Научная статья на тему 'Освещение в газете "Известия" конституционного кризиса 1992-1993 гг'

Освещение в газете "Известия" конституционного кризиса 1992-1993 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
540
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ИЗВЕСТИЯ" / Б.Н. ЕЛЬЦИН / Р.И. ХАСБУЛАТОВ / ПРОПАГАНДА / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КРИЗИС 1992-1993 / "IZVESTIA" / B.N. YELTSIN / R.I. KHASBULATOV / PROPAGANDA / CONSTITUTIONAL CRISIS 1992-1993

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скокова Татьяна Владимировна

В статье исследуются пропагандистские схемы газеты «Известия», с помощью которых выстраивался образ Ельцина и противостоящего ему Верховного совета. Поэтапная дискредитация Парламента как угрозы существованию молодого Российского государства была призвана обосновать расстрел Белого дома осенью 1993 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The coverage of 1992-1993 constitutional crisis by the newspaper “Izvestia”

This article explores the propaganda schemes of the newspaper “Izvestia”, which helped to line up an image of B. Yeltsin and confronting him the Supreme Council. Stepwise discrediting the Parliament as a threat to the existence of a young Russian state was intended to justify shooting up the White House in the fall of 1993.

Текст научной работы на тему «Освещение в газете "Известия" конституционного кризиса 1992-1993 гг»

УДК 070(09)

Б01: 10.28995/2073-6355-2018-1-108-115

Т.В. Скокова

Освещение в газете «Известия» конституционного кризиса 1992-1993 гг.

В статье исследуются пропагандистские схемы газеты «Известия», с помощью которых выстраивался образ Ельцина и противостоящего ему Верховного совета. Поэтапная дискредитация Парламента как угрозы существованию молодого Российского государства была призвана обосновать расстрел Белого дома осенью 1993 г.

Ключевые слова: «Известия», Б.Н. Ельцин, Р.И. Хасбулатов, пропаганда, Конституционный кризис 1992-1993.

«Колоссальное негодование»

21 сентября 1993 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ объявлял незаконной деятельность Верховного Совета РФ (далее - ВС), прекращал полномочия народных депутатов, утверждал создание нового двухпалатного парламента и дату проведения выборов в новый орган законодательной власти на 12 декабря 1993 г.

Начался конституционный кризис, охватывающий период между 1 декабря 1992 г. (открытие VII Съезда народных депутатов) и 21 сентября 1993 г., т. е. началом так называемого «расстрела Белого дома».

По действующей на тот момент Конституции РСФСР 1978 г. высшим органом государственной власти являлся Съезд народных депутатов РСФСР (с 16 мая 1992 г. - РФ). В перерывах между Съездами свою деятельность осуществлял ВС РСФСР (РФ) -постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган съезда1, наделенный ключевыми полномочиями - от законотворческой деятельности до регулирования внут-

© Скокова Т.В., 2018

ренней и внешней политики страны. В апреле 1991 г. был учрежден пост президента с ограниченными полномочиями, подотчетного съезду, который был наделен правом отрешения его от должности2.

Началась острая борьба за власть. Конфликт между президентом и ВС оказался неизбежен. Поводом к началу конфликта послужила осуществляемая правительством Е.Т. Гайдара с января 1992 г. экономическая реформа3. По оценке участников тех событий - депутатов ВС, Ельцин, вызвавший «колоссальное негодование» в народе, обвинял в неудачах реформ ВС и Съезд народных депутатов, «объявив его номенклатурным и антиреформаторским» и решив «перевести на него стрелки»4.

Яркое отражение указанные события получили в газете «Известия», поддерживающей президента. С 1991 г. «Известия», в советский период являвшиеся органом ВС СССР, стали независимым коммерческим изданием, что давало авторам свободу в выражении собственной точки зрения.

«С таким съездом работать дальше стало невозможно»

Противостояние Ельцина и ВС началось в декабре 1992 г. на VII чрезвычайном Съезде народных депутатов. Результатом работы съезда стало принятие Постановления № 4079-1 «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». На 11 апреля 1993 г. назначался референдум по основным положениям Конституции. До его проведения съезд заморозил ряд уже принятых поправок в Конституцию, ограничивающих полномочия президента. Была достигнута договоренность о совместной работе парламента и президента над новым проектом Конституции. Была смягчена процедура согласования кандидатуры председателя правительства. После своеобразной «борьбы за Гайдара» 14 декабря 1992 г. на эту должность был утвержден В.С. Черномырдин.

Газета «Известия» выстроила следующую пропагандистскую схему: Ельцин - реформатор, всенародно избранный президент, всегда идущий на компромисс и уступки парламенту; напротив, ВС ищет конфликта, урезая полномочия президента.

