УДК 371.014.3 (091) (470) «18» ББК ч403(2)5г(2)
М.А. ЗУЕВА
ОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ КОНЦА XVIII ВЕКА В ТРУДАХ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ АВТОРОВ
Ключевые слова: школьная реформа XVIII в., дореволюционная историография, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович, предпосылки и результаты преобразований.
Речь идет об исследовании дореволюционными историками школьной реформы, проводимой в России при Екатерине II. Данная тема освещалась как в трудах общего характера, так и в специальных сочинениях. Проанализированы конкретные работы, на основании содержания которых сделаны выводы об оценке исследователями целесообразности проводившихся в XVIII в. преобразований. При имеющихся недостатках реформы и ее претворения в жизнь она представляет научный интерес на современном этапе изучения проблемы.
M. ZUEVA
COVERAGE OF XVIII CENTURY SCHOOL REFORM IN WORKS BY PRE-REVOLUTIONARY WRITERS
Key words: XVIII century school reform, pre-revolutionary historiography, I. Betskoy, F.I. Jankovic, prerequisites and results of reforms.
The subject of the paper is the research by pre-revolutionary historians into Russian school reform under Catherine II, which found its coverage in works devoted to general issues as well as in special works. Based on the analysis of some of the works, the author makes the conclusion about the evaluation made by the researchers on the expedience of the XVIII century reform. Despite its drawbacks and inefficient implementation, the reform is of scientific interest for present day researchers of the issue.
В истории Российского государства и общества реформы в области образования проводились многократно. Практически все они вызывали значительный интерес со стороны как современников, так и исследователей. Различные аспекты школьной реформы, проведенной в конце XVIII столетия правительством Екатерины II, в той или иной степени освещались не только до революции, авторами советского периода, но и современными историками.
Абсолютное большинство трудов, созданных до 1917 г., представляют собой общие работы, в которых авторы чаще всего останавливались на правительственной политике в области образования, выявляли основные тенденции ее развития, начиная с XVIII в. до XX столетия. Здесь выделяются сочинения В.В. Григорьева, М.И. Демкова, С.А. Князькова и Н.И. Сербова, С.И. Мирополь-ского, С.В. Рождественского, Г.А. Фальборка, В.И. Чарнолуского и др.
Исследуя историю отечественной школы, некоторые авторы (например, В.В. Григорьев, М.И. Демков, С.А. Князьков, Н.И. Сербов и др.) [5, 6, 9] в объемных работах отдельно выделяют эпоху Екатерины II. Они рассматривают педагогические взгляды самой правительницы, тех государственных деятелей, которые оказывали влияние на нее при проведении школьной реформы, подчеркивают роль Ф. И. Янковича.
В сочинении «Школа и государство» С.И. Миропольский в целом дал положительную оценку проведенным в конце XVIII в. преобразованиям в сфере школы [10]. Он писал, что Екатерина II, понимая значение образования для народа, провела большую работу. Однако, несмотря на то, что автор подчеркнул ряд положительных моментов в этом деле, при подведении итогов преобразований он отмечал, что школьная реформа Екатерины II «... оказалась на деле положительно бесплодной», уставы и планы есть, а училищ нет [10. С. 51, 55].
На богатых архивных данных выполнены «Очерки по истории систем народного просвещения в России в ХVIII-ХIХ веках» С.В. Рождественского [12]. Первый том «Очерков.» посвящен ХVIII веку. Автор анализирует педагоги-
ческие взгляды И.И. Бецкого, деятельность созданных им сословных учебно-воспитательных заведений, останавливается также на проектах учебных реформ 1760-1770-х гг., отдельный раздел посвящен реформе 1780-х гг. С этой реформой он связывал попытку правительства создать систему народного просвещения в стране. В целом С.В. Рождественский дал положительную оценку политики Екатерины II и ее правительства в сфере образования.
Необходимо отметить исследование Г.А. Фальборка и В.И. Чарнолуского «Народное образование в России» [15], в котором авторы представили статистические данные о развитии народного образования в XVIII - начале XX вв. В данном издании представлен обширный статистический и справочный материал, дающий общее представление о развитии начального образования в России в рамках указанного времени.
Единственным автором из тех, кто занимался изучением истории школьной реформы конца XVIII в., выразившим негативную оценку, является М.Ф. Вла-димирский-Буданов [2, 3]. По его мнению, введенные в это время во всех школах методические приемы, обязательное прохождение желающих учительствовать процедуры экзаменов и др., свели на нет народную, самобытную приходскою школу в Малороссии, ничего не предложив ей взамен, как массовую.
Наряду с работами общего характера следует выделить специальные труды. Они посвящены образовательной политике правительства Екатерины II. Здесь необходимо назвать работы А. Белецкого, А.С. Воронова, М.В. Довнар-Запольского, В.В. Каллаша, Д.А. Толстого [1, 4, 7, 8, 14].
