Научная статья на тему 'Освещение Великой Отечественной и Второй мировой войн в учебниках «Всемирная история» и «История Беларуси» в 10-м классе учреждений общего среднего образования'

Освещение Великой Отечественной и Второй мировой войн в учебниках «Всемирная история» и «История Беларуси» в 10-м классе учреждений общего среднего образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
636
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освещение Великой Отечественной и Второй мировой войн в учебниках «Всемирная история» и «История Беларуси» в 10-м классе учреждений общего среднего образования»

Герасимчик В.В.

Освещение Великой Отечественной и Второй мировой войн в учебниках «Всемирная история» и «История Беларуси» в 10-м классе учреждений общего среднего образования

Республика Беларусь — единственное государство на пространстве бывшего СССР, где почти в неизменном виде сохранилась традиция изучения Второй мировой войны и ее составной части — Великой Отечественной войны, и «ни один столь короткий период истории не изучается столь подробно» [Освещение... 2009, с. 152].

В то время как в современном мире наблюдается тенденция к фальсификации истории войны и изображению СССР как одного из главных ее виновников, принижению вклада многонационального советского народа в победу над фашизмом, а коллаборантов представляют как «борцов за свободу», в Беларуси этому активно противостоят. Этому способствует наличие единой учебной программы и отсутствие альтернативных учебников. Великая Отечественная в контексте Второй мировой войны является краеугольным камнем государственной идеологии и основой воспитания подрастающего поколения. Подтверждение тому — День независимости Республики Беларусь, являющийся одновременно Днем освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков (3 июля).

«Воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне» [Концепция... 2015]

прописано в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной постановлением № 82 Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г.

Решением Президента Республики Беларусь А. Лукашенко с 2004/2005 учебного года введен обязательный факультатив «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)». Под него было подготовлено соответствующее учебное пособие [Великая... 2004], рассмотренное в статье Марины Красновой [Краснова 2015]. Также знания о Великой Отечественной и Второй мировой войнах учащиеся получают в рамках учебных предметов «Белорусская литература» и «Русская литература», начиная с 8-го класса, где на примерах стихотворений А. Ахматовой, К. Симонова, М. Исаковского и произведения М. Шолохова «Судьба человека» изучается «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе» [Захарова, Морозова, Чепелева 2018].

Основными учебными предметами для изучения Великой Отечественной и Второй мировой войн являются «Всемирная история», преподаваемая в 10-м классе учреждений общего среднего образования на основе учебного пособия под ред. Г.А. Космача [Космач 2012], и «История Беларуси», преподаваемая по учебному пособию под ред. Е.К. Новика [Новик 2012].

«Всемирная история». В учебнике по данному предмету имеется раздел «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа», на изучение которого, в соответствии с программой, отводится 8 ч из 35 ч

[Учебные программы 2015, с. 109]. Кроме того, отдельные аспекты периода 1939-1945 гг. учащиеся узнают в рамках еще 8 тем.

Уже во введении говорится о Второй мировой войне как результате «острых противоречий» между основными моделями общественного развития — либерально-капиталистической, фашистской и советской» [Космач 2012, с. 5]. Положенный в основу учебника страноведческий принцип вводит в некоторое заблуждение учащихся, поскольку авторы делят мировое пространство на «Страны Запада», «За пределами европейского мира» и «Россию» вместо СССР [Космач 2012, с. 8]. Т.е. Россия выступает не как составная часть СССР, пусть и основная, а подменяет его. В данном случае авторам следовало пояснить отождествление СССР и России как в глазах мировой общественности, так и жителей Советского Союза.

В контексте пункта «Россия» объясняется и основное содержание истории Беларуси данного периода: «Для Беларуси это был период национального и культурного подъема, оформления и создания белорусской государственности. К началу Второй мировой войны Беларусь в составе СССР превратилась в аграрно-индустриальную республику с высоким удельным весом грамотного населения. Важнейшим событием стало воссоединение Западной Беларуси с БССР в 1939 г. После нападения фашистской Германии на Советский Союз народ Беларуси принял активное участие в борьбе с немецко-фашистским агрессором» [Космач 2012, с. 8].

Далее в первом разделе «Страны Европы и США в 1918-1939 гг.» учащиеся узнают, что Вторая мировая

война была подготовлена противоречиями установленной после Первой мировой войны так называемой Версаль-ско-Вашингтонской системой международных отношений. В ее основе — «несправедливое переустройство послевоенного мира и грабительские, тяжелые условия мирных договоров для побежденных стран. Версальский мир содержал зародыш новых войн и конфликтов, прежде всего в Европе. Его условия осуждало подавляющее большинство населения побежденных стран, особенно Германии. У немцев возник «версальский комплекс» — неприятие Версальского договора как унижающего национальное достоинство и надежда на его ревизию или последующий реванш» [Космач 2012, с. 13].

