Научная статья на тему 'Взгляды А. П. Чехова на воспитание и роль художественной литературы в формировании характера ребёнка'

Взгляды А. П. Чехова на воспитание и роль художественной литературы в формировании характера ребёнка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7562
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕХОВ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАННЫЙ ЧЕЛОВЕК / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кеклюдже Нури

В статье рассматривается отношение А.П. Чехова к проблеме воспитания детей и воспитательной роли художественной литературы. На базе биографических данных и воспоминаний близких писателя показано, как сформировались взгляды Чехова на воспитание, как собственные детские впечатления писателя повлияли на его отношение к религиозному воспитанию и применению в воспитании телесных наказаний. Автор прослеживает, как писатель пытался найти баланс между развитием личности ребёнка и воздействием на воспитание окружающей среды, прежде всего семейной. Дан краткий анализ произведений Чехова для детей и о детях, его дневниковых записей и писем, посвящённых воспитанию. В результате анализа определены основные черты, которыми, по мнению Чехова, должны обладать произведения для детей. Отмечено, насколько важную роль в воспитании детей отводил Чехов приключенческой литературе и произведениям о животных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTON CHEKHOV’S VIEWS ON EDUCATION AND THE ROLE OF LITERATURE IN CHILD’S UPBRINGING

The article deals with the attitude of Chekhov to the problem of the upbringing of children and the educational role of literature. Based on the biographical data and memoirs of his relatives and friends, it is shown how Chekhov’s views on education formed, how his own childhood impressions influenced his attitude to religious education and the use of corporal punishment in education. The author traces how the writer tried to find a balance between the development of the child’s personality and the impact on the upbringing of the environment, especially the family environment. A brief analysis of Chekhov’s works for children and about children, his diaries, and letters devoted to education is given. As a result of the analysis there have been identified the main features that, according to Chekhov, the works for children should have. It is shown that Chekhov assigned a very important role in the upbringing of children to adventure literature and works about animals.

Текст научной работы на тему «Взгляды А. П. Чехова на воспитание и роль художественной литературы в формировании характера ребёнка»

УДК 821Л61Л.09Чехов

DOI: 10.18384/2310-7278-2018-2-124-137

взгляды а.п. чехова на воспитание и роль художественной литературы в формировании характера ребёнка

Кеклюдже Нури

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается отношение А.П. Чехова к проблеме воспитания детей и воспитательной роли художественной литературы. На базе биографических данных и воспоминаний близких писателя показано, как сформировались взгляды Чехова на воспитание, как собственные детские впечатления писателя повлияли на его отношение к религиозному воспитанию и применению в воспитании телесных наказаний. Автор прослеживает, как писатель пытался найти баланс между развитием личности ребёнка и воздействием на воспитание окружающей среды, прежде всего семейной. Дан краткий анализ произведений Чехова для детей и о детях, его дневниковых записей и писем, посвящённых воспитанию. В результате анализа определены основные черты, которыми, по мнению Чехова, должны обладать произведения для детей. Отмечено, насколько важную роль в воспитании детей отводил Чехов приключенческой литературе и произведениям о животных.

Ключевые слова: Чехов, воспитание, воспитанный человек, детская литература, воспитание детей.

anton chekhovs viEws on education

and the role of literature in child's upbringing

N. Kokluce

Moscow Region State University

10A, Radio st., Moscow, 105005, Russian Federation

Abstract. The article deals with the attitude of Chekhov to the problem of the upbringing of children and the educational role of literature. Based on the biographical data and memoirs of his relatives and friends, it is shown how Chekhov's views on education formed, how his own childhood impressions influenced his attitude to religious education and the use of corporal punishment in education. The author traces how the writer tried to find a balance between the development of the child's personality and the impact on the upbringing of the environment, especially the family environment. A brief analysis of Chekhov's works for children and about children, his diaries, and letters devoted to education is given. As a result of the analysis there have been identified the main features that, according to Chekhov, the works for children should have. It is shown that Chekhov assigned a very important role in the upbringing of children to adventure literature and works about animals.

Key words: Chekhov, upbringing, education of children, educated person, children's literature.

© CC BY Кеклюдже Нури, 2018.

В отечественном и зарубежном литературоведении тема воспитательной силы литературы широко обсуждается на протяжении нескольких веков. В.Г. Белинкий считал художественную литературу важнейшим средством всестороннего воспитания личности, Чернышевский и Добролюбов придавали большое значение идейности автора, считая, что литература должна быть проводником идей, стимулировать умственную и нравственную жизнь человека. Не остался в стороне от проблем воспитания и А.П. Чехов. Несмотря на большую популярность воспитательной тематики, наследие Чехова как просветителя и гуманиста не было в полной мере оценено его современниками, так как оно намного опередило своё время. Воспитательные аспекты творчества Чехова, проблемы взаимоотношений отцов и детей не раз поднимались в литературоведении, например, их анализ представлен в работах исследователей и чеховедов Л.П. Громова, И.П. Лыскова, Н.А. Тимофеева, А.П. Чудакова, Л.Е. Бушка-нец, А.К. Базилевской, Р. Гржибковой, В.Т. Романенко, Е.А. Серебрякова, В.О. Германова, В.П. Альбова, В.Я. Лин-кова и др. Однако исследования носят, в основном, этико-психологический характер, не затрагивая анализ проблемы воспитания в рассказах с учётом личных воспоминаний писателя и не учитывая социальный ракурс воспитательного потенциала произведений А.П. Чехова. Недостаточно также исследованы новаторские взгляды писателя на гендерные аспекты воспитания и роль самовоспитания в развитии личности. Даже в наше время некоторые взгляды писателя на проблемы воспитания можно считать передовыми, поэтому данную тему нельзя считать исчерпанной.

