УДК 947.072 ББК 63.3 (2) 51
Коршунова Надежда Владимировна
кандидат исторических наук, доцент
кафедра истории, культурологи, социологии и права Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Korshunova Nadezhda Vladimirovna Candidate of History,
Assistant Professor Chair of History, Culturology, Sociology and Law Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Школьная реформа Екатерины II School Reform of Catherine II
В статье рассматриваются проекты создания системы общего образования в России, а также способы и механизмы реализации задуманного. Исследованы причины, побудившие правительство Екатерины II обратиться к созданию общедоступной системы образования, указаны способы достижения заявленных целей.
The article considers the projects of general education system creating in Russia, as well as the ways and mechanisms of realization of the conceived. The reasons which have induced the government of Catherine II to address the creation of the popular educational system are investigated; the ways of the declared purposes achievement are specified.
Ключевые слова: реформа, система образования, народные училища, воспитание юношества.
Key words: reform, educational system, national schools, youth education.
В последней трети XVIII в. возникла острая проблема создания системы общего образования. Толчком, побудившим верховную власть обратиться к проблеме формирования системы образования, стало знакомство Екатерины II с австрийской школьной системой. В результате проведенных Иосифом II реформ в 70-80-х гг., в Австрии была создана государственная система образования. В основу реформы школы, проведенной в 1774 г., был положен «Всеобщий школьный устав...», разработанный по проекту И.И. Фельдшера. Устав ввел всеобщую школьную повинность для детей 6-12 лет. Для реализации этого было создано три типа параллельных школ - приходские тривиальные, главные и нормальные. В землях с многонациональным составом
населения в тривиальных школах обучение шло на родном языке. В главных и нормальных школах - на немецком. В 1775 г. проведена реформа гимназий (или латинских школ), ставших после ликвидации ордена иезуитов в 1773 г. государственными платными учреждениями. 5-летний курс объединял 3 грамматических и 2 гуманистических класса. Деятельное участие в реформе принимали Ф.И. Янкович де Мириево (Jankovio Mirijevski), распространявший новые методы обучения в школах сербских провинций, и Ф. Киндерман, реорганизовавший общеобразовательную школу в Чехии.
Екатерина II познакомилась с данной системой на личной встрече с Иосифом II в Могилеве 27 мая 1780 г. В свойственной ей манере императрица сделала набросок проекта реформы, где в самых общих чертах перечислила необходимые нововведения [6]. Екатерина II считала возможным воспроизвести в России австрийскую систему, учредив три вида школ. Первые - земские, в которых следует изучать чтение, письмо, нравоучение и Закон Божий. Вторые - городские школы, здесь к курсу земских школ следует добавить изучение геометрии, механики, архитектуры; учение естества, географии, истории, сельского хозяйства, домоводства, новых и древних языков. В третьих, средних школах, к вышеназванным предметам следует добавить «учение учителей».
Первоначально советником Екатерины II при подготовке школьной реформы стал математик, академик Франц Ульрих Теодор Эпинус. В конце 1781 или начале 1782 г. Ф. Эпинус составил проект реформирования образовательной системы в России [8, с. 132-147]. Его записка состояла из четырех частей. В первой, вводной, части он писал о важности внедрения системы образования в стране. Для процветания государства монарх просто обязан заботиться о просвещении своих подданных. Кроме того, нельзя забывать, что важнейшей составляющей любой реформы в сфере образования должна быть разумная кадровая политика, то есть система подготовки учителей. Во второй части автор проекта детально проанализировал существующую систему образования в Австрии, уделив особое внимание
методам преподавания. Он заметил, что даже идеальная структура учебных заведений не даст необходимого результата без грамотных методов, которые заключаются в совместном обучении всех учащихся, отказе от изучения материала только с помощью зубрежки, использовании наглядных пособий и т. п. В третьей же части своей записки Ф. Эпинус доказывал, что австрийская система целиком и полностью может быть перенесена на российскую почву, причем как структура учебных заведений, так и методы преподавания. Первым шагом к реализации данных преобразований должно стать учреждение учительских семинарий в Петербурге, Москве, Казани и Киеве. В заключительной, четвертой, части записки Ф. Эпинус доказывал императрице Екатерине, что австрийская система наиболее близка к российской действительности. Ф. Эпинус прекрасно понимал, что одной его записки для реформирования образовательной системы в России недостаточно, поэтому он предлагал учредить школьную комиссию, которая более детально изучит австрийский опыт и составит подробный проект реформы.