В данном ключе дается объяснение прихода Адольфа Гитлера к власти в Германии (§6. Западный мир накануне Второй мировой войны). Само же фашистское движение в целом названо результатом глубокого кризиса западной цивилизации, в основе которого лежал «крайний расизм, антисемитизм, агрессивная внешнеполитическая программа» [Космач 2012, с. 20-21]. В качестве иллюстраций здесь выступают «Поджог рейхстага в феврале 1933» и «Нацисты сжигают книги». Из таблицы «Расходы на вооружение в Германии (1932-1943 гг.)» [Космач 2012, с. 40] учащиеся делают вывод о многолетней планомерной подготовке Германии к войне.

Во время изучения темы «Международные отношения в 1930-е гг.» (§7) учащиеся узнают о крахе Версальско-Ва-шингтонской системы и агрессивной политике фашистских держав в 1936-1939 гг., приведшей к аншлюсу Австрии в марте 1938 года и оккупации Чехословакии после Мюн-

хенского соглашения, названного в учебнике «важнейшим событием на пути подготовки и развязывания Второй мировой войны» [Космач 2012, с. 48]. Раскрывая данную тему, в §8, посвященном странам Центральной и Юго-Восточной Европы, авторы вновь останавливаются на нарастании внешнеполитической угрозы в 1930-х годах: «Политика «умиротворения» западных держав в отношении агрессивных государств в Европе имела антисоветскую направленность и проводилась прежде всего за счет интересов и территорий славянских государств. Чехословакия стала первой жертвой агрессии со стороны Германии [Космач 2012, с. 55].

Таким образом, учебник однозначно относится к ответственности европейских государств в развязывании Второй мировой войны, которая предстает результатом недальновидной политики «умиротворения» агрессора, т.е. Германии, со стороны Западных держав, особенно Англии [Космач 2012, с. 48]. В качестве иллюстраций использованы снимки с конференции в Мюнхене и «Выступление Н. Чемберлена по возвращении из Мюнхена», а также «Немецкие войска вступают в Прагу. 15 марта 1939 г.».

СССР в учебнике выступает как государство, стремившееся к созданию системы коллективной безопасности в Европе, готовое оказать военную помощь Чехословакии, «но просьбы об этом от нее не последовало... В начале октября германские войска заняли Судеты. Польша получила Тешинскую область Чехословакии» [Космач 2012, с. 48]. Таким образом, СССР противостоял фашистским государствам еще до начала Второй мировой войны. В качестве подтверждения приводится упоминание о Граждан-

ской войне в Испании и участии в ней интернациональных бригад добровольцев из СССР, сражавшихся с фашистскими войсками из Германии и Италии [Космач 2012, с.43]. Документом, изображающим это время, является отрывок из воспоминаний генерала армии П.И. Батова «Первый бой с фашизмом» [Космач 2012, с. 44].

Пакт Молотова-Риббентропа 1939 года, из которого в учебнике имеется отрывок из секретного дополнительного протокола [Космач 2012, с. 52], показан как вынужденная мера, вызванная неопределенной позицией Англии и Франции в заключении Тройственного пакта взаимопомощи. Позднее, в §15 «Внутренняя и внешняя политика СССР в 1930-е гг.» отмечается: «Таким образом, политика «умиротворения» западноевропейских стран подталкивала Сталина к подписанию договора с Германией. Гитлер победил Францию и Великобританию в их собственной дипломатической игре. Он предложил Сталину разделить Польшу и остальную Восточную Европу между Германией и СССР... В итоге западноевропейские страны сами стали первой жертвой своей политики «умиротворения» и поощрения фашистского агрессора в восточном направлении» [Космач 2012, с. 102]. В дополнение в §8 о позиции Польши в тех событиях говорится следующее: «Польские правящие круги проявили политическую недальновидность во время англо-франко-советских переговоров весной-летом 1939 г., не согласившись пропустить части Красной Армии через свою территорию в случае немецкой агрессии» [Космач 2012, с. 56].

Пакт Молотова-Риббентропа характеризуется также как «передышка» со стороны СССР в предстоящей войне

с гитлеровской Германией [Космач 2012, с. 102]. Несмотря на это, авторы учебника упоминают о наличии и иной точки зрения: «Оценка советско-германского договора до сих пор остается сложной и спорной проблемой. По мнению одних историков, подписание договора было правильным шагом советской стороны, так как СССР получил гарантию ненападения и выиграл необходимое время для подготовки страны и армии к отражению агрессии. Другие ученые отмечают, что пакт Молотова-Риббентропа развязал Гитлеру руки для агрессии на запад. Они считают, что Германия в 1939-1940 гг. не могла воевать на два фронта и не была готова к войне с СССР» [Космач 2012, с. 51].

Отдельные аспекты Второй мировой войны отражены в темах «Китай» (§ 18-19), где имеется пункт «Японская агрессия» [Космач 2012, с. 121], Индия (§ 20) — пункт «Индия в годы Второй мировой войны» [Космач 2012, с. 128] и Япония (§ 21) — пункт «Япония в годы Второй мировой войны». В последнем случае отмечается: «В августе 1945 г. в войну на Тихом океане вступил СССР. Разгром крупнейшей группировки японских сухопутных войск в Маньчжурии заставил Японию капитулировать» [Космач 2012, с. 136]. В качестве документа здесь приведен отрывок из книги «История войны на Тихом океане» [Космач 2012, с. 138].

