Научная статья на тему 'Освоение территории Внутренней Монголии — путь от китайской колонии до промышленного центра'

Освоение территории Внутренней Монголии — путь от китайской колонии до промышленного центра Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
499
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ / ТЕРРИТОРИЯ / УРБАНИЗАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОРОД / ФОРМИРОВАНИЕ / INNER MONGOLIA / TERRITORY / URBANIZATION / INFRASTRUCTURE / TOWN / FORMATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ордынская Юлия Владимировна

Исследование направлено на изучение территориального освоения Внутренней Монголии с момента борьбы за независимость до получения статуса автономии в составе КНР и начала активного процесса урбанизации региона. Весь этот этап сопровождался неоднократной реорганизацией территории, она либо распадалась, либо частично включалась во временные государственные образования. А после получения автономного статуса была применена совершенно новая индустриальная модель развития, которая способствовала активной колонизации региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение территории Внутренней Монголии — путь от китайской колонии до промышленного центра»

АРХИТЕКТУРА

The development of the territory of Inner Mongolia as the way from the Chinese colony to an industrial center Ordynskaya Yu. Освоение территории Внутренней Монголии -путь от китайской колонии до промышленного центра Ордынская Ю. В.

Ордынская Юлия Владимировна / Ordynskaya Yuliya - преподаватель, кафедра дизайна архитектурной среды, факультет архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: исследование направлено на изучение территориального освоения Внутренней Монголии с момента борьбы за независимость до получения статуса автономии в составе КНР и начала активного процесса урбанизации региона. Весь этот этап сопровождался неоднократной реорганизацией территории, она либо распадалась, либо частично включалась во временные государственные образования. А после получения автономного статуса была применена совершенно новая индустриальная модель развития, которая способствовала активной колонизации региона.

Abstract: the study aims at investigating the territorial development of Inner Mongolia from the time of the struggle for independence until gaining the status of autonomy within the PRC and the beginning of an active process of region urbanization. The whole stage was accompanied by repeated reorganization of the territory that was either broken up or partially included in the interim state formation. After autonomous status had been granted, a completely new industrial model of development facilitating an active colonization of the region was implemented.

Ключевые слова: Внутренняя Монголия, территория, урбанизация, инфраструктура, город, формирование.

Keywords: Inner Mongolia, territory, urbanization, infrastructure, town, formation.

1. Исторические предпосылки территориальной организации

После включения территории Монголии (Внешней и Внутренней) в состав цинской империи в XVII веке, произошло дальнейшее закрепление экономической отсталости монгольских земель. Цинские правители способствовали дальнейшему усилению феодальной раздробленности территории, поощряя дробление феодальных уделов. Такая политика позволяла централизованно контролировать весь регион. Территории Внутренней Монголии, являющиеся родиной монгольских и тунгусо-маньчжурских народов, на 90 % были заселены китайцами, хотя целенаправленная колонизация китайцами этих районов приобрела большой размах лишь с первой четверти XX в.

На протяжении всего XIX в. происходило увеличение различий между Внутренней и Внешней Монголией. К концу XIX века территория Внутренней Монголии включала 25 аймаков от границ Маньчжурии к западу до Аньсичжоу (регион, граничащий с Синьцзяном), от Китайской стены до Гоби и Амура. Культурные, экономические и политические связи Внутренней Монголии были прочно включены в структуру административного аппарата Китая, а ее территория имела статус провинции. К этому времени Внешняя Монголия находилась в вассальных отношениях с Китаем, поэтому была наделена более широкими политическими свободами, чем Внутренняя Монголия. К началу XX в. Китайская империя имела

множество проблем, связанных с нарастающей мощью Японии и потерей части территории после японо-китайской войны. Тогда же администрация династии Цин провела административно-территориальные изменения во Внутренней Монголии, положившие начало нарушения территориальной целостности региона [4, с. 192].

