УДК 070
DOI 10.24411/2409-3203-2020-12268
ОСВЕЩЕНИЕ ТЕМЫ ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА КИТАЙСКИМИ СМИ
Троценко Лариса Анатольевна
старший преподаватель кафедры журналистики ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет Россия, г. Хабаровск
Аннотация: цель исследования - представить типологический и функциональный анализ современных журналов путешествий, публикуемых и хорошо востребованных в КНР. Развивающая медиасреда, меняющиеся потребности аудитории, растущая конкуренция и другие факторы заставляют издания постоянно совершенствовать свою деятельность. Опыт работы китайских СМИ, в частности журналов-путешествий, представляет интерес как для журналистов, так и для потребителей данного вида СМИ, интересующихся темой путешествий и туризма, определяющих новые запросы на информацию.
Ключевые слова: журнал путешествий, научно-популярный журнал, география, туризм, СМИ Китая.
COVERAGE OF TRAVEL AND TOURISM TOPICS BY THE CHINESE MEDIA
Trotsenko Larisa A.
senior Lecturer department of Journalism Pacific State University Russia, Khabarovsk
Abstract: the purpose of the study is to present a typological and functional analysis of modern travel magazines published and well-sought after in the PRC. A developing media environment, changing audience needs, growing competition and other factors force publications to constantly improve their activities. The experience of the Chinese media, in particular travel magazines, is of interest to both journalists and consumers of this type of media who are interested in the topic of travel and tourism, which determine new requests for information.
Keywords: travel magazine, popular-science magazine, geography, tourism, Chinese
media.
Журналы путешествий широко востребованы читательской аудиторией, но мало изучены исследователями. Первыми теоретиками, которые рассмотрели путевые СМИ и выделили среди них бортовые, туристические и научно-популярные СМИ, были С. Ю. Лучинская, Ю. В. Ростовская, И. В. Показаньева, П. П. Лебедев. Однако, во-первых, они рассматривали только российские издания, не изучая опыт функционирования данных СМИ в других странах, во-вторых, меняющиеся современные условия диктуют новые требования для рынка всех СМИ, журналов путешествий в частности, что вызывает необходимость выявления новых направлений деятельности данного типа изданий, учет опыта работы представителей данной сферы. Поэтому мы определили следующую цель исследования: представить типологический и функциональный анализ журналов путешествий КНР как научно-популярного типа издания.
Журналистика путешествий с момента зарождения информировала людей о необычном и интересном, существующем в мире, а сегодня она представляет собой содержательный элемент с панорамой культурного и досугового образа жизни, без которого немыслима познавательная журналистика в целом. Стабильно увеличивающиеся тиражи свидетельствуют, что потребность читательской аудитории в трэвел-журналистике постоянно растёт. Это связано с тем, что периодика данного типа выполняет несколько важных функций: удовлетворение потребностей человека в знании об окружающем мире, повышение престижа науки в обществе и уровня образования населения. В условиях конкуренции между медиа, освещающими тему путешествий, появилось большое число разноплановых изданий, что вызвано также и потребностью туриндустрии.
Трэвел-журналистика представляет собой синтетическое направление, которое опирается на специальный предмет рассмотрения, описания, то есть информацию, связанную с путешествиями и туризмом, и, как следствие, аудиторию, соответственно заинтересованную в специфической тематике.
Трэвел-журналист Мария Желиховская предлагает рассматривать трэвел-журналистику как широкую специализацию, куда входит история, искусство, гастрономия, этнография и др [1]. Трэвел-журналист и автор блога «Жизнь в дороге» Григорий Кубатьян трэвел-журналистикой называет гибрид путевых заметок и популярного страноведения[2]. Ольга Чередниченко - автор более 20 путеводителей издательства Эксмо (серии «Оранжевый гид», «Красный гид», «Для романтиков») и преподаватель трэвел-журналистики в медиашколе АиФ - утверждает, что эта профессия предполагает создание контента о туризме и обо всём, что с ним связано. Данный вид деятельности начал активно развиваться в России в нулевых, когда повсеместное распространение интернета совпало с возможностью свободно путешествовать [3].
П. П. Лебедев считает, что «периодическую печать, связанную с тематикой путешествий, можно разделить на отраслевую (для работников туристической сферы и клиентов турфирм), бортовую (так называемые in-flight - журналы авиакомпаний и некоторые издания РЖД); массовые издания для широкой аудитории, среди которых преобладают журналы («Вокруг Света», «Всемирный Следопыт», «GEO», «National Geographic» и др.) и специализированные (например, «Спиннинг Travel» - для рыболовов спиннингистов, сочетающих любимое хобби с путешествиями, журнал об экстремальном спорте и путешествиях «ЭКС»)» [4].