Последний, четвертый раздел учебника называется «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа» и состоит из 7 параграфов (§24-30).

Первый из них — «Начало Второй мировой войны» — рассказывает об оккупации гитлеровской Германией Польши, Франции, Югославии и Греции, «Битве за Англию»,

подготовке плана войны с СССР под кодовым названием «Барбаросса». Представлена карта «Вторая мировая война. Военные действия с 1 сентября 1939 по 22 июня 1941 г.» [Космач 2012, с. 155].

Здесь же пункт «Политика СССР накануне войны с Германией», из которого учащиеся узнают о решении советского руководства «реализовать собственные военно-политические замыслы» за счет вхождения в СССР стран Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины. По поводу вступления Красной Армии на территории Западной Украины и Западной Беларуси отмечается, что это было сделано под угрозой их захвата немецкой армией, с целью «взять под защиту белорусское и украинское население», большая часть которого «с радостью и надеждой встретила своих освободителей» [Космач 2012, с. 156].

Советско-финская война подается как следствие необходимости «укрепления безопасности Ленинграда и Мурманска». При этом отмечается, что СССР «предложил финскому правительству пойти на взаимные территориальные уступки» [Космач 2012, с. 156]. Ход войны представлен на одной из карт. При этом отмечается, что, помимо территориальных приобретений, опыт данной войны был использован Советским Союзом, чтобы «проводить мероприятия по укреплению своих вооруженных сил и повышению их боеспособности» [Космач 2012, с. 158].

В теме «Начало Великой Отечественной войны» (§25) дана карта плана «Барбаросса» [Космач 2012, с. 161] с указанием сосредоточения войск как Германии, так и ее основных союзников — Венгрии, Румынии и

Финляндии, а также размещена таблица «Соотношение сил СССР и Германии на 22 июня 1941 г.» [Космач 2012, с. 160]. Из нее учащиеся узнают о численном перевесе Германии и ее союзников над СССР (западные округа)» в личном составе почти в два раза — 2,9 млн чел. против 5,5 млн чел.

Среди причин неудач Красной Армии на первое место авторы учебника ставят концентрацию в руках фашистской Германии «экономических и военных ресурсов почти всей Западной Европы», «большого опыта ведения войны» германскими войсками, затем выделяют внезапность нападения, при этом отмечая: «Несмотря на то что многие военачальники не единожды предлагали И.В. Сталину привести армию в состояние боевой готовности, он категорически отклонял такие предложения. И только за несколько часов до нападения Германии Сталин издал директиву о приведении войск в боевую готовность, но время было уже упущено. Командный состав Красной Армии был ослаблен репрессиями накануне войны» [Космач 2012, с. 162]. Также среди причин поражений первых месяцев войны названы ослабление командного состава Красной Армии в результате репрессий и расположение советских войск в Белостокском выступе в Беларуси, ожидание главного удара на Украине.

В данном параграфе имеются сведения и о создании антигитлеровской коалиции, вступлении в войну США, боях на советско-германском фронте летом 1942 года. В исторической справке рассказывается о ленд-лизе как о государственной программе, «по которой США, в основном на безвозмездной основе, передавали своим со-

юзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье» [Космач 2012, с. 167].

В качестве исторических источников приведены два документа. Первый — это отрывок из выступления У Черчилля по радио 22 июня 1941 года, в котором он говорил о готовности оказать «России и русскому народу всю помощь, какую только сможем...» [Космач 2012, с. 167]. Второй — отрывок из выступления И.В. Сталина по радио от 3 июля 1941 года, в котором он назвал начавшуюся войну «Отечественной» и говорил о необходимости не только победы на своей территории, но и о необходимости освобождения от фашизма всех европейских народов: «.Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма» [Космач 2012, с. 168]. При этом в качестве вопроса для обсуждения в конце параграфа указано мнение, отрицающее освободительный характер Великой Отечественной войны, а также обвинение Сталина наравне с Гитлером в развязывании Второй мировой войны [Космач 2012, с. 165].

К сожалению, авторы учебника, следуя устоявшейся традиции, допускают ряд неточностей. Так утверждается: «С началом войны весь советский народ поднялся на

борьбу с врагом» [Космач 2012, с. 162]. Это в дальнейшем ограничивает возможность объяснения учащимся природы коллаборационизма и затяжной характер войны. Вызывает вопрос упоминание в рассказе о «Битве под Москвой» и подвиге 28 панфиловцев следующего посыла: «Поистине бессмертными стали слова политрука В.Г. Клочкова-Диева: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва» [Космач 2012, с. 163]. Данное утверждение, как установлено после ряда проверок, в т.ч. проводившихся в 1988-1989 годах, не соответствует действительности. При этом в качестве образа героизма советского народа в Битве за Москву мог бы служить подвиг командира роты, в которой служили «28 панфиловцев», Павла Гундзиловича, уроженца д. Лит-вяны (ныне Узденский район Минской области) [Уласевич Е. 2010].