А.С. Воронов [4] подробно изучил проведенную Екатериной II реформу по созданию системы общего образования. В своем сочинении он дал анализ воспитательной системе И.И. Бецкого, деятельности организованных на ее основе сословных учебно-воспитательных заведений, сфере частного образования. Основное внимание он уделил реформе конца XVIII в. и роли Ф.И. Янкови-ча в ее разработке и практическом осуществлении. На основе изучения законодательных документов и материалов Комиссии народных училищ автор пришел к выводу, что Екатерине II удалось создать систему народных училищ.
М.В. Довнар-Запольский, В.В. Каллаш [7, 8] в своих исследованиях рассматривают предпосылки проведенных пре6образований, причины неудач, а также дают критическую оценку ее результатам.
Д.А. Толстой [14] в работе «Городские училища в царствование императрицы Екатерины II» сначала останавливается на тех мероприятиях, которые предшествовали реформе. Он считает, что XVIII век является временем создания системы светского школьного образования. Это важное событие, по его мнению, было связано с учреждением Комиссии народных училищ в 1782 г. В целом положительно отзываясь о мероприятиях Екатерины II, в то же время автор пишет, что главные народные училища имели определенные недостатки, с учетом которых они в начале XIX в. были преобразованы в гимназии.
Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что практически все авторы в целом дают положительную оценку как самой Екатерине II, так и ее политике по созданию системы народного образования в России. В то же время они отмечают отдельные ошибки и недостатки, среди которых называются недостаток учителей, сложные взаимоотношения между администрацией училищ и представителями местной власти, недоверие со стороны отдельных групп общества к новым школам, курс обучения в главных училищах и др. Авторы обобщили и систематизировали материал внутри относительно короткого периода, что позволило изучить его более детально, останавливаясь на отношении к реформе со стороны общества и отдельных его групп, также попытались определить предпосылки, результат и значение реформы.
Литература
1. Белецкий А. Русское народное училище по Уставу 5 августа 1786 г. Вильна: Тип.
A.Г. Сыркина, 1886. 38 с.
2. Владимирский-Буданов М.Ф. Государство и народное образование в России XVIII века. Ярославль: Тип. Г.В. Фальк, 1874. Ч. 1. 338 с.
3. Владимирский-Буданов М.Ф. Государство и народное образование в России с XVII века до учреждения министерств. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1874. 142 с.
4. Воронов А.С. Ф.И. Янкович де-Мириево или народные училища в России при императрице Екатерине II. СПб.: Тип. Э. Ираца, 1858. 167 с.
5. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М.: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1900. 587 с.
6. Демков М.И. История русской педагогии: в 3 ч. Ч. 2. Новая русская педагогия, XVIII век. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1897. 691 с.
7. Довнар-Запольский М.В. Реформа общеобразовательной школы при императрице Екатерине II. М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1906. 47 с.
8. Каллаш В. Что сделала Екатерина II для русского народного просвещения. М.: Тип.
B. Рихтера, 1896. 88 с.
9. Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. М.: Книгоиздательство «Польза», 1910. 240 с.
10. Миропольский С.И. Школа и государство. Обязательность обучения в России (исторический этюд). СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1876. 248 с.
11. Рождественский С.В. Из истории учебных реформ императрицы Екатерины II. СПб.: Сенатская тип., 1909. 97 с.
12. Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках. СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1912. Т. 1. 679 с.
13. Рождественский С.В. Университетский вопрос в царствование императрицы Екатерины II и система народного просвещения по Уставам 1804 г. (оттиск из журнала «Вестник Европы» за 1907 г.)
14. Толстой Д.А. Городские училища в царствование императрицы Екатерины II. Пб.: Тип. Императорской АН, 1886. 214 с.
15. Фальборк Г.А., Чарнолуский В.И. Народное образование в России. СПб.: Изд-е О.Н. Поповой, 1900. 263 с.
References
1. Beletskii A. Russkoe narodnoe uchilishche po Ustavu 5 avgusta 1786 g. [Russian national school under the statute August 5, 1786]. Vilna, 1886, 38 p.
2. Vladimirskii-Budanov M.F. Gosudarstvo i narodnoe obrazovanie v Rossii XVIII veka [State and public education in Russia XVIII century]. Yaroslavl, 1874, part 1, 338 p.
3. Vladimirskii-Budanov M.F. Gosudarstvo i narodnoe obrazovanie v Rossii s XVII veka do uch-rezhdeniya ministerstv [State and public education in Russia XVII century until the establishment of the ministries]. Petersburg, 1874, 142 p.
4. Voronov A.S. F.I. Yankovich de-Mirievo ili narodnye uchilishcha v Rossii pri imperatritse Ekaterine II [F.I. Jankovic de Miriyeva or public schools in Russia with Empress Catherine II]. St. Petersburg, 1858, 167 p.
5. Grigor'ev V.V. Istoricheskii ocherk russkoi shkoly [Historical Review of the Russian school]. Moscow, 1900, 587 p.
6. Demkov M.I. Istoriya russkoi pedagogii: v 3 ch. Ch. 2. Novaya russkaya pedagogiya, XVIII vek [History of Russian teachers. Part 2. New Russian teachers, XVIII century]. Petersburg, 1897, 691 p.
