Научная статья на тему 'ОСВОЕНИЕ ЭКОМИРА ЗЕМЛИ В НАУЧНОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАСЛЕДИИ АКАДЕМИКА В.А. ОБРУЧЕВА: ОПЫТ ИСТОРИКО-ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

ОСВОЕНИЕ ЭКОМИРА ЗЕМЛИ В НАУЧНОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАСЛЕДИИ АКАДЕМИКА В.А. ОБРУЧЕВА: ОПЫТ ИСТОРИКО-ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЭКОФИЛОСОФИИ / ИСТОРИКО-ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАСЛЕДИЕ / АКАДЕМИК В.А.ОБРУЧЕВ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ЗЕМЛЯ / ПРИРОДА / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баркова Элеонора Владиленовна

Потенциал освоения и развития экофилософии связывается с возможностями использования и работы с достижениями истории науки, исследованием связи элементов биографий ученых со стилем их мышления, учений об эволюции Земли и опытом художественно-эстетического освоения мира. На материале наследия выдающегося русского советского ученого-геолога, географа, палеонтолога, крупного общественного деятеля, историка науки, педагога и писателя-фантаста академика Владимира Афанасьевича Обручева апробируется историко-персонологический подход к исследованию истории и логики становления экофилософии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ECO-WORLD OF THE EARTH IN THE SCIENTIFIC AND ARTISTIC HERITAGE OF ACADEMICIAN V.A. OBRUCHEV: THE EXPERIENCE OF HISTORICAL AND PERSONOLOGICAL ANALYSIS

The potential for mastering and developing ecophilosophy is associated with the possibilities of using and working with the achievements of the history of science, the study of the connection between the elements of the biographies of scientists with their style of thinking, the teachings about the evolution of the Earth and the experience of artistic and aesthetic exploration of the world. On the material of the heritage of the outstanding Russian Soviet geologist, geographer, paleontologist, prominent public figure, historian of science, teacher and science fiction writer Academician Vladimir Afanasyevich Obruchev, the historical and personological approach to the study of the history and logic of the formation of ecophilosophy is being tested.

Текст научной работы на тему «ОСВОЕНИЕ ЭКОМИРА ЗЕМЛИ В НАУЧНОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАСЛЕДИИ АКАДЕМИКА В.А. ОБРУЧЕВА: ОПЫТ ИСТОРИКО-ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

не только называется, но и чувствует себя по другому (свиньёй, например, или гением), а предмет может засверкать новыми гранями (это дерево драгоценное). Поэт, как Бог, даёт истинные имена вещам. Можно подозревать и о существовании некоей мистики имён. Так, Бонапарт означает «хорошая доля». У Константина Георгиевича Паустовского имеются строки о значимости названий по отношению к странам, местам и селениям и их связи с культурой и духовностью народа. Названия - это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта. Названия нужно уважать. Многие тайны истории страны, менталитета её населения заключены в названиях. ...

Литература и источники

1. См.: Wörterbuch der philosophischen Begriffe. Hamburg 2014, Felix Meiner Verlag."

2. Новая Женевская учебная Библия. Синодальный перевод. Hänssler-Verlag 1998.

3. Новая философская энциклопедия. М.: «Мысль», 2010. т. 3.

4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. М.: «Новое небо», 2018.

5. Протагор. О природе. // Фрагменты ранних греческих философов. ч. 1. М., 1989. с. 288; Платон. Софист 2576; Декарт Р. Начала философии // Избранные произведения. М., 1950. с. 473; Бергсон А. Творческая эволюция. М.-СПб., 1914. с. 253; Heidegger M. Einführung in die Metaphysik. Tübingen 1953, S. 18; Европейский нигилизм. Время и бытие. М. 1993. с. 74.

6. Аюпов Н.Г. Проблема человека в тенгрианстве. В: Адам бол! Что это значит? Алматы-Астана-Караганда 2006.

7. Эйнштейн А. Моё кредо // Собрание научных трудов. В 4 т. Т. 4. М.: Наука, 1967.

8. См.: Timatos, 28 ff., Philebos 22 C; Aristoteles, Metaph.1073a 27

9. См.: Литература. 2003. № 32.

10. См.: Christmon. 2001. №1. S. 22.

11. Die Zeit. Wissen. 1998. № 48. S. 87.

12. Rudolf Steiner. Praxis der Waldorfpädagogik. Stuttgart, Verlag Freies Geistesleben 2004.

13. Angress Judith. Einblick in die Waldorfschule. Stuttgart, Verlag Freies Geistesleben 1994.

14. Апокалпсис. Откр. 21.4.

