ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аббас З.М.
аспирант, Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования), Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Zana. abbas@su. edu. krd Zana. abbasm@gmail. com Самосенкова Т.В.
доктор педагогических наук, профессор, Белгородский государственный национальный
исследовательский университет samosenkova@bsu. edu. ru
ОСВОЕНИЕ РУССКИХ ПАДЕЖЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ: ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ
АНГЛОГОВОРЯЩИХ СТУДЕНТОВ
Аннотация: изучение русского языка, особенно его падежной системы, представляет значительное препятствие для англоговорящих учащихся из-за его сложности и незнакомых грамматических структур. В русском языке используется шесть падежей — именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный, которые обозначают функции существительных, местоимений и прилагательных в предложениях, что представляет серьезную трудность для тех, кто не знаком с языками с флективной системой. В данной статье рассматривается эффективность игр как педагогического инструмента для обучения русским падежам, подчеркивая преимущества игрового обучения в повышении вовлеченности, снижении тревожности и улучшении когнитивной памяти.
Ключевые слова: русский язык, падежи, изучение языка, игровое обучение, преподавание русского, образовательные игры
Введение. Освоение русской грамматики является серьёзной задачей для англоговорящих учащихся из-за сложной системы падежей. В русском языке грамматические функции существительных, местоимений и прилагательных обозначаются изменениями в их окончаниях, включая шесть различных падежей — именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный — каждый из которых выполняет уникальные функции. Эти особенности содержат сложности, отсутствующие в английском языке, что усложняет для учащихся понимание того, когда и как использовать правильный падеж. Студентам также необходимо запомнить разнообразные схемы склонений для различных родов, чисел и категорий одушевленности, которые включают сложные изменения в окончаниях существительных, прилагательных и местоимений. Этот процесс может показаться пугающим для англоговорящих учащихся, не знакомых с грамматическими флексиями.
Трудности в обучении часто усугубляются необходимостью использовать примеры на русском языке для основных коммуникаций. Отсутствие понимания функций падежей может затруднить для учащихся построение осмысленных предложений или точное понимание смысла, что приводит к разочарованию и, возможно, потере мотивации. Поэтому поиск эффективных стратегий для преподавания русских примеров крайне важен для поддержания вовлечённости учащихся и их успехов в изучении языка. В последнее время всё более распространённым подходом к преподаванию сложных грамматических концепций, таких как русские падежи, становится использование игр. Игры признаются эффективным инструментом обучения в различных областях, а геймификация обучения — внедрение игровых элементов в неигровые контексты — показывает повышение вовлечённости студентов, их мотивации и общего удовлетворения от учебного процесса. Интеграция игр в учебный процесс позволяет преподавателям сделать изучение языка более интерактивным,
динамичным и увлекательным для учеников, особенно при изучении таких сложных аспектов, как грамматика.
Игры эффективны в изучении языка, так как они способствуют активному участию вместо пассивного запоминания информации. Вместо заучивания правил и списков учащиеся активно взаимодействуют с материалом через мгновенное принятие решений, решение задач и эксперименты. Такое активное вовлечение особенно полезно при изучении русских падежей, где постоянная практика и подкрепление необходимы для усвоения множества склонений и их применений. Кроме того, игры улучшают когнитивные функции, такие как запоминание и распознавание шаблонов. Использование игр для преподавания русской грамматики позволяет преподавателям упростить процесс обучения и предложить увлекательный, интерактивный метод для освоения русских склонений.
Основная часть. Русская грамматика включает шесть падежей, каждый из которых выполняет определённую роль в построении предложений. Эти падежи важны для передачи смысла, так как порядок слов в русском языке более свободный, чем в английском. Именительный падеж указывает на подлежащее предложения, например, «Кот спит». Родительный падеж часто выражает принадлежность или отсутствие чего-либо, как в примере «Книга студента». Дательный падеж обозначает косвенное дополнение, как в предложении «Она дала книгу студенту», в то время как винительный падеж указывает на прямое дополнение, как в примере «Я вижу кота». Творительный падеж описывает средство, с помощью которого выполняется действие, например, «Он написал ручкой», а предложный падеж используется с определёнными предлогами для обозначения места или темы, как в предложении «Она говорит о книге».
