Научная статья на тему 'Освещение жизни Псковского крестьянства в годы гражданской войны периодической печатью 1918 1920 гг'

Освещение жизни Псковского крестьянства в годы гражданской войны периодической печатью 1918 1920 гг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
288
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освещение жизни Псковского крестьянства в годы гражданской войны периодической печатью 1918 1920 гг»

Приложение 1

Из воспоминаний А. И. Белинского

В Опочке было очень мало евреев. Жили они преимущественно, если не исключительно, на Покровской улице (от реки к Покровской церкви). Еврейским вопросом тогда я не интересовался, ни от кого не слыхал, что евреи не то, что русские, в еврейские лавки мама ходила покупать обувь, мануфактуру. И вот однажды ребята позвали меня: «Пойдём бить евреев».

«Куда, за что?»

- «А так, пойдём на мост, увидишь».

Я пошёл, чтобы не отстать от компании, да и думал, что всё это шутки. Остановились у моста с Завелицкой стороны. Пошли к воде, стали делать шарики из грязи и складывать их в кучку. Другие набрали конского навоза, камней. Такие приготовления мне показались подозрительными. Я помнил случай с Гришкой и решил не повторять шалости, стоившей мне нескольких часов мучительных ожиданий, страхов, опасений, огорчений. Незаметно оставив компаньонов, пошёл в ограду при Троицкой церкви. И оттуда наблюдал дальнейшее. Боровик и Красота Болоболины, Антон Евгенкин, Гринька Горячий, Шарыга и примазавшиеся из других улиц то спускались под мост, то поднимались и прогуливались до лестницы, ведшей с моста на вал.

Была суббота. Прекрасный солнечный день. Я, может быть, первый заметил несколько человек еврейской молодёжи, двигавшейся по направлению к мосту от собора. Эта небольшая группка в белых нарядных костюмах прошла по мосту до поворота на вал и скрылась в аллеях летнего сада. Ребята, как гуси, вытягивали шеи в направлении скрывшихся на валу, приседали, пристально следили за движением гуляющих по густым аллеям вала. Как дикари в джунглях, выслеживали ребята свою добычу, выжидая благоприятного момента для нападения.

Скоро на мосту появилась вторая группа евреев всяких возрастов - дети, подростки, взрослые, мужчины, женщины. Медленно, спокойно шли они до лестницы на вал. Тут остановились. Дети повисли на перилах. Какой-то предмет бросили в воду по одну сторону моста и побежали смотреть на другую сторону, вниз по течению. Показывали пальцами на уносимый течением предмет. Взрослые что-то обсуждали. К ним подошли ещё несколько групп празднично одетых евреев. Некоторые спустились на вал, другие большой толпой двинулись дальше, на Завеличье.

«Что-то будет?» - думал я. - «Сейчас начнётся».

Я видел, что часть ребят, из-под моста вышла с комьями грязи в руках и стала у рассадника, скрывшись под навесом.

- «Должно быть, они поделились и стали так, чтобы напасть на евреев с двух сторон»,

- соображал я.

Вот гуляющие сошли с моста и направились в сторону мельницы. В это время полетел комок грязи и шлёпнулся в толпе, за ним второй, третий.

Гуляющие остановились.

- «А, ага, га! Бей их! О...а...гони!» - закричали из всех сил ребята. В толпе началось суетливое движение. Женщины схватили детей. Начался писк, плач. Часть подростков метнулась обратно на мост. За ними в панике бросились и старшие, увлекая за собой детвору.

«Дай им, а....ага-га!» - наседали осаждающие, засыпая убегающих грязью, навозом.

Как туча оводов преследует стадо, так гнались по мосту ребята за забрызганными грязью, навозом евреями.

Навстречу попались возвращавшиеся с работ маляры. Они стали поперёк моста с поднятыми в воздух грязными кистями, угрожая ударить пробегающих. Начался сплошной вопль. Одни плакали, громко грозили, просили пощады. Другие смеялись, издевались, дики-

- 122 -

ми криками наводили панику. На несколько секунд толпа в нерешительности остановилась. Куда броситься? С одной стороны - грязные с краской маляры, с другой - вооружённые навозом ребята. Сообразив, что маляры только озорничают, толпа продолжала дальнейшее движение на городскую сторону.

