Научная статья на тему 'Освоение предметного и метапредметного знания через концепт как систему, организующую художественный мир произведения (методический аспект проблемы)'

Освоение предметного и метапредметного знания через концепт как систему, организующую художественный мир произведения (методический аспект проблемы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
450
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ЕДИНИЦА / ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / МОДЕЛЬ / ПРЕДМЕТНОЕ И МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ЗНАНИЕ / CONCEPT / CONCEPT APPROACH / LITERARY CATEGORY / SYSTEM-FORMING UNIT / PROBLEM-THEMATIC PRINCIPLE / MODEL / SUBJECT AND METASUBJECT KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дроздова Наталья Валерьевна

В статье обосновывается актуальность обращения к концепту в методике преподавания литературы как к научной категории, помогающей осваивать предметное и метапредметное знание в их взаимосвязи. Концепт рассматривается как системообразующая единица концептологического подхода. В данном подходе концепт организует как литературное произведение в целом, так и ряд произведений различных авторов различных эпох. Это позволяет выстраивать литературный материал с опорой на проблемно-тематический принцип. В статье мысль о художественном концепте как о единице художественной картины мира писателя, связанной с индивидуально-авторским осмыслением и образным истолкованием сущности предметов и явлений, представлена в виде семантики «круга», что позволяет увидеть взаимосвязи. Концепт как литературоведческая категория, организующая художественное произведение, представлен в данной работе как модель, в которой отражена связь концепта с формосодержанием произведения. Это можно увидеть на приведённых примерах анализа и интерпретации рассказа А. Чехова «Гриша». В доказательство мысли о том, что концепт это модель системы «литературное произведение» в исследовании представлены концепты Человек и Семья, воплощённые в рассказе А.П. Чехова «Гриша» через модель схему. В данной модели отражены составляющие концепта, соотносящиеся с художественным миром произведения и представляющие собой предметное знание, взаимосвязанное со знанием метапредметным: понимание тематики, проблематики, авторской идеи, ценностной составляющей произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acquisition of Subject and Metasubject Knowledge via Concept as a System, Forming the Literary World of the Works (Methodological Aspect of the Problem)

The article gives reasons for the thematic justification of the concept approach in the literature teaching methodology. The article treats the concept as a scientific category which helps to acquire the subject and metasubject knowledge combined. The concept is discussed as a system-forming unit of a concept approach. In this approach the concept organizes both the literary work in general and the chain of works of different authors from different epochs. It helps to organize the material relying on the problem-thematic principle. The idea of literary concept as a unit of author’s literary world connected with the individual author’s way of thinking. It also represents the literary explanation of objects and phenomena essence as the semantic circle to show the interaction of them. The concept as a literature category forming the literary works is represented in the article as a model and it shows the reflection of the concept and the contempt of the work. One can see it on the examples of analyses and interpretations of the A. Chekhov’s story “Grisha”. To prove the idea that the concept is the model system of literary work the author represents such concepts as Human Being and Family described in A. Chekhov’s story “Grisha” with the help of model-scheme. This model also reflects the basic items of the concept connected with the literary world of the work and presenting the subject knowledge interacting with metasubject knowledge: the understanding of the theme, the problem, the author’s idea, the value unit of the work.

Текст научной работы на тему «Освоение предметного и метапредметного знания через концепт как систему, организующую художественный мир произведения (методический аспект проблемы)»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http ://naukovedenie.ru/PDF/166PVN315.pdf DOI: 10.15862/166PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/166PVN315)

УДК 372.882

Дроздова Наталья Валерьевна

МБОУ «Гимназия №8» Россия, Ангарск1 Учитель русского языка и литературы Аспирант кафедры методики и филологии Педагогического института Иркутского Государственного университета

E-Mail: [email protected]

Освоение предметного и метапредметного знания через

концепт как систему, организующую художественный мир произведения (методический аспект проблемы)

