Научная статья на тему 'Освещение проблемы мультикультурализма в медиасреде США'

Освещение проблемы мультикультурализма в медиасреде США Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
751
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ахтямова А. С.

Автор предпринимает попытку рассмотреть проблему мультикультурного дискурса в США сквозь призму медийного освещения. На основе анализа широкого круга литературы и современной ситуации автор дает характеристику современным средствам массовой информации США с точки зрения политической ангажированности ресурсов и подачи средствами массовой информации новостей, касающихся мультикультурной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA COVERAGE OF THE PROBLEM OF MULTICULTURALISM IN THE USA

The author makes an attempt to consider the problem of multicultural discourse coverage in the American media. Drawing on the analysis of the current affairs in the USA and research findings of foreign and Russian authors linkages are made between the perceived effects of globalization and the world's media, the policy of conglomerates controlling media resources and the coverage of ethnic news, the rise of multicultural marketing and the rise of ideological diversity instead of diversity in practice.

Текст научной работы на тему «Освещение проблемы мультикультурализма в медиасреде США»

Вестник Башкирского университета.2006.№4.

163

УДК 1

ББК 87.223.233

ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В МЕДИАСРЕДЕ США Ахтямова А.С.

Автор предпринимает попытку рассмотреть проблему мультикультурного дискурса в США сквозь призму медийного освещения. На основе анализа широкого круга литературы и современной ситуации автор дает характеристику современным средствам массовой информации США с точки зрения политической ангажированности ресурсов и подачи средствами массовой информации новостей, касающихся мультикультурной проблематики.

Современная культурная ситуация характеризуется глобальным развитием медиа-ресурсов, ускорением процесса создания и распространения средств глобальной коммуникации, национальных и транснациональных средств массовой информации.

С развитием Интернета медиа-сеть охватывает даже самые удаленные точки планеты и поистине становится государством в государствах, оказывая воздействие на социум как внутри национальных государств, так и в мировом масштабе.

Казалось бы, национальные СМИ более не подвержены абсолютному контролю над потоками информации; а также никто не может, включая даже националистические режимы, предотвратить доступ населения к сети Интернет для получения альтернативной информации. Здесь необходимо отметить, что большая часть мировых средств массовой информации, в частности, в США контролируются крупными медиахолдингами, которые являются лидирующими игроками мирового рынка СМИ. Компании Disney, Viacom (CBS Corporation), Time Warner, Rupert Murdoch's News Corp, Bertelsmann и General Electric вместе владеют более чем 90% американского медиарынка.

Таким образом, не будет преувеличением сказать, что средства массовой информации реализуют политику, которая полностью отвечает интересам контролирующих их групп. Посредством СМИ реализуется идеологическая политика как внутри страны, так и за ее пределами. Даже самые крупные издания Америки, которые претендуют на объективность изложения материалов, не открыто, но придерживаются определенных политических взглядов. Например, влиятельная газета «The New York Times» общепризнанно считается леволиберальным изданием, в то время как «The Wall Street Journal» более тяготеет к правому крылу политического спектра. Журналы «Time» and «Newsweek» умеренно левые издания, в то время как «U.S. News» - правое, хотя все три издания стремятся к объективному изложению материалов, например, журнал «Time» называет «Персону года», «U.S. News» публикует ежегодные рейтинги американских колледжей и университетов.

На рубеже 80-х и 90-х годов XX века именно корпоративные СМИ сделали вопросы мультикуль-турализма и толерантности достоянием широкой общественности в США, обвинив академический мир - наследников бурных 60-х, перешедших от уличных демонстраций в аудитории, в своеобразной тирании гражданских прав и политической корректности, в дискриминации против белого большинства, в том, что они сделали из университетов мини-государства с авторитарными режимами. При этом пресса не просто вызвала интерес к данной проблематике, а в достаточно короткий срок сформировала негативное отношение общественности [1].

Проблема этнической стереотипизации, и вообще представления вопросов, связанных с культурой меньшинств, понятиями расы, этничности в СМИ, хорошо изучена в западной науке. К примеру, исследования в рамках дискурс-анализа показали, что медиа освещение действительно формирует общественное мнение о меньшинствах (Van Dijk, 1987). На основе качественного анализа интервью с иммигрантами, проживающих в бедных кварталах американских городов, Тойн А. ван Дейк обнаружил, что СМИ наряду с личным опытом и слухами составляют один из главенствующих источников историй об этнических меньшинствах для «белого» населения. СМИ являются ключевым элементом в присвоении и воспроизведении общего социального знания об этнических меньшинствах [2].