Между тем, проводив толпу до собора, ребята повернули назад. Они теперь пошли на вал. Гулявшая здесь еврейская молодёжь уже готовилась к самообороне. Молодые люди набрали палок, камней, думая отбиться. Но ребята действовали так, как когда-то римляне в междоусобной войне, когда полководец демократов велел своим солдатам бить по физиономиям гордившихся красотой лица аристократов. Увидев исполосованные лица стоявших в первых рядах, аристократы других рядов, опасаясь потерять красоту лица, обратились в позорное бегство. То же случилось и здесь. Ребята забросали грязью самых нарядных. Увидев испорченные костюмы компаньонов, другие, пока менее пострадавшие, старались спастись бегством. За ними пустились и те, кому уже нечего было защищать. Эту группу мальчишки проводили вдоль берега почти до самой запруды.

Победители потом хвастались своими успехами. Упрекали меня, что я покинул их в такой ответственный момент. А мне было как-то не по себе, стыдновато за своих сверстников. Я спросил: «За что вы их?»

- «А так, пусть не ходят на нашу сторону....Помоются теперь пархи...Мы их ужо ещё не так».

Дома я рассказал о том, что произошло на мосту.

- «Ты тоже принимал учаситие в драке?»

- «Нет, я только наблюдал».

- «Смотри, никогда не ввязывайся в такие дела...Это очень нехорошо, стыдно обижать людей. Они ведь ребятам ничего худого не сделали...Там были и дети, за что их обижать?»

Когда я стал то же проповедовать своим товарищам, они на меня затюкали.

Кто же прав?

Скоро я узнал, что взрослые городские жители тоже нападают на евреев. Рассказывали, как накануне субботы «пошутили над еврейчиками», очень смеялись, передавая подробности этой «шутки», разыгравшейся вокруг синагоги.

Мне и тут показалось что-то неладное. «Кошке игрушки, а мышке слёзки». Дома я опять услыхал осуждение непозволительной шалости молодёжи, расстроившей молитвенное собрание евреев.

«Каждый молится по-своему. Никто не должен мешать другому веровать, как он умеет...А нахалов следовало бы проучить», - говорили отец с матерью.

«Шутка», действительно, выходила за границы дозволенного. Компания шалопаев, вечно веселящейся молодёжи, прожигавшей скромные состояния своих родителей - Лисовские, Лобков, Кудрявцевы и Ко - тёмным осенним вечером, когда у евреев было «большое собрание в синагоге, разобрали мостик через канаву» крыльцо при входе в синагогу и подпёрли немного наружную дверь. Затем зажгли пук соломы, поднесли его к окнам и закричали: «Пожар, пожар, спасайтесь!» Конечно, начался невообразимый переполох, вопли, плач. Все бросились к выходным дверям, но они оказались запертыми. Когда же подпорки отлетели, и дверь открылась, в темноте никто не обнаружил отсутствия крыльца и моста. Выбегавшие падали с порога, на них валились другие, и все попадали в наполненную водой канаву. Многие получили серьёзные ушибы, поражения, все перевалялись в грязи, вымокли. Оглядевшись и обнаружив, что огня нет, что тревога была напрасной, понявшие «шутку» евреи пытались остановить поток, напиравший из синагоги, но напрасно, успокаивающий крик с улицы наводил только лишнюю панику.

Синагога опустела. «Шалуны» скрылись. Некоторое время спустя, они сами себя выдали. Останавливая знакомых евреев, они смеялись и вступали с ними в разговоры по поводу пожара.

- «Слушай Фишер», - говорили они старому еврею. - Свердлов на тебя жалобу подаёт, ты изнасиловал в пятницу его жену, да ещё где? Прямо у самой синагоги, в канаве. Ой вай, Моисей тебе это не простит».

Толстый Фишер отплёвывался и шёл мимо.

- «Шульман, купи цицилы, твои сгорели», - смеялись над другим евреем, который, как говорили, потерял во время суматохи свою полосатую покрышку.

Одному они предлагали «вымыть пейсы», другому - «почистить лансердак» и т.д.

Полиция, осведомлённая о проделке над евреями, попыталась обнаружить виноватых, они были у всех на устах, хоть прямых улик не было. Но внимание начальства было отвлечено новым дебошем, в котором подозревали всё тех же: были побиты и погашены керосиновые фонари, служившие для освещения улиц.

Оба происшествия связали в одно дело, и так как не удалось напасть на след гасителей света, то прекратилось как-то само собой и дело о синагоге. Но разговоров об этих событиях было очень много. Одни хвалили шутников и много смеялись, другие наоборот, хмурились и ругали полицию, которая потакает разбою.