References and Sources

1. Sm.: Wörterbuch der philosophischen Begriffe. Hamburg 2014, Felix Meiner Verlag."

2. Novaya Zhenevskaya uchebnaya Bibliya. Sinodal'nyj perevod. Hänssler-Verlag 1998.

3. Novaya filosofskaya enciklopediya. M.: «Mysl'», 2010. t. 3.

4. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vethogo i Novogo Zavetov. M.: «Novoe nebo», 2018.

5. Protagor. O prirode. // Fragmenty rannih grecheskih filosofov. ch. 1. M., 1989. s. 288; Platon. Sofist 2576; Dekart R. Nachala filosofii // Izbrannye proizvedeniya. M., 1950. s. 473; Bergson A. Tvorcheskaya evolyuciya. M.-SPb., 1914. s. 253; Heidegger M. Einführung in die Metaphysik. Tübingen 1953, S. 18; Evropejskij nigilizm. Vremya i bytie. M. 1993. s. 74.

6. Ayupov N.G. Problema cheloveka v tengrianstve. V: Adam bol! CHto eto znachit? Almaty-Astana-Karaganda 2006.

7. Ejnshtejn A. Moyo kredo // Sobranie nauchnyh trudov. V 4 t. T. 4. M.: Nauka, 1967.

8. Sm.: Timatos, 28 ff., Philebos 22 C; Aristoteles, Metaph.1073a 27

9. Sm.: Literatura. 2003. № 32.

10. Sm.: Christmon. 2001. №1. S. 22.

11. Die Zeit. Wissen. 1998. № 48. S. 87.

12. Rudolf Steiner. Praxis der Waldorfpädagogik. Stuttgart, Verlag Freies Geistesleben 2004.

13. Angress Judith. Einblick in die Waldorfschule. Stuttgart, Verlag Freies Geistesleben 1994.

14. Apokalpsis. Otkr. 21.4.

РАУ ИОГАНН - доктор философии, профессор; Научный форум по международной безопасности при Академии штабных офицеров Бундесвера (Гамбург) и Академии защиты Отечества (Вена).

RAU, JOHANNES - Doctor of Philosophy, Professor; Scientific Forum on International Security at the Academy staff officers of the Bundeswehr (Hamburg) and the Academy of defending the Homeland (Vienna) ([email protected]).

УДК 101.1 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-218-224

БАРКОВА Э.В.

ОСВОЕНИЕ ЭКОМИРА ЗЕМЛИ В НАУЧНОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАСЛЕДИИ АКАДЕМИКА В.А. ОБРУЧЕВА: ОПЫТ ИСТОРИКО-ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА

Ключевые слова: история экофилософии, историко-персонологический подход, наследие, академик В.А.Обручев, универсальная эволюция, целостность, Земля, природа, культура.

Потенциал освоения и развития экофилософии связывается с возможностями использования и работы с достижениями истории науки, исследованием связи элементов биографий ученых со стилем их мышления, учений об эволюции Земли и опытом художественно-эстетического освоения мира. На материале наследия выдающегося русского советского ученого-геолога, географа, палеонтолога, крупного общественного деятеля, историка науки, педагога и писателя-фантаста академика Владимира Афанасьевича Обручева апробируется историко-персонологический подход к исследованию истории и логики становления экофилософии.

BARKOVA, E. V

DEVELOPMENT OF THE ECO-WORLD OF THE EARTH IN THE SCIENTIFIC AND ARTISTIC HERITAGE OF ACADEMICIAN VA. OBRUCHEV: THE EXPERIENCE OF HISTORICAL AND PERSONOLOGICAL ANALYSIS

Key words: history of ecophilosophy, historical and personological approach, heritage, academician V.A.Obruchev, universal evolution, integrity, Earth, nature, culture.

The potential for mastering and developing ecophilosophy is associated with the possibilities of using and working with the achievements of the history of science, the study of the connection between the elements of the biographies of scientists with their style of thinking, the teachings about the evolution of the Earth and the experience of artistic and aesthetic exploration of the world. On the material of the heritage of the outstanding Russian Soviet geologist, geographer, paleontologist, prominent public figure, historian of science, teacher and science fiction writer Academician Vladimir Afanasyevich Obruchev, the historical and personological approach to the study of the history and logic of the formation of ecophilosophy is being tested.

