ИСТОРИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ТРУДАХ С.В. РОЖДЕСТВЕНСКОГО
HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGICAL THOUGHT IN S.V. ROZHDESTVENSKY’S WORKS
Федотова И.Б.
Заместитель руководителя Высшей школы словесности, европейских и восточных языков ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», доктор педагогических наук E-mail: irinaf2711@mail.ru
Fedotova I.B.
Assistant Chief of the Higher School of Philology, European and Oriental Languages of the Pyatigorsk State Linguistic University, Doctor of science (Education).
E-mail: irinaf2711@mail.ru
Аннотация. В статье обосновывается положение о том, что С.В. Рождественский -первый отечественный профессиональный историк педагогики конца XIX - начала XX вв. Охарактеризовано значение его фундаментального труда «Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII XIX вв.», где впервые в истории отечественной педагогики исследование строилось на основе изучения комплекса архивных источников.
Annotation. The article proves and grounds the statement that S.V. Rozhdestvensky is the first Russian professional historian of pedagogics of the late 19th - early 20th centuries. The author reveals the merits and values of his fundamental work “Essays on the History of the Public Education System in Russia in the 18th-19th centuries”, in which the research was based on the study of archive sources for the first time in Russian history.
Ключевые слова: история педагогики как наука, архивные источники, образовательное направление, эволюция учебных заведений, курс на профессионализацию историкопедагогических исследований, характеристика педагогических систем.
Keywords: history of pedagogics as a science, archive sources, educational direction, evolution of educational institutions, course for historic and pedagogical research professionalism, characteristics of pedagogical systems
Конец XIX - начало XX вв. (до октября 1917 г.) - время продуктивного развития историко-педагогической науки в России. Ведущей тенденцией этого периода являлось стремление осмыслить историю отечественной педагогики и школы как самобытную, национальную и определить основные проблемы, исследование которых определяло методологию, теорию и основные направления совершенствования педагогического процесса того времени и в целом способствовало выявлению прогностического значения историко-педагогического знания.
Сергей Васильевич Рождественский (1868-1934), видный педагог, историк образования, член-корреспондент Российской академии наук (1920), стал первым профессиональным историком педагогики, историографом. С 1893 г. он преподавал политическую историю России, дисциплины социально-экономического цикла на педагогических курсах в Петербурге, затем преподавал историю народного просвещения как социального явления в Петербургском университете. В 1929 г. был арестован по делу о так называемом Всенародном союзе борьбы за возрождение свободной России, в 1931 г. осужден к высылке в отдаленные места СССР сроком на пять лет, скончался в ссылке в Томске. 20 июля 1967 г. посмертно реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР.
На становление С.В. Рождественского как ученого, историка педагогики большое влияние оказал профессор С.Ф. Платонов, преподававший в Санкт-Петербургском университете русскую историю. Кружок студентов и единомышленников, сплотившийся вокруг профессора, получил в историографии название петербургской школы русских историков, или школы Платонова [2, с. 60]. Принадлежность к научной школе С.Ф. Платонова предопределила стремление С.В. Рождественского положить в основу исследований детальную разработку исторических источников.
Первоначально С.В. Рождественский занимался политической и социально-экономической историей России XVI-XVII вв. Собирая материалы для магистерской диссертации «Служилое землевладение в Московском государстве XVI века», он много времени провел в московских архивах Министерства иностранных дел и Министерства юстиции, в Румянцевском музее. Труд С.В. Рождественского стал одним из первых конкретно-исторических исследований в России, построенных на архивном материале.
С.В. Рождественский был не только исследователем, но и популяризатором русской истории, инициатором издания журналов «Русский исторический журнал» и «Дела и дни». Ученый регулярно выступал в «Журнале Министерства народного просвещения» с рецензиями на научно-популярные, учебные и детские книги, посвященные вопросам истории.
Позднее от проблем социально-экономической и политической истории России XVI-XVII вв. (находившихся в поле зрения его учителя С.Ф. Платонова) С.В. Рождественский перешел к исследованию университетского образования и истории народного просвещения как социального явления.
Вопросам истории педагогики посвящены основные работы С.В. Рождественского:
• «Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения.
1802-1902» (1902);
• «Эпоха преобразований Петра Великого и русская школа нового времени» (1903);
• «Из истории учебных реформ императрицы Екатерины II» (1909);
• «Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVШ-XIX веках» (докторская диссертация, 1912 г.). Написанная на основе диссертации монография стала одной из лучших среди крупных работ по исследованию отдельных этапов истории отечественной школы.