Ребята были на стороне проказников и с разными прибавлениями, которые на ходу во время рассказа выдумывались, с восторгом передавали разные сцены у синагоги, которых они не видели. Тот летел у них вверх тормашками, другой кричал «гевулт», тому оторвали фалду в сюртуке, кто-то впопыхах надел на голову котелок, захлебнувшись водой. - Словом, каждый старался передать подробности так, чтобы всем было весело.

Попутно вспоминались и другие проделки над евреями, имевшие место в Опочке. Рассказывали, что лавка русского купца была рядом с лавкой еврея. Оба торговали «красным» товаром: ситцами, сукном и т.п. В канун одной из зимних ярмарок, во время которой ожидалась большая торговля, русский купец сказал своим приказчикам, чтобы завтра они вставали раньше, а то упустят покупателей, потому что Поварской откроет лавку рано.

- «Не откроет раньше нас, - решительно сказал приказчик, носивший кличку «Царь», -будьте покойны, раньше нас Поварскому не открыть!»

- «Посмотрим, посмотрим», - не то соглашался, не то возражал купец.

Утром в день ярмарки, чуть забрезжил свет, началось движение в городе. Купец пришёл с приказчиками и нашёл, что лавка Поварского не открыта, хотя он копался у своей двери.

«Что такое, чего ковыряетесь?» - спросил Царь.

- «Чорт его знает что, какая-то сволочь замок испортила, не открыть», - забрюзжал еврей.

Ему было стыдно сказать правду, потому что могли поднять на смех. Но Царь скоро рассказал секрет замка. Сказывается, он ночью сходил к лавке и напакостил в замок на лавке Поварского. Мороз сковал экскременты, затвор засорился. В конце концов, пришлось взломать замок.

Царь торжествовал, а вместе с ним ликовали и ребята, приветствовавшие его выдумку.

Этот же Царь фигурировал в другом рассказе. Одного еврея прозвали «старый гвоздь». Царь, проходя мимо его лавки, каждый раз открывал дверь и спрашивал: «Старые гвозди есть?» Чем вызывал раздражение еврея, грозившего «разбить морду» Царю.

Постепенно число евреев в городе росло. Появились их дома на большой Великолуц-кой (теперь Ленинской) улице и других. Один еврей бедняк с большой семьёй поселился на Завеличье, на Зимарёвской улице. Но ему в первую же ночь выбили стёкла в квартире, и он вынужден был перекочевать на городскую сторону.

Первым прочным поселенцем на Завеличье был Кан, поселившейся при бывшем кожевенном заводе Кудрявцевых. Здесь он, живя на краю города, занимался скупкой шерсти, которую промывал и как-то обрабатывал для дальнейшей переотправки.

Никогда никто не трогал маленького благодушного стекольщика Янкеля, который за гривенник вставлял звенья в рамы каждому нуждавшемуся. Приходил он на Завеличье в неделю раз. Михаил Иванович Назаровский не упускал случая поговорить с Янкелем.

- «А, землячок, как живём?»

- «Ничего, славу богу, живём, - отвечал еврей, Не надо ли стекло вставить, замазкой подмазать?».

- «Нет, не надо, заходи, табачку понюхаем».

Янкель ставил к забору свой ящик со стёклами и замазкой и шёл на крыльцо школы. Почти одновременно учитель и еврей доставали свои табакерки и угощали друг друга, расхваливая табак.

Прочихавшись после крепкой понюшки, Михаил Иванович начинал подтрунивать над стекольщиком, одетым в длинный замасленный лапсердак.

- «А скажи, Янкель, по совести, сколько фунтов золота накопил?»

- «Что Вы, что Вы, откуда у меня золото?» - точно испугавшись, протестовал еврей.

- «А куда же ты деньги деваешь? Водки не пьёшь, в карты не играешь, все сыны на ногах. За девочками, верно ухаживаешь?» (Янкелю было за 70).

- «Вы всё шутите. Куда мне девочки? С меня одной жены теперь много.. .Надо идти... Вы всегда дурака валяете».

- «Знаем мы старичков. А что-то про тебя нехорошее говорят. Какую ты там кралю во время пожара обнимал, а? Уж не скромничай, признайся!»

- «Э, пожар в синагоге - это плохая шутка; над этим смеяться не надо, до свиданья»..