Процессы развития экофилософского знания, включающие в себя наряду с исследованием фундаментальных природоохранных проблем и связей общества с природой вопросы экофилософии человека, культуры и общества, в последние годы все в большей мере актуализируют и круг тех проблемных полей, которые до последнего времени редко оказывались в поле зрения исследователей. Речь - о системно-целостном освоении Экомира Земли, в идеях, образах и ценностях которого свернут конкретный опыт, элементы биографий и личностные черты поисков выдающихся и нередко забываемых сегодня ученых. Отсюда вытекает актуализация работы с историко-персонологическим, или биографическим подходом к анализу деятельности ученых разных эпох и культур, которые внесли наиболее заметный вклад в разработку экофилософских проблем и «строительство» ЭкоМира Земли. Кроме того, этот подход позволяет сделать шаг к осмыслению истории экофилософии и созданию ее первой Хрестоматии.

Дело в том, что в характере мышления и деятельности конкретных крупных личностей, в тех или иных формах, всегда конкретизируется принцип связи исторического и логического, а потому - проясняется вопрос о том, в каких именно формах на разных этапах истории науки происходило становление экофилософии, как включались в содержание ее современных образов и концепций создаваемые в прошлом идеи - результаты исследований и размышлений [1].

Проблематизация процесса освоения Экомира Земли в этом измерении конституируется не только в ее логике развития, но и в своей уникальной экофилософской истории. Но для ее открытия-«распаковки» и анализа сегодня требуются существенно обновленные гуманитарные технологии и по содержанию обновленные методологические принципы и подходы. Одним из них, вероятно, и можно считать историко-персонологический, или биографический метод.

Известно, что впервые этот метод еще в начале XX века обосновали УТомас и Ф.Знанецкий - представители Чикагской социологической школы. В соответствии с их логикой, историко-персонологический подход представляет собой системно-целостное обращение к биографиям ученых, к анализу смысла их поисков, интеллектуального и эмоционального напряжения, переживаний, трудностей в процессах деятельности, которые осмысливаются как методологические и мировоззренческие ориентиры познания в современной науке. Применительно к экофилософии исходной установкой в анализе биографий ее основоположников и исследователей является центрирование внимания на логике и категориях, открывающих смысл универсально-эволюционного процесса развития космоса, природы и культуры Земли и человека как целостности, и в этом контексте - показ ценности жизни человека и проекции его будущего.

Цель исторической персонологии не ограничена освоением новой и необходимой информации, раскрывающей предметную область экофилософии в ее развитии и основные положения. В значительной мере она определяется и тем, чтобы создатели этих знаний для современных исследователей - особенно молодежи - «стали «близкими знакомыми»; чтобы они ощущали пульс жизненной энергии ученого, переживали напряженность и трудность интеллектуальной деятельности, вникали в драматизм событий эпохи и личной жизни». [2].

Подчеркнем, что в России, несмотря на достаточно позднюю рефлексию исторической персонологии, восходящую к исследованиям антропо-психологической концепции Б.Г. Ананьева, а позднее получившей достаточно широкое развитие в историко-культурологической концепции С.Н. Иконниковой, спонтанно его элементы использовались в системе гуманитарного и естественно-научного образования. В поле зрения экофилософов попадали сведения не только об учениях, но и события биографий Э.Геккеля, А.Швейцера, А.Нэсса, Ф.Дескола, Э.Морена, а в отечественной науке - В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Н.Н. Моисеева, Д.С. Лихачева, М.М. Будыко, Н.Ф. Реймерса, В.А. Лося, Э.В. Гирусова и многих других ученых, но систематизировать их личный вклад, связанный с их судьбами в контексте логики освоения Экомира как целостности

еще предстоит историкам экофилософской науки. В русской, советской и постоветской научной культуре уже накоплено не освоенное пока под историко-персонологическим углом зрения богатое экофилософское наследие, включая выпадающие сегодня из учебных программ научные и научно-публицистические работы, художественное наследие, дневниковые записи исследователей, связанные с жизнью и творчеством первооткрывателей проблем экологии и экофилософии, исследователей - гуманистов в самом исходном и высоком смысле этого слова [3].

Ценность развиваемого на основе этой методологии экофилософского подхода открывает не просто биографии ученых, но он ориентирует на сопереживание, а потому на формирование ценностно-ориентационных установок на защиту и сохранение Земли и своей непосредственной причастности к этому. Кроме того, следствием работы с историко-персонологическим методом становится чувственно-рациональное освоение связи своей личной жизни с направлением поисков и жизненными ориентирами ученых, биографии которых изучаются, в результате чего может возникнуть момент идентификации с идеями и путями их открытий.