Рассмотрим три аспекта проблемы воспитания при изучении жизни и творчества А.П. Чехова: взгляды Чехова на воспитание и воспитанность, выраженные им в личных письмах и дневниковых записях; воспитательный потенциал произведений писателя, созданных им как для детей, так и для взрослых; отношение А.П. Чехова к роли литературы в процессе воспитания и, в частности, к роли детской литературы.

Именно в собственной семье в раннем детстве человек получает тот незаменимый опыт, который закладывает основы его поведения как родителя и его отношения к детям. А.П. Чехов воспитывался в традиционной патриархальной семье, построенной по домостроевскому образцу. По канонам «Домостроя» детей предписывалось воспитывать с помощью физического воздействия и в страхе перед богом [7, с. 29-30]. Отец Антона Павел Егорович был человек строгий, авторитарный и до фанатичности религиозный.

Основными занятиями юного Чехова и его братьев была работа в лавке отца и пение в церковном хоре, которым руководил отец. В письме литератору Щеглову 9 марта 1892 г. Чехов рассказывает, что он и его братья получили в детстве религиозное воспитание, ходили в церковь и пели в церковном хоре, что вызывало у окружающих умиление и зависть к его родителям, а сами они чувствовали себя «маленькими каторжниками». В результате такого воспитания Чехов писал, что собственное детство представляется ему довольно мрачным, а религии теперь у него нет [13, т. 5, с. 20].

Чехов признавал нравственно правильными ценностные приоритеты

христианства. Брат Чехова вспоминал, что ни одну Пасхальную ночь писатель не провёл дома, был на Пасхальных службах, в Мелихово был инициатором богослужений с участием всех жителей деревни. Однако, испытав на себе суровый образец семейного воспитания вместе со строгостью и формальностью гимназии, Чехов и в своём творчестве, и в личной жизни решительно выступал против любых проявлений деспотизма и излишней религиозности в воспитании детей, считая, что всё это не даёт ребёнку свободно развиваться и утверждаться как личность. Сам писатель так писал о детях в письме своему брату Александру: «Дети святы и чисты ... Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии ... нельзя делать их игрушкою своего настроения ...» [13, т. 3, с. 120]. В письме А.С. Суворину от 17 марта 1892 г. он отмечает, что «в так называемом религиозном воспитании не обходится дело без ширмочки, которая недоступна оку постороннего. За ширмочкой истязуют, а по сю сторону её улыбаются и умиляются. Недаром из семинарий и духовных училищ вышло столько атеистов» [13, т. 5, с. 25].

В своём творчестве А.П. Чехов пытался найти баланс между самостоятельностью, развитием личности ребёнка и воздействием на это развитие окружающей среды, прежде всего семейной. Именно в семье, считал Чехов, формируется характер ребёнка. В некоторых произведениях проблема ответственности отцов за воспитание своих детей и проблема почтения детьми своего отца представлены не только на социальном, но и на духовном уровне. Положительные и гармоничные отношения между отцами и деть-

ми представлены Чеховым в рассказах «Анна на шее», «Отец», «Старый дом», «Чёрный монах».

Чехов очень высоко ценил родительский труд и детолюбие, именно за это он был чрезвычайно благодарен собственным родителям: «Отец и мать единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни» [13, т. 1, с. 24-26].

Часто взгляды родителей на воспитание детей основаны на их собственном опыте. Например, в семье самих Чеховых отец Павел Егорович был сторонником телесных наказаний. Но откуда взялся такой образец воспитания? В очерке «Антон Павлович Чехов-лавочник» брат Антона - Александр Чехов - писал, что по природе их отец был вовсе не злой, а, скорее, добрый человек, «но его жизнь сложилась так, что его с самых пелёнок драли и в конце концов заставили уверовать в то, что без лозы воспитать человека невозможно» [15, с. 31]. В воспоминаниях об А.П. Чехове Вл.И. Немирович-Данченко упомянул, что Антон Павлович не мог простить отцу постоянную порку, считал это недопустимым в воспитании детей [11, с. 15]. Кстати, и сам Павел Егорович жалел об этом в пожилом возрасте, когда жил на содержании у своего сына Антона [15, с. 31].