Каждый падеж требует от учащихся усвоения определённых окончаний, которые меняются в зависимости от рода, числа и одушевленности существительных. Эта сложность может показаться устрашающей для англоговорящих учащихся, не знакомых с флективными языками, где грамматические функции выражаются изменением окончаний слов [3]. В отличие от английского языка, который в основном опирается на порядок слов для передачи смысла, русские падежи являются основой для понимания структуры предложений. Освоение падежей является важной, но сложной задачей для тех, чей родной язык не содержит аналогичной системы. Англоговорящие учащиеся сталкиваются с рядом трудностей при освоении русских падежей. Одной из основных проблем является понимание самой идеи падежей, так как в английском языке они не используются. Кроме того, запоминание склонений для разных родов существительных, чисел и правил одушевлённости может быть весьма трудным. Также учащиеся должны понять правильное применение каждого падежа в предложении, что может вызвать путаницу, особенно при различении схожих функций, таких как выбор между родительным и дательным падежами. Свободный порядок слов в русском языке усиливает эту сложность, что требует от учащихся глубокого понимания падежей для достижения владения языком. Отсутствие примеров делает коммуникацию на русском практически невозможной, что подчеркивает важность успешного преподавания этих понятий [6].
Игры могут стать эффективным инструментом для преодоления этих трудностей при обучении русским падежам. В отличие от пассивных методов обучения, таких как заучивание, игры способствуют активному участию, требуя от учащихся применять грамматические правила в реальном времени. Это взаимодействие является важным для усвоения сложных грамматических структур, таких как русские падежи, поскольку оно заставляет учащихся принимать решения, решать задачи и рисковать, что способствует более глубокому пониманию. Игры улучшают процесс изучения языка, повышая вовлечённость, и тем самым поддерживают мотивацию учащихся при изучении сложных тем [1]. Кроме того, игры имеют когнитивные преимущества, которые особенно полезны при изучении языка. Они помогают учащимся развивать навыки решения проблем, распознавания шаблонов и улучшения
запоминания. Игры требуют постоянного взаимодействия с материалом, что способствует закреплению знаний через повторение в увлекательной и менее стрессовой форме [5]. Постоянное воздействие и практика необходимы для долговременного запоминания различных форм и функций русских падежей.
Одним из наиболее значимых преимуществ использования игр для преподавания русской грамматики является низкий уровень давления и положительная атмосфера, которую они создают. Изучение нового языка может вызывать тревожность, особенно при освоении сложных грамматических структур. Игры снижают тревогу, переключая внимание с перфекционизма на удовольствие. Ошибки рассматриваются как неотъемлемая часть процесса, а не как неудачи, что побуждает учащихся исследовать новые подходы и рисковать без страха критики. Эмоциональная безопасность крайне важна для изучения языка, так как она позволяет учащимся практиковаться без стеснений и развивать уверенность в своих силах [2]. Существует множество игровых форматов, которые могут эффективно использоваться для обучения русским падежам. Настольные игры по грамматике являются отличным способом практиковать использование падежей в увлекательной и соревновательной обстановке. Например, «Русская грамматическая монополия» требует, чтобы учащиеся правильно отвечали на вопросы, связанные с падежами, для приобретения собственности или продвижения по игровому полю. Эта игра сочетает стратегию с грамматическими упражнениями, поддерживая вовлечённость студентов и укрепляя их понимание падежей.
Карточные игры также являются хорошим методом для обучения русским падежам. Игра, такая как «Русский грамматический Снэп», помогает учащимся сопоставлять существительные с правильными падежными окончаниями, предоставляя повторное воздействие на склонения. Этот метод особенно полезен для начинающих, стремящихся понять закономерности окончания падежей [4]. Можно сказать, что через постоянное наблюдение и использование этих форм, учащиеся могут более эффективно усваивать правила применения падежей. Несомненно, цифровые обучающие игры предоставляют значительные возможности для освоения русских падежей. Платформы, такие как Duolingo, интегрируют игровые активности в процесс изучения языка, предлагая короткие, увлекательные сессии для освоения грамматики. С помощью этого приложения студенты могут улучшить своё знание падежей, так как оно предоставляет множество повторений и делает обучение весёлым. Игры, разработанные на заказ, могут быть нацелены на конкретные ситуации, предоставляя учащимся эффективные и увлекательные методы для закрепления знаний. Многопользовательские онлайн-игры служат захватывающей средой для взаимодействия с ровесниками, позволяя учащимся практиковать различные ситуации через обсуждения в реальном времени или соревновательные задания.