С этой точки зрения исключительный научный интерес представляет опыт апробации этого метода применительно к жизнетворчеству и типу соответствующего экофилософским ориентирам мышления выдающегося русского советского ученого-геолога, путешественника, географа, картографа, крупного общественного деятеля, знаменитого писателя-фантаста, педагога, популяризатора науки, историка геологии и горного дела, академика Академии Наук СССР, Героя Социалистического Труда Владимира Афанасьевича Обручева (1863-1956).

Процесс эволюции Земли В.А. Обручев осваивал в единстве геологических, биологических, этнографических, философских, эстетических, географических и культурологических процессов и на основе их методов. Более того, в его наследии «довольно значительное место занимают жизнеописания ученых, большинство из которых он знал лично» [4, с. 15]. В этих жизнеописаниях, как и в многочисленных рецензиях, письмах, документах, некрологах, он рефлексировал сделанное тем или иным исследователем, мастерски «свертывая» его опыт в точно найденные понятия и выводы.

Личность с большой буквы, это был человек, который с детских лет непрерывно сам себя формировал и совершенствовал и в профессиональном, социально-ответственном смысле, и в плане роста личностно-культурного масштаба. Он всегда думал о нужном России и Земле своем Деле, возможностях и векторах его развития. По мнению многих писавших о нем многочисленных коллег и учеников, для него важна была логика, доказательность. Именно в этом смысле, говоря о корреляциях биографии и жизнетворчества В.А. Обручева идеалам экофилософии с ее главным ориентиром на сохранение и понимание жизни Земли как нашего общего Дома - или, скажем языком экофилософии - ЭкоМира, или ЭкоДома, можно фиксировать его патриотизм как тип мироотношения. Но этот патриотизм никогда не носил прямолинейно-«лобового» характера, поскольку это был человек, который всегда энергично хотел работать и работал для России и делал все для развития ее главных природных и интеллектуальных ресурсов [4].

Характерно, что в написанном им некрологе о мыслителе-космисте В.И. Вернадском, с которым он был знаком, отмечая выдающиеся заслуги этого ученого в областях минералогии, геохимии, биогеохимии, организации В.И. Вернадским изучения радиоактивных элементов, создании Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС) и Метеоритной комиссии, В.А. Обручев подчеркнул его интерес к философским и общественным наукам, вопросам развития высшей школы и образования [4, т. 6, с. 27] философским проблемам геологического времени и связанной с ней генетической минералогии [4, с. 25-28].

Корреляции с методологией и мировидением экофилософии в наследии В.А. Обручева определяются его работой с принципом целостности. Освоить Землю - значит, по Обручеву, понять настоящее в единстве с его прошлым и будущим как единый эволюционный процесс [5-8]. В этом подходе проявляется и понимание ценности самой мысли о Земле и развития науки как части жизни, аспекта ее общеэволюционного пути развития.

Множество наблюдений, произошедших с ним и его спутниками событий, новых фактов, собранных им во время путешествий по Средней Азии, Уралу, Алтаю, Дальнему Востоку, пустыне Гоби и Центральной Монголии, Китаю формировали его целостное, но отчетливо структурированное видение мира. В.А. Обручев, где бы он не был, везде знакомился с бытом, нравами и традициями народов. Для истории экофилософии интерес в этой связи представляют

его наблюдения и описания ценностей и особенностей культур бурятов, якутов, народов Средней Азии, их легенды, предания, без которых современное этнографическо-мировоззренческое освоение этих территорий не было бы достаточно полным.

Путешествия и непрерывные геологические исследования дали В.А. Обручеву возможность оценить роль природных стихий далеко не абстрактно. Так, например, во время поездки в Джунгарию в 1909 году, когда он со своими спутниками исходил пешком Алтай, горы Тянь-Шаня, Кер-Тау, проявилась исключительная наблюдательность и замечательная память ученого. Дело в том, что когда они «вышли к городу с другой стороны, то он безошибочно привел караван в рощу, где останавливались три года назад, и нашел место старой стоянки» [9, с. 280].

Интерес к работе, эмоционально острое восприятие и непрерывно развиваемый ум исследователя стал основой многодесятилетней способности анализировать, сравнивать, спорить с коллегами, делать выводы относительно происхождения, например, эолова города, подчеркивая роль природных стихий. Так, В.А. Обручев, универсально осмыслив роль природных сил в формировании и эволюции Земли, анализировал, где важнейшую роль в расчленении свиты мезозойских отложений было вызвано деятельностью воды, а где - ветра. «Ветер, - писал он, -работает повсюду, где находит благоприятные условия: сдувая зерно за зерном из пластов рыхлого песчаника в отвесных обрывах, стенах, башнях, он постепенно уносит громадные толщи в виде песка... Колебания температуры помогают отделению песчинок, распадению глин. Так постепенно уменьшаются, тают эоловые столбы, башни, но вблизи возникают новые» [9, с. 280].