Забрав свой ящик, Янкель шагал дальше, а учитель, довольный разговором, с улыбкой

шёл в класс или к себе на квартиру, напевая какую-нибудь весёлую песенку.

В начале 1900-х гг. евреи поселились в сельце Бервешково, за Пухлами. Это именьице с порядочной площадью леса купил Енох Поварской. Раньше Поварских знали как торговцев «красным» товаром. Они несколько раз открывали торговлю, объявляли банкротство, потом снова открывали лавку. Объявив банкротство, Поварские скрывались с Опочецкого горизонта, и только мать их Соня ходила по домам с узлом, предлагая разные остатки и вещи, взятые на комиссию.

Вдруг неожиданно Енох Абрамович Поварской объявил себя лесным королём. Село было куплено Поварским на подставное лицо. В первую же зиму Енох Абрамович вырубил лучший сосновый лес. Похожий на гнома, с совершенно голой головой, короткими ногами, большим животом, висевшим, как у беременной женщины, сутуловатый, жирный, с толстыми складками на шее, с большими рачьими глазами, с длинным горбатым носом, Енох Абрамович распоряжался в лесу, ещё важнее ездил на почтовых в Остров, куда на лесопильный завод он сплавлял лес. Он хорошо платил ямщикам чаевые, за что последние его уважали. Рассказывая об этих поездках, Енох Абрамович сам говорил: «Меня все ямщики, все станционные смотрители знали. Бывало только приеду на станцию, со всех сторон слышишь: «Енох Абра-мыч, барин, пожалуйте, чего изволите?»

Спустовав лесную площадь, Поварские так же неожиданно скрылись из Бервешково, как и появились, породив бесконечные толки о богатствах Еноха. Одни говорили, что он на фальшивках заработал; другие утверждали, что получил хорошее приданное за женой; третьи утверждали, что Поварские разжились на фиктивных банкротствах.

Село Бервешково было продано Лохову, а Поварские совсем скрылись из Опочки.

Мало-помалу население Опочки сжилось с евреями, и они стали выезжать на дачи в Святотечь, Павлихино и другие деревни.

(Воспоминания А.И. Белинского//Фонды Опочецкого краеведческого музея.Рукопись. с.74-82.)

Приложение 2.

Список опочецких евреев, уничтоженных фашистами в период оккупации Псковщины

п. н. Фамилия,имя отчество. Дата и место рождения. Когда расстрелян. Возраст. Источник информации.

1. Бейлин Борис Самуйлович. 1929 г.р. В 1942 г. 13 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.368.

2. Бейлин Соломон Михайлович. 1894 г.р. В 1942 г. 48 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.368.

3. Бейлин Берта Михайловна. 1895 г.р. В 1942 г. 47 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.368.

4. Блак Яков Маркович. 1880 г.р. В 1942 г. 62 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.368.

5. Блок Зинаида. 1881 г.р. В 1942 г. 61 год. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.368.

6. Вангитейн Г едья Давидовна. 1921 г.р. В 1942 г. 21 год. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.368.

7. Вангитейн Давыд Моисеевич. 1885 г.р. В 1942 г. 57 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.368.

8. Вангитейн Зама Леонова. 1885 г.р. В 1942 г. 57 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.369.

9. Вишневская Мария Лейбовна. 1886 г.р. В 1942 г. 56 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.369.

10. Вишневский Яков Моисеевич. 1865 г.р. В 1942 г. 77 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.369.

11. Г 'ессель Абрам Евсеевич. 1866 г.р. В 1942 г. 76 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

12. Г ессель Абрам Иоденович. 1925 г.р. В 1942 г. 17 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

13. Г ессель Александр Иоденович. 1927 г.р. В 1942 г. 15 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

14. Г ессель Александр Моисеевич. 1895 г.р. В 1942 г. 47 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

15. Гессель Борис Александрович. 1921 г.р. В 1942 г. 21 год. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

16. Гессель Вильф Моисеевич. 1910 г.р. В 1942 г. 32 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

17. Гессель Гейсак Исакович. 1868 г.р. В 1942 г. 74 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

18. Г ессель Давид Иоденович. 1931 г.р. В 1942 г. 11 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

19. Г ессель Елизавета Осиповна. 1894 г.р. В 1942 г. 48 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

20. Г ессель Иоден Абрамович. 1891 г.р. В 1942 г. 51 год. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