В § 26 «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн» основное внимание уделено Сталинградской и Курской битвам, ход которых представлен на карте [Космач 2012, с. 171]. В таблице «Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 г.» показано, что Красная Армия смогла создать перевес в боевых силах и средствах против Германии и ее союзников [Космач 2012, с. 169]. Из данного параграфа учащиеся узнают о доме Павлова в Сталинграде, капитуляции войск фельдмаршала Ф. Паулюса, подвигах А. Матросова, летчика А. Маресьева, описанный в книге писателя Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Отдельно дана историческая справка «Битва под Прохоровкой». В итоге коренного перелома «23 сентября 1943 г. советские войска заняли первый районный центр БССР — Комарин. 25 сен-

тября был освобожден Смоленск, 6 ноября — столица Украинской ССР Киев» [Космач 2012, с. 172].

Уделено внимание и военным действиям союзников в конце 1942 — 1943 г. в Северной Африке, Сицилии и Гуадалканале (Соломоновы острова), а также укреплению антигитлеровской коалиции и проведению Тегеранской конференции 28 ноября — 1 декабря 1943 года, иллюстрированной знаменитым снимком Сталина, Рузвельта и Черчилля.

Следующий параграф посвящен борьбе с захватчиками на оккупированной территории (§27). Он затрагивает широкий спектр вопросов: «новый порядок» в Европе, иллюстрируемый картой «Крупнейшие концентрационные лагеря на территории Европы» [Космач 2012, с. 178], движение Сопротивления, включая восстание в Варшавском гетто, деятельность коллаборантов. Не обойдено вниманием и упоминание о расстреле около 15 тысяч польских пленных офицеров в Катынском лесу, известие о котором в 1943 году привело к разрыву отношений между СССР и польским правительством в эмиграции [Космач 2012, с. 179].

Отмечается важнейшее значение действий советских подпольщиков и партизан в тылу врага, руководимых Центральным штабом партизанского движения во главе с П. Пономаренко. Всего на территории СССР действовало 6 тыс. партизанских отрядов с более чем 1 млн человек и около 220 тыс. подпольщиков: «Потери немцев в результате действий партизан и подпольщиков составили около 1 млн человек» [Космач 2012, с. 181]. В качестве вопроса для обсуждения в учебнике дано мнение, высказываемое

«некоторыми зарубежными историками», которые оправдывают деятельность германской армии на оккупированной территории как ответ за действия советских партизан и подпольщиков [Космач 2012, с. 182].

Основное внимание в параграфе «Советский тыл во время войны» (§ 28) посвящено переводу экономики СССР на военные рельсы, появлению новых видов вооружений — Т-34, ППШ, реактивная установка «Катюша», повседневной жизни в тылу, а также изменению отношения к Церкви, для чего в качестве исторического источника представлено Обращение митрополита Ленинградского и Новогородского Алексия в Ленинграде в марте 1942 г. Именно блокадному Ленинграду и существованию «Дороги жизни» уделено основное внимание в параграфе, а ход боев за город отражен даже на двух картах.

Заключительному этапу Второй мировой войны и разгром фашистского блока в 1944-1945 гг. посвящены §29-30, где речь идет об освобождении Красной Армией территории СССР и европейских стран, открытии второго фронта в Европе, Крымской конференции, завершении разгрома Германии, поражении Японии, Потсдамской конференции и образовании ООН. Это наиболее насыщенная фактами тема, очень сложная для усвоения из-за почти полного отсутствия нарратива. В пункте об освобождении войсками СССР европейских стран нашлось место только одному примеру личного героизма — командиру подводной лодки А. Маринеско. В то же время здесь представлены сразу 5 карт: «Белорусская наступательная операция «Багратион» (23 июня — 29 августа 1944 г.)», операция «Оверлорд», «Разгром фашистской Германии

(1944-1945 гг.), «Маньчжурская наступательная операция (9 августа — 2 сентября 1945 г.) и «Важнейшие территориальные изменения в Европе по соглашениям 1945 г.».

Для подтверждения роли Красной Армии в войне использован пример помощи союзникам, оказавшимся в тяжелых условиях в результате наступления немцев в Арденнах в декабре 1944: «Положение союзников спасло наступление советских войск, начатое (раньше намеченной даты) 12 января 1945 г. Это дало возможность англо-американским армиям стабилизировать положение на фронте и в марте-апреле 1945 г. окружить крупную группировку немецких войск в Руре» [Космач 2012, с. 196].

В случае рассказа о поражении Японии несколько нарушена логика повествования: сначала говорится о вступлении СССР в войну, а затем об уничтожении японских городов Хиросима и Нагасаки американскими атомными бомбами. Именно после этого, а не наоборот, отмечается, что «14 августа Япония заявила о капитуляции» [Космач 2012, с. 199].