Екатерина II с большим интересом изучила предложения Ф. Эпинуса и, воспользовавшись предложением самого австрийского императора Иосифа II, пригласила в Россию для реализации преобразований в образовательной сфере Федора Ивановича Янковича де Мириево и создала 7 сентября 1782 г. комиссию «Об учреждении в России народных училищ». Во главе комиссии был поставлен П.В. Завадовский, а ее членами стали Ф. Эпинус и секретарь императрицы П.И. Пастухов. В качестве советника-эксперта в комиссию был включен Ф.И. Янкович. Основной задачей данной Комиссии было обозначено «учредить в империи нашей народные школы ... в наилучшем порядке и в совершенном единообразии» [3, № 15507]. Иначе говоря, предполагалось учредить школы для детей всех сословий и обучение в них вести с помощью новых методик.
Комиссия начала работать достаточно оперативно: первое заседание состоялось 13 сентября 1782 г., а уже 21 сентября Екатерине II был представлен разработанный Ф. И. Янковичем «План к установлению народных училищ
Российской империи». План состоял из трех частей: учебной, составленной Янковичем, политической или административной и экономической. 27 сентября 1782 г. первая часть данного плана с небольшими изменениями была утверждена. Согласно плану, предполагалось создать главные, средние и малые народные училища, подготовить учебную литературу и учителей. Чисто технически задуманные преобразования в общих чертах копировали австрийскую систему. Однако лица, которым следовало воплощать в жизнь данные идеи, подошли к своей задаче творчески. Как писал историк народного образования С. В. Рождественский, Янкович сам был «живой педагогической силой, благодаря которой система имела успех» [5, с. 555]. По учебному плану, который был осуществлен сначала в виде опыта в Петербургской губернии, народные училища разделялись на три разряда: малые, средние и главные. Малые училища должны были состоять из двух классов, средние из трех, а главные - из четырех. Все одногодичные, за исключением четвертого, в котором полагалось два года ученья. Однако первым шагом в реализации реформы было издание учебной литературы и подготовка учителей. В течение первого года были разработаны учебники для первых классов малых училищ. Написание и издание учебников для старших классов затянулось более чем на 10 лет. К 1786 г., завершению первого этапа школьной реформы, было издано 27 учебников. Большинство из них были переведены Янковичем с немецкого и сербского языков [2, с. 38].
Одновременно с изданием учебной литературы была начата подготовка учительских кадров. Первоначально был использован потенциал духовных учебных заведений. Из Александро-Невской, Смоленской и Казанской семинарий, а также Славяно-греко-латинской академии были отобраны лучшие ученики. Янкович лично их обучил новым методам преподавания. Главным новшеством в методике преподавания была «катехизация, то есть учащимся предлагались вопросы из излагаемого материала и ответы на них, тогда как прежде учитель задавал уроки, не уточняя, справляются ли с ним ученики» [7, с. 190]. Свои взгляды на проблему подготовки учителей Ф.И. Янкович изложил
в «Руководстве учителям первого и второго классов народных учителей Российской Империи, изданном по Высшему повелению Царствующей Императрицы Екатерины II» [9, с. 248-252]. Данное руководство было написано по образцу австрийского и разъясняло учителям основные правила разумного преподавания.