7. Dovnar-Zapol'skii M.V. Reforma obshcheobrazovatel'noi shkoly pri imperatritse Ekaterine II [Comprehensive school reform at the Empress Catherine II]. Moscow, 1906, 47 p.
8. Kallash V. Chto sdelala Ekaterina II dlya russkogo narodnogo prosveshcheniya [What did Catherine II for the Russian public education]. Moscow, 1896, 88 p.
9. Knyaz'kov S.A., Serbov N.I. Ocherk istorii narodnogo obrazovaniya v Rossii do epokhi reform Aleksandra II [Essay on the history of public education in Russia before the era of the reforms of Alexander II]. Moscow, 1910, 240 p.
10. Miropol'skii S.I. Shkola i gosudarstvo. Obyazatel'nost' obucheniya v Rossii (istoricheskii etyud) [School and State. Compulsory education in Russia (historical study)]. Petersburg, 1876, 248 p.
11. Rozhdestvenskii S.V. Iz istorii uchebnykh reform imperatritsy Ekateriny II [From the history of educational reform Empress Catherine II]. St. Petersburg, 1909, 97 p.
12. Rozhdestvenskii S.V. Ocherki po istorii sistem narodnogo prosveshcheniya v Rossii v XVIII-XIX vekakh [Essays on the history of public education systems in Russia in XVIII-XIX centuries]. St. Petersburg, 1912, vol. 1, 679 p.
13. Rozhdestvenskii S.V. Universitetskii vopros v tsarstvovanie imperatritsy Ekateriny II i sistema narodnogo prosveshcheniya po Ustavam 1804 g. (ottisk iz zhurnala «Vestnik Evropy» za 1907 g.) [University issue in the reign of Empress Catherine II and the system of public education under the Charter of 1804 (reprint from the journal «Bulletin of Europe» for 1907)].
14. Tolstoi D.A. Gorodskie uchilishcha v tsarstvovanie imperatritsy Ekateriny II [City College during the reign of Empress Catherine II]. Petersburg, 1886, 214 p.
15. Fal'bork G.A., Charnoluskii V.I. Narodnoe obrazovanie v Rossii [Education in Russia]. St. Petersburg, 1900, 263 p.
ЗУЕВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - соискатель ученой степени кандидата исторических наук, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ZUEVA MARINA - a competitor of scientific degree of Historical Sciences candidate, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.
УДК 351.74/.76
ББК 67/401 133+63.3 (2) 63
В.А. ИВАНОВ, И.А. БОЯРИНЦЕВА
О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ И РОЛИ ПАРТИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНЕЦ 1950-х - СЕРЕДИНА 1980-х ГОДОВ)
Ключевые слова: милиция, органы внутренних дел, добровольная народная дружина (ДНД), общественность, общественный порядок, преступность, партия, Марийская АССР (МАССР), Коммунистическая партия, партийное руководство.
Обоснована значимость вовлечения общественности в правоохранительную деятельность как необходимого условия обеспечения безопасности государства. На основе систематизации большого массива многоаспектного материала выявлены очевидные успехи, ошибки и просчеты на данном поприще в конце 1950-х - середине 1980-х годов. Критически пересмотрены оценки роли партии в организации деятельности общественных формирований правоохранительной направленности.
V. IVANOV, I. BOYARINTSEVA ON VOLUNTARY PEOPLE'S GUARDS AND THE ROLE OF THE PARTY IN ORGANISING THEIR ACTIVITIES (LATE 1950s - MID 1980s) Key words: police, law enforcement bodies, voluntary people's guard (VPG), community, public order, crime, party, Mari ASSR (the MASSR), the Communist party, the party leadership. The authors substantiate the importance of public involvement in law enforcement as a necessary condition to ensure the security of the state. Based on the systematized data received from a large array of multiple-aspect materials, the authors reveal obvious successful moments, mistakes and failures in this sphere relating to the period of late 1950s - mid 1980s. The authors gave a critical evaluation of the role the Communist Party played in organizing community groups for law enforcement.
Научное и практическое значение заявленной темы, прежде всего, определяется тем, что привлечение населения к правоохранительной деятельности всегда было одним из важнейших направлений деятельности партийно-государственных органов, необходимым условием повышения эффективности борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Активность граждан в этой сфере, зрелость добровольных формирований, формы и методы воздействия на них со стороны партийных органов заметно разнились на разных этапах истории советского общества, как были разными сами органы власти и управления, состояние их боевитости, а также сознательность, организованность и активность самих масс.
Одним из самых интересных периодов в этом отношении является время конца 1950-х - середины 1980-х годов, когда в условиях ослабления политического режима, возрастания роли общественности и укрепления законности в стране формируется значительный опыт вовлечения общественности в правоохранительную деятельность, который, безусловно, заслуживает пристального внимания исследователей и практиков.
Особую значимость заявленной теме придает и то, что начавшийся в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. в России процесс формирования гражданского общества [9. С. 12; 10. С. 22] в последние годы заметно активизировался. Причем происходит это на фоне возросшего уровня преступности и правонарушений, снижения духовно-нравственного потенциала, правового нигилизма общества, отсутствия должной системы правового воспитания граждан.