Негативный тон по отношению к ВС появляется в опубликованной газетой речи президента, заявившего, что отношения с ВС «крайне болезненные»5. Однако обвинения в адрес ВС поначалу были достаточно вялыми. Риторика изменилась, когда депутаты начали критиковать правительство: действия съезда оценивались

газетой как неконструктивные, заявлялось, что съезд «подводит президента к мысли о необходимости референдума»6.

«Известия» назвали «рядом тактических уступок»7 со стороны президента выдвижение на пост председателя правительства кандидатуры Черномырдина и отставку правительства Гайдара. 10 декабря Ельцин впервые лично назвал Хасбулатова «проводником обанкротившегося курса за срыв реформ». «Известия» начинают использовать противопоставление: курс президента -«продолжение реформ» и «возрождение России», а курс парламента - «позиция дешевого популизма», угроза «восстановления тоталитарной советско-коммунистической системы, проклятой собственным народом». «С таким съездом работать дальше стало невозможно»8, - заявляет Ельцин.

Для усиления позиции Ельцина «Известия» ссылаются на народную поддержку9, но умалчивают тот факт, что президент нарушил Конституцию, объявляя референдум: это относилось к компетенции Съезда народных депутатов10. На это обращают внимание депутаты ВС: Ельциным «предпринята попытка нарушить конституционный баланс законодательной и исполнительной власти»11.

«Меня выбрал народ»

Поводом для созыва внеочередного VIII Съезда народных депутатов 10 марта 1993 г. стало направление Ельциным в Конституционный суд и ВС проекта Конституции, где правительство выводилось из-под контроля парламента, а функции съезда сводились к законодательным. Депутаты восприняли эти действия как «фактический ультиматум»12. На съезде отменили назначенный на 11 апреля референдум и ранее принятые и приостановленные поправки к Конституции. Это можно рассматривать как предложение депутатов восстановить статус-кво.

20 марта 1993 г. президент в специальном обращении сообщил о подписании им указа о голосовании 25 апреля 1993 г. о доверии президенту и вице-президенту России. Очередное нарушение Конституции Ельцин объяснил так: «меня выбрал не съезд, не Верховный Совет, а народ, и ему решать - должен ли я дальше выполнять свои обязанности»13.

Этот шаг президента стал поводом для созыва 26-29 марта 1993 г. IX Съезда народных депутатов РФ, вновь внеочередного. На повестке дня - голосование по вопросу об отрешении Ельцина от должности. Однако при голосовании съезд не набирал

необходимого «квалифицированного» большинства. После этого был назначен референдум по четырем вопросам: о доверии президенту, его экономической политике, о досрочных выборах президента и народных депутатов.

С момента открытия VIII Съезда 10 марта 1993 г. и до 25 апреля 1993 г. (т. е. объявления Ельциным референдума) пропагандистская схема «Известий» строилась на агитации в пользу его проведения. Президент - прогрессивный реформатор, отстаивает волю и интересы народа, ВС же отстаивает лишь действующую Конституцию, но она - основной закон «не существующего ныне государства, изувеченная тремя сотнями поправок»14, Съезд узурпировал власть у народа, «отдавать ее никак не хочет»15, а депутаты имеют «низкий профессиональный уровень»16 и «панически боятся всенародного голосования»17. Таким образом, ВС не имеет права на существование, став опасным для общества и для демократии. Между тем формально, в соответствии с законом действовал не Ельцин, а съезд, к открытому протесту против которого призывают «Известия» устами президентского пресс-секретаря18.

Проигрыш президента на референдуме - по мнению газеты -«это поражение демократического блока», восстановление ничем не ограниченной «власти Советов», «откат к временам Брежнева и Черненко», возврат к коммунистическому прошлому, куда народ «наглядно продемонстрировал нежелание возвращаться»19.

ВС в лице Хасбулатова пытается сопротивляться, используя схожие аргументы о разрушении демократии президентом, утверждая, что Советы - «главная основа демократии». Президент же занимается «безграмотным параллельным законотворчеством», цель которого - «взорвать Советы»20.

25 апреля 1993 г. состоялся референдум, участие в котором приняло 62% граждан. За доверие президенту высказалось 59%; за одобрение его экономической политики 53%. Решения, требующие большинства от списочного состава, - о досрочных выборах президента (32%) и депутатов (43%), - не были приняты.

«Обещает боевой сентябрь»

Газета «Известия» рапортует: «Большинство избирателей поддерживают курс президента на реформы»21, хотя результаты референдума были неоднозначны. Полномочия как ВС, так и президента были подтверждены, при этом лишь чуть более половины респондентов высказалась в поддержку Ельцина и проводимого им экономического курса.