1 665829, Иркутская область, город Ангарск, 10 мкр-н, 35 дом, 53 квартира 1

Аннотация. В статье обосновывается актуальность обращения к концепту в методике преподавания литературы как к научной категории, помогающей осваивать предметное и метапредметное знание в их взаимосвязи. Концепт рассматривается как системообразующая единица концептологического подхода. В данном подходе концепт организует как литературное произведение в целом, так и ряд произведений различных авторов различных эпох. Это позволяет выстраивать литературный материал с опорой на проблемно-тематический принцип. В статье мысль о художественном концепте как о единице художественной картины мира писателя, связанной с индивидуально-авторским осмыслением и образным истолкованием сущности предметов и явлений, представлена в виде семантики «круга», что позволяет увидеть взаимосвязи. Концепт как литературоведческая категория, организующая художественное произведение, представлен в данной работе как модель, в которой отражена связь концепта с формосодержанием произведения. Это можно увидеть на приведённых примерах анализа и интерпретации рассказа А. Чехова «Гриша». В доказательство мысли о том, что концепт - это модель системы «литературное произведение» в исследовании представлены концепты Человек и Семья, воплощённые в рассказе А.П. Чехова «Гриша» через модель -схему. В данной модели отражены составляющие концепта, соотносящиеся с художественным миром произведения и представляющие собой предметное знание, взаимосвязанное со знанием метапредметным: понимание тематики, проблематики, авторской идеи, ценностной составляющей произведения.

Ключевые слова: концепт; концептологический подход; литературоведческая категория; системообразующая единица; проблемно-тематический принцип; модель; предметное и метапредметное знание.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Дроздова Н.В. Освоение предметного и метапредметного знания через концепт как систему, организующую художественный мир произведения (методический аспект проблемы) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/166PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/166PVN315

Художественное слово - это слово, рождённое на взаимосвязи предметного и метапредметного знания. Комплексно подойти к изучению художественного слова позволяет концептуально-культурологическое направление, успешно развивающееся в отечественной филологии с конца XX века. В связи с этим направлением актуальным стало понятие художественного концепта. По определению Д.С. Лихачёва, концепт - это «совокупность всех знаний и понятий, возникающих при произношении и осмыслении данного слова в сознании индивидуальной личности, а также система представлений, образов и ассоциаций, рождающихся при сознательном или бессознательном механизме восприятия и ассоциирования» [6]. Из определения очевидна связь концепта с художественным текстом. Если рассматривать концепт как систему, то его можно взять за основную единицу подхода к изучению художественного произведения - концептологического подхода. В данном подходе концепт будет считаться единицей организующей как литературное произведение в целом, так и ряд произведений различных авторов различных эпох. Это позволит выстраивать литературный материал с опорой на проблемно-тематический принцип, что на сегодняшний день считается наиболее актуальным.

Если рассматривать произведение как систему преображения взглядов автора и действительности в образ [3], а концепт - как смысловую структуру, воплощённую в устойчивых образах [2], то художественный концепт можно назвать единицей художественной картины мира писателя, связанной с индивидуально-авторским осмыслением и образным истолкованием сущности предметов и явлений. Используя семантику «круга», представим данную мысль на схеме № 1 .

Схема №1

Художественный мир

/ концепт чч \ч

' '' ------ \ ^

' / "ч 4 1

! ; / образ \ \ \ ' / ' - - - ~ \ 4 > ' ' ' ^ч \ \

' \ \ 1 / Содер- \ \

1 !

жание

1 I 1 \ I

\ произв.

1 \ \ ------'

Содержание произведения, его «духовно-нравственное, культурное начало», включающее в себя тему, проблематику, идею, неразрывно связано с содержанием концепта, в основе которого также лежат духовно-нравственные и культурные ценности. Для того чтобы постигнуть содержание произведения, необходимо осмыслить образный мир произведения, а образ - это одна из форм существования концепта (теория О.М. Фрейденберг). Ещё одной формой выражения концепта современные учёные считают символ. Учёный В.Г. Зусман в своих работах о художественном концепте утверждает, что вербальные концепты воплощаются с помощью символов и символических мотивов: «Воспринятый читателем, символ входит в ассоциативную сеть культуры. Утрачивая внутритекстовую направленность, литературный символ становится концептом» [5]. Н. С. Болотнова, опираясь на мнения различных исследователей, определяет художественный концепт как «единицу поэтической картины мира», которая имеет «эстетическую сущность и образные средства выражения, обусловленные

авторским замыслом» Исследователь выделяет следующие слои художественного концепта: предметный, понятийный, образно-символический, эмоционально-оценочный, - признавая приоритет ассоциативного слоя, актуализирующего в сознании читателя выше обозначенные компоненты концепта [1]. Таким образом, художественный мир писателя - это система концептов, с одной стороны, и «проводник» в мир ментальности народа, с другой стороны. Можно говорить о концепте как о собственно художественном, культурном явлении и как о научной категории, которая организует произведение.

