Научная статья на тему 'ОСВОД и школа: возможности совместного совершенствования методов и форм образовательной деятельности'

ОСВОД и школа: возможности совместного совершенствования методов и форм образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
465
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСВОД / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OSVOD / SCHOOL EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черников Владимир Георгиевич

Описывается история развития ОСВОДа в нашей стране. Рассматриваются возможности и направления сотрудничества ОСВОД с образовательными учреждениями для профессионального и личностного развития школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OSVOD and school: possibilities for joint process of improvement of educational methods and forms

The article describes the history of OSVOD (Life saving society on water) in Russia. It also consideres the opportunities and ways of cooperation with educational organizations aimed at pupils’ professional and personality growth.

Текст научной работы на тему «ОСВОД и школа: возможности совместного совершенствования методов и форм образовательной деятельности»

84

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012. Вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 373.1 (045)

В.Г. Черников

ОСВОД И ШКОЛА: ВОЗМОЖНОСТИ СОВМЕСТНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Описывается история развития ОСВОДа в нашей стране. Рассматриваются возможности и направления сотрудничества ОСВОД с образовательными учреждениями для профессионального и личностного развития школьников.

Ключевые слова: ОСВОД, школьное образование, инновационная образовательная деятельность.

Модернизация образования на современном этапе диктует новые требования к форме и содержанию образования, которое становится все более ориентированным на потребности сегодняшнего дня. В этой связи формирование личности в современной школе должно основываться на приобретении конкретных практических знаний и навыков, включении ее в активную общественную деятельность. Одним из механизмов достижения этой цели является сотрудничество школ с общественными организациями, оказывающими помощь населению в трудных ситуациях.

ВОСВОД - Всероссийское общество спасения на водах, действующее на всей территории нашей страны. История организации «Общества спасения на водах» насчитывает уже 140 лет и берет свое начало еще в царской России. Идея создания спасательных станций на пожертвования частных лиц возникла у кронштадтских моряков, когда быстрое увеличение количества судов и их интенсивная эксплуатация повлекли за собой резкий рост числа кораблекрушений и гибели людей.

28 июля 1870 г. при Морском министерстве создается специальный комитет для разработки Устава подобной организации. 3 июля 1871 г. Устав был утвержден императором, а создаваемая организация получила название «Общество подания помощи при кораблекрушениях».

В 1872 г. в соответствии с Уставом были созданы на местах окружные правления. Таким образом, 1872 г. стал годом образования Общества спасения на водах в нашей стране. В наиболее опасных местах были развернуты спасательные станции и посты. Только за первые три года своего существования Общество построило 179 спасательных станций и постов. В этом заслуга энтузиастов Общества, принимавших активное участие в его работе, прогрессивно настроенных людей, ученых, писателей, художников (например, Айвазовского), поддерживавших начинания Общества.

12 мая 1880 г. «Общество подания помощи при кораблекрушениях» было переименовано в «Общество спасания на водах», а с 16 ноября 1892 г. оно получило название «Императорское Российское общество спасания на водах».

При содействии Общества были построены новые маяки, введены сигналы об ожидаемых бурях, принято обязательное оснащение судов спасательным оборудованием, содержание в готовом состоянии перевязочных средств и т.д.

После революции 1917 г. Императорское Российское общество спасания на водах прекратило свое существование. Но после окончания Гражданской войны и с началом перехода к мирному труду по восстановлению народного хозяйства в стране стали воссоздавать общества спасания на водах в порядке местной инициативы. 30 декабря 1927 г. Совнарком СССР принимает постановление о передаче дела спасания на водах добровольным обществам. Им же передается спасательное имущество.

В феврале 1938 г. было создано оргбюро ОСВОДа УАССР, реорганизованное в этом же году в республиканский совет ОСВОДа.