Психологи считают, что модель поведения как супруга и родителя человек строит на основе модели семьи своих родителей и воспитания в собственной семье. При этом он либо

полностью копирует данную модель и воспроизводит её в собственной семье, либо полностью её отрицает. Чехов, скорее, отрицает домостроевскую модель воспитания, показывая в нелицеприятном свете образы авторитарных отцов-самодуров. Например, образец домостроевской семьи по типу семьи в детстве самого писателя можно увидеть в рассказах «Отец семейства» (1885) и «Тяжёлые люди» (1886). В рассказе показаны образы авторитарных властных отцов, тихих незаметных матерей, бесправных несчастных детей. Несмотря на описание различных сословий, в «Отце семейства» показана дворянская семья, в «Тяжёлых людях» - семья мещан, поведение глав семей в обеих семьях одинаково по своей эгоистичности и давлению на домочадцев. В «Тяжёлых людях» сын вынужден выпрашивать у отца деньги на дорогу к месту учёбы, отец не даёт деньги, оскорбляет и попрекает сына, ему нравится, что все члены семьи находятся в его власти, материально зависят от него. Аналогично ведёт себя герой рассказа «Отец семейства» (1885), который после неудачного дня вымещает свою злобу на домочадцах, в том числе терроризирует своего семилетнего сына, угрожая высечь его, а на следующий день ведёт себя как ни в чем не бывало, предлагает ему обнять своего отца [14, т. 4, с. 114].

Исследователи творчества Чехова, в том числе зарубежные, отмечают необыкновенную «пессимистичность» Чехова в изображении семей и семейной жизни, образ «несчастной семьи», «неудачного супружества» стал нарицательным при упоминании имени писателя. В несчастной семье очень проблематично дать детям достойное воспитание [19].

Тема воспитания, прежде всего семейного, тема передачи опыта от поколения поколению всегда интересовала А.П. Чехова. Его первая крупная литературная работа - пьеса «Безотцовщина», написанная ещё в гимназические годы в 1877-1878 гг. Уже само название пьесы говорит о том, что речь в ней пойдёт в русле тургеневской тематики отцов и детей. Действительно, юный Антон попытался объединить мотивы классических сюжетов о дворянских усадьбах, страсти шекспировских трагедий с тогдашней реальностью. В «Безотцовщине» показана деградация семейных отношений в новых экономических условиях, духовный разлад, апатия, подмена истинных семейных ценностей либеральной идеологией [1, с. 230]. Это пьеса об одиночестве и духовном «сиротстве», о сострадательном и всепрощающем женском воспитании, «непротивлении злу», отсутствии отцовской суровой требовательности.

На молодого Чехова повлияло творчество Ф.М. Достоевского, который в дневниках 1876-1877 гг. писал о молодых людях из так называемых либеральных семейств, об отсутствии «общей связующей общество и семейство идеи»: «... эти ленивые, если только богаты, исполняют даже всё как следует: одевают детей хорошо, кормят хорошо, нанимают гувернанток . , но... отца тут не было, семейства не было . Дети вспоминают до глубокой старости малодушие отцов, ссоры в семействах, споры, обвинения, горькие попрёки и даже проклятия на них, на лишние рты, . подлость отцов, низкие поступки из-за достижения мест, денег, гадкие интриги и гнусное раболепство» [8, с. 210-211].

V127;

О себе Чехов говорил, что написал для детей только пару сказок из собачей жизни («Каштанка» и «Белолобый») и вообще писать для детей он не умеет и так называемой детской литературы не любит и не признаёт [6]. Под «так называемой детской литературой» Чехов имел в виду поучающие сентиментальные произведения того времени для детей, на которые он даже написал пародию в 1882 г. под названием «Сборник для детей», где со свойственным ему остроумием высмеял фальшь и лицемерие, излишнюю навязчивую поучительность низкопробной детской литературы: «Милые и дорогие дети! Только тот счастлив в этой жизни, кто честен и справедлив. Мерзавцы и подлецы не могут быть счастливы, а потому будьте честны и справедливы ...» [14, т. 2, с. 280].

Нелепые сюжеты многих произведений детской литературы пародируются Чеховым и в юмореске «Сапоги всмятку» (1886). В этом рассказе описывается жизнь семьи с четырьмя детьми. Изображение «самого лучшего сына» Гриши даётся Чеховым в духе пародии на буржуазную детскую литературу: «Самый лучший мальчик был Гриша, который слушался папу и маму, хорошо учился и помогал бедным ... За это он не в пример прочим раскрашен здесь. Если, дети, и вы будете хорошо вести себя, то и вас будут раскрашивать красками» [14, т. 18, с. 17].

Чехов был солидарен в вопросах воспитания с Белинским, который считал, что вместо моральных поучений детям нужно давать конкретные образцы поведения без пошлой морали: «. заставляйте их любить добро для самого добра, а не из награды, не

из выгоды быть добрыми . Покажите им хорошее, не называя его даже хорошим, но так, чтоб дети сами, своим чувством, поняли, что это хорошо .» [3, с. 113]

В письме своему однокурснику и другу психологу Г.И. Россолимо от 21 января 1900 г. Чехов пишет, что для детей не обязательно сочинять отдельные произведения, а надо выбирать из уже существующих художественных произведений для взрослых. В качестве примера он приводит сказки Андерсена, произведения Гоголя, приключенческий роман «Фрегат Палла-да». По мнению писателя, «уметь выбрать лекарство и дозировать его - это целесообразнее и прямее, чем стараться выдумать для больного какое-то особенное лекарство только потому, что он ребёнок» [13, т. 9, с. 19].

