MISSA BREVIS IN D" БЕНДЖАМИНА БРИТТЕНА

В творчестве английского композитора ХХ века Бенджамина Бриттена важное место занимают произведения, направленные на детское восприятие или исполнение. В ряду сочинений, рассчитанных на детские тембры, "Missa brevis in D" - опус, в котором обращение исключительно к детским голосам определило специфику трактовки старинного жанра. Ориентация на исполнение детьми во многом повлияла на выбор средств музыкальной выразительности, в том числе на фактурное решение и особенности интонационного содержания, а также на драматургию всего цикла.

В истории музыки месса отличается особой жизнеспособностью: возникнув в далёкое Средневековье, в каждое столетие этот жанр оставался востребованным, находя претворение, соответствующее эпохе, в то же время сохраняя связь времён. Ю. Н. Холопов, рассматривая вопрос долгой истории мессы, отмечает: «Едва ли причиной такого удивительного постоянства жанра является лишь инерция его прикладного обиходного назначения. В мессе заложена глубокая идея, представлявшая один из великих шагов в развитии человеческого духа» [5, с. 40].

"Missa brevis" (op. 56) Б. Бриттена была написана в 1959 году (посвящена детскому хору Вестминстерского собора и их руководителю, органисту Джорджу Малколму). Примечателен исполнительский состав, выбранный композитором, - детский хор в сопровождении органа. Такое решение, в первую очередь, напоминает о старинной церковной практике, как и тембр органа, который (по сравнению с оркестром) придаёт звучанию этого произведения некоторую камерность и эмоциональную доверительность. Детские голоса ассоциируются с ангельским пением, таким образом, тембровое решение придаёт данному сочинению особую светоностность и возвышенность. Состояние божественного откровения, восторга и радости преобладает в произведении и становится доминирующим во всём цикле.

В то же время обращение к детским голосам - не только дань традиции. Бриттен широко известен как музыкант-просветитель [1]. Канон мессы brevis [2], характеризующийся малыми масштабами с одной стороны и простотой музыкального языка - с другой, позволяет познакомить юных музыкантов со сложным содержанием старинной духовной музыки. Месса имеет четыре миниатюрные части. В сравнении с каноном, в мессе Бриттена отсутствует Credo (при этом Sanctus Benedictus поделён на два самостоятельных раздела-части, в какой-то мере создает впечатление традиционной для жанра пятичастности). Credo в католической мессе -это кульминация цикла, несущая символ веры христианина. Исследователи указывают на влияние протестантской литургической практики [7]. В то же время исключение Бриттеном части, самой сложной в исполнительском плане и насыщенной в образно-эмоциональном, также, вероятно, связано с ориентированием на детское исполнение.

Ориентирование на детские голоса определило и выбор композитором средств музыкальной выразительности. Произведение достаточно легко осваивается детьми, даже если это любительский коллектив [6]. В партитуре преобладают высокие светлые регистры, особенно в первой части. Привлекают внимание бесполутоновые звучания, мягкие интонации большой секунды и малой терции. Интересно темповое решение цикла -во всей мессе преобладает медленный темп. Большинство частей имеют ремарки Largo с самыми различными оттенками: Largo (I ч.), Largamente - Largamente e dolce (III ч.), Largo con solennita (IV ч.). И только II, Gloria, выделяется темпом Allegro, подчёркивающим яркость части. В свою очередь, сдержанные темпы создают атмосферу умиротворения, покоя и созерцания, характерную мессе и молитвенному настроению в целом.

Однако, что свойственно Бриттену, композитор в произведениях, рассчитанных на детей, не упрощает изложение. При прозрачности фактуры (доступной для детского исполнения) удивляет полифоническая насыщенность развития голосов - в частности, широко применяется имитационная техника. Сложностью отличается и ладотональное решение цикла. Подобно П. Хиндемиту в "Ludus tonalis", Б. Бриттен при обозначении расширенной тональности указывает только тонику - in D. Звучание общей фактуры насыщено хроматикой, создающей терпкие созвучия, свойственные музыкальной стилистике ХХ века. Свободное мелодическое движение в рамках хроматической системы воспринимается особенно красочно и колоритно.