Удмуртский республиканский ОСВОД руководил деятельностью Ижевского городского ОСВОДа («ИжгорОСВОД») и районных обществ - Сарапульского и Воткинского. Основной задачей ОСВОДа было обучение трудящихся плаванию, гребле, легководолазному делу, спасательной службе.

Во время Великой Отечественной войны подавляющее большинство членов ОСВОДа ушли на фронт. По решению Государственного комитета обороны были созданы заградительные речные и морские отряды, личный состав которых состоял из хорошо подготовленного персонала спасательных станций, получивших боевое крещение в качестве морских пехотинцев, водолазов, акваланги-стов-минеров. Материальную и кадровую базу этих отрядов составляли катера, водолазное имущество, специалисты ОСВОД.

В соответствии с постановлением Совнаркома УАССР от 10 января 1944 г. Удмуртский республиканский ОСВОД с входящими в него местными организациями был ликвидирован, а его функции возложены вначале на судоходную инспекцию Наркомата речного флота СССР, а с 1956 г. на ДОСААФ.

27 ноября 1970 г. Удмуртский республиканский совет Общества спасания на водах (ОСВОД) создан решением Удмуртской учредительной конференции ОСВОД.

Профилактическая работа была одной из важнейших задач ВОСВОДа еще с 1894 г. Среди основных направлений деятельности Общества сбор средств в помощь семьям погибших моряков, борьба с судовладельцами за оснащение судов совершенными средствами спасания, забота об устройстве спасательных постов на реках, озёрах и морских побережьях, обучение детей и юношества правилам оказания помощи пострадавшим на воде.

Члены ОСВОДа вели среди населения широкую учебно-воспитательную и агитационнопропагандистскую работу, обучали плаванию (на общественных началах), учили приёмам спасания, организовывали кружки по подготовке резерва для РККА и ВМФ. Многие активисты с гордостью носили нагрудный знак «За активную работу в ОСВОДе», большим уважением пользовался знак «Техминимум водоспасателя», который вручался тем, кто отлично плавал, владел приёмами спасания, умел управлять катером и шлюпкой, знал семафорную связь.

И в 70-е гг. ХХ в. основными задачами Удмуртского ОСВОДа являлись: разъяснительная и организаторская работа среди населения по предупреждению несчастных случаев на воде, организации массового обучения населения плаванию и приемам спасания на воде, организация подготовки специалистов по спасательному делу. Для осуществления этих задач ОСВОД оказывал необходимую помощь заинтересованным организациям в проведении этой работы, участвовал в выпуске литературы и статей в периодических изданиях; плакатов, пособий, стендов; в передачах на радио и телевидении, в организации лекций, экскурсий, конкурсов, выставок; в показе кинофильмов и диафильмов, в организации массовых водно-спортивных соревнований; соревнований по спасательному многоборью; принимал участие в работе комиссий, создаваемых соответствующими органами на время сезонных паводков, наводнений и других стихийных бедствий на воде, осуществлял меры по обеспечению безопасности отдыха детей в пионерских лагерях, туристских базах, студентов в строительных отрядах; создавал общественные спасательные посты, помогал в организации ведомственных спасательных постов.

В 1987 г. Удмуртское Общество спасения на водах насчитывало 191 264 индивидуальных членов, 271 коллективный член, 52 964 юных ОСВОДовца, 823 первичные организации, которые были объединены в 4 городских и 14 районных советов ОСВОДа. Работали 101 общественный и 50 ведомственных спасательных постов.

В 90-е гг. в большинстве регионов фактически прекращена деятельность этой организации из-за отсутствия финансирования и помощи со стороны государства.

Для предупреждения полного развала дела спасения на водах в последнее время на уровне Президента России, глав субьектов РФ, МЧС России были предприняты шаги по восстановлению и реорганизации работы ОСВОД в Российской Федерации.

В конце 2010 г. инициативной общественной группой при поддержке спасательных организаций Удмуртской Республики было принято решение о воссоздании Общества спасения на водах. Региональная общественная организация «Общество спасения на водах в Удмуртской Республике» (POO «ОСВОД в УР») была зарегистрирована 25 января 2011 г. и является членом Всероссийского общества спасения на водах России.