Важным в воспитании детей Чехов считал наличие рядом с ними животных. Не случайно героями его произведений, которые он сам считал написанными специально для детей, выступают животные. Куприн в воспоминаниях о Чехове пишет: «Антон Павлович очень любил всех животных ... Собаки же пользовались его особым расположением. О покойной Каштанке, о мелиховских таксах Броме и Хине он вспомнил так тепло и в таких выражениях, как вспоминал об умерших друзьях» [9, с. 424]. Воспитательная роль животных, по мнению Чехова, заключается в том, что они учат бескорыстной и преданной любви и верности. В рассказе «Событие» есть авторское размышление: «В воспитании и в жизни детей домашние животные играют едва заметную, но несомненно благотворную роль . Мне даже иногда кажется, что терпение,

верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребёнка гораздо сильнее и положительнее, чем длинные нотации ...» [14, т. 5, с. 425].

Рассказы о животных воспитывают в детях любовь к ним, показывают ценность преданности и дружбы, учат детей состраданию. К тому же сказочные антропоморфные сюжеты очень привлекательны для детей, в них занимательность сочетается с ёмким моральным и воспитательным содержанием. Не менее значимым было для Антона Павловича разнообразить детские произведения красочными иллюстрациями, ведь дети воспринимают всё визуально, рассматривая картинки. Поэтому к выпуску рассказа «Каштан-ка» отдельной книгой с иллюстрациями он привлёк художника Степанова.

Кроме «сказок из собачьей жизни», написанных Чеховым специально для детей, отдельные его рассказы о детях также могут представлять интерес для детского чтения, хотя читать их детям трудно, так как они слишком сложны, слишком «психологичны» и полны намёков. Всего Чеховым написано около двадцати рассказов, где главными героями являются дети. Но написаны эти рассказы, скорее, для взрослых, чтобы привлечь внимание общества к нелёгкой судьбе обездоленных детей, особенно детей-сирот, ведущих тяжёлую и совсем «недетскую» жизнь («Ванька»

(1886), «Спать хочется» (1888), «Степь» (1888), «Устрицы» (1884), «Беглец»

(1887) и др.). Хотя во всех рассказах присутствует доля юмора, что облегчает их чтение, всё-таки сама фабула некоторых рассказов слишком мрачная. Другое дело - юмористические рассказы писателя, такие как «Пересолил»

(1885), «Мальчики» (1887), «Хирургия» (1884), «Лошадиная фамилия» (1885), «Злоумышленник» (1885), «Хамелеон» (1884), «Толстый и тонкий» (1883), которые дети читают с удовольствием.

В рассказе «Мальчики» (1887) показана страсть к приключениям и романтике. Чехов писал в статье, по-свящённой умершему в 1888 г. путешественнику Н.М. Пржевальскому: «Изнеженный десятилетний мальчик-гимназист мечтает бежать в Америку или в Африку совершать подвиги - это шалость, но не простая ... это слабые симптомы той доброкачественной заразы, какая неминуемо распространяется по земле от подвига». В публицистической статье мы видим размышления Чехова о «людях подвига, веры и ясно сознанной цели», о «громадном воспитательном значении» их деятельности и о том, что в современном обществе «подвижники нужны, как солнце ., такие люди, как Пржевальский, дороги особенно тем, что смысл их жизни, подвиги, цели и нравственная физиономия доступны пониманию даже ребёнка» [14, Т. 16, с. 236].

Чехову был очень важен аспект романтики в воспитании, он считал это необходимым для каждого ребёнка. И в этом, по мнению писателя, несомненно может помочь приключенческая литература. Хорошо, когда в детстве человек мечтает о чём-то великом, необыкновенном, о приключениях и поисках сокровищ, строит планы. Жаль, что обычно эти мечты разбиваются о реальную жизнь. Но главное, хотя бы попытаться, ведь взрослые часто из-за страха или лени отказываются от своих стремлений. Чехов уважал людей, имеющих в жизни высокие цели и

V129;

идеалы, стремящихся к чему-то новому, а не просто лениво проживающих жизнь в безделье, сидя в мещанском «болоте».

В рассказах Чехова о детях мы видим детей разного возраста, писатель попытался выяснить, какие особенности воспитания необходимы для каждого из периодов развития ребёнка [18, с. 159-168]. В воспитании детей, по мнению Чехова, необходимо учитывать своеобразие внутреннего мира ребёнка. Детский взгляд на мир - это специфическое представление, яркие картины, краткие события. Мышление у детей скорее образное, чем логическое. Победа образного над логическим, сказки над реальностью показана Чеховым в рассказе «Дома» (1887). Отцу удаётся достучаться до семилетнего сына, только рассказав ему сказку о царевиче, который курил, от чего умер и сделал несчастным своего отца царя и брошенным государство. Мир ребёнка, сказочный, живой и красочный отличается от мира взрослых с его правилами и принципами [2, с. 13].