Происходившая в начале XX века колониальная агрессия и проникновение капиталистических держав на территорию Китая оказали сильное влияние на Монголию, входившую в состав Китайской империи. В этот период в Китае широко проводилась военная реформа, шло интенсивное железнодорожное строительство с привлечением иностранного капитала, строились железные дороги до границы с Россией, началась активная колонизация Внутренней Монголии и Маньчжурии. Предыдущая маньчжурская политика препятствовала проникновению в Монголию земледельческой колонизации, китайской торговли и иностранного капитала. В начале века политический курс был изменён, и началась русско-монгольская торговля, вывозился скот и сырье, активно шла торговля с Японией. В Урге (Внешняя Монголия) открылись американские, английские, немецкие фирмы, а также множество китайских магазинов и различных контор. Началась новая политика, целью которой было превращение всей территории Монголии в рядовую китайскую провинцию. В 1906 году в Пекине было учреждено Особое бюро по переселенческим делам Монголии, которое выработало особый план колонизации, предусматривающий массовую миграцию крестьян, особенно в приграничные с Россией районы (Внешняя Монголия). Вследствие этого стратегического курса в Монголию направились тысячи трудящихся китайцев. В дальнейшем эти районы и образовавшиеся здесь китайские поселения были освобождены от подчинения монгольским князьям. В них были созданы особые волости и уезды с китайскими органами власти, находившимися в ведении маньчжурской администрации. Изменившееся отношение маньчжуров к китайской колонизации Монголии было вызвано стремлением образовать вдоль границы с Россией широкую полосу китайских поселений, создавая надёжный барьер, препятствующий русскому влиянию в Монголии [6].

Синьхайская революция 1911 года спровоцировала национально-освободительные движения и привела к распаду цинской империи. В правительственных и общественных кругах России видели в Китае реальную военную угрозу, и потому царское правительство, когда в декабре 1911 г. во время начавшейся в Китае Синьхайской революции халхаские князья провозгласили независимость Монголии, высказало поддержку Монголии. Сразу же было предложено заключить договор о торговле и строительстве железных дорог. Россия, пытаясь не допустить китайскую колонизацию и ввода китайских войск, взяла курс на создание буферного государства из Северной и Западной Монголии. Эта задача была решена, когда в 1915 г. по русско-китайско-монгольскому соглашению, подписанному в Кяхте, Внешняя Монголия (Халха и Кобдоский округ) получила широкую автономию, официально оставаясь в составе Китая [3, с. 213].

Синьхайская революция на некоторое время помешала дальнейшему территориальному реформированию Внутренней Монголии. Если усиление политической независимости Внешней Монголии, начиная с середины XIX в., было обусловлено вхождением ее в сферу национальных интересов Российской империи (создание буферной зоны), то Внутренняя Монголия к 1905 г., особенно ее восточная часть, стала сферой интересов Японии, которая распространяла свое влияние на Маньчжурию и Ляодунский полуостров. И когда Внешняя Монголия в результате Синьхайской революции получила широкую автономию, формально оставаясь в составе Китайской Республики, то Внутренняя Монголия, в соответствии с русско-японским соглашением от 8 июля 1912 г., была поделена на сферы влияния: западная часть отошла Российской империи, восточная - Японии [4, с. 192]. В результате

проведённых административных реформ в 1914 г. часть территории была включена в состав провинции Чахар.

Последующие несколько десятков лет её территория неоднократно дробилась на части, менялась в размерах, по сути, без какого-либо дальнейшего развития региона. В 1928 г. китайское правительство разделило Внутреннюю Монголию между провинциями Суйюань, Чахар и Жэхэ. А в 1931-45 гг. значительная часть Внутренней Монголии оккупирована Японией, и на ее территории были созданы марионеточные монгольские правительства (Мэнцзян).

В период японского правления неоднократно менялись столицы Мэнцзян. В период 1933-1936 гг. город Байлинмяо, являясь временной столицей, играет ключевую роль в политических и военных процессах, происходящих в исследуемом регионе. В этот период город и его окрестности «обрастают» необходимой инфраструктурой - в Долоноре строится аэропорт, в Чжанбэе, в самом Байлинмяо и вблизи дворца Дэ Вана сооружаются крупные нефтехранилища [2, с. 30]. А уже в 1936 году монгольской столицей становятся два небольших и не игравших сколько-нибудь значимой роли до этого уездных городка-поселка: Чжан-бэй и Хуадэ. Уезд Хуадэ был специально создан прояпонскими властями марионеточного Мэнцзяна в начале 1930-х годов [2, с. 40].

В 1941 вся территория была освобождена Советской армией совместно с войсками Монголии, а 1 мая 1947 был создан Автономный Район Внутренняя Монголия (АРВМ). В 1947 году северная часть провинции Чахар, населённая преимущественно монголами (изначально историческая область Монголии), была включена в автономный район. В 1954 в состав была включена территория бывшей провинции Суйюань, в 1956 - провинция Ганьсу.