Современные журналы о путешествиях, выходящие в КНР, имеют аналогичный спектр. Но мы считаем, что существующие в медийном пространстве КНР издания данной тематики можно представить иначе: научно-популярные журналы и журналы, обслуживающие сферу туризма, которые в свою очередь представлены тремя сегментами: 1) СМИ, популяризирующие туризм, 2) путеводители, 3) бортовая пресса.
К научно-популярным изданиям, публикуемым в КНР, относятся несколько изданий: 1. - ежемесячный журнал «Национальная география Китая»
(выходит с 1950 года) [5], 2. «ФШШ/Й» - ежемесячный журнал «Путешествия по Китаю» (выходит с 1980 года) [6], 3. «^i^A^ift®» - ежемесячный журнал «Глобальная культура и география» (начал издаваться в 1989 году) [7], 4 "Global Human Geography" -ежемесячный журнал «Глобальная география человека» (выходит с 2010 года) [8]. Журналы данной группы опираются на экспертные работы ученых, имеют своим предметом науку (научные исследования, их результаты), их основная задача состоит в популяризации, распространении научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга читателей.
Журналы данной группы вышли за рамки печатных СМИ. Материалы изданий размещаются в интернете, в электронных журналах, в мобильных СМИ, на Китайском национальном географическом мобильном телевидении. Авторитетная команда консультантов обеспечивают наполненность мобильных СМИ новостями. Деятельность
данных журналов связана не только с научно-популярной публицистикой. "China National Geographic Magazine", например, организует научные экспедиции, выпускает специальные издания («Список самых красивых мест Китая - Конкурс красоты Китая» и др.), альбомы (например, на тему соли: «Соль и здоровье», «Соль - это пейзаж»), создает телевизионные программы, документальные фильмы, развивая новые направления деятельности. СМИ данной группы сочетают разнообразные формы деятельности, различные платформы для поддержания внимания аудитории, заинтересованной в специфической тематике. В данном случае ярко проявляется конвергенция медиа как результат слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Информация о данной группе журналов была представлена в статье «Современные журналы путешествий в Китае» [9].
Помимо научно-популярных журналов нами выделяются журналы, обслуживающие сферу туризма. Релевантной чертой журналов данной группы являются, во-первых, популяризирующие тексты, мотивирующие читателя, потенциально готового к поездке, посетить страну, и содержащие большое количество информации, направленной на обслуживание возможного путешествия, во-вторых, реклама, создающая улучшенный имидж объекта, способствующая развитию его экономического потенциала.
Журналы, обслуживающие сферу туризма, - большой неоднородный пласт медиа, который представляется тремя направлениями.
Первое направление - СМИ, популяризирующие туризм. В КНР широко распространены журналы о внутренних путешествиях: "China City Tourism", "China National Geography", "Fashion. Tourism", "Tourism", "Tourism World. China Tourism", "Tourism" и т. д. - массовые журналы «о культуре городского туризма в Китае». Издания придерживаются концепции продвижения привлекательного бренда того или иного города, улучшению качества внутреннего туризма и содействия развитию экономики города. Журналисты стремятся не только дать панорамное изображение города, его достопримечательностей, но и представить его инвестиционную привлекательность, предложить пути для экономического сотрудничества, что будет способствовать социальному развитию города. Журналы стремятся продвигать туристические ресурсы отечественных городов.
Большой популярностью в КНР пользуется журнал «ВВ^Ш/» ("Fashion Travel", «Модные путешествия») [10], основанный в 1980 году Китайской туристической ассоциацией. "Fashion Travel" сотрудничает с крупнейшей китайской медиагруппой "National Geographic Travel". Целью данного СМИ является информирование аудитории не только о том, куда пойти, что посмотреть, но и «как расслабить тело, питать душу, участвовать в общественном благосостоянии и менять мир». Интерес представляют рубрики «Глаз Мастера», «Азиатские горячие точки», «Линия головы», «Питание», «Хорошее вино», «Поиск магазинов», «Отели» и др. Публикуемые материалы связаны с физической географией и гуманитарными науками. Например, «Линия пересечения снега», «Маскарад Чаплина», «Канадская Снежная Миссия», «Гнездо в Юго-Восточной Азии» и т.п. «FashionTravel» предоставляет уникальные материалы о путешествиях, чтобы вдохновить читателей исследовать мир.