Члены POO «ОСВОД в УР» в 2011 г. принимали участие в ликвидации 35 происшествий природного характера, в том числе в 25 на Ижевском пруду, при этом спасено 32 человека.

В 2012 г. члены РОО «ОСВОД в УР» участвовали в совместных учениях с организациями ГУ МЧС России по УР и совместном патрулировании акваторий прудов и рек Удмуртской Республики с ГУ «ПСС по УР» и МБУ «ПСС г. Ижевска» на Ижевском пруду 88 раз, на водных объектах Удмуртской Республики 26 раз. В результате было предотвращено 27 чрезвычайных ситуаций на воде и спасено 17 человек. В жаркие летние дни проведены десять рейдов в целях пропаганды безопасности нахождения населения на водоемах совместно с ГИМС на пляжах в пос. Селычка, Пирогово, на городском пляже г. Ижевска, в районе Малиновой горы, а также в Малой Пурге, Докше, Воложке, Югдоне, Бобье-Уче и Баграш-Бигре.

В.Г. Черников

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

В честь «Дня физкультурника» и «140-летия ВОСВОД» 11 августа 2012 г. на Ижевском пруду проведен водно-спортивный праздник с парусной регатой.

POO «ОСВОД в УР» оказывается всесторонняя поддержка Администрацией г. Ижевска, Службой гражданской защиты Удмуртской Республики, Министерством физкультуры, спорта и туризма УР и др.

Взаимодействие учебных заведений и «Общества спасения на водах в Удмуртской Республике» дает перспективу для модернизации образовательного процесса и обеспечения деятельности современной школы.

Например, в сентябре 2012 г. при POO «ОСВОД в УР» создан детский клуб «Юный пловец-спасатель» для занятий с учащимися ДЮСШ (плавание) для подготовки юных пловцов-спасателей. С сентября по октябрь 2012 г. прошли курс первые 20 юных пловцов спасателей. Распространение данного опыта в других заведениях позволяет повысить грамотность поведения детей на воде.

Кроме того, Всероссийским обществом спасания на водах (ВОСВОД), в которое входит и ОСВОД в УР, проводятся различные всероссийские мероприятия, в том числе спортивные, конкурс детского рисунка (для юных ВОСВОДовцев предоставлялась трибуна для участия на параде на Красной площади в Москве 7 ноября 2012 г.).

Высокие цели ОСВОД, такие как просветительская работа, приобщение детей и школьников к здоровому образу жизни, социальная помощь инвалидам, подготовка высококлассных спасателей, требуют не только больших усилий, но и системной работы. Именно эту задачу призван решить организуемый при РОО ОСВОД в УР новый «Научно-образовательный центр». В рамках учебного центра планируется воссоздать доказавший свою эффективность, но утерянный институт наставничества. Квалифицированные члены ОСВОДа, обладающие огромным опытом и уникальными знаниями, будут передавать их молодым специалистам, что даст подрастающему поколению вектор для выбора будущей профессии.

Новое время диктует и новые подходы к построению образовательного процесса, использование в нем инновационных моделей и современных образовательных технологий.

Решить проблемы подготовки высококлассных специалистов можно только в комплексе - качественная теоретическая подготовка и практика. Именно отсутствие полноценной практики является сегодня большой проблемой, не позволяющей готовить такие рабочие кадры и таких специалистов, которые бы могли активно включиться в производственную деятельность с первых дней своей работы. Приходится доучивать молодых специалистов, тратя на это время и дополнительные ресурсы.

Безусловно, учесть высшим и средним профессиональным учебным заведениям многообразную специфику подготовки кадров сложно, но параллельное дополнительное обучение, интегрированное в основные программы и учитывающее конкретные потребности отрасли, а также полноценная практика на реальных производственных площадях с реальным оборудованием и техникой, позволит подготовить таких выпускников, которых предприятия возьмут с большим удовольствием.