21. Гессель Крейна Давыдовна. 1858 г.р. В 1942 г. 84 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

22. Гессель Лев Александрович 1929 г.р. В 1942 г. 13 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

23. Гессель Любовь Иоденовна. 1924 г.р. В 1942 г. 18 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

24. Г ессель Мария Моисеевна. 1918 г.р. В 1942 г. 24 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

25. Г ессель Марк Моисеевич. 1912 г.р. В 1942 г. 30 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

26. Г ессель Михаил Иоденович. 1928 г.р. В 1942 г. 14 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Гессель Моисей Вильфович. 1933 г.р. В 1942 г. 9 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

28. Гессель Моисей Эльевич. 1868 г.р. В 1942 г. 74 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

29. Гессель Пелагея Пебсоковна. 1909 г.р. В 1942 г. 33 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

30. Г ессель Роза Иоденовна. 1929 г.р. В 1942 г. 13 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

31. Гессель Сана Григорьевна. 1910 г.р. В 1942 г. 32 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

32. Г ессель Соломон Моисеевич. 1881 г.р. В 1942 г. 61 год. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

33. Гессель София Иоденовна. 1921 г.р. В 1942 г. 21 год. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

34. Гессель София Исаковна. 1890 г.р. В 1942 г. 52 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

35. Гессель София Моисеевна. 1903 г.р. В 1942 г. 39 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

36. Гессель Татьяна Александровна. 1925 г.р. В 1942 г. 17 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

37. Гессель Фрида Абрамовна. 1887 г.р. В 1942 г. 55 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

38. Гессель Фрида Васильевна. 1936 г.р. В 1942 г. 6 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

39. Г 'ессель Хана Абрамовна. 1898 г.р. В 1942 г. 44 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.370.

40. Г ессель Хая Давыдовна. 1877 г.р. В 1942 г. 65 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.371.

41. Звягина Сомерия Абрамовна. 1884 г.р. В 1942 г. 58 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.372.

42. Звягина Хана Михайловна. 1886 г.р. В 1942 г. 56 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.372.

43. Зейфман Алим Хаймович. 1931 г.р. В 1942 г. 11 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.372.

44. Зейфман Берта Хаймовна. 1934 г.р. В 1942 г. 8 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.372.

45. Зейфман Хаим Кафимович. 1903 г.р. В 1942 г. 39 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.372.

46. Зефман Роза Хаймовна. 1929 г.р. В 1942 г. 13 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.372.

47. Зефман София Леоновна. 1908 г.р. В 1942 г. 34 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.372.

48. Иссель Александр Леонтьевич. г. Опочка. В марте 1942 г. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.373.

49. Колова А.И. Сайт: www.pskovgrad. ги

50. Кристам Абрам Яковлевич. 1902 г.р. В 1942 г. 40 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.374.

51. Кристам София Меидовна. 1905 г.р. В 1942 г. 37 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.374.

52. Кульмас Берта Леоновна. 1934 г.р. В 1942 г. 8 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.374.

53. Кульмас Дафа Хаймовна. 1934 г.р. В 1942 г. 8 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.374.

54. Кульмас Иосиф Лейбович. 1874 г.р., г. Опочка В феврале ] 942 г. 68 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.374.

55. Кульмас Мария Хаймовна. 1924 г.р. В 1942 г. 18 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.374.

56. Кульмас Михаил Хаймович. 1925 г.р. В 1942 г. 17 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.374.

57. Кульмас София Леоновна. 1938 г.р. В 1942 г. 4 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.374.

58. Кульмас Фрида Хаймовна. 1926 г.р. В 1942 г. 16 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.374.

59. Кульмас Фрол Яковлевич. 1938 г.р. В 1942 г. 4 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.374.

60. Кульмас Хая Леоновна. 1884 г.р. В 1942 г. 58 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.374.

61. Кульмас Хиля Леонович. 1888 г.р. В 1942 г. 54 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.374.

62. Либгот Берта Иосиповна. 1885 г.р. В 1942 г. 57 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.375.

63. Лоцев Мовша Хаймович. 1894 г.р. г. Опочка. 17 июля 1941 г. 47 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.375.

64. Лоцев Моисей Хаймович. 1890 г.р. В 1942 г. 52 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.375.

65. Лоцева Берта Лейбовна. 1897 г.р. г. Опочка. 20 октября 1942 г. 45 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.375.