Эти же личные впечатления, постоянно развивавшие любознательность, интерес и вызывавшие удивление ученого, развивали его общую, в том числе философскую и общую гуманитарную культуру - основу устойчивых самостоятельных оценок и идеалов в жизни и науке. Так, на него произвело впечатление увиденное в китайской начальной школе, где дети, сидя на полу за маленькими столиками и макая кисточку в тушь, выводили иероглифы. «Оказывается, эти малыши писали изречение из Конфуция: «Честность, справедливость, приличия, мудрость, истина. Нужно держаться этих пяти главных добродетелей» [9, с. 200]. Кроме того, вероятно, новые знания и значительный опыт освоения Китая был получен благодаря знакомству и общению В.А. Обручева в этой стране с талантливыми людьми - знатоками китайской культуры, такими как бельгиец-переводчик Сплингерд или немецкий путешественник, основоположник геоморфологии, президент Берлинского географического общества, крупный ученый-географ Фердинанд фон Рифтгофен, который впервые ввел понятие «Великий шёлковый путь». Беседы с ними, возможно, привели ученого к понимаю и высочайшей оценке философии Конфуция.

Интересно, что когда уже 1923 году ему, уже профессору Московской Горной академии и Московского отделения Геологического комитета страны в советское время прислали анкету из Центрального института труда и попросили ответить на ряд вопросов, среди которых был вопрос о самом любимом и самом нелюбимом философе, то Обручев со всей определенностью знал, что ответить. Он пишет: любимый - Конфуций, нелюбимый - Ницше. При этом каждый свой ответ он комментирует. Например, «философия «сильной личности» всегда претила. На ее основе много подлости делалось и делается» [9, с. 327]. Интересно и то, что популярно написанная В.А. Обручевым история золотоискателей именно в Китае XIX века [10], по мнению специалистов, является его лучшим художественным произведением.

Самостоятельное развитие общей культуры, основы которой были получены им с в семье, и общественной ответственности стали основой и удивительной, кажущейся сегодня невозможной работоспособности В.А. Обручева. Между тем, именно работоспособность - основа не просто многочисленных разнородных впечатлений о Земле и ее эволюции, но последовательного осмысления изучаемых процессов и рефлексия самого процесса познания. Сын ученого С.В. Обручев, тоже крупный исследователь-естествоиспытатель не случайно писал, что отец - человек, с которого «хочется делать жизнь», о том же свидетельствуют многие воспоминания и письма [11, 12]. Интересно и то, что сын подсчитал - В.А. Обручевым напечатано 3872 работы, не считая переизданий и переводов. В течение семи десятков лет В.А. Обручев публиковал в среднем по 332 печатных листа в год [12, с. 3]. О своей любви к труду написал и сам академик: «Нельзя любить труд, не научившись уважать его, и нельзя научиться уважать, не относясь к нему серьезно, не отдавая ему безраздельно всего интереса и всех своих сил. Только отдавая лучшее, что в нас есть, мы можем получить лучшее, что может дать труд» [12, с. 4].

Но идея гармонической целостности личности - цель экофилософски осмысленного типа развития, - как и автора исследований и познания Земли предполагает теоретическое и практическое освоение не только открытий, но и форм трансляции знаний и накопленного опыта. Не случайно коэволюционно мысливший В.А. Обручев был замечательным педагогом, открывавшим смысл методологии с точки зрения экофилософского освоения страны.

Поэтому опыт, накопленный в своих исследованиях, в трудах отечественных и зарубежных ученых, в процессах преподавания, во время путешествий он осмыслял, выделяя методологически важные ключевые философские положения. Именно поэтому он так внимательно следил за деятельностью В.И. Ленина, выделяя его высказывая о роли естественных наук в строительстве социализма. Труд «Материализм и эмпириокритицизм», по его мысли имел важное именно методологическое значение для развития геологии, физики, биологии. И связь философии, науки и практики была подчеркнута во многих трудах В.А. Обручева, ибо ее диалектику он считал основой и одновременно развитием идей и распоряжений Ленина относительно Курской магнитной аномалии, изучение нефтяных залежей и месторождений горючих сланцев [9, с. 340].