Труды С.В. Рождественского не утратили своей ценности и сегодня, более того, они активно используются современными исследователями истории педагогики и образования (Е.Н. Груздева, М.В. Савин) [1, 2, 8].
Научно-педагогическая деятельность С.В. Рождественского началась в 1895 г., когда ему было поручено составить обзор деятельности Министерства народного просвещения за 100 лет. Итогом явился фундаментальный труд С.В. Рождественского по истории образования «Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902» (1902). Достоинством этого труда явилось то, что в нем впервые в истории отечественной педагогики исследование строилось на основе архивных источников, в частности в научный оборот было вовлечено значительное число документов из архива Министерства народного просвещения. «Обзор» представляет собой систематическое изложение фактов, характеризующих развитие взаимосвязанных сфер российской начальной, средней и высшей школы в русле единой образовательной политики. Текст разбит на главы, посвященные деятельности министров народного просвещения и вопросам центрального и местного управлений образованием в рассматриваемый период, отдельным типам учебных заведений.
В 1912 г. был опубликован I том «Очерков по истории систем народного просвещения в России в XVШ-XIX веках» [6]. Это был пик научной деятельности С.В. Рождественского в сфере истории педагогики.
В «Очерки» были включены материалы ученого, издававшиеся отдельными книгами, статьи, публиковавшиеся в педагогических журналах, научные доклады. Особенностью этой фундаментальной работы С.В. Рождественского является то, что в ней содержится достоверный фактический материал, изложенный в рамках определенного ученым направления - образовательного. Важнейшую задачу исследований в области истории педагогики С.В. Рождественский видел «не в том, чтобы угадывать возможные, но в действительности не существовавшие комбинации исторических событий, а в том, чтобы, признав совершившийся факт неизбежным, выяснить его деятельные причины» [5, с. 16].
Первый очерк книги («Вопросы народного просвещения в XVIII столетии до времени Екатерины II») объединял разрозненные данные относительно возникновения в России профессионального образования как главного итога реформ Петра I и содержал результаты изучения развития народного просвещения в России в XVIII в. (до времени Екатерины II). В очерке были охарактеризованы задачи и формы профессионального образования, главные сюжеты истории духовного образования, дано общее заключение о развитии профессионального образования.
На основе анализа задач, форм и общей последовательности появления профессиональных школ, осуществления профессиональной подготовки к государственной службе, С.В. Рождественский выделил несколько форм профессионального образования эпохи
петровских реформ и отметил основные черты его дальнейшего развития. Первая из этих форм - профессиональное шляхетское образование. Изучив устройство Сухопутного шляхетского корпуса, Артиллерийской и Инженерной школ, Морского корпуса, а также проект графа П.И. Шувалова о военном департаменте при Сухопутном шляхетском корпусе, С.В. Рождественский в очерке показал на примере перечисленных заведений, как эволюционировало профессиональное шляхетское образование в военных школах.
Второй важной формой профессионального образования, по мысли С.В. Рождественского, являлось юридическое, или коллежское образование. Ученый определил главные этапы его развития и проанализировал первые проекты подготовки гражданских чиновников. Важным событием, с точки зрения автора исследования, явился манифест 1763 г.
Духовное образование С.В. Рождественский выделил в качестве третьей формы профессионального образования в России исследуемого периода. Главным событием его становления выступило открытие Киевской духовной академии, Московской славяно-греколатинской академии, архиерейских школ и духовных семинарий.
В главе «Вопросы общего образования в публицистике» первого очерка освещались проблемы общего образования на основе трудов видных общественных, государственных и религиозных деятелей, анализировались документы, определявшие государственные системы учебных заведений рассматриваемого периода, а также рассматривалась история создания Московского университета.
Во втором очерке анализировались проекты учебных реформ периода царствования Екатерины II (до учреждения в 1782 г. Комиссии о народных училищах), выявлялись причины создания новых учебных заведений, их типы, содержание образования, общие условия успешного функционирования образовательных систем. Кроме того, была отмечена необходимость реализации профессиональной направленности обучения в каждом из названных в очерке типов учебных заведений (вплоть до высшей школы).
С.В. Рождественский провел структурный анализ всей системы народного образования, его целей и форм. С точки зрения автора, общее образование в большей степени, чем остальные типы, зависело от государственного управления. Становление педагогических учебных заведений и улучшение материального положения учительства явились важнейшими показателями прогресса в сфере образования в екатерининскую эпоху.
Третий очерк был посвящен Комиссии об учреждении народных училищ и освещал деятельность этой комиссии «со стороны ее отношения к проблеме создания полной системы народного просвещения» [6, с. IV].