Создание полноценных площадок для организации практики, безусловно, не только повысит качество образовательного процесса, но и потребует объединения ресурсов и консолидации усилий сторон, чья деятельность имеет общие интересы.

Выходя за узкие рамки своей специфики и стремясь к решению отраслевых проблем нехватки квалифицированных кадров, взаимодействие образовательных учреждений и Научно-образовательного центра ОСВОД позволит не только осуществлять традиционную подготовку спасателей (юных спасателей), но и реализовать такие дополнительные направления обучения, как первая медицинская помощь, дайвинг, подготовка водителей маломерных судов (в том числе яхт и гидроциклов), обучение работе на специальной технике, участвующей в ликвидации последствий ЧС и управлению внедорожными средствами (квадроциклами, снегоходами) и многое другое.

К учебному процессу могут быть привлечены не только профессиональные преподаватели, но и профессионалы-практики, имеющие большой опыт практической работы, накопленный в ОСВОДе, что особенно важно и востребовано сегодня. Применение оригинальных образовательных методик, стендов, тренажеров позволит поднять образовательный процесс на новый уровень.

ВОСВОД - всероссийское общество спасения на водах, действующее на всей территории нашей страны, где учебные центры уже созданы и успешно функционируют. Обмен опытом между региональными отделениями ВОСВОД позволяет применять в каждом конкретном регионе только лучшее и необходимое. А совместно проводимые мероприятия региональных отделений дают пер-

спективу членам и добровольцам ОСВОД участвовать в российских и международных соревнованиях, семинарах, экскурсиях.

Восстановление чувства патриотизма у подрастающего поколения, предоставление возможности проявить себя не только в учебе, но и в спорте, в качестве волонтеров (добровольцев), специалистов, знающих различные виды спецтехники, средства радиосвязи, возможности получения различных званий («юный спасатель», «юный яхтсмен», и т.п.) и наград, возможности возглавлять подразделения, состоящие из сверстников, участие во всероссийских соревнованиях, конкурсах, конференциях и экскурсиях, позволяет ребенку поверить в свои силы.

Обучение подразумевает под собой разнообразие вариантов - это не только спортивные секции, кружки, клубы и летние лагеря, которые дополнительно решают проблему организации активного досуга детей и подростков, но и классные часы, спортивные праздники и мероприятия, участие в конкурсах, рекламных и пропагандистских акциях, которые позволят раскрыть творческий потенциал подростка, проявить в деле свою инициативность, сформировать новых ярких лидеров.

Таким образом, выстраивается образовательная система, способствующая достижению оптимального уровня интеллектуального развития каждого ученика в соответствии с его природными задатками и способностями, привносящая в школу новые современные средства обучения.

Результатом подобного рода деятельности может стать воспитание физически и нравственно здорового поколения, приобретение молодежью профессиональных навыков, которые пригодятся в дальнейшей жизни и помогут уверенно себя чувствовать в любой, самой сложной жизненной ситуации.

Поступила в редакцию 10.12.12

V.G. Chernikov

OSVOD and school: possibilities for joint process of improvement of educational methods and forms

The article describes the history of OSVOD (Life saving society on water) in Russia. It also consideres the opportunities and ways of cooperation with educational organizations aimed at pupils’ professional and personality growth.

Keywords: OSVOD, school education, Innovative educational activity.

Черников Владимир Г еоргиевич,

Председатель Центрального совета

РОО «ОСВОД в УР»

426008, Россия, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 229 E-mail: ros-opv@bk.ru

Chemikov V.G., the head of central council

Russian Regional social organization «The Udmurt Life saving on water society » in Udmurt Republic (ROO «OSVOD in UR») 426008, Russia, Izhevsk, Pushkinskaya st., 229 E-mail: ros-opv@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.