Особенно интересовал Чехова младший школьный возраст, когда детям семь-десять лет. Именно такого возраста большинство его героев-детей. Этот возраст писатель считал переломным в формировании детского характера. Ребёнок уже достаточно взрослый и способен понимать многие вещи, он выходит из семейной среды и впервые сталкивается с влиянием на него общественной среды, например, в учебном заведении. Его уже не нужно повсюду водить за руку, он сам может пойти и в церковь, как, например, герой рассказа «На страстной неделе» (1887), и даже трудиться как настоящий взрослый, как в рассказе «Ванька» (1886).

В рассказах Чехова мы видим, как воздействует на детей семейная среда и та бытовая обстановка, в которой им выпало жить. Чехов на собственном опыте убедился в том, как крепко оседают в душе ребёнка изо дня в день повторяющиеся впечатления. Недаром прочные навыки, создаваемые под влиянием традиционного мещанского быта, Чехов называл духовным «рабством». Для Чехова воспитание, полученное людьми в раннем детстве в семье, причём даже в очень богатых семьях, часто оказывается бесполезным, несмотря на все усилия родителей, о чём он писал в записных книжках: «Отец генерал известный, хорошие картины, дорогая мебель; он умер; дочери его получили воспитание, но нечистоплотны внешне, читают мало, ездят верхом, скучны» [14, т. 17, с. 95]. «Воспитание. "Жуйте как следует", - говорил отец. И жевали хорошо, и гуляли по два часа в сутки, и умывались холодной водой, всё же вышли несчастные, бездарные люди» [14, т. 17, с. 76]. В пьесе «Три сестры» есть размышления автора о жизни богатых семей, вложенные в уста Андрея Прозорова: «Только едят, пьют, спят, потом умирают, родятся другие и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь гадкой сплетней, водкой, картами. Неотразимо пошлое влияние гнетёт детей, и искра божия в них гаснет, и они становятся такими же жалкими, похожими друг на друга мертвецами, как их отцы и матери ...» [14, т. 13, с. 182]. В рассказе «Несчастье» Чехов показывает, что воспитание (семейные основы, роль в обществе) мало дало героине: «... рождение, воспитание и жизнь не дали ей ничего, на что бы она могла опереться»

[14, т. 5, с. 258], он демонстрирует беззащитность человека перед равнодушным, бессмысленным миром [12].

Таким образом, в своих произведениях Чехов поднимает проблемы воспитания детей, показывая социальный ракурс этих проблем. Во всех сословиях воспитание детей имеет свои проблемы. В бедных крестьянских семьях дети не обучаются грамоте, не ходят в школу, так как с малых лет начинают трудиться в полях или на фабриках или же отсылаются на так называемое «обучение» к мастеровым, по сути попадая в рабство, подвергаясь постоянным унижениям и побоям, при этом особенно тяжело детям-сиротам из бедных семей. В семьях буржуазии (мещан) господствует домострой, диктат отца, сытая однообразная жизнь подавляет в ребёнке всякие устремления. В дворянских семьях воспитание детей отдано нянькам и гувернёрам, родители заняты своими делами, иногда детей отсылают к родственникам (дядюшкам, тётям) в другой город или в пансионы и воспитательные дома (последнее было особенно характерно для незаконнорожденных детей, каких в дворянской среде было немало). Хотя в богатых семьях дети редко подвергались физическому насилию, но есть ещё и насилие психологическое или просто недостаток внимания и равнодушие. В этом случае неблагополучие в семейной жизни выражается не в притеснении, издевательстве, а в отчуждении, равнодушии и взаимном непонимании [10, с. 87].

Самое лучшее воспитание - это воспитание собственным примером. Ведь дети склонны копировать поведение родителей, мальчик Серёжа («Дома») не просто так закурил, а потому что

курил папа. О важности «воспитание примером» писал Чехов в письме брату Александру в октябре 1883: «Извини, голубчик, но будь родителем не на словах только. Вразумляй примером. Чистое белье, перемешанное с грязным, органические останки на столе, гнусные тряпки, супруга с буферами наружу... - всё это погубит девочку в первые же годы. На ребёнка прежде всего действует внешность, а вами чертовски унижена бедная внешняя форма» [13, т. 1, с. 89].

На Чехова оказывали влияние идеи западных просветителей, например, он был в восторге от книги английского философа Г. Спенсера «Воспитание умственное, нравственное и физическое» [5]. В 1883 г. он писал брату Александру: «. воспитание мешает природе. Отличная статья Спенсера» [13, т. 1, с. 66]. Спенсер критиковал современное воспитание, заключавшееся в навязывании догм и норм поведения, говорил о «естественном методе», «самовоспитании», о чрезмерной родительской власти, необходимости дружеских отношений между детьми и родителями.

Л.Е. Бушканец в своём исследовании отмечает, что на мировоззрение Чехова в вопросах воспитания оказала влияние литературная традиция «воспитательного романа» [4], которая предполагала два пути воспитания человека: становление личности под руководством учителя, наставника, ментора или воспитание на основе жизненного опыта, школа жизни. Воспитательная традиция, в том числе литература о воспитании, рассматривала детство, отрочество и юность человека. Считалось, что в зрелом возрасте человек как уже сложившаяся личность не способен к перевоспитанию.