В заключение авторы учебника делают важнейший вывод: «Решающую роль в борьбе с фашизмом сыграл Советский Союз. Главным источником победы народов, подвергшихся агрессии, был патриотизм людей, их готовность жертвовать многим для защиты и освобождения своей Родины. В СССР за победу отдали жизнь более 27 млн человек. Советские люди победили в Великой Отечественной войне, потому что сражались за свою землю, за свои семьи, за свои идеалы» [Космач 2012, с. 201]. В качестве подтверждения — таблица «Распределение дивизий фашистской Германии и ее европейских союзников по фронтам Второй мировой

войны». Но при этом совершенно выпадает из всего хода изложенного в учебнике материала следующее заявление: «Руководящая роль в борьбе с фашизмом принадлежала коммунистической партии». Данный тезис будет несколько объяснен в учебнике по «Истории Беларуси».

«История Беларуси». В учебнике имеется раздел III «БССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн», состоящий из 9 параграфов (§ 20-28), на изучение которых отведено 10 из 35 ч. За счет наличия рубрики «Вспомните» осуществляется взаимосвязь с материалом учебного предмета «Всемирная история», который в данном случае углубляется: если в учебнике по «Всемирной истории» основное внимание уделено военно-политическим событиям с опорой на картографию (12 карт) и таблицы, в «Истории Беларуси» важнейшая роль отведена отечественным произведениям изобразительного искусства и портретам участников войны, акцентируется внимание на их роли в борьбе с врагом. Дополнительно в рубрике «Исторический портрет» рассказывается о Сергее Притыцком, Василии Корже, Минае Шмыреве, Дмитрии Карбышеве, Андрее Громыко. Существенным является выделение в конце параграфов основных дат и понятий, которые необходимо знать, а также рубрики «Ваше мнение» и «Это интересно». В одной из них учащиеся узнают историю создания песни «Священная война», которая также упоминается в учебнике «Всемирная история».

Тему Великой Отечественной войны открывает §20 «Беларусь в годы военных испытаний», где дан пересказ основных событий, изложенных в §7 «Международные отношения в 1930-е гг.» учебника «Всемирная история».

Еще раз повторяется, что война стала результатом политики «умиротворения агрессора», проводимой Англией и Францией в отношении Германии, а также провалом усилий СССР по созданию системы коллективной безопасности в Европе: «Он проявил готовность сотрудничать со всеми европейскими странами в борьбе против германской агрессии. Но переговоры между СССР, Англией и Францией, проходившие летом 1939 г. в Москве, зашли в тупик и положительных результатов не дали» [Новик. 2012, с. 111]. Несмотря на данное утверждение, Е. Новик упоминает о наличии альтернативной точки зрения: «По мнению некоторых белорусских историков, руководство Советского Союза в проведении внешней политики в предвоенные годы совершало ошибки. Среди них излишне доверчивое отношение к политике руководства фашистской Германии и формирование состояния такого же доверия в советском обществе, определенное сочувствие фашистской агрессии против суверенных государств и народов Европы, развязывание советско-финской войны зимой 1939-1940 гг.». Автор учебника также осуждает способ решения возникших противоречий между СССР и Финляндией, что отличается от материала, изложенного во «Всемирной истории».

Существенным расширением изложенного в учебном предмете «Всемирная история» материала является объяснение сущности основных этапов Великой Отечественной войны и происхождении ее названия: «Это была война советского народа за свободу и независимость Отечества, за право людей жить и работать на родной земле. Отсюда название — «Отечественная война» [Новик2012, с. 113].

Также Е. Новик отмечает наличие других ее названий — «народная», «священная» и «Великая»: «Ее так назвали те, кто вступил в смертельную схватку с фашизмом и ценой огромных жертв и страданий задушил его в собственном логове» [Новик 2012, с. 114].

Отдельный параграф (§21) раскрывает тему «Воссоединение Западной Беларуси с БССР». В данном случае значительно расширено эпизодическое упоминание о нем из учебника по «Всемирной истории». Присоединение Западной Беларуси и Западной Украины названо «актом исторической справедливости» [Новик 2012, с. 112] с целью «положить конец угнетению трудящихся Западной Беларуси и Западной Украины и обеспечить им полную безопасность, не допустить их ограбления гитлеровскими захватчиками» [Новик 2012, с. 116]. Пр и этом Е. Новик отмечает мужественную борьбу против германских войск польской армии, в которой находилось значительное количество выходцев из Западной Беларуси: «Из 300 тыс. польских военных, попавших в германский плен, 40 тыс. назвались белорусами» [Новик 2012, с. 116].

Вниманию учащихся представлена карта «Воссоединение Западной Беларуси с БССР (17 сентября — 14 ноября 1939 г.)», которая иллюстрирует территориальные изменения Беларуси: «В результате вхождения Западной Беларуси в состав БССР территория последней увеличилась со 125,6 до 225,6 тыс. км2, а население — с 5,6 до 10,3 млн человек» [Новик 2012, с. 120]. Однако в данном случае присутствует недосказанность, так и не раскрытая в последующем материале. Дело в том, что если для объяснения передачи Литовской Республике г. Вильно представлен исторический

документ с выдержкой из выступления В. Молотова на сессии Верховного Совета СССР 1 августа 1940 года, то для объяснения передачи г. Белостока Польской Народной Республике не сказано ни слова. Лишь в учебнике по «Всемирной истории» на небольшой карте «Важнейшие территориальные изменения в Европе по соглашениям 1945 г.» [Космач 2012, с. 199] указано: «Территория, переданная Польше по договору между СССР и Польшей от 16 августа 1945 г.».