Развитие экофилософской картины мира в ее истории, как показывает опыт приобщения к биографии В.А. Обручева, возможно не только в логике ее научного освоения. Интересен факт биографии В.А. Обручева - его любовь с детских лет к чтению романов Жюля Верна и романов о путешествиях, которые пробудили в нем интерес к естествознанию, к далеким малоизвестным странам. Поэтому став уже известным ученым, он осваивает новый - художественно-эстетический тип познания, имеющий свои преимущества перед наукой. Обручев становится писателем-фантастом. Востребованность научной фантастики как особого литературного жанра в XX веке он связывал с возможностями расширения общей культуры, кругозора, открывающимися горизонтами знакомства с дальними и близкими странами, с неизвестными растениями, животными, с разными народами, их традициями и жизнью. Его собственный живой интерес к чтению художественной литературы привел его к мысли о необходимости для молодежи новых научно-фантастических романов. Теоретическое и практическое освоение Арктики, морских глубин, далекого прошлого и будущего, возможные проблемы в межпланетных полетах - все это стало предметом его уже художественного исследования.

В 1930-е годы в журнале «Детская литература» он опубликовал статью о научной фантастике. В.А. Обручев писал: «Фантастику любил уже первобытный человек, об этом можно судить по сохранившимся на скалах и стенах пещер рисункам» [10, с. 368]. В этой статье он писал о легендах и сказках народов, подчеркивал проектные смыслы научной фантастики. Главное для него здесь то, что в художественной форме читатели получают реальные знания о законах природы и общества, о процессах геологии, астрономии, географии, физики. В отличие от многочисленных современных антиутопий в философии и литературе с их крайним пессимизмом по поводу судьбы Земли, В.А. Обручев подчеркивал - герои научно-фантастических романов часто проявляют смелость и благородство, они вместе, общими усилиями дружно преодолевают опасности и трудности, полны доброй энергии. Именно такой герой, по его мысли, способен, вдохновить юного читателя, вызвать стремление подражать ему.

Именно эти черты и особенности характеров он раскрыл в своих научно-фантастических романах «Земля Санникова», «Плутония», в многочисленных рассказах, повестях. Подчеркнем соответствующую установкам экофилософии органичную вплетенность этой художественной формы деятельности в его общественную и научную жизнь. Его художественные произведения -не набор с интересом читаемых текстов, выполненных в соответствии с известными технологиями построения жанра, а продолжение пути развития науки и культуры. Они - не вне жизни и ее идеалов, а пространство самой жизни, взятое в своеобразном измерении, или «повороте». А если так, то осмысляя это пространство возможно осмыслить пути решения реальных проблем, связанных с экологией человека, культуры, общества и природы.

В увлекательных сюжетах научно-фантастических произведений В.А. Обручева, между тем, открываются не только реальные трудности и риски, сопровождающие освоение экомира Земли в его прошлом, настоящем и будущем, но ставятся философско-мировоззренческие проблемы, - например, проблемы связи правды и правдоподобия и меры их конструктивного использования в процессах воспитания и образования. Известно, что свой роман «Плутония сам автор мыслил как своеобразный спор с любимым им писателем Жюль Верном. Тем не менее, в его

«Путешествии к центру Земли» он как ученый не мог не видеть ошибки французского писателя и говорил о неправдоподобно описанных событиях. Более того, именно геологические ошибки в этом романе побудили его взяться за сочинение «Плутонии».

В.А. Обручев прямо пишет о том, что научные книги читать не просто, а потому их осилят немногие, но знать о планете, конкретных формах ее прошлого, об условиях и причинах произошедших за миллионы лет изменений на Земле, на которой мы живем, знать о различных растениях, животных, связях Земли с другими планетами, как и о том, что этими вопросами занимается, прежде всего, наука палеонтология, должен каждый образованный человек.

Предложенная им история путешествия по обратной стороне Земли - фантастична, но «Плутония» «удовлетворяет, по словам автора, условию правдоподобности. Чтобы познакомить читателей с животными и растениями нескольких минувших периодов в такой форме, как будто они существуют и в настоящее время где-то в недрах Земли, ему пришлось принять в качестве истины гипотезу, предложенную в начале прошлого века и серьезно обсуждавшуюся тогда учеными... В действительности же она давно отвергнута наукой [13, с. 276].

Однако это - не ложь и не заблуждение, В.А. Обручев в самом произведении знакомит читателей с представлением о целостности эволюционного процесса на Земле и во Вселенной, с основами естественных наук и их реальными открытиями и «рассказывает, какие растения и животные населяли ее в минувшие периоды, как они изменялись и сменяли друг друга, пока из среды животных не выдвинулось мыслящее существо - человек, ставший властелином Земли» [14, с. 276]. Но сам, подчеркнем это еще раз, отмечает, что гипотеза, с которой он работает в этом произведении, оказалась не подтвержденной.