«ВВ^Ш/» ("Fashion Travel", «Модные путешествия») стал рейтинговой в Китае
телевизионной еженедельной телепрограммой "High-End Travel Magazine", которая создана совместно "Qinghai Satellite TV" и "Fashion Group". В программе можно совершить прогулку по городу, полюбоваться очаровательными достопримечательностями, местами, где можно сделать покупки модных вещей (рассчитанные на средний класс). Китайские звёзды, например, Чэнь Сичэн и Ду Чун, рассказывают о забавных путешествиях. Журнал содержит не только трэвел-текст, но и специализированную рекламу. Переход журнала в
телевизионную версию увеличивает эффективность журнала: реклама приносит доход, повышается узнаваемость журнала и пр.
Журнал «ШМ» («Путешествия») выпускается с 1979 года по 12 номеров в год. Читатели могут не только познакомиться с Китаем и туристическими достопримечательностями мира, но и создать уникальные проекты своих поездок. Рубрики этого журнала «Очаровательные города», «Живописные места», «Культурные туры», «Фестивали и выставки», «Вкусная еда», «Рекомендации отелей», «Деловые поездки», «Бутики», «Модная жизнь», «Фирменные продукты» и др. Журнал имеет рекламную направленность. В его выпусках можно прочитать о живописных местах, о туристических агентствах, авиакомпаниях, отелях, крупных предприятиях, торговых центрах, офисных зданиях, то есть рекламную информацию. Издание содержит три типичных для рекламы структурных элемента: 1) предоставить информацию о достопримечательностях, создать их имидж; 2) стимулировать интерес к путешествию, 3) сформировать убеждения в необходимости потребления товара или услуги [11].
Журнал («Мир путешествий») начал издаваться в 1980 году и выходит
по 12 номеров в год. Данный журнал создавали для представления самой актуальной информации, для организации самых практичных планов путешествий, знакомства с самыми очаровательными пейзажами. В издании есть несколько рубрик: «Специальное планирование», «Вокруг Земли», «Прогулка по Китаю», «Спорт на открытом воздухе», «Автомобильная мода» и т.д. Большинство статей этого журнала касается пейзажей и культуры [12].
Журналы данной группы стремятся на столько предоставить читателям географические сведения, сколько убедить в необходимости совершить путешествие. Предлагаемая ими информация должна внушить необходимость приобретения товара или услуги, повлиять на выбор потенциального клиента. Потенциального туриста в меньшей степени интересует научная достоверность, познавательность текста. Функции научно-популярных и данных журналов отличаются. Развлекательный и потребительский типы информации превалируют в данных изданиях.
К следующей группе журналов, обслуживающих сферу туризма, можно отнести путеводители - вид справочно-информационной литературы. Они публикуют популярные статьи по географии, страноведению, истории и т.д., но имеют другой спектр задач - не популяризацию научных знаний, развлечение аудитории, а обслуживание индустрии туризма. В путеводителях можно найти исчерпывающую информацию об интересующем объекте. Ознакомившись с путеводителями, турист чувствует себя уверенно, спокойно, комфортно на отдыхе в любом новом для него месте.
"Lonely Planet" является одним из первых официальных издательств, специализировавшихся на выпуске путеводителей для небогатых туристов. Основанное в 1972 году Тони Уиллером и Мориц Уилер в пригороде Мельбурна, штат Виктория, Австралия, оно давно получило мировую известность. В настоящее время имеет офисы в Лондоне, Окленде, Нью-Дели и Пекине. В Китае "Lonely Planet" известна с 2006 года. В 2007 году издательство было выкуплено коммерческим агентством BBC "Worldwide". В 2012 году путеводители "Lonely Planet" начали издаваться на русском языке. "Lonely Planet" издало более 500 наименований туристических путеводителей, советчиков и разговорников на восьми языках мира. Годовой тираж публикаций данного издательства достигает 6 млн экземпляров. По данным на 2017 год, только в КНР опубликована 21 серия китайских путеводителей, 79 международных путеводителей, 17 полноцветных изданий. 500 сотрудников и 350 авторов опубликовали 650 тем, проданных в 200 странах. Публикации можно посмотреть в WeChat и на сайте www.lonelyplanetcn.com [13]. Путеводитель «Одинокая планета» популярен среди туристов с низкими затратами.