В дополнение к вышеупомянутым играм, ролевые игры (RPG) предоставляют более погружающий образовательный опыт, помещая студентов в ситуации, где для продвижения по диалогам и действиям необходимо правильное использование падежей. В классной RPG студенты могут принимать различные роли и участвовать в беседах, требующих корректного использования грамматических падежей для постановки или ответа на вопросы. Такой подход делает грамматику более применимой и актуальной, позволяя студентам понять значимость использования падежей в повседневной речи [5]. Кроме того, существуют игры, специально разработанные для тренировки определённых падежей. Именительный падеж можно тренировать с помощью игры под названием «Кто есть кто?», в которой студенты дают описания людей, животных или предметов, используя подсказки, а другие участники отгадывают тему, правильно применяя именительный падеж. Для тренировки винительного падежа можно использовать карточную игру под названием «Совпадение действий», в которой ученики соединяют глаголы с их прямыми дополнениями, например, сопоставляя «Я вижу» с «кота» в винительном падеже. Для практики родительного падежа учащиеся могут участвовать в игре в стиле охоты за сокровищами под названием «Квест на принадлежность»,
в которой они находят предметы и описывают их владельцев с использованием родительного падежа, например, «Это ручка учителя».
Ролевая игра под названием «Дарение и получение» может помочь учащимся практиковаться в дательном падеже, моделируя такие обмены, как «Я даю книгу своему другу». В случае с творительным падежом можно использовать игру под названием «Время инструментов», где дети описывают действия с использованием инструментов, например, «Я пишу ручкой». Для практики предложного падежа можно применить игру, основанную на местоположениях, под названием «Где в мире?», где студенты должны описывать местоположение предметов, например, «Книга на столе».
Интеграция таких видов активности в учебный процесс имеет несколько преимуществ. Преподаватели могут адаптировать игры для разных уровней подготовки, позволяя начинающим студентам выполнять базовые задачи, такие как сопоставление слов с падежами, а более опытные ученики могут заниматься составлением предложений и участвовать в сложных ролевых ситуациях. Игры могут быть рассчитаны как на групповое, так и на индивидуальное участие, способствуя как коллективному обучению, так и самостоятельному изучению. Оптимально включать краткие и регулярные игровые сессии в стандартную программу, чтобы закрепить грамматические принципы, не делая игры единственным фокусом урока [6]. При обучении русской грамматике англоговорящих студентов, образовательные игры могут стать отличным способом сделать процесс обучения увлекательным и интерактивным. Вот несколько идей игр, адаптированных для обучения русской грамматике:
1. Морской бой с глаголами: Учитель или ученики создают сетку, напоминающую традиционную игру «Морской бой», с инфинитивами глаголов в каждой клетке. Игроки угадывают "корабли" своего противника, правильно спрягая глаголы для данного местоимения. Если ответ правильный, игрок попадает; если нет, промахивается. Эту игру можно использовать для настоящего, прошедшего и будущего времени.
2. Грамматическое бинго: Создайте карты бинго с разными грамматическими формами, такими как падежи существительных или формы глаголов. Учитель называет слово, а ученики отмечают правильную форму на своей карте. Например, ученики могут отметить «книга» в форме именительного падежа единственного числа, если у них есть правильная падежная или склоняемая форма.
3. Пазл с падежами: Это упражнение направлено на обучение русским падежам, понимание и применение падежей в предложениях. Ученики выбирают карточки с существительными, склоненными правильно, чтобы завершить предложения. Игра может стать более соревновательной, если установить ограничение по времени на выполнение как можно большего количества предложений.
4. Грамматическая викторина в стиле Jeopardy: Создайте доску в стиле Jeopardy с категориями, такими как «Падежи существительных», «Спряжение глаголов», «Предлоги» и «Местоимения». Ученики выбирают категорию и отвечают на вопросы, получая очки за правильные ответы.
5. Создание истории с падежами: Цель игры — практиковать русские падежи в контексте, начиная с истории, где каждый ученик добавляет предложение, используя определенный падеж, например, винительный или дательный. Это помогает закрепить структуру предложений и понимание использования падежей в русском языке.
В конечном итоге игры предоставляют отличный способ для учителей оценить прогресс учащихся. Преподаватели могут наблюдать за тем, как студенты применяют грамматические правила в ходе игр, и давать мгновенную обратную связь или конструктивные комментарии по завершении игры. Это гарантирует, что учащиеся не только получают удовольствие от процесса обучения, но и получают важные рекомендации для постепенного улучшения использования падежей.