176

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Примечательно постоянное модуляционное движение в частях мессы при главенстве мажорной ладовой направленности (все разделы цикла, кроме финального, написаны в D-dur). Так, тональная логика I части (Kyrie) устремлена от D-dur к Fis-dur с последующим зеркальным отражением тонального плана во II части (Gloria: Fis-dur - D-dur). При этом ладовое тяготение Fis завуалировано (колебания fis-moll - Fis-dur). В партии органа подчёркнута полипластовость: разные слои фактуры противопоставляются не только в ладовом отношении, но и в тесситурном, и в ритмическом.

Б. Бриттен "Missa brevis in D Gloria"

/ *f

В целом музыкальный язык мессы отличается особой красочностью. Своеобразные гармонические сопоставления, оригинальные ритмические комбинации, линеарная графика фактурных пластов, регистровые переклички - всё подчёркивает яркость и колорит художественных образов. Композиция каждой части имеет симметричные закономерности, посредством стройности формы воплощая идею красоты и совершенства. Так, например, выразительно звучат дублировки отдельных мелодических вокальных линий в партии органа, создающие не только удобство интонирования, что весьма важно для детских голосов, но и каждый раз посредством тембровой игры придающие новые нюансы окраске звука. При прослушивании мессы возникает ощущение необыкновенной музыкальной щедрости композитора, каждая новая краска воспринимается как блик в праздничном свечении разноцветной радуги.

Примечательна и общая композиция мессы. В ^пе преобладает плавное неторопливое движение, нисходящий порядок вступления имитирующих голосов символизирует спускание с неба на землю. В части акцентируется особая просветлённость звучания - посредством высокого регистрового положения, центрированности вокруг терцового тона fis, консонантности параллельных терцовых движений мелодики, а также красочных восходящих пассажей в партии органа. Мелодия среднего раздела, представляющая собой зеркальное обращение начальной темы, своей симметричностью подчёркивает ощущение идеальности и красоты.

Gloria отличается концертностью и виртуозностью - красочно сопоставляются разные регистровые пласты, подчёркиваются динамические контрасты, прихотливо комбинируются ритмические узоры в условиях акцентуации размера 7/8, в развитии ярко сопоставляются партии solo и tutti. Интонационную основу составляет ключевой начальный мотив I части, который здесь предстаёт в зеркальном варианте, подчёркивая глубокую внутреннюю связь. Примечательно, что основная тема этой части заимствована - источником стал один из древних григорианских напевов (Mass XV из "Liber usualis", мелодия датируется Х веком), что маркирует исходную традицию.

Liber usualis Mass XV Gloria

Sanctus выделяется большей распевностью. В мелодике переливы кварто-квинтовых ходов, чередующие то восходящее, то нисходящее движение, подчеркивают состояние восхваления. В то же время в этих своеобразных изгибах мелодики ощущается скерцозное начало, по своей интонационной природе близкое детским фольклорным игровым попевкам, что создаёт ореол чего-то вечного и одновременно по-детски невинного. Еще сильнее это начало ощущается в Benedictus - игриво акцентируются скачки на нону и кварту. В партии органа используются те же кварто-квинтовые соотношения, но по вертикали - красочными параллелизмами.

Как отмечалось, в мессе отсутствует Credo - часть, на которую традиционно приходится кульминация. В произведении Бриттена драматургическая логика иная, для композитора важен резкий контраст двух состояний - восторга и скорби. Поэтому кульминация приходится на последнюю часть - Agnus Dei, связанную с символикой жертвы за человечество.