Путеводитель по Китаю "TravelChinaGuide.com" [14] фокусирует внимание на проведении «чудесных каникул в Китае». Подробная информация о более чем 300
китайских городах отображает туры по разным направлениям: достопримечательности, отели, транспорт, продукты питания, магазины, ночная жизнь, погода, фотографии, карты и советы путешественникам. Для получения большей информации можно присоединиться к форумам, задавать или отвечать на вопросы, публиковать отзывы о путешествиях и загружать фотографии или видео, чтобы поделиться опытом о путешествиях по Китаю с туристами по всему миру. Система автоматического перевода способствует общению граждан различных стран.
На русскоязычной версии сайта можно выбрать интересующий город (50), провинции (28), найти информацию о них, совершить виртуальное путешествие в выбранное место. Впервые путешествующие по Китаю могут познакомиться с топ-10 направлений. На сайте можно забронировать билеты на посещение достопримечательностей, шоу, других мест.
В данном путеводителе есть рубрики: «Достопримечательности», «Карты», «Погода», «Советы путешественнику», «Городской автобус (поиск)», «Виза», «Культура», «Фотографии» и другие, - позволяющие организовать самостоятельную поездку. В «Новостях туризма» можно прочитать материалы различной направленности: о запрете въезда в КНР с 28 марта 2020 года; о 3700 достопримечательностях, открытых после окончания эпидемии коронавируса; об открытии самой глубокой в мире высокоскоростной железнодорожной станции под Великой Китайской стеной; о временном закрытии Запретного города с 21.09 по 01.10 2020 и другие.
Популярность путеводителей возрастает и благодаря современным технологиям. Приложения-путеводители для смартфонов и планшетов, навигаторы не просто удобны, но и необходимы непосредственно во время путешествия. Прикладной характер публикаций гарантирует использование актуальных сведений туристами в практическом путешествии.
Бортовая пресса - рекламно-развлекательная пресса, так называемые inflight -журналы авиакомпаний [4]. Бурное развитие наблюдалось в группе бортовых журналов в начале XXI века. Причиной успеха являются их уникальные черты: 100% первичной аудитории гарантированно находятся в путешествии. Это дает весомые преимущества в восприятии информации: читатели концентрируют внимание на журнале во время поездки. Как правило, пассажиры обеспеченные и социально активные люди, идеальный контингент для эффективной рекламы. Есть и вторичная аудитория: те, кто читает журнал, взятый пассажиром с собой при сходе с борта. Разнообразная география рейсов обеспечивает широкий охват, а способ распространения дает гарантию доставки до потребителя вовремя. По этим причинам бортовые журналы обрели спрос у рекламодателей.
Представители бортовых СМИ КНР - журналы "New Travel" и "Air Travel". Их общие черты: содержат сведения о самой авиакомпании, включающие новости ее деятельности, карты регулярных маршрутов, развлекательные и рекламные материалы, подробности о достопримечательности и истории мест, куда летают самолеты авиакомпании, что совпадет с тематической направленностью «журналов-травэлогов».
В материалах журнала "New Travel" представлена не только информация о мировых достопримечательностях [15]. В каждом номере читатели найдут сведения о культурных и спортивных событиях, международных выставках, аукционах, новости курортов, отелей и ресторанов, рекламу современных гаджетов и автомобилей. Журнал предназначен для бизнесс-класса. Лозунг издания: «Элегантность. Глубина. Ответственное путешествие». Главная задача - улучшение концепции путешествия, оптимизация его методов, предложение идей, способных изменить жизнь.
Журнал "Air Travel" издается различными авиакомпаниями, размещается в аэропортах и самолетах, чтобы туристы могли читать бесплатно. Есть много интересных статей и рекламных объявлений.
В настоящее время трудно представить себе авиаперелёт без чтения специализированного журнала на борту. Это имиджевый и маркетинговый атрибут,
поддерживающий репутацию компании на рынке. Функции данных изданий -развлекательная, просветительная, справочно-информационная и рекламная. Задача данного типа журналов - формирование будущего рынка уникальных для определенного места товаров и услуг, которые можно приобрести в путешествии. Издание акцентирует внимание аудитории на стиль потребления этих товаров. Данный тип изданий отличается повышенными требованиями к стилю и полиграфическим качеством.
В теории российской журналистики выделяли специализированные журналы (например, «Спиннинг Travel» - для рыболовов спиннингистов, сочетающих любимое хобби с путешествиями, журнал об экстремальном спорте и путешествиях «ЭКС») [4]. В КНР аналогичный журнал "Strait fishing" был основан в 1996 году. Через 10 лет работы на рынке "Strait fishing" стали называть рекламой. В настоящее время "Strait fishing" представляет трехмерную рыболовную медиа-сеть с рядом продуктов: "Strait fishing", "Strait fishing Tackle", "Strait fishing Net", "Chienese fishing Tackle Industry Guide" и т.д. "Straits Media" получила широкое признание в индустрии рыболовства и рыболовных снастей со значительным влиянием на рынке рекламы. Производители рыболовных снастей используют данную платформу для продвижения своих брендов и формирования имиджа. Второстепенная функция прессы - рекламирование товара или услуги - становится единственной.