Рассматривая концепт как литературоведческую категорию, отметим связь концепта с формосодержанием произведения. Именно концепт позволяет осмысливать произведение в единстве формы и содержания и делает это осмыслением доступным, но не потерявшим наукообразность, что немало важно для освоения школьниками предметного знания по литературе. Работая с концептом, ученикам приходится апеллировать такими литературоведческими терминами, как: художественный мир, художественный образ, символ, метафора, художественная деталь (портрет, пейзаж, предметный мир, мир вещей), композиция, система персонажей, тема, проблематика, идея и др. Итак, мы можем сказать, что концепт - это модель системы «литературное произведение». Представим эту модель в следующем виде (схема-таблица №2).

Схема-таблица №2

Тема

Образ (словесное выражение) Х

Символ У

К Деталь (портрет, пейзаж и др.) Д

О Предметный мир О

Н «живой» мир Ж М

Ц Персонаж Е И

Е Пространство и время С Р

П Мотив Т

1 Оппозиция В

Композиция, её вид Е Н Н Ы Й

Проблематика

Идея

В данной модели сохраняется художественная логика постижения произведения: от темы через проблематику к идее, осмысливая художественный мир произведения.

Покажем, как концепт организует произведение на конкретном примере. На уроках литературы в 5 классе осмысление концептов Человек и Семья начинается с изучения рассказа А.П. Чехова «Гриша». Ставится цель - освоить концепты Человек и Семья, опираясь на взгляды А.П. Чехова на мир детства и роль родителей в этом мире. Определяются задачи: рассмотреть мир детства главного героя, определить особенности детского восприятия, выявить роль родителей в формировании мировоззрения ребёнка. Два концепта, Человек и Семья, объединяем в один ряд, так как этимологически они родственны. Сложное слово «человек» значит «тот, кто принадлежит нашей большой семье, «наш», «свой»». Слово «челядь» с самых древнейших памятников означает «семья, семейство, дети в семье, младшие члены семьи и работники вместе». В русской литературе часто концепт Человек раскрывается через призму трёх параметров: человек и семья, человек и общество, человек и природа. Наиболее

доступным в осмыслении для пятиклассников является параметр «человек и семья», который пересекается с двумя другими.

Человек - один из вершинных концептов в культурном отношении. Культуролог Ю.С. Степанов отмечает: «сотни, если не тысячи, слов в каждом языке - это названия одного и того же - «человека», в зависимости от его разных параметров» [8]. В рассказе А.П. Чехова «Гриша» концепт Человек репрезентируется следующими персонажами:

1. Гриша - «маленький, пухлый мальчик»,

2. Нянька - «грубо хватая за плечи», «хлопая по руке и вырывая апельсин»,

3. Мама «похожа на куклу»,

4. Папа - «личность в высшей степени загадочная»,

5. Тётя - «ещё одна загадочная личность»,

6. Толпа солдат,

7. Высокий человек со светлыми пуговицами,

8. Кухарка

Численное преимущество взрослых людей над мальчиком демонстрирует одиночество ребёнка в мире взрослых. Образ мальчика передан следующими словами: «неуклюжая, робко, неуверенно шагающая фигура». Употребляя слово «фигура», писатель усиливает неестественность ситуации: одиночество ребёнка в окружении взрослых. С мальчиком никто не разговаривает, никто не стремиться познакомить его с окружающим миром и разделить с ним впечатления «изведанной жизни». Рассмотрев эмоциональную составляющую каждого персонажа, видим, что только Гриша наделён различными эмоциями. У читателя складывается ощущение неодушевлённости таких персонажей, как мама, папа, тётя и др. взрослые.