Vi3y

Чехов пересматривает концепцию воспитания, приходя к выводу, что зрелость также является важным возрастом для воспитания и самовоспитания человека, особенно если в детстве человек не получил достаточного внимания и воспитания. В противоположность традиционным взглядам просветителей, развитие человека по Чехову строится в результате сознательной работы личности над собой, при этом толчком к такому самовоспитанию может стать кризис, пережитый в детстве и молодости. Зрелость для Чехова не является периодом подведения итогов жизни, а остаётся таким же активным периодом для становления и развития личности, как и детство, отрочество, юность. Главное преимущество зрелости - сознательное поведение человека в стремлении к самовоспитанию.

Некоторые критики обвиняли Чехова, что он в своих произведениях не рисует полной картины процесса перевоспитания человека жизнью, эволюции нравственного чувства, а даёт только слабые намёки на душевные движения [16, с. 233].

Известный чеховед А.П. Чудаков отмечает равнозначность для художественной системы Чехова внутреннего и внешнего облика человека, «изображение в человеке всей совокупности его предметного и духовного, тесное взаимодействие идеи с вещным миром» [16, с. 267]. Равноценность духовного и физического для образа воспитанного человека постоянно подчёркивается в монологах героев Чехова, например, самый известный из них, ставший крылатым выражением, - монолог доктора Астрова в пьесе «Дядя Ваня»: «В человеке должно

быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» [14].

В монологе Пети Трофимова из «Вишнёвого сада» среди отрицательных характеристик некоторых представителей интеллигенции перечислены как духовные, так и материальные: «Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят "ты", с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьёзно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало . , живут как дикари: . спят в грязи, в духоте, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота ... » [14, т. 13, с. 223]

Чехов часто обсуждал проблемы воспитания со своими братьями, иногда даже «воспитывал» своих старших братьев, Николая и Александра, указывая им на недостатки в их поведении, недостойные, по его мнению, воспитанного человека. Например, обеспокоенный излишне беспорядочным образом жизни старшего брата Николая, Антон Павлович написал ему в марте 1886 г. письмо, где перечислил черты воспитанного человека. Хотя Чехов адресует перечень конкретно брату Николаю, недовольный его поведением, но практически все черты можно рассматривать как универсальные характеристики воспитанности, среди которых: уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, вежливым, уступчивым; быть сострадательным, помогать близким; платить долги; не лгать даже в пустяках; не рисоваться, держать себя на улице, как дома; не уничижать себя с целью вызвать в другом сочувствие; уважать свой талант, не разменивать его на женщин, вино, суету, знаком-

ства со знаменитостями; воспитывать в себе эстетику (не жить в грязи, не спать в одежде); укротить половой инстинкт; не злоупотреблять спиртным [13, т. 1, с. 223-224].

Чехов отмечал, что только хорошего образования человеку недостаточно. Чтобы воспитывать в себе культуру и нравственность, необходима постоянная работа над собой, стремление к новым достижениям, нежелание останавливаться на достигнутом: «Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штуди-ровка, воля ... Тут дорог каждый час ... » [13, т. 1, с. 225].

Своей жизнью и творчеством А.П. Чехов показал пример постоянного самовоспитания, нравственного и творческого совершенствования. К.И. Чуковский вспоминал: «"Дрессировать", воспитывать себя, предъявлять к себе почти непосильные моральные требования и строго следить за тем, чтобы они были выполнены, - это основное содержание его жизни, и эту роль он любил больше всего - роль собственного своего воспитателя. Только этим путём он и добыл нравственную свою красоту - путём упорного труда над собой» [17, с. 54]. В Чехове мы видим человека, победившего собственную природу и инстинкты, издержки авторитарного, подчас деспотичного семейного воспитания, видим человека, воспитавшего самого себя не только ради себя самого. В самовоспитании он видел «долг каждого человека перед всеми другими людьми, так как общее благо, по его убеждению, в значительной мере зависит от личного благородства людей» [17, с. 57].

Чехов был безусловным новатором в вопросах воспитания, даже для

нашего времени некоторые его идеи о воспитании кажутся чрезвычайно прогрессивными, что говорить о восприятии этих идей современниками писателя. В качестве примера можно привести мнение писателя о недостатках женского воспитания. В позднем периоде творчества А.П. Чехов видит причины гендерного неравенства не в биологической и физической природе мужчин и женщин, а в отсутствии равных возможностей и доступа к образованию. Так, в рассказе «Ариадна» писатель критикует систему воспитания девушек в семьях привилегированных классов, рисуя образ героини, внешне обаятельной, но морально порочной. Отрицательные черты характера Ариадны явились результатом паразитического существования и специфического женского воспитания в дворянско-буржуазном обществе. В рассказе утверждается мысль о необходимости коренных изменений в воспитании женщин: «Внушайте девочке с пелёнок, что мужчина прежде всего не кавалер и не жених, а её ближний, равный ей во всем», «не уверяйте её, что её мозг весит меньше мужского и что поэтому она может быть равнодушна к наукам, искусствам, вообще культурным задачам . », в том числе прогрессивная и утопическая для того времени мысль о совместном обучении мальчиков и девочек, о равноправии полов в бытовой жизни: «если мужчина подаёт даме стул или поднимает оброненный платок, то пусть и она платит ему тем же» [14].