После представленного в параграфе фактологического материала делается следующий вывод: «Воссоединение Западной Беларуси с СССР и БССР имело историческое значение. Был положен конец разделению белорусского этноса и белорусской этнической территории. Сбылась извечная мечта белорусского народа жить в едином государстве. Включение западнобелорусских земель в состав СССР и БССР содействовало ускорению их социально-экономического и культурного развития» [Новик 2012, с. 120].

В завершение Е. Новик упоминает о концентрации советских войск в Беларуси: «Хотя советские войска и были подтянуты к границе, в состояние повышенной боевой готовности они не приводились» [Новик 2012, с. 121]. Между тем данное утверждение противоречит даже тому, что сказано в учебнике по «Всемирной истории» [Новик 2012, с. 162].

В §22 «Начало Великой Отечественной войны» рассказывается о нападении нацистской Германии на СССР, ее планах на послевоенное устройство захваченных территорий, в том числе о возможности передачи США «Чукот-

ки и Камчатки», а Англии — «севера Европейской части СССР с Мурманском и Архангельском», и «физическое уничтожение большей части славян» [Новик 2012, с. 123]. Основными понятиями в параграфе выступают мобилизация, эвакуация и народное ополчение

В пункте «Оборонительные бои в Беларуси и их итоги. Героизм и патриотизм советских людей» приводятся имена пограничников и летчиков, отметившихся в боях с врагом. Упоминается героическая оборона Брестской крепости, Минска, Могилева и Гомеля, организации контрудара в направлении Сенно-Лепель войсками 20-й армии генерал-лейтенанта П. Курочкина, действия в тылу противника кавалерийской группы генерала О. Городовикова, первое применение реактивных установок («катюш») под Ор-шей. При этом обойден вниманием Гродненский регион: не упоминается не только 86-й Августовский пограничных отряд Белорусского пограничного округа войск Народного комиссара внутренних дел СССР, но и так называемый «Новогрудский котел», не говоря уже о судьбе упоминаемого в учебнике командующего Западным фронтом генерала Дмитрия Павлова.

В §23 «Германский оккупационный режим на территории Беларуси» рассказывается о плане «Ост», согласно которому подлежали уничтожению 75% белорусов, русских и украинцев. Уделено внимание ликвидации государственности и территориальной целостности Беларуси. Значительный объем материала описывает процесс обучения школьников в условиях «нового порядка»: «Экономическое угнетение сопровождалось духовным. В системе школьного образования, действовавшей на оккупирован-

ной территории, учебный процесс имел прогерманскую и профашистскую направленность. В классе должен был висеть портрет А. Гитлера. Учителю, входящему в класс, необходимо было приветствовать учащихся поднятой правой рукой с возгласом «Хайль Гитлер!» или «Живе Беларусь!». Ученики должны были так же отвечать учителю. Перед началом урока проводились беседы о биографии Гитлера и его соратников, о жизни народов в Новой Европе, победах вермахта» [Новик 2012, с. 128].

Далее Е. Новик на примерах концентрационного лагеря смерти в Тростенце под Минском, в котором было уничтожено «более 200 тыс. человек» [Новик 2012, с. 129], говорит о политике геноцида, затем рассказывает о проведении карательных операций в отношении сельского населения на примере уничтожения Хатыни. Всего же, заключает автор, «во время оккупации в Беларуси погибло более 2,2 млн человек, почти каждый четвертый ее житель» [Новик 2012, с. 130].

При описании такого явления как коллаборационизм, к сожалению, почти не объясняется природа данного явления и влияние в Беларуси на него предвоенных событий, в том числе коллективизации и репрессий в отношении мирного населения. Зато автор останавливается на использовании фашистами национальной символики, обходя вниманием общеевропейский характер данного явления: «В качестве символов белорусские коллаборационисты использовали исторический герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг, приветствовали друг друга возгласом «Жыве Беларусь!» с выбрасыванием по-фашистски руки вперед» [Новик 2012, с. 130].

Говоря о деятельности Белорусской центральной рады, автор учебника отмечает ее роль в создании военизированных структур: «К середине апреля 1944 г. БЦР удалось создать 36 пехотных и 6 саперных батальонов краевой обороны» [Новик 2012, с. 131]. Однако в отсутствие точного числа коллаборантов учащийся не может оценить масштаб данного явления и сравнить его в дальнейшем с численностью партизан. При этом в дополнительном материале под названием «Профашистские организации на оккупированной территории Беларуси» указана численность Союза белорусской молодежи, насчитывающего «в 1944 году более 12 тыс. человек, из которых до 5 тыс. были направлены на работу и учебу в Германию» [Новик 2012, с. 132]. Лишь в данном случае, сопоставив приведенную цифру с количеством комсомольцев (около 100 тыс. человек), названную в следующем параграфе (§24. «Начало массовой борьбы против германских оккупантов»), учащиеся могут сделать вывод о том, какую из сторон поддерживало преобладающее количество населения.