Руководство состояло из четырех частей, «из которых первая содержит в себе учебный способ, вторая - учебные предметы, в первом и втором классах преподаваемые, третья же - звания, качества и поведение самого учителя, а четвертая - школьный порядок» [9, с. 248]. Как на одно из главных новшеств, в процессе обучения Янкович указывает на необходимость совокупного наставления. Сущность совокупного обучения заключалась в том, что учитель излагал новый материал не каждому ученику персонально, а классу в целом, чтобы после ответа одного все остальные могли продолжить обучение. Для соблюдения порядка в классе никто из учеников не должен был отвечать без специального позволения учителя. В то же время Янкович считал, что учителю следует с отстающими учениками дополнительно заниматься. Особое внимание Янкович уделил званию «учитель». Учителя должны «заступать у учеников место родителей» [9, с. 250]. Поэтому учитель должен обладать рядом качеств, таких как благочестие, любовь к ученикам, бодрость духа, терпение и прилежание.
В 1783 г. в Петербурге было открыто Главное народное училище. Оно состояло из четырех классов: в двух младших преподавали подготовленные Янковичем учителя; а в двух старших, фактически бывших «педагогическими курсами», - профессора Академии наук. Помимо Главного училища, по австрийской системе предполагалось создать еще малые и средние училища. Малые училища должны были состоять из двух классов, средние из трех, а главные - из четырех. Все одногодичные, за исключением четвертого, в котором полагалось два года ученья. В течение первых четырех лет были созданы в Петербургской губернии помимо Г лавного еще и малые училища.
В 1786 г., после успешного функционирования училищ в Петербургской губернии, началось массовое открытие училищ по стране. Законодательной основой создания сети образовательных учреждений в стране стал Устав народных училищ, принятый 5 августа 1786 г. [4, № 16421]. Комиссия о народных училищах, открывшая школы, была переименована в Главное училищное правительство, правда, на местах своих органов оно не имело, и вновь открываемые училища подчинялись губернским властям.
Согласно принятому уставу, одной из главных задач народных училищ должно стать воспитание юношества. Устав предполагал создание главных и малых народных училищ во всех губерниях и наместничествах Российской империи для всех сословий, кроме крепостных. Как видно, Устав отошел от первоначального плана и утвердил создание двух, а не трехступенчатой системы, целесообразность которой доказал первый опыт существования училищ в Петербургской губернии. Училища должны были существовать за счет местных, городских и сельских бюджетов, частных пожертвований и оплаты за обучение тех, кто принимался сверх установленного правилами приема.
Мы не будем останавливаться на анализе принципов обучения в училищах, есть много специальной педагогической литературы по данной теме [1]. Следует заметить, что школьная реформа Екатерины II была самой последовательной и продуманной: в стране создана сеть общедоступных учебных заведений. Однако уже с первых лет функционирования данных училищ стали очевидны недостатки новой системы. Сюда можно отнести отсутствие достаточного финансирования, недостаток учебников и грамотных учителей, но самое главное - в обществе не было понимания значимости получения образования. Так, когда в 1788 г. О.П. Козодавлеву было поручено произвести ревизию народных училищ в 10 наместничествах, он отметил малое число учащихся в старших классах училищ. Родители считали, что их детям нужны только предметы двух низших классов, «да и то по причине чтения и чистописания», а прочие науки бесполезны. «Всякий знает, что для снискания
места в гражданской службе нужно одно токмо чистописание, почему и невозможно ожидать, чтобы многие детей своих посылали в высшие классы; следовательно, главныя народные училища и не могут приносить государству ожидаемыя пользы». По мнению Козодавлева, следовало сблизить каждого с наукой «корыстью», а для этого не принимать на государственную службу не прошедших университетских наук, а для поступления в университет необходимо пройти главное училище. Нужно заметить, что вообще отношение главных училищ к университету осталось невыясненным - можно было из них прямо поступать в университет или нельзя. По мнению О.П. Козодавлева, «учреждение университетов должно было увенчать систему народного образования, заботы о котором останутся навсегда одним из лучших преданий века» [10, с. 48-53]. Предложения О.П. Козодавлева находятся в русле указа Екатерины II «О составлении плана для заведения университетов в Пскове, Чернигове и Пензе», изданного 29 января 1786 г. [4, №16315]. Однако Комиссия так и не разработала плана реформирования университетов, что будет сделано уже в царствование Александра I.