Не только гендерное неравенство можно преодолеть образованием и воспитанием, культурным развитием и совершенствованием, но и неравенство социальное, сословное. Один из героев

^зз;

рассказа «Три года» выражает чеховскую мысль о воспитании: «Вследствие разности климатов, энергий, вкусов, возрастов, равенство среди людей физически невозможно. Но культурный человек может сделать это неравенство безвредным так же, как он уже сделал это с болотами и медведями. Достиг же один учёный того, что у него кошка, мышь, кобчик и воробей ели из одной тарелки, и воспитание, надо надеяться, будет делать то же самое с людьми. Жизнь идёт всё вперёд и вперёд, культура делает громадные успехи на наших глазах, и, очевидно, настанет время, когда, например, нынешнее положение фабричных рабочих будет представляться таким же абсурдом, как нам теперь крепостное право, когда меняли девок на собак»[14].

Мы видим, что Антон Павлович всю жизнь пытался найти ответ на вопрос, который извечно интересовал писателей - вопрос о воспитании молодого поколения и той роли, которую должна играть в этом воспитании художественная литература. Чехов затрагивал проблемы воспитания детей не только в своих произведениях и в пародиях на детскую литературу того

времени, но и в своих письмах, а также в дневниках и записных книжках. В произведениях для детей Чехов ценил занимательность, красочность иллюстраций, сказочность сюжета, простой и понятный язык, отсутствие навязчивой назидательности. Большую роль писатель отводил приключенческой литературе и произведениям о животных. В воспитании детей А.П. Чехов выступал против деспотизма и жестокости, он также был противником излишней религиозности. Новаторской идеей писателя была поддержка гендерного равенства в образовании и воспитании, он выступал за совместное равноценное обучение и воспитание независимо от пола. Чехов не ограничивал период воспитания только детским возрастом и юностью, считая, что и в зрелом возрасте человек способен к самовоспитанию и самосовершенствованию. Основными чертами воспитанного человека писатель считал честность, вежливость, уважительное отношение к другим людям, сострадательность, готовность помочь более слабым, стремление к творчеству и к высшим идеалам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина И.В. Человек и действительность в пьесе А.П. Чехова «Безотцовщина» // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1(51) С. 226-234.

2. Базилевская А.К. Тема детства в рассказах А.П. Чехова: этико-психологические аспекты // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2010. № 4 (82). С. 6-15.

3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13-ти томах. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953-1959. Т. 2. 766 с.

4. Бушканец Л.Е. А.П. Чехов и традиции европейского романа воспитания // Филология и культура. 2013. № 4 (43). С. 162-168.

5. Головачева А. Спенсер и Чехов [Электронный ресурс] // Литература. 2001. № 18(450): [сайт]. URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200101806 (дата обращения: 01.12.2017).

6. Громов Л.П. Чехов и детская литература [Электронный ресурс] // Культурно-просветительский интернет-портал «Антон Павлович Чехов». URL: http://www. anton-chehov.info/leonid-gromov-chexov-i-detskaya-literatura.html (дата обращения: 01.12.2017).

7. Домострой. Серия «Литературные памятники» / подг. В.В. Колесовым, В.В. Рождественской. 3-е изд. СПб: «Наука», 2007. 400 с.

8. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1877. Июль-Август // Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1995. Т. 14. С. 206-213.

9. Куприн А.И. Памяти Чехова // Собрание сочинений в девяти томах. Т. 9. М.: Правда, 1964. С. 403-434.

10. Лысков И.П. А.П. Чехов в понимании критики. (Материалы для характеристики его творчества). М.: Типография Гатцука , 1905. 260 с.

11. Немирович-Данченко В.И. Из прошлого. М.: Кукушка, 2003. 368 с.

12. Тимофеев Н.А. Эволюция героя в прозе А.П. Чехова 1890-1900-х гг.: дисс. ... канд. филол. наук. М., 2014. 217 с.

13. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. М.: Наука, 1974-1988.

14. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. М.: Наука, 1974-1988.

15. Чехов Ал.П. Из детских лет А.П. Чехова // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1960. С. 29-74.

16. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2016. 701 с.

17. Чуковский К.И. О Чехове. Человек и мастер. М.: Детская литература, 1971. 206 с.

18. Asma B, Gцkзeli S. 3ehov ve Memduh §evket Esendal^n hikayelerinde зocuk // Batman bniversitesi Ya^am Bilimleri Dergisi. 2012. № 1. pp. 159-168.

19. Purves M.R. Marriage in the Short Stories of Chekhov [Электронный ресурс] // CLCWeb: Comparative Literature and Culture. 2014. Vol. 16. Iss. 3. URL: http://docs. lib.purdue.edu/clcweb/vol16/iss3/9 (дата обращения: 01.12.2017).