После референдума президентские силы продолжают агитацию за введение новой Конституции. Старая, принятая в другую историческую эпоху, утверждают «Известия», является пережитком старого строя: «по-новому жить можно лишь по новой Конститу-ции»22. Издание опирается на чисто политические лозунги: россияне «дают мандат президенту на более решительные действия»23, ВС же с «подмоченной легитимностью»24 давно утратил доверие и поддержку избирателей.

На этом фоне Хасбулатов предложил усилить контроль за СМИ, что повлекло за собой обвинения в наступлении на народную свободу слова по примеру большевиков25. Продолжая разыгрывать «народную карту», газета заявляет, что депутаты намереваются «похоронить итоги референдума»26, вступают «в конфронтацию уже с самим народом»27, а значит, «Советы и демократия не сов-местимы»28.

Заявления депутатов о необходимости временного сохранении старой Конституции и проведении референдума по разработанным ее проектам трактовались как попытки оттянуть «неизбежное прекращение существование Съезда»29.

Летом обстановка накаляется. Созванное Ельциным Конституционное совещание проходит без участия представителей ВС30. ВС заявляет, что «любые попытки принять (Конституцию. - Т. С.) вне Съезда будут расценены как попытка государственного переворота»31. В ответ на это декларируется ориентация на жесткие силовые действия: «Президенту не останется ничего, как убирать этот съезд. Любым способом». То, что способ назван «легитимным»32 после многочисленных нарушений Конституции, - ничего не значащий эпитет.

В августе президент «обещает "боевой" сентябрь»33 и посещает военные части. В президентских кругах начинают говорить «о роспуске Верховного совета и немедленном назначении даты последующих выборов»34. ВС и съезд наделяются знакомыми эпитетами -вторая КПСС, угроза демократии, антинародная деятельность35, источник дестабилизации политической ситуации, тормоз экономических реформ.

Президент же имеет «дважды подтвержденный мандат всенародного доверия»36, который возводится в ранг закона, призванного фактически отменить Конституцию. Ельцин, получив возможность не оглядываться на нее, назначает дату выборов, собирает заседание руководителей властей регионов, объявленное учредительным собранием Совета Федерации, верхней палаты будущего парламента, отстраняет от должности вице-президента А.В. Руцкого.

Звучат призывы к роспуску ВС. Руцкой заявляет о готовящемся госперевороте37. Хасбулатов добивается встречи с Ельциным, окружение которого выносит вердикт: «Время упущено, Хасбулатов сжег опоры моста, которые вели его к президенту»38.

18 сентября, т. е. за три дня до выхода указа № 1400, «Известия» используют еще один классический пропагандистский ход: вина за все нарушения закона возлагается на оппонента. Сообщается, что Хасбулатов намеренно оскорбил Ельцина, пытаясь «спровоцировать президента на неконституционные действия»39.

* * *

Пропаганда на страницах газеты «Известия» успешно дискредитировала ВС и формировала образ всенародно избранного президента-реформатора, исполняющего волю народа, а не Конституцию. Данный пропагандистский ход безотказно действовал в стране, только что освободившейся от тоталитаризма: единственным поводом для нарушения писаного закона могла стать в демократическом государстве лишь воля народа. К ссылкам на нее и прибегала пропаганда.

Примечания

1 Конституция РСФСР (РФ) в ред. от 21 апреля 1992 г. (далее - Конституция). Гл. 13. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/ red_1978/5478730/ (дата обращения: 11.04.2017).

2 Конституция. Гл. 13-1. Ст. 121-6, 121-10.

3 Ельцин-Хасбулатов: единство, компромисс, борьба / под ред. М.К. Горшкова, В.В. Журавлева. М.: Терра, 1994. С. 3.

4 Грешневиков А.Н. Расстрелянный парламент: Черный октябрь 1993 года. М.: Книжный мир, 2014. С. 5; Грозный Д. Руслан Хасбулатов: «Сильная власть президента - это примитивно» [интервью с Р.И. Хасбулатовым] // Деловой Петербург. 2013. 4 окт. URL: https://www.dp.ru/a/2013/10/04/Ruslan_Hasbulatov_ Siln/

5 Выступление Б. Ельцина: России нужны реформатор-президент, реформаторский Верховный Совет и реформаторское правительство // Известия. 1992. № 260 (23834). 1 дек. С. 1.

6 Чугаев С. Тайное голосование на съезде - явная попытка спрятаться от ответственности // Там же. № 263 (23837). 4 дек. С. 1.

7 Чугаев С., Андреев Н. Ельцин делает шаг навстречу съезду, надеясь укрепить позиции Гайдара // Там же. № 265 (23839). 8 дек. С. 1.