66. Лоцева Хая Мовшевна. 1929 г.р. г. Опочка. 20 октября 1942 года. 13 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.375.

67. Лоцева Хая Моисеевна. 1928 г.р. В 1942 г. 14 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.375.

68. Максимовская Екатерина Юдовна. 1924 г.р. В 1942 г. 18 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.375.

69. Максимовская Любовь Юдовна. 1940 г.р. В 1942 г. 2 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.375.

70. Максимовский Ефим Давыдович. 1882 г.р. 9 февраля 1942 г. 60 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.375.

71. Малсимавская Хана Афанасьевна. 1883 г.р. В 1942 г. 59 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.375.

72. Малсимавский Юда Давыдович. 1881 г.р. В 1942 г. 61 год. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.375.

73. Моисеев Г ригорий Моисеевич. 1900 г.р., Опочецкий район, Глубоковский с/с, д. Кульбино. В феврале 1942 г. 42 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.376.

74. Моисеев Г ригорий Моисеевич. 1890 г.р. В 1944 г. 54 года Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.376.

75. Моисеев Егор Моисеевич. 1900 г.р., Опочецкий район, Краснооктябрьский с/с, л. Буколово. 28 декабря 1942 г. 42 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.376.

76. Моисеев Матвей Моисеевич. Опо'чецкий район, Болгатовский с/с, д. Ступино. 14 июля 1941 г. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.376.

77. Московская Феня Абрамовна. 1880 г.р. В 1942 г. 62 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.376.

78. Новикова Нина Марковна. 1915 г.р. В 1942 г. 27 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.377.

79. Новикова Фрида Абрамовна. 1875 г.р. В 1942 г. 67 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.377.

80. Озбанд Давыд Михайлович. 1873 г.р. В 1942 г. 69 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.377.

81. Озбанд Лена Абрамовна. 1875 г.р. В 1942 г. 67 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.377.

82. Озбанд Маина Михайловна. 1870 г.р. В 1942 г. 72 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.377.

83. Озбанд Мира Соломоновна. 1871 г.р. В 1942 г. 71 год. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.377.

84. Озбанд Михаил Абрамович. 1876 г.р., г. Опочка. 8 марта 1942 г. 66лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.377.

85. Нийкин Зеймиц Михайлович. 1881 г.р. В 1942 г. 61 год. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.378.

86. Нийкин Мейна Борисовна. 1879 г.р. В 1942 г. 63 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.378.

87. Рубин Г ригорий Яковлевич. 1875 г.р., г. Опочка. 8 марта 1942 г. 67 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.378.

88. Рубин Зергия Ельевич. 1875 г.р. В 1942 г. 67 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.378.

89. Рубина Нелагея Яковлевна. 1877 г.р. 8 марта 1942 г. 65 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.378.

90. Рубина Нрасковья Михайловна. 1885 г.р. В 1942 г. 57 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.378.

91. Скитневская Берта Фоминична. 1919 г.р. В 1942 г. 23 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.379.

92. Скитневская Мария Яковлевна. 1888 г.р. В 1942 г. 54 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.379.

93. Скитневский Фома Абрамович. 1884 г.р. В 1942 г. 58 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.379.

94. Тамсидский Илья Моисеевич. 1888 г.р. В 1942 г. 54 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.380.

95. Фельдман Берта Яновна. 1919 г.р. В 1942 г. 23 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.381.

96. Фельдман Г ить Абрамович. 1935 г.р. В 1942 г. 7 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.381.

97. Фельдман Зейман Янович. 1888 г.р. В 1942 г. 54 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.381.

98. Фельдман София Александровна 1890 г.р. В 1942 г. 52 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.381.

99. Фишер Борис Иосифович.. 1891 г.р. В 1942 г. 51 год. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.381.

100 Фишер Любовь Яковлевна. 1868 г.р. В 1942 г. 74 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.381.

101 Фрадкин Лейба Хинеевич. 1892 г.р., г. Опочка. 10 августа 1941 г. 49 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.381.

102 Фрадкин Соломон Абрамович. 1898 г.р. В 1942 г. 44 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.381.

103 Фрадкина Любовь Гилевна. 1901г.р., г. Опочка. 5 марта 1942 г. 41 год. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.381.

104 Фрадкина София Моисеевна. 1890 г.р. В 1942 г. 52 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.381.

105 Фрадкина Хана Лейбовна. 1929 г.р., г. Опочка. 5 марта 1942 г. 13 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.381.