Для обоснования ключевой роли коммунистической партии в войне в учебнике имеется специальный пункт параграфа — «Роль КП(б)Б в организации народных масс на борьбу с оккупантами». В данном случае говорится о развертывании компартией подпольной сети на основе 35 тыс. коммунистов и около 100 тыс. комсомольцев. В качестве примеров названы Витебское и Минское подполье. В состав последнего входило свыше 9 тыс. человек. Из них коммунистов — более 1 тыс., а комсомольцев — 2 тыс. [Новик 2012, с. 139], т.е. 1/3 от общего количества

участников. Минские подпольщики провели свыше 1500 диверсий, в том числе убийство генерального комиссара Беларуси В. Кубе.

В целом Е. Новик выделяет три основные формы борьбы белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов: «а) вооруженные действия партизан; б) деятельность подпольных групп и организаций; в) массовый срыв населением, не входившим в состав партизанских формирований и подпольных организаций, экономических, политических и военных планов оккупантов» [Новик 2012, с. 133]. В параграфе также дана справка о первом партизанском отряде в Беларуси «Красный Октябрь» под руководством Т. Бу-мажкова и Ф. Павловского, а также рассказывается о роли Суражских (Витебских) «ворот» в развертывании массового сопротивления мирного населения оккупационному режиму.

Подробно партизанское движение рассмотрено в следующей теме — «Развертывание народной борьбы на территории Беларуси» (§25). Здесь упоминаются и создание Центрального штаба партизанского движения во главе с П. Пономаренко и Белорусского штаба партизанского движения во главе с П. Калининым, и проведение «рельсовой войны», и деятельность партизанских зон. Карта «Партизанское движение на территории Беларуси. 1942-1944 гг.» наглядно демонстрирует, что большая часть территории Беларуси контролировалась партизанами (60%). Всего же, согласно данным учебника, здесь «действовало 213 партизанских бригад, 374 тыс. партизан и 400 тыс. человек скрытого партизанского резерва. В состав партизанского резерва входили жители, готовые в любую минуту вклю-

читься в вооруженную борьбу с фашистами. Их умышленно оставили в местах проживания с тем, чтобы они занимались хозяйством, обеспечивали партизан одеждой, обувью, продовольствием, оружием, информацией и т.д.» [Новик 2012, с. 144].

Продолжая затронутую в предыдущем параграфе тему о подпольной борьбе на оккупированной территории Беларуси, упоминаются организации в Витебской области, Осиповичах и Могилеве. И еще раз говорится о ключевой роли КП(б)Б в этой деятельности: «Значительную работу по превращению партизанского движения в массовую народную войну против захватчиков выполняли подпольные органы Компартии Беларуси, пользовавшиеся авторитетом среди местного населения» [Новик 2012, с. 144].

Отдельный пункт параграфа называется «Антифашистская борьба в западных районах Беларуси». Он рассказывает об Армии Крайовой (аковцев) и Организации украинских националистов (оуновцев), «которых в народе называли бандеровцами» [Новик 2012, с. 145]. Приводит примеры уничтожения аковцами д. Лукаши Заславского района Минской области вместе с жителями, д. Турейск и Заборье Желудокского района Барановичской области: «Жертвами деятельности аковцев в Беларуси стали 10 тыс. граждан БССР. В основном это были мирные жители, партизанские семьи, представители национальной белорусской интеллигенции» [Новик 2012, с. 145].

Об антифашистских организациях в Западных областях Беларуси, из которых упоминается Окружной белорусский антифашистский комитет Барановичской области, в материале параграфа имеется лишь три предложения.

Про партизанское движение в регионе и вовсе сказано, что оно развивалось в значительной степени под влиянием переброшенных из восточных и центральных районов республики отрядов и бригад. Таким образом, после параграфа, посвященного воссоединению Западной Беларуси и БССР, в учебнике почти полностью игнорируются события в регионе во время оккупации, а упор делается на освещении событий в Центральной и Восточной частях республики. В результате учащиеся могут сделать неправильный вывод о Западной Беларуси лишь как о регионе деятельности «аковцев». Поэтому, например, в материале учебника о карательных операциях упоминания заслуживает одна из самых крупных из уничтоженных немцами в годы войны белорусских деревень — Княжеводцы, в которой, по последним данным, погибло 970 из 1020 жителей. В следующем пункте параграфа — «Помощь местного населения партизанам и подпольщикам» — стоило бы указать, что цена сопротивления была неимоверно высока. Так, в ходе карательной операции «Гамбург», направленной на уничтожение деревень Слонимщины, жители которых были обвинены в «пособничестве партизанам», было убито 1676 партизан и 4198 мирных жителей [Адамовiч, Брыль, Калестк. 1975]. Также данный пример иллюстрирует участие в карательных операциях совместно с немцами иностранных полицейских батальонов: 15-й литовский, 115-й украинский, 271-й латвийский [Уничтожить... 2009, с. 174].