8 Президент России видит выход из кризиса в проведении общенародного референдума // Там же. № 267 (23841).10 дек. С. 1.

9 Надеин В. Властью народа преодолеть кризис властей // Там же.

10 Конституция. Гл. 13. Ст. 104.

11 Обращение седьмого Съезда народных депутатов к российскому народу // Известия. 1992. № 268 (23842). 11 дек. С. 2.

12 Луговская А., Чугаев С. Парламент созывает Съезд 10 марта и отвергает президентский «мирный договор» // Там же. 1993. № 43 (23898). 6 марта. С. 1.

13 Ельцин Б.Н. Из обращения Президента России: Что предлагает президент // Там же. № 53 (23908). 23 марта. С. 1.

14 Лацис О. Вчерашние нащупывают новую тактику борьбы за власть // Там же. № 59 (23914). 31 марта. С. 2.

15 Чугаев С. Съезд взял власть у народа и не хочет отдавать // Там же. № 58 (23913). 30 марта. С. 2; Борис Ельцин: «Если вы развалите президентство, развалите Россию» // Там же. № 46 (23901). 12 марта. С. 1.

16 Лацис О. Осечка с импичментом - еще не победа // Там же. № 58 (23913). 30 марта. С. 1.

17 Чугаев С. Съезд взял власть у народа и не хочет отдавать. С. 2.

18 Костиков В. Заявление пресс-секретаря Президента Российской Федерации // Известия. № 58 (23913). 30 марта. С. 1.

19 Шнейдер М. Всероссийский референдум должны проконтролировать граждане России // Известия. 1993. № 64 (23919). 7 апр. С. 2.

20 Луговская А. При любых итогах референдума парламент будет отстаивать всевластие Советов // Там же. № 66 (23921). 10 апр. С. 1.

21 Лацис О. Итоги референдума обязывают президента действовать быстро и решительно // Там же. № 78 (23933). 27 апр. С. 1.

22 Кононенко В. Президент России начал обещанные перемены оглашением проекта новой Конституции // Там же. № 81 (23936). 30 апр. С. 1.

23 Сергей Филатов: Съезд должен прекратить демонстрацию своих сверхполномочий // Там же. № 79 (23934). 28 апр. С. 2.

24 Лацис О. Итоги референдума обязывают президента действовать быстро и решительно. С. 1.

25 Выжутович С. Р. Хасбулатов возлагает на прессу вину за итоги референдума и готовит атаку на нее // Известия. 1993. № 79 (23934). 28 апр. С. 2.

26 Чугаев С. Конституционная партия затягивается: президенту грозит цейтнот // Там же. № 111 (23966). 16 июня. С. 4.

27 Кононенко В. Президент России начал обещанные перемены оглашением проекта новой Конституции // Там же. № 81 (23936). 30 апр. С. 4.

28 ИТАР-ТАСС: Пять условий Р. Хасбулатова // Там же. № 108 (23963). 10 июня. С. 1.

29 Лацис О. На подступах к Конституции России: Тревога и надежда // Там же. № 105 (23960). 5 июня. С. 4.

30 В совещании приняли участие представители органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций. Участники большинством голосов одобрили альтернативный проект новой Конституции РФ (так называемый президентский проект).

31 Чугаев С. Конституционная партия затягивается: президенту грозит цейтнот.

С. 4.

32 Чугаев С. Затягивание конституционного процесса может привести к отставке правительства // Известия. 1993. № 119 (23974). 29 июня. С. 4.

33 Меликянц Г. Президент обещает россиянам «боевой» сентябрь: Что бы это значило? // Там же. № 151 (24006). 12 авг. С. 2.

34 Орлик Ю. Чего можно ожидать от сентябрьского наступления российского президента // Там же. № 172 (24027). 10 сент. С. 4; Б. Ельцин - в армии // Там же. № 165 (24020). 1 сент. С. 2.

35 Кононенко В. Борис Ельцин намерен добиться проведения выборов в парламент осенью // Там же. № 157 (24012). 20 авг. С. 1.

36 Орлик Ю. Чего можно ожидать от сентябрьского наступления российского президента. С. 4.

37 Чугаев С. Р. Хасбулатов призывает возродить Союз, А. Руцкой предупреждает о подготовке президентом государственного переворота, В. Соколов предлагает созвать внеочередной съезд // Известия. 1993. № 24033). 18 сент. С. 1.

38 Орлик Ю. Чего можно ожидать от сентябрьского наступления российского президента. С. 4.

39 Чугаев С. Р. Хасбулатов использует «безграничные возможности» демократии // Известия. 1993. № 179 (24034). 21 сент. С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.