В КНР существует много фишинговых сайтов, где рыболовы делятся информацией о своем любимом хобби, практике путешествия и рыбалки в определенном месте, но у них нет собственных журналов. Люди активнее используют социальные сети для сообщения о новых местах, достижениях, тонкостях (рыбной ловли), для коммуникации с другими людьми, имеющими схожие увлечения, интересы. Данный вид СМИ практически исчез, трансформировался в туристические порталы, форумы, перешел в социальные сети, которые стали частью жизни многих современных людей, либо используется журналами как рубрика, раздел в журнале.
Динамично развивающая медиасреда, потребности аудитории, растущая конкуренция и другие факторы заставляют издания постоянно совершенствовать свою деятельность. Опыт работы китайских журналов-путешествий показывает, что запросы аудитории, интересующейся темой путешествий и туризма, определяют новые запросы на информацию. Ее интересы не ограничиваются научно-популярными журналами. Журналы, обслуживающие сферу туризма, представлены 1) СМИ, популяризирующими туризм, 2) путеводителями, 3) бортовой прессой. Туристу, уже находящемуся или только собирающемуся совершить путешествие, важно не только знать достопримечательности и особенности города или страны, но и потребительскую информации: места проживания и питания, логистика, развлекательные заведения. Журналы, обслуживающие сферу туризма, во многом удовлетворяют его потребности.
Список литературы:
1. Желиховская М. В. Travel-журналистика // Nikon : сайт. URL: http://www.nikon.ru/ru_RU/local_content/AtService/05-travel.page (дата обращения: 06.04.2020).
2. Кубатьян Г. С. Жизнь в дороге : блог. URL: kubatyan.blogspot.com (дата обращения: 07.04.2020).
3. Путешествуй и пиши. Курс по трэвел-журналистике // Ольга Чередниченко : блог. URL: http://che-che.ru/kurs/ (дата обращения: 09.04.2020).
4. Лебедев П. П. Типологическая структура российской путевой прессы // Проблемы массовой коммуникации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (28-30 окт. 2010 г.). URL : http://jour.vsu.ru/edition/thesis/10_10_part1.pdf (дата обращения: 01.12.2019).
5. ФШШ^ЩЩ : Национальная география Китая : сайт. URL: https: baike.baidu.com/item/ФШШ^!±Ш1Ш#2_8 (дата обращения: 11.03.2020).
6. ФШШМ : Путешествия по Китаю : сайт. URL: http: www.hkctp.com.hk/travels (дата обращения: 13.03.2020).
7. i^i^AÄiftl: Глобальная культура и география : сайт. URL: https: baike.sm.cn/item/f41474b85df20e12e9aa19b907edbcf8.html. (дата обращения: 14.03.2020).
8. Global Human Geography: Глобальная география человека : сайт. URL: https: baike.sm.cn/item/f41474b85df20e12e9aa19b907edbcf8.html (дата обращения: 14.03.2020).
9. Троценко Л. А. Современные журналы путешествий в Китае» // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. Вып. 10. URL: http://meridian-journal.ru/site/journal?id=899 (дата обращения: 08.04.2020).
10. FashionTravel : сайт. URL: https://yz.m.sm.cn/s?q=%E6%97%B6%E5% B0%9A%E6%97%85%E6%B8%B8+%E6%9D%82%E5%BF%97&from=wy930931&uc_para m_str=dnntnwvepffrgibijbprsvdseilood (дата обращения: 19.04.2020).
11. ШМ : Путешествия : сайт. URL: https: m.xzbu.com/6/view-6792118.htm (дата обращения: 20.04.2020).
12. ШМ^Ш : Мир путешествий : сайт. URL: http: www.travelingscope.com/SubScriptionMessage (дата обращения: 21.04.2020).
13. Lonely Planet : путеводитель : сайт. URL: www.lonelyplanetcn.com. (дата обращения: 23.04.2020).
14. Travel China Guide : сайт. URL: TravelChinaGuide.com (дата обращения: 23.04.2020).
15. New Travel : сайт. URL: http://xinlvxing.com.cn. (дата обращения: 24.04.2020).