REFERENCES

1. Alekhina I.V. [Person and reality in the play of A. Chekhov "Fatherless"]. In: Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences], 2013, no. 1(51), pp. 226-234.

2. Bazilevskaya A.K. [The theme of childhood in the stories of Anton Chekhov: the ethical-psychological aspects]. In: Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Gumanitarnye nauki [Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2. Humanities and Arts], 2010, no. 4(82), pp. 6-15.

3. Belinskii V.G. Polnoe sobranie sochinenii: v 13-ti tomakh. [Collected works: in 13 vol.]. Moscow: Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1953-1959. Vol. 2. 766 p.

4. Bushkanets L.E. [A. Chekhov and the tradition of the European upbringing novel]. In: Filologiya i kul'tura [Philology and Culture], 2013, no. 4(43), pp. 162-168.

5. Golovacheva A. [Spencer and Chekhov]. In: Literatura [Literature], 2001, no. 18(450). Available at: http://lit. 1september.ru/article. php?ID=200101806 (accessed: 01.12.2017).

6. Gromov L.P. [Chekhov and children's literature]. In: Kul'turno-prosvetitel'skii internetportal "Anton Pavlovich Chekhov" [Cultural and educational Internet portal "Anton

Pavlovich Chekhov"]. Available at: http://www.anton-chehov.info/leonid-gromov-chexov-i-detskaya-literatura.html (accessed: 01.12.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Domostroi. Seriya "Literaturnyepamyatniki" [Domostroy. Series: "Literary monuments"]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2007. 400 p.

8. Dostoevskii F.M. [Diary of a writer. 1877. July-August]. In: Sobranie sochinenii v 15 tomakh [Collected works in 15 volumes]. St. Petersburg, Nauka Publ., 1995. Vol. 14. pp. 206-213.

9. Kuprin A.I. [Memory of Chekhov]. In: Sobranie sochinenii v devyati tomakh. [Collected works in nine volumes]. Moscow, Pravda Publ., 1964. Vol. 9. pp. 403-434.

10. Lyskov I.P. A.P. Chekhov v ponimanii kritiki (Materialy dlya kharakteristiki ego tvorchestva) [A. Chehov in understanding of criticism (Materials for the characterization of his work)]. Moscow, Hatsuk's printing house, 1905. 260 p.

11. Nemirovich-Danchenko V.I. Iz proshlogo [From the past]. Moscow, Kukushka Publ., 2003. 368 p.

12. Timofeev N.A. Evolyutsiya geroya v proze A.P. Chekhova 1890-1900-kh gg.v: diss. ... kand. filol. nauk [The evolution of the hero in the prose of A. Chekhov 1890-1900s.: PhD thesis in Philological Sciences]. Moscow, 2014. 217 p.

13. Chekhov A.P. Polnoe sobranie sochinenii i pisem: V 30 t. Pis'ma: V 12 t [Complete works and letters: In 30 vol. Letters: in 12 vol.]. Moscow, Nauka Publ., 1974-1988.

14. Chekhov A.P. Polnoe sobranie sochinenii i pisem: V 30 t. Sochineniya: V 18 t. [Complete works and letters: In 30 vol. Works: in 18 vol.]. Moscow, Nauka Publ., 1974-1988.

15. Chekhov Al.P. [From childhood of A. Chekhov]. In: A.P. Chekhov v vospominaniyakh sovremennikov [A. Chekhov in the memoirs of contemporaries]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1960. pp. 29-74.

16. Chudakov A.P. Poetika Chekhova. Mir Chekhova. Vozniknovenie i utverzhdenie [The poetics of Chekhov. The world of Chekhov. The emergence and adoption]. Moscow, Azbuka-Attikus, Azbuka Publ., 2016. 701 p.

17. Chukovskii K.I. O Chekhove. Chelovek i master [About Chekhov. Man and master]. Moscow, Detskaya literatura Publ., 1971. 206 p.

18. Asma B, Gok^eli S. [^ehov ve Memduh §evket Esendal]. In: Batman Universitesi Ya$am Bilimleri Dergisi, 2012, no. 1. pp. 159-168.

19. Purves M.R. [Marriage in the Short Stories of Chekhov]. In: CLCWeb: Comparative Literature and Culture, 2014, vol. 16, iss. 3. Available at: http://docs.lib.purdue.edu/ clcweb/vol16/iss3/9 (accessed: 01.12.2017)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кеклюдже Нури - аспирант кафедры русской классической литературы Московского государственного областного университета; e-mail: kokluce_69@hotmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nuri Kokluce - postgraduate student at the Department of the Russian classical literature, Moscow Region State University; e-mail: kokluce_69@hotmail.com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Кеклюдже Н. Взгляды А.П. Чехова на воспитание и роль художественной литературы в формировании характера ребёнка // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2018. № 2. С. 124-137 DOI: 10.18384/2310-7278-2018-2-124-137

FOR CITATION

Kokluce N. Anton Chekhov's views on education and the role of literature in child's upbringing. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Russian philology. 2018, no. 2, pp. 124-137 DOI: 10.18384/2310-7278-2018-2-124-137

Vis;;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.