Заключение. Освоение падежей может быть сложным и трудным для носителей английского языка из-за запутанных схем склонений и того, что концепция русских грамматических падежей изначально им незнакома. Поэтому введение образовательных игр в процесс обучения языку оказывается эффективной стратегией, помогающей учащимся лучше усвоить эти понятия. Игры не только улучшают запоминание, но и способствуют активному участию, создавая комфортную учебную среду, которая снижает тревогу учащихся, связанную с ошибками. Использование различных ресурсов, таких как ролевые сценарии, карточные игры, а также настольные игры с грамматическим уклоном в учебном процессе, может повысить вовлечённость студентов и сделать обучение более динамичным, увлекательным и эффективным. Секрет успешного обучения заключается в сочетании игровых подходов с грамматической практикой, что обеспечивает полное усвоение концепций падежей и их уверенное применение в практических ситуациях. Учащиеся лучше усваивают эти концепции и достигают прочного владения грамматикой, многократно практикуясь в игровых ситуациях.
Литература:
1. Асонова Г.А. Специфика применения игровых заданий при обучении русскому языку американских учащихся в рамках работы на летних курсах// Мир науки. Педагогика и психология, 2017. № 4(5). URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN417.pdf (дата обращения: 17.09.2024).
2. Жесткова Е.А. Грамматические игры на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников// Современные проблемы науки и образования, 2016. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25374 (дата обращения: 17.09.2024).
3. Климова Т. Пять полезных игр на уроке русского языка// Русский Подкаст. URL: https://russianpodcast.eu/games-russian-lesson.html (дата обращения: 15.09.2024).
4. Нгуен Т.Н. Применение игр в преподавании и изучении русского языка в ханойском юридическом университете// Международный научно-исследовательский журнал. 2021.
5. Развитие русского языка у детей с помощью игр. URL: https://kidskey.org/blog/simple-games-for-learning-russian (дата обращения: 06.09.2024).
6. Ханларовна З. Г. Грамматика русского языка и обучение РКИ// Грамматика Русского Языка И Обучение РКИ - Русский Язык. URL: https://multiurok.ru/blog/grammatika-russkogho-iazyka-i-obuchieniie-rki.html (дата обращения: 04.09.2024).
References:
1. Asonova G.A. Specifika primenenija igrovyh zadanij pri obuchenii russkomu jazyku amerikanskih uchashhihsja v ramkah raboty na letnih kursah// Mir nauki. Pedagogika i psihologija, 2017. № 4(5). URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN417.pdf (data obrashhenija: 17.09.2024).
2. Zhestkova E.A. Grammaticheskie igry na urokah russkogo jazyka kak sredstvo aktivizacii poznavatel'noj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov// Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2016. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25374 (data obrashhenija: 17.09.2024).
3. Klimova T. Pjat' poleznyh igr na uroke russkogo jazyka// Russkij Podkast. URL: https://russianpodcast.eu/games-russian-lesson.html (data obrashhenija: 15.09.2024).
4. Nguen T.N. Primenenie igr v prepodavanii i izuchenii russkogo jazyka v hanojskom juridicheskom universitete// Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2021.
5. Razvitie russkogo jazyka u detej s pomoshh'ju igr. URL: https://kidskey.org/blog/simple-games-for-learning-russian (data obrashhenija: 06.09.2024).
6. Hanlarovna Z.G. Grammatika russkogo jazyka i obuchenie RKI// Grammatika Russkogo Jazyka I Obuchenie RKI - Russkij Jazyk. URL: https://multiurok.ru/blog/grammatika-russkogho-iazyka-i-obuchieniie-rki.html (data obrashhenija: 04.09.2024).
MASTERING RUSSIAN CASES THROUGH PLAY: INTERACTIVE GAMES FOR
ENGLISH-SPEAKING STUDENTS
Abbas Z.M.
Postgraduate student, Theory and Methodology of teaching and learning (by fields and levels of
education), Belgorod State National Research University
Zana. [email protected]
Samosenkova T. V.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Belgorod State National Research University samosenkova@bsu. edu.ru
Abstract: The acquisition of and learning Russian language, particularly its case system, presents a considerable barrier for English speakers due to its intricacy and unfamiliarity. Russian uses six grammatical cases, including Nominative, Genitive, Dative, Accusative, Instrumental, and Prepositional, to denote the function of nouns, pronouns, and adjectives in sentences and this presents a significant learning challenge for those unfamiliar with inflected languages. This article explores the efficacy of games as a pedagogical instrument for teaching Russian grammatical cases, highlighting the advantages of game-based learning in enhancing engagement, reducing anxiety, and augmenting cognitive memory.
Keywords: Russian language, grammatical cases, language learning, game-based learning, teaching Russian, educational games
Для цитирования: Аббас З.М., Самосенкова Т.В. Освоение русских падежей через игру: интерактивные игры для англоговорящих студентов// Архонт, 2024. № 5(44). С. 53-58.