106 Фрадкина Хана Силантьевна. 1930 г.р. В 1942 г. 12 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.382.

107 Фридмах Борис Моисеевич. 1918 г.р., г. Опочка. 8 марта 1942 г. 24 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.382.

108 Цвих Абрам Моисеевич. 1914 г.р. В 1942 г. 28 лет. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.382.

109 Цвих Буся Моисеевна 1919 г.р. В 1942 г. 23 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.382.

110 Цвих Ида Вишкимовна. 1868 г.р. В 1942 г. 74 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.382.

111 Цвих Ирина Моисеевна. 1909 г.р. В 1942 г. 33 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.382.

112 Цвих Моисей Яковлевич. 1868 г.р. В 1942 г. 74 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.382.

113 Чалиник Берта Яковлевна. 1879 г.р. В 1942 г. 63 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.382.

114 Чалиник Г евела Соломоновна. 1920 г.р. В 1942 г. 22 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.382.

115 Чалиник Соломон Абрамович. 1879 г.р. В 1942 г. 63 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.382.

116 Шенкман Вульф Мендеевич. 1889 г.р., г. Опочка. 8 марта 1942 г. 53 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.382.

117 Шенкман Елизавета Иосифовна. 1888 г.р., г. Опочка. 8 марта 1942 г. 54 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.382.

118 Шенкман Иссак Менделевич. 1889 г.р. В 1942 г. 53 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.382.

119 Шустер Самуил Рафаилович. 1880 г.р. В 1942 г. 62 года. Книга Памяти. Т.7, Псков, 1994 г., с.382.

Приложение 3.

Список дворовых и усадебных мест (еврейского населения) в последовательном порядке по улицам и площадям Г. Опочка Псковской губернии.

п.н. Квартал. Улица. Кому принадлежит.

1. 7 Почтовая Мещанина Моисея Мусдухова Хейсин.

2. 14 Почтовая Мещанина Менделя Абрамова Бейлинсона.

3. 14 Старорынковская Абрама Шмуйлова Бейлинсона.

4. 23 Великолуцкая Моисея Давидова Вареятова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. 23 Никольская Абрама, Менделя и Симона Мордуховых Хейсин.

6. 24 Старорынковская Александра Гаврилова Левинсона.

7. 25 Великолуцкая Янкеля Давидова Вареятова.

8. 25 Великолуцкая Менделя Гилеливича Забежинского.

9. 27 Успенская Носона Эвелева Рубина.

10. 27 Успенская Абрама, Менделя и Симона Мордух. Хейсин.

11. 27 Успенская Юхи Хейсен.

12. 29 Успенская Анны Дмитриевой Роккель.

13. 30 Петровская Анны Дмитриевой Роккель.

14. 30 Кудрявцевская Анны Дмитриевой Роккель.

15. 32 Успенская Шмуила Давидова Зусер.

16. 32 Успенская Софии Хейсен.

17. 36 Викулинская Либы Янкелевой Фишер.

18. 36 Викулинская Зелика Фишера.

19. 41 Великолуцкая Шмуила Давидова Зусера.

20. 41 Великолуцкая Шмуила Давидова Зусера.

21. 41 Косьмодемьяновская Мовши Мордухова Хейсин.

ГАНО. Ф.20. Оп.1. Д.3160. Л.436-450. (Данные на 1915 г.).

Ул. Покровская (дореволюционная почтовая открытка).

В обиходе эту улицу ещё называли еврейской.

На этой улице располагались еврейские дома - дом Берновских - ул. Калинина, д.12. (Дом построен в начале ХХ века). Дом Кротовского - ул. Калинина, д. 19.

Здесь раньше располагалась еврейская синагога, которая сгорела во время Великой Отечественной Войны.

Сейчас на этом месте располагается жилой дом.

Фото 2006 г. Кондратени А.В.

Альтшулер Самуил Львович -родной брат Соломона Альтшулера. Из фондов Опочецкого краеведческого музея

Обелиск на месте расстрела евреев (бывшая деревня Пухлы, около Опочки). Фото 2006 г. Кондратени А.В.

Убитые евреи немцами.

Фото пленного немецкого офицера. Из архива Опочецкого краеведческого музея

Надгробный памятник Забежинскому Менделю Гилелевичу на еврейском кладбище г. Опочка.

Фото 2006 г. Кондратени А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.