Б. Бриттен "Missa brevis in D Agnus DeV

LlTfil tut klllrttlll« lJ : «cj fr

IM

Контраст этой части подчеркнут на самых разных уровнях - ладовом (d-moll), интонационном (выделяются малосекундовые интонации, как в горизонтальных линиях, так и по вертикали в партии органа), гармоническом (терпкая диссонантность), ритмическом (тревожные сигналы в обращённом пунктирном ритме). Постоянным отклонениям в хоровой партии противостоит остинатный бас, неумолимо повторяющий одну мелодическую формулу. Лишь в конце линия баса изменяет свой ход, всё движение успокаивается, приходя к умиротворению. Заключительная фраза - «И на земле мир...» - неоднократно имитируется в партиях хора, внося некоторое просветление и ощущение опорности, устоя.

В целом логика цикла направлена от мажора к минору. Это композиционное решение можно понимать и как обратный вариант концепции «от мрака к свету», и как своеобразный антипод барочной традиции окончания минорных сочинений мажором. Но, несмотря на минор финала, светоносность музыки в этом произведении Бриттена не меркнет. Заключение воспринимается как покаяние, примирение, столь важное для духовного жанра.

В творческом наследии Бенджамина Бриттена, адресованном детской аудитории (для исполнения или восприятия), выделяются сочинения, направленные на ознакомление со спецификой жанров. Так, «Путеводитель по симфоническому оркестру для юных музыкантов» знакомит с музыкальными инструментами, представление «Давайте ставить оперу» - с закономерностями оперы. "Missa brevis in D" можно назвать своеобразным путеводителем по традициям центрального духовного жанра - мессы.

В целом Бриттен прочно опирается на традиции церковного жанра, но претворяет их по-своему. Р. Б. Насонов, рассматривая особенности стиля выдающегося английского композитора, отмечает: «Старинная музыка не воспринималась Бриттеном как музыка прошлого. Тщательно изучая её, композитор испытывал поэтическое вдохновение, а не чисто научный интерес. Это был особый, неземной, нездешний мир -рай, из которого доносились ангельские голоса детей» [3]. Данное утверждение в полной мере можно отнести и к рассмотренному произведению. Старинный жанр, прошедший через века и эпохи истории музыки, в новой трактовке доносит до современных слушателей вечные истины.

Список источников

1. Ковнацкая Л. Г. Бенджамин Бриттен. М.: Советский композитор, 1974. 392 с.

2. Ледовский А. А. Историко-типологические особенности жанра missa brevis // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 12 (26): в 3-х ч. Ч. 1. C. 141-144.

3. Насонов Р. Б. Бриттен [Электронный ресурс]. URL: http://art.1september.ru/article.php?ID=200302001 (дата обращения: 15.09.2017).

4. Сорокина Е. А. Модус детства в контексте масштабных произведений музыкального искусства России XIX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 12 (26): в 3-х ч. Ч. 2. C. 188-191.

5. Холопов Ю. Н. Месса // Кюрегян Т. С., Москва Ю. В., Холопов Ю. Н. Григорианский хорал. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2008. С. 40-67.

6. Marcella Ranch Benjamin Britten's Contribution to Church Music [Электронный ресурс]. URL: http://scholarlycommons. obu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1027&context=grad_theses (дата обращения: 27.11.2017).

7. Missa Brevis (Britten) [Электронный ресурс]. URL: http://religion.wikia.com/wiki/Missa_Brevis_(Britten) (дата обращения: 20.11.2017).

THE MEANING OF CHILDREN'S TIMBRES IN "MISSA BREVIS IN D" BY BENJAMIN BRITTEN

Sorokina Ekaterina Aleksandrovna, Ph. D. in Art Criticism Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov sorokina_e_al@mail. ru

Spiritual genres in the music of the XX century received a multi-faceted implementation, in which traditions and innovation interact in a unique way. The article is devoted to "Missa brevis in D" by the English composer Benjamin Britten. The role of children's timbres in this work, as well as the influence of the performers on the choice of means of musical expressiveness is considered. The specificity of the composition of the work, the connection with the church canon is analyzed in detail. The musical enlightenment in the composer's creativity is highlighted.

Key words and phrases: music for children's performance and perception; children's timbres; B. Britten's creative work; mass; genre; means of musical expressiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.