Таким образом, в книге рассматривалась история возникновения и постепенного развития в течение XVIII в. системы просвещения как планомерной, органической совокупности общего и профессионального, низшего, среднего и высшего образования.
В «Очерках» С.В. Рождественский не ограничился описанием и оценкой существовавших систем образования. В работе уделено значительное внимание и главным течениям русской педагогической мысли в XVIII в., и полемике в публицистике того времени, и истории открытия Московского университета. В последующие годы С.В. Рождественский планировал продолжить свое исследование, посвятив его реформам эпохи Александра I. Во II томе «Очерков», который остался неоконченным, он предполагал представить историю
народного просвещения как части социальной политики в целом. Этой теме были посвящены и отдельные публикации ученого в 1907-20-х гг.
Статьи и монографии С.В. Рождественского были созданы в результате тщательного изучения архивных документов и их качественной проработки в лучших традициях петербургской источниковедческой школы. В связи с этим важное место в деятельности С.В. Рождественского заняла публикация источников по истории народного образования. В 1906-07 гг. он издал «Первоначальное начертание особенного Лицея» М.М. Сперанского, которое представляло собой проект организации лицея для подготовки чиновников высшей администрации. В 1910 г. в сотрудничестве с В.Г. Соломиным и П.П. Тодорским выпустил «Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII-XIX веках».
С 1915 г. С.В. Рождественский работал в составе Комиссии по научному описанию Архива Министерства народного просвещения, который был издан при его участии (т. 1-2, 1917-21 гг.). В 1919 г. под редакцией С.В. Рождественского вышел I том материалов (за период 1819-35 гг.) по истории Петербургского университета: «Санкт-Петербургский университет в первое столетие его деятельности».
Не только архивы Министерства просвещения давали ученому материал для анализа. Он читал лекции по русской истории в Александровском лицее, в Женском педагогическом институте, в Санкт-Петербургском университете и ряде других учебных заведений. Многолетний опыт преподавательской работы позволял изучить систему народного просвещения «изнутри» и на практике оценить современную ему организацию образования в России. С другой стороны, преподавательская деятельность давала возможность воплощать результаты научного историко-педагогического поиска в практической деятельности.
Так, служба с 1897 г. в Императорском Александровском лицее (бывшем Царскосельском), привилегированном учебном заведении для детей потомственных дворян, дала возможность работать в особой научной атмосфере: здесь читали лекции такие известные ученые, как философ Э.Л. Радлов, историки Н.И. Кареев, В.А. Макотин и Н.А. Котлярев-ский, знаток летописей М.Д. Приселков, юристы А.Ф. Кони и Н.Л. Дюверну.
Особое место в научной биографии С.В. Рождественского принадлежит Женскому педагогическому институту. Это учебное заведение, ставшее первым высшим учебным заведением для женщин, было создано в 1903 г. на базе Педагогических курсов. В нем была значительно расширена программа, увеличен срок обучения, введена педагогическая практика на старших курсах. Работая здесь, С.В. Рождественский проявил себя в качестве преподавателя-новатора: молодой историк вел преподавание по-университетски - готовил серьезные научные лекции, что отличалось от традиций школьного урока школьного урока, принятые в заведении. Лекции были встречены с большим интересом, самые требовательные курсистки выделяли их на общем фоне преподавания.
Лекционные курсы С.В. Рождественского отличались оригинальностью, новаторством научных построений. Ученый утверждал, что историко-педагогическая наука должна исследовать явления просвещения, воспитания, развития личности сквозь призму «души и тела человека», то есть рассматривать формирование будущего человека целостно: как становление и развитие природных сил человека, его чувств и воли; как овладение
знаниями о природе, обществе, человеке, об отношениях между людьми. Все это в конечном счете и определяет особенности индивидуальности личности.
Образовательная направленность историко-педагогического исследования в понимании С.В. Рождественского характеризуется как раскрытие взаимообусловленности развития изучаемого педагогического знания и уровня социально-экономического и культурного развития государства, детерминированных потребностями общества. Эта взаимообусловленность приводит к необходимости расширять границы анализируемых педагогических явлений, факторов педагогического знания до изучения педагогических концепций, теорий и выявления тенденций новых научных школ, а также установления соотношения результатов исследований с современностью.
С.В. Рождественский уточнил и развил выдвинутую П.Ф. Каптеревым идею обусловленности прогресса педагогических теорий, достижений в образовательно-воспитательной практике общественными починами. Он считал, что не государство, не церковь и не отдельные лица, а общество оказывало и оказывает определяющее влияние на содержание и основные направления в развитии обучения и воспитания подрастающего поколения.