По мнению американского исследователя медиасреды Родни Бенсона (Rodney Benson), средства массовой информации, акцентируя внимание на криминальных новостях, используя «жареные сенсационные» факты невольно создают расовые стереотипы, так как преступления по большей части совершаются людьми из малообеспеченной среды, значительную часть которой составляют латиносы и чернокожие. И мало внимания уделяется не меньшинствам, как считают мультикультуралисты, а представителям доминантного населения, которые также теряют работу, совершают преступления - это как раз те новости, которые смогли бы разрушить ту автоматическую ассоциацию, которую

164

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

американцы делают между меньшинствами и социальными проблемами [3].

Средства массовой информации всегда считались зеркалом (в большей степени «кривым») общества. С одной стороны, если это зеркало создает образы, посредством которых интерпретируется большая часть социальной жизни, то возникают опасения в том, что искаженные зеркалом образы могут в свою очередь породить предрассудки у аудитории. С другой стороны, если предрассудки получили распространение в обществе, а следовательно и среди журналистов (по большей частью «белых»), то средства массовой информации будут отражать эти предрассудки [4].

Еще одним немаловажным фактором является то, что пропасть между реальным многообразием и идеологическим многообразием в медиа-среде расширяется, потому что журнализм в этой сфере все больше связан с мультикультурным маркетингом и областью PR - связей с общественностью. В 80-90-е годы СМИ характеризуются все большей сегментированностью и поляризацией, массовые печатные и электронные СМИ уступают место изданиям и каналам, ориентированным на определенные целевые аудитории, среди которых меньшинства занимают далеко не последнее место. Путь к новым аудиториям находят испаноязычная пресса, ТВ и радио-каналы. Вместо неэффективного массового маркетинга медийные структуры начинают работать по пути строго направленного целевого маркетинга. Например, испаноязычная телевизионная сеть Univision имеет более 600 местных филиалов в США.

В исследовании Европейского Мониторингового центра по вопросам расизма и ксенофобии (European Monitoring Centre on Racism and Xenophobia, Vienna) отмечается, что образ иммигрантов и интерпретация этнических взаимоотно-

шений в СМИ не обязательно сознательно искажаются, а скорее СМИ - влиятельная составляющая более значительного процесса воспроизводства социальных представлений в публичной сфере. Журналисты и издания часто воспроизводят формы этнического неравенства «случайно», например, в силу профессиональной рутины и ограничений, связанных с процессом производства новостей. Расизм в СМИ часто не очевиден: скрытые стереотипные представления, обобщающие или оправдательные заявления, или даже отсутствие точки зрения этнических меньшинств в публикациях, репортажах о них - все это рождает предрассудки и легитимизацию сегрегационных практик и враждебности по отношению к меньшинствам [4].

Также не стоит забывать, что с течением времени в странах с устоявшейся традицией существования этнических меньшинства, таких как США, группы сами обрели больший доступ к прямому представлению своих интересов в СМИ, таким образом, способствуя более сбалансированной картине культурного многообразия.

Проблема медийной составляющей мульти-культурного дискурса является достаточно сложной. С одной стороны, СМИ формируют сильную оппозицию мультикультурным процессам в обществе, с другой стороны, мультикультурное общество приспосабливает под себя медиа-ресурсы, а также активно их использует для представления и лоббирования насущных проблем меньшинств. На современном этапе развития американского общества можно с уверенностью констатировать, что эпоха мультикультурных войн в СМИ миновала: политическая элита и общество инкорпорировали идеи многообразия. Сумеет ли американское общество совместить мультикультурализм с извечным стремлением нации к единству - этот вопрос пока остается открытым.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тлостанова М. Западные СМИ и мифология толерантности.// ПРАВО ЗНАТЬ: история, теория, практика. М., сентябрь-октябрь 2003 г. № 9-10 (81-82) / http://www.ksdi.ru/right/2003_81-82(9-10)/tlostanova_9_10.html

2. Van Dijk, T. A. Communicating Racism. Ethnic Prejudice in Thought and Talk. Newbury Park, CA: Sage, 1987. p.245

3. Benson R. American journalism and the politics of diversity // Media, Culture & Society, Vol. 27, No. 1, 520 (2005) /http://mcs.sagepub.com/cgi/reprint/27/1/5.pdf

4. Racism and Cultural Diversity in the Mass Media. An overview of research and examples of good practice in the EU Member States, 1995-2000 // http://eumc.eu.int/eumc/material/pub/media_report/MR-CH4-8-Italy.pdf.

Поступила в редакцию 20.09.06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.