Осмысливая концепт Человек, выходим на концепт Семья. В данном произведении автором акцентируется внимание на отсутствии семьи в жизни мальчика. Формально у Гриши есть родители, но ассоциирование их с предметным миром, позволяет сделать читателю вывод о том, что родительские обязанности они не выполняют, так как в сознании ребёнка отсутствует значимость родителей в его жизни. Возвращаясь к этимологическому значению концепта Человек, «тот, кто принадлежит семье», понимаем, что родителей Гриши отнести к этому концепту весьма трудно. Образ родителей автором снижен, нивелирован. «В этом мире столько пап, мам и тёть, что не знаешь, к кому и подбежать» [10]. Также в рассказе снижены образы и других взрослых: няньки, прохожего, толпы солдат. Нянька предстаёт недобрым, некультурным, грубым человеком. Слово «нянька» употребляется в тексте 8 раз, из них с глагольными словами «(грубо) хватая», «кричит», «пьёт». Это усиливает отрицательное восприятие читателем данного персонажа и высвечивает авторское отношение к этой героини, которое ярко обозначено словом «спутница»: « - Это ты зачем же? - кричит его спутница, хлопая его по руке и вырывая апельсин. - Дурак!» [10]. Слово «спутница» в этом контексте имеет негативную коннотацию. Остальные образы взрослых нейтральны. Толпа солдат вызывает у Гриши сначала страх, а потом он начинает шагать им в такт. Интересно, что среди игрушек мальчика автор не упоминает солдатиков. В его детской есть «много разных вещей», среди которых наиболее подходящей игрушкой для мальчика является лишь барабан. Неудивительно, что увидев, шагающую толпу солдат «с банными вениками под мышкой», Гриша испугался, не зная, нужно ли их опасаться [10]. Образ солдат ироничен: вместо оружия они несут веники. Рассмотрев образы персонажей, репрезентирующих концепт Человек, можно понять, что А.П. Чехов выше всех героев ставит Гришу. Писатель приводит к мысли, что Гриша

является главным персонажем рассказа, как всякий ребёнок является главным Человеком в Семье.

Человека формируют не только находящиеся рядом люди, но и предметный мир, который окружает его с самого детства. Предметный мир в рассказе усиливает проблематику: отчуждённость родителей от ребёнка, скудность детского мира. Гришину комнату с трудом можно назвать детской: «.. .четырёхугольный мир, где в одном углу стоит его кровать, в другом

- нянькин сундук, в третьем - стул, а в четвёртом - горит лампадка. Игрушки выполняют огромную роль в развитии ребёнка, они помогают познавать, формируют различные эмоции, отношение к животному миру, развивают речь и мышление. Из всех предметов, находящихся в комнате Гриши, к игрушкам относятся: кукла с отломанной рукой, барабан и сломанный паяц. Ни деревянных лошадок, ни плюшевых медведей и зайцев - ни одной игрушки, имитирующей хоть какое-нибудь животное. Поэтому лошади, которых мальчик видит на улице, кажутся ему странными, нелепыми и непонятно двигающимися, а кошка отличается от папиной шубы лишь тем, что у неё есть глаза и хвост. Кукла и паяц - метафоризация человека. Дети часто разговаривают с куклами на своём языке, играют в ролевые игры с ними. Для ребёнка важно, чтобы игрушки функционировали и все детали были на месте. К сломанным игрушкам дети теряют интерес. Единственные человекообразные игрушки Гриши, кукла и паяц, сломаны, как «сломан» Человек, который находится рядом с ним.

Детский мир, в котором Гриша прожил почти три года, отличается серостью, скудностью, замкнутостью - «четырёхугольный мир», коробка, клетка. Видимо, поэтому все остальные комнаты в доме мальчик воспринимает через отдельные предметы, расчленённо («висят часы», «стоят красные кресла») [10], а улицу как единый «новый мир». Прослеживается пространственная оппозиция. Дом и Улица. Оба этих пространства важны для человека. Дом -это то место, где тебя любят, где ты чувствуешь себя защищённым. Улица - это внешний мир, мир опасности. В рассказе А. П. Чехова всё иначе. Дом имеет негативную коннотацию, а улица