История просвещения и педагогической мысли, по глубокому убеждению С.В. Рождественского, должна раскрывать и объяснять особенности своего становления и развития под влиянием материальных условий жизни людей, духовной культуры, политики, религии, а также учитывать проявление бессознательного в психике людей, непознанных законов развития природы и общества.
Таким образом, главным вкладом С.В. Рождественского - первого профессионального историка педагогики, историографа, пришедшего из исторической науки, - в становление истории педагогики как науки стал курс на профессионализацию историко-педагогических исследований. Это выразилось в кардинальном расширении источниковой базы его историко-педагогических работ, активном освещении истории отечественного образования и педагогики, методологическом сдвиге со стороны анализа опыта воспитания и обучения в сторону характеристики педагогических систем, усилении междисциплинарного характера отечественного историко-педагогического знания.
Успешное соединение научного историко-педагогического поиска с преподавательской практикой, воплощавшей результаты этого поиска, свидетельствует о том, что исследования С.В. Рождественского были направлены на исторически верное раскрытие многообразия связей образования с жизнью и потребностями общества и рациональное использование полученного историко-педагогического знания в практике образования своего времени.
Список литературы:
1. Груздева, Е. Н. Еще раз об «Академическом деле» (Материалы к биографии С.В. Рождественского) / Е. Н. Груздева // Клио : журнал для ученых. - 2006. -№ 3 (34). - С. 222-228.
2. Груздева, Е. Н. Сергей Васильевич Рождественский. К 140-летию со дня рождения / Е. Н. Груздева // Вестник Герценовского университета. - РГПУ. - 2008. -№ 7 (57). - С. 60-67.
3. Рождественский, С. В. Из истории учебных реформ императрицы Екатерины II / С. В. Рождественский. - СПб., 1909. - 404 с.
4. Рождественский, С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902 гг. / С. В. Рождественский. - СПб., 1902. - 814 с.
5. Рождественский, С. В. Лекции по русской истории. Петербургские женские курсы 1902/1903 уч. г. / С. В. Рождественский. - СПб., 1903.
6. Рождественский, С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России XVIII-XIX вв. / С. В. Рождественский. - СПб., 1912. - 680 с.
7. Рождественский, С. В. Эпоха преобразований Петра Великого и русская школа нового времени / С. В. Рождественский. - СПб., 1903. - 80 с.
8. Савин, М. В. Становление историко-педагогической науки в России середины XIX - начала XX в.: учеб. пособие / М. В. Савин. - Волгоград: Политехник, 2001. -128 с.
Spisok literatury:
1. Gruzdeva, E. N. Eshche raz ob «Akademicheskom dele» (Materialy k biografii S.V. Rozhdestvenskogo) / E. N. Gruzdeva // Klio : zhurnal dlia uchenykh. - 2006. -№ 3 (34). - S. 222-228.
2. Gruzdeva, E. N. Sergei Vasil'evich Rozhdestvenskii. K 140-letiiu so dnia rozhdeniia / E. N. Gruzdeva // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. - RGPU. - 2008. - № 7 (57). -S. 60-67.
3. Rozhdestvenskii, C. B. Iz istorii uchebnykh reform imperatritsy Ekateriny II / S. V. Rozhdestvenskii. - SPb., 1909. - 404 s.
4. Rozhdestvenskii, S. V. Istoricheskii obzor deiatel'nosti Ministerstva narodnogo pros-veshcheniia 1802-1902 gg. / S. V. Rozhdestvenskii. - SPb., 1902. - 814 s.
5. Rozhdestvenskii, S. V. Lektsii po russkoi istorii. Peterburgskie zhenskie kursy 1902/1903 uch. g. / S. V. Rozhdestvenskii. - SPb., 1903.
6. Rozhdestvenskii, S. V. Ocherki po istorii sistem narodnogo prosveshcheniia v Rossii
XVIII-XIX vv. / S. V. Rozhdestvenskii. - SPb., 1912. - 680 s.
7. Rozhdestvenskii, S. V. Epokha preobrazovanii Petra Velikogo i russkaia shkola novogo
vremeni / S. V. Rozhdestvenskii. - SPb., 1903. - 80 s.
8. Savin, M. V. Stanovlenie istoriko-pedagogicheskoi nauki v Rossii serediny XIX -nachala XX v.: ucheb. posobie / M. V. Savin. - Volgograd: Politekhnik, 2001. - 128 s.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 6