Таким образом, масштаб достижений и многогранность научных и художественных идей, рожденных уникально-неповторимым мышлением и фантазией В.А. Обручева, как представляется, дают достаточное основание для подтверждения предположения о продуктивности историко-персонологического подхода к развитию экофилософского знания. Открытые им нового знания - свидетельство того, что человек и человечество во все эпохи, во всех культурах в своих человеческих измерениях целостности оказывается соразмерен планетарному и космопланетарному масштабу. Осознание единства человека и мира вызывает необходимость дальнейшей разработки экофилософии, ее положений, категорий и образов, в которых сохраняется субъект-объектное отношение и главное - во всей истории сохраняется и может быть сохранен человек и его природа как ценность Земли и Вселенной.

Литература и источники

1. Баркова Э.В. Экофилософская картина мира в историко-персонологическом освоении культурного наследия // Сахаровские чтения 2020 года: экологические проблемы XXI века: материалы 20-й международной научной конференции, 21-22 мая 2020 г., г. Минск, Республика Беларусь: в 2 ч. / под ред. проф. С.А. Маскевича, доц. М.Г. Герменчук. Минск: ИВЦ Минфина, 2020. Ч. 1. С.7-10.

2. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. 2-е изд., переработанное и дополненное. СПб.: Питер, 2005. 474 с.

3. Баркова Э.В. Введение в экофилософию. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2021. 407 с.

4. Обручев В.А. Избранные труды в 6 тт. Т.6. Из воспоминаний В.А.Обручева. - Отечественные и зарубежные ученые. М.: Изд-во АН СССР, 1964. 514 с.

5. Обручев В.А. Избранные труды. В 6 т. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т.3. 568 с.

6. Обручев В.А. В дебрях Центральной Азии. Записки кладоискателя. М.: Географгиз, 1956. 319 с.

7. Обручев В.А. По горам и пустыням Средней Азии. М.-Л.: Изд-во АН СССР. 1948. 244 с.

8. Обручев В.А. Происхождение гор и материков. М.: Детгиз, 1956. 126 с.

9. Поступальская М.И, Ардашникова С.Д. Обручев. М.: Молодая гвардия. 1963. 432 с.

10. Обручев В.А. Золотоискатели в пустыне. М.: Гос изд-во географическй лит-ры, 1955. 208 с.

11. Обручев В.А. За тайнами Плутона: Сб. М.: Молодая гвардия. 1986. 238 с.

12. В.А. Обручев - ученый, педагог, гражданин. Сб.науч.тр. /Рос АН, Сибирское отделение. Новосибирск. Наука, Сиб. изд. фирма, 1992. 140 с.

13. Обручев В.А. Плутония; Земля Санникова; Путешествия в прошлое и будущее: научно-фантастические произведения. Кишинев: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1986. 575 с.

References and Sources

1. Barkova E.V. Ekofilosofskaya kartina mira v istoriko-personologicheskom osvoenii kul'turnogo naslediya // Saharovskie chteniya 2020 goda: ekologicheskie problemy XXI veka: materialy 20-j mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 21-22 maya 2020 g., g. Minsk, Respublika Belarus': v 2 ch. / pod red. prof. S.A. Maskevicha, doc. M.G. Germenchuk. Minsk: IVC Minfina, 2020. CH. 1. S.7-10.

2. Ikonnikova S.N. Istoriya kul'turologicheskih teorij. 2-e izd., pererabotannoe i dopolnennoe. SPb.: Piter, 2005. 474 s.

3. Barkova E.V. Vvedenie v ekofilosofiyu. Volgograd: Izd-vo VolGU, 2021. 407 s.

4. Obruchev V.A. Izbrannye trudy v б tt. T.6. Iz vospominanij V.A.Obrucheva. - Otechestvennye i zarubezhnye uchenye. M.: Izd-vo AN SSSR, 19б4. 514 s.