- позитивную. Она освещена апрельским солнцем, которое «бьёт в глаза и щиплет веки» [10] и под лучами которого «стёклышко сверкает как лампадка» [10], а светлые пуговицы высокого человека располагают к общению с ним. Улица, наполненная звуками и красками, вызывает у мальчика чувство наслаждения, и он начинает хохотать. Негативную коннотацию образа дома в рассказе усиливает дом кухарки, где Грише становится невыносимо жарко и душно, а блеск солнца, шум экипажей, светлые пуговицы сменяются пугающей обстановкой: «Видит он тёмный потолок, ухват с двумя рогами, печку, которая глядит большим чёрным дуплом» [10]. Не на улице, а в доме мальчика ждёт опасность: «Гриша тянется к пирогу, и ему дают кусочек. Он ест и глядит, как пьёт нянька. Ему тоже хочется выпить. - Дай, няня, дай!- просит он. Кухарка даёт ему отхлебнуть из своей рюмки. Он таращит глаза, морщится, кашляет и долго потом машет руками, а кухарка глядит на него и смеётся» [10]. Это чужой дом, кухарки, а ведь есть дом Гриши, родной. Оппозиция «свой» - «чужой» дом только выглядит как оппозиция. Потому что по возвращению к себе домой, успокоения мальчик не получает: «Вечером он никак не может уснуть. <.. .> Он ворочается с боку на бок, болтает и, в конце концов, не вынося своего возбуждения, начинает плакать» [10]. Ни в чужом, ни в своём доме Гриша не чувствует себя комфортно.

Анализ пространства, окружающего Гришу, позволяет сделать вывод о значимости дома в жизни человека, ребёнка. Концепты Человек и Семья напрямую связаны с концептом Дома. Выстраивается триада: Человек - Семья - Дом. В данном рассказе связи в этой триаде разорваны. Нет семьи, нет дома как семьи, а ведь именно «семья - дом» является основой роста и развития Человека. О том, что именно дом - первое и значимое пространство для человека, свидетельствует композиция рассказа. Основное повествование начинается с описания дома Гриши и заканчивается возвращением мальчика домой. Заметим, что чередование домашнего и уличного пространства в рассказе выводит на мотив разрыва связей «человек - дом», «человек

- семья» и актуализирует проблематику рассказа: параллельность существования мира взрослых и мира детей. Осмыслив концепт Человек через художественный мир рассказа А.П. Чехова «Гриша», определяем основную идею произведения - Человек начинается с Семьи, а Семья с любви к детям и заботы о них.

Таким образом, в художественном мире рассказа А.П. Чехова «Гриша» концепт Человек расширяется до триады «Человек - Семья - Дом» за счёт когнитивных признаков и образных составляющих. Различные репрезентации человека в рассказе позволяют выявить индивидуально-авторские смыслы. Концепты Человек и Семья являются ключом к пониманию художественного мира рассказа, поскольку передают специфику творческого сознания писателя

Возвращаясь к мысли о том, что концепт - это модель системы «литературное произведение». Представим концепты Человек и Семья, воплощённые в рассказе А.П. Чехова «Гриша» через модель (схема-таблица №3).

Схема-таблица№3

Тема: роль семьи (дома) в жизни ребёнка

Образ: папа, мама, тётя, нянька, толпа солдат, высокий человек со светлыми

пуговицами, кухарка

Ч Символ: кукла с отломанной рукой, сломанный паяц Х

Е Детали, раскрывающие образ человека: У

Л мама похожа на куклу, тётя - загадочная личность, толпа солдат с банными Д

О вениками, нянька грубо хватает за плечи, хлопает по руке, вырывает О

В апельсин; Ж

Е улицы: блеск солнца, шум экипажей, светлые пуговицы, апельсины; Е

К дома кухарки: тёмный потолок, печь с большим чёрным дуплом; С

дома Гриши: стул на высоких ножках, часы, красные кресла, пятно на ковре, Т

ложка касторки В

И Предметный мир Е

Дом: «... четырёхугольный мир, где в одном углу стоит его кровать, в другом Н

С - нянькин сундук, в третьем - стул, а в четвёртом - горит лампадка», «за Н

нянькиным сундуком много разных вещей: катушки от ниток, бумажки, Ы

Е коробка без крышки.» Й

М «Живой» мир: кошка, похожая на папину шубу, нелепые лошади

Ь Главный персонаж: «Гриша, маленький, пухлый мальчик» М

Я Пространство: улица, дом Гриши, дом кухарки И

Мотив: разрыв связей «человек - дом», «человек - семья» Р

Оппозиция: дом - улица

Композиция: дом Гриши - улица - дом кухарки - дом Гриши

Проблематика: параллельность существования мира взрослых и мира детей

Идея: Человек начинается с Семьи (Дома), а Семья с любви к детям и заботы

о них.