Начало территориального и экономического развития Внутренней Монголии

После провозглашения КНР (1949 г), впервые развитие территории Внутренней Монголии позиционировалось как одна из важнейших политических задач. В первую очередь стали строиться лесообрабатывающие предприятия для переработки леса, в новых осваиваемых местах появились новые города и поселки, пролегли железные и шоссейные дороги. Одновременно начали производиться в разных районах и лесопосадки (специальные экологические проекты).

В 1953 г. началось строительство крупного предприятия по производству железа -в западной части Суйюани, г. Батоу. Появление крупного индустриального центра способствовало формированию инфраструктуры города и отдельных районов. Индустриализация Внутренней Монголии спровоцировала наплыв не только местного населения, но множества трудовых мигрантов. Для быстрого развития предприятия в г. Батоу потребовались ресурсы, в связи с чем в середине 1950-х гг. началось возведение железной дороги, которая должна была связать металлургическое предприятие и горы Дацин и Баянобо, в районе которых шёл процесс добычи угля. Развитие новых железных дорог стало необходимым условием для развития Внутренней Монголии. Одной из первых появилась железная дорога, связавшая крупные промышленные центры Внутренней Монолии и провинции Ганьсу: Баотоу -Ланьчжоу (1953—1959), и которая способствовало быстрому росту Ланьчжоу (рис 1).

Рис. 1. Появление новых городов и дорог в АРВМ

Магистраль Баотоу - Ланьчжоу пролегала через район Хотао, через пустыню Алашань и Нинся - Хуэский Автономный район к городу Ланьчжоу. Постепенно по мере строительства вдоль магистрали осваивались не только новые месторождения, но и новые населённые пункты. Только строительство этой дороги привело к развитию ещё двух центров по добыче угля (Вуда и Хайповань). В Ордосе был сдан в эксплуатацию в 1959 г. первый во Внутренней АРВМ нефтеперерабатывающий завод. С появлением крупной промышленности и железных дорог на территории Внутренней Монголии стали быстро расти такие города, как Баотоу, Хух-Хото, Цзи-кин, Хайлар, Якаши [5, с. 68].

Именно в этот период сложилась городская агломерация Ху-Бао-О-Юй (Хух-хото-Баотоу-Ордос), которая на сегодняшний день представляет собой самый активно развивающийся регион во всём Западном Китае. Данная агломерация - типичная модель городского развития в Китае. В её основу вошли малые и средние города с согласованным развитием, с полицентрической городской структурой, а также богатыми запасами минеральных ресурсов и большим потенциалом, которые являются основой развития урбанизации. Рассматриваемая т. н. ткань агломерации состоит из 4-х центральных городов, 26 уездов и 198 поселковых формирований, каркасом служат функционально-сложившиеся транспортные магистрали [1, с. 6].

В период строительства металлургических предприятий, в марте 1958 года был учреждён посёлок Баян-Обо (уездного уровня), который изначально находился в составе аймака Уланчаб. Через пару месяцев он был отдан в подчинение г. Баотоу, а уже в августе того же года был образован крупный Горнорудный район Баян-Обо.

В 1954-1955 гг. к АРВМ были присоединены территории соседних провинций. В 1954 году происходит реорганизация территории и Хулун -Нонийский и Хинганский аймаки образовали Хулунбуирский аймак с центром в городе Хайлар, который

вошёл в состав АРВМ. Благодаря этим территориальным изменениям регион стал трансграничным не только со стороны Монголии, но и со стороны СССР. А в 1955 г. была открыта первая трансграничная железная дорога, связывающая Улан - Батор (МНР), Внутреннюю Монголию и Пекин, благодаря чему небольшое приграничное поселение Эрэн-Хото получило развитие как пограничный город. Немного позже была построена вторая дорога на Пекин через Тхунляо - Чшифэн (1972-1977 гг.) (рис. 1).