5. Obruchev V.A. Izbrannye trudy. V б t. M.: Izd-vo AN SSSR, 1963. T.3. 568 s.

6. Obruchev V.A. V debryah Central'noj Azii. Zapiski kladoiskatelya. M.: Geografgiz, 1956. 319 s.

7. Obruchev V.A. Po goram i pustynyam Srednej Azii. M.-L.: Izd-vo AN SSSR.1948. 244 s.

8. Obruchev V.A. Proiskhozhdenie gor i materikov. M.: Detgiz, 1956. 126 s.

9. Postupal'skaya M.I, Ardashnikova S.D. Obruchev. M.: Molodaya gvardiya. 1963. 432 s.

10. Obruchev V.A. Zolotoiskateli v pustyne. M.: Gos izd-vo geograficheskj lit-ry, 1955. 208 s.

11. Obruchev V.A. Za tajnami Plutona: Sb. M.: Molodaya gvardiya. 1986. 238 s.

12. V.A. Obruchev - uchenyj, pedagog, grazhdanin. Sb.nauch.tr. /Ros AN, Sibirskoe otdelenie. Novosibirsk. Nauka, Sib. izd. firma, 1992. 140 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Obruchev V.A. Plutoniya; Zemlya Sannikova; Puteshestviya v proshloe i budushchee: nauchno-fantasticheskie proizvedeniya. Kishinev: Glavnaya redakciya Moldavskoj Sovetskoj Enciklopedii, 1986. 575 s.

БАРКОВА ЭЛЕОНОРА ВЛАДИЛЕНОВНА - доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова ([email protected]).

BARKOVA ELEONORA V. - Doctor of Philosophy, Department of History and Philosophy, Plekhanov Russian University.

УДК 1(091):177.9 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-224-229

КОСТИН П.А.

К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОВЕТСКИХ СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД «ПЕРЕСТРОЙКИ»

Ключевые слова: социальная ответственность, этика, моральная культура в спорте, предательство, элита, Советский Союз, Запад, «перестройка», военная присяга.

Получающая в социальной философии активное развитие проблема ответственности недостаточно исследована в ее общественно значимых этических аспектах. На материале феномена советского спорта в статье рассматриваются вопросы формирования моральной культуры, патриотических ценностных ориентиров, как и анализируются факты предательства, которые коррелируют с трансформациями социального бытия.

KOSTIN, P.A.

ON THE ANALYSIS OF SOCIAL AND ETHICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF RESPONSIBILITY OF SOVIET

ATHLETES DURING THE "PERESTROIKA" PERIOD Key words: social responsibility, ethics, moral culture in sports, betrayal, elite, Soviet Union, West, "perestroika", military oath.

The problem of responsibility, which is actively developing in social philosophy, has not been sufficiently studied in its socially significant ethical aspects. Based on the phenomenon of Soviet sports, the article examines the formation of moral culture, patriotic value orientations, as well as analyzes the facts of betrayal, which correlate with the transformations of social life.

Проблема социальной ответственности - одна из актуальных философских проблем. Однако она недостаточно исследована применительно к ряду общественно значимых аспектов жизнедеятельности людей, к примеру, таких, как спортивная сфера. Социальная ответственность в спортивной сфере должна стать предметом пристального внимания. Необходимо раскрыть смысл социально-философских категорий справедливости, чести, достоинства, долга и др., лежащих в основании парадигмы социальной ответственности в спортивной сфере.

Общеизвестно сколь велико было значение так называемого «большого спорта» в жизни Советского Союза и советском общественном сознании. Государство рабочих и крестьян уделяло огромное внимание не только массовому спорту и физической культуре [20], но и «большому спорту», спорту высших достижений. К началу «перестройки», к середине 1980-х гг., советским спортом высших достижений был пройден славный путь. Можно утверждать, что в СССР наблюдался расцвет спортивной жизни. Советские спортсмены участвовали в разнообразных первенствах, турнирах, спартакиадах и пр. внутри страны, в международных соревнованиях, как правило, добиваясь на них значительных успехов. Морально-психологический уровень абсолютного большинства советских спортсменов был очень высок. Высокими были уровни их самоотдачи, гражданственности, патриотизма, социальной ответственности - ответственности перед своим народом, государством, Коммунистической партией. Это и определяло их отношение к своей работе, к участию в состязаниях, к выступлениям, особенно за рубежом. У советского спорта было значительное социальное содержание. Советский спортсмен воспитывался как достойный представитель нашей великой Родины. Победы советских спортсменов воспринимались соотечественниками как победы всей страны.

Настоящее советского спорта представлялось массовому болельщику начала «перестройки» вполне благополучным. Казалось, что были все основания с оптимизмом смотреть и в будущее советского спорта. Были живы и активны многие легенды советского спорта, обладавшие непререкаемым авторитетом, яркие выразители идеалов и хранители лучших традиций советского спорта, воплощавшие честь, совесть, достоинство спортивного сообщества. Многие ведущие спортсмены прошлого были инкорпорированы в верхние слои советского общества, работали в администрациях спортивных клубов, стадионов, дворцов спорта, баз,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.