Библиографический список
1. Алешинцев, И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX вв.) [Текст] / И.А. Алешинцев. - СПб.: издание О. Богдановой, 1912 - IX, 346, VI с.; Константинов, Н.А. Очерки по истории начального образования в России [Текст] / Константинов Н.А., Струминский В.Я. - М.: Учпедгиз, 1949. - 207 с.; Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст] / А.Н. Джуринский. - М.: ВЛАДОС-пресс , 2003. - 400 с.
2. Воронов, С.А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1728 г. включительно [Текст] / С.А. Воронов. -СПб.: тип. Сената, 1848. - III, 126 с.
3. Первое полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXI.
4. Первое полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXII.
5. Рождественский, С.В. Очерки по истории народного просвещения в России в XVIII -XIX вв. [Текст] / С.В. Рождественский. - СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1912. - Т. 1. - IX, 679, 48 с.
6. Российский государственный архив древних актов. - Ф. 10. - Д. 434.
7. Титков, Е.П. Образовательная политика Екатерины Великой [Текст] / Е.П. Титков; науч. ред. Е.В. Кузнецов. - М.: Изд. МПГУ, 1999. - 481 с.
8. Толстой, Д.А. Городские училища в царствование Екатерины II [Текст] / Д.А. Толстой // Записки Императорской академии наук. - СПб.: Тип. Акад. наук, 1886. - Т. КТУ. -Приложение № 1.
9. Янкович Ф.И. Руководстве учителям первого и второго класса народных учителей // Антология педагогической мысли России XVIII в. - М.: Педагогика, 1985. - С. 248-252.
10. Сухомлинов, М.И. История Российской Академии [Текст] / М.И. Сухомлинов. -СПб.: Тип. Акад. наук, 1882 с. - Выпуск 6. Приложение к XLII т. «Записок императорской Академии наук».
Bibliography
1. Aleshintsev, I.A. History of Gymnasium Education in Russia (XVIII and XIX Centuries) [Text] / I.A. Aleshintsev. - SPb.: O.Bogdanova’s Printery, 1912. - 346 p.
2. Dzhurinsky, A.N. History of Education and Pedagogical Thought [Text] / A.N. Dzhurinsky. - М: VLADOS-PRESS, 2003. - 400 p.
3. Konstantinov, N.A. Sketches on Elementary Education in Russia [Text] / N.A. Konstantinov, V.Ya. Struminsky. - M: Uchpedgiz, 1949. - 207 p.
4. Rozhdestvensky, S.V. Sketches on the History of National Education in Russia in XVIII-XIX Centuries [Text] / S.V. Rozhdestvensky. - SPb.: M.A.Aleksandrov’s Printery, 1912. -V.1. IX, 679, 48 p.
5. Sukhomlinov, M.I. History of the Russian Academy [Text] / M.I. Sukhomlinov. - SPb.:
Academy of Sciences Printery, 1882 p. - Issue 6. The Appendix to V. XLII «Notes of the
Imperial Academy of Sciences».
6. The First Complete Set of Laws of the Russian Empire. - SPb., 1830. - V. XXI.
7. The First Complete Set of Laws of the Russian Empire. - SPb., 1830. - V. XXII.
8. The Russian State Archive of Ancient Acts. - F. 10. - D. 434.
9. Titkov, E.P. Educational Policy of Catherine the Great [Text] / E.P.Titkov; Scient. Edit. RV. Kuznetsov. - М: MPSU, 1999. - 481 p.
10. Tolstoy, D.A. City Specialized Schools During the Reigning of Catherine II [Text] / D.A.Tolstoy // Notes of the Imperial Academy of Sciences. - SPb.: Academy of Sciences Printery, 1886. - V. LIV. - Appendix № 1.
11. Voronov, S.A. Historical-and-Statistical Review of Educational Institutions of St.-Petersburg Educational District from 1715 till 1728 [Text] / S.A. Voronov. - SPb.: Senate Printery, 1848. - III, 126 p.
12. Yankovich, F.I. Guide for the Teachers of the First and the Second Classes of Public Teachers // Anthology of Pedagogical Thoughts of Russia in XVIII Century. - М: Pedagogics, 1985. - P. 248-252.