В дальнейшем опять происходило деление региона, и к началу 1970-х гг. площадь Внутренней Монголии была резко сокращена. Хулунбуирский аймак был выведен из состава Автономного района Внутренней Монголии и передан в подчинение провинции Хэйлунцзян. В июле 1979 года было восстановлено существовавшее ранее административно-территориальное устройство региона Внутренней Монголии и Хулунбуирский аймак вновь вошел в её состав, оставшись в нём и по настоящее время, и получил следующее территориально-административное деление: 1 городской район городского подчинения (собственно город Хайлар) и 5 крупных городов (Маньчжурия, Чжалантунь, Якэши, Иньхэ, Эргуна). Большинство городов находятся на границе с Россией и с начала политики «открытых дверей» (90-е гг.) получили статус открытых городов.

Миграционное движение как основа развития региона. Индустриализация и ускоренное развитие региона также поспособствовали хорошо спланированной миграции, появлению многих специальных программ по заселению исследуемого региона. В 1953 г. была проведена всекитайская перепись, по итогам которой во Внутренней Монголии насчитывалось 61 00 104 человек. Китайское население в основном концентрировалось в районах верхнего течения Ляохэ в районе г. Хайлар, Улан-Хото. В середине 50-х во Внутреннюю Монголию был организован поток трудовых мигрантов, в основном из южных провинций. Для плановых централизованных управлений миграционными процессами ввелась специальная система прописки - хукоу, под которую попадали не только городские жители, но и сельские. В течение последующих десятилетий уникальная система хукоу, представляющая систему регистрации по месту жительства или прописки, ограничивала бесконтрольное передвижение населения [5, С. 69].

С 1955 г. резко меняется характер миграции во всём исследуемом регионе, что было связано с обострением политической обстановки. Вследствие этого китайское правительство начинает усиление окраин. И развитие миграционных процессов, в связи с ухудшением отношений между СССР и КНР, переходит на новый этап - с середины 1957 г. во Внутренней Монголии - на границе с МНР появляются новые поселения «военные фермы», созданные на случай военного конфликта. Миграция способствовала увеличению численности важных в стратегическом плане городов Внутренней Монголии, что и усилило колонизацию региона (1952-1957) [5, с. 69].

Выводы

Длительное время территория Внутренней Монголии фактически не развивалась и подвергалась неоднократной реорганизации, она либо распадалась, либо частично включалась во временные государственные образования. Начавшаяся в 1950-е годы политика превращения Внутренней Монголии в один из промышленных центров запада КНР, привела к индустриализации региона, улучшению транспортной системы, появлению новых городов. Это повлияло на повышение уровня жизни населения, а также способствовало развитию новых отраслей промышленности, которые в дальнейшем были вынесены за пределы больших городов Внутренней Монголии. АРВМ явилась одной из первых территорий, на которой была «испытана» совершенно новая индустриальная модель развития, а индустриализация региона стала опорой, способствующей развитию урбанизации.

В связи с этим в настоящее время наметилась проблема урбанизации территории, связанная с дисбалансом развития её Западного и Восточного региона, так как в западной части происходит развитие крупных промышленных городов, база которых сформировалась ещё в середине 50-х годов, а в восточной части только развитие небольших экогородов, на территории которых реализуются экологические проекты («проект по озеленению горных и пустынных районов», «проект по озеленению бассейна реки Хуанхэ», «проект восстановления лесного и травяного покрова на пахотных угодьях»).

Литература

1. Ань Дун Формирование кольцевой агломерации Ху-Бао-О-Юй (КНР): автреф. дис. канд. Архитектуры, - Санкт-Петербург, 2013. - 20 с.

2. Дудин П. Н. «Кочующая» столица Мэнцзяна // Eurasia: statum et legem (Евразия: Государство и Право), международный журнал - 2014. - № 1. - С. 27-44.

3. Курас Л. В. Монголия в 1911-1913 гг.: Современная российско-монгольская историография // Власть. - 2015. - № 4. - С. 209-214.

4. Курас Л. В. Монгольский мир в условиях революционного процесса в первой четверти ХХ в. // Власть. - 2015. - № 8. - С. 190-195.

5. Мажинский С. В. Индустриальное развитие и миграционные процессы в Автономном Районе Внутренняя Монголия в годы первой пятилетки (1952-1957 гг.) // Вестник Томского Государственного Университета. - 2014. - № 1. - С 67-70.

6. История Монголии [Электронный ресурс]. URL: http://mongolhist.ru/izmenenie-manchzhurskoj-politiki-v-mongolii/ (дата обращения 17.02.16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.