Совершенно выпадает из параграфа следующее утверждение: «Православная церковь, как и другие конфессии, поддержала героическую борьбу белорусского народа

против немецко-фашистских захватчиков» [Новик 2012, с. 146].

§26 посвящен освобождению БССР от германских захватчиков, условия для которого были подготовлены разгромом гитлеровских войск на Курской дуге и успешным наступлением Красной Армии летом-осенью 1943 г. Тогда же началось освобождение первых белорусских городов, в том числе 26 ноября 1943 года одного из областных центров — Гомеля.

Подробно рассмотрена Белорусская наступательная операция «Багратион», ход которой представлен и в виде карты. Также упоминается об участии представителей других национальностей в освобождении Беларуси: боевом крещении под с. Ленино Могилевской области польской дивизии имени Т. Костюшко, французских летчиках авиационного полка «Нормандия-Неман», подвиг «сына удмуртского народа, сержанта М. Селезнева», который 30 июня 1944 г. повторил подвиг Матросова, закрыв амбразуру вражеского дзота [Новик 2012, с. 154].

Отдельный параграф (§27) носит название «Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией». Он почти полностью построен на именах уроженцев Беларуси на фронтах Великой Отечественной войны, партизанских отрядах, подполье, участии в европейском движении Сопротивления, прежде всего Италии, Бельгии, Франции, Чехословакии. Говорится даже об участии белорусов в «польской армии генерала Андерса, которая была сформирована на территории Советского Союза, а затем вышла к союзникам и участвовала в тяжелых боях за освобождение Италии» [Новик 2012, с. 161].

Всего на фронтах Великой Отечественной войны сражались с врагом более 1,3 млн белорусов и уроженцев Беларуси [Новик 2012, с. 157], 446 из них удостоены звания Героя Советского Союза. Около 400 тыс. воинов-белорусов и уроженцев Беларуси награждены боевыми орденами и медалями. За годы войны около 400 белорусов стали генералами и адмиралами. На земле Беларуси сражались с врагом 374 тыс. партизан и 70 тыс. подпольщиков.

Завершается раздел о Великой Отечественной войне параграфом (§ 28), посвященым участию БССР в создании Организации Объединенных Наций. Также в рамках учебного предмета «История Беларуси» отведено время на урок обобщения и урок «Наш край в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн». К нему учащиеся готовились на протяжении всего раздела, большинство параграфов которого имеют специальные вопросы к уроку по теме «Наш край».

Таким образом, учебники «Всемирная история» и «История Беларуси» придерживаются представления о Великой Отечественной войне, сложившегося еще со времен СССР. При этом в проведении линии патриотического воспитания ставка сделана на вклад белорусского народа в общую Победу. Учебники связаны между собою содержательным материалом и дополняют друг друга, но в то же время содержат ряд противоречий и даже ошибок. Местами заметен не лучший отбор событий и имен, характеризующих войну, а также ограниченный объем нарратива.

Источники и литература:

1. Адамовгч А., Брыль Я., Калесшк У. Я з вогненнай вескь.. Мн.: Маст. Лтг., 1975. 448 с. Режим доступа: http://www.brsu.by/ sites/default/files/kalesnik/ja_z_vohniennaj_vioski.pdf [Дата обращения: 25.05.2019].

2. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Учебное пособие для 11-го класса общеобразовательных школ с русским языком обучения. Минск: БГУ 2004. 231 с.

3. Захарова С.Н., Морозова Т.А., Чепелева Г.М. Русская литература. Учебное пособие для 8-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Минск: Национальный институт образования, 2018. 312 с.

4. Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Режим доступа: https://adu.by/wp-content/ uploads/2015/umodos/koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc [Дата обращения: 25.05.2019].

5. Космач Г.А. Всемирная история Новейшего времени: 19181945 гг.: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Г.А. Космач, В.С. Кошелев, М.А. Краснова; под ред. Г.А. Космача. Минск: Нар. асвета, 2012. 214 с.

6. Краснова М.А. Изучение Второй мировой и Великой Отечественной войн в школах Белоруссии // Нарышкин С.Н., Тор-кунов А.В. (ред.) Великая Победа. Т. XI. Чем наше слово отзовется. М.: МГИМО(У) МИД России, РВИО, 2015. 358 с.

7. Новик Е.К. История Беларуси, 1917-1945 гг.: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е.К. Новик; автор метод. аппарата В.В. Гинчук. Минск: Нар. асвета, 2012. 182 с.

8. Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств / ред. А.А. Данилов, А.В. Филиппов. Москва, 2009. 389 с.

9. Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Х класс (базовый уровень). Минск: Национальный институт образования, 2015. 296 с.

10. Уласевич Е. Гвардии комбат. Гундилович П. М. 1902-1942. Минск: Кшгазбор, 2018. 100 с.

11. «Уничтожить как можно больше...»: Латвийские коллаборационистские формирования на территории Белоруссии, 1941-1944 гг. Сборник документов / Фонд «Историческая память»; сост. А.Р. Дюков, В.В. Симиндей и др.; сопр. ст. А.М. Литвин. М., 2009. 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.