Из данной модели видно, что составляющие концепта, соотносящиеся с художественным миром произведения, представляют собой предметное знание, освоив которое получаем выход на метапредметность: понимание тематики, проблематики, авторской идеи, ценностной составляющей.

Единство предметного и метапредметного знания в концепте есть ключ к пониманию художественного слова как одного автора, так и ряда авторов, относящихся как к одной эпохе, так и разным. В этом заключается суть концептологического подхода. Все произведения разбиваются на блоки-темы, блоки-концепты. В один блок могут входить произведения разных авторов, разных эпох. Хронологический принцип может быть сохранён внутри блока. В блок-тему (блок-концепт) Человек и Семья объединяем следующие произведения: 1. А. Чехов «Гриша»; 2. А. Платонов «Никита»; 3. Л. Андреев «Петька на даче»; 4. В. Короленко «В дурном обществе». Изучаем данные произведения именно в такой последовательности с целью проследить, как меняется мировоззрение детей в зависимости от возраста и условий, в которых они взрослеют, определить ценностную значимость семьи как для ребёнка любого возраста и социального положения, так и для взрослого человека (таблица №4).

Таблица№4

Произведение Тематика Проблематика

А. Чехов «Гриша» Роль семьи в жизни ребёнка 1. Параллельность существования мира взрослых и мира детей. 2. Равнодушие взрослых к детям. 3. Непонимание взрослыми детского мировоззрения, переживаний, потребностей. 4. Разрыв связи «родители - дети»

А. Платонов «Никита» Роль родителей и труда в формировании «прочного человека» 1. Беззащитность детей в окружающем их мире. 2. Потребность ребёнка в родителях как в защитниках и наставниках. 3. Труд как формирующая основа Человека в человеке, как созидательная сила

Л. Андреев «Петька на даче» Роль взрослых и тяжёлого детского труда в формировании внутреннего мира ребёнка и его дальнейшей жизни 1. Разрушительное влияние тяжёлого труда на детскую душу. 2. Жестокое обращение взрослых с детьми 3. Благотворное влияние природы на ребёнка. 4. Проблема «мёртвой» жизни города

В. Короленко «Дети подземелья» Ложные и истинные семейные ценности. Роль милосердия и сострадания в формировании у ребёнка духовно-нравственных ценностей 1. Дети и взрослые: трудности взаимопонимания. 2. Значимость семьи в жизни ребёнка и взрослого. 3. Равнодушие взрослых к детским проблемам. 4. Осмысление взрослости детьми: проблема самоопределения 5. Поведение взрослых как формирующая основа духовных ценностей в детях. 6. Любовь к людям как созидательная сила, формирующая в человеке Человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение литературного материала по блокам-концептам позволяет сосредоточить внимание учащихся на значимых темах и проблемах, увидеть, как решается та или иная проблема разными авторами, в разные времена, углубить и расширить представления школьников о духовно-нравственных понятиях, культурных и жизненных ценностях, а главное

позволяет формировать и укреплять системно ценностную ось сознания подрастающего поколения.

Итак, структурные элементы художественного концепта (когнитивные признаки и образные составляющие) включают в себя знание предметное, а содержательная область представляет собой метазнание. Концепт органично вписывается в научную область теории и методики преподавания литературы, являющейся наукой интегрированной, стыковой, а также может рассматриваться как модель анализа и интерпретации художественного текста, расширяя его рамки и открывая границы до «образа мира» (Б. Пастернак).

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотнова Н.С. Лексические средства репрезентации художественных концептов в поэтическом Томский государственный педагогический университет. Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 3 (47). Серия: Гуманитарные науки (Филология). - С.18

2. Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. М: «Флинта», «Наука» 2014.- С. 3-15

3. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников. Третье издание. М: «Флинта», «Наука», 2000.- 248 с.

4. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. С. 180

5. Зусман В.Г. Концепт в системе гуманитарного знания. Вопросы литературы. -2003.- Март - апрель. - С. 7

6. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка. Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения. М: 1997. - С.35

7. Сосновская И.В., Дроздова Н.В. Концепт как механизм формирования метазнания в преподавании литературы /философский аспект проблемы/. Интернет-журнал «Науковедение». Выпуск 1, №1, январь-февраль. Издательский центр «Науковедение». 2015

8. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 1997. - С.552

9. Хализев Е.В. Теория литературы. Учебник для студентов высших учебных заведений. М: Высшая школа, 1999. - 110 с.

10. Чехов А.П. Сочинения в двух томах. Том 1. Повести и рассказы. М: «Художественная литература», 1982. - С. 67-69

Drozdova Natalya Valer'evna

Gymnasium 8 Russia, Angarsk E-Mail:[email protected]

Acquisition of Subject and Metasubject Knowledge via Concept as a System, Forming the Literary World of the Works (Methodological Aspect of the Problem)

Abstract: The article gives reasons for the thematic justification of the concept approach in the literature teaching methodology. The article treats the concept as a scientific category which helps to acquire the subject and metasubject knowledge combined. The concept is discussed as a system-forming unit of a concept approach. In this approach the concept organizes both the literary work in general and the chain of works of different authors from different epochs. It helps to organize the material relying on the problem-thematic principle. The idea of literary concept as a unit of author's literary world connected with the individual author's way of thinking. It also represents the literary explanation of objects and phenomena essence as the semantic circle to show the interaction of them. The concept as a literature category forming the literary works is represented in the article as a model and it shows the reflection of the concept and the contempt of the work. One can see it on the examples of analyses and interpretations of the A. Chekhov's story "Grisha". To prove the idea that the concept is the model system of literary work the author represents such concepts as Human Being and Family described in A. Chekhov's story "Grisha" with the help of model-scheme. This model also reflects the basic items of the concept connected with the literary world of the work and presenting the subject knowledge interacting with metasubject knowledge: the understanding of the theme, the problem, the author's idea, the value unit of the work.

Keywords: concept; concept approach; literary category; system-forming unit; problem-thematic principle; model; subject and metasubject knowledge.

REFERENCES

1. Bolotnova N. S. Lexical Means of Literary Concepts Representations in the Poetic World. Tomsk State Pedagogical University. Vestnik TSPU. 2005. Issue 3(47). Series: Humanitarian Sciences (Philology). - P.18.

2. Volodina N.V. Concepts, Universals, Stereotypes in the Sphere of Literature. M.: "Flinta", "Science" 2014. - P. 3-15.

3. Esin A.B. Principles and Procedures of Literary Work Analysis. Student's and Teacher's Manual for Philology Faculties, Language Teachers. The third issue. M. "Flinta", "Science", 2000. - 248 p.

4. Zinchenko V.G., Zusman V.G., Kirnoze Z. I. Methods of Literature Studying. System Approach: Manual. M.: Flinta: Science, 2002. C.180.

5. Zusman V.G. Concept in System of Humanitarian Knowledge. Literature Question. -2003. - March - April. - P.7.

6. Likhachev D. S. Russian Language Concept Sphere. Escaping the Dogma. History of Russian Literature: Conditions and Ways of Studying. M: 1997. - P. 35.

7. Sosnovskay I. V., Drozdova N.V. Concept as a Metaknowledge Forming Mechanism in Literature teaching / Philosophical Aspect of the Problem /. Internet-magazine "Naukovedenie". Issue 1, №1, January - February. Publishing Center "Naukovedenie". 2015.

8. Stepanov Yu. S. Constants: Russian Culture Dictionary. M., 1997. - C. 552.

9. Khalizev E. V. Literature Theory. Workbook for Students of Higher Educational Establishments. M: Higher School, 1999. - 110c.

10. Chekhov A. P. 2 Volumes Work. Volume 1. Novels and Stories. M. "Literary", 1982. C. 67-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.